аутогенная тренировка автор филатов а т

Филатов А.Т.. Книги онлайн

аутогенная тренировка автор филатов а т

Аркадий Тимофеевич Филатов (1925- 1996) — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой Украинского института усовершенствования врачей (Харьков).

1973–1992 — зав. кафедры психотерапии. Огромное внимание профессор А.Т. Филатов уделил развитию психогигиены в спорте, промышленности и на транспорте.

Ещё в 1969 профессор А.Т. Филатов начал работу по психологической подготовке спортсменов-велосипедистов. В последующем была развёрнута психопрофилактическая работа и в других видах спорта. Профессор А.Т. Филатов провёл большую работу по повышению психологической устойчивости спортсменов-велосипедистов перед и во время Олимпиады-80, за что Спорткомитетом СССР ему была объявлена благодарность.

Книги (1)

В книге изложено содержание аутогенной тренировки и самовнушений для спортсменов.

На основании собственного опыта работы в спортивных командах, анализа литературы, отзывов спортивных врачей, овладевших под руководством автора методами психотерапии, описываются приемы и содержание формул аутогенной тренировки спортсменов.

Книга содержит общую и специальную часть. В первой приведены формулы успокаивающего и мобилизующего вариантов, которые должен освоить любой спортсмен вне зависимости от вида спорта. Во второй части рассмотрены приемы и формулы, специальные для ряда видов спорта. Приводится разработанная автором система эмоционально-волевой подготовки спортсменов.

Большое внимание уделено вопросам предупреждения невротических реакций у спортсменов с помощью специальных упражнений аутогенной тренировки.

Источник

1987 Филатов А.Т. Аутогенная тренировка

by Maria • 17.10.2015 • 2 комментария

аутогенная тренировка автор филатов а тА.Т. Филатов, доктор медицинских наук, на основании своего опыта работы со спортивными командами и представителями различных видов спорта рассматривает аутогенную тренировку как метод гармоничного развития психических способностей и личности спортсмена. Обобщив три основных источника АТ: учение о самовнушении, гипноз и практику йоги, автор продолжает вслед за Шульцем и другими учеными исследовать возможности аутотренинга и разрабатывать приемы психической саморегуляции.

Он предлагает свою систему – «эмоционально-волевая тренировка» (ЭВТ), которая шире, чем АТ, и включает биологический, психологический и социальный тренинг. Аутогенная тренировка, в свою очередь, включает успокаивающую и мобилизующую части, и разбита на этапы в зависимости от задач и времени проведения – до, в процессе или после соревнований. Важная роль отведена самоисследованию и изучению характера и личностных качеств тренируемого, а также их коррекции. Отдельная глава посвящена восстановлению после физических травм и работе с невротическими состояниями и реакциями, в том числе психосоматическими расстройствами.

Вторая часть книги посвящена особенностям применения АТ в разных видах спорта. Во внимание принимаются такие факторы как вид физического движения, характер соприкосновения спортсменов, наличие зрителей, специфика эмоций, восприятие времени и др. Составлены психограммы и самовнушения, даны рекомендации по 28 наиболее популярным командным и индивидуальным видам спорта.

Источник

Глава 4. Применение аутогенной тренировки у здоровых людей

Аутогенная тренировка в спортивной практике

Психокоррекция в спорте.

Аутогенная тренировка в спорте используется не только в целях «оптимизации боевого состояния» спортсмена и повышения спортивной результативности. Существенная роль отводится методу в коррекции невротических реакций, не так уж редко встречающихся в спортивной практике. Учитывая, что в спортивной медицине эти реакции не рассматриваются как патологические и, следовательно, не являются основанием для ограничений спортивной деятельности, специалистами в области прикладной психотерапии были разработаны свои, отличные от общепринятых, классификации невротических реакций [Филатов А. Т. и др., 1982]. Такой подход вряд ли является достаточно обоснованным и плодотворным. Скорее он противоречив. Так, например, высказывая мнение, что «невротические реакции спортсменов. Не могут быть отнесены к неврозам», А. Т. Филатов и соавт. (1982), тем не менее, в предлагаемую ими классификацию включают «обсессии», «спортивные фобии» и т. д. Возникает вопрос: а если фобия будет, скажем, «водительская» или «водолазная»? Изменится ли от этого ее сущность? Большинство отечественных авторов выделяют три основные формы неврозов: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний [Карвасарский Б. Д., 1980; Свядощ А. М., 1982, и др.]. В Международной классификации болезней IX пересмотра содержится 9 форм неврозов: невроз тревоги (страха), истерический невроз, фобии невротические, навязчивости, депрессивный невроз, неврастения, синдром деперсонализации невротический, ипохондрический невроз, другие невротические расстройства. В. Н. Мясищев, классифицируя неврозы по течению, выделял 2 формы: реактивную, связанную с психотравмирующей ситуацией, и невроз развития, определяющее значение при котором имеет структура личности. Рассматривая неврозы, В. В. Ковалев определяет 3 этапа развития заболевания: невротическая реакция, невротическое состояние, невротическое развитие. По-видимому, в предложенные схемы укладываются все известные в настоящее время формы неврозов, их синдромов и невротических реакций, в том числе и спортивных. Нам представляется, что и спортсмен не гарантирован от любой формы истинного невроза, если его преследуют неудачи. Что же касается астенических состояний утомления и переутомления в большом спорте, то они выступают исключительно частыми признаками экстремального напряжения нервной системы спортсмена. Дискуссионной является группировка таких расстройств, однако это не должно отражаться на лечебной тактике. Примером может быть сотрясение головного мозга у боксера от удара в голову, иногда с чрезвычайно тяжелым исходом. Эта закрытая травма мозга, как почему-то полагают некоторые тренеры и даже спортивные медики, «теряет» свое патологическое звучание, если при ее обозначении ограничиться термином «нокаут».

В настоящее время спортивной медициной накоплен значительный опыт по изучению влияния аутогенной тренировки на психофизиологическое состояние здоровых людей. В частности, было выявлено, что обучение здоровых людей аутогенной тренировке должно носить характер гетеротренинга, однако при этом подчеркивается особая роль самостоятельных занятий в усвоении упражнений [Филатов А. Т., 1975; Алексеев А. В., 1978]. Это обусловлено тем, что, как показали исследования, у здоровых людей аутовнушаемость преобладает над гетеровнушаемостью. Специалисты отмечают, что методы обучения должны быть простыми и доступными, а словесные формулы — конкретными и всегда включать указание об ожидаемом результате. В многочисленных исследованиях было показано, что под влиянием аутогенной тренировки происходит повышение физической выносливости спортсмена, улучшаются показатели времени реакции и скорости восприятия, повышается мотивация и волевые качества спортсмена. Важное значение придается коррекции с помощью аутогенной тренировки особенностей личности спортсмена [Филатов А. Т. и др., 1982]. При этом аутовоздействие в первую очередь направлено на мотивационные установки, черты характера и темперамента, которые в основном определяют психическое состояние и реактивность в сложных условиях соревновательной деятельности. Широко применяется в спорте отработка предстоящих физических упражнений на уровне воображения в состоянии аутогенного расслабления («идеомоторная тренировка»).

В работах многих авторов было показано, что при использовании аутогенной тренировки происходит более полное и быстрое восстановление работоспособности, снижается излишнее нервно-эмоциональное напряжение, улучшается настрой на деятельность, повышаются мотивация к достижению успеха и спортивная результативность. Большинство авторов подчеркивают особую роль мышечного расслабления в купировании и коррекции явлений перевозбуждения, страха и апатии перед соревнованиями и стартами. При этом под влиянием целенаправленного аутовоздействия отмечается нормализация основных физиологических показателей и оптимизация психофизиологического реагирования. Разрабатываются вопросы психической саморегуляции спортсменов с учетом особенностей их характера и темперамента. В частности, исследования Б. А. Вяткина показали, что у лиц с сильным уравновешенным типом высшей нервной деятельности лучший эффект оказывают упражнения, направленные на мобилизацию психофизиологических резервов организма, в то время как у эмоционально-возбудимых людей целесообразно использовать приемы, направленные на повышение чувства уверенности в себе, в своих силах и возможностях, а также методы коррекции повышенного эмоционального напряжения.

Кроме аутогенной тренировки, в спортивной практике активно используется ряд других психотерапевтических методов и приемов; гипноз [Кузьмин В. В., 1982; Шерцис Б. М., 1982], приемы «прямой и непрямой деактуализации соперника», «снятия запрета на ошибку и поощрения силовой борьбы». Многие разрабатываемые в рамках спортивной медицины методы психической саморегуляции и психологической подготовки могут активно использоваться в целях профессионально-психологической подготовки различных специалистов. В частности, можно назвать методику «эмоционально-волевой тренировки» парашютистов [Соборнов Г. Н., 1982], метод «средовой адаптации» с использованием аутогенной тренировки, предложенный Л. П. Яцковым (1982) для психологической подготовки спортсменов-подводников, приемы психологической подготовки гонщиков [Мартыненко А. А., 1982] и др.

Применение аутогенной тренировки в спорте, получившее широкое распространение у нас в стране и в других странах Европы, пока еще с оттенком скептицизма воспринимается некоторыми американскими специалистами. Так, В. Cratty в переизданной у нас книге «Психология в современном спорте» (1978, 130), отзываясь о методе прогрессирующей релаксации и аутогенной тренировке, пишет: «Этими методами иногда пользуются сами спортсмены, в других случаях они применяют их под руководством специалистов, однако, насколько мне известно, до сих пор нет достаточно систематических исследований, которыми бы подтверждалась или отрицалась эффективность этих методов в спорте». По-видимому, можно выразить только сожаление по поводу недостаточной информированности американского коллеги.

В целом, в настоящее время уже не вызывает сомнения положение о том, что при равенстве физической подготовленности и одинаковом уровне тренированности психическая готовность и способность к психофизиологической мобилизации становятся одними из решающих факторов победы и преодоления «соревновательного стресса».

Источник

Глава 4. Применение аутогенной тренировки у здоровых людей

Аутогенная тренировка в спортивной практике

Система эмоционально-волевой подготовки (ЭВП) спортсменов.

Система эмоционально-волевой подготовки состоит из 10 этапов [Филатов А. Т. и др., 1982], которые, однако, в конечном счете можно свести к 5 основным подзадачам: 1) изучение личностных качеств спортсмена; 2) обучение успокаивающему варианту аутогенной тренировки; 3) обучение мобилизующему варианту; 4) применение ЭВП до, во время и после тренировок и соревнований (здесь автором выделяются отдельные «этапы»); 5) работа над совершенствованием личных качеств с помощью ЭВП. Обучающий курс проводится под руководством психотерапевта или психолога (2—4 занятия гетеротренингом в неделю). Индивидуальные занятия проводятся ежедневно, как минимум 3 раза: сразу после пробуждения, не вставая с постели, во время перерыва на работе и перед сном. Вначале усваивается «успокаивающая часть» ЭВП. После вызывания «маски релаксации» спортсмен последовательно расслабляет мышцы шеи, груди, живота, спины, рук, ног, внушая себе: «Мышцы шеи полностью расслаблены. Мышцы груди полностью расслаблены» и т. д. Одновременно психотерапевтом суггестируется: «Вы чувствуете полное успокоение. Все мышцы Вашего тела расслаблены. Нет никакого желания двигаться. Ничто вас не беспокоит. Ничто вам не мешает. Полное спокойствие вы чувствуете во всем вашем теле».

Последняя модификация ЭВП (1982) представляет собой творческую переработку и адаптацию к особенностям спортивной деятельности модификаций Г. С. Беляева и И. М. Перекрестова. Так, например, ощущения тяжести вызываются с помощью формул самовнушения в модификации Г. С. Беляева (используемых и нами в репродуктивной тренировке): «Я очень хочу, чтобы моя правая рука стала тяжелой», «Очень хочу, чтобы моя правая рука стала тяжелой» и т. д. до «Рука тяжелая». Однако между каждой фразой вводится «шепотный подтекст» (И. М. Перекрестов) психотерапевта. Аналогичным образом проводятся упражнения, направленные на вызывание ощущения тепла или легкости: «Я очень хочу, чтобы моя правая рука стала легкой». Психотерапевт суггестирует: «Вы чувствуете, как ваше самовнушение быстро действует. Ощущаете легкость в правой руке. Правая рука все легче, становится легче левой. Чувствуете, что правая рука меньше опирается на постель. Она действительно становится легкой, почти невесомой. Вы продолжаете внушать легкость правой руке. Мысленно повторяйте за мной следующую формулу самовнушения: «Очень хочу, чтобы моя правая рука. » и т. д. Используя в нашей последней модификации сходные приемы, которые, как показывает опыт, действительно чрезвычайно эффективны, в то же время можно отметить, что рекомендуемые А. Т. Филатовым формулы гетеросуггестии несколько растянуты, а применение последовательно укорачивающихся формул самовнушения при их значительном временном и, как следствие, смысловом и процессуальном «отрыве» друг от друга не играет той роли, которая им отводится в модификации Г. С. Беляева и наших совместных последующих модификациях [Беляев Г. С, Лобзин В. С., Копылова И. А., 1977].

В процессе ЭВП спортсмены обучаются приемам саморегуляции деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, при этом также используются достаточно (иногда, по нашему мнению, даже чрезмерно) широкие формулы гетеро- и аутосуггестии, что в известной мере сближает применяемые методы с приемами самогипноза или ступенчатого гипноза. На заключительных этапах ЭВП с помощью психотерапевта, психолога и тренера спортсмен составляет индивидуальный план воспитания (шестой этап по А. Т. Филатову) необходимых ему черт характера и совершенствования личностных качеств (десятый, заключительный, этап). Близкие по содержанию приемы рекомендовались нами [Решетников М. М., 1981] и другими авторами [Агишева Н. К., 1979]. Они будут подробно освещены при изложении нашей собственной модификации. Существует еще несколько вариантов методики аутогенной тренировки, созданных применительно к спортивной практике [Могендович М. Р., 1967; Черникова О. А., Дашкевич О. В., 1970, Чирадзе Г. В., 1975, и др.]. Различия этих методик, как правило, связаны со спецификой того вида спорта, применительно к которому они разрабатывались.

Читайте еще:

Хорошо, если у вас будет приятель, с которым можно посоревноваться. А еще лучше, если соберется небольшая компания, которая будет тренироваться на скорость запоминания. Тут должны появиться свои рекордсмены, и вот эти люди уже будут интересны лично мне. Если вы считаете, что развили свою.

Нет, увы, не получается у меня веселая картинка. Это вовсе не значит, что она невозможна; просто скажем так, что такой сюжет – счастливого бесплодия – редок, и в этом смысле не очень архетипичен. Как вообще редко человек может позволить себе загасить один из сильных инстинктов и остаться.

В 80-х годах тогдашнему госсекретарю США Джорджу Шульцу удивительно мало удалось сделать в первый год работы при президенте Рональде Рейгане. Несмотря на серьезную подготовку и большую практику выступлений перед публикой, казалось, что он совершенно неспособен сформулировать предлагаемую.

Что касается переживаний самого художника, который не может взволновать зрителя, оставаясь холодным то под этим житейским описанием подразумевается присутствие у художника достаточно сильной потребности познать и воплотить наряду с его безусловной вооруженностью природными способностями и.

На нынешнем уровне сознания мы не можем допустить существования древесных демонов, поэтому нам приходится утверждать, что первобытный человек галлюцинирует, т. е. слышит собственное бессознательное, спроецированное в дерево. Если это утверждение корректно — а я не знаю, как мы можем сегодня.

Если вы принимаете, что разум — это способность, обеспечивающая выживание, вам станут резать глаз все упоминания «правильного рассуждения», «мнений» и даже требование «хорошо применять его». Почему? Да потому, что вы почувствуете, что Декарт плавает не в том пространстве, где действует разум, а.

Автор нередко подкрепляет свои теоретические постулаты слиничными высказываниями, в том числе личностей, нравственность которых вызывает сомнение внутри этноса, к которому принадлежит эта личность. Между тем такой подход противоречит строгому требованию социологии: «Включение фактического знания.

Будучи, впрочем, далекой от упадка, идея равенства продолжает еще расти. Во имя этого равенства социализм, долженствующий, по-видимому, в скором времени поработить большинство народов Запада, домогается обеспечить их счастье. Его именем современная женщина требует себе одинаковых прав и.

До восемнадцати лет все ясно: «Нужно оторваться от родительского дома». Обычно даже в школе мы чувствуем себя вполне самостоятельными, оторванными от родителей. Постепенно связующая нить истончается.

Чтобы разонравиться кому-то, лучше всего выступить в роли типа, находящегося в информационном конфликте с типом вашего друга. Если вы грамотно и убедительно сыграете эту роль, ваша акция удастся, и партнер покинет вас с мыслью о том, что он очень вовремя и удачно выпутался из такой сомнительной.

Мы воображаем не поддающееся описанию давление, непомерную ответственность и много других пугающих последствий успеха. И все происходит следующим образом: Подсознательно мы знаем, что самодисциплина ведет к успеху. Таким образом, мы подсознательно боремся с самодисциплиной, не желая столкнуться.

Кроме координат и дуализма «разум/материя» Декарт получил еще большую известность, благодаря своему знаменитому высказыванию: «Мыслю, следовательно, существую». Мы можем сегодня только гадать, приведет ли дихотомия между разумом и материей к атрофии мышления о мысли.

Источник

Советы психолога: осваиваем аутогенную тренировку

аутогенная тренировка автор филатов а т

Мы с вами уже говорили о необходимости во время самоизоляции посвящать время самовосстановлению и саморазвитию. Обсуждали способы саморегуляции, приемы, позволяющие изменить эмоциональный настрой.

Еще одним способом регулирования своего состояния может стать аутогенная тренировка. Если вам стало интересно заниматься своим состоянием, улучшать его, попробуйте освоить новую для себя технику.

В основе аутогенной тренировки лежит установление связей между словесными выражениями (или образными представлениями) и регуляцией состояния отдельных органов. Смена расслабления и напряжения – один из методов тренировки подвижности основных нервных процессов (торможения и возбуждения). Начинать обучение методам аутогенной тренировки рекомендуется под руководством специалиста. Однако при его отсутствии комплекс можно освоить самостоятельно. Сегодня у многих для этого появилось время.

Ниже приводятся варианты аутогенной тренировки для самостоятельного освоения. Однако надо помнить, что эффект появляется не сразу, примерно после месяца регулярных тренировок.

Первая задача – научиться мышечному расслаблению и технике погружения в аутогенное состояние, включающее релаксацию и психологический комфорт. Начинать занятия лучше в удобном кресле с подголовником (кисти рук опущеы вниз, ноги стоят удобно, не перекрещены), или лежа на спине на кушетке (без подушки, руки вдоль тела ладонями вверх). Никаких отвлекающих факторов. Глаза закрыты. Главное – ощущение удобства позы.

При овладении комплексом аутогенной тренировки следует помнить:

1. Никакого насилия над собой, все должно происходить как бы само собой, при отсутствии внутренних конфликтов. Заставлять себя это всегда напряжение, а ваша задача – расслабление!

2. Выполнение упражнений должно происходить на фоне ощущения телесного, а в последующем и психологического комфорта.

Поэтому осваивая аутотренинг, постоянно обращайте внимание на позу: удобно ли вы сидите, лежите, нет ли ощущения неудобства, напряженности в какой-то части тела.

Предлагаем вам освоить азы аутогенной тренировки по следующему алгоритму. Установите спокойное, глубокое дыхание с продолжительным выдохом (соотношение продолжительности вдоха-выдоха примерно один к двум). Мысленно очертите вокруг себя сферу и представьте, что все за ее пределами не имеет к вам никакого отношения. Ни события, ни звук, ни свет – ничего! Все внимание только на своем теле. Мысленно повторяйте про себя фразу: «Я постепенно успокаиваюсь и сосредотачиваюсь на своем теле». Сначала в обычном темпе, потом все медленнее, медленнее, как бы перебирая по отдельной букве. Когда почувствуете покой в теле, сконцентрируйте фокус внимания на кисти правой руки (для левшей – левой). Вскоре вы ощутите приятное потепление, некоторую тяжесть, возможно покалывание, приток крови к кисти. Это ощущение будет подниматься вверх по руке, и вы почувствуете, как вся рука становится более теплой и приятно потяжелевшей. Закрепите эти ощущения повторив про себя в замедленном темпе: «Моя правая рука приятно теплеет и тяжелеет!» Запомните ощущения в правой руке и медленно перенесите фокус своего внимания на другую руку, повторив то же самое.

Когда обе руки станут теплыми и потяжелевшими, вы почувствуете приятную истому и расслабление во всем теле, состояние безмятежности, лени. Доставьте себе несколько минут удовольствия, пребывая в этом состоянии, приятном и полезном. Запомните это состояние каждой клеточкой своего отдыхающего тела. С каждым разом это состояние будет достигаться все легче, и будет все более глубоким (но регулируемым) и приятным.

Вторая задача – научиться выходить из состояния аутогенного погружения. Дайте себе внутреннюю установку на выход. Сделайте дыхание более частым и отрывистым. Сначала медленно, а потом все быстрее пошевелите пальцами рук и ног. С глубоким выдохом сбросьте руки вниз. Откройте глаза, улыбнитесь и громко произнесите «бодрость» или другое слово по вашему выбору. При правильном проведенном выходе вы почувствуете, что прекрасно отдохнули, бодры, полны сил и оптимизма. Если вы занимаетесь перед сном в постели, то выход делать не нужно: постепенно вы заснете, и сон ваш будет глубокий и сладкий.

После нескольких дней упражнений по 15–20 минут 2–3 раза в день тепло в руках и общее расслабление будут возникать все быстрее. Тогда после концентрации внимания на руках, переводите фокус внимания на свое лицо (как бы глядя на него со стороны и представляя выражение спокойствия и блаженства), затем на ноги, туловище. Если вы не страдаете язвой желудка, хорошие результаты дает упражнение концентрации внимания в области солнечного сплетения с мысленным повторением: «Ощущаю приятное тепло в солнечном сплетении».

В зависимости от возможностей, ваш сеанс аутогенной тренировки может составлять от 5 минут до часа. При регулярных упражнениях большинство занимающихся за 2–3 недели осваивают вхождение в состояние аутогенного погружения, отдыхают в этом состоянии, получают телесное и душевное удовольствие, сбрасывают груз волнений, забот, стрессов. Занятия аутогенной тренировкой становятся такой же привычкой, как ежедневная зарядка, чистка зубов, душ и т.д. Лучшее время для занятий: утром после пробуждения, в начале обеденного перерыва (до еды), после возвращения домой с работы, перед сном в постели. Когда состояние мышечной релаксации и общего аутогенного погружения запомнилось телом, можно переходить к занятиям по сокращенной программе в «полевых» условиях: в транспорте, в очереди, на скамейке в сквере, в приемной начальника и т.д. По времени это может быть 2–3 минуты, которые, тем не менее, помогут успокоиться (перед важным разговором), отдохнуть, отвлечься от мрачных мыслей, настроиться на успех в предстоящей деятельности.

Третья задача комплекса – использование формул самовнушения. Их роль в достижении желаемых результатов велика и обусловлена тем, что в состоянии аутогенного погружения человек становится во много раз более внушаем.

Самовнушение – сложный волевой процесс, обеспечивающий подготовку организма к определенному действию (реакции) и при необходимости его реализацию. Человек может внушить себе радость, бодрость и другие ощущения, которые улучшают самочувствие, поднимают настроение. Самовнушение влияет положительно не только на психику человека, но и на состояние его внутренних органов. Наша эмоциональная жизнь во многом зависит от состояния вегетативной нервной системы, на которую невозможно воздействовать волевыми командами. Но если использовать образы, то она вам подчинится. Например, если использовать фразу и образное представление: «Моя рука опущена в теплую воду», можно постепенно реализовать это ощущение. Важно подчеркнуть, что при этом не просто возникает субъективное чувство, а объективная физиологическая сосудистая реакция. Опыты показали, что местная температура кожи при этом повышается на 3–4 десятых градуса.

Таким образом, используя образные представления, можно научиться вызывать прилив тепла к конечностям, что также в значительной степени углубляет чувство покоя. В состоянии глубокой дремоты, когда кора головного мозга частично заторможена, человеческий мозг восприимчив к поступающей информации. На этом принципе построено, например, обучение иностранному языку во сне, гипнопедия и аутогенная терапия. Формула самовнушения должна сочетаться с дыханием. При вдохе мысленно называется часть тела, куда мысленно направляется взгляд. При выдохе и паузе – расслабление. При этом надо представлять ощущение тепла и тяжести. Чем ярче эти представления, тем больше эффект. Мысленно повторяемые вами фразы обретут силу приказов гипнотизера, только теперь вы сами будете выступать и в роли гипнотизера и в роли гипнотизируемого. Приведем несколько примеров таких фраз (формул) для мысленного самовнушения, каждую из которых надо повторять по 10–20 раз, медленно, четко и уверенно.

«Все тело расслабленно и отдыхает».

«Я в состоянии приятной истомы и покоя».

«Я отдыхаю и заряжаюсь энергией».

«Я уверен(а) в себе и своем завтрашнем дне».

«Я заряжаюсь оптимизмом и душевными силами».

«Я решителен и настойчив».

«Мои способности раскрываются в работе все больше и больше».

«Я – гордость своей организации».

«Я настойчив, решителен и находчив».

«Я уважаю себя и пользуюсь заслуженным уважением других».

Составлять фразы вы можете сами в соответствии с тем, чего бы вы хотели достичь, что изменить в себе, своем состоянии и в своей жизни. Формулы самовнушения должны быть короткими, ясными по смыслу, утвердительными. В естественных условиях благоприятные для самовнушения периоды возникают перед засыпанием и сразу после пробуждения. Мысленно произносимые в это время словесные самовнушения включаются в функциональную систему программирующего аппарата мозга и вызывают соответствующие изменения в организме. Важна вера, внутренняя убежденность, сила желания. Неверие, скептическое отношение, отсутствие серьезного вдумчивого подхода к сеансу не дает положительного результата. Практика показывает, что обучиться аутогенной тренировке могут все. Но только регулярно занимаясь.

Вариант аутогенной тренировки из двух частей (успокоения и мобилизации) на все группы мышц.

УСПОКАИВАЮЩАЯ ЧАСТЬ

Первая группа формул (вводная):

– Круг моего внимания сужается до границ моего тела;

– Я чувствую и контролирую только себя;

– Я чувствую и мысленно вижу свое лицо;

– Мое лицо спокойно, расслаблено, неподвижно;

– Мой организм отдыхает;

– Я спокоен и приятно отдыхаю.

Последовательность направления концентрации внимания по лицу после четвертой формулы можно подробно расшифровать примерно так:

Вторая группа формул:

– Мое внимание направленно на мои руки;

– Я чувствую и мысленно вижу свои руки;

– Мышцы моих рук приятно расслабляются;

– Приятно расслабляются мышцы моих плеч предплечий кистей пальцев;

– Все мышцы моих рук полностью расслаблены;

– Я чувствую, как расслабленные мягкие мышцы моих рук начинают обильно наполняться кровью, мне приятно теплеть и тяжелеть;

– Наполняются кровью, приятно теплеют и тяжелеют мышцы моих пальцев кистей предплечий плеч;

– Все мышцы моих рук полностью расслаблены, теплы и тяжелы;

– Все мышцы моих рук отдыхают;

– Я спокойно и приятно отдыхаю.

Третья группа формул:

– Мое внимание направлено на мои ноги;

– Я чувствую и мысленно вижу свои ноги;

– Мышцы моих ног приятно расслабляются;

– Приятно расслабляются мышцы бедер, голеней, голеностопов, ступней; Все мышцы моих ног полностью расслаблены;

– Я чувствую, как расслабленные мягкие мышцы моих ног начинают обильно наполняться кровью, приятно теплеть и тяжелеть;

– Наполняются кровью, приятно теплеют и тяжелеют мышцы ступней, голеностопов, голеней, бедер;

– Все мышцы моих ног полностью расслаблены, теплы и тяжелы;

– Все мышцы ног и рук отдыхают;

– Я спокойно и приятно отдыхаю.

Четвертая группа формул:

– Мое внимание направленно на мышцы моего туловища;

– Я чувствую и мысленно вижу мышцы моего туловища;

– Мышцы моего туловища приятно расслабляются;

– Приятно расслабляются мышцы шеи спины, груди, живота;

– Все мышцы моего туловища полностью расслаблены;

– Я чувствую, как расслабленные мягкие мышцы моего туловища начинают обильно наполняться кровью, приятно теплеть и тяжелеть;

– Наполняются кровью, приятно теплеют и тяжелеют мышцы моей шеи, спины, груди, живота;

– Все мышцы моего туловища расслаблены, теплы и тяжелы;

– Все мои мышцы отдыхают;

– Я спокоен и приятно отдыхаю.

Пятая группа формул:

– Мое внимание направленно на грудную клетку;

– Я чувствую и контролирую свое дыхание;

– Оно (дыхание) спокойное, легкое, свободное;

– Я чувствую и мысленно вижу, как работает мое сердце;

– Сердце сокращается спокойно и уверенно;

– Мое сердце работает хорошо;

– Я чувствую и мысленно вижу свой живот;

– Мой живот мягкий и теплый;

– Все в моем организме отдыхает;

– Я приятно и спокойно отдыхаю.

– Мой организм набрал сил;

– Уходит чувство тепла, тяжести и расслабленности из всех мышц;

– Все мои мышцы становятся легкими и упругими;

– Мое внимание на моем лице;

– Мышцы моего лица подвижны;

– Я все бодрее и бодрее;

– Все мои мышцы легки и упруги;

– Моя голова отдохнувшая и ясная;

– Мое самочувствие хорошее, бодрое;

– Я готов действовать;

Если приведенный набор тонизирующих формул недостаточно эффективен, можно применить более действенный набор формул (только на время обучения и выработки навыка):

– Я чувствую, как прохлада распространяется по моему телу;

– Возникает чувство легкого озноба;

– Я чувствую себя как после прохладного душа;

– Из всех моих мышц уходит расслабленность и вялость;

– С меня как будто спала пелена;

– Чувствую легкую дрожь в мышцах;

– По телу «пробежали мурашки»;

– Мысленно вижу и чувствую, что моя кожа стала «гусиной»;

– Мышцы стали упругими, сильными;

– Сам я становлюсь бодрее;

– Мне хочется двигаться;

– Я приятно возбужден и полон энергии;

– Я весь как сжатая пружина, готовая мгновенно распрямиться;

– Я готов действовать;

– Я готов встать, я встаю!

После того как все формулы аутогенной тренировки начнут вызывать выраженный эффект, можно использовать сокращенный вариант.

Сокращенный вариант аутогенной тренировки.

– Мое внимание на моем лице;

– Лицо полностью расслабленное, теплое, неподвижное;

– Мои руки начинают расслабляться, теплеть и тяжелеть;

– Руки полностью расслаблены, теплы и тяжелы;

– Мои ноги начинают расслабляться, теплеть и тяжелеть;

– Ноги полностью расслаблены, теплы и тяжелы;

– Мышцы моего туловища полностью расслаблены, теплы и тяжелы;

– Мое дыхание спокойное, легкое;

– Мое сердце бьется спокойно и ровно;

– Мой живот мягкий и теплый;

– Весь мой организм отдыхает;

– Я спокойно и приятно отдыхаю.

– Мой организм набрал сил;

– Уходит чувство тепла, тяжести и расслабленности из всех мышц;

– Все мои мышцы становятся легкими и упругими;

– Мое внимание на моем лице;

– Мышцы моего лица подвижны;

– Я все бодрее и бодрее;

– Все мои мышцы легки и упруги;

– Моя голова отдохнувшая и ясная;

– Мое самочувствие хорошее, бодрое;

– Я готов действовать;

Вариант социально-психологической аутогенной тренировки.

– Я легко погружаюсь в состояние расслабленности;

– Я быстро успокаиваюсь;

– Руки, ноги, все тело наливаются приятным теплом;

– Дышится легко, свободно, спокойно;

– Я погружаюсь в отдых все глубже и глубже;

– Я научился быстро успокаиваться, улучшать свое настроение и самочувствие, снимать усталость;

– Я научился повышать свою работоспособность;

– Сейчас я обучаюсь приемам самовоспитания;

– Это мне необходимо при общении с людьми;

– Я всегда стремлюсь быть спокойным, собранным, сдержанным;

– Я с уважением отношусь к своему коллективу;

– Я высоко ценю человеческое достоинство;

– Я вежлив в общении;

– Я чуток и внимателен к людям;

– Я дорожу своим коллективом;

– Я внимателен к окружающим;

– Добрые, чуткие взаимоотношения в моем коллективе улучшают мое настроение;

– Я всегда вежлив, всегда внимателен;

– Я всегда – в семье, на работе – спокоен и вежлив;

– Я чутко отношусь к окружающим меня людям;

– Я продолжаю отдыхать;

– Тело нежится в приятном тепле;

– Я восстановил свой запас энергии.

Зная принципы построения аутогенной тренировки, каждый человек может сконструировать индивидуальный вариант аутотренинга под свою конкретную ситуацию.

Расширяйте свои возможности, будьте счастливы, успешны и здоровы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *