аутогенная тренировка была разработана
Аутогенная тренировка была разработана
Метод аутогенной тренировки разработан берлинским невропатологом Иоганном Генрихом Шульцем (1884-1970). Шульц исходил из наблюдений Оскара Фогта (1870-1959), который, исследуя гипноз, обратил внимание на возможность самостоятельного погружения в гипнотическое состояние. Продолжая изучение гипноза, Шульц заметил, что у пациентов при переходе в это состояние появляется ощущение тепла и тяжести в конечностях, чувство покоя в области сердца и спокойное дыхание.
Это привело его к мысли, что, воспроизводя эти проявления, можно достигнуть состояния, сходного с гипнозом. Таким образом, от гипноза как пассивного состояния, вызываемого внешним воздействием, удалось перейти к активному способу достижения аутогипнотического состояния (Kraft). В 1932 г. появилась фундаментальная работа Шульца «Аутогенная тренировка — концентративное саморасслабление» (18-е издание).
В последние 30 лет аутогенная тренировка получила широкое распространение, руководства по ней (20-е издание) переведены на английский, французский, исландский, итальянский, норвежский, португальский, испанский и чешский языки. Признание этого метода как одного из главных способов психотерапевтического воздействия привело к его включению в 1981 г. в программу постдипломного образования врачей в ФРГ. Согласно этой программе, для получения квалификации психотерапевта требуется представить доказательства знания и собственного опыта применения аутогенной тренировки, равно как и психоанализа. Число учебных часов, посвященных изучению этого метода, несколько различается в разных вариантах программы (Kraft).
Теоретические основы и принципы аутогенной тренировки
Аутогенная тренировка с помощью концентрированного саморасслабления путем самовнушения приводит к достижению аутогипнотического состояния. На основе определенной последовательности упражнений, повторяемых регулярно, достигается желаемое расслабление. Физиологической точкой приложения аутогенной тренировки служит вегетативная нервная система. С помощью аутотренинга достигается переход от симпатикотропных к парасимпатикотропным реакциям.
Процессы этого перехода легко наблюдать (брадикардия, спокойное равномерное дыхание). Физическое расслабление, торможение преобладающих симпатических реакций и достаточная активизация парасимпатической иннервации приводят в итоге к психической релаксации. И наконец, исходя из опыта гипноза, с помощью так называемых «формул самовнушения», можно достигать эффектов, которые тоже способствуют саморасслаблению. Это известно как «гипнотическое последействие».
В результате регулярных тренировок совершенствуется психовегетативная саморегуляция, и в ситуациях стресса обученный человек способен воздействовать на чрезмерные реакции.
Практика основной ступени аутогенной тренировки
О широком распространении аутогенной тренировки говорит обилие выпускаемой инструктивной литературы по этому вопросу (Schulz, для детей и подростков: Biermann, Kruse, Eberlein).
В принципе не стоило бы рекомендовать самостоятельное обучение аутотренингу, лучше осваивать метод под руководством психотерапевта, имеющего достаточный опыт его применения. Аутотренингу можно обучать индивидуально или в группе. Индивидуальное обучение соответствует традиционным отношениям между врачом и пациентом. Оно показано в тех случаях, когда аутотренинг сочетается с рядом других психотерапевтических воздействий. Крафт (Kraft) на основании собственного богатого опыта в области аутогенной тренировки сообщает о феноменах переноса и контрпереноса, наблюдаемых при индивидуальном обучении.
Аутотренинг в группах, как показывает практика, способствует обучению, так как сообщения разных участников о своем опыте усвоения упражнений могут влиять на эффективность обучения всей группы. Если речь идет о больных, то в группе должно быть не более 6—8 человек; если же обучаются здоровые люди, возможны группы из 15—20 человек.
Цели аутогенной тренировки — расслабляющий эффект, создающий чувство отдыха, переход от эрготропных к трофотропным способам реагирования, «резонансное торможение аффектов (чрезмерных)» —достигаются в основной ступени с помощью шести стандартизованных упражнений. В результате таких упражнений происходит поэтапное приближение к трофотропному реагированию. При этом человек
• научается достигать ощущения тяжести в конечностях (расслабление произвольной мускулатуры);
• научается достигать ощущения тепла (расслабление гладкой мускулатуры, соответствующее расширение сосудов);
• тренирует дыхание («пассивное» ощущение ритма дыхания, который в определенных границах становится экономичным в смысле трофотропного реагирования);
• тренирует сердечную мышцу (механизмы аналогичны используемым при тренировке дыхания);
• выполняет упражнения по тренировке солнечного сплетения (регуляция желудочно-кишечного тракта; усиление моторики желудка и кишечника, стимуляция пищеварения);
• учится создавать ощущение прохлады в области лба (ограничение вызываемых тренингом ощущений областью туловища, «голова остается свободной», обучающийся сохраняет способность управлять происходящим). (По Kraft. с изменениями.)
Аутогенная тренировка. История возникновения методики аутотренинга
Сегодня я увидел пост о совладании с чувством страха и тревоги, где были описаны некоторые упражнения, что натолкнуло меня на мысль чуть более широко раскрыть тему аутотренировки. Если тема будет актуальна (пожалуйста сообщите мне об этом), то я далее могу расписать и выложить рабочие системы аутотренинга, применявшиеся ранее и используемые сейчас. А пока выкладываю историю возникновения и становления методики.
К сожалению не могу указать источник, т.к. лично у меня информация собрана в виде выборки статей по подходам, направлениям, темам и не всегда можно отследить какому уже конкретно автору принадлежит конкретная публикация.
В основе базовых механизмов, которые сегодня используются при аутогенной тренировке, лежат наблюдения исследователей, занимавшихся проблемой гипноза. В начале 1900-х годов нейропсихолог Оскар Фогт заметил, что некоторые его пациенты сами себя вводят в гипнотическое состояние. Фогт назвал это состояние самогипнозом. Такие пациенты в меньшей степени утомлялись, испытывали меньше напряжения и страдали от меньшего количество психосоматических расстройств (например, головных болей), чем другие. В 20-х годах нашего века французский аптекарь Э.Куэ разработал методику, которую он назвал «школой самообладания путем сознательного самовнушения». Куэ уверял своих пациентов, что они смогут выздороветь, если несколько раз в день, приняв удобную позу (сидя или лежа), шепотом или мысленно, будут повторять по 30 раз подряд конкретную формулировку сомовнушения, например: «Мой страх проходит», «Мое состояние все больше и больше улучшается». Куэ подчеркивал, что при самовнушении должны отсутствовать какие-либо волевые усилия.
Другим источником аутогенной тренировки является древнеиндийская система йоги. За многовековую историю своего существования йога собрала наблюдения о тесной взаимосвязи духовной и физической жизни человека, о возможности с помощью специальных упражнений воздействовать на психику и работу различных систем организма.
И все-же, «отцом» аутогенной тренировки считается немецкий учёный Иоганн Генрих Шульц (Johann Heinrich Schultz, 1884-1970). Он родился в Гёттингене, в семье профессора теологии. После учёбы в Лозанне, Гёттингене и Бреслау молодой врач-невропатолог работал некоторое время в институте психологии имени Пауля Эрлиха во Франкфурте-на-Майне, где читал студентам демонстрационный курс лечебного гипноза. Затем Шульц несколько лет занимал пост главного врача в известном санатории «Белый олень» под Дрезденом, а с 1924 года практиковал в Берлине, где прожил почти всю свою творческую жизнь. В 1936-ом стал директором столичного института психотерапии. Маститый учёный – автор более 400 публикаций, в том числе ряда монографий. Его самым крупным трудом является книга «Лечение душевнобольных».
Однако основным делом жизни профессора Шульца была разработка методики аутотренинга. Работая психиатром, Шульц собрал обширный материал, который ему очень пригодился в будущем. Основные положения концепции АТ отчётливо прослеживаются в работе «О стадиях гипнотического состояния души». В предгипнотическом состоянии, констатирует Шульц, все пациенты с «абсолютной закономерностью переживают два состояния: своеобразную тяжесть во всём теле, особенно в конечностях, и последующее приятное ощущение тепла». К тому времени уже было известно, что условием достижения гипнотического эффекта является «центральное переключение» психики, которое состоит в том, что пациент приводится в состояние полусна-полубодрствования, в котором он становится особенно восприимчивым к формулам гипнотического внушения, воздействующим на деятельность вегетативной нервной системы и через неё на различные физиологические функции организма.
Материал, накопленный Шульцем в амбулатории лечебного гипноза в Бреслау, показывал, что некоторые пациенты умеют вызывать предгипнотическое состояние самостоятельно, без физического или психологического воздействия извне. При этом они проходят те же стадии «чувства тяжести и тепла во всём теле», которые являются обязательными признаками начала гипнотического погружения. На основании этих фактов проф. Шульц выдвинул гипотезу о том, что самогипноз управляется теми же психофизиологическим механизмами, что и подлинный гипноз.
В этом убеждении его поддержал д-р Оскар Фогт, его друг и коллега, изучавший деятельность головного мозга и подтвердивший факты полного переключения психики через ощущение тяжести в теле, сменяющееся ощущением тепла. После того, как стали известны параметры внешних физических состояний, приводящих к гипнотическому погружению, требовалось найти их психологические основы, чтобы управлять самогипнозом. На решение этой задачи Шульцу, его последователям и ученикам потребовалось более 20 лет. В 1932 году Шульц опубликовал главную работу своей жизни, монографию «Аутогенная тренировка» («Das autogene Training»). Книга была вскоре переведена на многие языки и выдержала большое число изданий. Понимая, что тревога оказывает отрицательное воздействие на психическое и физическое состояние пациентов, врач старался помочь им снизить уровень тревоги, используя разные варианты гипнотического воздействия. Беседуя со своими пациентами после сеансов, Шульц заметил, что в процессе гипноза у них формируются и закрепляются совершенно определенные субъективные ощущения, связанные с формулами, произносимыми гипнотизером. Он выявил, что гипнотическое состояние, вызываемое в лечебных целях, у большинства пациентов сопровождалось сходными ощущениями:
– чувством тяжести в руках и ногах;
– чувством тепла и приятной расслабленности в мышцах тела;
– чувством тепла в области живота;
– чувством прохлады в области лба.
Шульц исходил из того, что если научить человека вызывать у себя ощущения, соответствующие тем, которые он испытывает во время погружения в гипнотическое состояние, то это позволит ему без помощи врача вводить себя в состояние, близкое к гипнотическому, и посредством самогипноза самостоятельно избавляться от многих болезненных психических и физических нарушений, мешающих нормально жить и работать.
Позже идеи Шульца получили самое широкое распространение не только в медицине, но в других областях деятельности человека, связанных с экстремальными ситуациями, и в повседневной жизни.
Механизмы аутогенной тренировки
В основе аутогенной тренировки лежат три основных механизма:
1. Тесная связь тонуса мышц тела, ритма и глубины дыхания со степенью эмоционального напряжения, переживаемого человеком. Психическое состояние человека не только выражается в определенных изменениях его дыхания, оно фиксируется в мимике и жестах, в напряжении отдельных групп мышц. Мозг, получая импульсы от мышц и суставов, фиксирует связь эмоциональных состояний и степени напряжения определенных групп мышц.
Сознательно расслабляя мышцы тела, изменяя ритм и глубину дыхания, человек может воздействовать на физиологические процессы, происходящие в организме. Полное расслабление мышц, замедление ритма и снижение глубины дыхания способствуют торможению деятельности мозга, приближая состояние человека к состоянию дремоты, которая может перейти в сон.
2. Наличие связи сознательно вызванных мысленных образов (зрительных, слуховых, тактильных и др.), основанных на прошлом опыте и психического и физического состояния человека.
3. Психические и физиологические процессы самым тесным образом связаны со словесными формулировками, что неоднократно раз было подтверждено в ходе гипнотических сеансов. Состояние аутогенного погружения отличается от сна или дремотного состояния. Высокая эффективность самовнушения во время аутогенной тренировки связана с особым уровнем активности мозга, это состояние характеризуется как расслабленное бодрствование, когда реакция на внешние помехи ослаблена, а внимание сконцентрировано на внутреннем состоянии.
Условия для аутогенной тренировки
Человек, прочно овладевший методами аутогенной тренировки, может заниматься практически в любых условиях. Однако на первых порах, в период овладения основами аутогенной тренировки, для занятий следует создать условия, которые облегчат достижение необходимых результатов. К этим условиям относятся:
1. Наличие достаточно тихого места. Фоновый шум (звуки речи, хлопание или скрип дверей, звук шагов и др.), если он не слишком громкий, существенно не мешает занятиям.
2. Умеренная освещенность помещения.
3. Уверенность человека в том, что ему не помешают во время занятия (например, телефонный звонок или дети).
4. Комфортная температура (не должно быть слишком жарко или слишком холодно).
Шульц и И.В. Люте (основоположники АТ) считают обязательными следующие условия:
• высокая мотивация и готовность к деятельности;
• рациональный уровень самоконтроля и саморегуляции;
• поддержание определенного положения тела, способствующего получению пользы (см. ниже);
• сведение к минимуму воздействия внешних стимулов и концентрация сознания на внутренних ощущениях;
• концентрация внимания на телесных ощущениях.
Аутогенная тренировка была разработана
Современные студенты испытывают высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения в вузе. Это часто приводит к отрицательному отношению к учебной деятельности. Одной из причин такого положения является снижение уровня их стрессоустойчивости в учебной деятельности, что выражается в нарушении эмоциональной, мотивационной и поведенческой сфер деятельности личности студента [6].
Формирование стрессоустойчивости в учебной деятельности студентов является малоизученной проблемой [5]. Имеется большое количество различных способов повышения стрессоустойчивости. Для выбора требуется оценка их эффективности. Существующие психологические методы субъективны. В качестве объективного метода может использоваться проба сердечно-дыхательного синхронизма [2].
Целью работы явилось улучшение оценки повышения уровня стрессоустойчивости студентов после прохождения ими курса аутогенной тренировки по параметрам пробы сердечно-дыхательного синхронизма.
Материал и методы исследования
У 30 студентов на приборе «ВНС-Микро» посредством системы для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека [3] автоматически осуществляли регистрацию дыхания и электрокардиограммы, проводили пробу сердечно-дыхательного синхронизма. Уровень стрессоустойчивости оценивали по параметрам пробы сердечно-дыхательного синхронизма в исходном состоянии и после аутогенной тренировки. Последнюю проводили по методике Шульца [1]. Уровень стрессоустойчивости определяли методами психологического тестирования. Использовали тест на самооценку стрессоустойчивости личности по Н.В. Киршевой, Н.В. Рябчиковой; тест самооценки стрессоустойчивости по С. Коухену и Г. Виллиансону; методику определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге; методику определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» [4]. Полученные данные и расчетные величины обрабатывали методами вариационной статистики.
Результаты исследования и их обсуждение
Все испытуемые по регуляторно-адаптивному статусу были разделены на три группы.
Испытуемые первой группы в исходном состоянии имели самый большой диапазон синхронизации, наименьшую длительность развития синхронизации, наибольший индекс регуляторно-адаптивного статуса. Они были отнесены к лицам с высоким уровнем стрессоустойчивости. После прохождения курса аутогенной тренировки диапазон синхронихации увеличивался на 15,8 %, длительность развития синхронизации уменьшалась на 13,5 %. Индекс регуляторно-адаптивного статуса увеличивался на 33,9 %. Регуляторно-адаптивные возможности оценивались как «хорошие» (табл. 1).
Испытуемые второй группы в исходном состоянии имели диапазон синхронизации меньше, чем лица первой группы. Длительность развития синхронизации у них была больше. Эти студенты были отнесены к лицам с умеренным уровнем стрессоустойчивости. После прохождения курса аутогенной тренировки диапазон синхронихации увеличивался на 33,8 % циклов, длительность развития синхронизации уменьшалась на 7,3 %. Индекс регуляторно-адаптивного статуса увеличивался на 44,1 %. Регуляторно-адаптивные возможности возросли с «удовлетворительных» до «хороших» (табл. 2).
Таблица 1
Параметры сердечно-дыхательного синхронизма у студентов с высоким уровнем стрессоустойчивости в исходном состоянии и после аутогенной тренировки (M ± m)
Параметры сердечно-дыхательного синхронизма
Исходное состояние
n = 10
После пробы аутогенной тренировки
Минимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА
Аутогенная тренировка — это метод самостоятельного вызывания у себя особого аутогенного состояния, использования этого состояния и самостоятельного выхода из него. «Ауто» — сам, «генос» — рождение. Слово «аутогенная» (самородная) указывает, что источником положительных воздействий является сам занимающийся, а слово «тренировка» подчеркивает необходимость регулярных занятий.
Аутогенная тренировка предложена в 1932 году немецким врачом Иоганном Генрихом Шульцем (1884-1970 гг.) Изучая самоотчеты людей, погруженных в гипнотическое состояние, И.Г. Шульц заметил, что физиологические сдвиги сопровождаются определенными ощущениями.
Например, расслабление мышц сопровождается ощущением тяжести, а наполнение кровью капилляров кожи — ощущением тепла. Им был предложен метод вызывания физиологического сдвига путем пассивной концентрации внимания на зачатках ощущения, вызывающего этот сдвиг. Так, концентрация внимания на реальной тяжести тела способствует углублению расслабления мышц, а концентрация на реальном тепле тела — притоку крови в капилляры кожи.
Практикующие данный метод способны по своей воле успокоиться, эффективно снять физическое и психическое напряжение, быстро отдохнуть (восстановление сил в аутогенном состоянии идет гораздо быстрее, чем во время сна или простого отдыха лежа). Кроме того, становится возможным самостоятельно регулировать такие функции организма, как кровообращение, частоту сердечных сокращений и дыхания, кровоснабжение мозга.
Эффекты аутогенной тренировки
Освоившие аутогенную тренировку и регулярно занимающиеся ею могут:
2. Быстро отдохнуть. Восстановление сил в аутогенном состоянии идет гораздо быстрее, чем во время сна, простого отдыха лежа, просмотра телепередач или прослушивания музыки. 3. Самостоятельно регулировать такие функции организма, как кровообращение, частоту сердечных сокращений и дыхания, кровоснабжение мозга, что очень важно для лечения психосоматических заболеваний.
4. Бороться с болью
5. Активизировать психические и физические функции, например, внимание, память, воображение, способность к физическим усилиям.
6. Активизировать творческие ресурсы через развитие интуиции, образного мышления.
7. Побеждать вредные привычки путем рациональной борьбы со стрессом, эмоциональной и интеллектуальной активизации.
8. Углубленно познать себя. Древние мудрецы и врачи считали глубокое самопознание условием здоровья и развития личности.
Противопоказания к аутогенным тренировкам
Согласно исследованиям, противопоказаний у аутогенной тренировки практически нет.
В некоторых случаях следует соблюдать осторожность. Так, под медицинским контролем желательно заниматься самовнушением лицам, склонным к резким перепадам артериального давления, перенесшим в недавнем времени тяжелые обострения язвенной болезни или серьезные травмы черепа. Относительным противопоказанием к применению аутогенной терапии может служить отсутствие четко очерченных целей и задач ее использования, а также скептическое к ней отношение.
Сеансы самовнушения с успехом могут применять здоровые люди для профилактики нервно-психического перенапряжения, повышения умственной и психической работоспособности, а также больные, особенно при функциональных расстройствах нервной системы и внутренних органов.
С лечебной целью, как уже отмечалось, аутогенная тренировка должна назначаться только высококвалифицированным специалистом и проводиться под его наблюдением. Применяется она в качестве ценного вспомогательного средства в общем комплексе лечения. Улучшение состояния больного часто наступает уже в течение двух — трех недель занятий. Тем не менее желательно продолжать заниматься тренировкой не менее 6 мес, с тем чтобы в совершенстве овладеть ею и использовать в нужных случаях.
Для эффективного овладения техникой аутогенной тренировки рекомендуется предварительно получить консультацию у медицинского психолога.
«Моя правая рука тяжелеет. »: что такое аутогенная тренировка?
Как мы поступаем, когда испытываем неприятные эмоции или ощущения, с которыми не можем справиться? Что предпринимаем, когда каждый следующий день такой же, как предыдущий, наполненный безрадостными или раздражающими событиями?
Обычно продолжаем двигаться дальше, «берём себя в руки» по совету ближайшего окружения, и так продолжается до момента, когда уже совсем нет сил бороться, а все варианты налаживания жизни испробованы. Некоторые в этом случае обращаются за помощью к психологам и психотерапевтам (хотя это далеко не самый распространённый вариант!), другие предпочитают разбираться самостоятельно, потому что искренне верят в то, что человек способен исцелить себя сам как от физических, так и от душевных недугов.
Спорт, сон, слёзы, переключение внимания, рационализация, медитация, молитва – арсенал методов психологической саморегуляции довольно широк.
Одним из простых и эффективных способов автономного восстановления эмоционального состояния, борьбы с негативными мыслями и усталостью специалисты признают аутотрениг.
Немного истории
Хотя авторство метода аутогенной тренировки приписывают немецкому врачу Иоганну Шульцу, о влиянии самовнушения на некоторые непроизвольные функции организма человека и о применении самовнушения в лечении некоторых психических расстройств упоминалось в публикациях русских учёных И. Тарханова, В. Бехтерева и Я. Боткина уже в конце 19 века.
С помощью специальных фраз самовнушения,
проговариваемых самому себе, человек
способен регулировать своё настроение
Кроме того, он отследил общность ощущений, возникающих у людей в состоянии гипноза с ощущениями, которые появляются при самостоятельном выполнении некоторых упражнений йоги. Гипноз и йога стали основой разработанного им в 1932 году метода саморегуляции, ныне известного как аутогенная тренировка по Шульцу.
Польза аутогенных тренировок для нервной системы
Аутогенная тренировка является релаксационной техникой и состоит из ряда приёмов. С помощью специальных фраз самовнушения, проговариваемых самому себе, человек способен регулировать своё настроение, восстанавливать сон и трудоспособность при физическом и нервном истощении. Человек, практикующий аутотренинг, испытывает приятные ощущения тепла во всем теле, тяжесть в руках и ногах, а его сознание расслабляется и проясняется.
Представляя собой систему тренировки процессов возбуждения и торможения в нервной системе, данный метод приводит к их уравновешиванию, а также повышению уровня приспособляемости организма к воздействию внешних раздражителей, улучшению памяти, внимания, мышления.
Сущность и принципы аутогенной тренировки
В основе аутогенной тренировки лежит эффект расслабления, достигаемый за счёт обучения приёмам релаксации мышц и развития навыков ощущения тепла и холода в теле.
Шульц разработал две ступени аутогенной тренировки, первая из которых наиболее известна и часто используема в широких кругах. Важными принципами во время занятий аутогенной тренировкой считают очередность в проведении низшей (первой) и высшей (второй) ступеней, а также сохранение чёткой последовательности приёмов.
Как это делается
Занятия по аутогенной тренировке проводятся в трёх основных позах: лёжа, полулёжа и в позе кучера.
На первом этапе троекратно проговариваются определённые формулировки самовнушения, направленные на концентрацию внимания на определённую часть тела и достижение таких эффектов, как:
— ощущения тяжести в конечностях («моя рука/нога тяжелеет»);
— чувства тепла в конечностях («моя рука/нога теплеет»)
— ощущения тепла в области сердца;
— концентрации на дыхании, способности чувствовать движение воздуха по лёгким;
— чувства тепла в области живота, зоне солнечного сплетения;
— ощущения прохлады лба.
На освоение каждой формулировки первого этапа Шульц отводил две недели. В большинстве современных модификаций это время сокращается до 7–8 дней. Проводить аутотренинг рекомендовано 2–3 раза в день.
Внушение влияет на психофизиологию мозга,
заставляя его концентрироваться на цели
Аутогенная тренировка как метод саморегуляции применяется для профилактики и коррекции расстройств эмоционального и физического состояния в различных сферах жизни (учёба, работа, отношения). Внушение влияет на психофизиологию мозга, заставляя его концентрироваться на цели и предотвращая разрушительное действие стресса.
Владея приёмами аутотренига, можно легко снимать физическое и психическое напряжение, и находиться в гармонии при любых обстоятельствах.
Автор: Севиля Ибраимова