авраамиев богоявленский монастырь ростов великий
Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. Желябовского, д. 32
Первое упоминание: 1261 год
Основные достопримечательности: собор Богоявления Господня, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь Николая Чудотворца
Координаты: 57°11’46.0″N 39°27’04.8″E
Очень красив со стороны озера Неро один из древнейших на Ростовской земле – Богоявленский Авраамиев монастырь. Точных данных о времени его основания не сохранилось. Предполагают, что это произошло в конце XII века на древнем языческом капище, а в летописях монастырь впервые упоминается в 1261 году. Стоящий здесь с середины XVI века Богоявленский собор словно сошел со страниц народных сказок. Удивительно, но это непростое по композиции многоглавое величественное здание возведено на едином фундаменте.
Авраамиев Богоявленский монастырь с высоты птичьего полёта
История Авраамиева Богоявленского монастыря
Основателем монастыря считают ростовского святителя преподобного Авраамия. Предание о создании обители описано в Житии этого святого. Там сказано, что на берегу Неро издавна стоял каменный идол, посвященный языческому богу Велесу. Местные жители почитали его как помощника в сельскохозяйственных работах, а также как бога мудрости и обрядовых песнопений. Согласно христианскому тексту, явившийся Авраамию Апостол Богослов вручил ему жезл, увенчанный крестом, с помощью которого и был сокрушен языческий идол. А на его месте построили деревянный храм в честь Апостола Богослова, и вокруг него стала собираться братия.
Позже Авраамия посвятили в сан архимандрита устроенной им мужской монашеской обители. Преподобный Авраамий был очень почитаем верующими как проповедник, прожил долгую жизнь и был погребен в Богоявленском храме. В XV веке он был канонизирован православной церковью.
Мужская обитель выполняла двоякую функцию. Она была центром распространения христианской веры среди местного языческого населения и одновременно играла роль крепости, защищая подходы к Ростову. Примечательно, что в середине XVI века, перед военным походом на Казань монастырь посетил царь Иван Грозный. Он увидел жезл Авраамия и взял его с собой на поле битвы, оставив крест в обители. После победы над татарами царь выделил средства для строительства нового кирпичного Богоявленского собора, посвященного взятию Казани, а позже переслал в дар возведенному храму ценные книги и иконы.
Слева направо: Собор Богоявления Господня, церковь Николая Чудотворца
Во время польско-литовского нашествия, которое произошло в начале XVII века, монастырь, как и весь Ростов, сильно пострадал. И почти полвека обитель восстанавливалась и собирала средства на новое каменное строительство. Известно, что значительные денежные вклады для ремонта монастыря были сделаны царем Федором Михайловичем и членами его семьи.
В середине XVIII века после канонизации Дмитрия Ростовского в городе возвысился Спасо-Яковлевский монастырь. А выстроенный на окраине Авраамиев отошел на второй план, хотя его продолжали навещать члены царской семьи. Здесь бывали также Иоанн Кронштадтский и патриарх Тихон.
В 1914 году закончилась многовековая история мужского монастыря. Немногих оставшихся монахов переселили с Спасо-Яковлевскую обитель. А территорию передали монашкам Ефросиниевого Полоцкого монастыря и Витебскому епархиальному училищу, перевезенным из Белоруссии. Но они пробыли на территории обители недолго.
Собор Богоявления Господня
С наступлением советской власти началась череда гонений на монастырь. В 1918 году у монашек отобрали весь сельскохозяйственный инвентарь. Потом была изъята вся ценная богослужебная утварь, а часть монашеских келий стали использовать под служебное жилье. В июле 1929 года окончательно запретили проводить церковные службы, разобрали монастырскую ограду и снесли некрополь. Мощи преподобного Авраамия переместили в местный музей. Оставшиеся насельники подверглись арестам и репрессиям. Богоявленский храм использовали под зерновой склад. Введенскую церковь – для детского сада, санатория и вытрезвителя. А трапезную настоятельского корпуса – под разнообразные жилищные конторы Ростова.
Передача монастырских строений церкви произошла в 1994 году. К этому времени большинство из них находилось в плачевном состоянии. И потребовалось много сил и времени для восстановления храмов и территории. Активные реставрационные работы в монастыре ведутся и в настоящее время.
Архитектурные памятники на территории монастыря
До середины XVI века все монастырские строения были сделаны из дерева. Первый каменный храм – Богоявленский собор сохранился до наших дней. Он ровесник знаменитого храма Василия Блаженного, который находится на Красной площади Московского кремля, и построен в 1553-1554 годах.
Собор Богоявления Господня
Собор получился поистине величественным. Высокое четырехстолпное квадратное в плане основание увенчано пятью главами. С южной стороны здание значительно расширено пристроенной галереей, в углу которой возведена стройная шатровая колокольня. Храм с тремя абсидами стоит на высоком подклете. Все строение не имеет строгой симметрии, но выглядит очень гармонично и живописно. Здание собора многократно перестраивалось. Исследователи считают, что его колокольню и барабаны, поддерживающие главки со временем надстроили. Кроме того, сложное подзакомарное перекрытие крыши было заменено на более практичное четырехскатное.
В соборе освящены три предела. С архитектурной точки зрения наиболее красив восточный, посвященный основателю монастыря, преподобному Авраамию. Этот придел венчает живописный шатер.
Второе каменное строение, сохранившееся в монастыре, – Введенская церковь. Она появилась здесь в 1769 году, когда обитель оправилась наконец от разорения, принесенного Смутными временами. Это произошло во время настоятеля монастыря Ионы, который впоследствии стал ростовским митрополитом Ионой III. В новом однокупольном храме обустроили два прихода. Один из них посвятили Введению во храм Пресвятой Богородицы, а другой – соловецким чудотворцам Зосиме и Савватию. Храм построили из крупного кирпича в классическом стиле и покрыли восьмискатной кровлей. Под его алтарной частью сохранилось место, где был погребен отец митрополита Ионы III схимонах Сысой. Первоначально из Введенской церкви по переходу можно было попасть в Богоявленский собор. Но со временем этот переход разобрали.
Церковь Николая Чудотворца
В 80-е годы XVII века в обители появилась новый каменный надвратный Никольский храм с двумя башнями по краям. Его возвели над западным входом в монастырь на средства, выделенные боярами Мещериновыми. Спустя время, после пожара, произошедшего в 1730 году, и удара молнии в 1826 году церковь значительно перестроили. Руководил этими работами известный ярославский зодчий Петр Яковлевич Паньков, превративший церковь в храм-колокольню. И сегодня мы видим Никольскую церковь значительно измененной и отличной от первоначальной задумки архитекторов, за исключением сохраненного декоративного убранства фасада. Сейчас в церкви находится рака с мощами преподобного Авраамия.
До наших дней дошло также здание настоятельского корпуса, построенного в 1837 году, и невысокая, в один этаж, трапезная, которую возвели в 1892 году. А от старой монастырской каменной ограды не осталось и следов. Сейчас вместо нее вокруг территории установлена металлическая решетка.
Из несохранившихся архитектурных памятников нужно отметить также часовню, построенную в конце XVIII века на средства городского головы купца Н.А. Хлебникова. Часовня была разобрана в 1930 году. Она стояла над местами погребений почитаемых в Ростове старца Пимена и юродивого Стахия (Афанасия). По дошедшему до нас преданию, поводом для возведения часовни было исцеление Хлебникова от сильной головной боли, благодаря молитвам Пимена.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Современное состояние и режим посещения Авраамиева Богоявленского монастыря
В 2004 году на территории обители образовали женский монастырь, который относится к Ярославской епархии. Попасть на территорию обители могут все желающие. Здесь оборудована собственная трапезная, работают керамическая мастерская, а также производство по пошиву церковных облачений. Парадный вход в монастырь расположен на улице Желябовской. Он обрамлен хорошо отреставрированной надвратной Никольской церковью. А от самого монастыря открывается прекрасный вид на озерную гладь Неро.
Как добраться до Авраамиева Богоявленского монастыря
Обитель расположена по адресу: улица Желябовская, 32. Это место находится с северо-востока от Ростовского кремля, в районе Петровской Слободы.
Церковь Николая Чудотворца
Своим ходом на поезде и автобусе. Из столицы до Ростова удобно доехать на Ярославских экспрессах. Они отправляются дважды в день – в 8.20 и в 16.20. До Ростова поезд идет порядка трех часов. А из центра Ростова к монастырю можно подъехать на рейсовых автобусах или маршрутках.
Богоявленский Авраамиев женский монастырь (Ростов Великий)
Мiръ Россия Ярославская область Ростов Богоявленский Авраамиев женский монастырь (Ростов Великий)
Дата основания: 980 год
Сегодня это женская обитель с 25-ю насельницами, с дейстующим Никольским храмом и ежедневной литургией.
Содержание
История [ править ]
Пожив богоугодно и «быв образ всем в добродетелех», преп. Авраамий преставился 29 октября/11 ноября 1010 года. Святые мощи преподобного обретены были и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III (1176-1212) и сейчас покоятся в Никольском храме обители.
Обитель прославилась и другими подвижниками из сонма святых Русской Церкви. Так во время монголо-татарского ига из её стен вышел на святительское служение епископ Игнатий, Ростовский чудотворец. Доподлинно известно из жития преп. Иринарха Ростовского, что он в конце XVI века провёл в обители несколько лет. В те же годы в монастыре подвизался преподобный Пимен Затворник (подвигом преподобного стал затвор и ношение вериг), сегодня он почитается в лике собора Ростово-Ярославских святых.
В Авраамиево-Богоявленской обители три храма. Первый и главный храм в честь Богоявления, был построен еще преп. Авраамием около 1080 года. Первоначально он был, конечно, деревянным. Каменным же стал со времен царя Ивана Грозного, который, как считается, в одно из своих посещений обители, еще до покорения Казани, взял с собой трость св. Иоанна Богослова, сокрушившую некогда идола и с нею пошел на Казань. «Да тако и бысть взята Казань». После чего по его повелению и на его средства в 1553 году был построен и расписан каменный собор во имя Богоявления Господня, на освящении которого он лично присутствовал и даже подарил несколько икон корсунского письма, из которых до наших дней сохранились только три: Спас на убрусе, Успения Божией Матери и Одигитрия. Эти иконы стояли на столпах за клиросами.
Постройка второго монастырского храма (храм-трапезная с покрытием на два ската и главкой посередине) в честь праздника Введения во храм Божией Матери связана с именем архимандрита Ионы Сысоевича, впоследствии Ростовского митрополита, который построил, к слову, и Ростовский кремль.
В XVII веке в связи с канонизацией митрополита Димитрия Ростовского и возвышением Спасо-Яковлевского монастыря, Богоявленский монастырь отошёл на задний план, так что в XIX веке один из его настоятелей писал: «Недоумевал я, с чего начать дело, и за что прежде взяться, так как всё, что я ни видел, требовало устроения и обновления». Впрочем, обитель тогда была восстановлена.
В 1915 году братию обители перевели из Авраамиева в Яковлевский монастырь. А на их место приехали сёстры Полоцкого монастыря с мощами основательницы обители, преподобной Евфросинии Полоцкой. На время обитель стала женской.
С 1917 года наступили трудные времена для всей Русской Церкви. В 1918 году в Авраамиевой обители сначала была проведена национализация церковного имущества, подорвавшая экономическое положение. 26 апреля 1920 года в числе прочих были осквернены мощи преп. Авраамия Ростовского, а затем переданы в музей. В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей. Но и это не всё: за волной государственного грабежа пошли волны местных грабежей монастырских могил и самих храмов. Положение ухудшалось, собор требовал починки, во многих монастырских кельях жили рабочие. Но монастырь продолжал существовать под вывеской «Авраамиево-Богоявленское религиозное общество».
Однако в 1929 году по распоряжению советских властей в монастырских храмах прекратились богослужения. Часть монастырской общины и служителей ненадолго перешла к общине ростовского Успенского собора, и многие из монастырской братии впоследствии были арестованы. В 1930 году начали разрушать стены монастыря. В Богоявленском соборе сделали зерносклад, в Введенском храме последовательно: детский сад, санаторий, медвытрезвитель. В Никольском храме размещались: воинская часть, квартиры. В безбожные годы обитель утратила часть построек и стены, из-за чего потеряла прежний облик монастыря-крепости, скорее всего навсегда.
Возрождение обители [ править ]
В 1991 году мощи преп. Авраамия были возвращены Церкви (и почивают сейчас в Никольском надвратном храме).
В 1994 году в бывшем монастыре было учреждено Подворье Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В том же году освящён Никольский храм и возобновлена его жизнь в качестве прихода Русской Православной Церкви.
В 2004 году по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии.
Современное состояние. Храмы [ править ]
Старейший храм Ростова – Богоявленский собор – пока не действует, т.к. требует капитального ремонта.
Введенская церковь и надвратная церковь святителя Николая востановлены.
В Введенском храме находится трапезная.
В храме свт. Николая проходят ежедневные богослужения.
Царские врата Никольского храма
Рака с мощами прп. Авраамия Ростовского
Расписание богослужений [ править ]
Утреннее богослужение начинается обычно в 6:30.
Богослужения совершаются ежедневно. Исповедь бывает и на вечерней, и на утренней службе.
В праздничные дни утренние богослужения могут начинаться на полчаса позже (ради прихожан).
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Фото [ править ]
Богоявлениский Авраамиев монастырь, Ростов
Никольский надвратный храм
Царские врата Никольского храма
Прп. Авраамий Ростовский
Рака с мощами прп. Авраамия Ростовского
Внутри Никольского храма
Как добраться [ править ]
Адрес: 152100, Ярославская обл., г. Ростов Великий, ул. Желябовская, 32.
От ж/д вокзала до монастыря на такси пять минут и 100 руб. Телефоны такси: 8 (903) 827-27-37 и 8 (485) 366-50-60.
Можно добраться и общественным транспортом, билет стоит 20 руб. До городского автобуса придётся немного пройти и подождать, ехать нужно до ост. «Фабрика «Рольня» и там не очень далеко по прямой до монастыря (неспешным шагом примерно 10 мин.).
Паломнику [ править ]
Матушки в обители добрые. Трудников не просто принимают, а принимают с теплотой, заботой и радостью. В обители много примеров, когда человек приезжал на пару дней и оставался на несколько недель или месяцев, а кто-то насовсем.
Для жизни в обители приемлемые условия: в жилых корпусах и на кухне есть холодная и горячая вода, канализация, туалет, душ. Это не пятизвёздный заграничный отель, но и едут люди сюда не комфортом насладиться, а помолиться Богу, восстановить душевные силы, отдохнуть от городской суеты и шума, потрудившись во славу Божию.
Если вы собрались в подобную поездку впервые, тогда лучше взять билет в одну сторону и побыть, сколько попросит душа, чтобы в другой раз вернуться осознанно (однако если отъезд планируете точно на выходные, билет нужно взять заранее, поскольку билетов может и не быть).
Для размещения в обители лучше позвонить заблаговременно, убедиться в наличии места (телефон в контактах).
Авраамиев Богоявленский женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Богоявленский Авраамиев монастырь, что в Ростове Великом, является одним из древнейших монастыре не только Ярославской епархии, но и вообще России. Его основание совпадает с основанием древних обителей Киева и Великого Новгорода и относится к эпохе распространения христианской веры и благочестия на Руси. В те времена само место монастыря называлось «Чудским концом». Там стоял идол «Велес», почитавшийся местными язычниками за покровителя торговли и богатства. Много было трудов положено проповедниками веры христианской в Ростовском крае, но Чудской конец упорно продолжал поклоняться своему идолу, и просветителем этой стороны явился преп. Авраамий.
Преподобный Авраамий родился в начале Х века и в молодых летах, оставив родительский дом и мирскую суету, принял иночество. Со скорбью смотрел Преподобный на то, как некоторые ростовцы пребывают еще в идольском соблазне. Преподобный со слезами молил Бога дать ему силу и благодать Святого Духа на разорение злокозненного идола Велеса. Получив откровение о том, что для его свержения требуется идти в Царьград, в дом св. ап. Иоанна Богослова, преподобный Авраамий отправился в путь, который был чудесно сокращен, поскольку сам апостол явился Авраамию на берегу реки Ишни, пересекающей дорогу из Ростова в Москву при своем впадении в озеро Неро, близ самого города Ростова. При встрече св. апостол Иоанн благословил преподобного и дал ему камышовую трость, которой преподобный сокрушил истукана.
На месте разрушенного идола преподобный построил храм, в котором «крестились от мала до велика» бывшие язычники, который был освящен ростовским епископом в честь праздника Богоявления Господня. Рядом с храмом преп. Авраамий «келии устроил и монахи собрав, бысть им наставник и сотвори обитель свою общею». Так из числа новообращенных возник первый в Ростове монастырь. Святые мощи Преподобного были обретены и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III, сыне Юрия Долгорукого.
Обитель прославилась и другими подвижниками из сонма святых Русской Церкви. В годину монголо-татарского ига из ее стен вышел на святительское служение епископ Игнатий, Ростовский чудотворец. Из жития преподобного Иринарха, затворника Ростовского известно, что он провел несколько лет в Авраамиевом монастыре в конце XVI века. В те же годы в обители подвизался преподобный Пимен затворник. Жития его не сохранилось.
В Авраамиевом Богоявленском монастыре три храма. Первый и главный храм в честь Богоявления Господня был построен еще преподобным Авраамием и был первоначально деревянным. Каменным же он стал со времен царя Ивана Грозного, который в 1553 году, отправляясь на покорение Казани, взял с собой трость Иоанна Богослова, «да тако и бысть взята Казань». После победы повелением царя была заложена «церковь камена с четырьмя приделами», в посвящении приделов которой отразилась история чудотворной трости. Один из приделов посвящен преподобному Авраамию Ростовскому, другой — апостолу Иоанну Богослову, а третий покровителю самого царя — святому пророку Иоанну Предтече. Второй монастырский храм в честь праздника Введения во храм Божией Матери связан с именем архимандрита Ионы Сысоевича, впоследствии Ростовского митрополита, местоблюстителя Патриаршего престола и строителя Ростовского кремля. Им был построен русский храм-трапезная с покрытием на два скала и главкой посередине. В том же XVII веке был выстроен вкладом ростовских помещиков Мещериновых и третий надвратный храм монастыря в честь святителя Николая Чудотворца, в котором сейчас проходят богослужения.
В XVII веке в связи с канонизацией Димитрия Ростовского и возвышением Спасо-Яковлевского монастыря Богоявленский монастырь остался в тени, так что в XIX веке один из его настоятелей писал: «Недоумевал я, с чего начать дело, и за что прежде взяться, так как все, что я ни видел, требовало устроения и обновления». В таком положении оказался монастырь после длительного ряда номинальных настоятелей. Впрочем, обитель была восстановлена, и в ней особое внимание паломников привлекали мощи преподобного Авраамия. В 1915 году братия обители была переведена из Авраамиева монастыря в Спасо-Яковлевский. На их место приехали сестры Полоцкого монастыря с мощами основательницы этой обители прп. Евфросинии. С 1917 года наступили трудные времена для всей Русской Церкви. В 1918 году была проведена национализация церковного имущества, подорвавшая экономическое положение обители. В 1920 году были осквернены мощи прп. Авраамия, а затем переданы в музей. В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей. За волной государственного грабежа пошли волны местных грабежей монастырских могил и самих храмов. Положение ухудшалось, собор требовал реставрации, во многих монастырских кельях жили рабочие. Несмотря на это, монастырь продолжал существовать, называя себя «Авраамиево-Богоявленское религиозное общество». В 1929 году по распоряжению советских властей прекратились богослужения в монастырских храмах. Часть монастырской общины и служители присоединились к общине ростовского Успенского собора, многие из монастырской братии были в последствии арестованы. В 1930 году стали разрушаться стены монастыря. В Богоявленском соборе сделали зерносклад, в Введенском храме — последовательно детский сад, санаторий, медвытрезвитель. В Никольском храме размещались воинская часть, квартиры. И хотя храмы время от времени реставрировались, к нашему времени постройки обители оказались разорены и требуют значительного ремонта.
В 1991 году мощи прп. Авраамия были возвращены Церкви, и сейчас почивают в Никольском храме Авраамиева Богоявленского монастыря. В 1994 году в бывшем монастыре было учреждено подворье святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В том же году освящен Никольский храм и возобновлена его жизнь в качестве прихода Русской Православной Церкви.
В 2004 году по благословению Священного Синода РПЦ под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии. Для организации монашеской жизни настоятельницей монастыря была назначена игумения Миропия (Юрченкова). Многое было сделано силами настоятельницы и сестер монастыря, но еще и многое предстоит, чтобы жизнь обители благоукрашалась и дальше.