Авто рысь военная версия
От «Ивеко» к «Рыси»
Автомобиль защищенный «Рысь» (IVECO 65E19WM).
Автомобиль предназначен для использования в качестве средств обеспечения подвижного личного состава и выполнения задач служебно-боевой деятельности разных родов войск и силовых структур, а также в качестве транспортной базы носителя легких систем вооружения, связи и военной техники.
В 2008 году была достигнута договоренность между Министерством обороны Российской Федерации, ОАО «КАМАЗ» и компанией IVECO (Италия) о проведении совместных работ по определению возможности использования армейской автомобильной техники производства IVECO в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В период с 2009 по 2011 год с целью оценки соответствия основных тактико-технических характеристик опытных образцов полноприводных бронированных автомобилей IVECO 65E19WM (LMV) требованиям Министерства обороны Российской Федерации были проведены испытания двух автомобилей, полученных из Италии.
В процессе испытаний проведен комплекс лабораторных, лабораторно-дорожных работ и пробеговых испытаний в соответствии с утвержденной в установленном порядке программой.
Испытания проводились на базе научно-технического центра ОАО «КАМАЗ» и ФГУ «21 НИИИ МО РФ» г. Бронницы. По требованию Министерства обороны РФ автомобиль IVECO 65E19WM (LMV) получил название «Рысь».
Нашумевший видеоролик, где IVECO в заезде по снежной целине отстает от российских бронеавтомобилей, объясняется просто. Первоначально были закуплены автомобили, не приспособленные для эксплуатации в Российской Федерации, с широким передним бампером, в комплектацию которых не входили защита от снега и цепи на колеса, которые имеются на аналогичных машинах армий Норвегии и Австрии. Широкий бампер при езде по глубокому снегу создавал эффект отвала, толкающего впереди IVECO снежный сугроб, что приводило к существенному замедлению хода. Автомобиль не завяз, но шел тяжело, рывками.
Сегодня для заснеженных районов, в т.ч. и для России, автомобили комплектуются специальной защитой поддона двигателя, выполняющей одновременно функции рассекателя снега, конструкция бампера изменена.
Российские испытатели IVECO отмечают очень удобное автоматическое устройство регулирования давления в шинах, которое можно изменять простым нажатием кнопок в соответствии с дорожными условиями, не выходя из кабины. Сиденья машины весьма комфортабельны для экипажа, например, в них есть специальные выемки под бронежилет, которые принимают на себя вес брони и разгружают плечи солдат. Защита головы от тряски при езде и воздействия ударного импульса при подрыве надежно обеспечивается специальным подголовником. Установленные сидения снабжены пятиточечными ремнями безопасности с замком быстрой расцепки. Кроме того конструкция сидений, подвешенных к внутреннему каркасу, а также специальных поддонов под ступнями экипажа значительно снижают действие динамических нагрузок при подрыве на мине.
Взрыв разрушает переднюю ходовую часть, сильно повреждает двигатель, но бронекапсула цела. Люк намеренно сделан так, чтобы распахиваться при взрыве и тем самым защищать экипаж от избыточного давления. Внутри машины повреждения ограничиваются смещенной рулевой колонкой (соприкосновения с водителем не было) и сколами пластика с лицевой панели.
Осмотр показал, что манекен-водитель, находившийся ближе всего к точке взрыва, не пострадал, только отлетевшим куском панели ему слегка разорвало брюки и порезало ногу ниже колена. Датчики фиксируют, что превышения предела перегрузок для человеческого тела не было.
Как же итальянский производитель добился такого результата? Технология защиты подразумевает создание отдельной бронекапсулы для обитаемого отделения, которая оборудована керамической баллистической защитой, крепящейся к металлическому каркасу, стандартными бронепанелями и бронестеклами. Ребрами жесткости служит специальный трубчатый каркас.
7.
• Красный – баллистическая защита
• Серый – бронированные стекла
• Зеленый – стандартные панели
• Голубой – металлический каркас
Энергия взрыва поэтапно гасится керамической защитой, двухслойным днищем, стойками каркаса, крышей, подвесной системой. К сиденьям членов экипажа автомобиля через подвесную систему приходит значительно ослабленный импульс ускорения, который не превышает медицинские нормы перегрузок для человека.
Российской армии так и не подошёл: об итальянском бронированном джипе IVECO
Итальянский Iveco
Первое появление бронеавтомобилей Iveco в России пришлось на 2009 год: два легких бронеавтомобиля Iveco M65E19WM 4х4, более известных как LMV (Light Multirole Vehicle – легкая многоцелевая машина), за свой счет приобрел и ввез в Россию «КамАЗ». В качестве цели ввоза называлось проведение цикла испытаний.
В дальнейшем Минобороны подписало с IVECO соглашение о совместной сборке «Рысей» на предприятии в Воронеже, всего с 2011 года в течение пяти лет предполагалось собрать для российского военного ведомства 1775 бронеавтомобилей. При стоимости на то время одного «итальянца» более 20 млн. рублей, вся программа закупки оценивалась в более 30 млрд. При этом Сердюков планировал увеличить закупку «Рысей» до 3 тысяч единиц, была даже направлена соответствующая заявка. Однако в 2013 году производство бронеавтомобиля, кстати, принятого на вооружение российской армии в 2010, было прекращено.
Что не так?
В 2013 году, уже при новом министре обороны Сергее Шойгу, появилась информация, что российская армия отказывается от итальянского броневика в пользу отечественной разработки, как оказалось в последствии, это был бронеавтомобиль «Тигр». Причин отказа в то время называлось много, предположений выдвигалось еще больше, появились как сторонники отказа, так и ярые защитники итальянского броневика.
Еще ранее в Минобороны объясняли потребность в массовой закупке легких бронеавтомобилей «Рысь» планами создания нескольких легких бригад, которые должны были передвигаться на данных бронеавтомобилях. Кроме того, ими предполагалось вооружить спецназ, разведку, ВДВ, т.е те подразделения, которые воюют вдали от хороших дорог. Это была одна из причин отказа от «Рыси» в пользу «Тигра». В сущности, броневик класса MRAP, предназначенный в основном для применения на дорогах с твердым покрытием в качестве конвойной или дозорной машины, пытались поставить на вооружение подразделений, которые о передвижении по шоссе даже и не мечтают. Второй причиной называлась малая вместимость броневика, вмещавшего всего пять человек и малый объем пространства для снаряжения и боезапаса.
В 2016 году появилась информация, что оставшиеся на вооружении российской армии бронеавтомобили «Рысь» пойдут на вооружение военной полиции. Предполагалось, что бронеавтомобили будут применяться для сопровождения колонн и патрулирования периметров военных объектов. Тогда же причиной отказа от «Рысей» называлась недостаточная проходимость.
По словам представителя Минобороны, «на основании проведенных с ноября 2013 по декабрь 2014 года испытаний «Рысь» (IVECO) в области проходимости, бронезащиты и вооружения была признана не полностью отвечающей требованиям российских военных».
Вероятней всего, хорошенько изучив все возможности итальянского броневика, в российском Минобороны пришли к выводу, что для применения в качестве легкого броневика для бездорожья, а также выполнения других задач лучше подойдет отечественный «Тигр», по крайней мере, больших нареканий семейство российских бронеавтомобилей у военных не вызвало.
Возможно, у отказа от «итальянца» имеются и другие причины, ведь решение принималось на высшем уровне, но до нас их не доведут. Так что ограничимся вариантом, где итальянский шоссейный бронированный джип просто не подошел российской армии именно в том качестве, в котором его предполагалось использовать. Вариант с продолжением закупок итальянских броневиков и последствиями для российской армии от этого, мы сейчас рассматривать не будем.
Бронеавтомобиль Рысь. Подробности эксплуатации (89 фото)
Машины приписаны к роте специального вооружения, но штатно в ней не числятся и соответственно в боевом расписании никак не учитываются. Автомобиль изредка используется для поездок по специальным распоряжениям командования, в частности, этой зимой привлекался к сопровождению колонн с боеприпасами на полигоне «Прудбой» (Волгоградская область). Каждый месяц отчеты об эксплуатации отсылаются в ГАБТУ МО РФ
Основной пробег автомобилем получен все на том же «Прудбое», где машина передвигалась практически только по трассам, при перегоне из Фрязино в Молькино и участии в параде 9 мая в Ростове-на-Дону
— при движении по грязи машину постоянно стягивает в колею, если она глубокая, то автомобиль садится на днище. Если сели на днище, то пытаться самостоятельно выбраться бесполезно, т.к. «Рысь» увязает еще сильнее да и автоматическую коробку передач можно просто вывести из строя. Говорят, что лучше сразу цеплять лебедку и вытягивать. На работу лебедки никаких претензий нет, надежная и прочная, что выгодно отличает ее от таковой на СТС «Тигр». В технической документации обозначено, что «Рысь» можно буксировать «безболезненно» для нее на расстояние не более 50 км на скорости не выше 45 км/ч
Когда заговорили про грязь, то сразу же офицер вспомнил, что и СТС «Тигр» при посадке на днище в грязь самостоятельно выбраться не может и привел историю, где пришлось зарывшийся по капот «Тигр» извлекать, поставив в упряжку друг за другом три таких же машины, которые с трудом вытянули собрата.»Рысь» в бригаде не проверялась в езде по снегу и в преодолении в брод водных препятствий, поэтому впечатлений об этом, к сожалению, не будет.Из плюсов ходовой отмечена мягкая подвеска, которая хорошо амортизирует все ухабы и неровности дороги.Через некоторое время ожидается переоснащение роты специального вооружения бригады с СТС «Тигр» на «Рысь», и вот тогда машина будет эксплуатироваться в полную силу и о ней можно будет составить полное мнение.
Подготовка водителей на «Рысь» проводится в течение двух недель на специальных курсах в Подмосковье, где учат вождению автомобиля с АКПП, показывают как устранить мелкие поломки, разъясняют правила буксировки и т.п. Офицеры считают, что для военнослужащего по призыву машина будет сложновата. Ремонт должны производить представители завода-изготовителя, но до сих пор серьезных поломок не было. Из мелкого ремонта приходилось прикручивать, оторвавшиеся из-за вибрации клеммы аккумулятора, во время эксплуатации на «Прудбое». Офицеры связывают ее с неправильной эксплуатацией водителем машины. На недавних съемках программы «Полигон» телевизионщики погнули одну из подножек во время езды по бездорожью на пригорке
Дальше будет много фотографий снаружи и изнутри с пояснениями. Мне очень хотелось посмотреть каким образом размещается экипаж в машине, поэтому командование выделило 5 солдат для фотосессии
Сиденье водителя единственное, движущееся вперед-назад, остальные жестко фиксированы (на фото оно примерно в среднем положении)
Место десантника сразу за водителем
Место десантника сразу за командиром
Рост солдата, сидящего посередине, два метра
Теперь подробнее остановимся на каждом месте. Дверь водителя (все двери в машине идентичны)
Широкие подножки на автомобиле, видимо, из тех улучшений, что появились на «Рыси» по итогам эксплуатации первых двух машин в России. Крепеж самой ступеньки сделан совершенно неудачно, в движении из-за вибрации болты раскручиваются, в результате чего ступеньки при перегоне из Москвы пришлось просто снимать, чтобы не потерять их по дороге. Родные, узкие ступеньки, которые есть в комплекте, гораздо удобнее и надежнее
Снимал днем, поэтому проверить достаточно ли яркости не мог
Обзор с места водителя нормальный
Пойдем к командирскому месту
Как уже и говорил, сиденья командира и экипажа закреплены неподвижно, вперед-назад не двигаются, спинка не отклоняется. Офицер, перегонявший машину из Москвы, сказал, что через 2.5-3 часа у него появились некомфортные ощущения от сидения в одной позе, пришлось останавливаться, чтобы размяться. Это, конечно, зависит от индивидуальной физиологии, но места для того, чтобы сесть по иному в машине нет, мешает очень плотная компоновка
Мой рост 181 см, на командирском сидении колени в пластик впереди не упирались, но развалиться с удобством совсем не получится
Пятиточечные ремни безопасности. Замок быстрой расцепки очень удобен, позволяет избавиться от ремней очень быстро
Сиденья десантников. Ноги вытянуть совсем некуда
В салоне на перегородке установлен блок распределения электроэнергии в кабине с ответвленными разъемами (12/24 В) для подключения потребителей
Однако связист не смог подключить к нему ни одну радиостанцию. То ли локализовать разъемы забыли, то ли связист не копенгаген
Подголовники на всех сидениях съемные, крепятся на замки типа фастекс
Кресло со снятым подголовником
Эм, не знаю, как правильно их назвать, но накладки на кресло и подставка под бронежилет тоже съемные. В центре кресло со снятыми накладками. Без них удобно сидеть будет людям маленького роста
Все сиденья сзади подымаются, поэтому пулеметчику не придется топтаться по своему сиденью
По бокам каждого кресла находятся фиксаторы, которые удерживают сиденье в сложенном состоянии
Сиденья в сложенном виде на двух креслах. Вместе с накладками крайнее сиденье никак не складывалось (может, что неправильно делал), поэтому пришлось их снять. Сиденье по центру пулеметчик поднимал вместе с накладкой
Специальные поддоны, которые должны снизить динамические нагрузки на ноги при подрыве машины
Стоять парню, приходиться на достаточно узкой платформочке посередке, крутиться будет явно неудобно
Стоять парню, приходиться на достаточно узкой платформочке посередке, крутиться будет явно неудобно
Вертлюг для пулемета отсутствует (то ли забыли поставить при передаче машины в бригаду, то ли турель была произведена без него, что вообще странно)
Люк в открытом положении фиксируется после оттяжки флажка
Вывод воздухоприемника на крыше
Кронштейн для многоэлементной антенны
Перейдем к грузовому отсеку в корме машины. Открыть его можно с трех сторон, но сзади это возможно только при снятии запасного колеса. Опускать колесо можно только вручную, приспособлений для спуска нет
Дверца грузового отсека с левой стороны машины
Канистра идет в комплекте, но на фото вроде бы не родная
ЗИП для буксировки, который также хранится в грузовом отсеке
В отсек помещается вся амуниция и рейдовые рюкзаки десантников, но не остается места для боеприпасов. В салон из боеприпасов можно взять только то, что будет в разгрузочном жилете непосредственно на бойце. Ящики с патронами ставить просто некуда. Единственно, если в пачках распихивать по дверным нишам, но туда много не поместится
По технической документации капот открывают два человека, которые открыв защелки, приподымают его с обеих сторон. Можно это сделать и одному, спереди, но это требует немалых усилий, капот хоть и пластиковый, но достаточно увесистый
Пройдемся вокруг, посмотрим различные мелочи, не вошедшие в основной рассказ. Та самая защита от снега, установленная на «Рысь» по итогам первых пробных испытаний в России
Труба выведена наверх на случай преодоления водной преграды вброд
Зазор между бронекапсулой и грузовым отсеком
Смазку петель дверей производить достаточно просто
Маркировка на бронестеклах
За время эксплуатации повредили подфарник и треснул пластиковый капот