Авто судо авиа моделирование
ДОП «Авиа-судомоделирование»
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности. Программа соответствует основному общему уровню образования. Содержание программы предполагает создание условий для формирования технологических навыков и развития конструкторской мысли, творческого потенциала у учащихся, через моделирование судов и летательных аппаратов.
Актуальность программы. Современное техническое творчество, конструирование техники основывается на использовании научного потенциала, накопленного предшествующими поколениями. При высоком темпе развития современных технологий быстро меняется облик и содержание создаваемой людьми техники: она становится всё более совершенной. Судо-авиамоделизм – это конструирование и постройка действующих и стендовых моделей судов и летательных аппаратов. В процессе изготовления моделей учащиеся приобретают разнообразные технологические навыки, знакомятся с конструкциями судов и летательных аппаратов. Данная программа позволяет сделать акцент на приоритетном значении политехнических знаний, таких как чтение чертежей, представление чертежей в объеме, выбор материала для модели и технологии ее изготовления.
Педагоги
ПОПОВ ОЛЕГ СЕРГЕЕВИЧ
Расписание
Занятия проходят во второй половине дня согласно расписанию
Содержание программы
— правила поведения в лаборатории, ТБ при работе с инструментами;
— историю авиации и флота;
— понятия моделирования, специальную терминологию;
— технологию изготовления простейших моделей.
— переносить рисунки деталей с бумаги на материал;
— пользоваться разметочным, слесарным и столярным инструментами;
— пользоваться простейшими способами соединения деталей;
— производить простейшую отделку готовых моделей.
Цели программы
Цели и задачи программы
Цель: создание условий для освоения технико-технологических навыков и развития конструкторских навыков у учащихся, через моделирование судов и летательных аппаратов.
Основные задачи программы:
1. Развить техническое мышление; интерес к творческому поиску при выборе технологий изготовления авиа, судомоделей.
2. Сформировать знания о чертеже, представление чертежей в объёме.
3. Овладеть навыками сборки простых и сложных конструкций.
4. Воспитать эстетический вкус, трудолюбие, усидчивость, терпение, умение организовать свой труд.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной
образовательной программы «Авиа, Судомоделирование» – это дети от 7 до 16 лет по 10 человек в группе. Прием учащихся происходит путем добровольного зачисления.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы
«Авиа-судомоделирование» два года:
— 1 год обучения рассчитан на 216 часа с недельной нагрузкой 6 часа, занятия 2 раза в неделю по 3 часа;
— 2 год обучения рассчитан на 216 часа с недельной нагрузкой 6 часа, занятия 2 раза в неделю по 3 часа.
Этапы реализации программы:
1 этап Знакомство с историей создания флота и авиации. Понятие о моделировании. Знакомство с технологиями изготовления простейших моделей.
2 этап Изучение технологий и способов изготовления корпусов моделей, их деталей. Отделка моделей и радиоуправление моделями.
Основные формы и методы работы с обучающимися:
— словесный (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж, самостоятельная работа с литературой);
— наглядный (демонстрация наглядных пособий, трудовых приемов, технологических карт, образцов, самостоятельных наблюдений учащихся, экскурсии, посещение и участие в выставках технического творчества)
— практический (практическая работа, практический тренинг, самостоятельная работа, проектирование, творческие выставки).
групповая индивидуальная, групповая (малая постоянного состава).
В основу данной программы положены следующие принципы обучения:
— от простого к сложному;
— через практику к теории;
Результат программы
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
· Получить основы технического мышления, интерес к технике и техническому творчеству.
· Знать понятия о чертеже, уметь представлять чертежи в объёме.
· Владеть навыками сборки простых и сложных конструкций.
· Уметь работать с литературой и другими источниками информации, в том числе Интернет.
· Конструировать собственные авиа и судомодели.
Формы отслеживания результата.
Одним из результатов освоения ребёнком программы являются те модели, которые ребёнок сделал за период обучения. Именно по ним можно оценить наличие у ребёнка определённых знаний, умений и навыков. Важными критериями здесь являются степень личного участия ребёнка в создании моделей, оригинальность и сложность моделей, аккуратность их исполнения. Публичная защита и обсуждение проектов среди ровесников и профессионалов. Участие в выставках, конкурсах, конференциях, техносалонах, слетах. Статистика количества и качества проектов, технических разработок, предложенных для реализации и реализованных.
Эффективность работы программы оценивается следующим образом:
1. Результаты районных и краевых выставок технического творчества.
2. Мониторинг сохранности объединения «Авиа, судомоделирование».
3. Отзывы учащихся и родителей.
Особые условия проведения
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной
образовательной программы «Авиа, Судомоделирование» – это дети от 7 до 16 лет по 10 человек в группе. Прием учащихся происходит путем добровольного зачисления.
Материально-техническая база
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
1. парты рабочие – 7 шт.
2. набор слесарный (отвертки, плоскогубцы, кусачки и т.п.) – 1 шт.
4. гравировальный прибор-1 шт.
1. Заворотов В.А. От идеи до модели. М.: «Просвещение» 1988 г.
2. Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. М.: «Просвещение» 1989 г.
3. Рожков В.С. Авиамодельный кружок. М.: «Просвещение» 1978 г.
4. Костенко В.И., Столяров Ю.С. Модель и машина. М.: Изд. ДОСААФ, 1981 г.
5. Тарадеев Б.В. Модели – копии самолётов. М., 1991 г.
6. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР 1938 – 1950г.г. М., 1988 г.
7. Авиация общего назначения. Каталог под ред. Присяжнюка В.С. М.,1995 г.
8. Кузьмина Л.М. Конструктор вертолётов. Страницы жизни Н.И. Камова. М., 1988 г.
9. Орацио Курти. Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма.
Ленинград, «Судостроение», 1987 г.
10. Допатка Р., Перепечко А. Книга о судах. Ленинград, «Судостроение», 1981 г.
11. Целовальников А.С. Справочник судомоделиста. М.: ДОСААФ, 1980 г.
12. Нарусбаев А.А. Судостроение – ХХI век. Ленинград, «Судостроение»,1988 г
необходимого оборудования, инструментов и расходных материалов необходимого
КРУЖОК ТЕХНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Учебная лаборатория площадью 35кв. м. на 9 учебных мест
Помещение под станочный парк в зависимости от количества оборудования и в
Препараторская и складское помещение не менее 6 кв. м.
1. Комплектация помещения
Раковина для воды со смесителем
Шкаф для хранения работ ( моделей)
Стеллажи для хранения расходных материалов
Стеллаж для хранения металлопроката
Стеллаж для моделей
Тисы слесарные большие
Щетки для уборки пола
Станок токарно-винторезный ТВ-4
Станок фрезерный НГФ
Станок сверлильный настольный
4. Специализированное оборудование
Щит электрический лабораторный
Стенд для обкатки двигателей внутреннего сгорания
5. Ручной инструмент.
Ножовка по металлу
Полотно ножовочное по металлу
Чертилки по металлу
Тисы ручные (ювелирные)
Ножницы слесарные по металлу
Молоток слесарный малый
Молоток слесарный большой
Ключи рожковые 8 – 32 мм (комплект)
7. Мерительный инструмент
Микрометр 0 – 25 мм
Линейки металлические инструментальные: 300 мм
Прибор микровольтметр универсальный
Весы лабораторные (до 200 г) с разновесами
8. Инструмент для станочного оборудования.
Круги абразивные: Электрокорунд белый
Размеры кругов в зависимости от типа станков и ручного инструмента
Фрезы: Пальчиковые диаметр 3 – 12 мм
Концевые диаметр 12 – 36 мм
Резцы токарные из быстрорежущей стали и с твердосплавными напайками (Вк8; Т15К6): отрезные
Размеры державок резцов в зависимости от типа станков.
Сверла центровые диаметр 1,5 – 3,0 мм
Сверла : диаметр 0,25 – 10 мм
9. Резьбонарезной инструмент.
Вороток для метчика универсальный
Метчики (в комплекте) от М2 до М12
Плашки (лерки) от М2 до М12
10. Специализированная модельная и спортивная техника.
Модельные двигатели внутреннего сгорания:
Марки двигателей в зависимости от классов изготовляемых моделей.
Винты воздушные для авиамоделей
Винты гребные для судомоделей
— ходовые для р/управляемых моделей
— стартовые для калильных свечей
Зарядные устройства для аккумуляторов
Свечи калильные для м/двигателей
Топливо дизельное стандартное
Топливо калильное стандартное
11. Материалы для изготовления моделей.
Дюралюминий Д1T; Д16T: листовой толщиной 1 – 10 мм кг
кругляк диаметр 10 – 70 мм кг
Сталь Ст-3; Ст-5 листовая толщиной 1-3 мм кг
Латунь ЛС59; ЛС63: кругляк диаметр 10 – 30 мм кг
листовая толщиной 0,5 – 2,0 мм кг.
Медь М1: трубка диаметр 3 мм кг
Жесть белая луженая толщиной 0,25 – 0,5 мм кг
Стеклотекстолит листовой толщиной 1 – 3 мм кг
Текстолит кругляк диаметр 10 – 40 мм кг
Эбонит кругляк диаметр 10 – 40 мм кг
Фторопласт 4Д кругляк диаметром 25 – 50мм кг
Органическое стекло листовое толщиной 1 – 4 мм кг
Полистирол листовой толщиной 3 – 5 мм кг
Пиломатериалы (липа, сосна, береза) мЗ
Картон для технического труда, электрокартон кг
Стеклоткань; стеклохолст; стеклорогожа м2
Углеволокно; углеткань м2
Смола эпоксидная ЭД5; ЭД20 кг
Отвердитель к эпоксидной смоле литр
Клей: (в упаковках) ПВА
Нитроэмали НЦ (в ассортименте) кг
Эмаль автомобильная акриловая (в ассортименте) кг
Шпатлевка автомобильная кг
Ацетон технический литр
Керосин технический литр
Кислота паяльная литр
Наждачная бумага (в ассортименте, в том числе водостойкая) м2
Пленка цветная самоклеющаяся (в ассортименте) м2
Учебная лаборатории площадью не менее 32 кв. м на 9 учебных мест
Помещение под станочный парк в зависимости от количества имеющегося оборудования
в соответствии с санитарными нормами.
Препараторская и складское помещение не менее 20 кв. м
1.1. Комплектация помещения учебного класса
Шкафы для хранения инструмента
Аптечка с медикаментами
Шкаф для хранения незавершенных поделок
Чертежный стол (кульман)
Тиски большие (150 мм ширина губок)
Тиски малые (50 мм ширина губок)
1.2. Станочное оборудование
Станок токарно-винторезный ТВ-7
Станок сверлильный типа 2М112
Пила дисковая малая до диаметра 100 мм
Универсальный станок «Умелые руки»
Компрессор для краскораспылителя
1.3. Электрооборудование и приспособления
Дрель ручная электрическая
Электропаяльники 60 Вт
Аэрограф РСТБССР 115-90
Столики для лобзиков
Плашкодержатели и леркодержатели
1.4. Слесарный инструмент
Рубанок малый модельный
Плоскогубцы большие и малые по 3 шт.
Отвертки плоские малые, средние, большие по 3 шт.
Отвертки фигурные малые, средние, большие по 3 шт.
Ручные ножницы по металлу
Молоток слесарный средний, малый по 3 шт.
Ножовка по металлу
Полотна для ножовки по металлу
Напильники разных сечений по 5 шт. каждого с мелкой, средней и крупной насечкой
Рашпили 3-х типов по 3 шт. каждого
Бумага наждачная различной образивности от 01.01.01
Бруски для заточки ножей мелкозернистые
Угольник металлический разметочный
1.5. Инструмент для станочного оборудования
Резцы дисковые пальчиковые
Зенкеры и развертки
Метчики и плашки от диаметра 1,2 до 10 мм
1. 6. Мерительный инструмент
Линейки металлические: 150 мм
Микрометр от 0 до 25 мм
Весы с разновесками РН-10 Ц13У
1.6. Материалы и комплектующие для моделирования
Моторы: МДС 2,5 см3 или КМД
Свечи для двигателей «Нельсон»
Винты воздушные 230х120
Корды стальные 0,25 мм
Троса стальные 0,3 мм
Кабанчики левые и правые
Колеса для моделей диаметром 15 мм
Древесина сосны (плотность 0,54 г/см)
Древесина липы (плотность 0,48 г/см3)
Бальза от 0,10 – 0,15 г/см3
Фанера березовая толщина 1,0 мм
Нитрокраска различных семи цветов по 1 кг.
Аэролак (Эмалит) НЦ-221
Клей «Десмокол» уретановый
Дюралюминий кругляк диаметром 10мм
Проволока стальная ОВС диаметром 1,0 мм
Сталь толщиной 1 мм
Сталь кругляк в ассортимент Д-5 до 25 мм
Лексат толщиной 1 мм
Топливо калильное стандарт
Учебная лаборатории площадью 24 кв. м на 8 учебных мест – мягкая игрушка
Учебная лаборатория площадью 36 кв. м. кружка «Изобразительное искусство» на 10учебных мест
Учебный кабинет кружка «Макраме» 24 кв. м. на 8 учебных мест
1.1. Комплектация помещения учебного класса
Программа «Авиа-судомоделирование»
Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования самостоятельной, активной личности с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Современной серьезной проблемой образования является существенное ослабление технической составляющей школьного образования. Современное общее образование не в состоянии обеспечить полноценную работу по формированию инженерного мышления у детей и развивать детское техническое творчество. Гораздо больше возможностей в этом направлении у дополнительного образования.
Без технических знаний сегодня цивилизованном человеку в современном мире не обойтись. Развитие пространственного мышления, разработка эскизов деталей, графическое их выполнение и создание сборочных чертежей, макетов, расчет прочностных характеристик по упрощенной системе, а также дальнейшее их изготовление позволяют школьникам собственноручно создать сложнейшие спортивные болиды различных систем и направлений.
Новизна программы заключается в том, что программа объединяет в себе обучение ребят построению различных моделей с тем, чтобы каждый мог выбрать свою направленность в занятиях техническим моделизмом.
Отличительная особенность программы:
Программа совмещает основы деятельности в различных направлениях технического творчества: авимоделирование, автомоделирование и судомоделирование.
Содержание программы дает возможность использовать широкий выбор технических моделей.
Образовательный процесс носит развивающий характер и направлен, прежде всего, на развитие природных задатков, реализацию интересов детей и на развитие общих, творческих и технических способностей. Приоритетным является применение методов педагогической деятельности, что позволяет каждому обучающемуся быть успешным.
Большая часть учебных заданий направлена на формирование способности к самостоятельному пополнению и интеграции знаний и на формирование способности обучающихся к самоорганизации и саморегуляции. Применение таких видов учебных заданий связано со спецификой общего технического моделирования, предполагающего проектную, конструкторскую деятельность обучающихся, а также проведение спортивно-технических соревнований различного уровня.
Адресат программы:
Дополнительная общеразвивающая программа общего технического моделирования рассчитана на широкий возрастной диапазон обучающихся: 9 – 18 лет.
Педагог в своей деятельности должен обязательно учитывать возрастные психолого-педагогические особенности учащихся. Выбор форм и методов обучения должен опираться на ведущую деятельность данной возрастной группы, ее особенности.
Форма обучения: очная; форма организации занятия: групповая; занятия проводятся в разновозрастных группах; формы проведения занятий: беседа, учебно-тренировочное занятие, соревнование.
Педагоги
Содержание программы
1 год обучения:
2 год обучения:
3 год обучения:
4 год обучения:
5 год обучения:
Цели программы
Цель программы: освоение теории и практики приемов, умений проектирования и конструирования авиа-, авто-, судомоделей.
Задачи:
Метапредметные: развивать у обучающихся:
Результат программы
По окончании обучения по программе общего технического моделирования формируется творческая личность с активной позицией к самообразованию и творчеству, способность к ранней ориентации на новейшие технологии и методы организации практической деятельности в авиа-, судо-, автомоделировании, навыки организационно – экономического мышления.
Учащиеся выполняют более высокие разрядные нормы по видам технического спорта, участвуют в семинарах, конференциях, показательных выступлениях, соревнованиях различного уровня, коллективно решают поставленные технические и спортивные задачи.
К числу планируемых результатов освоения программы относятся:
«Авиа-авто-судомоделирование»
Программа комплексно представляет основы деятельности в различных направлениях технического творчества:
авиа-, авто- и судомоделирование; моделирование, конструирование и макетирование
объектов окружающего мира на плоскости и в пространстве. Д
Педагоги
Савинов Сергей Александрович
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
Показ работ. Знакомство с целями и задачами курса. Изучение правил ТБ в мастерской,
правил безопасной работы с инструментами.
Тема 2. Простейшие модели автомобилей.
Основные части автомобиля и его модели, двигатель, движитель, передающий
механизм, механизм управления, основание – рама. Инструменты, применяемые при
изготовлении моделей, приемы безопасной работы. Двигатели автомобилей и
автомоделей. Двигатели, используемые на автомоделях (пружинные, резиномоторы,
электрические и ДВС). Понятие о способах передачи движения с вала двигателя на
колесо модели. Сведения о технике безопасности при работе с различным
Тема 3. Материалы и инструменты, применяемые в моделировании.
Разнообразие материалов и инструментов. Способы и приемы обработки. Привитие
элементарных трудовых навыков. Практические советы.
Тема 4.Чертежная грамота.
Чтение чертежей, эскизов, схем, разверток. Практическая часть. Изготовление
Суть и назначение разметки. Разметочный инструмент. Способы и приемы нанесения
разметки. Способы увеличения и уменьшения изображения. Способы копирования
изображения. Практическая часть. Изготовление развертки машинки.
Тема 6. Изготовление простейших макетов и моделей из бумаги и
Модели геометрических тел: куб, цилиндр, призма, пирамида, конус и другие.
Разработка разверток по заданным размерам. Практическая работа. Простейшие
архитектурные макеты и игрушки из геометрических тел.
Тема 7. Различные способы соединения деталей.
Разнообразие клеев применяемых в моделировании. Способы склеивания различных
материалов. Способы соединения (сварной шов). Практическая работа. Пайка игрушек.
Тема 8. Модели транспортной техники.
Изготовление простейших моделей из различных материалов. Практическая часть.
Изготовление моделей машин.
Тема 9. Отделка и эстетическое оформление модели.
Способы удаления неровностей с поверхности модели. Подготовка модели к
окрашиванию. Краски, применяемые в моделировании. Способы и приемы
окрашивания моделей. Аэрограф: устройство и принцип его работы. Изготовление
краскопульта из подручных средств. Нанесение рисунков и надписей на модели с
использованием краскопульта. Применение трафаретов для деталировки моделей.
Приемы работы с самоклеющейся пленкой (аракал) при отделке модели.
Тема 10 Модельные двигатели внутреннего сгорания
Изучение конструкции двигателей, принцип их работы. Освоение навыков запуска и
регулировки двигателей. Определение и устранение неисправностей. Осуществление
контроля знаний и умений при проведении запусков двигателей и на соревнованиях.
Тема 11 Модели гоночных автомобилей.
Ознакомление учащихся с конструкциями гоночных моделей. Проектирование модели
гоночных автомобилей. Умение учащихся выполнять детали моделей с повышенной
точностью. Проектирование, конструирование и изготовление гоночных моделей.
Испытания. Тренировочные запуски.
Способы изготовления моделей-копий. Типы моделей-копий. Материалы, применяемые
для изготовления моделей-копий. Технологическая оснастка для изготовления моделей-
копий. Правила запуска и остановки моделей-копий. Техника безопасности при
запусках моделей. Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.
Тема 13. Технологическая оснастка для изготовления моделей.
Понятие о рационализаторской работе.
Контроль знаний и умений в процессе изготовления и проверки работоспособности
приспособлений. Перечень приспособлений, необходимых для изготовления кузовов,
шасси, колес и других узлов и деталей автомодели. Понятие о рационализаторской
работе. Проектирование, конструирование и изготовление технологической оснастки и
Тема 14. Радиоуправляемые модели автомобилей с электродвигателем.
Проектирование, конструирование и изготовление радиоуправляемых автомоделей.
Сборка, монтаж, регулировка, испытания. Пробные и тренировочные запуски.
Отработка навыков управления моделью.
Тема 15. Беседы об автомобиле.
Ознакомление учащихся с историей автомобиля, с профессиями в автомобильном
хозяйстве. Автомобиль: прошлое, настоящее, будущее.
Тема 16. Итоговое занятие.
Подведение итогов за год занятий в объединении.
Цели программы
развитие познавательной активности обучающихся в области
технического творчества средствами начального технического моделирования.
Результат программы
пособен использовать при помощи педагога методы начального технического
моделирования и конструирования, понимает конструктивные особенности простейших
моделей;
— способен использовать рекомендованные инструменты, материалы, необходимые для
изготовления моделей;
— знает назначение чертежей, схем, технических рисунков;
-использует в практической деятельности технологии изготовления простейших моделей;
— использует правила безопасной работы;
— способен устранять дефекты моделей;
— готов участвовать в соревнованиях начального технического моделирования по
установленным правилам.
Обучающийся имеет интерес к НТМ и развитую познавательную мотивацию:
— проявляет познавательный интерес и активность на учебных занятиях;
— использует приобретённые знания и умения в практической деятельности;
— связывает свои перспективные планы и интересы с НТМ.
Обучающийся способен к пониманию информации и использовании её в
6
образовательной деятельности:
— задаёт вопросы;
— понимает информацию, представленную в форме таблицы, схемы;
— комментирует модель изучаемого объекта;
— использует информацию, исходя из учебной задачи;
— запрашивает информацию у педагога, способен искать информацию в литературе;
— представляет требуемую информацию по запросу педагога.
Обучающийся способен к сотрудничеству в процессе образовательной деятельности:
— берет на себя ответственность за выполнение задач в рамках контекстов, которые, как
правило, стабильны;
— имеет позитивный опыт взаимодействия с другими обучающимися и педагогом в процессе
выполнения группового проекта;
— контролирует собственное поведение;
— умеет выполнять отдельные задания в групповой работе.
Обучающийся способен к коммуникации в процессе учебной деятельности:
— реагирует на письменные и устные сообщения;
— использует умение излагать мысли в логической последовательности;
— отстаивает свою точку зрения.
Обучающийся демонстрирует понимание и принятие общественно признанных
социальных норм культуры поведения, общения, отношения к ценностям (родине, семье,
здоровью, образованию и т.д.).
Материально-техническая база
Токарный станок, строгальный станок, фрезерный станок, заточный станок, рубанки, ножовки, выжигатель, электродрель, напильники, молотки.