Авто тягачи седельные для полуприцепов
Издается с 2007 года
Основные сведения о грузовых седельных тягачах: конструкция, виды
Основными типами транспортных средств для перевозки грузов становятся седельные тягачи с полуприцепами – фуры. Их популярность и количество на дорогах растёт. Однако данный вид машин имеет свои особенности.
Седельный тягач: особенности конструкции
Автомобильные тягачи делят на несколько категорий, одна из которых – седельный тягач. Он отличается наличием на автомобиле особого сцепно-расцепного узла – седла, которое и дало название автомобилю.
Этот соединительный седельный узел транспортного средства представляет собой грузонесущую плиту с прорезью под шкворень. Седельное сцепное устройство имеет несколько степеней свободы в продольном и поперечном направлении.
Такое соединение тягача и прицепа, а точнее полуприцепа, позволяет перераспределить часть нагрузки на автомобиль, увеличив, тем самым, допустимый вес перевозимого товара.
В Европе в качестве седельника используют в основном бескаптный грузовик, а в США – капотный. Поэтому в странах постсоветского пространства их так и разделили – американский тип и европейский.
Американский тип седельных тягачей
Американские тягачи имеют большую пассивную безопасность за счёт раз выноса вперёд моторного отсека. Доступ к двигателю в машинах капотной компоновке удобней. Да и кабина американцев гораздо комфортней.
Однако к минусам стоит отнести большую длину тягача и, как следствие, больший радиус поворота. Это делает затруднительным маневрирование грузовика с полуприцепом в ограниченном городском пространстве, но даёт комфорт водителю при длительных междугородних рейсах.
Сам тягач обычно трёхосный с двумя задними ведущими осями. За счёт выноса двигателя за переднюю ось развесовка машины становится более правильной и в таких тягачах нет необходимости применять ленивец – подъёмную ось. К тому же, в машинах есть возможность перемещать седельное сцепное устройство для крепления полуприцепа вдоль продольной оси, меняя тем самым распределение веса груза.
Европейский седельный тягач
В Старом свете наиболее востребованы грузовики безкапотной компоновки. Двигатель у них располагается под кабиной, что не столь удобно при обслуживании. К тому же, при поднятии кабины незакреплённые вещи со спальника полетят вперёд. Да и забраться в опрокинутую кабину тоже не получится.
Однако плюсами бескапотной компоновки грузовика являются его маневренность, лучший обзор, короткая база, позволяющая цеплять более длинный полуприцеп.
В основном тягачи европейского типа производятся с двумя или тремя мостами. Нередко одна из задних осей является подъёмной для снижения общей стоимости владения и увеличения полезной нагрузки.
Реже встречаются седельники с четырьмя мостами. Они в основном используются для специальных перевозок и в армии.
Области применения седельных тягачей
Все седельные тягачи предназначены для работы исключительно в составе автопоезда с полуприцепом. Хотя есть одно исключение – кольцевые автогонки на грузовиках. В них в качестве болида тоже используется именно тягач.
Однако основной сферой применения данных машин являются грузоперевозки товаров на длинном плече, т.е. на большие расстояния, в основном на межгороде и при международной транспортировке грузов. Это обусловлено многими факторами, в т.ч. его конструкцией и широким ассортиментом полуприцепов.
Седельный тягач может перевозить товары в шторном полуприцепе, перемещать технику на трале, доставлять сыпучие и жидкие грузы в специальных полуприцепах, подвозить элементы на место возведения многоэтажных жилых домов – панели. Такие машины используются в строительстве, промышленности, торговле.
Кроме того, есть специальные виды седельных тягачей, которые используются в военной отрасли. Они перевозят боевую технику, боеприпасы и зенитно-ракетные установки.
Основные технические характеристики
Поскольку эти машины обычно перевозят большое количество груза на дальние расстояния, большое внимание уделяется мощности и экономичности двигателя, объёму топливного бака (с недавних пор правильнее говорить максимальному пробегу на одной заправке), надёжности шасси и коробки передач, эргономичности и комфортабельности кабины.
Седельные тягачи оснащаются преимущественно дизельными двигателями мощность от 200 до 750 л.с. и механической коробкой передач. Хотя АКПП тоже становится распространена.
В основном это грузовики колёсной формулой 4х2, 6х2, 6х4. Реже встречаются тягачи с четырьмя мостами.
Кабина седельного тягача обычно состоит из двух отсеков – рабочей зоны водителя и спальника. Спальная зона может иметь различную степень оснащённости – от скромной полки для отдыха до полноценного жилого отсека размером с малогабаритную квартиру. Тут всё зависит от фантазии производителя, размеров грузовика и, конечно же, бюджета.
Абсолютное большинство грузовиков сейчас выпускается с водительским сиденьем, оборудованным пневматической подвеской.
Наличие систем помощи водителю, активной и пассивной безопасности, а также мониторинга являются неотъемлемой частью современного седельного тягача. В Росси обязательно машины должны быть оборудованы тахографом.
Достоинства и недостатки тягачей фур
Преимущества седельных грузовых тягачей:
Однако у этого вида транспорта есть свои недостатки:
Обзор рынка: основные производители и конкурентные преимущества
В России представлены седельные тягачи различных производителей, как отечественных, так и зарубежных.
Отечественные производители
Самым распространённым седельным тягачом отечественного (читай СНГ) производства является КамАЗ. Популярность этих автомобилей обусловлена более низкой первоначальной ценой, ремонтопригодностью и широкой дилерской сетью.
В линейке Камского автозавода представлены седельный тягачи допустимой полной массой от 19,5 до 75 тонн. Завод комплектует машины двигателями собственного производства, а также силовыми агрегатами Cummins, Daimler, Mercedes. На двухосный тягач КамАЗ 5490 NEO может устанавливаться китайский двигатель Weichai.
Ещё одним распространённым тягачом для полуприцепов является белорусский МАЗ. Минские седельники агрегатируются в основном моторами ЯМЗ и Weichai. На некоторые модификации может быть установлен двигатель Mercedes.
Специфичными игроками на рынке седельных тягачей являются Автомобильный завод Урал, Группы ГАЗ, а также Брянский автомобильный завод колёсных тягачей. Оба предприятия выпускают в основном полноприводные седельные тягачи повышенной проходимости. И если первый постепенно выходит на рынок шоссейных машин, то БАЗ остаётся производителем в основном военной продукции.
Ещё один завод коммерческого транспорта на постсоветском пространстве находится в Кременчуге, Украина. В линейке КрАЗа четыре модели седельных тягачей, три из которых капотной конфигурации. Однако завод по состоянию на начало 2021 года находится в плачевном состоянии и балансирует на грани банкротства.
Европейские производители
Большую долю рынка седельных тягачей в России и СНГ занимают компании большой европейской семёрки. Это машины немецкого производства MAN, Mercedes-Benz, шведские Volvo и Scania, принадлежащий Volvo Group французский Renault, голландский DAF и итальянский Iveco.
Все они имеют официальные представительства в России, развитую сеть дилеров и сервисных центров.
Американские седельные тягачи
Официально тягачи Нового света поставляет на рынок СНГ только компания Ford Trucks. Для российского рынка компания выпускает машины на заводе в Турции в бескапотной конфигурации. В 2021 году компания представила две новые модификации – тягач с удлинённой базой F-Max L и лимитированный F-Max Blackline.
Несмотря на отсутствие в России официальных представителей Freightliner, Kenworth, Peterbilt, Mack эти грузовики частенько можно встретить на дорогах СНГ. Их, в первую очередь, выбирают за комфорт. Кабина американских грузовиков имеет комфортный спальный отсек c большим количеством мест для хранения и холодильником.
Конечно, такие тягачи приходят в Россию в основном б/у и не имеют гарантийной и сервисной поддержки. Тем не менее они ремонтопригодны, а в условиях глобальной экономики больших проблем с поставкой запчастей из-за океана не возникает.
Азиатские производители
Японские производители практически не представлены на отечественном рынке седельных тягачей. Тем не менее, стоит отметить Isuzu Giga 26.0 колёсной формулой 6х4. Машина оснащена дизельным двигателем мощностью 400 л.с. и 16-тиступенчатой МКПП с делителем и мультипликатором.
Также, тяжёлый седельный тягач Hino 700 представляет на российском рынке грузовое направление Toyota. Машина также имеет три оси, две задние из которых – ведущие. Агрегатируется тягач Hino 700 дизельным турбированным двигателем E13C-UR мощностью 450 л.с. в паре с 16-тиступенчатой механической коробкой передач.
Ну и конечно же, в Россию и СНГ поставляются седельные тягачи китайских производителей. Практически все крупные производители Поднебесной имеют в линейке данный вид коммерческого транспорта. На дорогах можно встретить автопоезд с тягачом Howo, DongFeng, FAW, Shacman, Foton. По большей части – это переработанные европейские модели. Все они в бескапотной конфигурации, имеют сервисные центры и представительства.
Седельные тягачи
Седельные тягачи являются разновидностью автомобилей-тягачей. Для транспортировки грузов эти машины используют полуприцепы, отличающиеся от обычных прицепов тем, что опираются передней частью на тягач и частично переносят на него свой вес.
Впервые полуприцеп на грузовик поставили в конце XIX века. Сделали это инженеры компании De Dion-Bouton — известной в то время французской марки самоходных экипажей. Конструкторы прицепили раму с грузом к паровому трициклу, ставшему прообразом современной фуры.
Сцепление грузовой платформы с тягачом происходит через седельно-сцепное устройство. Это грузонесущая плита с пазом для шкворня (штыря), расположенного на донной части прицепа. Именно в этом месте автопоезд «ломается» в повороте. Механизм, фиксирующий зацеп в пазу плиты, расположен под ней.
За время своего существования механизм сочленения претерпел множество изменений. Главным образом они касались веса конструкции, который постоянно терял килограммы. Сегодня плита сцепного устройства состоит из литого шаровидного графита или штампованной высокопрочной стали. Современные стыковочные узлы позволяют управлять сцепкой дистанционно, через пульт, регулируя положение плиты относительно прицепа.
Примечательные особенности
Главное отличие седельного тягача от грузовика — в его универсальности. Функционал «обычной» машины перестраивать дорого и долго, а тягач под самосвальный полуприцеп позволяет зацепить уже готовую конструкцию, быстро сменив инструмент работы с одного на другой. Несколько минут — и уже машина для транспортировки леса выезжает из ворот автобазы.
Седельный тягач, в отличие от обычного грузовика, может взять на борт длинномерные грузы.
Такие автомобиль экономнее обычных грузовиков, так как за раз перевозят больше груза и, как следствие, тратят меньше топлива на весь маршрут.
В условиях ограниченного пространства полуприцеп может перемещаться компактным буксиром.
Высокая маневренность тягача превосходит возможности грузовика.
Выбирать седельный тягач необходимо с точным пониманием его будущих задач и условий эксплуатации. Объем груза, протяженность рабочих маршрутов, дорожные условия и даже качество дорожного полотна становятся важными факторами при выборе нового автомобиля. Поэтому так важно обратиться к профессионалам за подробной консультацией и помощью в выборе.
Издается с 2007 года
Основные сведения о грузовых седельных тягачах: конструкция, виды
Основными типами транспортных средств для перевозки грузов становятся седельные тягачи с полуприцепами – фуры. Их популярность и количество на дорогах растёт. Однако данный вид машин имеет свои особенности.
Седельный тягач: особенности конструкции
Автомобильные тягачи делят на несколько категорий, одна из которых – седельный тягач. Он отличается наличием на автомобиле особого сцепно-расцепного узла – седла, которое и дало название автомобилю.
Этот соединительный седельный узел транспортного средства представляет собой грузонесущую плиту с прорезью под шкворень. Седельное сцепное устройство имеет несколько степеней свободы в продольном и поперечном направлении.
Такое соединение тягача и прицепа, а точнее полуприцепа, позволяет перераспределить часть нагрузки на автомобиль, увеличив, тем самым, допустимый вес перевозимого товара.
В Европе в качестве седельника используют в основном бескаптный грузовик, а в США – капотный. Поэтому в странах постсоветского пространства их так и разделили – американский тип и европейский.
Американский тип седельных тягачей
Американские тягачи имеют большую пассивную безопасность за счёт раз выноса вперёд моторного отсека. Доступ к двигателю в машинах капотной компоновке удобней. Да и кабина американцев гораздо комфортней.
Однако к минусам стоит отнести большую длину тягача и, как следствие, больший радиус поворота. Это делает затруднительным маневрирование грузовика с полуприцепом в ограниченном городском пространстве, но даёт комфорт водителю при длительных междугородних рейсах.
Сам тягач обычно трёхосный с двумя задними ведущими осями. За счёт выноса двигателя за переднюю ось развесовка машины становится более правильной и в таких тягачах нет необходимости применять ленивец – подъёмную ось. К тому же, в машинах есть возможность перемещать седельное сцепное устройство для крепления полуприцепа вдоль продольной оси, меняя тем самым распределение веса груза.
Европейский седельный тягач
В Старом свете наиболее востребованы грузовики безкапотной компоновки. Двигатель у них располагается под кабиной, что не столь удобно при обслуживании. К тому же, при поднятии кабины незакреплённые вещи со спальника полетят вперёд. Да и забраться в опрокинутую кабину тоже не получится.
Однако плюсами бескапотной компоновки грузовика являются его маневренность, лучший обзор, короткая база, позволяющая цеплять более длинный полуприцеп.
В основном тягачи европейского типа производятся с двумя или тремя мостами. Нередко одна из задних осей является подъёмной для снижения общей стоимости владения и увеличения полезной нагрузки.
Реже встречаются седельники с четырьмя мостами. Они в основном используются для специальных перевозок и в армии.
Области применения седельных тягачей
Все седельные тягачи предназначены для работы исключительно в составе автопоезда с полуприцепом. Хотя есть одно исключение – кольцевые автогонки на грузовиках. В них в качестве болида тоже используется именно тягач.
Однако основной сферой применения данных машин являются грузоперевозки товаров на длинном плече, т.е. на большие расстояния, в основном на межгороде и при международной транспортировке грузов. Это обусловлено многими факторами, в т.ч. его конструкцией и широким ассортиментом полуприцепов.
Седельный тягач может перевозить товары в шторном полуприцепе, перемещать технику на трале, доставлять сыпучие и жидкие грузы в специальных полуприцепах, подвозить элементы на место возведения многоэтажных жилых домов – панели. Такие машины используются в строительстве, промышленности, торговле.
Кроме того, есть специальные виды седельных тягачей, которые используются в военной отрасли. Они перевозят боевую технику, боеприпасы и зенитно-ракетные установки.
Основные технические характеристики
Поскольку эти машины обычно перевозят большое количество груза на дальние расстояния, большое внимание уделяется мощности и экономичности двигателя, объёму топливного бака (с недавних пор правильнее говорить максимальному пробегу на одной заправке), надёжности шасси и коробки передач, эргономичности и комфортабельности кабины.
Седельные тягачи оснащаются преимущественно дизельными двигателями мощность от 200 до 750 л.с. и механической коробкой передач. Хотя АКПП тоже становится распространена.
В основном это грузовики колёсной формулой 4х2, 6х2, 6х4. Реже встречаются тягачи с четырьмя мостами.
Кабина седельного тягача обычно состоит из двух отсеков – рабочей зоны водителя и спальника. Спальная зона может иметь различную степень оснащённости – от скромной полки для отдыха до полноценного жилого отсека размером с малогабаритную квартиру. Тут всё зависит от фантазии производителя, размеров грузовика и, конечно же, бюджета.
Абсолютное большинство грузовиков сейчас выпускается с водительским сиденьем, оборудованным пневматической подвеской.
Наличие систем помощи водителю, активной и пассивной безопасности, а также мониторинга являются неотъемлемой частью современного седельного тягача. В Росси обязательно машины должны быть оборудованы тахографом.
Достоинства и недостатки тягачей фур
Преимущества седельных грузовых тягачей:
Однако у этого вида транспорта есть свои недостатки:
Обзор рынка: основные производители и конкурентные преимущества
В России представлены седельные тягачи различных производителей, как отечественных, так и зарубежных.
Отечественные производители
Самым распространённым седельным тягачом отечественного (читай СНГ) производства является КамАЗ. Популярность этих автомобилей обусловлена более низкой первоначальной ценой, ремонтопригодностью и широкой дилерской сетью.
В линейке Камского автозавода представлены седельный тягачи допустимой полной массой от 19,5 до 75 тонн. Завод комплектует машины двигателями собственного производства, а также силовыми агрегатами Cummins, Daimler, Mercedes. На двухосный тягач КамАЗ 5490 NEO может устанавливаться китайский двигатель Weichai.
Ещё одним распространённым тягачом для полуприцепов является белорусский МАЗ. Минские седельники агрегатируются в основном моторами ЯМЗ и Weichai. На некоторые модификации может быть установлен двигатель Mercedes.
Специфичными игроками на рынке седельных тягачей являются Автомобильный завод Урал, Группы ГАЗ, а также Брянский автомобильный завод колёсных тягачей. Оба предприятия выпускают в основном полноприводные седельные тягачи повышенной проходимости. И если первый постепенно выходит на рынок шоссейных машин, то БАЗ остаётся производителем в основном военной продукции.
Ещё один завод коммерческого транспорта на постсоветском пространстве находится в Кременчуге, Украина. В линейке КрАЗа четыре модели седельных тягачей, три из которых капотной конфигурации. Однако завод по состоянию на начало 2021 года находится в плачевном состоянии и балансирует на грани банкротства.
Европейские производители
Большую долю рынка седельных тягачей в России и СНГ занимают компании большой европейской семёрки. Это машины немецкого производства MAN, Mercedes-Benz, шведские Volvo и Scania, принадлежащий Volvo Group французский Renault, голландский DAF и итальянский Iveco.
Все они имеют официальные представительства в России, развитую сеть дилеров и сервисных центров.
Американские седельные тягачи
Официально тягачи Нового света поставляет на рынок СНГ только компания Ford Trucks. Для российского рынка компания выпускает машины на заводе в Турции в бескапотной конфигурации. В 2021 году компания представила две новые модификации – тягач с удлинённой базой F-Max L и лимитированный F-Max Blackline.
Несмотря на отсутствие в России официальных представителей Freightliner, Kenworth, Peterbilt, Mack эти грузовики частенько можно встретить на дорогах СНГ. Их, в первую очередь, выбирают за комфорт. Кабина американских грузовиков имеет комфортный спальный отсек c большим количеством мест для хранения и холодильником.
Конечно, такие тягачи приходят в Россию в основном б/у и не имеют гарантийной и сервисной поддержки. Тем не менее они ремонтопригодны, а в условиях глобальной экономики больших проблем с поставкой запчастей из-за океана не возникает.
Азиатские производители
Японские производители практически не представлены на отечественном рынке седельных тягачей. Тем не менее, стоит отметить Isuzu Giga 26.0 колёсной формулой 6х4. Машина оснащена дизельным двигателем мощностью 400 л.с. и 16-тиступенчатой МКПП с делителем и мультипликатором.
Также, тяжёлый седельный тягач Hino 700 представляет на российском рынке грузовое направление Toyota. Машина также имеет три оси, две задние из которых – ведущие. Агрегатируется тягач Hino 700 дизельным турбированным двигателем E13C-UR мощностью 450 л.с. в паре с 16-тиступенчатой механической коробкой передач.
Ну и конечно же, в Россию и СНГ поставляются седельные тягачи китайских производителей. Практически все крупные производители Поднебесной имеют в линейке данный вид коммерческого транспорта. На дорогах можно встретить автопоезд с тягачом Howo, DongFeng, FAW, Shacman, Foton. По большей части – это переработанные европейские модели. Все они в бескапотной конфигурации, имеют сервисные центры и представительства.
Двухосные тягачи
Технические особенности
Седельные тягачи — это универсальные грузовые автомобили для разных расстояний и задач. Такие машины обладают массой преимуществ по сравнению с обычными грузовиками — они:
маневренные (в отличие от грузовика с прицепом, они могут сдавать назад);
универсальные (полуприцеп можно поменять, за десять минут сменив род деятельности машины — от лесовоза до трала или автовоза);
повышенная грузоподъемность, возможность перевозить длинномерные грузы;
возможность превратить полуприцеп во временное хранилище груза не занимая при этом сам тягач; кроме этого, полуприцеп можно перевозить погрузчиком там, где нет возможности его перемещения тягачом (например, в порту или складском комплексе).
Для максимально эффективного использования мощности силового агрегата на тягачах установлена трансмиссия с большим количеством передач. Разные дорожные условия (например, затяжные подъемы в гору, прямые как стрела шоссе или крутые горные серпантины) требуют точного дозирования тяги. Это также экономит топливо. Из-за большой массы автопоезда особые требования предъявляются тормозам и подвеске. Поэтому сегодня в этих узлах повсеместно используются пневмоэлементы, умеющие гасить скорость полуприцепа и держать вес.
Отличительные характеристики двухосного седельного тягача
На что необходимо обратить внимание при покупке тягача? Все зависит от задач, которые будут поставлены перед новым автомобилем. Они могут быть совершенно разными и отличаться по множеству факторов: от протяженности рабочих маршрутов до среднего объема груза.
Наиболее популярный вариант имеет колесную формулу 4х2, так называемые 2-х осные тягачи. Это означает, что у машины две оси (каждая из них для формулы множится на два), одна из которых — ведущая. Как правило, их используют для перевозки полуприцепов общей массой до 11 тонн. Обычно, тягачи с двумя осями оснащены сцепом средней высоты в 110-114 см от уровня земли. От тягачей с тремя осями такие машины отличаются только рабочими характеристиками и, чаще всего, размером кабины.
Приобретение нового автомобиля — ответственная задача. Покупать его следует на проверенных площадках с хорошей репутацией. В этом случае, помимо большого выбора разных моделей и вариантов исполнения, Вы получаете детальную консультацию и подбор грузовика на основе поставленных Вами критериев.