Авто в белоруссии российской сборки

Российская сборка. Какие авто чаще покупают белорусы?

Завод «Белджи» до конца года планирует произвести 30 тысяч автомобилей Geely. Львиная доля этих машин направляется в Россию. В Беларуси остается лишь четверть собранных авто. При этом на белорусском авторынке около 80% всех продаж – машины российской сборки.

Как сообщил гендиректор «Белджи» Геннадий Свидерский, на заводе под Борисовом в этом году уже произведено 22 тысяч машин и все они реализованы. В 2020 году совместное белорусско-китайское предприятие выпустило 20 тысяч авто, в нынешнем году планируется выйти на производство и продажу 30 тысяч единиц техники.

По словам гендиректора, в 2021 году компания делает большой упор на экспорт.

— Если объемы производства возросли где-то в 1,5 раза, то объемы экспорта увеличились в два раза, — подчеркнул Свидерский. — На сегодня мы имеем 270 млн долларов экспортных поставок и где-то около 100 млн долларов отгрузили на внутренний рынок.

Как отметил руководитель завода, на внутренний рынок приходится 25% поставок.

Это подтверждают и данные Белорусской автомобильной ассоциации (БАА). В январе — сентябре 2021 года в Беларуси было реализовано около 5 тысяч новых Geely. При покупке Geely действует специальная программа кредитования. Премьер-министр Беларуси Роман Головченко сказал, что ставки по кредитам на покупку машин весьма комфортные.

— Сейчас процент по кредиту фактически ниже уровня инфляции. Все остальное компенсирует государство. Это нормальная практика во многих странах. Например, в России, где частично государство субсидирует первый взнос для того, чтобы автомобили отечественного производства дилеры продавали более активно, — сказал Головченко и заверил, что программа кредитования Geely для физлиц будет продолжена в 2022 году. Уровень локализации на «БелДжи» составляет сейчас 52%.» Продажи всех новых легковых автомобилей за девять месяцев в Беларуси сократились на 10,6% к аналогичному периоду прошлого года до 34 559 штук. По данным БАА, автодилеры в третьем квартале продали 11 997 машин. Если в августе продажи составили 3839 единиц, то в сентябре — уже 4034 автомобиля.

По итогам девяти месяцев самыми популярными брендами были Lada, Geely, Volkswagen, Kia и Renault. Что касается марок машин, то в топ-3 вошли Lada Vesta (2773 шт.), Кia Rio (2748 шт.) и Volkswagen Polo (2 706 шт.). Их рыночные доли — чуть выше 9%.

Авто в белоруссии российской сборкиФото: БАА

Авторынок в Беларуси сильно зависит от российского авторынка с точки зрения поставок новых автомобилей, как по официальным, так и по неофициальным каналам дистрибуции, пишет агентство «Автостат». После кризиса 2010 года, когда продажи автомобилей в стране упали до 12 899 экземпляров, белорусский авторынок в период с 2013 по 2017 годы сумел восстановиться до уровня 25 000- 30 000 штук. Улучшение экономических условий в сочетании с резким сокращением серого рынка привело к официальной регистрации почти всех новых транспортных средств. В итоге уже в 2018 году было продано 54 549 автомобилей. В 2019 году рынок в стране продолжил расти, несмотря на то, что экономическая ситуация оказалась ниже ожиданий. За год реализовано 65 099 машин. В 2020 году из-за пандемии COVID-19 продажи машин значительно снизились. За весь год было куплено 53 535 автомобилей, что на 17,8% меньше по сравнению с 2019 годом,

При этом Беларусь оказалась в лидерах по покупке машин российской сборки. Всего Российская Федерация за 2020 год поставила на экспорт 81,3 тысяч своих автомобилей (–38% к 2019 году). В Беларусь из всей этой цифры было ввезено 34,6 тысячи легковушек. На втором месте Казахстан – 23,5 тысячи.

По данным Российского экспортного центра, с января по июнь 2021 года белорусы купили 18 892 новых российских авто, что на 10% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Продажи машин российской сборки растут уже не первый год.

— Это началось с тех пор, как российское правительство приняло программу увеличения локализации производства. В Беларуси более 80% всех продаж на авторынке – авто сборки РФ. Потому что сборка в России – это отсутствие для нас таможенных пошлин. У россиян такая же картина, внутри рынка растет спрос на отечественные авто. Не сильно отстает и Казахстан, – прокомментировал Sputnik ситуацию гендиректор БАА Александр Сидоревич.

Авто в белоруссии российской сборкиИсточник — https://pixabay.com/

Из-за того, что автомобили собираются внутри ЕАЭС – снижается и цена техники, а значит, растет и спрос. «Производства внутри страны всегда выгоднее, нежели импортные авто. Потому что на ввозной автомобиль налагается пошлина. Кроме того, локализация подразумевает под собой не только сборку, но и применение местных комплектующих, это еще и стимул для развития экономики», – отметил Сидоревич.

В целом спрос на новые импортные автомобили в Беларуси постепенно снижается. На фоне роста цена на машины (в РФ стоимость «легковушек» за последний год выросла на 15-18%) отмечалось снижение доходов населения и ограничение автокредитования (одни банки остановили потребительское кредитование, другие подняли процентные ставки). В условиях экономической нестабильности люди отказывались от покупок товаров длительного пользования.

По данным аналитиков, новые машины дешевле в ближайшее время не станут, поскольку растут затраты на производство техники. Плюс заводы стремятся хотя бы частично компенсировать потери за время пандемийного спада. В сложившихся условия в Беларуси растет спрос на поддержанные машины.

Источник

Катим за колесами

Авто в белоруссии российской сборки Авто в белоруссии российской сборки

Авто в белоруссии российской сборки

Авто в белоруссии российской сборки

Что касается именно этой категории, то для сравнения возьмем модели китайской марки Geely, которая имеет в Беларуси сборочное производство. Если соотнести стоимость нескольких моделей этой марки, продаваемых в Союзном государстве, то можно заметить, что на сайте автопроизводителя в Беларуси стоимость Geely Tugella начинается от 2,2 миллиона российских рублей, в то время как в России этот же производитель предлагает модель по цене от 2,7 миллиона рублей.

Однако машины этой марки все-таки не массовые, поэтому остановимся, например, на вполне народном бренде Ravon. Его продукция представляет собой немного «перелицованные» автомобили марки Chevrolet. И что же мы видим? А то, что седан Ravon R4 (тот же самый Chevrolet Cobalt) в Беларуси продается от 714 тысяч рублей, а в России его можно купить уже за 756 тысяч.

А вот продукция АвтоВАЗа в Беларуси немного дороже, чем в России, разница составляет несколько десятков тысяч рублей для любой модели.

Как купить дешевле?

Почему так происходит? Причина, считает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто, лежит на поверхности.

Авто в белоруссии российской сборки

Авто в белоруссии российской сборки

При этом на интернет-сайтах дилеров очень сложно определить конечную цену за автомобиль. За ним приходится ехать в салон, а там часто выясняется, что машина стоит дороже, чем заявлено в Cети.

Подобная практика распространена и в России, и в Беларуси, говорит Игорь Моржаретто, «но ее можно обойти. Для этого автомобиль приобретается через интернет. Практически у каждой компании сегодня есть онлайн-продажи, в которых дилер появляется на самом последнем этапе, в момент выдачи автомобиля».

Поэтому, считает эксперт, шанс у россиянина купить дешевле новый автомобиль в Беларуси или у белоруса в России есть, однако для этого необходимо очень плотно погрузиться в изучение рынка, цен и нюансов переоформления автомобилей в рамках Союзного государства.

Интеграция выгодна авторынку

Так, за новые автомобили, произведенные в Беларуси, таможенную пошлину платить не надо, однако надо платить утилизационный сбор и за подключение к ГЛОНАСС, напоминает независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев. Впрочем, добавляет он, на относительно дорогие и мощные машины она составит несколько десятков тысяч рублей и несильно увеличит конечную стоимость автомобиля.

В то же время, добавляет Сергей Бургазлиев, есть нюанс, связанный с базой для начисления НДС. «В России НДС начисляется на общую стоимость товара, а в Беларуси на разницу между себестоимостью товара и его розничной ценой. За счет этого получается, что если вы покупаете машину в Беларуси и привозите ее в Россию, платите таможенный сбор плюс акциз, а на НДС вы можете сэкономить».

По мнению Сергея Бургазлиева, интеграция России и Беларуси в части авторынка будет выгодна автолюбителям обеих стран, так как увеличится возможность выбора нужного автомобиля за привлекательную цену. Российский авторынок более емкий, и на нем автолюбителю из Беларуси можно купить машину с хорошей скидкой. В то же время популярные среди российских автолюбителей машины в Беларуси стоят дешевле и их покупка становится выгодной для россиян.

1. В Беларуси можно выгодно приобрести подержанные автомобили в очень хорошем состоянии. В России из-за климата и условий эксплуатации они, как правило, в более худшем состоянии.

Авто в белоруссии российской сборки

Авто в белоруссии российской сборки

2. На белорусском авторынке б/у машин более богатый выбор: в силу территориальной близости к европейским странам здесь популярны и многочисленны дизельные седаны и универсалы таких моделей и комплектаций, которые до России просто не доезжают.

3. При покупке автомобиля обратите внимание на то, чтобы машина соответствовала экологическому классу Евро-5. Это значит, что она должна быть не старше 2010 года выпуска и иметь соответствующий сертификат, иначе на российской таможне могут возникнуть проблемы.

4. Что касается покупки нового автомобиля в Беларуси, то россиянину есть смысл рассматривать и данный вариант: разница в цене на некоторые модели может достигать полумиллиона рублей.

5. А вот белорусу в России выгоднее покупать новые машины российской сборки. Здесь разница в цене может составить от нескольких десятков до сотен тысяч рублей.

Источник

«Множество таких машин было продано именно на РФ». За какими автомобилями россиянам выгодно ездить в Беларусь

Фото auto.ru и из архива редакции

Фото auto.ru и из архива редакции

С момента вступления нашей страны в Таможенный союз мы уже не раз наблюдали за тем, как белорусы и россияне в зависимости от ситуации массово отправляются друг к другу за автомобилями. В каком направлении перепродаются машины сейчас и какое значение в этом имеет 140-й указ, разбирался Автобизнес.

С доставкой в Москву, Санкт-Петербург и другие города

Информация о том, что машины из Беларуси вновь стали интересовать россиян, приходила к нам и раньше. Об этом вскользь упоминали те, кто занимается пригоном авто из Европы или США. Однако с учетом «серости» этого бизнеса представители компаний не очень охотно раскрывали подробности того, как на самом деле обстоят дела на рынке.

Интерес к вопросу подогрела информация, которую мы получили в ходе подготовки материала о рынке страны. Представители одной из компаний рассказали, что весной заметно растет ликвидность автомобилей благодаря спросу со стороны покупателей из России. О том, что россияне ищут людей, которые занимаются перепродажей машин из Беларуси в РФ, говорят и сообщения, приходящие в нашу группу Вконтакте. Пользователи напрямую спрашивают контакты людей, которые занимаются перегоном и продажей таких авто.

Авто в белоруссии российской сборки

Чтобы проверить популярность такой схемы, мы погрузились в объявления на одном крупном российском сайте. Первое, что бросилось в глаза, – количество предложений от белорусских продавцов.

Авто в белоруссии российской сборки

Кроме объявлений, где продавцы не скрывают, что авто находится в Беларуси, можно найти и Ford Mustang, который якобы в Екатеринбурге, но фото явно сделаны в Минске. Номер телефона в объявлении российский.

Авто в белоруссии российской сборки

Авто в белоруссии российской сборки

Продавец отмечает, что автомобиль только пригнан из США, растаможен и полностью готов к регистрации.

Авто в белоруссии российской сборки

Также можно найти объявления от белорусских продавцов, готовых доставить машину из Беларуси в Москву, Санкт-Петербург или другой город России.

Авто в белоруссии российской сборки

В целом среди белорусских продавцов немало желающих перепродать машину в Россию. Некоторые даже хвастают, что продали уже много таких машин на РФ. Правда это или просто маркетинговых ход – неизвестно.

Авто в белоруссии российской сборки

О том, что в Беларуси есть льготная растаможка и нулевая ставка на ввоз электромобилей, в России знают многие. Местные блогеры уже давно сняли выпуски, посвященные этой теме. Один из таких роликов набрал более 320 тысяч просмотров. В нем ребята еще около года назад подобно рассказывали, что такое растаможка через Беларусь, сколько можно сэкономить и какие нюансы ждут желающих воспользоваться кешбэком от белорусской таможни. В своем видео уже тогда парни утверждали, что значительная часть Ford Mustang, которые продаются в Москве, попали туда именно через Беларусь.

Авто в белоруссии российской сборки

Услуги льготника входят в стоимость авто

Мы не утверждаем, что информация от российских блогеров соответствует действительности, тем не менее нам удалось найти в Минске фирму, в списке услуг которой есть графа «Авто для РФ».

Представившись клиентом, который хочет купить для последующей регистрации свежепригнанную машину из Европы, мы узнали, что такая услуга действительно пользуется спросом. По крайней мере менеджер уверил нас, что мы не будем первопроходцами в этом деле. Он добавил, что особым спросом у россиян пользуются электромобили. В его слова охотно верится, тем более что в СМИ уже была информация о том, как дорогостоящие электромобили ввозят через подставных белорусов, а затем перепродают в Россию.

В ходе беседы выяснилось, что для покупки уже имеющейся в наличии машины россиянину достаточно отправить продавцам свои паспортные данные. Продавец подготовит все необходимые документы для последующей регистрации авто в РФ. Покупателю придется доплатить утильсбор – он, по словам менеджера, составляет около 50$, а также оформить сертификат на кнопку ЭРА-ГЛОНАСС. Если есть желание, автомобиль могут доставить в Москву на автовозе, разумеется, за отдельную плату.

Кроме приобретения авто в наличии мы поинтересовались возможностью пригона машины под заказ. Для этого тоже нет препятствий, все тяготы, связанные с ввозом, растаможкой и дальнейшим оформлением документов, посредники берут на себя. Услуги льготника уже включены в стоимость авто.

Позвонили мы и частным продавцам, размещавшим объявления о продаже свежепригнанного авто на российских сайтах. Из разговора с некоторыми из них становилось понятно, что реального опыта продаж машин в РФ у них нет: одни не могли точно ответить, сколько придется потратить, чтобы машину можно было поставить на российский учет, другие говорили, что нужно устанавливать кнопку SOS, третьи утверждали, что уже имеющаяся европейская система подходит, достаточно получить лишь сертификат.

Россиян среди покупателей немного

Мы поговорили с представителями крупных автохаусов, чтобы получить более широкое понимание ситуации.

Руководитель отдела продаж компании «Автодом» Игорь Пирович рассказал, что спрос на автомобили, продаваемые в Беларуси, со стороны россиян есть, но он небольшой:

«Россияне действительно покупают машины в Беларуси, но их количество совсем небольшое. Можно говорить, что это единичные продажи. Людей интересуют авто экологического класса не ниже Евро-5. Какого-либо ажиотажа, как это было в 2011 году, точно не наблюдается. Но и не сравнить с тем, что было года 2-4 назад, когда россияне у нас ничего не покупали, а, наоборот, наши люди ездили за авто в РФ. В обратном направлении машин к нам едет очень мало, теперь белорусы покупают авто в РФ редко, только если это что-то совсем эксклюзивное, чего нет у нас».

Один из учредителей компании Park House Вадим Скробко также отметил, что покупатели с Востока иногда проявляют интерес к машинам из Беларуси:

«У нас было всего несколько звонков от россиян. Наши автосалоны находятся в Гродно и Бресте. Скорее всего, покупатели из РФ к нам просто не доезжают, они ориентируются на восточные регионы и Минск, а мы для них слишком далеко».

Наш вердикт

Машины из Беларуси снова поехали в соседнюю Россию, однако говорить об ажиотаже не приходится. Даже несмотря на наличие в нашей стране льготной растаможки, нулевых ставок пошлин и НДС на ввоз электромобилей, действительно выгодной эта схема становится лишь в случае, когда речь идет про машины с объемом двигателя хотя бы от 1,6 л, а лучше от 2,0 л и более. На малых объемах разница невелика, а после того как на машине заработают посредник и льготник, она может сойти на нет. То же самое и с электрокарами: чтобы почувствовать ощутимую разницу на отсутствии НДС, надо везти что-то дорогое вроде Tesla, а не какой-то Nissan Leaf, Fiat 500 или e-Golf.

Машины под заказ в базе объявлений Автобизнеса

Источник

В Белоруссии запретили продавать новые машины россиянам

Авто в белоруссии российской сборки

Авто в белоруссии российской сборки

Автодилеры в Белоруссии рассказали о запрете продавать новые машины клиентам из России. Именно на этот рынок в попытке сэкономить на покупке новых автомобилей и не доплачивать за дорогостоящие навязанные опции переключились российские покупатели.

Как рассказали опрошенные Autonews.ru дилеры популярных в Белоруссии марок, на местных складах есть достаточное количество востребованных моделей, которые продают без наценок по рекомендованным производителями ценам (часто цены оказываются даже ниже российских).

Однако купить гражданину России новый автомобиль там невозможно: опрошенные продавцы ссылаются на договоренности с российскими дилерами, согласно которым, россиянам продавать машины вообще нельзя.

Autonews.ru обратился в Российскую ассоциацию автодилеров (РОАД). Там заверили, что не располагают информацией о договоренности российских и белорусских дилеров о введении запрета на продажу россиянам машин. «Считаем такую договоренность невозможной в условиях конкурентного рынка», — сказали в РОАД.

Дилер Lada: «Не можем оформлять машины на российский паспорт»

В одном из официальных дилерских центров Lada в Белоруссии Autonews.ru подтвердили, что не могут продать машину гражданину с российским паспортом. Дилер рассказал, что ему известна проблема с навязыванием дополнительных опций, но помочь с этим никак не может.

Авто в белоруссии российской сборки

Собеседник заверил, что переоформление автомобиля в Белоруссии проходит очень быстро. «Все документы для ГАИ мы отдаем вам в салоне, ваш помощник ставит машину на учет в Белоруссии и потом переоформляет машину на вас. Наши клиенты говорят, что так уже делали. Сейчас ведь все документы электронные, и проблем нет. Мы не оформляем на российские паспорта, к сожалению, никак нельзя», — уточнил один из дилеров Lada.

При этом дилер рассказал, что у него в продаже в наличии есть Lada Vesta и XRay в фиксированных комплектациях без лишнего дилерского оборудования — автомобили можно приобрети по рекомендованным производителям ценам.

Дилер Renault: «В документах указываем, что машина для пользования гражданина Белоруссии»

Дилеры Renault, куда Autonews.ru также обратился по телефону с просьбой купить автомобиль, заверили, что продать машины могут только гражданам республики или же на зарегистрированную в Белоруссии организацию.

«Мы можем продать автомобиль родственникам, супруге или супругу, у которых есть белорусское гражданство. Во всех документах мы обязаны указать, что автомобиль продаем для личного пользования гражданина. И тогда вы купите автомобиль на этого человека, он поставит его на учет», — сказал собеседник.

Он также сообщил, что не имеет права продать машину тем, у кого российское гражданство, но это не новое правило. «Такие правила у нас действуют уже около полугода. Так работает система, есть определенные договоренности с российским дилером. Поэтому мы не можем продавать автомобили именно в Россию. Да, мы знаем, что они у вас они намного дороже и продают их только с дополнительными аксессуарами. У нас можно забрать автомобиль по рекомендованной производителем цене. К примеру, Renault Arkana есть и в версиях Pulse и Style — все без допопций», — сообщили в дилерском центре Renault.

Авто в белоруссии российской сборки

Дилер Volkswagen: «Можно заплатить небольшое вознаграждение местному жителю»

Несколько опрошенных дилеров Volkswagen подтвердили представившемуся покупателем корреспонденту Autonews.ru, что машины есть в наличии по рекомендованным ценам. И чтобы купить их, россиянам предлагают разные схемы. При этом один из дилеров все-таки не исключил возможность купить машину по российском паспорту, но предупредил, что это будет гораздо сложнее.

«Россияне у нас машины покупают, и тут есть разные схемы постановки на учет. Одни клиенты уточняют в таможенной службе в России, какие документы им нужны и какой утилизационный сбор придется заплатить, если пригонять новую машину, купленную в Белоруссии. Недавно эта сумма была около 4 тыс. российских рублей, но могли произойти изменения», — рассказали в одном из дилерских центров.

Также дилер сообщил, что клиентам нужно узнать в ГИБДД, как поставить машину из Белоруссии на учет.

«Они дадут перечень документов. Мы, например, не выдаем ЭПТС, а в России он необходим, и клиенты поступают обходными путями. Но я знаю, что россиянам удается поставить автомобили на учет по месту жительства. Просто в каждом городе разные требования. Звоните в ГАИ, узнавайте, какие документы нужны, какой будет утилизационный сбор. Машина тогда идет (перегоняется в Россию) на транзитных номерах», — проинструктировали в дилерском центре.

При этом там посоветовали выбрать более удобную схему и оформить новую машину на белоруса: «Гораздо проще поставить машину на гражданина Белоруссии. Оформить на него машину на пару дней или на неделю. Просто поставили на учет у нас, въехали в Москву и переоформили машину. Тогда утильсбор платить не нужно. То есть если есть подходящее лицо в Белоруссии, можно с ним обговорить даже небольшую сумму вознаграждения, заплатить за услуги и спокойно переоформить как б/у автомобиль у себя по месту жительства».

Авто в белоруссии российской сборки

Дилер Volkswagen рассказал, что в Белоруссии покупатель получит следующие документы:

Дилер Kia: «Автомобили россиянам не продаем»

Дилеры Kia также заявили, что покупателям из России получить машину не получится. При этом там даже не стали предлагать схемы с оформлением на местных жителей, сославшись на достаточный внутренний спрос.

Авто в белоруссии российской сборки

Сколько придется заплатить при ввозе автомобилей из Белоруссии

Эксперт Руслан Кривонос, который специализируется на ввозе и вывозе машин из Белоруссии, сообщил, что большинство автопроизводителей и ранее старались разделять зоны продаж машин и регулировать потоки продаж. По его словам, прямого запрета дилеры на продажу машин россиянам не получают, но импортер делать это настоятельно не рекомендует, а сейчас ситуация усложнилась еще больше.

«До недавнего времени белорусские дилеры спокойно продавали автомобили россиянам, но теперь с точки зрения политики импортера дилеры стараются сохранять регион реализации товаров. То есть не перебивать спрос в России, продавая машины из Белоруссии россиянам», — рассказал Кривонос.

«По моим данным, таких жестких ограничений раньше не было для Lada и Renault. Еще год-полтора назад Lada спокойно продавали без «прокладок», потом начали ставить на учет в Белоруссии и заново снимать. Так можно отчитываться перед представительствами, что машина продана на вверенной им территории. При этом ввести в Россию такой автомобиль с ЭПТС всегда проще — в худшем варианте приходилось заплатить утильсбор 3,8 тыс. руб. А, к примеру, Hyundai/Kia всегда старались не продавать автомобили россиянам напрямую», — сказал Кривонос.

Эксперт объяснил, что продаваемые в Белоруссии автомобили можно разделить на два типа. Первый — это произведенные в России и ввезенные напрямую производителем из других стран. В таком случае у российских машин уже будет ЭПТС. А вот в случае с иностранцами ЭПТС уже не будет, и при ввозе в Россию за оформление документа придется заплатить на таможне около 30-40 тыс. руб.

«Автомобили российского производства, конечно, ввозили через Россию, и у них есть ЭПТС. В таком случае можно оформить обратный ввоз, хоть и понадобится собрать много копий документов, чтобы поставить автомобиль на учет в России», — объяснил Кривонос.

Авто в белоруссии российской сборки

По данным эксперта, в Белоруссии без ЭПТС продают автомобили BMW, Audi, Mercedes-Benz, большинство моделей Kia и Hyundai — такие машины ввозят не из России, поэтому ЭПТС на них придется оформлять покупателю. А вот у всех представленных моделей Toyota и Lexus этот российский документ присутствует.

Собеседник считает, что такое ограничение нарушает права потребителя и закон о защите прав потребителя: «Покупателю никак не могут отказать в реализации товара, если он, грубо говоря, выставлен на витрине. При этом у нас пока нет такого дефицита машин, как в России. Здесь рынок более чутко реагирует на ценовые изменения».

«Летом автомобили подорожали на 15-20%, и в среднем ценовом сегменте спрос просел. Премиум-бренды продают как обычно, и уже есть признаки дефицита на модели Toyota Land Cruiser 300, Lexus LX, BMW X5, BMW X6, Audi Q7 и Q8 — то есть на флагманские премиальные модели», — рассказал эксперт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *