Автомобиль драндулет лошадь решите лингвистические пропорции
Модель ответа и критерии оценивания.
Тип связи – управление (0,5 балла).
Словосочетания с согласованием: смоленский друг, курская конференция, брянские новости. По 0,5 балла за словосочетание. Всего 1,5 балла.
Задание № 10 (4 балла)
Во многих псковских и смоленских говорах встречаются следующие диалектные формы: две́[р]ы, [р]абёнок, к[р]ык, [р]ыга.
Каким словам современного русского литературного языка соответствуют эти формы? Опишите фонетическое изменение, которое происходит в диалектных формах.
Модель ответа и критерии оценивания.
1. Две[р’]и, [р’]ебёнок, к[р’]ик, [р’]ига (по 0,5 балла за слово, всего 2 балла).
2. Происходит отвердение мягкого согласного [р’], ср.: две[р’]и → две[р]ы.За объяснение и пример – 2 балла.
Максимальный балл за все выполненные задания – 64
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников
По русскому языку
Учебный год
Класс
Максимальный балл – 80
1. Решите лингвистические пропорции. Объясните свое решение.
Ответ. 1. Альтруист (антонимы). 2. Дипломант (паронимы). 3. Робкий (признак, названный вторым словом, обусловливает действие, названное первым словом). 4. Вкушать (слова различаются стилистической окраской). 5. Вертеться как белка в колесе (или другой синонимичный фразеологизм).
Оценивание. За правильное составление пропорций – 5 баллов. За обоснование – 5 баллов.
Максимальный балл: 10
2. Слово «полный» может употребляться в нескольких значениях.
1) Укажите эти значения (не менее 3) и проиллюстрируйте каждое из них своим примером. 2) Напишите, как разница в лексических значениях отражается на других уровнях языка (словообразовательном, морфологическом, синтаксическом).
Ответ. ПОЛНЫЙ. 1. Наполненный доверху, занятый целиком. Налил полную тарелку супа. Привезли полную сумку ягод. 2. Взятый во всём объёме, во всю величину; целый, весь. Купили полное собрание сочинений А. П. Чехова. Ваше полное имя? 3. Упитанный, умеренно толстый. В этом отделе можно купить одежду для полных женщин.
Участник может указать и другие значения слова, в этом случае их необходимо учесть.
Прилагательное в первом значении может употребляться в краткой форме, во втором и третьем значениях – только в полной форме.
Прилагательное в первом значении может управлять существительным или местоимением в родительном (полный (до чего?) до краёв) и творительным (озеро, полное (чем?) рыбой) падеже. От прилагательного в третьем значении образуется уменьшительно-ласкательное прилагательное полненький.
Правильное определение значений слова – 3 балла. Примеры – 3 балла.
Указание морфологических различий – 1 балл
Указание словообразовательных различий – 1 балл
Указание синтаксических различий – 1 балл
Максимальный балл: 9
3. От существительных ЦАРЬ, КАМЕНЬ, ИЗОБРЕТАТЕЛЬ образуйте суффиксальным способом разные прилагательные и составьте с ними словосочетания или предложения. Как называются образованные однокоренные прилагательные?
Ответ. Царь – царский (относящийся к монархии: царская грамота; богатый, роскошный: дома нас ожидал царский ужин), царственный (величавый, горделивый: царственная осанка), камень – каменный (сделанный, построенный из камня: каменный крест, каменный дом; состоящий из камня: каменный уступ; перен. неподвижный, безжизненный: каменное лицо) – каменистый (изобилующий камнями, покрытый камнями: каменистая дорога), изобретатель – изобретательный (находчивый, способный изобретать что-то новое: изобретательный режиссёр), изобретательский (относящийся к изобретателю, изобретательству: изобретательская деятельность).
Эти слова называются паронимами.
Оценивание. За каждый правильно приведённый паронимический ряд – по 1 баллу. Итого 3 балла.
За правильное определение значения паронимов – по 1 баллу за ряд. Итого 3 балла.
За правильное употребление паронимов в контексте (достаточно 1 примера) – по 1 баллу за каждый ряд. Итого 3 балла.
За правильное указание термина – 1 балл.
4. Выделите суффикс в словах дельфинарий, планетарий, розарий, депозитарий и определите его значение. Предположите, каково значение лингвистического термина морфемарий. Как в таком случае меняется значение суффикса?
Ответ. Значение суффикса –арий – «место». Этот суффикс есть в словах дельфинарий, планетарий, розарий, депозитарий. (1 балл). Морфемарий – система (совокупность) морфем. (1 балл). Конкретное значение места меняется на отвлечённое значение совокупности. (1 балл). Максимальный балл: 3
5. Выберите правильное значение библеизмов и мифологизмов.
За правильно определённое значение выражений – по 1 баллу. Максимальный балл: 5
6. Прочтите следующие предложения. Распределите выделенные конструкции на 3 группы с точки зрения грамматической формы и грамматического значения.
1) С уходом Агапеши изменился самый школьный воздух. (Ю. Нагибин)
2) Здесь могут происходить самые разнообразные события, но каждый раз все возвращается “на круги своя”. (Д. Горин)
3) Самое веселое, самое непредсказуемое и самое студенческое место в мире ― это общежитие. (А. Ерошова)
4) Графская пристань, Константиновский форт, выдвинутый в самые морские буруны, и мятежный крейсер «Очаков», окруженный понтонами. (К. Г. Паустовский)
5) При жизни отца – а это было еще во времена крепостной зависимости – князь Андрей служил в гвардии и считался одним из самых блестящих офицеров (А. Куприн)
Превосх. степень прилаг.: частица самый + качеств. прилагательное Самое веселое (3 предложение), самые разнообразные события (2 предложение), одним из самых блестящих офицеров (5 предложение) | Част. самый + относительное прилагательное в значении качественного (в превосходной степени) Самое студенческое (3 предложение). | Мест. самый + (прилаг) + существительное: самый, сам относятся не к прилагательному, а к существительному, поэтому к степени сравнения отношения не имеет Самый школьный воздух (1 предложение), в самые морские буруны (4 предложение) |
За определение 3 групп – 6 баллов. За правильное отнесение примеров к определённой группе – 6 баллов. Максимальный балл: 12
7. Исправьте ошибки.
Поставить роспись в документе; дорогие цены; ухудшается уровень подготовки; (дождь) пошёл обратно.
Поставить подпись в документе; высокие цены; снижается уровень подготовки; (дождь) пошёл снова.
8. Прочтите отрывок из научной статьи А.Д. Шмелева «Лексический состав русского языка как отражение “русской души”» и выполните задания.
Писатели и философы, русские авторы, размышляющие о характере и судьбах своего народа, этнопсихологии, иностранные путешественники, бывшие в России, отмечают такие черты русского национального характера, как тенденция к крайностям («всё или ничего»), эмоциональность, ощущение непредсказуемости жизни и недостаточности логического и рационального подхода к ней, тенденция к морализаторству, «практический идеализм» (предпочтение «неба» «земле»), тенденция к пассивности или даже фатализму. Мы знаем, что ярким отражением характера и мировоззрения народа является язык, и в частности его лексический состав. Анализ русской лексики позволяет сделать выводы об особенностях русского видения мира, частично подтверждающие и одновременно дополняющие и уточняющие указанные выводы, и подвести под рассуждения о «русской ментальности» объективную базу, без которой такие рассуждения часто выглядят поверхностными спекуляциями.
1) Определите содержание (значение) общенаучного термина «тенденция».
2) Объясните, что такое лексический состав?
3) Составьте предложение, используя термин «ментальность» (образ мышления, духовный настрой, свойственный нации, отражаемый и в языке, способы видения мира, представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности).
4) Найдите антонимы, синонимы к слову «объективный».
1) Тенденция – направление; общее направление в каком-либо развитии. Идея. 2 балла
2) Лексический состав русского языка или любого другого языка – это совокупность (или система) всех слов языка, то есть словарный состав языка. Отдельно рассматривается фразеологический состав языка в современном языкознании. 1 балл – за определение понятия. За выделение фразеологии как отдельного понятия в лексикологии – 1 балл. Итого 2 балла.
3) Например: «Ментальность позволяет раскрыть специфические черты того или иного народа. Через ментальность язык «проговаривается» о сакральном нации». 2 балла.
4) Объективный – субъективный. Объективный – беспристрастный, справедливый и под. По 1 баллу за примеры антонимов и синонимов. Итого 2 балла
Максимальный балл: 8
9. Назовите имена выдающихся русских лингвистов, краткая характеристика научной деятельности которых дана ниже.
1) …– российский и американский лингвист и литературовед, один из крупнейших лингвистов XX века, оказавший влияние на развитие гуманитарных наук своими новаторскими идеями, создавший значимые труды по общей теории языка, фонологии, морфологии, грамматике, русскому языку, русской литературе, поэтике, славистике, психолингвистике, семиотике и многим другим областям гуманитарного знания;
2) … – русский писатель, собиратель фольклора, этнограф и лексикограф, составлявший свой словарь в течение 53 лет;
3) … – составитель словаря, содержащего богатый материал для изучения изменений, произошедших в языке в первой половине ХХ века, сведения о нормативном употреблении слов с точки зрения орфографии, орфоэпии, грамматики и стилистики.
4) … – филолог, краевед, автор «Словаря эпитетов русского литературного языка» (в соавторстве с Е.П. Хабло), многочисленных справочников и статей по нормам речи (орфоэпических, словоупотребительных, морфологических, синтаксических).
10. Прочитайте текст и выполните задания.
1) Определите значение выделенных слов и выражений.
2) Найдите старославянизмы в тексте.
3) Переведите текст.
1) Гость – иноземный купец, тать – вор, прочет единою и дващи – пересчитал один раз и другой – 3 балла
2) Злато, обрящеши, град, един – 4 балла
3) Перевод – 8 баллов.
Однажды прибыл из Венгерской земли купец в город Дракулы. И, как принято было у него, оставил воз свой на городской улице перед домом, а товар свой — на возу, а сам лег спать в доме. И кто-то украл с воза 160 золотых дукатов. Купец, придя к Дракуле, поведал ему о пропаже золота. Дракула же отвечал: «Иди, этой же ночью найдешь свое золото». И приказал по всему городу искать вора, пригрозив: «Если не найдете преступника, весь город погублю». И велел той же ночью положить на воз свое золото и добавить один лишний дукат. Купец же наутро, встав, обнаружил золото и пересчитал его и раз, и другой, все выходило, что один дукат лишний. И, придя к Дракуле, сказал: «Государь, нашел золото, но вот один дукат не мой — лишний». В это время привели и вора с похищенным золотом. И сказал Дракула купцу: «Иди с миром! Если бы не сказал мне о лишнем дукате, то посадил бы и тебя на кол вместе с этим вором».
Максимальный балл: 15
Дата добавления: 2019-11-16 ; просмотров: 351 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Ключи к заданиям муниципального этапа республиканской олимпиады школьников по русскому языку в школах с родным (нерусским) языком обучения 2016/2017 учебный год 7 класс (стр. 3 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
Дайте толкование слов абсурд, вундеркинд, глобальный, дайджест, консенсус. Составьте по одному предложению с данными заимствованными словами. (15б.)
Первое слово: абсурд – (от лат. нелепый). Нелепость, бессмыслица. Второе слово: вундеркинд – (от немец. Чудо-ребенок). Ребенок с исключительными способностями. Третье слово: глобальный – (от лат. шар). 1. Охватывающий весь земной шар; всемирный, всеобщий (претендовать на глобальное господство). 2. Полный, всеохватывающий (сделать глобальный обзор поверхности Луны). 3. Решающий; фундаментальный (глобальный переворот в нацсознании). 4. Значительный по своему размаху; грандиозный (мыслить с глобальных масштабах). Четвертое слово: дайджест – (от англ. краткое изложение). Периодическое издание, перепечатывающее материалы других изданий в сокращенном виде (еженедельный дайджест) Пятое слово: консенсус – (от лат. единодушие). 1.Общее согласие, лежащее в основе подписания международного договора.2.Согласие, единодушное принятие чего-либо.
Составленные предложения (должно быть составлено 5 предложений)
1. За первое слово – 1 балл
2. За второе слово – 1 балл
3. За третье слово – 1 балл
4. За четвертое слово – 1 балл
5. За пятое слово – 1 балл
6. За составленные предложения и правильное употребление заимствованных слов – 10 баллов (по 2 балла за каждое предложение)
Итого: максимум 15 баллов.
Определите, одинаков ли способ образования наречий светло и засветло. (6б.)
1. Чтобы определить, одинаков ли способ образования данных наречий, следует выполнить словообразовательный разбор: светло – светл (-ый) суффиксальный способ; засветло – светл (-ый) приставочно-суффиксальный способ. Вывод: способы образования разные.
1. За правильный разбор с комментарием – 6 б. (по 3 балла за каждое слово)
Итого: максимум 6 баллов.
Что общего у слов медведь, обед, еда? К каким словарям вы посоветуете обратиться, чтобы правильно ответить на данный вопрос? (8 б.)
1. За обоснование – 4 балла
2. За указание на словари – 4 балла
Итого: максимум 8 баллов.
Прочитайте высказывание известного русского писателя Николая Васильевича Гоголя. В каком значении употреблено выделенное слово? Согласны ли вы с утверждением автора? (10б.)
Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…
2. Выражение согласия/несогласия (следует кратко обосновать свою точку зрения, 2-3 предложения)
1.За правильно указанное значение слова –3 балла
2.За грамотно оформленное рассуждение – 7 баллов (снижаем 2 балла, если есть орфографические и пунктуационные ошибки)
Итого: максимум 10 баллов.
Почему можно сказать «разные учения», но нельзя сказать «разные учебы»? (6б.)
Слово учение многозначное. Оно может обозначать какую-то научную концепцию и процесс обучения. В первом значении оно может иметь форму множественного числа, а во втором не может. Слово же учёба обозначает только учебный процесс.
Поэтому сказать «разные учебы» неправильно.
1.За правильный комментарий – 6 баллов
Итого: максимум 6 баллов.
Одинаковы ли по смыслу и составу главных членов предложения:
Вот настоящий друг! 2. Это настоящий друг. Обоснуйте свой ответ. (8б.)
По смыслу: совпадают, хотя в первом предложении есть эмоциональная окраска; указательная частица Вот усиливает. По составу главных членов предложения: 1) в первом предложении из главных членов есть только подлежащее друг. 2) во втором предложении есть подлежащее – это; и сказуемое – друг. Это друг.
1. За первый ответ – 2 балла
2.За второй ответ – 4 балла
3. за обоснование – 2 балла
Итого: максимум 8 баллов.
Восстановите лингвистические пропорции. Укажите, на каком основании должны быть построены пропорции. (11б.)
столб: столп = … габарит: размер = ….
1. Первая пропорция: столб: столп = пруд: прут; построена на том, что даны слова-омофоны (одинаково произносятся, по-разному пишутся, имеют разные значения. Участники могут предложить и другие подходящие примеры для второй части пропорции).
2.Вторая пропорция: габарит: размер = консенсус: согласие; построена на словах-синонимах, причем к иноязычному слову подобран русский синоним. Желательно этот принцип выдержать.
1.За первую восстановленную пропорцию – 2 балла
2. За вторую восстановленную пропорцию – 2 балла
3. За обоснование – 7 баллов
Итого: максимум 11 баллов.
Какое слово появилось в русском языке раньше: аэроплан или самолёт? Образуйте от них другие слова и запишите их. (7б.)
1. Рассуждение о том, какое слово появилось раньше: аэроплан появился раньше. Это слово буквально означает воздух (от греч.) и парить, висеть в воздухе (от франц.). В словарях дается как устаревшее. Слово самолет появилось позднее, это современное слово.
2. От слова аэроплан трудно образовать новые слова, непродуктивный.
1. За рассуждение – 4 балла
2. За запись однокоренных слов – 3 балла (по 1 баллу за слово)
Итого: максимум 7 баллов.
Знакомо ли вам выражение «эзопов язык»? Придумайте ситуацию, в которой можно этот фразеологизм употребить. (8б.)
1. Эзопов язык – иносказательный язык, полный намеков, аллегорий.
2. Ситуация, в которой может быть использован фразеологизм.
1.За значение фразеологизма – 3 балла
2. За ситуацию – 5 баллов
Итого: максимум 8 баллов.
Ключи к заданиям муниципального этапа
республиканской олимпиады школьников по русскому языку в школах с родным (нерусским) языком обучения
Автомобиль драндулет лошадь решите лингвистические пропорции
Играть могут и ребята 7—8 лет, и взрослые. Число участников любое. Играют команды. Время игры зависит только от желания играющих: несколько минут в виде разминки в начале урока или многочасовой марафон (можно устроить многоборье, используя игры: «Пропорции», «Смысловые ряды», «Четвертый лишний»). На первых порах целесообразно писать пропорции на доске.
Все сказанное ниже относится в равной мере к играм «Пропорции», «Продолжить ряд» и «Четвертый лишний».
Игра может проходить по-разному. Для детей неподготовленных, играющих впервые, или просто для самых младших — вариант, когда задания дает учитель, цель ребят — только правильно ответить. Тот, кто раньше всех нашел верный ответ, получает балл, в конце игры баллы суммируются и определяются победители. Можно играть и по командам, тогда балл получает команда, которая первой нашла верное решение. Не нужно ставить условием, чтобы команда пришла к единому решению, для этого типа игр чем больше равноправных версий, тем лучше. В любом случае начинать знакомить ребят с играми стоит по этому варианту. Для старшеклассников достаточно привести один-два примера, и они уже вполне готовы играть по второму варианту.
Во втором варианте игры ребята не только решают, но и сами составляют пропорции. Можно попросить их подготовиться к игре дома или усложнить задачу, предложив составить по три пропорции в течение 5 минут.
Можно играть в командах: команды по очереди предлагают пропорции, а все остальные ищут ответ. Балл получает та команда, которая составила правильное задание, и та, которая первой правильно ответила. Если команде удалось составить особенно интересную пропорцию, ведущий или жюри могут поставить дополнительные баллы и за задание, и за ответ. Если играют только две команды, время на обдумывание ограничивается (например, одной минутой), если команд больше, можно играть «до победного конца». Важно, чтобы в одной команде было не более 5—7 человек, иначе не все смогут принять полноправное участие в подготовке заданий, тихони останутся за бортом.
Можно провести личное первенство: участники задают вопросы по кругу, отвечает тот, кто первым поднял руку. Плюс личного первенства в том, что участвуют на равных все — никто не может отсидеться за спиной соседа.
В игре по любому варианту побеждает игрок или команда, набравшие наибольшее количество очков.
Очень важна четкая организация игры, знание всеми участниками правил, поэтому стоит заранее обсудить и решить некоторые вопросы. Как быть, если задание составлено неверно или некорректно (например, использованы специальные сведения, которые не известны большинству отгадывающих)? Может быть, в этом случае автор пропорции получает штрафной балл? Иногда такую задачу легко решают один-два человека, случайно владеющие необходимыми знаниями, и как тогда доказать, что она некорректна? Снимать такие пропорции с игры?
Как оценить ответ, если он по сути верен, но не совпадает с заданным? Видимо, стоит засчитать?
Как поступить, если ответ отгадывающих точнее, интереснее ответа автора пропорции? Некоторые пропорции предусматривают более одного ответа, может быть, ставить и той, и другой стороне по баллу за каждый верный ответ?
А если пропорция слишком простая, такая, что в ту же секунду — лес рук и все знают ответ? Кому присуждать балл? И не стоит ли штрафовать участников, которые все время предлагают однотипные задания?
Наконец, какие могут быть санкции за нарушения правил?
Это лишь часть вопросов, которые стоит обсудить с ребятами, а обсуждение правил бывает не менее полезно для развития, чем сама игра.
Игру можно усложнять разными способами: заявить тему, по которой составляются пропорции, например, «Литература», оговорить жанр пропорций, например, грамматические (пропорция строится на соотношении грамматических форм слов) или словообразовательные (соотношение производного и производящего слов) или допускать к игре только тройные пропорции (типа a/b = c/d = k/l) или пропорции с двумя неизвестными.
Цели. Игра развивает способность видеть связи между явлениями, в том числе и неочевидные, скрытые, умение концентрироваться на поставленной задаче, искать решение, быстро меняя угол зрения и не «зацикливаясь» на каком-то одном варианте.
Командный вариант игры, кроме того, развивает способность к взаимодействию, привычку внимательно относиться к идеям других. В игре естественно снимаются многие психологические проблемы: застенчивые забывают о робости, стремясь принести очко команде, расторможенные умеряют свой пыл после того, как из-за их несдержанности и нежелания слушать других команда оказывается на грани проигрыша. Рейтинг многих ребят в классе повышается, на тихоню или двоечника, сумевшего решить труднейшую пропорцию, смотрят по-новому.
Учитель контролирует смысловую корректность пропорций, не допуская к игре неточные задания и решения.
Предлагаемые пропорции разной степени сложности помогут учителю провести первые игры. Член пропорции, который нужно угадать, дается в скобках. В необходимых случаях пропорции поясняются.
черное / белое = (огонь) / вода
сила / доброта = слабость / (злость)
тигр / кошка = (волк) / собака
лампа / свет = (радио) / звук
ластик / карандаш = время / (воспоминания)
дети / игра = (взрослые) / работа
доска / аскод = парта / (атрап)
казак / казак = арап / (пара) — слова-палиндромы
музыка / ноты = речь / (буквы)
земля / небо — человек / (ангел) — возможны другие ответы
пол / потолок = стена / (стена) лицо / портрет = природа / (пейзаж) волк / шерсть = ворона / (перья) пожарник / (вода) = дворник / метла тигр / 4 = паук / (8) — количество ног провода / электричество = (сосуды) / кровь машина / мотор = человек / (сердце) дом / крыша = человек / (шапка) радость / горе = (капля) / море верблюд / горб = пеликан / (клюв) вода / огонь = (огонь) / дерево автомобиль / шины = конь / (подковы) кран / вода = холодильник / (холод) капля / море = слово / (текст) пустыня / кактусы = море / (водоросли) человек / пища = машина / (топливо) дождь / снег = осень / (зима)
листья / зима = лето / (снег) — то, чего не бывает
женщина / мышь = (пешеход) / машина — то, чего опасаются
банк / деньги = (коробок) / спички решетка / тюрьма = (небо) / свобода
часы / стрелки = термометр / (ртуть)
астроном / звезды = зрители / (фильм)
музыка / плеер = море / (раковина)
мороз / красный нос = солнце / (веснушки, загар)
Автомобиль драндулет лошадь решите лингвистические пропорции
Ольга Гурова запись закреплена
Задача 1.
Решите лингвистическую задачу.
Даны слова на языке суахили (Восточная Африка) и их переводы на русский язык в другом порядке:
mtu, mbuzi, mgeni, jito, jitu, kibuzi
великан, козочка, гость, коза, человек, большая река
Задание. Установите, какой перевод соответствует каждому слову.
Вам помогут ваши знания о морфемах. И вы узнаете, как употребляются суахилийские приставки!
Решение. Все слова на языке суахили легко делятся на две части. Можно предположить, что эти части — морфемы, самые короткие языковые единицы, обладающие значением. Посмотрим, какие комбинации морфем встречаются в задаче:
+
Теперь надо установить, что означает каждая морфема. В этом нам помогут русские переводы. В них отчетливо выделяются значения ‘гость’, ‘коза’, ‘река’, ‘человек’. Можно классифицировать их и на другом основании и выделить слова с увеличительным и уменьшительным значением, а также нейтральные слова. Построим таблицу:
Так что лингвистические задачи — это прекрасный полигон для того, чтобы познакомиться с лингвистикой и ее методами. В этом году Традиционная олимпиада по лингвистике пройдет уже в 40-й раз. Единственный небольшой перерыв пришелся на середину 1980-х годов, когда была закрыта кафедра структурной (ныне — теоретической) и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ, занимавшаяся организацией олимпиады. В 1988 году олимпиаду провел Московский государственный историко-архивный институт (ныне РГГУ), а с 1989 года к ее проведению подключилась воссозданная кафедра структурной и прикладной лингвистики МГУ.