Автомобиль кафе на колесах
На колёсах: Как устроен бизнес московских передвижных кафе Несмотря на запреты чиновников, долгую зиму и предвзятое отношение горожан к уличной еде несколько бизнесменов открыли в Москве мобильные точки общепита. Как успехи?
уководство московского департамента торговли и услуг уже больше года обещает создать в Москве условия для передвижных
торговых точек. Однако по сей день официально заниматься общепитом можно только стоя на одном месте (и платя за его аренду). Тем не менее насмотревшись на фургоны, тележки и велосипеды, с которых принято торговать едой в Европе, Америке и Китае, московские предприниматели стали пытаться сделать что-то подобное. Так они смогли бы уйти от безумных арендных расходов.
Большинство проектов, претендующих на мобильность, базируются в парках, договориться с которыми до недавнего времени было проще, а работать там — в разы дешевле, чем на улицах. Но в ближайшее время парки, скорее всего, будут проводить аукционы на право торговли, которые вряд ли удастся выиграть мелким игрокам. Если чиновники не успеют принять правила передвижной торговли до лета, бизнес на колёсах имеет все шансы остановиться, так далеко и не уехав. H&F расспросил хозяев мобильной кофейни, вагончика с бургерами и прицепа с пиццей, как они умудряются работать в такой ситуации и чего ждут в дальнейшем.
«Кофельяно»
Инвестиции в одну точку
10 машин (Renault Kangoo)
Около 700 000 рублей
На центральных площадях, у станций метро, в парках,
на митингах
Капучино — 100 рублей, латте — 110 рублей, эспрессо — 65 рублей, какао — 100 рублей
И я подумал: почему бы не попробовать сделать фургончики с кофе? Мобильный формат в Москве позволяет экономить на арендных ставках: в центре Москвы они начинаются от 100 000 рублей в месяц за точку, подходящую для торговли питанием. Стационарные кафе отдают 70% выручки за аренду и ещё, как правило, должны вложить свои деньги в ремонт чужого помещения, которые будут потрачены впустую, если дело не пойдёт.
Год назад я купил автомобили, оборудование и заказал кофе. Сначала было две машины, теперь их 10. Внутри стоят кофемашина, кофемолка, холодильник, ящики, полки. Я слежу за качеством, кофемашины у меня дорогие, и кофе хороший. На одной машине работает один человек. В парках мы платим за стоянку, но это несоизмеримые со стационарным объектом деньги — 3 000-5 000 рублей в месяц. Я приезжал на Мясницкую к департаменту, так что и Немерюк видел мои машины, и [его заместитель Никита] Кузнецов, и другие чиновники.
Когда началась оптимизация городского хозяйства новым мэром Собяниным, было принято 26-е постановление о размещении нестационарных торговых объектов, суть которого — запретить всё. Из-за этого много людей пострадало и страдает, но город был очищен от ржавых «газелей» без моторов со спущенными колесами и автотонаров, которые никуда никогда не передвигались, но гордо именовались автолавками. В постановлении написано, что разносная торговля и торговля с автолавки регулируются отдельными правовыми актами. Этих актов нет, но есть мнение сотрудников префектур и управ, что такая торговля может иметь место только на мероприятиях.
У нас есть комплект документов, который нивелирует все возможные запреты 26-го постановления. Если приезжают умные люди, которые хотят нас наказать, то они, видя документы, понимают, что по закону нам ничего сделать не могут. Грозят пальчиком, говорят «ай-ай-ай» и уезжают. Если же приезжают не очень знающие люди типа некоторых сотрудников ППС, то они спрашивают разрешение на торговлю. А оно отменено три года назад. Они говорят: «Нас это не волнует, поехали в отделение». Приезжаем, сколько-то нас держат, иногда выписывают протокол и отпускают.
Я сам участвую в разработке новой концепции постановления: вхожу в экспертный совет при департаменте торговли и услуг. Думаю, для мобильной торговли надо ввести патенты, как у таксистов, которые включали бы в себя и налоги, и плату за размещение. Так всем проще: я не трачу деньги на бухгалтера, государство не тратит деньги на то, чтобы мне выдавать разрешения и считать, правильно ли я заплатил налоги. Можно сделать базовую ставку стоимости и ввести коэффициенты в зависимости от расположения машины.
Формат мобильной торговли в Москве очень востребован, и чиновники сами меня просят поработать на массовых мероприятиях — Крещении, Масленице, городских праздниках, митингах. Нужно что-то горячее и мало-мальски красивое. Я, видимо, самый симпатичный.
Общепит бизнес на колесах. Всё про организацию мобильного кафе, передвижного ресторана или бара
Одна из проблем предпринимательства, связанного с предоставлением услуг в сфере общественного питания, ‒ сложное прогнозирование окупаемости. Даже в тщательно подобранном помещении с хорошей проходимостью может быть низкий поток посетителей. И все больше коммерсантов задумываются о реализации такой идеи, как общепит на колесах.
Преимущество такого частного предприятия ‒ мобильность. Передвижная кухня не привязана к конкретному помещению. Мини-бистро или буфет организуются в автомобиле, который начнет колесить по городу, останавливаясь в самых оживленных районах.
Передвижной бизнес на колесах ‒ современная модель создания своего дела. В этой сфере пока еще не слишком высокая конкуренция. Поэтому идея с автокухней может стать для предпринимателя успешной.
Еда на колесах как бизнес
Быстрое питание на колесах ‒ специфический стартап. Еще до открытия бистро требуется проанализировать первичные вопросы:
кто будет целевой аудиторией;
подсчитать, во сколько обойдется содержание транспортного средства, закупка продуктов, холодильников для хранения и столов для приготовления еды;
по каким маршрутам будет передвигаться нестационарная палатка, в каких частях города торговля будет идти более успешно;
рассчитать приблизительную выручку за день/месяц и окупаемость затрат, вложенных в развитие фирмы.
Разновидности
Есть несколько форматов выездного общепита, который может иметь успех у потребителей.
Мобильное кафе на колесах
Это полноценное мини-автокафе, в котором стоят столики и кресла. Это удобный вариант для людей, которым нравится проводить время в новых необычных местах. Передвижное кафе на колесах не будет иметь разнообразное меню. В основном в нем бывают блюда, которые можно приготовить из полуфабрикатов. Но оригинальный формат делает мобильное кафе на колесах привлекательным для молодежи. Поэтому как бизнес подобное автономное заведение может стать прибыльным.
Передвижная закусочная
Фуд-корт подобного автокафе обычно содержит востребованный у покупателей фастфуд. Это всевозможные бургеры, сэндвичи, картофель фри, хот-доги. Желательно чтобы предлагался не только обычный fast food, но и еда, приготовленная по авторским рецептам. Ларьки с бургерами есть на многих перекрестках. Чтобы с ними конкурировать, передвижная закусочная на колесах должна выделяться. И лучше выделиться оригинальной пищей.
Передвижная кофейня
Кофе с собой ‒ популярная услуга организаций быстрого питания. Чтобы быть конкурентоспособной, передвижная кофейня на колесах должна предоставлять клиентам не менее десяти видов натурального кофе.. Желательно чтобы гости могли купить небольшие десерты в виде печенья, выпечки. Также можно дополнительно продавать прохладительные напитки ‒ воду, лимонад, соки.
Мобильная шаурма
Шаурма ‒ любимый перекус многих россиян. Грамотно оборудованное автокафе, предлагающее ее, будет востребованным. Чем комплектуется мобильная шаурма на колесах:
Желательно готовить покупателям классическую и авторскую шаурму, дополненную соусами от шеф-повара, с оригинальным сочетанием продуктов. Можно, кроме шаурмы, готовить и другие азиатские закуски, например, сувлаки в лаваше, разнообразные питы.
Реализация спиртного дает собственникам стационарных кабаков львиную долю прибыли. Поэтому одна из альтернатив прибыльного коммерческого предприятия ‒ передвижной бар на колесах. Главное требование успешности ‒ широкая винная карта. Следует предлагать известные коктейли, у людей должна быть возможность заказать бокал или бутылку вина.
Питейный кабачок необходимо сделать комфортным. Желательно, чтобы посетители могли присесть за столик, спокойно выпить. Оптимально ‒ переделать под кабачок автобус.
Кроме коктейлей, в подвижном питейном ресторанчике надо подавать легкие закуски. Это могут быть снеки, мясные и рыбные, фруктовые нарезки.
Пивной бар
Пиво ‒ один из самых покупаемых слабоалкогольных напитков, который предпочитают люди разных возрастов и социальных уровней. Пивной бар на колесах привлечет внимание потребителей, особенно, если будет отличаться от большинства питейных точек населенного пункта. В нем нужно подавать несколько видов пива, обязательно фирменное, которое станет брендом пивной.
К пиву можно подавать любимые многими закуски: сухую рыбу, снеки: чипсы, орешки, сухарики.
Автобус столовая
Передвижная мобильная столовая на колесах ‒ машина с посадочными местами. Меню состоит из еды, которую можно разогреть. Обычно в столовых люди хотят поесть быстро, недорого, выбрать 3 ‒ 4 блюда. Придется предусмотреть 2 ‒ 3 версии комплексного обеда.
Чтобы организовать выездную столовую, в транспорте отводится отделение под кухню, где будут храниться заготовки. Также на кухне устанавливается плита для приготовления или разогрева пищи. Можно упростить задачу организации столовой, сделав ее узкоспециализированной. Например, это может быть блинная, в которой будут подаваться блинчики со всевозможными начинками, как серьезными, так и сладкими.
Ресторан
Как и любое престижное заведение питания, мобильный ресторан на колесах предполагает стильный интерьер. В нем надо поставить красивую мебель, а меню следует сделать изысканным. Главная сложность при его развитии ‒ выбрать направление. Как пример, это может быть мясной ресторан, где готовят блюда на вертеле, гриле. В любом ресторане есть винная карта, содержащая напитки разной крепости, а также прохладительные, безалкогольные соки, коктейли.
Разъездному ресторану может быть сложно завоевать доверие потребителей мгновенно. Поэтому первостепенная задача ‒ делать ставку на высокое качество, а также следить, чтобы цены не оказались завышенными. Кроме того, организуя такое дело, следует тщательно прорабатывать маршрут передвижения по улицам. Надо выбирать районы и перекрестки города, где проживают и часто бывают люди, регулярно посещающие дорогие заведения.
Пельменная
Недорогой формат автомобильного бистро ‒ пельменная на колесах. Пельмени могут быть самолепными или покупными. Главное ‒ предусмотреть морозильники для их хранения и плиту для варки. Немаловажно предоставлять потребителям разнообразие. Пельмени могут быть с начинкой из разных видов мяса. Можно внести разнообразие, дополнительно предлагая вареники.
Шашлычная
Шашлычная на колесах принесет прибыль при условии грамотного привлечения посетителей. Мясо ‒ дорогой и скоропортящийся продукт. Поэтому требуется заранее продумать, кому бизнесмен предложит свои блюда, где можно найти платежеспособных получателей услуг, где планируются остановки автотранспорта, в каких районах ‒ центре, спальных.
Понадобится заручиться поддержкой поставщиков мяса, соусов, овощей, оборудовать отсек хранения скоропортящихся продуктов. Кроме шашлыков, покупателям необходимо предлагать чай, эспрессо, воду, лимонад, соки и пиво.
Буфет
Буфет на колесах подразумевает fast food. Это могут быть бутерброды, пончики, булочки, бургеры. Для этого надо приобрести холодильник, микроволновку, аппарат для приготовления хот-догов, наладить поставку полуфабриктов.
Подходящие транспортные средства для организации мобильного общепита
Авто выбирается в зависимости от типа предполагаемого бизнеса. Автобус подходит для размещения в нем разъездных заведений под крышей. Автомобиль для кофе на колесах должен иметь большой грузовой отсек для расположения в нем приобретенного инвентаря. Какие машины подойдут для торгового предприятия, указано ниже.
Фургон
Фургон для еды на колесах предусматривает продажу еды из окна. Если хочется, чтобы посетители задержались подольше, стоит разместить рядом с ним раскладные столики и стулья.
На базе Газели
Созданная на базе Газель кухня на колесах подойдет для создания разъездного бистро. Размера фургона достаточно для размещения установок для приготовления пищи, бака с водой, продуктов.
Автобус
Переоборудовать автобус в кафе на колесах поможет компания «Авто Февраль». Салон полностью преобразовывается под помещение для готовки, ТС комплектуется системой вентиляции, шкафами, СВЧ-печью, бактерицидной лампой, баком для хранения воды, шкафами.
Прицеп
Прицеп кафе на колесах ‒ небольшой фургон, который владелец перевозит при помощи своей автомашины. В нем предусмотрено окно для выдачи заказов, откидной навес. Прицеп подходит для расположения в нем кофейни, закусочной.
Как открыть кафе или кофейню на колесах
При начинании любого стартапа потребуется составить бизнес-план, сделать расчеты его окупаемости, продумать, какой кофе и по какой цене планируется продавать, какие будут оказываться дополнительные услуги. Кроме сотрудничества с продавцами кофейных зерен, важно наладить сотрудничество с поставщиками одноразовой посуды (понадобятся картонные стаканчики разных размеров, крышки для них).
Перед тем как открыть кофейню на колесах, дополнительно придется получить разрешения на торговлю.
Какие разрешения нужны
При открытии кафе на колесах законодательство диктует будущим предпринимателям получить следующие документы:
Свидетельство о регистрации ООО или в качестве ИП.
Медицинские книжки для персонала.
Сертификаты качества на всю продукцию, которая продается покупателям.
Разобравшись в нюансах реализации кофе на колесах, какие разрешения нужны в России для начала собственной деятельности, можно приступать к осуществлению планов. Еще одно важное действие ‒ решить, под каким именем начнет работать бизнесмен.
Франшиза или собственный бренд
Для организации разъездной точки питания можно зарегистрировать собственный бренд или работать по франшизе. У каждого варианта свои минусы и плюсы.
Преимущества регистрации своей фирменной марки ‒ независимость. Владелец предприятия самостоятельно устанавливает правила торговли, утверждает политику ценообразования. Но здесь есть значительный минус ‒ потребители не готовы с ходу доверять незнакомому имени. Вначале придется суметь привлечь их интересными предложениями, провести рекламную кампанию. Возможно, первое время прибыль будет низкая.
Франшиза автокафе позволяет работать под уже раскрученным именем. Кроме того, франчайзер предоставляет ТС, которое уже полностью подготовлено к работе. Он предоставит уже готовое меню, контракты с поставщиками, схему по управлению созданным предприятием. Минус ‒ высокая цена на франшизу, которая часто не по карману только выходящим на рынок лицам. Также потребуется отдавать часть прибыли ежемесячно франчайзеру.
Необходимое оборудование
Чтобы начать работать, сначала приобретается необходимая техника. И она не должна быть дешевой. Требуется сразу закупать качественное и долговечное оборудование для кофе на колесах. Для работы, к примеру, кофейни понадобится:
ростер для обжаривания кофейного зерна;
диспенсеры для одноразовых стаканчиков.
Для остальных типов бизнеса на колесах может потребоваться иное оборудование.
Купить автобус для кафе на колесах или взять в аренду?
Начать бизнес по продаже закусок на дорогах города можно на своем автомобиле или, взяв подходящий транспорт в прокат.
Один владелец, который знает состояние своего транспорта.
Нет риска оказаться без авто. В случае если собственник авто откажется продлевать договор на предоставление ТС, предприниматель избежит убытков за счет того, что ему не нужно искать подходящий транспорт для аренды.
Купить автобус-кафе выгодно для деловых людей, у которых есть средства на раскрутку торговой точки. Бизнесмен может сам подобрать подходящий транспорт, который его устроит по размерам, цене.
Аренда кафе на колесах выгодна при франшизе. Не придется самостоятельно заниматься установкой оборудования в автомашину.
Понравилась статья? Поделись с друзьями или добавь в закладки!
Бизнес на колесах: что нужно учесть, если хотите открыть мобильный стритфуд в России
Руководитель категорий «Автоуслуги» и «Коммерческий транспорт» в «Авито»
Стритфуд на колесах — фудтраки и кофетраки — часто можно увидеть на форумах, музыкальных фестивалях, в городских парках и торговых центрах. Отсутствие законодательной базы пока не позволяет ресторанам на колесах перемещаться по улицам, но в крупных городах все равно появляется все больше мобильных точек общепита.
Сергей Никольский, руководитель категорий «Автоуслуги» и «Коммерческий транспорт» в «Авито», рассказывает, как развивается направление мобильного стритфуда в России и что нужно знать желающим зайти в эту нишу.
Не самый мобильный бизнес
Сейчас в России нет законодательной базы, которая позволяла бы владельцам фудтраков вести действительно мобильную торговлю, перемещаясь вслед за потоком покупателей. С 2018 года на рассмотрении Госдумы находится законопроект, принятие которого позволит стритфудам на колесах переезжать с места на место, но пока его принятие откладывается.
В некоторых городах России при этом действуют локальные акты, позволяющие фудтракам перемещаться по городу. Например, такая практика с 2018 года применяется в Нижнем Новгороде. А в июле этого года фудтраки легализовали в Санкт-Петербурге.
В большинстве городов России для работы необходимо арендовать место под фудтрак. Заключить договор аренды предприниматель может с общественным пространством — например, городским парком или частным арендодателем. Во втором случае получится разместиться, например, на территории парковки торгового центра или бизнес-холдинга. Но владелец фудтрака все равно остается привязан к конкретной точке в городе.
Основатель сети мобильных кофеен «Кофельяно» Алексей Федосов
Надеяться на внесение изменений в законодательство на федеральном уровне в ближайшее время не стоит. Но ситуация такова, что у региональных властей сейчас достаточно полномочий для легализации фудтраков. Опыт Нижнего Новгорода, Костромы, Татарстана — наглядный пример. При этом в Москве и Санкт-Петербурге направление стритфуда на колесах все равно более развито, чем в остальных городах страны.
Основатель нижегородской сети гриль-баров на колесах «Горячо» Игорь Ладыгин
В Москве кофетраки и фудтраки по большей части размещаются в парках или на территории торговых центров на окраинах города. Из-за этого сложно понять, где таких точек все-таки больше — в Москве или Санкт-Петербурге. Петербург сам по себе более компактный, мобильные кофейни там больше сконцентрированы в центре. Из-за этого возникает впечатление, что там их очень много.
Сколько стоит запуск бизнеса на колесах
Как отмечает вице-президент ассоциации «Гастроном» Илья Завельский, в среднем первоначальные инвестиции для открытия стритфуда на колесах колеблются от 2 до 2,5 млн рублей с учетом не только затрат на сам фудтрак, но и других расходов — например, на проработку меню и оформление документов, необходимых для старта бизнеса (потребуется оформить статус ИП, медицинские книжки для сотрудников и получить разрешение от Роспотребнадзора).
Стоимость открытия будет зависеть от того, с каким меню вы планируете работать.
Для того чтобы готовить в фудтраке блюда на гриле, потребуется и сама печь, и улучшенная система вентиляции. А вот затраты на запуск кофе-точки на колесах будут значительно ниже. Например, купить передвижную кофейню в Москве можно за 500 тысяч рублей.
Стоимость аренды места под стоянку зависит от региона и от арендодателя. По данным компании «Клен», которая оказывает услуги по открытию точек общепита, в среднем аренда в Москве места площадью 7 кв. м (столько потребуется для полноценного большого фудбаса, другие форматы потребуют меньше) будет стоить порядка 350 тыс. рублей в год, если речь идет о территории на границе Третьего транспортного кольца. Аренда в центре обойдется дороже, за год сумма составляет в среднем в 700 тыс. рублей.
Если вы планируете работать на фудтраке на крупных мероприятиях, за аренду снова придется платить. По данным сервиса Quick Resto, стоимость размещения мобильной точки на площадке фестиваля или форума стоит в среднем от 3 до 30 тыс. рублей в зависимости от масштаба мероприятия.
Как выбрать фудтрак
Почему это выгодно, если перемещаться нельзя
Основатель одной из первых в России компаний-производителей фудтраков EdaNaKolesah Рафаэль Хабиров
Запуск мобильной точки, несмотря на все ограничения, обходится дешевле, чем открытие собственного ресторана, так как расходы на аренду и ремонт ниже. Для рестораторов, у которых уже есть бизнес в традиционном формате, точка на колесах становится дополнением к основной деятельности, а новичкам в общепите позволяет протестировать гипотезы с минимальными затратами.
Ниша еды на колесах позволяет запустить бизнес намного быстрее, но самое главное — дает право на ошибку. Если не получилось на одном месте — можно с легкостью сменить локацию, а еще полностью сменить концепцию и брендинг, и все это будет намного быстрее и безопаснее, нежели работа со стационарным рестораном, ведь владелец прогоревшего ресторана теряет все вложенные деньги.
Свой первый фудтрак Рафаэль продал несколько лет назад, а теперь его проект — резидент «Сколково» — вырос в современный промышленный комплекс в Подмосковье, площадью более 4 тыс. кв. м по производству трейлеров премиум-класса. Компания развивает по такому же пути направления домов, бань, магазинов и офисов на колесах.
Игорь Ладыгин
От мобильного ресторана, если он окажется успешен, проще прийти к полноценной стационарной точке, чем с нуля. Мы начинали со смокера — гриля — на колесах, который собрали сами, потому что нам было любопытно попробовать это направление. В итоге наши смокеры и продукция из смокеров заинтересовали очень многих. Так от их производства «для себя» мы перешли к производству для всех.
В итоге развиваем два направления бизнеса. Мы научились собирать уникальные, качественные смокеры на колесах и продаем их под заказ. Параллельно мы расширяли собственную торговлю и в итоге открыли стационарный ресторан. Это оказалось проще, чем если бы мы начинали с нуля, ведь у нас уже было отработанное меню и понимание того, что понравится клиентам.
Алексей Федосов
Ниша бизнеса на колесах очень актуальна для самозанятых. Я знаю ребят, у которых есть кофетраки и которые путешествуют на них по России. Сейчас они поехали в Крым: покупаться, позагорать и поработать.
Еще один выгодный формат, в котором мы работаем, — выездные кофе-брейки под заказ. Допустим, компания организует для сотрудников корпоратив на природе — мы можем приехать и обеспечить участников напитками и снеками. Количество таких мероприятий, правда, невелико — пока 1-2 в месяц. Так что для нас это лишь дополнительное направление.
Как достичь максимума
Что нужно учесть, задумавшись об открытии бизнеса на колесах:
Фотографии в тексте предоставлены автором