Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

На рисунке показаны графики движения тела. Определите по графику II значение координаты и скорости движения тела в момент времени, равный 2 с. По графику III определите проекцию перемещения и проекцию скорости в момент времени, равный 2,5c.

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

А) При прямолинейном движении зависимость координаты х тела от времени t имеет вид:

х =5 + 2t +4t2. Чему равна скорость тела в момент времени t =2c?

Б) Используя график зависимости ускорения тела от времени, определите скорость тела через 3 секунды после начала движения, считая, что скорость тела в начальный момент времени равна 6 м/с.

В) Используя график зависимости скорости тела от времени, определите скорость тела в начале 4-й секунды, считая, что характер движения не изменяется.

На рисунке представлены три вектора сил, лежащих в одной плоскости и приложенных к одной точке. Масштаб рисунка таков, что сторона одного квадрата сетки соответствует модулю силы 1 Н.

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

Определите модуль равнодействующей трёх векторов сил. Какое направление ускорения показывает стрелка? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Масса движущегося тела равна 100 г. Чему равна равнодействующая сила, приложенная к телу, если зависимость координаты х тела от времени t имеет вид х = 150 + 20t + 2 t2.

Автомобиль едет по дороге, образующей дугу окружности, с постоянной скоростью. Для сил, действующих на автомобиль, верным является утверждение сумма всех сил, действующих на автомобиль, равна нулю. сумма всех сил, действующих на автомобиль, не равна нулю. на автомобиль не действуют никакие силы на автомобиль действует дна постоянная сила
Брусок соскальзывает с наклонной плоскости с увеличивающейся скоростью. Для сил, действующих на брусок, верным является утверждение: сумма всех сил, действующих на тело равна нулю На брусок действует только сила тяжести на брусок не действуют никакие силы сила, с которой брусок действует на поверхность наклонной плоскости, равна силе, с которой поверхность наклонной плоскости действует на брусок.
Два маленьких шарика массой m каждый находятся на расстоянии r друг от друга и притягиваются друг к другу с силами, равными по модулю F. Каков модуль сил гравитационного притяжения двух других шариков, если масса одного 2 m, а масса другого Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициентАвтомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент, а расстояние между их центрами Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициентАвтомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент.

1) 4 F 2) 2F 3) Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент4) Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициентАвтомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

Б) Шар массы m движется со скоростью 2��, навстречу ему со скоростью �� движется шар массы 2m. Чему равен импульс системы после неупругого удара?

Источник

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

Автомобиль массой 2 т проезжает верхнюю точку выпуклого моста, двигаясь с постоянной по модулю скоростью 36 км/ч. Радиус кривизны моста равен 40 м. Из приведённого ниже списка выберите все правильные утверждения, характеризующих движение автомобиля по мосту.

1) Равнодействующая сил, действующих на автомобиль в верхней точке моста, сонаправлена с его скоростью.

2) Сила, с которой мост действует на автомобиль в верхней точке моста, меньше 20 000 Н и направлена вертикально вниз.

3) В верхней точке моста автомобиль действует на мост с силой, равной 15 000 Н.

5) Ускорение автомобиля в верхней точке моста направлено противоположно его скорости.

Переведем скорость Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

Рассмотрим рисунок, поясняющий движение автомобиля по выпуклому мосту.

1. Неверно. Равнодействующая сил реакции опоры N и силы тяжести mg по второму закону Ньютона сонаправлена с вектором ускорения. А т. к. автомобиль движется по окружности, то ускорение направлено к центру окружности, т. е. вниз. Следовательно, и равнодействующая направлена вниз. Скорость автомобиля при движении по окружности направлена по касательной (в данном случае — горизонтально).

2. Неверно. Сила, с которой мост действует на автомобиль — сила реакции опоры — направлена вертикально вверх.

3. Верно. Сила, с которой автомобиль действует на мост, равна весу тела. По третьему закону Ньютона P = N. Найдём силу реакции опоры по второму закону Ньютона Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициентЦентростремительное ускорение равно Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициентЗначит, Р = 15 кН.

4. Верно. (см. пункт 3).

5. Неверно. Вектор ускорения направлен вертикально вниз, вектор скорости — горизонтально (см. пункт 1).

Источник

Динамика

Направим ось \(Oy\) вдоль наклонной плоскости вверх, ось \(Ox\) вдоль наклонной плоскости вправо, а ось \(Oz\) перпендикулярно наклонной плоскости. Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

Запишем второй закон Ньютона на все три оси: \[\begin Ox: & F- F_\text< трх>=0 \\ Oy: & F_\text< тру>-mg \sin \alpha=0\\ Oz: & N-mg\cos \alpha =0\\ \end\] С учетом того, что сила трения равна \[F_\text< тр>=\mu N\] или \(F_\text< тр>=\sqrt^2+F_\text< тру>^2>\) и выражениями из системы \[\begin F=F_\text < трх>\\ F_\text< тру>=mg \sin \alpha\\ N=mg\cos \alpha \\ \end\] Имеем \[F=mg\sqrt<\mu^2\cos \alpha ^2-\sin \alpha ^2>=1\text< кг>\cdot 10\text< Н/кг>\sqrt<0,64\cdot 0,75-0,25>=4,8\text< Н>\]

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициентТак как доска движется с постоянной скоростью, то векторная сумма всех сил, действующих на доску равна 0 ( \(P\) – вес бруска): \[\vec+\vec>>+\vec

+M\vec+\vec=0\] Спроецируем данное векторное уравнение на горизонтальную ось: \[OX: \quad F-F_<\mbox<тр>>=0\quad \Rightarrow \quad F=F_<\mbox<тр>>\] Брусок неподвижен — это значит, что равнодействующая всех сил, действующих на него, равна нулю: \[\vec+\vec>>+m\vec+\vec=0\] Спроецируем данное векторное уравнение на горизонтальную и вертикальную ось: \[OX: \quad F_<\mbox<тр>>-Tsin\alpha=0\quad \Rightarrow \quad T=\frac>>=\frac=2F\] \[OY: \quad N_2+Tcos\alpha-mg=0\quad \Rightarrow \quad N_2=-Tcos\alpha+mg=-2Fcos\alpha+mg\] Так как брусок движется относительно доски, то сила трения принимает максимальное значение и рассчитывается по формуле: \[F_<\mbox<тр>>=\mu N_2=\mu (-2Fcos\alpha+mg)=F\] \[F=\frac<\mu mg><1+2\mu cos\alpha>=\frac<0,2\cdot10\text< Н>><1+2\cdot0,2\cdot\cfrac<\sqrt3><2>>=1,5 \text< Н>\]

Средняя плотность планеты Плюк равна средней плотности Земли, а первая космическая скорость для Плюка в 2 раза больше, чем для Земли. Чему равно отношение периода обращения спутника, движущегося вокруг Плюка по низкой круговой орбите, к периоду обращения аналогичного спутника Земли? Объем шара пропорционален кубу радиуса ( \(V \sim R^3\) ).

Период обращения находится по формуле: \[T=\dfrac<2 \pi R>,\] где \(R\) – радиус планеты, \(v\) – скорость спутника.
Найдем отношение периода обращения вокруг планеты Плюк к периоду обращения вокруг Земли. \[\dfrac>>=\dfrac<\dfrac<2\pi R_\text< п>>>><\dfrac<2 \pi R_\text< з>>>>=\dfrac> <2R_\text< з>> \quad (1)\] где \(R_\text< п>\) и \(R_\text< з>\) – радиусы Плюка и Земли
Первая космическая скорость находится по формуле: \[v_1=\sqrt\] где \(g=G\dfrac,\)
где \(m\) и \(M\) – масса спутника и планеты
Масса же находится по формуле: \[M=\rho V,\] \(\rho\) – средняя плотность планеты.
С учетом того, \(V \sim R^3\) имеем \[\dfrac>>=\sqrt<\dfrac<\dfrac>>><\dfrac>>>\cdot \dfrac>>>=2 \Rightarrow \dfrac>>=4 \Rightarrow \dfrac>>=2 \quad (2)\] Подставим (2) в (1) \[\dfrac>>=\dfrac<2><2>=1\]

Небольшой кубик массой \(m = 1,5\) кг начинает скользить с нулевой начальной скоростью по гладкой горке, переходящей в «мёртвую петлю» радиусом \(R = 1,5\) м (см. рисунок). С какой высоты \(Н \) был отпущен кубик, если на высоте \(h = 2 \) м от нижней точки петли сила давления кубика на стенку петли \( F = 4 \) Н? Сделайте рисунок с указанием сил, поясняющий решение. Ответ дайте в метрах.

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

Источник

Асламазов Л.Г. Движение по окружности // Квант

Асламазов Л.Г. Движение по окружности // Квант. — 1972. — № 9. — С. 51-57.

По специальной договоренности с редколлегией и редакцией журнала «Квант»

Для описания движения по окружности наряду с линейной скоростью вводят понятие угловой скорости. Если точка при движении по окружности за время Δt описывает дугу, угловая мера которой Δφ, то угловая скорость Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент.

Угловая скорость ω связана с линейной скоростью υ соотношением υ = ω·r, где r — радиус окружности, по которой движется точка (рис. 1). Понятие угловой скорости особенно удобно для описания вращения твердого тела вокруг оси. Хотя линейные скорости у точек, находящихся на разном расстоянии от оси, будут неодинаковыми, их угловые скорости будут равны, и можно говорить об угловой скорости вращения тела в целом.

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

Задача 1. Диск радиуса r катится без проскальзывания по горизонтальной плоскости. Скорость центра диска постоянная и равна υп. С какой угловой скоростью при этом вращается диск?

Каждая точка диска участвует в двух движениях — в поступательном движении со скоростью υп вместе с центром диска и во вращательном движении вокруг центра с некоторой угловой скоростью ω.

Для нахождения ω воспользуемся отсутствием проскальзывания, то есть тем, что в каждый момент времени скорость точки диска, соприкасающейся с плоскостью, равна нулю. Это означает, что для точки А (рис. 2) скорость поступательного движения υп равна по величине и противоположна по направлению линейной скорости вращательного движения υвр = ω·r. Отсюда сразу получаем Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент.

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

Задача 2. Найти скорости точек В, С и D того же диска (рис. 3).

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

Рассмотрим вначале точку В. Линейная скорость ее вращательного движения направлена вертикально вверх и равна Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент, то есть по величине равна скорости поступательного движения, которая, однако, направлена горизонтально. Складывая векторно эти две скорости, находим, что результирующая скорость υB по величине равна Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициенти образует угол 45º с горизонтом. У точки С скорости вращательного и поступательного движения направлены в одну сторону. Результирующая скорость υC равна 2υп и направлена горизонтально. Аналогично находится и скорость точки D (см. рис. 3).

Даже в том случае, когда скорость точки, движущейся по окружности, не меняется по величине, точка имеет некоторое ускорение, так как меняется направление вектора скорости. Это ускорение называется центростремительным. Оно направлено к центру окружности и равно Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент(R — радиус окружности, ω и υ — угловая и линейная скорости точки).

Если же скорость точки, движущейся по окружности, меняется не только по направлению, но и по величине, то наряду с центростремительным ускорением существует и так называемое тангенциальное ускорение. Оно направлено по касательной к окружности и равно отношению Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент(Δυ — изменение величины скорости за время Δt).

Задача 3. Найти ускорения точек А, В, С и D диска радиуса r, катящегося без проскальзывания по горизонтальной плоскости. Скорость центра диска постоянна и равна υп (рис. 3).

В системе координат, связанной с центром диска, диск вращается с угловой скоростью ω, а плоскость движется поступательно со скоростью υп. Проскальзывание между диском и плоскостью отсутствует, следовательно, Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент. Скорость поступательного движения υп не меняется, поэтому угловая скорость вращения диска постоянная и точки диска имеют только центростремительное ускорение Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент, направленное к центру диска. Так как система координат движется без ускорения (с постоянной скоростью υп), то в неподвижной системе координат ускорения точек диска будут теми же.

Перейдем теперь к задачам на динамику вращательного движения. Вначале рассмотрим простейший случай, когда движение по окружности происходит с постоянной скоростью. Так как ускорение тела при этом направлено к центру, то и векторная сумма всех сил, приложенных к телу, должна быть тоже направлена к центру, и по II закону Ньютона Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент.

Следует помнить, что в правую часть этого уравнения входят только реальные силы, действующие на данное тело со стороны других тел. Никакой центростремительной силы при движении по окружности не возникает. Этим термином пользуются просто для обозначения равнодействующей сил, приложенных к телу, движущемуся по окружности. Что касается центробежной силы, то она возникает только при описании движения по окружности в неинерциальной (вращающейся) системе координат. Мы пользоваться здесь понятием центростремительной и центробежной силы вообще не будем.

Задача 4. Определить наименьший радиус закругления дороги, которое автомобиль может пройти при скорости υ = 70 км/ч и коэффициенте трения шин о дорогу k =0,3.

На автомобиль действуют сила тяжести Р = m·g, сила реакции дороги N и сила трения Fтp между шинами автомобиля и дорогой. Силы Р и N направлены вертикально и равны по величине: P = N. Сила трения, препятствующая проскальзыванию («заносу») автомобиля, направлена к центру поворота и сообщает центростремительное ускорение: Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент. Максимальное значение силы трения Fтр max = k·N = k·m·g, поэтому минимальное значение радиуса окружности, по которой еще возможно движение со скоростью υ, определяется из уравнения Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент. Отсюда Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент(м).

Сила реакции дороги N при движении автомобиля по окружности не проходит через центр тяжести автомобиля. Это связано с тем, что ее момент относительно центра тяжести должен компенсировать момент силы трения, стремящийся опрокинуть автомобиль. Величина силы трения тем больше, чем больше скорость автомобиля Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент. При некотором значении скорости момент силы трения превысит момент силы реакции и автомобиль опрокинется.

Задача 5. При какой скорости автомобиль, движущийся по дуге окружности радиуса R = 130 м, может опрокинуться? Центр тяжести автомобиля находится на высоте h = 1 м над дорогой, ширина следа автомобиля l = 1,5 м (рис. 4).

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

В момент опрокидывания автомобиля как сила реакции дороги N, так и сила трения Fтp приложены к «внешнему» колесу. При движении автомобиля по окружности со скоростью υ на него действует сила трения Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент. Эта сила создает момент относительно центра тяжести автомобиля Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент. Максимальный момент силы реакции дороги N = m·g относительно центра тяжести равен Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент(в момент опрокидывания сила реакции проходит через внешнее колесо). Приравнивая эти моменты, найдем уравнение для максимальной скорости, при которой автомобиль еще не опрокинется:

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

Откуда Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент≈ 30 м/с ≈ 110 км/ч.

Чтобы автомобиль мог двигаться с такой скоростью, необходим коэффициент трения Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент(см. предыдущую задачу).

Аналогичная ситуация возникает при повороте мотоцикла или велосипеда. Сила трения, создающая центростремительное ускорение, имеет момент относительно центра тяжести, стремящийся опрокинуть мотоцикл. Поэтому для компенсации этого момента моментом силы реакции дороги мотоциклист наклоняется в сторону поворота (рис. 5).

Задача 6. Мотоциклист едет по горизонтальной дороге со скоростью υ = 70 км/ч, делая поворот радиусом R = 100 м. На какой угол α к горизонту он должен при этом наклониться, чтобы не упасть?

Сила трения между мотоциклом и дорогой Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент, так как она сообщает мотоциклисту центростремительное ускорение. Сила реакции дороги N = m·g. Условие равенства моментов силы трения и силы реакции относительно центра тяжести дает уравнение: Fтp·l·sin α = N·l·cos α, где l — расстояние ОА от центра тяжести до следа мотоцикла (см. рис. 5).

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

Подставляя сюда значения Fтp и N, находим что Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициентили Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент. Отметим, что равнодействующая сил N и Fтp при этом угле наклона мотоцикла проходит через центр тяжести, что и обеспечивает равенство нулю суммарного момента сил N и Fтp.

Для того, чтобы увеличить скорость движения по закруглению дороги, участок дороги на повороте делают наклонным. При этом в создании центростремительного ускорения, кроме силы трения, участвует и сила реакции дороги.

Задача 7. С какой максимальной скоростью υ может двигаться автомобиль по наклонному треку с углом наклона α при радиусе закругления R и коэффициенте трения шин о дорогу k?

На автомобиль действуют сила тяжести m·g, сила реакции N, направленная перпендикулярно плоскости трека, и сила трения Fтp, направленная вдоль трека (рис. 6).

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

Так как нас не интересуют в данном случае моменты сил, действующих на автомобиль, мы нарисовали все силы приложенными к центру тяжести автомобиля. Векторная сумма всех сил должна быть направлена к центру окружности, по которой движется автомобиль, и сообщать ему центростремительное ускорение. Поэтому сумма проекций сил на направление к центру (горизонтальное направление) равна Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент, то есть

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

Сумма проекций всех сил на вертикальное направление равна нулю:

Подставляя в эти уравнения максимальное возможное значение силы трения Fтp = k·N и исключая силу N, находим максимальную скорость Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент, с которой еще возможно движение по такому треку. Это выражение всегда больше значения Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент, соответствующего горизонтальной дороге.

Разобравшись с динамикой поворота, перейдем к задачам на вращательное движение в вертикальной плоскости.

Задача 8. Автомобиль массы m = 1,5 т движется со скоростью υ = 70 км/ч по дороге, показанной на рисунке 7. Участки дороги АВ и ВС можно считать дугами окружностей радиуса R = 200 м, касающимися друг друга в точке В. Определить силу давления автомобиля на дорогу в точках А и С. Как меняется сила давления при прохождении автомобилем точки В?

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

В точке А на автомобиль действуют сила тяжести Р = m·g и сила реакции дороги NA. Векторная сумма этих сил должна быть направлена к центру окружности, то есть вертикально вниз, и создавать центростремительное ускорение: Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент, откуда Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент(Н). Сила давления автомобиля на дорогу равна по величине и противоположна по направлению силе реакции. В точке С векторная сумма сил направлена вертикально вверх: Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициенти Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент(Н). Таким образом, в точке А сила давления меньше силы тяжести, а в точке С — больше.

В точке В автомобиль переходит с выпуклого участка дороги на вогнутый (или наоборот). При движении по выпуклому участку проекция силы тяжести на направление к центру должна превышать силу реакции дороги NB1, причем Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент. При движении по вогнутому участку дороги, наоборот, сила реакции дороги NВ2 превосходит проекцию силы тяжести: Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент.

Из этих уравнений получаем, что при прохождении точки В сила давления автомобиля на дорогу меняется скачком на величину Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент≈ 6·10 3 Н. Разумеется, такие ударные нагрузки действуют разрушающе как на автомобиль, так и на дорогу. Поэтому дороги и мосты всегда стараются делать так, чтобы их кривизна менялась плавно.

При движении автомобиля по окружности с постоянной скоростью сумма проекций всех сил на направление, касательное к окружности, должна быть равна нулю. В нашем случае касательная составляющая силы тяжести уравновешивается силой трения между колесами автомобиля и дорогой.

Величина силы трения регулируется вращательным моментом, прикладываемым к колесам со стороны мотора. Этот момент стремится вызвать проскальзывание колес относительно дороги. Поэтому возникает сила трения, препятствующая проскальзыванию и пропорциональная приложенному моменту. Максимальное значение силы трения равно k·N, где k — коэффициент трения между шинами автомобиля и дорогой, N — сила давления на дорогу. При движении автомобиля вниз сила трения играет роль тормозящей силы, а при движении вверх, наоборот, роль силы тяги.

Задача 9. Автомобиль массой m = 0,5 т, движущийся со скоростью υ = 200 км/ч, совершает «мертвую петлю» радиуса R = 100 м (рис. 8). Определить силу давления автомобиля на дорогу в верхней точке петли А; в точке В, радиус-вектор которой составляет угол α = 30º с вертикалью; в точке С, в которой скорость автомобиля направлена вертикально. Возможно ли движение автомобиля по петле с такой постоянной скоростью при коэффициенте трения шин о дорогу k = 0,5?

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

В верхней точке петли сила тяжести и сила реакции дороги NA направлены вертикально вниз. Сумма этих сил создает центростремительное ускорение: Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент. Поэтому Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициентН.

Сила давления автомобиля на дорогу равна по величине и противоположна по направлению силе NА.

В точке В центростремительное ускорение создается суммой силы реакции и проекции силы тяжести на направление к центру: Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент. Отсюда Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициентН.

Легко видеть, что NB > NA; с увеличением угла α сила реакции дороги увеличивается.

В точке С сила реакции Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициентН; центростремительное ускорение в этой точке создается только силой реакции, а сила тяжести направлена по касательной. При движении по нижней части петли сила реакции будет превышать Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициенти максимальное значение Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициентН сила реакции имеет в точке D. Значение Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент, таким образом, является минимальным значением силы реакции.

Скорость автомобиля будет постоянной, если касательная составляющая силы тяжести не превышает максимальной силы трения k·N во всех точках петли. Это условие заведомо выполняется, если минимальное значение Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициентпревосходит максимальное значение касательной составляющей силы веса. В нашем случае это максимальное значение равно m·g (оно достигается в точке С), и условие Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициентвыполняется при k = 0,5, υ = 200 км/ч, R = 100 м.

Таким образом, в нашем случае движение автомобиля по «мертвой петле» с постоянной скоростью возможно.

Рассмотрим теперь движение автомобиля по «мертвой петле» с выключенным мотором. Как уже отмечалось, обычно момент силы трения противодействует моменту, приложенному к колесам со стороны мотора. При движении автомобиля с выключенным мотором этого момента нет, и силой трения между колесами автомобиля и дорогой можно пренебречь.

Скорость автомобиля уже не будет постоянной — касательная составляющая силы тяжести замедляет или ускоряет движение автомобиля по «мертвой петле». Центростремительное ускорение тоже будет меняться. Создается оно, как обычно, равнодействующей силы реакции дороги и проекции силы тяжести на направление к центру петли.

Задача 10. Какую наименьшую скорость должен иметь автомобиль в нижней точке петли D (см. рис. 8) для того, чтобы совершить ее с выключенным мотором? Чему будет равна при этом сила давления автомобиля на дорогу в точке В? Радиус петли R = 100 м, масса автомобиля m = 0,5 т.

Посмотрим, какую минимальную скорость может иметь автомобиль в верхней точке петли А, чтобы продолжать двигаться по окружности?

Центростремительное ускорение в этой точке дороги создается суммой силы тяжести и силы реакции дороги Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент. Чем меньшую скорость имеет автомобиль, тем меньшая возникает сила реакции NA. При значении Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициентэта сила обращается в нуль. При меньшей скорости сила тяжести превысит значение, необходимое для создания центростремительного ускорения, и автомобиль оторвется от дороги. При скорости Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициентсила реакции дороги обращается в нуль только в верхней точке петли. В самом деле, скорость автомобиля на других участках петли будет большей, и как легко видеть из решения предыдущей задачи, сила реакции дороги тоже будет большей, чем в точке А. Поэтому, если автомобиль в верхней точке петли имеет скорость Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент, то он нигде не оторвется от петли.

Теперь определим, какую скорость должен иметь автомобиль в нижней точке петли D, чтобы в верхней точке петли А его скорость Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент. Для нахождения скорости υD можно воспользоваться законом сохранения энергии, как если бы автомобиль двигался только под действием силы тяжести. Дело в том, что сила реакции дороги в каждый момент направлена перпендикулярно перемещению автомобиля, а, следовательно, ее работа равна нулю (напомним, что работа ΔA = F·Δs·cos α, где α — угол между силой F и направлением перемещения Δs). Силой трения между колесами автомобиля и дорогой при движении с выключенным мотором можно пренебречь. Поэтому сумма потенциальной и кинетической энергии автомобиля при движении с выключенным мотором не меняется.

Приравняем значения энергии автомобиля в точках А и D. При этом будем отсчитывать высоту от уровня точки D, то есть потенциальную энергию автомобиля в этой точке будем считать равной нулю. Тогда получаем

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

Подставляя сюда значение Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициентдля искомой скорости υD, находим: Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент≈ 70 м/с ≈ 260 км/ч.

Если автомобиль въедет в петлю с такой скоростью, то он сможет совершить ее с выключенным мотором.

Определим теперь, с какой силой при этом автомобиль будет давить на дорогу в точке В. Скорость автомобиля в точке В опять легко находится из закона сохранения энергии:

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

Подставляя сюда значение Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент, находим, что скорость Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент.

Воспользовавшись решением предыдущей задачи, по заданной скорости находим силу давления в точке B:

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициентН.

Аналогично можно найти силу давления в любой другой точке «мертвой петли».

1. Найти угловую скорость искусственного спутника Земли, вращающегося по круговой орбите с периодом обращения Т = 88 мин. Найти линейную скорость движения этого спутника, если известно, что его орбита расположена на расстоянии R = 200 км от поверхности Земли.

2. Диск радиуса R помещен между двумя параллельными рейками. Рейки движутся со скоростями υ1 и υ2. Определить угловую скорость вращения диска и скорость его центра. Проскальзывание отсутствует.

3. Диск катится по горизонтальной поверхности без проскальзывания. Показать, что концы векторов скоростей точек вертикального диаметра находятся на одной прямой.

4. Самолет движется по окружности с постоянной горизонтальной скоростью υ = 700 км/час. Определить радиус R этой окружности, если корпус самолета наклонен на угол α = 5°.

5. Груз массы m = 100 г, подвешенный на нити длины l = 1 м, равномерно вращается по кругу в горизонтальной плоскости. Найти период обращения груза, если при его вращении нить отклонена по вертикали на угол α = 30°. Определить также натяжение нити.

6. Автомобиль движется со скоростью υ = 80 км/ч по внутренней поверхности вертикального цилиндра радиуса R = 10 м по горизонтальному кругу. При каком минимальном коэффициенте трения между шинами автомобиля и поверхностью цилиндра это возможно?

7. Груз массой m подвешен на нерастяжимой нити, максимально возможное натяжение которой равно 1,5m·g. На какой максимальный угол α можно отклонить нить от вертикали, чтобы при дальнейшем движении груза нить не оборвалась? Чему будет равно при этом натяжение нити в тот момент, когда нить составит угол α/2 с вертикалью?

I. Угловая скорость искусственного спутника Земли Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент≈ 0,071 рад/с. Линейная скорость спутника υ = ω·R. где R — радиус орбиты. Подставляя сюда R = R3 + h, где R3 ≈ 6400 км, находим υ ≈ 467 км/с.

2. Здесь возможны два случая (рис. 1). Если угловая скорость диска ω, а скорость его центра υ, то скорости точек, соприкасающихся с рейками, будут соответственно равны

(Мы приняли для определенности, что υ1 > υ2). Решая эти системы, находим:

а)Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

б) Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

3. Скорость любой точки М, лежащей на отрезке ОВ (см. рис. 2), находится по формуле υM = υ + ω·rM, где rM — расстояние от точки М до центра диска О. Для любой точки N, принадлежащей отрезку ОА, имеем: υN = υ – ω·rN, где rN — расстояние от точки N до центра. Обозначим через ρ расстояние от любой точки диаметра ВА до точки А соприкосновения диска с плоскостью. Тогда очевидно, что rM = ρ – R и rN = R – ρ = –(ρ – R). где R — радиус диска. Поэтому скорость любой точки на диаметре ВА находится по формуле: υρ = υ + ω·(ρ – R). Так как диск катится без проскальзывания, то Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициенти для скорости υρ получаем υρ = ω·ρ. Отсюда следует, что концы векторов скоростей находятся на прямой, выходящей из точки А и наклоненной к диаметру ВА под углом, пропорциональным угловой скорости вращения диска ω.

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

Доказанное утверждение позволяет нам сделать вывод, что сложное движение точек, находящихся на диаметре ВА, можно в каждый данный момент рассматривать как простое вращение вокруг неподвижной точки А с угловой скоростью ω, равной угловой скорости вращения вокруг центра диска. В самом деле, в каждый момент скорости этих точек направлены перпендикулярно диаметру ВА, а по величине равны произведению ω на расстояние до точки А.

Оказывается, что это утверждение справедливо для любой точки диска. Более того, оно является общим правилом. При любом движении твердого тела в каждый момент существует ось, вокруг которой тело просто вращается — мгновенная ось вращения.

4. На самолет действуют (см. рис. 3) сила тяжести Р = m·g и подъемная сила N, направленная перпендикулярно плоскости крыльев (так как самолет движется с постоянной скоростью, то сила тяги и сила лобового сопротивления воздуха уравновешивают друг друга). Равнодействующая сил Р и N должна быть направлена к центру окружности, по которой движется самолет, и создавать центростремительное ускорение Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент. Из рисунка находим:

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициентили Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициенткм.

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

5. Равнодействующая силы тяжести Р = m·g и силы натяжения нити Т должна создавать центростремительное ускорение ац = ω 2 ·R, где R = l·sin α — радиус круга, по которому вращается груз. Из рисунка 4 получаем:

m·ω 2 ·R = tg α, откуда Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

Период обращения груза Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

Натяжение нити Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

6. На автомобиль действуют (рис. 5) сила тяжести Р = m·g, сила реакции со стороны цилиндра N и сила трения Fтp. Так как автомобиль движется по горизонтальному кругу, то силы Р и Fтp уравновешивают друг друга, а сила N создает центростремительное ускорение Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент. Максимальное значение силы трения связано с силой реакции N соотношением: Fтp = k·N. В результате получаем систему уравнений: Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент, из которой находится минимальное значение коэффициента трения Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

7. Груз будет двигаться по окружности радиуса l (рис. 6). Центростремительное ускорение груза Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент(υ — скорость груза) создается разностью величин силы натяжения нити Т и проекции силы тяжести m·g направление нити: Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент. Поэтому Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент, где β — угол, образуемый нитью с вертикалью. По мере того, как груз будет опускаться, его скорость будет расти, а угол β будет уменьшаться. Натяжение нити станет максимальным при угле β = 0 (в тот момент, когда нить будет вертикальной): Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент. Максимальная скорость груза υ0 находится по углу α, на который отклоняют нить, из закона сохранения энергии:

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

Используя это соотношение, для максимального значения натяжения нити получаем формулу: Tmax = m·g·(3 – 2 cos α). По условию задачи Tmах = 2m·g. Приравнивая эти выражения, находим cos α = 0,5 и, следовательно, α = 60°.

Определим теперь натяжение нити при Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент. Скорость груза в этот момент также находится из закона сохранения энергии:

Автомобиль массой 1 т едет по дороге образующей дугу окружности с постоянной скоростью коэффициент

Подставляя значение υ1 в формулу для силы натяжения, находим:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *