Автомобиль в финляндии который можно водить с 15 лет
Почему в Финляндии так мало аварий? Сравнили финскую и русскую систему получения водительских прав
Почти у 80% граждан Финляндии в 15 лет есть водительские права. Большую часть года на дорогах страны лежит снег, его никто не счищает до асфальта и не поливает реагентами. Тем не менее количество аварий здесь значительно ниже, чем в России.
Как получить водительские права?
Перед началом обучения в автошколе все граждане получают справку у врача и подают заявление в полицию. Там им выдают свидетельство о том, что гражданин ранее не привлекался и разрешают обучаться. Разрешение действует один год. Обучение здесь стоит от 120 до 180 тысяч рублей.
Учиться в автошколе можно с 15 лет. В этом возрасте могут выдать права на мопед со скоростью 45 км/ч, через год на мотоцикл. Однако права на вождение автомобиля можно получить лишь с 18 лет. Однако дело не в достижении определенного возраста, а в системе обучения.
Первый этап длится два месяца. Обучение можно проходить на одном их пяти языков, в том числе на русском. У вас будет 20 часов теории и не менее 20 часов практики. Также на сайте автошколы размещены задания, которые ученики должны выполнять самостоятельно. Система следит за тем, сколько времени ученик потратил на ответы. После этого инструктор решает, готов ли учащийся к сдаче экзамена.
Экзамен на водительские права
Будущий водитель сдает экзамен в полиции: полчаса дается на теорию и час на практику. Казалось бы, система очень похожа на нашу. Тем не менее, после этого вам выдадут временные права на два года. Дальше следует второй и третий этапы обучения. Вы будете ездить по городу и вести электронный дневник для вашего инструктора. Спустя время водителя снова приглашают в автошколу. Официально — для улучшения навыков, но на самом деле, инструктор проверит ваши успехи в вождении. Инструктор укажет на ошибки и даст рекомендации. Если все в порядке, наступает третий этап.
Вас ждем углубленная теория на один час и два часа вождения с инструктором. Поездка обязательно состоится зимой, чтобы потренировать навыки вождения на скользкой дороге. Далее ученик проходит заключительный этап — двухчасовое вождение на полигоне. Летом его заливают смесью воды и масла, а зимой превращают в каток. После прохождения можно получать постоянные права. Их выдают один раз и до 70 лет. После этого возраста для граждан вводятся ограничения.
Нарушение ПДД
После второго и третьего этапов инструктор решает, готов ли ученик с временными правами к получению постоянных. В целом обучение может занять от полугода до двух лет.
В случае, если вы еще не получили постоянные права, вы должны быть очень внимательны на дороге. За нарушение одного правила в течение года или трех в течение двух лет вам в лучшем случае выдадут временные права еще на два года. Если нарушений больше, то о постоянных правах можно забыть.
Opel выпустил очень дешевый электрокар, который можно водить с 15 лет
Компания Opel представила субкомпактный электрокар Opel Rocks-e, который появится в продаже в Европе уже осенью этого года. Примечательно, что управлять автомобилем, не нарушая закон, можно с 15 лет.
Новый Opel Rocks-e имеет длину всего 2,41 метра, ширина без учёта зеркал составляет 1,39 метра. Весит электрокар 471 кг, поэтому он относится к категории лёгких транспортных средств, открывающих дорогу к мобильности юношам и девушкам с правами АМ.
Удостоверение этой категории позволяет управлять транспортными средствами с номинальной мощностью не более 6 кВт, с не более чем двумя посадочными местами и максимальной скоростью не более 45 км/ч.
Максимальная скорость Opel Rocks-e, как не трудно догадаться, не превышает 45 км/ч. Запас хода в этом режиме составляет 75 км.
Заказы на новинку в Германии начнут принимать осенью, на рынках других стран Opel Rocks-e появится в 2022-м. Цены пока не называются, но в компании отметили, что электрокар в Германии «будет стоить значительно меньше компактных автомобилей, а ежемесячный платеж по программе лизинга будет сопоставим со стоимостью проездного на общественный транспорт».
Как готовят водителей в Германии и Финляндии
Новость взята с сайта «За рулем»
В России проходит очередная реформа обучения в автошколах – видимо, далеко не последняя. И мы почему-то вновь идем своим путем, не оглядываясь на мировой опыт. Такой вывод можно сделать после посещения автошкол в Финляндии и Германии.
СУОМИ: ОТ ВРЕМЕННОГО К ПОСТОЯННОМУ
Финляндия – одна из самых автомобилизированных стран Европы. Расстояния большие, значительная часть населения живет на хуторах и в маленьких городках – без машины никак! По данным местного управления по безопасности движения, права имеют свыше 3,6 млн финнов, при том что население страны – лишь 6 млн человек. Водительское удостоверение есть у 80% граждан старше 15 лет! Собственно, поступать в автошколу дозволено именно с 15 лет, чтобы получить права категории АМ (мопеды, скорость не выше 45 км/ч). В 16 лет можно пойти учиться водить настоящий мотоцикл (категория А1) – но тяжелый байк, как и автомобиль, доверят лишь с 18 лет.
Зайдя на официальный сайт Ассоциации автошкол, я сразу обнаружил, что учиться и сдавать экзамен можно на одном из пяти языков, включая русский. Правда, преподают на великом и могучем далеко не во всех школах – придется поискать. Есть учебник по вождению на русском, который почему-то стоит вдвое больше, чем на финском (34 евро против восемнадцати). Но есть же!
Перед поступлением необходимо получить медицинскую справку (ее выдаст семейный доктор или врач в поликлинике), сделать две фотографии и подать заявление в полицию по месту жительства – мол, хочу получить водительское удостоверение. В полиции проверят кандидата по разным базам данных, после чего выдадут разрешение, которое действует год. Придется заплатить от 1800 до 2600 евро, но это – за все этапы обучения, а их несколько.
Первый (основной) курс длится примерно два месяца. За это время надо пройти теорию (20 часов) и практические занятия по вождению (не менее 20 часов). Еще как минимум 20 часов следует посвятить самообразованию: автошкола на своем сайте размещает задания, которые нужно выполнить. Причем программа отслеживает, сколько времени курсант потратил на ответы.
Инструктор по вождению полагает, что курсант чувствует себя достаточно уверенно? Значит, можно допустить его к экзаменам. Не больше получаса вы проведете за компьютером, отвечая на вопросы по теории, и час дается на экзамен по вождению, который проходит на улицах города. Сдал всё с первого раза? Рано радоваться! Поначалу выдадут лишь временное водительское удостоверение, которое действует в течение двух лет. И расслабиться не дадут: сразу начинается второй этап обучения, а затем и третий; длятся они от полугода до двух. Задача молодого водителя в это время – не нарушать ПДД, иначе постоянных прав не видать. Если зафиксируют одно нарушение в течение года или три в течение двух лет, временные права обменяют на еще одно временное удостоверение – это в лучшем случае. Ведь могут и вообще отобрать!
Второй этап – практика. Надо не просто ездить, стараясь соблюдать правила, но и вести электронный дневник самостоятельного обучения – его обязательно читает преподаватель! Когда тот видит, что «клиент созрел», новичка снова приглашают в автошколу, где его ждет небольшой курс теории и часовая поездка с инструктором. Формально – для улучшения навыков вождения, но на самом деле преподаватели внимательно изучают, насколько продвинулся молодой водитель. По ходу дела ему указывают на ошибки, объясняют, на что нужно обратить внимание. Все хорошо? Тогда можно через некоторое время перейти к третьему, углубленному этапу обучения.
Он состоит из небольшого теоретического курса (1 час) и поездки с инструктором в обычных условиях (2 часа). Вроде это уже было? Вовсе нет! Если второй этап обычно проходит летом, то третий посвящен отработке навыков зимней езды.
Венец учебы – обучение экстремальным приемам вождения (2 часа) на специальном полигоне. Такие есть практически в каждом крупном городе, а в Хельсинки их два. Зимой полигон превращают в каток, летом заливают специальной смесью из воды и масла. На полигонах отрабатывают вождение на скользкой дороге, что для такой северной страны, как Финляндия, очень важно. И, похоже, не очень важно в России…
Кстати, второй и третий этапы экзаменами не заканчиваются, тут другая система оценок: готов ли претендент получить постоянные права или ему надо еще поучиться? Постоянные права в Финляндии выдают один раз и практически на всю жизнь – они действуют до достижения 70‑летнего возраста. Можно, конечно, управлять автомобилем и дальше, но с определенными ограничениями. Впрочем, это совсем иная тема.
ГЕРМАНИЯ: СРАЗУ НА УЛИЦУ
Прежде чем записаться в одну из многочисленных немецких автошкол, придется пройти совсем не формальные процедуры. Во‑первых, предстоит получить справку у окулиста (это можно сделать у врача или в обычном магазине «Оптика»). Тест занимает пять минут и обойдется в 6–7 евро. В справке напишут, нужны очки или нет. Второй шаг – подача заявления и двух фотографий в местный орган власти (услуга обойдется в 25 евро). Если хотите учиться не на немецком языке, приготовьтесь доплатить 20 евро. Третий этап – занятия на курсах первой помощи (и получение подтверждающей справки). Они обычно проводятся по субботам, занимают от четырех до шести часов и обойдутся примерно в 20 евро. Занятия, как говорят, не очень сложные и интересные, а полученные навыки пригодятся в жизни.
атем можно записаться в любую автошколу, какая понравится. Цена за один час вождения с инструктором разная, но в среднем для категории B составляет 30 евро. А весь курс обучения обойдется примерно в 2000 евро (многое зависит от количества часов практического вождения). Строгих норм наката нет, – инструктор отправит подопечного на экзамен, только когда сочтет его действительно готовым.
Как правило, на езду отводится не меньше 20 часов. Обязательно нужно отъездить четыре часа по автобану, еще четыре – в темное время, а дальше – как решит инструктор. График занятий составляется индивидуально. Урок не может длиться дольше двух часов. Особенно тщательно отрабатываются маршруты, на которых предстоит сдавать экзамен.
Но прежде надо пройти теоретическую подготовку: в течение 14 часов преподаватели читают лекции, помогают решать задачи. Билеты можно купить в автошколе или заказать в Интернете. Заниматься и сдавать экзамены разрешено не только на немецком языке, но и на русском, а также на английском, турецком и прочих. Надо только найти автошколу, где преподают по-русски, и прописать этот пункт в договоре. Еще один удивительный факт: ученик и преподаватель не обязаны отрабатывать какие-то элементы на площадке, практически сразу после теоретической части они выезжают на улицы. (Соответственно, нет и специального экзамена на площадке.) Зато можно самостоятельно тренироваться на автодромах АDAC (работают по всей стране), это обойдется в 16 евро за день.
А затем, если инструктор решит, что ученик готов, назначается день и время экзамена (еще 80 евро). Говорят, сдать теорию несложно. По статистике, ее с первого раза сдают 90% кандидатов. Провалившиеся допускаются ко второй попытке после двух часов дополнительных занятий. Если срезался в третий раз, отправят на тест на адекватность (тот самый знаменитый «идиотентест»: ЗР, 2007, № 4). Но такое случается редко.
Самая страшная ошибка во время практического экзамена – не пропустить пешехода. Даже если он переходит дорогу в неположенном месте. Это однозначная переэкзаменовка. То же относится к созданию аварийной ситуации на дороге.
Обязательная часть экзамена – парковка вдоль тротуара между двумя машинами. Для Германии это тоже актуально. Практический экзамен занимает 45 минут. Если сдал, получаешь новенькие права, заплатив 180 евро. Правда, там будет написано, что водительское удостоверение временное (Probezeit) и выдано на два года. В этот период на молодого водителя накладываются некоторые ограничения, в случае нарушений к нему предъявляются более жесткие требования.
Например, в отличие от опытного водителя, для которого допускается небольшое содержание алкоголя в крови (до 0,5 промилле), новичок обязан быть абсолютно чистым перед алкотестером. Если за этот срок у водителя-новичка нарушений не было, он автоматически получит постоянные права.
Системы и методики обучения в разных странах Европы могут различаться, но есть общий момент: самый главный человек здесь – преподаватель автошколы. Он как сержант в армии: отец родной и строгий учитель в одном лице. Повсеместно это уважаемая и высокооплачиваемая работа, причем стать инструктором может далеко не каждый. Общей европейской директивы, которая регламентирует их подготовку, пока нет, она только готовится.
Как правило, кандидату в учителя должно быть не менее 25 лет, требуется высшее или профессиональное образование и водительский стаж не менее пяти лет. Для того чтобы получить корочку инструктора, нужно пройти специальное обучение на очных курсах – от 154 часов в Латвии до двух лет в Норвегии. В Венгрии и странах Скандинавии «инструктор по вождению» – специальность, которую получают в технических университетах. В любом случае по окончании учебы необходимо сдавать экзамены, после чего допустят к работе с людьми. А затем придется регулярно проходить курсы повышения квалификации, подтверждая свой уровень: в Венгрии, например, ежегодно, а в странах Балтии – раз в пять лет.
Примерно такие же требования предъявляются к экзаменаторам. В большинстве европейских государств экзамены принимают специально подготовленные гражданские сотрудники местных подразделений министерства транспорта, в Германии – специалисты компаний TÜV или DECRA. Причем все экзаменаторы должны пройти трехуровневый курс обучения (он продолжается, в среднем, год) и получить диплом, который затем нужно регулярно подтверждать.
К чему я все это рассказываю? А к тому, что у нас прошла очередная реформа автошкольного образования и курсантов будут обучать по новым программам. Видимо, срок обучения вырастет до трех-четырех месяцев, поднимется стоимость, поскольку добавилось несколько новых предметов, в том числе психология и организация грузоперевозок. Только станут ли учить лучше, если число хороших преподавателей не увеличилось? Да и откуда им взяться, коль их никто не готовит? Нет даже профессии такой – «инструктор автошколы», а есть только «преподаватель профессионально-технического образования». И требования к учителям самые что ни на есть простые: стаж вождения и кое-какое образование. Зарплата (если работать честно) – соответствующая. И – вперед, учи!
Схожая ситуация и с экзаменаторами. Прежде в этом качестве мог выступать практически любой офицер ГАИ, но недавно МВД опубликовало проект приказа о требованиях к экзаменаторам.
Планка повышается: возраст от 25 лет, высшее образование, стаж вождения от пяти лет. Необходимо пройти дополнительное обучение и получить документ, дающий право принимать экзамены. Какое обучение и где – неизвестно, ведь это только проект…
В общем, реформу провели, но начали, как обычно, не с той стороны. Зачем придумывать новые программы и предметы, если и под существующие не хватает учителей? Знакомый преподаватель автошколы философски заметил, что появление в программе нескольких ненужных и непонятных предметов – это не проблема. «Преподавателей все равно нет, так что мы в это время будем заниматься дополнительно нужными предметами». Главное – чтобы не мешали.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Финляндия очень интересная с точки зрения автомобилистов страна. Дороги там заснеженные, как у нас, финны любят ездить быстро, как мы, но смертность на дорогах и количество аварий на душу населения у них в разы ниже, чем у нас.
В чем дело? Вот как отвечает на этот вопрос Александр Долгих:
80% граждан Финляндии старше 15 лет имеют права. При этом на дорогах у них большую часть года снег и лед, дороги до асфальта никто не чистит и реагентами не поливает. Как им удается в условиях, в которых автодороги любой другой европейской страны превращаются в недвижимую кучу металла, почти не попадать в аварии?
Все дело в автошколах. Перед началом обучения нужно получить справку у семейного доктора или у врача в поликлинике, сделать две фотографии и подать заявление в полицию. В полиции кандидата в водителя проверят и, если все ок, выдадут ему разрешение на обучение, которое действует один год. Обучение стоит от 1800 до 2600 евро за все этапы.
Учиться в автошколе можно с 15 лет. В 15 лет дадут права на мопед, скорость которых не превышает 45 км/ч. В 16 лет дадут права на мотоцикл, но права на тяжелый мотоцикл и автомобиль дадут только в 18. Однако дело не в возрасте. А в системе обучения. Она состоит из трех этапов.
Три этапа плюс экстрим
Первый этап обучения длится два месяца. Обучение можно проходить на одном их пяти языков, в том числе на русском (правда, инструктора с русским языком придется поискать). Курс состоит из теории (20 часов) и практики (не менее 20 часов). Ещё 20 часов занимает самообразование — на сайте автошколы размещены задания, которые нужно выполнять. При этот система следит, сколько времени курсант потратил на ответы.
Если после этого инструктор считает, что учащегося можно допустить к экзаменам, кандидат в водители сдает экзамены в полиции. Полчаса уходит на теорию, ещё час уйдет на езду по городу. Вроде бы все очень похоже на нашу систему, но нет. Потому что даже если ты сдал с первого раза, тебе дадут только временные права сроком на два года.
А дальше начинается второй и третий этапы обучения. Второй этап — это практика. В течение него нужно не просто ездить, а ещё вести электронный дневник, который будет читать ваш инструктор в автошколе. Как только инструктор сочтет, что подопечный «созрел», его снова пригласят в автошколу, где его ждет еще немного теории и часовая поездка с инструктором по городу. Официально — для улучшения навыков, по факту — для того, чтобы посмотреть насколько продвинулся водитель в умении водить машину. На этом этапе инструктор указывает на ошибки, говорит, на что обратить внимание и что потренировать. Если все нормально, то через некоторое время наступает третий этап.
Третий этап. Это углубленная теория на один час и двухчасовая поездка с инструктором. На третьем этапе поездка будет обязательно зимней. Для отработки навыков езды на скользком покрытии.
После этого кандидат в водители проходит заключительный курс обучения — экстремальное двухчасовое вождение на специальном полигоне. Летом его заливают смесью воды и масла, а зимой превращают в каток. Такие полигоны есть в каждом округе Финляндии, в Хельсинки их целых два. После этого можно получать постоянные права. Их выдают один раз и до 70 лет. После семидесяти можно продолжать ездить, но будут некоторые ограничения. Однако я не сказал о двух очень важных нюансах.
Нюанс первый. Второй и третий этапы обучения не заканчиваются экзаменами. После них инструктор решает готов ли ученик с временными правами к получению постоянных или ему стоит поучиться ещё. Все обучение может занять от полугода до двух лет.
Нюанс второй. Пока ты не получил постоянные права, ты должен ездить очень внимательно. За нарушение одного Правила в течение одного года или трех Правил дорожного движения в течение двух лет кандидату в лучшем случае выдадут временные права еще на два года. Если нарушений больше, то о постоянных правах в большинстве случаев можно забыть.
Вот так. Жёстко. Долго. Дорого. Но зато на дорогах безопасно, никто не носится, как угорелый. Говорят, что финны не любят быстро ездить. Любят. Просто они понимают, где это можно делать, а где нельзя.
Вот что пишут читатели в интернете:
— Один из главных факторов сдерживания нарушений, это система штрафов, и штрафы, мама не горюй! Минимальный штраф за превышение 175€, и это всего за 6 км. Для информации, полиция экзаменами и выдачей ВУ в Фин не занимается. У них другие обязанности. спокойная жизнь граждан.
— «При этом на дорогах у них большую часть года снег и лед, дороги до асфальта никто не чистит и реагентами не поливает.»
Как человек живущий в Финляндии уже 8 лет опровергаю данный пассаж:
1) Дороги в Финляндии разделяются на категории и те что относятся в первой (и частично ко второй) чистятся именно до асфальта. Причем чистятся весьма оперативно — по мере выпадения снега он убирается даже если снегопад еще не прекратился. К уборке готовятся заблаговременно — если по прогнозу погоды снег выпадет завтра с утра, дорожники будут готовы чистить дороги с полуночи
2) Химические реагенты в Финляндии применяются очень активно. Опять-же заблаговременно — дороги поливают до того, как на них может образоваться наледь. Чаще всего это делается ночью, наверное поэтому оно и незаметно
— Обучение стоит от 1800 до 2600 евро за все этапы
Финляндия: что нужно знать перед поездкой
Финляндия — одна из двух моих любимых стран наравне с Италией.
Я был там 10 раз: приезжал как обычный турист, работал волонтером, писателем и ходил в походы по национальным паркам. Я обязательно езжу в Финляндию каждый год и для каждой поездки придумываю себе новую роль. В целом прожил в стране 3,5 месяца.
В 2019 году Финляндия второй раз подряд возглавила рейтинг самых счастливых стран мира по версии ООН. Причина тому — высокий уровень жизни, хорошая экология, красивая природа и много возможностей для путешествий и отдыха.
Начать изучать Финляндию можно с самого крупного города — Хельсинки. Дальше советую посетить одно из 190 тысяч озер, погулять по сосновым лесам, посмотреть северное сияние и просто послушать тишину. Расскажу, как все организовать.
Что вы узнаете
📌 Вводные данные
Где находится: на северо-западе от России.
Разница с Москвой: −1 час зимой, летом одинаковое время.
Когда сезон: круглый год.
Язык: финский, шведский, почти все владеют английским.
⛅ Погода
На юге Финляндии такой же климат, как на северо-западе России.
Лето в Финляндии обычно прохладное, хотя бывает и до +30 °С. В июле на юге в среднем +17 °С, в феврале −6 °С.
В июне во всей стране белые ночи. В это время световой день до 18—20 часов, а ночи короткие и светлые.
Осень там называют золотой, по-фински — «руска». Самые красивые пейзажи в это время — в тундре. Если хотите посмотреть на разноцветные деревья, поезжайте в Финляндию в конце сентября — начале октября.
Зимой много снега, а световой день очень короткий — с 11:00 до 15:00. Зато в это время красивые розовые закаты, северное сияние, можно кататься на лыжах или нырять в прорубь.
Средняя температура на юге страны в феврале −6 °С. На севере, в Лапландии, холоднее — в среднем −14 °С. Зимой там полярная ночь, когда солнце не показывается из-за горизонта 51 день, а летом — полярный день: 73 дня оно светит круглые сутки.
Весна в Финляндии ощущается особенно резко. Я люблю апрель, когда солнце и теплый воздух буквально врываются в города. Одна моя знакомая финка сравнила приход весны в Финляндии со штормом.
🛂 Виза в Финляндию
Для поездки в Финляндию нужна шенгенская виза.
Раньше жителям северо-запада России финны выдавали визы по упрощенной процедуре. Из документов нужны были только анкета, загранпаспорт, страховка на даты первой поездки и копия внутреннего паспорта. Я родился и долго жил в Санкт-Петербурге, поэтому делал финский шенген около шести раз. В том числе это были три или четыре двухлетние визы.
С 1 сентября 2019 года Финляндия ужесточила требования и, как и другие страны Евросоюза, стала запрашивать полный пакет документов. Жители Москвы и других регионов России оформляли так визы и раньше.
Теперь все граждане России должны представлять в консульство бронь отеля, билеты на самолет, автобус или поезд, письменное описание маршрута, справку с работы, выписку из банка или свидетельство о владении недвижимостью. Студентов попросят показать копию студенческого билета.
С 2 февраля 2020 года Финляндия планирует выдавать пятилетние шенгенские визы путешественникам, у которых уже был хотя бы один двухлетний шенген и которые не нарушали визовые условия.
Жителей других городов перенаправляют в один из них по территориальному принципу. Если вы живете в Вологде, подавать документы нужно в Санкт-Петербурге. В некоторых городах, например Краснодаре, работают единые визовые центры (ЕВЦ), в которых принимают и выдают документы сразу несколько стран.
✈️ Как добраться
Финляндия — одна из стран, с которыми граничит Россия. Добраться туда можно почти всеми возможными путями — по воздуху, воде и земле.
Автомобиль. Границу между Россией и Финляндии можно пересечь в восьми пропускных пунктах:
В праздники и в летний сезон в южных пропускных пунктах обычно скапливаются многокилометровые пробки. В начале августа 2018 года я стоял в пробке три часа. Автобусы проходят быстрее, так как у них отдельная очередь.
🗺️ Карта
📍Города и достопримечательности
Хельсинки — столица Финляндии на берегу Балтийского моря. По сравнению с Москвой он небольшой, но интересный. Это мой любимый город: там много зелени, а районы удачно вписаны в природные достопримечательности.
Между озерами и через город протекает река Таммеркоски. На реке находится бывшая хлопчатобумажная фабрика Finlayson, под брендом которой выпускается постельное белье и другие товары для дома. Сейчас товары производятся в Азии, а фабрику переделали под общественное пространство.
В Тампере много и других предприятий, поэтому город считается промышленным центром Финляндии. Многие из старых заводов и фабрик также переделали под городские нужды: открыли в них кафе, магазины, офисы, библиотеки. При этом город не выглядит скучным и угрюмым: там приятная архитектура, а вокруг — дикая и красивая природа.
Турку — первая столица Финляндии на юго-западе страны, у берегов Балтийского моря. Там крупный морской порт, откуда можно отправиться на круизном пароме в Швецию. Основных паромных компаний две: Tallink Silja Line и Viking Line.
Главная достопримечательность Турку — замок, построенный еще в 1280 году. Оттуда управляли страной вплоть до 19 века, пока Финляндия не стала частью Российской империи и столицу по приказу Александра I не перенесли в Хельсинки.
Турку — небольшой и уютный город, туда здорово съездить на католическое Рождество. В это время все города Финляндии красиво украшают и организуют на центральных площадях ярмарки. Если выбирать, куда поехать на Рождество, между Хельсинки и Турку, я предпочел бы последний. В столице очень холодно, потому что постоянно дует с моря, и все куда-то спешат.
Об архипелаге Турку на e-finland.ru
Еще по архипелагу можно путешествовать на машине или велосипеде: между островами есть мосты и паромные переправы.
Помимо спортивных объектов, в городе есть рыночная площадь, небольшой исторический центр из деревянных малоэтажных домов и порт на озере Весиярви с кафе и ресторанами.
В любое время года берите с собой в Лахти куртку с ветрозащитой. Там постоянно дует — местные даже называют Лахти финским Чикаго.
Лаппеэнранта — ближайший к границе России крупный город и столица провинции Южная Карелия в Финляндии. По моим ощущениям, российские туристы чаще посещают Лаппеэеранту, чем Хельсинки. Все благодаря шоп-турам — поездкам на день в торговые центры. В городе несколько крупных торговых центров, например Galleria, Iso Kristiina, Armada. Они находятся в центре в пешей доступности друг от друга.
До поездки в Лаппеэнранту я думал, что там нет ничего, кроме магазинов. Но это не так. Город стоит на берегу озера Сайма — самого крупного в стране. Летом по нему можно отправиться в круиз на теплоходе или просто отдыхать на городских пляжах Хинканранта и Мюллюсаари, где каждое лето строят большой песчаный замок.
О других достопримечательностях Лаппеэнранты читайте на официальном сайте города
Йоэнсуу — столица финской провинции Северная Карелия. Это ближайший город к российской Сортавале: оттуда до Йоэнсуу можно доехать за 2—3 часа, из Петрозаводска — за 5—6 часов. Город небольшой, но уютный: он стоит на озере, там много зелени, парков и возможностей для активного отдыха.
Савонлинна — один из самых популярных финских городов среди туристов. 40% его территории занимают озера и реки, а отдельные районы города соединены мостами. По рекам ходят паромы, а в портах пришвартованы десятки белоснежных яхт.
Еще одна интересная достопримечательность города, которую нельзя пропустить, — церковь Керимяки, которая считается самым крупным деревянным сооружением в мире. В ней могут одновременно поместиться до 5000 человек.
Если вас интересует только природа, советую подняться на холм Линнавуорн — отвесную скалу высотой 55 метров — и посмотреть на семикилометровую мореную гряду Пункахарью. Ее часто изображают на открытках.
Оулу — столица Северной Финляндии. Она стоит на реке Оулуйоки, которая впадает здесь в Ботнический залив Балтийского моря.
Еще советую посмотреть кафедральный собор в стиле неоклассицизма, ратушу с огромными люстрами из богемского хрусталя и скульптуру «Течение времени». Она была установлена в честь четырехсотлетия города.
Рованиеми — самый крупный город финской Лапландии, то есть северных территорий Скандинавии. Там находится дом Санта Клауса, по-фински — Йоулупукки. К нему едут туристы со всего мира. Йоулупукки живет в деревне Санта-Клауса в 8 км от города. Там есть школа эльфов, пряничная кухня миссис Клаус, кабинет Санты, ледяная галерея и знаменитая почта. Можно научиться у эльфов печь пряники, посмотреть на ледяные статуи и отправить письмо домой.
Рованиеми — стартовая точка путешествий по Лапландии. Оттуда можно добраться до самых северных национальных парков страны и 11 отдельных территорий, которые финны называют дикими. Там можно пойти в поход, ночевать в палатке и, скорее всего, не встретить ни одной живой души.
🍴 Еда и напитки
У финнов простая и вкусная национальная кухня, чем-то похожая на русскую. Расcкажу о главных блюдах и напитках.
Калитки — это открытые пирожки родом из Карелии. Их готовят из темной ржаной муки с начинкой из риса, картофеля, пшена или яйца. Съездить на север стоит только ради калиток: их не найти почти нигде, кроме Финляндии и Карелии. Если и увидите, это будут подделки — с толстым тестом или невкусной начинкой.
Главная финская сладость, которую кроме финнов обычно никто не понимает, — черные лакричные конфеты. На вкус они напоминают лечебный сироп, но рассказывать о них бесполезно — нужно пробовать. Вы их либо полюбите, либо возненавидите.
💸 Деньги
В Финляндии — евро. Расплачиваться картой, Apple Pay и Google Pay можно практически везде. Наличные могут пригодиться в небольших магазинах, на рынках и в малонаселенных местах.
🏘️ Жилье
Коттеджи. По всей стране множество коттеджей, обычно на озерах. Они часто построены так, что вокруг не будет соседей. Это не коттеджные поселки в российском понимании, а дома для уединенного отдыха, где вам никто не будет мешать.
Обычно в коттеджах есть все необходимое для отдыха: гостиная, несколько отдельных комнат, барбекю-зона, сауна, удобный выход к воде и лодка. Как правило, она тоже входит в стоимость проживания. На кухне всегда есть продукты первой необходимости: соль, сахар, кофе, приправы, иногда масло.
🚗 Транспорт
Путешествовать по Финляндии можно теми же способами, какими добираются до страны.
Построить маршрут и купить билеты можно на сайте финских железных дорог или в кассах железнодорожных вокзалов. Там же обычно есть автоматы по продаже билетов.
Автомобиль. От Хельсинки до самого крайнего северного поселения Утсйоки — всего 1262 км. Всю Финляндию с севера на юг можно проехать на машине за 14,5 часа. От города Вааса на западе до деревни Мохко на востоке — 600 км или 7 часов на машине.
Автостоп в Финляндии прекрасный. Я пользовался им, когда возвращался из пешего похода в национальный парк Коли и пропустил автобус. Доехал до города на трех машинах. Но, как и везде, следуйте правилам безопасности: не садитесь в машину к людям, которые не вызывают у вас доверия. Еще финны любят выпить, а потом сесть за руль. По выходным на дорогах дежурят полицейские, которые специально отлавливают нетрезвых водителей.
Велосипед. В городах и вдоль дорог по всей Финляндии есть велосипедные дорожки, а сами финны не слезают с велосипедов даже зимой.
📱 Интернет
В стране отличный быстрый интернет, как в России. Однако в кафе может не быть вайфая или о нем нужно спрашивать. Бесплатный вайфай можно найти в одной из 69 библиотек города, самая крупная и новая из которых — «Ооди».
Из международных операторов в Финляндии есть Vodafone и Orange.
🍫 Что привезти из Финляндии
Если из других стран часто везут сувениры и поделки, в Финляндии принято покупать полезные вещи: еду, бытовую химию, витамины и другие товары. При той же или более низкой цене, что в России, у финских и скандинавских товаров лучше качество. Даже при курсе 71 рубль за евро местные товары чаще стоят дешевле.
В Финляндии есть местные или скандинавские бренды, но обычно они намного дороже, чем товары из других европейских стран. Finlayson — постельное белье, Arabia — посуда и товары для дома, Fiskars — ножницы, ножи и товары для дачи и сада, Halti — спортивные товары, Marimekko — одежда и аксессуары, Aarika — бижутерия.
В Хельсинки можно купить их в двух главных торговых центрах: Stockmann и Forum. Самый крупный ТЦ Itakeskus находится в 20 минутах от центра на метро на одноименной станции. Также заглядывайте в маленькие магазины, просто гуляя по городу. Специализированный спортивный магазин — Intersport.
Продукты можно купить в супермаркетах, которые есть в большинстве городов и деревень: S-Market, K-Market, Prisma, Lidl. Книги, журналы и открытки продаются в магазине Akademic в Хельсинки. Сладости есть в магазине Roobertin Herkku. Сувениры с муми-троллями продают в специализированных магазинах в центре города.
❌ Безопасность
Финляндия — одна из самых безопасных стран в мире. По версии журнала Global Finance в 2019 году она заняла третье место после Исландии и Швейцарии. Тем не менее придерживайтесь общих мер безопасности во время путешествий.
В городах. Не гуляйте по ночам в районах, где живут эмигранты. Не общайтесь с нетрезвыми людьми: финны любят выпить и побуянить. Будьте осторожны на дорогах.
На природе. Одевайтесь по погоде, особенно зимой, чтобы не замерзнуть. Во время прогулок в лес с мая по август используйте накомарники и репелленты от комаров, клещей и других насекомых, а также остерегайтесь змей и других диких животных: в Финляндии водятся медведи, волки, кабаны.
Занимайтесь активными водными видами спорта на воде и рыбачьте в спасательном жилете: на крупных озерах могут быть волны. Не сидите часами в сауне без перерывов — можно перегреться.
🚨 Если что-то случилось
Посольство России в Финляндии
Адрес: Tehtaankatu 1B, 00140 Helsinki.
Телефон: +358 0 9 66-18-76.
Телефон для экстренных случаев угрозы жизни, здоровью и безопасности граждан России в Финляндии: +358 0 9 278-40-23 — круглосуточно.
Часы работы: понедельник — пятница 9:00—17:00.
Генеральное консульство в Турку
Адрес: Vartiovuorenkatu 2, 20700 Турку.
Телефон: +358 2 233-64-41.
Телефон для экстренной связи в случае чрезвычайной ситуации: +046 815-50-55.
Часы приема: понедельник — пятница 9:30—16:30.
112 — единый номер вызова экстренных оперативных служб: скорой помощи, пожарной службы, полиции. Есть инструкция, как звонить, на русском языке.
Мы ищем людей, которые путешествуют самостоятельно. Если вы организовывали отпуск по России, ближнему зарубежью, популярным курортам или более экзотическим местам — поделитесь с нами опытом.