Автомобили чайка все модели
Модели советских автомобилей. Автомобиль «Чайка»: технические характеристики и фото
ГАЗ-13 «Чайка» – одна из самых известных репрезентативных (представительских) советских машин высокого класса, которая выпускалась с 1959 по 1981 год на Горьковском автозаводе. Всего изготовили около 3200 авто этой марки.
История
Руководство страны приняло решение о том, что легковые автомобили ГАЗ-13 не будут доступны широкой общественности. Рядовые граждане могли позволить себе максимум «Волгу». Поэтому «Чайка», которую выпускал Горьковский автозавод, предназначалась только для служебного использования. ГАЗ-13 был у министров, руководителей крупнейших предприятий и первых секретарей обкомов. Единичные экземпляры советские чиновники дарили известным людям. Все остальные могли лишь мечтать об этой машине, так как купить её рядовому гражданину было просто нереально.
Если сравнить по дизайну все автомобили в Советском Союзе, то «Чайка», пожалуй, будет самой красивой машиной того периода. Недаром в крупных городах ГАЗ-13 использовали во Дворцах бракосочетаний. Основные достоинства «Чайки» – возможность опускать и поднимать стёкла и антенну нажатием кнопки, а также автоматическая коробка передач.
Первый прототип ГАЗ-13 существенно отличался от машин, запущенных после в серийное производство. Над задним колесом отсутствовал второй молдинг, а задние фонари и стоп-сигналы были очень похожи на «паккардовские». Машина была окрашена в два цвета – светло-бежевый и тёмно-вишнёвый. И, самое главное, – капот украшал летящий истребитель, а решётку радиатора – изображение чайки.
В начале 1958 года на ЭКСПО (Всемирная выставка) в Брюссель был отправлен бирюзово-молочный экспериментальный образец Э-2 с позолоченной решёткой и надписью на капоте «Чайка». Также имелось украшение на капоте в виде этой птицы. Первые образцы ГАЗ-13 очень напоминали «Паккард», поэтому дизайн был немного видоизменён.
Но советские новшества лишь пошли машине на пользу. Над созданием ГАЗ-13 работал огромный творческий коллектив испытателей, конструкторов, инженеров завода: Б. Греков, М. Мокеев, О. Пелюшенко, П. Сыркин, В. Гнетнев, Г. Пономарев, Н. Юшманов, В. Соловьёв. Многие конструктивные решения этого «железного коня» были новшеством в отечественном автомобилестроении. Двухрядный верхнеклапанный двигатель имел мощность 195 л. с. и объём 5,5 литров. Рабочая смесь готовилась четырёхкамерным карбюратором. Даже полностью нагруженный автомобиль мог легко разогнаться до 160 км/ч. Расход бензина на 100 километров составлял примерно 20 литров горючего. Инженеры применили абсолютно новые агрегаты – усилитель тормозов, гидроусилитель руля, автоматическую коробку передач. Ни одна отечественная машина до «Чайки» не содержала столько технических новинок.
Несущий элемент ГАЗ-13 – Х-образная рама, к которой в шестнадцати местах крепился кузов. Использовать торсионную подвеску инженеры не решились, поэтому задняя ходовая часть имела полуэллиптические продольные рессоры, а спереди стоялая обычная независимая пружинная подвеска. У большинства экземпляров ГАЗ-13 был четырёхдверный кузов с тремя рядами сидений. Внутренняя перегородка отсутствовала. В комфортабельном и просторном салоне «Чайки» свободно помещалось семь человек. Система отопления прекрасно обогревала весь салон. Дополнительные удобства обеспечивали электроприкуриватели и пепельницы, кнопочное управление подъёмом стёкол и антенны, бардачок рядом с приборной панелью, а также приёмник с автонастройкой и парой динамиков для пассажиров, сидящих сзади.
Также выпускались «Чайки» ГАЗ-13С, переоборудованные Рижским автобусным заводом в медицинские машины. Заказчиком выступал, естественно, «Минздрав». Медучреждения, имеющие в автопарке такие «Чайки» назывались в народе «кремлёвскими».
ГАЗ-13: характеристики
Первый автомобиль этой марки появился в 1959 году. Выпустил его известный Горьковский автозавод. Дизайн был разработан по образцам американских производителей, которые являлись в то время законодателями моды на машины. «Чайка» имела следующие технические характеристики:
Двигатель
На все легковые автомобили ГАЗ-13 ставили восьмицилиндровый V-образный мотор. Поршни, головки цилиндров и блок цилиндров изготавливались из сплава алюминия. Гильзы цилиндров мотора – «мокрые», сменные, чугунные. Верхние части цилиндров оснащены износостойкими вставками. А коленчатый вал инженеры установили на пяти коренных подшипниках, которые имели тонкостенные вкладыши. У каждой шатунной шейки коленчатого вала было по два шатуна.
Система зажигания
Распределитель зажигания с октан-корректором, а также вакуумным и центробежным регуляторами крепился к корпусу привода одним болтом. Автомобиль «Чайка», цена которого сейчас довольно высока и доходит до 100 000 долларов, не имеет пусковой рукоятки.
Система смазки мотора
Она является комбинированной. То есть под давлением смазываются шатунные и коренные подшипники, втулки оси коромысел, валика распределителя и подшипники распределительного вала. Смазка остальных узлов происходит путём разбрызгивания. Масляный насос – двухсекционный, шестеренчатый. Из основной секции смазывается главная магистраль мотора, а из дополнительной – водно-масляный радиатор и центробежный фильтр.
Карбюратор
Все автомобили ГАЗ-13 оснащены вертикальным четырёхкамерным карбюратором типа К-114. Горючая смесь подаётся только из двух смесительных камер. Остальные являются вторичными и используются исключительно при высоких нагрузках и больших скоростях.
У каждой пары смесительных ёмкостей есть своя поплавковая камера, подводящая бензин к клапану подачи. В этой камере находятся подвешенные и сбалансированные поплавки, по которым можно увидеть уровень топлива через смотровое окошко.
Автоматическая коробка
Содержит планетарный ряд шестерён, который даёт три передачи вперёд и задний ход. Включение передач осуществляют два многодисковых сцепления и два ленточных тормоза. Давление масла для смазки коробки, подпитки гидротрансформатора, включения сцеплений и тормозов создаётся с помощью двух насосов. За плавность включения передач отвечает система гидравлического управления, влияющая на нагрузки двигателя и скорость автомобиля.
Карданная передача
Включает два комплекта валов: заднего – карданного и переднего – промежуточного. Вилки шарниров находятся в одной плоскости. В инструкции сказано, что карданные шарниры необходимо смазывать исключительно трансмиссионным маслом до тех пор, пока оно не появится из предохранительного клапана крестовины. Различные консистентные смазки (солидол и др.) не подходят для шарниров, так как не проникают во время работы к иголкам. Для шлицевого соединения также необходима жёсткая смазка.
Эксплуатация
Автомобиль «Чайка» никогда не относился к категории товаров народного потребления. ГАЗ-13 использовали в качестве персонального транспорта для руководства страны (преимущественно первых секретарей и министров). Так что «Чайка» выдавалась как часть положенных привилегий для высшей номенклатуры. Именно на этом автомобиле в 1980 году погиб белорусский коммунист П. М. Машеров, занимавший должность секретаря ЦК. Также кабриолеты ГАЗ-13 использовали на парадах, применяли в качестве сопровождающих машин и подавали при встрече зарубежных политиков высшего ранга. Ну и, конечно, несколько «Чаек» было в распоряжении «Интуриста» для сдачи в аренду в качестве свадебных лимузинов.
Проект модернизации
Так как модельный ряд машин в США обновлялся на ежегодной основе, автомобиль «Чайка» к концу 50-х попросту утратил визуальную свежесть дизайна. Поэтому советские инженеры в 1961 году предприняли попытку обновления внешности легендарной машины. На фотографиях прототипа тех лет заметен ряд новшеств в оформлении: более квадратная форма бампера, четыре уменьшенные фары под широкими козырьками, установка горизонтально-полосной решётки радиатора на всю ширину машины. Боковина «Чайки» не изменилась. Немного другой стала задняя часть. Это предложение не приняли к серийному производству, и в последующие годы внешний вид автомобиля ГАЗ-13 «Чайка» практически не менялся.
Модификации
Практически все автомобили ГАЗ-13 имели четырёхдверные закрытые кузова. На моделях этой марки было три ряда сидений без перегородки.
На базе «Чайки» сделали несколько парадных фаэтонов. Например, у лидеров Германии (Ульбрихта и Хонеккера) был парадный ГАЗ-13 с высоким поручнем в салоне.
«Чайка» в сувенирной и игровой продукции
Масштабные модели советских автомобилей этой марки стали выпускаться в 90-х годах фирмой «Агат». Поначалу салон игрушечных машин был белый, а потом его сделали чёрным. В 2007 году пластмассовое днище «Чаек» поменяли на металлическое. Модели «Тантала» и «Агата» различаются цветом и формой колпаков на колёсах. На «агатовских» моделях стояли полностью металлизированные колпаки. Также у них была более светлая фурнитура в сравнении с «танталовскими». На базе «агатовских» моделей мастера-одиночки выпускали киносъёмочные «Чайки».
Медицинский универсальный автомобиль ГАЗ-13С выпускался также на базе «агатовского» прототипа компанией «Скейл» и В. Сальниковым. Фаэтон ГАЗ-13Б делали как мастера-одиночки, так и «Агат». В 2006 году компания «Автотайм» выпустила модель автомобиля «Чайка» с перегородкой в салоне. В основном игрушечные машины окрашивали в три цвета – чёрный, чёрно-белый и красно-белый. Помимо этого было и очень много модификаций («Скорая помощь», ГАИ, такси), которые никогда не существовали в реальности. В 2009 году в рамках программы «Машины-легенды СССР» от компании «ДеАгостини» появилась масштабная модель ГАЗ-13 чёрного цвета.
Интересные факты
Автомобиль «Чайка» является машиной первого класса, которая собиралась исключительно вручную. По разным данным, было изготовлено от 1900 до 3200 единиц, включая 7-8 кабриолетов и 20 универсалов. Все авто были чёрного цвета. И только для одной модели сделали исключение. Эту белую «Чайку» подарили Валентине Терешковой. Существовал и красный ГАЗ-13. Он принадлежал начальнику пожарной охраны Москвы. В 1958 году на выставке в Брюсселе дизайн и конструкцию «Чайки» отметили Гран-при.
По указанию Л. И. Брежнева автомобиль «Чайка» специально изготовили для патриарха Пимена. До этого он ездил на «Ниссане», подаренном правительством Японии. Всё дело в том, что Пимен уже давно оформил заказ на ГАЗ-13, так как ЗиС-110 (машина бывшего патриарха) морально устарела. Но советские чиновники задерживали решение данного вопроса. Брежнев же сказал, что езда русского патриарха на японской машине является политической диверсией. После этого автомобиль для Пимена изготовили в кратчайшие сроки.
Однако после многочисленных опытов коллектив приходит к выводу, что сделать ЗиМ современнее уже не удастся. Начиная с середины пятидесятых годов на заводе начинаются работы по темам «Чайка» и «Стрела», однако нельзя сказать, что образ будущего автомобиля складывался легко и быстро. В это же время на ЗиЛе начинается работа по аналогичному проекту. Тогда они ещё значительно отличались друг от друга. Первые наброски проекта под названием «Москва» являли собой весьма тяжеловесный и консервативный облик, ничем не похожий на привычный нам стремительный силуэт последующего «стоодиннадцатого» ЗиЛа
Проект автомобиля ЗиЛ «Москва».
Специалист КБ завода за созданием макета будущей Чайки. Обратите внимание на задний план. Через десятилетие эти макеты превратятся в «двадцать-четвертую» Волгу.
Опытный «ГАЗ-13». Обращает на себя внимание накапотная фигура, иные указатели поворотов, отсутствие «противотуманок» под основными фарами.
Цветная фотография, позволяющая судить о колористической схеме опытного экземпляра
В 1957 году опытная партия из 9 «Чаек» (различные источники называют разные цифры) отправилась в пробег протяженностью 21 000 км. Все автомобили имели модную в ту пору двухцветную окраску (бежевый с красным или бежевый с салатовым)
По иронии судьбы для рекламных проспектов привлекали красивых молодых девушек. Однако ни одна из них даже гипотетически не могла приобрести данный автомобиль, т.к. он так и не поступил в свободную продажу до развала СССР.1958 год становится звездным часом для Чайки. Она участвует в экспозиции советского стенда на первой послевоенной всемирной Выставке в Брюсселе. Советский стенд тогда произвел фурор и был признан лучшим, а всего за время выставки его посетило 30 миллионов человек. Конечно, это не означает, что горьковские автомобили автоматически были признаны лучшими в мире. Хотя бы потому, что выставка была не профильной, да и американцы свои авто не привезли. Однако, Диплом был безусловным признанием достижений советской конструкторской школы.
Диплом Гран-При ЭКСПО`58. Автомобильную часть экспозиции Советского Союза представляли: ГАЗ-13, ГАЗ-21, ГАЗ-52, ЗиЛ-110, Москвич-402.
После выставки в Брюсселе опытный образец украшал собой павильон «Машиностроение» на ВДНХ,В 1959 году уже другой экземпляр в качестве «нашего ответа Чемберлену» экспонировался на советской выставке в Нью-Йорке вместе с ГАЗ-21 «Волга». Надо сказать, что советские автомобили вызвали не меньший интерес у американцев, чем штатовские автомобили на аналогичной выставке в Москве.
Американцы изучают «Чайку».
«Чайка» в качестве «шоу-стоппера» на одной из европейских выставок. (После Брюсселя машина посетила Брно, Будапешт, Женеву, Нью-Йорк, Лейпциг и Мехико) Судя по всему, на фото именно Женева.
Не трудно представить, что сразу после официального представления населению, в высших эшелонах власти за «Чайку» разразилась настоящая война. Ведь объем производства предшественника ГАЗ-12 составлял несколько десятков тысяч и ЗиМ был весьма распространенным номенклатурным и «общественным» автомобилем. Про ГАЗ-13 этого сказать было нельзя, и подобная ситуация сразу образовала целый пласт «обиженных» чиновников. Однако, военные нашли свой выход из положения: на одном из оборонных заводов к кузову Чайки приваривалась передняя и задняя часть от ЗиМа. На практике получался закамуфлированный автомобиль высокого уровня комфортности, прозванный в народе «Ослобык». Остается только восхищаться уровнем мастерства неизвестных героев, соединявших воедино автомобили разных характеристик и эпох.
Стандартный ГАЗ-12 ЗиМ
«Двойняшки» «чайка» и ЗиЛ возле ЗАГСа.
Помимо ЗАГСов, «Чайки» обслуживали Интурист, диппредставительства зарубежных стран, министров, военные парады, советских послов за рубежом и звезд, посещающих СССР. автомобиль даже имелся в распоряжении Спасо-Хаус в Москве (посольство США)
Кроме того, латвийскй завод РАФ штучно выпускал эмбюленсы скорой помощи на базе «Чаек». Они были лишены цветографических схем и мигалок, однако оснащены оборудованным салоном со всем необходимым. Так как автомобили выпускались индивидуально, они не имели какой-либо маркировки и отличались друг от друга внешне.
На базе списанных Чаек создавались и киносъемочные автомобили: задняя часть крыши срезалась а на её месте устанавливался кронштейн для камеры. Машина имела отличную плавность хода, динамику и позволяла качественно снимать «дорожные» сцены.
Впрочем, сама «Чайка» тоже побывала актрисой, в том числе американского кинематографа. В известном фильме по тематике Холодной Войны «Огненный лис» с Клинтом Иствудом, Чайка играет роль автомобиля агентов КГБ. Пикантность ситуации придает факт, что на Чайке за главным героем осуществляется «скрытое наблюдение». Надо быть очень далеким от советских реалий человеком, что бы представить, как выглядела бы такая «слежка» в СССР начала восьмидесятых, наводненном Жигулями и «двадцать-четвертыми» Волгами.
Кадр из фильма «Огненный Лис», 1982 год.
Побывала «Чайка» и на тесте передачи Top Gear. Несмотря на безусловный профессионализм Джереми Кларксона, ожидать от убежденного антикоммуниста положительных оценок советского автомобиля не приходится. В ходе теста эксцентричный эксперт умудрился сломать коробку передач.
Кадр из передачи Top Gear
В 1961 году предпринимается попытка модернизировать «Чайку»: она получает новый передок, сдвоенные по моде тех лет фары, иные бампера. Однако в серию машина так и не пошла. Существуют версия, что тем самым завод «наказали» за попытку соперничества с ЗиЛом, выпускающим сходный по стайлингу автомобиль более высокого «номенклатурного» класса. Чайка так и осталась неизменной внешне до конца производства, а вот ЗиЛ-111 в 1962 году получил осовремененную мордочку, задние фонари, литеру «Г» в названии и выпускался до 1966 года.
Проект модернизации «Чайки» ГАЗ-13.
Выставка автомобильных раритетов в Одессе.
«Чайка» — легендарный автомобиль СССР, на котором ездил Сталин
Если бы у владельца личного автомобиля в Советском Союзе спросили, какую машину он хотел бы иметь, то большинство ответило — «Чайку»! Чем же таким прельщала взоры советских людей эта автомобильная марка. Первым, пожалуй, было то, что такой автомобиль было невозможно приобрести в личное пользование (а чего нельзя – того больше всего и хочется). Вторым было то, что весь внешний вид «Чайки» указывал на солидность и очень высокий статус ее владельца. Еще одним моментом было то, что огромный расход топлива никого не пугал в советское время – горючее стоило сущие копейки.
Первая модель – ГАЗ-13 «Чайка» (1959-1981).
Хотя официальным началом выпуска автомобилей этой марки принято считать 1959 год, но опытный образец был изготовлен двумя годами ранее. Причем это случилось всего через год после того, как был выпущен американский автомобиль представительского класса марки «Паккард», послуживший прототипом для советской «Чайки».
О том, почему нужна была такая спешка в конструкторских решениях, лучше всего судить по событиям предшествовавшим появлению нового автомобиля. Его предшественник советский ЗИМ-12, который выпускался чуть больше 10 лет и был также копией американского автопрома, быстро утратил свою новизну.
Все дело в том, что копия всегда опаздывает за оригиналом, иногда, на несколько лет. К тому же, во время войны, когда было не до инженерных изысканий и новых конструкций – промышленность всех стран работала исключительно на военные нужды. Когда же мир начал оправляться от войны, то в мировом автомобилестроении, как и в промышленности вообще, стали внедряться все новые и новые идеи и технические решения.
Хотя конструкторы ЗИМа и учитывали последние веяния, но, уже спустя несколько лет, он стал выделяться на фоне иностранных «коллег» и далеко не в лучшую сторону. Созрела необходимость в создании новой более современной советской машины представительского класса. Ею и стал ГАЗ-13, получивший название «Чайка».
По сути, все началось еще в середине 50-х годов. Тогда, в качестве современной модификации ЗИМа, был представлен ГАЗ-12В. Тогда же и появился новый бренд – «Чайка» (кстати, силуэт птицы находился в передней части автомобиля, в виде декоративной детали радиатора).
Придя к окончательному выводу, что безнадежно устаревший представительский автомобиль уже не реставрировать в соответствии с современными требованиями, большой группе, состоявшей из конструкторов, дизайнеров, инженеров и испытателей завода ГАЗ, было поручено создание совершенно новой модели.
Совершенно новый автомобиль представительского класса
Хотя рабочее название в итоге было сохранено, но, вот окончательный вариант отличался не только от устаревшего ЗИМа, но, и от опытных образцов, особенно, в деталях. Во-первых, «Чайка» получила заметно более мощный мотор – V-образную «восьмерку» вместо рядной «шестерки». Во-вторых, блоки цилиндров, поршня и некоторые другие детали ходовой части были выполнены из легкого, но, довольно износостойкого алюминиевого сплава. На то время, это было более чем прогрессивное решение. Гидромеханическая КПП-автомат стала еще одним существенным отличием от предшественников в плане комфортности управления огромным автомобилем (правда, после этого она стала устанавливаться и на серийных ГАЗ-21 «Волга»).
Еще одним отличием было применение отдельной от конструкции кузова рамы, с последующим креплением к ней в шестнадцати точках, с использованием специальных резиновых прокладок с эффектом гашения вибрации от работы двигателя. Это сыграло очень большую роль в том, что, несмотря на большие параметры и увеличение мощности двигателя, новый автомобиль почти не отличался от своего менее мощного предшественника по сухой массе.
Если более детально остановится на дизайне нового авто, то Еремеева сложно было обвинить в откровенном плагиате. Прямого сходства с какой-то конкретной иномаркой не было. Конечно, многое было заимствовано от «Паккарда», но, присутствовали и элементы схожести с другими американскими автомобилями большого класса. Справедливости ради, можно отметить, что и они сами часто «заимствовали» друг у друга отдельные успешные инженерные решения. То же, что Лев Еремеев был на самом деле талантливым дизайнером, подтверждает его участие в создании автомобиля еще более высокого класса – ЗИЛ-111 для высшего руководства страны.
Подытожить можно тем, что, несмотря на внешнее выполнение «Чайки» в явно американском стиле «большого авто», техническая начинка автомобиля являлась полной разработкой советских конструкторов. Дополнением к этому являются дизайнерские моменты, намекающие на родство с другими моделями ГАЗ.
После того, как экспериментальные образцы прошли испытания, на их спидометрах появились цифры близкие к 21 тысячи километров. С этого времени можно было судить, что новое авто удалось, что и подтвердила автомобильная выставка в Брюсселе. На проходившем там Expo-58 новая модель получила почетный диплом гран-при, подтвердивший уже международную высокую оценку спроектированного советского автомобиля.
Официальный выпуск «Чайки» был начат в январе 1959 года. И, если говорить об этой модели, то продолжился в течении последующих 22 лет. После этого было много выставок, как в странах соцлагеря, так и Швейцарии, США и, даже, Мексике. На каждой из них неизменно отмечался высокий уровень исполнения советского автомобиля.
С 1961 года были представлены две модификации автомобиля с кузовами «кабриолет» и «лимузин». На следующий год была модифицирована и основная модель автомобиля. Выпуск к этому времени достиг полторы сотни штук в год и держался на таком уровне до завершения производства.
Новаторские решения, примененные в конструкции «Чайки», со временем перекочевали и в автомобили среднего класса – «Волги» различных моделей. Например, в гораздо более поздней ГАЗ-24 были применены аналогичные «Чайке», усилители тормозов, телескопические амортизаторы и другие агрегаты конструкции.
Несмотря на передовой дизайн и новые конструкторские решения, а, также, положительные отзывы иностранных специалистов, время шло неумолимо и облик, и начинка «Чайки» стали понемногу устаревать. Встал вопрос о замене модели. Ею стала новая ГАЗ-14, выпуск которой был начат в 1977 году.
Последняя модификация правительственного автомобиля ГАЗ-14 «Чайка» (1977-1988).
Автомобиль ручной сборки, который выпускался в течение 11 лет, почти до развала Союза на Горьковском автозаводе, всего было выпущено 1114 автомобилей, т. е., примерно по сто штук в год.
Работы по созданию «Чайки» второго поколения были начаты еще за 10 лет до ее выхода в серию. Такой долгий путь новому автомобилю пришлось проделать потому, что не все шло гладко. Использовав в качестве базы шасси от старой модели, конструкторы в итоге пришли к выводу, что «новое вино в старые бурдюки не наливают».
В 1971 году увидел свет опытный образец такого шасси с базой удлиненной на 200 мм и более близкое к земле расположение силового аппарата. Интересно, что дизайнером нового автомобиля стал Станислав Волков, который, в свое время создал неповторимый облик всенародно любимой «ГАЗели». Однако, до середины десятилетия все никак не могли определиться с вариантом оформления для новой ГАЗ-14.
На 1975 год были назначены испытания опытных образцов автомобиля в разных дорожных условиях, в том числе, на горных дорогах Крыма и Кавказа. Спустя год, после устранения всплывших в процессе испытаний недостатков, была назначена уже госкомиссия. Проведенные ею испытания показали что автомобиль готов к поставке на производственный конвейер. Хотя, первая машина была уже готова как подарок к 70-летию Л. И. Брежнева, в декабре 1976 года.
Так вышло, что желание получить автомобиль не хуже, чем у американцев, привело к тому, что было потеряно более десяти лет. В течении этого времени он мог морально устареть, но, на руку нашим производителям сыграл определенный «застой» в американской автомобильной промышленности. В 70-х обновление внешности моделей стало проводиться крайне медленно. Этому поспособствовал и кризис в производстве, и то, что в предыдущее десятилетие обновления проводились слишком уж стремительно.
Хотя новая «Чайка» в техническом отношении была просто хорошо переработанной вариацией первой модели, ее более крупные габариты и «начинка» уводили ее в более высокий подкласс автомобильной классификации, вплотную приближая к флагману – автомобилю ЗИЛ высшего класса.
Изменения по сравнению с предыдущей моделью все были в «+»: меньшая высота улучшила аэродинамику и устойчивость на больших скоростях, увеличенная длина придавала дополнительной солидности, двухкарбюраторная система питания и другие технические улучшения повысили мощность двигателя на 25 л. с. до 220 л. с., усовершенствованы были передняя и задняя подвески. Все эти изменения сделали новый автомобиль более привлекательным внешне, улучшило его ходовые качества и уменьшило количество смазочных операций с несущим агрегатом в 6 раз. Положительные изменения коснулись и внутренности автомобиля. В салоне был установлен сложный механизм отопления и вентиляции, позволявший создать для пользователя индивидуальный микроклимат в соответствии с личными требованиями.
Салон был обеспечен последним словом отечественной музыкальной техники – стереофоническим приемником «Радиотехника» и кассетной приставкой «Вильма» (иногда использовались кассетники производства ГДР). Все это могло приводиться в действии при помощи дистанционного пульта управления, расположенного в левом заднем подлокотнике.
Семнадцать миниатюрных электродвигателей, разбросанных по автомобилю, обеспечивали подогрев стекол в холодное время года, фароочистителя и других дополнительных удобств. Специальные стекла не пропускали в салон ультрафиолетовое излучение.
Отдельное внимание было уделено шумоизоляции и пассивной безопасности. Ее обеспечивали задние противотуманки и трехточечные ремни безопасности.
Время выпуска и сворачивание производства
Новая «Чайка», как и ее предшественница была автомобилем ручной сборки и производилась специальной организацией на территории ГАЗа – Производством автомобилей малых серий (ПАМС). Кропотливый труд опытных работников (каждый из них проходил специальную проверку), который включал в себя несколько этапов сборки-разборки будущего автомобиля, производился вручную на стапелях. После этого проводились многокилометровые испытания, по результатам которых, новый автомобиль отправлялся к своему владельцу.
В 1985 году была подготовлена новая модификация с лучшей системой охлаждения двигателя и более комфортными сидениями в салоне. Он получил индекс ГАЗ-14-02. Кроме него существовал еще вариант фаэтона ГАЗ-14-05, изготовленный в количестве 15 штук и санитарный автомобиль ГАЗ-РАФ-3920, которых было сделано всего 5 экземпляров. При этом по одному автомобилю каждого из вариантов было отправлено другу Советского Союза Фиделю Кастро.
Последней модификацией в конце 80-х стал ГАЗ-14-07. Несмотря на отличные показатели и доработки в соответствии с требованиями времени, он так и не был допущен к производству.
Уже после распада Союза на ГАЗе попытались восстановить производство таких уникальных автомобилей, но, из-за полного отсутствия техдокументации, такое мероприятие оказалось экономически необоснованным. От него пришлось отказаться.