что посмотреть в тайшете
Что посмотреть в тайшете
Достопримечательности города Тайшет
Тайшет — небольшой город в Иркутской области, первые упоминания о котором относятся к 1897 году. Когда-то это был поселок при станции строящейся тогда Транссибирской магистрали. В 1904 году здесь было построено паровозное депо, населенный пункт начал быстро развиваться, и к 1938 году Тайшету был присвоен статус города. В период сталинских репрессий он был центром двух частей печально известного ГУЛАГа и в тоже время стартовой точкой одной самых грандиозных строек советского периода — БАМа. Тогда квартиры посуточно в Тайшете были совсем другими.
В 1938 году началось строительство участка Тайшет-Братск, в котором участвовали заключенные ОзерЛАГа и ЮжЛАГа. После окончания Второй мировой войны в окрестности Тайшета были переброшены японские и немецкие военнопленные, которые также привлекались к строительству железной дороги и оставались здесь вплоть до 1955 года, когда было принято решение об их репатриации на родину.
Сегодня Тайшет — крупный железнодорожный узел, где сходятся четыре важные магистрали и действуют несколько депо и шпалопропиточный завод. Кроме того, в последние годы в городе ведется строительство предприятий РУСАЛ, которые обеспечат горожан несколькими тысячами новых рабочих мест.
Как уже было сказано, Тайшет — молодой город, здесь нет старинных зданий, но гости, приезжающие с деловыми или личными визитами, охотно посещают местный краеведческий музей. Стоит внимания и здание старой водонапорной башни, относящееся к концу 19 века. Летом гости и горожане становятся зрителями главного спортивного мероприятия — Тайшетской спартакиады, проходящей на отремонтированном стадионе «Локомотив».
Основная достопримечательность Тайшета — здание вокзала. Это необычайно большое и красивое сооружение — вся история города связана с железной дорогой, поэтому архитекторы постарались выразить это в очертаниях вокзала. Рядом с ним находится памятник легендарному паровозу Лебедянского — «Лебедь» — еще одна дань уважения труду железнодорожников. Разумеется, в окрестностях упомянутых примечательностей расположены самые престижные квартиры на сутки в Тайшете. Нельзя не упомянуть великолепную природу этих мест. Настоящие сибирские леса и чистейшие речки Тайшетка, Бирюса, Акульшетка привлекают сюда множество любителей экотуризма и первоклассной рыбалки.
Приезжайте в Тайшет и окунитесь в историю становления нашей великой страны!
Тайшет. Начало БАМа.
Всем привет!
Это то место, где начинается БАМ.Мы в Тайшете.А значит есть желание и время Вам показать и рассказать про ещё один удивительный город попавшейся на нашем пути.
В Тайшете расположен железнодорожный узел и крупная внеклассная сортировочная станция, в которой сходятся магистрали четырех направлений. С запада на восток проходит Транссибирская магистраль, с Тайшета начинается Байкало-Амурская магистраль (первый километр Байкало-Амурской магистрали находится в Тайшете), в южном направлении отходит железнодорожная линия, связывающая город со столицей Хакасии Абаканом и с Кузбассом. В непосредственной близости от города проходит автомобильная дорога федерального значения М53.
Кроме того, Тайшет — начальная точка строительства нефтепровода «Восточная Сибирь—Тихий океан» (ВСТО).
Тайшет располагается в правобережной долине реки Бирюсы, между ее небольшими правыми притоками — Тайшеткой и Акульшеткой. Окружен лесами. В окрестностях имеются земельные участки, освоенные для сельскохозяйственной деятельности. В поймах близлежащих речек встречаются заболоченные земли. К югу от Тайшета начинаются холмистые возвышенности отрогов Саянского горного массива. Сам город находится в пределах Тайшетской предгорной равнины на высоте 302 м над уровнем моря.
В городе сохранилось несколько сооружений дореволюционной постройки, например, водонапорная башня, которая находится напротив ж/д вокзала.
Водонапорная башня заложена итальянскими рабочими, прибывшими на строительство станции. Башня 1906 года постройки. Пущена в эксплуатацию в 1910 году. Предназначалась для забора воды, используемой при заправке паровозов. Сейчас законсервирована.
Своим появлением Тайшет обязан Транссибирской магистрали. При ее строительстве весной 1897 г. было основано небольшое поселение, где осенью того же года, с началом железнодорожного движения, открыли станцию, а в 1904 г. построили паровозное депо.
При станции действовали одноклассное училище, врачебный и питательный пункты Переселенческого управления. Прибывавшие сюда крестьяне-переселенцы успешно осваивали близлежащие земли, и вскоре со станции стали отправляться сельскохозяйственные и лесные грузы.
Удобное положение — в долине реки Бирюсы (судоходной в то время), а также близость железной дороги способствовали быстрому развитию нового поселения. В 1906 г. его преобразовали в село, которое в 1910г. стало административным центром Тайшетской волости.
В период коллективизации Тайшет выбрали местом кулацкой ссылки. В его окрестностях создали спецпоселки для раскулаченных и сосланных крестьян. Поток ссыльных начал расти после решения Политбюро ВКП(б) о строительстве БАМа в 1932 г.
В 1937 г. село Тайшет преобразовали в рабочий поселок, который сразу стал районным центром в созданной в этом же году Иркутской области.
В марте 1938 г. поселок получил статус города. В то время здесь работали два крупных лесопильных предприятия, шпалопропиточный завод, паровозное депо и вагоноремонтный пункт, кирпичный завод, машиннотракторная мастерская, паровая мельница и две хлебопекарни.
С 1938 г. в Тайшете разместили ряд подразделений ГУЛАГа, и он превратился в своеобразную «лагерную столицу» Иркутской области. Здесь начинался Западный участок БАМа. Вдоль трассы будущей железной дороги разместили лагпункты и колонны исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Этот мрачный период в истории города продолжался почти до 1960-х гг. В течение этого срока в Тайшете дислоцировались:
— Тайшетлаг (ИТЛ УНКВД по Иркутской области);
— Южлаг (ИТЛ ГУЛЖДС НКВД);
— Озерлаг (ИТЛ № 7 с особо строгим режимом содержания заключенных, созданный в 1948-1949 гг. на базе Южлага).
Используя даровой труд заключенных, власти рассчитывали быстро построить магистраль. Открыть движение поездов на участке Тайшет-Падун (350 км) планировали в 1940 г., а на участке Падун-Лена — в 1941 г. Но эти планы так и не были реализованы. Отчасти из-за низкой организации работ, их слабой инженерной подготовки и высокой затратности, но в основном по причине крайне неэффективного труда заключенных. Оказалось, что железнодорожное строительство, осуществляемое системой ГУЛАГа, значительно уступает по своей эффективности работам по сооружению Транссиба и других магистралей в дореволюционной России.
Достаточно сказать, что с 1932 г. (с принятия решения о строительстве БАМа) до начала Великой Отечественной войны было подготовлено всего 124 км трассы (от Тайшета до Чуны), при этом земляное полотно отсыпано и инженерные сооружения построены только на участке в 76 км, а рельсы уложены на протяжении 58 км. (Для сравнения напомним, что в дореволюционной России ежегодно строилось до 2 тыс. км железнодорожных магистралей. Этот показатель оказался недостижимым в советское время, несмотря на титанические усилия властей и гигантские жертвы гулаговского периода.)
С началом войны возведение БАМа остановили. Уложенное железнодорожное полотно разобрали, а рельсы отправили в Европейскую часть страны для целей обороны. Основной контингент Южлага, вместе с авторемонтными мастерскими, перевели в прифронтовые районы и использовали для ремонта техники. Многих направили в штрафбаты, оставшихся в Тайшете заключенных перевели на лесозаготовки и сельхозработы.
После войны Наркомат путей сообщения предложил СНК СССР возобновить строительство магистрали, используя для работ не только заключенных, но и военнопленных. Осенью 1945 г. в дополнение к Тайшетлагу и Южлагу был создан Ангарлаг (для работы на участке трассы от Братска до Усть-Кута).
Строительство началось одновременно в нескольких местах будущей магистрали. Из-за высокой смертности лагеря постоянно пополнялись новыми партиями заключенных и военнопленных (только японских военнопленных в конце 1945г. прибыло 39 тыс.). Но работы по-прежнему шли медленно, и в октябре 1948 г. Тайшетский ИТЛ ликвидировали, создав на его базе особый лагерь № 7 — Озерлаг — с более жестким режимом. Одновременно увеличили численность заключенных.
В конце 1940-х гг. в двух ИТЛ собрали для строительных работ порядка 100 тыс. чел. (в Ангарлаге — около 60 тыс., в Озерлаге — 40 тыс.). Это почти вдвое больше, чем было задействовано при возведении Транссибирской магистрали в конце XIX в. Но даже такая масса даровой рабочей силы не могла компенсировать крайне низкого организационного и инженерно-технического обеспечения строительных работ. В какой-то степени положение спасали «харбинцы» — наши соотечественники, проживавшие в Маньчжурии, оказавшиеся после разгрома Квантунской армии осенью 1945 г. «врагами народа» и сосланные на строительство дороги. Многие из них имели большой опыт железнодорожного строительства (участвовали в возведении Транссиба и КВЖД) и остались работать в Харбине после революции. «Харбинцы» выделялись среди других заключенных своим трудолюбием и профессионализмом. Благодаря их участию сооружение магистрали пошло быстрее.
В декабре 1947 г. железнодорожный путь проложили до старого Братска, куда пришел первый поезд с четырьмя вагонами-теплушками. В эксплуатацию этот участок пущен летом 1951 г., после открытия движения по новому железнодорожному мосту через Ангару. И только в январе 1959 г. в поселке Заярске состоялся митинг, посвященный сдаче в постоянную эксплуатацию всей магистрали Тайшет—Лена.
Силами заключенных в городе построен ряд жилых домов (на улицах Пушкина, Кирова, Кооперативной, Фрунзе и др.), а также некоторые социально-культурные объекты (больница, гостиница, столовая, баня, несколько детсадов, магазины, казармы). Многое из построенного в тот период эксплуатируется до сих пор.
Большие людские потери при строительстве дороги, а также низкая эффективность труда заключенных привели к тому, что было решено отложить возведение БАМа на участке от Лены до Амура. К реализации этого масштабного проекта вернулись только в 1974 г., объявив БАМ ударной Всесоюзной комсомольской стройкой. В тот период Тайшет вновь стал опорным пунктом и транзитным городом для нового железнодорожного строительства.
Накануне кризиса 1990-х гг. в Тайшете успешно работали и наращивали объемы производства комбинат строительной индустрии, авторемонтный и шпалопропиточный заводы, фабрика швейных изделий, мясокомбинат, пищекомбинат, маслодельный завод, хлебозавод и др. Из этих некогда успешных предприятий сохранились немногие. Прекратили существование комбинат строительной индустрии, фабрика швейных изделий, мясокомбинат, хлебозавод и ряд других предприятий.
На этом пока всё, всем спасибо и до встречи.
Наша история. Город на четырёх ветрах
В прежние времена, когда другой была страна, другими были Тайшет и Тайшетский район, да и журналисты были не теми, что сегодня, наши края достаточно часто появлялись на страницах областных и центральных СМИ. И не в связи с происшествиями и прочими нехорошими событиями, как это происходит сегодня, а в контексте наших достижений и движения к развитию. Но в 1996 году, когда в Тайшет наведался корреспондент «Восточно-Сибирской правды» Евгений Богачёв, дела у нас шли весьма неважно. Куда хуже, чем сегодня. Об этом и статья в «ВСП» за 6 апреля 1996-го. Давайте вспомним, как это было.
Евгений БОГАЧЕВ, «Восточно-Сибирская правда»
Фото Валерия КАРНАУХОВА
У сибирских городов, рожденных Транссибом, своя особая печать. За столетие как ни пытались они примерять другие наряды, их выдает «железнодорожная» амуниция.
И застраивались они чаше всего вдоль и по обе стороны железной дороги, чтобы во все окна смотреть день и ночь на свою стальную кормилицу.
Местный вокзал — шумное, пёстрое, суетливое зрелище. Даже в сонные предутренние часы он живёт заботами и страданиями дорожных скитальцев. А в разношёрстной людской толпе, поглощаемой и выдавливаемой очередным пассажирским составом, все больше коробейников-мешочников, искателей работы, хлеба или просто приключений. Такова действительность. У каждого времени свои пассажиры.
Тайшет24 в Одноклассниках
Отличие Тайшета от других крупных станций существенное. Ему уготовано судьбой и развитием российской истории стоять на пересечении четырёх направлений, или, как говорят сами тайшетцы, на четырёх ветрах. Эта деталь во многом определяет местный образ жизни. Тайшет превратился в транзитный пункт всевозможных грузов, в том числе наркотиков, и в маленький сибирский Рим, ибо все дороги ведут теперь сюда.
А город в основном держится за карман Тайшетского отделения Восточно-Сибирской железной дороги. Именно из этого кармана на две трети идет пополнение городской казны. «Кормилица», не уставая, продолжает нести золотые яйца, хотя сама все чаще довольствуется бартером из второсортных товаров. Ничего не поделаешь, в такие реалии загнал её сегодня неплатёжеспособный грузоотправитель.
Большинство других тайшетских производств, рождённых строительством железных дорог на юг и на север, не говоря о Транссибе, хиреют вместе с брошенными на произвол судьбы родительницами.
Влачит жалкое существование построенный по некогда громкому титулу БАМа комбинат стройиндустрии. А ведь благодаря ему Тайшет обрёл второе дыхание — микрорайоны крупнопанельных многоэтажек заметно украсили провинциально-деревянный городок, прибавили ему жителей.
Зачах и завод по ремонту дорожно-строительных машин. Здесь с грустью вспоминают годы трудовой славы и красных знамен. Известен был далеко за пределами области сверхточными станками, своим литейным цехом и, конечно же, продукцией. Превратившись из «номерного» в заурядное хозяйство, перейдя из рук в руки, сегодня он никому не нужен. Ушли кадры — гордость завода: кто на пенсию, кто на поиски лучшей доли.
Попытки спасти завод, по словам мэра города Анатолия Стрелкова, пока безрезультатны. «Избавьте нас от балласта», — просил директор, передавая городским властям заводской соцкультбыт, а затем жильё. Неся большие расходы на их содержание, мэрия не дождалась ни подъёма завода, ни обещанных поступлений от него в городскую казну. Для реанимации ЗРДСМ надо как минимум десяток миллиардов рублей. Где их взять?
Держится на плаву Бирюсинский гидролизный завод. Кому-то на радость, кому-то на беду. Вырабатываемый на заводе технический спирт остается любимым напитком обнищавших горожан и селян.
Одна надежда у города на железную дорогу. Но курица второй год несёт яйца в областную корзину, а жившим ранее безбедно тайшетцам теперь приходится ходить за дотациями с протянутой рукой.
В Тайшете понимают, что область вынуждена помогать бедным районам за счёт менее бедных. Но им обидно видеть себя в роли просителей, обидно числиться в списке дотируемых городов и районов.
Стрелков верит, что положение изменится с принятием областного закона о местном самоуправлении. Может, тогда заработают принципы самофинансирования — «по одёжке протягивай ножки». Вроде бы, к 1997 году областная администрация пообещала вернуть тайшетцам право собирать налоги с железной дороги. Вроде бы…
Лишь точка на карте района…
Мэр Тайшетского района Валерий Щапов с ностальгией вспоминает, как ещё в начале 90-х район 50% своих доходов отдавал в областной бюджет. Устойчиво работал лесопромышленный комплекс. Высокими урожаями, надоями и привесами радовали крестьяне.
— На протяжении трёх лет катимся под гору. Где остановимся, не знаю…
За это время леспромхозы снизили свои объемы наполовину, а кое-кто — до 80%. Если раньше Бирюсинский ЛПХ перерабатывал до 200 тысяч кубометров древесины, то в прошлом году лишь 40 тысяч; половина из них — дрова.
Четыре посёлка содержал леспромхоз. Теперь от Еланки и Патрихи вынужден отказаться. Значит, отказался от живущих там людей. Лишившись речного сплава, бирюсинцы, как и туманшетцы, сами сели на мель. До железной дороги далеко. Сосну, пригодную для сплава, повырубали. Сырьевая база — берёза да осина.
Какой спрос с подобных леспромхозов, если в банках они давно «сидят» на картотеках и не знают, как расплатиться с долгами в 5-6 млрд. рублей.
Лес потребуется, когда заработает строительный комплекс России. Ждать придется долго. Сводят концы с концами, например, Квитковский, Мирнинский леспромхозы или «Нимакс» — благодаря нужде железнодорожников в шпалах, благодаря экспорту отборной древесины и пиломатериалов через Дальний Восток. Потеряны рынки сбыта в среднеазиатских республиках. Бывшим соотечественникам теперь выгоднее и дешевле работать с лесозаготовителями Уральского региона.
Достопримечательности Тайшетского района — шесть зон, два «дурдома» и два детдома.
Основными поставщиками налогов в бюджет, до 60%, являются исправительные колонии. 5,5 млрд. рублей должны они району. До Москвы, откуда командуют лагерями, не докричаться, а на месте волевые решения невозможны. Чтобы не уморить заключенных голодом, здесь, как и повсюду, активно внедряют натуральный товарообмен. Мы — вам мебель, вы нам-хлеб. Бартер всё активнее вытесняет «живые деньги». В 95-м в районе умудрились расплатиться продуктами и различными товарами на 2 млрд. рублей.
В особом почёте взаимозачёты, через них проходит две трети средств бюджета.
На начало 96-го года долг по зарплате, пенсиям, детским компенсациям исчислялся более чем в девять млрд. рублей. К середине марта бюджетники получили зарплату за ноябрь. В городе Тайшете уже выплачивали январскую.
— В начале января обстановка была очень сложной, — говорит Валерий Щапов. — Ездили с разъяснениями по коллективам, возили делегацию учителей в Иркутск. Самое грустное, что прошлогоднюю дотацию у области выбрали полностью. Только доходы с расходами не вязались с самого начала, бюджет нам был сверстан без учета инфляции…
И нынешних бюджетных денег хватит лишь до сентября. Только отделу образования надо 42 млрд., а у района на все нужды 32…
Что делать после сентября, никто не знает. Как неизвестно, когда вернутся долги по зарплате всем бюджетникам.
— Мне говорят: «Все деньги на зарплату! В первую очередь учителям и медикам!» А когда я заплачу коммунальщикам, другим бюджетникам? — возмущается Анатолий Стрелков. — Как готовиться к следующей зиме? На какие шиши обеспечу всем необходимым больницы и школы?
Что ни вопрос — головная непроходящая боль. И не только у мэра Тайшета. Хоть и возмущается он яростно, но понимает, что соседу — мэру района Ваперию Щапову живется ещё труднее. Чем дальше от города, тем темнее лес и острее приступы отчаяния. Но кто отзовется, кто услышит?
Тайшет — город хлебный…
Не выходят из головы слова редактора «Бирюсинской нови» Татьяны Конотопцевой, обронённые при нашей встрече.
— Каждый раз, приезжая из Тайшета в Иркутск, ловлю себя на мысли, что попадаю совершенно в другой мир, в другую страну. Настолько разный уровень жизни… А представьте, как живут в наших сёлах и посёлках. Для них даже выезд в райцентр — проблема из проблем. Люди не живут, а выживают…
Ещё, следуя совету коллеги, посмотрел, как нескончаемой вереницей идут жители Тайшета на городскую свалку. Правда, увидел и других тайшетцев —раскатывающих по городу на дорогих иномарках, довольных собой и жизнью.
Среди преуспевающих горожан больше всего коммерсантов. Городская мэрия зарегистрировала около 400 предпринимателей. Это серьёзная сила, если учесть, что при анализе прошедшего финансового года работники мэрии приятно удивились, увидев, что третья часть поступлений в городскую казну — от мелкого и среднего предпринимателя.
Рядом с торговыми имеются строительные фирмы, чаще на базе бывших строительно-монтажных поездов. Так что строить есть кому, были бы деньги.
Как заявил Анатолий Стрелков, предпринимателей городская власть всячески поддерживает, хотя и понимает, что только крупные предприятия, как железная дорога, гидролизный завод, составят основу дальнейшего благополучия. Город Тайшет — прежде всего станция Тайшет. Так было, есть и, видно, будет.
Интересно было узнать взгляд на будущее района и мэра Валерия Щапова:
— Мы не можем находиться постоянно в болоте. Наступит и для нас «праздник жизни». Район наш очень богатый…
Надо было видеть в эти минуты глаза мэра, чтобы понять, как хочется верить ему в перспективность своего большого и сложного хозяйства.
— В прошлом году сумели запустить Шиткинский угольный разрез. Пусть качество уголька пока желает лучшего, но он есть, и пласт уходит до Канско-Ачинского месторождения. Разведали известь, хватит на сто лет. Имеем месторождения золота, алмазов, тантала. В тайге 180 миллионов кубометров спелого леса, а уже подрастает молодняк…
До всего дойдут руки, не будут богатства лежать мертвым грузом, считает мэр. Только бы нашему государству избежать новых, великих потрясений, а нам всем — жить в согласии и мире.
А пока, по мере возможностей, надо строить новые школы в Бузыканово и Венгерке, детсад в Шиткино, дороги, мосты, линии электропередач. Стыдно сказать, но имеются в Тайшетском районе ещё два поселка, где крутят электродизели.
Наступит время, поднимется с колен и сельское хозяйство. В Тайшетском районе сегодня 14 сельхозпредприятий, более 50 фермерских хозяйств. Валерию Щапову, бывшему начальнику районного сельхозуправления, больно видеть, что за последние годы надои снизились на одну тысячу килограммов, поголовье крупного рогатого скота сократилось почти в два раза, а свиней — в пять. Все меньше выращивается картофеля. Только благодаря хорошему урожаю удалось удержать неплохие показатели по зерну.
800 миллионов — такова цена убытков на сельском фронте в прошлом году. Проблемы, как и везде, одни — безденежье, трудности со сбытом и реализацией продукции.
Сегодня Тайшет ставят в ряд самых «дешевых» городов области. Не сравнить местные цены с иркутскими на хлеб, мясо, молоко. Невысокие в масштабах области, особенно северных районов, цены в Тайшете — заслуга не только местных администраций и товаропроизводителей. Свое слово говорит госпожа конкуренция. Сказывается близость Красноярского края, откуда везутся товары по более низкой цене. Возьмем, для примера, сливочное масло. На оптовом рынке в Красноярске в начале марта, а мэр Тайшета видел сам, масло стоило 16 тысяч за килограмм. Потому в Тайшете выше 21 тысячи его стоимость в те дни не поднималась. Свежий, экологически чистый продукт — не конкурент импортному суррогату и более дорогому иркутскому собрату.
И зерно дешевле привезти с Алтая, из Омской области, чем брать у своих селян. От рыночных законов никуда не уйдешь.
Тайшет, говорят, — город хлебный. Только разные вкладывают в эти слова понятия. Для одних — изобилие. Для других хлеб — один из немногих доступных для кошелька продуктов.
Тайшетский интеграл
Жизнь — сплошная высшая математика. В ней, как в точной науке, интегрированием вычисляется сумма бесконечно малых слагаемых — приобретений и потерь, ошибок и удач, размышлений о прошлом, настоящем и будущем.
Не могу умолчать ещё об одной из будничных деталей в тайшетской действительности — о дискуссии на тему: вместе или врозь жить дальше городу и району. Эта дискуссия ведется давно, на этот раз её освежили разговоры о предстоящем административно-территориальном переобустройстве Иркутской области.
Мэры категорически против, местные депутатские Думы тоже, что из двух нищих богатого не получишь, что экономические интересы города и района никак не переплетаются, что надо учитывать размеры территории и удаленность посёлков от центра.
Референдумов здесь не проводили, потому о мнении народа судить трудно. Он сейчас готовится к выборам не только президента страны, но и местных депутатов. Говорят, собрались баллотироваться в областное Законодательное собрание оба мэра. И даже по одному избирательному округу. Ещё одна тема для разговора. Ещё одно слагаемое в тайшетском интеграле.