Автомобили на вооружении россии
На страже родины: новейшие автомобили российской армии
Бытует мнение, что вся военная техника российской армии была разработана ещё советскими инженерами. Мы решили доказать обратное и отобрали самые современные автомобили, стоящие на вооружении у наших войск
«Волк»
Первые бронеавтомобили семейства «Волк» были представлены в 2010 году. Автомобили «Волк» не имеют цельносварного корпуса, и это их главное отличие от предшественника — бронеавтомобиля ГАЗ-2330 «Тигр». Модульное исполнение семейства является основой в создании унифицированных транспортных платформ нового поколения. Что немаловажно, «Волк» собран исключительно из комплектующих частей российского производства. А это означает независимость от поставок запасных частей иностранных производителей. Автомобили «Волк» предназначены для перевозки личного состава, грузов, буксирования прицепов массой до 2,5 тонн. Модульная конструкция машин позволяет даже в полевых условиях за короткое время менять назначение автомобиля путём замены модулей (грузовых, защищённых грузовых, модулей систем связи, артиллерийских комплексов и других).
«Тайфун»
«Тайфун» новое и перспективное семейство бронеавтомобилей повышенной защищённости, которое разрабатывается корпорацией из 120 предприятий. Опытные образцы были продемонстрированы на майском параде в Москве в 2014 году и сейчас проходят тестовые испытания. Семейство, прежде всего, предназначено для перевозки личного состава, но, как и «Волк», с помощью модульных платформ может превратиться во всё, что угодно: машину связи, мобильную артиллерийскую систему, автокран, эвакуатор, экскаватор и другие полезные машины. Все машины унифицированы по двигателям, подвеске, противоминной защите и информационно-управляющей системе. «Тайфун» может исполняться как в трёхосном, так и в четырёхосном вариантах.
«Выстрел»
Разработка бронеавтомобилей семейства «Выстрел» (БПМ-97) началась ещё в 1997 году Научно-производственном центре «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н. Э. Баумана совместно с КамАЗ. Однако, новые модификации «Выстрела» появляются и до сих пор. Первоначально проект предлагался всем силовым ведомствам России, но в силу появления массы аналогов так и не получил большой популярности. Конструктивно БПМ-97 представляет полноприводный бронеавтомобиль с несущим сварным корпусом. При создании автомобиля использовались узлы и агрегаты серийного КамАЗ-4326. По информации производителя бронеавтомобилей КАМАЗ-43269 «Выстрел» по состоянию на март 2013 года выпущено порядка 150 единиц. Большая их часть находится в эксплуатации.
«Булат»
«Скорпион»-ЛПА
Семейство автомобилей Скорпион разработано в ЗАО Корпорации «Защита». Небронированный высокоскоростной автомобиль повышенной проходимости «Скорпион»-ЛПА разработан для эффективного функционирования в условиях пустыни при очень высоких показателях температуры и запылённости. Машина с виду напоминает не то Hummer первого поколения, не то багги. Впрочем, американское происхождение имеет и бензиновый двигатель объёмом 6,2 литра и мощностью 430 лошадиных сил.
Военные автомобили России: ТОП-7
Военные автомобили России: топ-7 моделей, их характеристики и важные особенности. В конце — видео об истории военных автомобилей. Военные автомобили России: топ-7 моделей, их характеристики и важные особенности. В конце — видео об истории военных автомобилей.
Автомобили – наиболее массово используемый вид транспорта во всех видах вооружённых сил Российской Федерации. Если сравнить численность различных категорий технических средств, окажется, что автомобилей в армии гораздо больше, чем всех остальных видов техники. Но какие автомобили для армии России – самые-самые?
Современный автомобильный парк Вооружённых Сил
Современный автопарк Вооружённых Сил Российской Федерации – это более чем 430 тысяч автомобилей различного функционала и характеристик. Все эти транспортные средства распределяются по своему назначению следующим образом:
В целях определения моделей военных автомобилей, максимально отвечающих данным требованиям, Министерством обороны Российской Федерации в рамках повышения оборонного и наступательного потенциала всех родов войск планируются и проводятся ежегодные научно-исследовательские и испытательные работы новейших моделей военных авто.
По результатам этих работ определяются самые надёжные, отвечающие требованиям модели, которые в дальнейшем закупаются войсковыми частями.
Приведём ТОП-10 наиболее популярных военных авто, находящихся на вооружении в частях и подразделениях армии России. Данный рейтинг не имеет строгой иерархии, поскольку в нём приведены модели различной функциональности и направленности. Общее в них лишь одно — это «идеальные автомобили» современной армии, отвечающие актуальным требованиям отечественных военных и положительно зарекомендовавшие себя не только в процессе лабораторных испытаний, но и в ходе реальных боевых действий.
Наиболее популярные военные автомобили РФ
1. Семейство автомобилей «Тайфун»
Эти автомобили – не новички на показах военной техники. Впервые «Тайфуны» были продемонстрированы на Бронницком военном полигоне в 2011 году, где их скромно назвали «автомобилями повышенного уровня защищённости».
Все модели данного семейства оснащены независимыми подвесками гидропневматического типа. Двигатели абсолютного нового типа в тандеме с автоматической коробкой передач обеспечивают отличную динамику и управляемость.
Из данного семейства выделим отдельно две модели.
Бронированный автомобиль «Тайфун-К». Используется в Сухопутных войсках и Военно-Морском Флоте. В основе этого броневика – шасси КамАЗа. Машина рассчитана на транспортировку 16 человек, её основное предназначение – доставка живой силы к месту ведения боевых действий.
«Тайфун-К» развивает наибольшую скорость 80 км/ч, без проблем может форсировать водный брод глубиной до 175 см.
К слову сказать, такие характеристики многое говорят о двигателе машины: глубина 175 см – это вода примерно по пояс сидящему за рулём «Тайфуна» водителю. При этом автомобиль будет спокойно продолжать движение. Также броневик спокойно форсирует склоны крутизной до 23 градусов.
Машина оснащена противоминной бронёй, обеспечивающей защиту как водителя, так и бойцов, и предохраняющей от повреждений главные технические узлы конструкции.
Броня у «Тайфуна» комбинированная: на металлическую базу крепятся съёмные бронепластины, изготовленные на базе специальных керамических соединений. Днище машины обеспечено защитой от мин массой до 8 кг (данные приводятся в тротиловом эквиваленте).
«В лобовую» с этой машиной тоже непросто справиться: усиленная броня в состоянии защитить от боевых снарядов диаметров до 30 мм.
Бронированный автомобиль «Тайфун-У». Может использоваться как штабной автомобиль, разведывательная, связная, санитарная техника. Машина уже не раз применялась в реальных боевых действиях и учениях для перевозки грузов, ведения различных видов разведки: химической, радиационной, биологической или инженерной.
В «Тайфуне-У» использована подвеска гидропневматического типа, которая, подобно новейшим моделям Range Rover, при прохождении по неровному грунту может «поджимать» колёса.
Автомобиль оснащён гидромеханической коробкой-автоматом, созданной в Беларуси. Она имеет функцию кнопочного переключения блокирования дифференциала.
Днище автомобиля выполнено с V-образным профилем, который может рассеивать взрывную волну, если машина подорвётся на мине. Места для экипажа прикреплены не к полу, а к потолку, что способствует минимизированию травм при взрыве.
Для тех сидений, которые невозможно прикрепить иначе, нежели к полу кабины, использованы специализированные противоминные опоры.
2. Бронированный автомобиль «Булат» СБА-60-К2
Создатели этой модели ставили перед собой конкретную цель: обеспечить безотказную перевозку армейского личного состава в различных погодных и климатических условиях.
Машина рассчитана на экипаж из десяти человек. Автомобиль спроектирован таким образом, что без проблем может применяться в широком климатическом диапазоне – от минус 45 до плюс 50 градусов по Цельсию.
Машина разработана на базе двигателя КамАЗа, имеет шесть ведущих колёс (так называемая формула «6 на 6»).
В кабине автомобиля расположены места водителя и командира, с двух сторон – двери распашного типа. В задней части транспорта и на крыше – для десантников двери распашного типа и шесть люков соответственно.
Также внутри автомобиль оборудован системами защиты против осколков и рикошета. Мины до 1 кг (приведены данные в тротиловом эквиваленте) и гранаты типа Ф-1, использованные в процессе испытаний и демонстрации возможностей автомобиля, не причиняют ему критичного вреда.
3. Бронированный автомобиль «Выстрел» КамАЗ-43269
Как и «Булат», данная модель в основном выступает в качестве командирского транспорта, медицинского, пограничного, а также развед-автомобиля. При этом проходимость «Выстрела» ничем не уступает проходимости танка Т-80 УК.
Машины отлично зарекомендовали себя в ходе проведения крупных учений с участием разных видов вооружённых сил.
Автомобиль прошёл испытание в горной местности, на плоскогорьях высотой до 4,5 км, отлично ведёт себя в разбросе температур от минус 45 до плюс 50 градусов Цельсия, успешно противостоит высокой, до 98 %, влажности и скорости ветра до 30 метров в секунду.
Экипаж защищён от обстрела благодаря полной локальной броне корпуса.
Год назад, согласно открытым источниками пресс-службы Министерства обороны РФ, на вооружении в российских частях находилось свыше 100 единиц этой модели, и в планах министерства – ближайшее увеличение закупок.
4. Грузовой транспорт «Урал-4320»
Переходим от броневиков к грузовикам.
«Урал» – детище Уральского автозавода, созданное для использования на всех типах дорог, от «бетонок» до «грунтовок». «Урал-4320» даже среди автомобилей своего класса славится повышенной проходимостью: для этого грузовика полутораметровые броды, двухметровые канавы и шестидесятиградусные подъёмы – не проблема.
Под капотом у этого грузовика – дизельный двигатель мощностью от 230 до 312 л.с. Примечательно, что экологический класс силового агрегата довольно высок – «Евро-4».
Выпускаются «Уралы» с 1977 года, модель 4320 – потомок первых автомобилей этой линейки, существенно улучшенная и модернизированная.
5. Модульный бронированный автомобиль «Волк»
Это уже не грузовик и не броневик в исконном понимании данных терминов. «Волк» – модульная колёсная платформа с полным приводом. На её основе могут быть созданы грузовики, бронетранспортёры, тягачи, командирские, медицинские, дозорные и развед-автомобили.
По сравнению с приведёнными выше броневиками, «Волк» многофункционален. Машина может взять на борт до 18 человек, транспортировать грузы, буксировать прицепы до двух с половиной тонн.
Отсутствие цельного сварного корпуса – основа для монтирования разнообразных транспортных платформ. Такая унификация существенно облегчает решение вопросов взаимозаменяемости отдельных агрегатов и технических узлов, упрощает процедуру ремонта и обеспечения поставок комплектующих.
Без сомнения, модульный подход к разработке армейских транспортов – очень и очень перспективное направление развития военного автомобилестроения.
Характерной особенностью модели является её возможность варьировать клиренс от 25 до 55 см, что обеспечивает отличную проходимость практически по любым дорогам и пересечённой местности.
6. Бронированный автомобиль «Тигр»
Это детище Арзамасского и Горьковского машиностроения часто сравнивают с описанным выше «Волком».
«Тигры» были спроектированы для выполнения патрульных функций, огневой поддержки пехотных подразделений, охранных и разведывательных действий. Машина берёт на борт до десяти человек экипажа, может транспортировать грузы по различным дорогам и бездорожью.
Выпускаются обычная и бронированная модификации модели. Вариант с бронированием тяжелее не бронированного автомобиля на 700 кг.
Всего выпускается более двадцати модификаций модели, включая варианты с противотанковой системой, различными боевыми системами и модулями.
В зависимости от того, в каком климате планируется использовать автомобиль, он может комплектоваться кондиционером или дополнительным отопителем.
Три года назад создатели «Тигра» приступили к разработке нового автомобиля на базе данной модели. Цель инженеров-разработчиков – получить принципиально новый корпус, но сохранить «Тигриное» шасси, которое оказалось очень удачным техническим решением, отлично зарекомендовавшим себя в ходе эксплуатации автомобиля.
7. Многоцелевой автомобиль «Водник»
Второе название модели – «ГАЗ-3937». Транспорт разрабатывался на специализированном заводе Арзамаса как многоцелевой армейский транспорт.
Двухосная бронированная машина «4х4» успешно применяется для транспортирования личного состава, монтажных работ, перевозки прицепов с грузами и оборудованием.
«Водник» в состоянии перемещаться по любым дорогам или бездорожью на дистанции до 1 тыс. км без дозаправки, что крайне важно в условиях ведения боевых действий или спасательных работ.
В архитектуре транспорта широко применяются агрегаты и узлы БТР-80, известные своей надёжностью и функциональностью.
Название «Водник» говорит само за себя – помимо передвижения по суше и вброд, эта модель может преодолевать водные препятствия на плаву за счёт водоизмещающего герметичного корпуса и колёсного движения.
В целом, эта модель используется как гибрид вездехода и маневренного авто, отлично сочетая в себе качества этих видов техники.
Заключение
Военные автомобили всегда привлекают к себе внимание используемыми технологиями и, конечно, секретностью. Несмотря на то, что большая часть моделей, применяемых в армии, недоступна для покупки на гражданском рынке, интерес автолюбителей к военному транспорту устойчиво растёт.
Многие находки инженеров-конструкторов со временем находят своё место и в гражданском транспорте, поэтому такой интерес – совсем не праздный: он может показать, какие интересные особенности и технические решения могут ждать не только армейских, но и гражданских водителей. Со временем, конечно…
Видео об истории военных автомобилей:
Новая «Шишига» и еще 25 крутых колесных машин форума «Армия-2021»
Главная российская оборонная выставка привычно порадовала любопытной техникой.
Военные опять обыграли гражданских. В то время как некогда традиционные для конца лета столичные автомобильные салоны, увы, окончательно деградировали до состояния унылых отраслевых междусобойчиков, армейское шоу в подмосковном парке «Патриот» с каждым годом набирает обороты. Все логичнее организация, все насыщеннее экспозиция, все интереснее развлечения.
Нисколько не хочу принизить политическое и финансовое значение военно-технического смотра, где серьезные чины в погонах, министры да представители крупнейших концернов оборонки подчас действительно обсуждают дела и заключают контракты, непосредственно влияющие на судьбу страны. Однако фанатеющему от машин обывателю куда важнее, что форум «Армия» дает доступ к образцам, которые в повседневной жизни просто так не встретишь. Причем происходит таинство в без преувеличения праздничной обстановке, с кучей тематических зрительских бонусов.
Глаза разбегаются от активностей! На детальный осмотр выставочных площадок и целого дня не хватит, придется выбрать главное. Поэтому, когда вылезете из парадного танка Т-34-85, пройдете курс минно-подрывной науки и оцените боевые стрельбы на полигоне, рекомендую присмотреться к колесной технике – на этот раз особенно разнообразной: от беспилотных шаттлов до хорошо защищенных бронетранспортеров.
В легковом автопроме снова вошли в моду ностальгические мотивы – современная публика охотно принимает переосмысленные на новый лад знаковые решения из прошлого. Теперь общемировой тренд докатился и до грузового завода в Миассе. Здесь тоже решили сыграть на добрых армейских воспоминаниях и построили «Урал-66» (он же «проект 80»).
Название недвусмысленно намекает на легендарную «Шишигу» – ГАЗ-66. Да и концепция похожа: компактный полноприводный двухосник для перевозки личного состава, воинских грузов либо монтажа специальных кузовов. Интересно выглядит тупоносая кабина – это модульная конструкция, которую могут исполнить как в незащищенном, так и в бронированном вариантах.
Хотя пока это только теория. «Урал-66» – макетный образец для оценки реакции потенциальных заказчиков. Вот почему известно о машине не так и много:
«Стрела-ВПК-КБМ» – тоже прототип, притом довольно топорно сработанный: грубое соединение кузовных деталей, кривые стыки, неряшливая отделка с головой выдают опытный образец на макетной стадии. Впрочем, разработчики из «Военно-промышленной компании» и «Конструкторского бюро молодежи» МГТУ имени Баумана уверяют, что машина уже способна передвигаться своим ходом, пусть какие-либо испытания она еще и не проходила.
Цель проекта – изучение рыночных перспектив эдакого «русского Хаммера»: высокопроходимого (хотя брутальный концепт оказался заднеприводным), однако комфортабельного вездехода, широко унифицированного по агрегатам как с новыми газовскими «Газелями» да «Соболями», так и с легким бронеавтомобилем «Стрела».
Если дело пойдет гладко, со временем в России появится целое семейство автомобилей на этой платформе. А пока о машине известно следующее:
Подробнее о «Стреле-ВПК-КБМ» читайте в нашей новостной заметке.
Перспективный «Соболь-NN» на стенде ВПК тоже присутствовал, причем сразу в двух полноприводных исполнениях – в виде командно-штабного автобуса и пикапа с боевым модулем «Арбалет ДМ» (пулемет калибра 12,7 мм или 7,62 мм, дистанционное управление с правого пассажирского кресла). Машине обещана независимая передняя подвеска, дизель 2.8 или бензиновый мотор 2.7, шестиступенчатая механика, блокировки всех дифференциалов, клиренс 200 мм, максимальная скорость не менее 130 км/ч. В серию «Соболь-NN» со всеми ведущими колесами попадет ориентировочно в течение двух лет.
Есть в линейке ВПК машины и посерьезнее. Вот так на самом деле выглядит БТР-82АТ, который нынче на параде Победы сопровождает колонны техники. Только по Красной площади проходят слегка раздетые бронетранспортеры, а на форуме «Армия» образец показывают во всей красе – с решетчатыми противокумулятивными экранами по периметру.
В Беларуси неспокойно, но жизнь на Минском заводе колесных тягачей, похоже, идет своим чередом. В прошлом году предприятие под торговой маркой Volat показало на форуме «Армия» двухосный бронеавтомобиль 490101, а в 2021 году привезло в парк «Патриот» машину повнушительнее.
Характерной формой корпуса и компоновкой бронетранспортер Volat V2 (МЗКТ-690003) несколько напоминает нашу БМП К-17 («Бумеранг»), однако белорусская 22-тонная амфибия с 30-мм автоматической пушкой – полностью оригинальная разработка. Заводчане заявляют баллистическую защиту уровня Бр4 по ГОСТ и противоминную стойкость класса 2a/2b по стандарту STANAG 4569. Силовой агрегат БТРа образуют экзотический 550-сильный дизель Weichai WP 13.550 и автомат собственной разработки МЗКТ. Еще из интересного – гидропневматическая независимая подвеска всех колес на одинарных поперечных рычагах.
Если испытания пройдут гладко, Volat V2 скоро встанет на вооружение белорусской армии.
Не успели в наших войсках толком освоить продвинутый камазовский бронеавтомобиль «Тайфун-К», как предприятия оборонного комплекса начали строить спецтехнику на его шестиколесном шасси. Так, например, выглядит РХБ-9 (фото выше) – современная машина радиационной, химической и биологической разведки. Ключевые особенности: высокий уровень защиты от обстрела и подрыва, улучшенный обзор с места водителя, откидная аппарель сзади, способность автоматически распознавать более 3 тысяч химических веществ, исследовательский беспилотник на борту с радиусом действия до 25 км.
Компания «Ремдизель» (своего рода военный филиал «КамАЗа») активно расширяет линейку компактных двухосных «Тайфунов». К-4386 АМН-Д – многоцелевой бортовой грузовик с бронированной кабиной, приспособленный для десантирования парашютным способом и способный перевозить до трех тонн грузов. Характеристики:
Куда более грозно выглядит еще один свежий вариант «Тайфуна» – К-4386 За-СпН, заточенный на перевозку спецназа и разведывательных подразделений. Броневик песочного цвета серьезно вооружен: пулемет, противотанковый ракетный компекс, сзади даже миномет пристегнут. Характеристики:
«Тайфун-ВДВ» – тоже свежая модификация, которую торжественно выкатили на парад Победы в прошлом году. А на форуме «Армия-2021» машину с 30-мм автоматической пушкой в поворотной башне показали в полностью подготовленном к авиадесантированию варианте. Вот так это выглядит.
Свой вариант бронированного колесного транспорта теперь есть и у военных медиков. Официально машина называется ЗСА-Т – защищенный санитарный автомобиль тактического звена. Пусть описание его назначения звучит несколько зловеще: «для поиска, сбора и вывоза раненых с поля боя и очагов массовых санитарных потерь». Зато у бойцов шансов выжить теперь и правда больше. ЗСА-Т способен за раз эвакуировать в безопасное место до шести сидячих и до 2-4 лежачих раненых.
«Тайфуны» – техника прогрессивная, однако дорогая и сложная. Поэтому вводится в войска постепенно, а основную лямку армейской автомобильной службы продолжают тянуть заслуженные «КамАЗы» да «Уралы». Неудивительно, что модернизации этих машин тоже уделяют пристальное внимание.
В вооруженные силы уже начали поступать вот такие многоцелевые полноприводные грузовики «Урал-63706-0122» семейства «Торнадо-У» с бронированной кабиной и пулеметной точкой на крыше. Оснащенная 440-сильным турбодизелем ЯМЗ-652 машина способна брать на борт до 16 тонн и вдобавок тянуть 12-тонный прицеп.
«Ремдизель» тоже снабдил обновленный полноприводный «КамАЗ» защищенной кабиной оригинального дизайна. Однако установку вооружения посчитал излишней. Модернизированный К-5350 К-1 «Мустанг-М» имеет грузоподъемность шесть тонн и снабжен 300-сильным турбодизелем 740.635-300.
Другой проект ОКБ «Техника» – сверхлегкое специальное транспортное средство «Сармат-2». По сути, проворное внедорожное багги, приспособленное для перевозки 3-4 человек и монтажа различного вооружения – от пулеметов до минометов. Машина влезает в кузов грузовика, может размещаться на внешней подвеске вертолета. В общем, хорошо подходит для разведчиков и десантников.
Российские военные темой багги интересуются пристально, поэтому и недостатка в подобных разработках нет. Компании Rif и «Интралл» даже выставили целое семейство из двух «Эскадронов» – поменьше (9903) и побольше (9904).
Впрочем, Министерство обороны России не только изучает сторонние предложения, но и ведет собственную научную деятельность. Полюбуйтесь, к примеру, на творчество коллектива военного технополиса «Эра». Миниатюрный концептуальный электромобиль, кстати, так и называется.
Качество исполнения прототипа едва ли выше, чем у «Стрелы-ВПК-КБМ» – сделано весьма неряшливо, зато в крохотный формат военные умы постарались упаковать максимум продвинутых решений. Здесь и полный привод на основе двух электромоторов (по одному на каждую пару колес) с функцией рекуперации, и встроенные в крышу солнечные батареи на 100 Вт, и площадка для запуска дрона. Вдобавок в компактную капсулу армейцы умудрились засунуть два кресла – за спиной водителя выкроили место для пассажира.
Но самое интересное – система изменения клиренса. Некоторые СМИ поспешили приписать «Эре» некую «электрическую подвеску», однако по факту электрокар имеет обычные сдвоенные пружинные стойки. Фишка в другом – при нажатии кнопки в салоне машинка как бы «горбится», подтягивая под себя задние колеса. Соответственно, дорожный просвет увеличивается или уменьшается, меняется и колесная база. Смотрите видео, как это работает.
Характеристики «Эры» таковы:
Предполагается, почти бесшумный и малозаметный электромобиль станет удачным решением для разведки, скрытной доставки боеприпасов и медикаментов. Подробнее об «Эре» читайте в нашей заметке.
Гражданские спецы из Московского политехнического университета ответили военным не просто электрическим, но вдобавок беспилотным шаттлом под названием Smart. Забавный тяни-толкай («лицо» у него со стороны белой полосы на кузове) рассчитан на работу в парковых зонах, однако в перспективе на этой платформе хотят строить технику различного назначения – вплоть до коммерческих фургонов. Любопытно, что студенческое КБ готово выпускать машину малыми партиями на собственных мощностях.
Внутри капсулы нет руля и педалей – только расположенные напротив друг друга диваны да большой монитор, на который, к примеру, можно выводить информацию о достопримечательностях на маршруте. Места вполне хватает на четырех взрослых, а если потесниться, то и шесть человек, вероятно, влезут. Представитель политеха уверял, что Smart уже способен ездить самостоятельно, но на многолюдной выставке продемонстрировать умения шаттла не рискнул и передвигал его при помощи радиопульта, как игрушечную машинку.
Вообще в окружении военной продукции нарядный Smart смотрелся странно. Но дело в том, что необходимые электронные компоненты российского производства беспилотнику способна дать только оборонка. Прототип же пришлось строить на зарубежных деталях. И сейчас идут переговоры об импортозамещении, к чему резонно стремятся в политехе.
Ну а пока Smart в цифрах выглядит так:
Больше подробностей и фотографий «Смарта» ищите в отдельной новости.
На то, что именно оборонка способна оплодотворить отечественный автопром передовыми решениями, намекнул и Обуховский завод концерна «Алмаз-Антей», известного зенитно-ракетными комплексами вроде С-300 и С-400. Предприятие показало опытную беспилотную архитектуру Eneva, на которой в перспективе можно будет строить технику различных размеров и назначения – от внедорожников до грузовиков.
Выставочный образец – это стальная платформа с алюминиевыми независимыми подвесками, дисковыми тормозами по кругу и 20-дюймовыми колесами. На каждой оси расположен отдельный электромотор, то есть привод полный. При этом отдача двигателей внушительная – суммарно 435 л.с.
Остальные параметры «тележки» Eneva выглядят так:
Есть такое понятие – технология двойного назначения, способная одинаково успешно применяться как в народном хозяйстве, так и в армии. Характерный пример из автомобильного мира – внедорожники. К примеру, Lada Niva Travel в ливреях военной автоинспекции или военной полиции смотрится вполне уместно.
Однако порой попытка угодить и нашим и вашим принимает достаточно курьезные формы. Как вам, к примеру, идея службы родстера «Крым» в рядах ВАИ? Напомним, прототип на вазовских агрегатах пока существует в двух экземплярах. И вот на базе второго подготовили выставочный образец. Отличия от гражданского спорткара минимальные – «маячки», громкоговоритель, орнамент кузова. Разработчики из ВПК и МГТУ имени Баумана (авторы упомянутой выше «Стрелы-ВПК-КБМ») поясняют концепцию так:
«Родстер ВАИ является демонстрацией возможности использования молодежного автомобиля в качестве базы для специального транспортного средства».
Куда более интересным выглядит проект трансформации заслуженной Lada Niva Legend в современную скорую помощь для отдаленных районов страны. Взамен пассажирского салона на модель под названием Prima монтируют легкую медицинскую надстройку (композитные панели на алюминиевом каркасе), изолированную от водителя на случай перевозки инфицированных больных. Внутри нашлось место для носилок и двух поворотных кресел. Любопытно, что на задний мост поставили пневмоподвеску, призванную повысить плавность хода и обеспечить постоянный уровень кузова.
А сколько времени нужно на постройку приличной дороги с нуля? Вот эта инженерная машина на восьмиколесном шасси КамАЗ-63501 готова управиться ровно за пять минут, после чего болото или непроходимую целину покроют полсотни метров непрерывного стального настила.
Лента выглядит ажурной и не слишком прочной, однако первое впечатление обманчиво. На деле материал выдерживает даже основные боевые танки, равно как любую другую гусеничную технику массой до 60 тонн и колесную с нагрузкой на ось не более 12 тонн. Причем штука многоразовая. После прохода транспорта настил снова наматывается на барабан и отправляется на следующую точку.
Называется хитроумный агрегат КРВД – механизированный комплект оперативного развертывания временных дорог.
Трехосный КамАЗ-65224 по запросу инженерных войск превратился в полугусеничный агрегат. Это ПЗМ-2М – полковая землеройная машина, способная даже в замерзшей земле отрывать траншеи, ходы сообщения, котлованы со скоростью от 35 до 180 метров в час. Дополнительный движитель необходим для повышения проходимости при работе на сложных поверхностях: зубастые ленты опускаются вниз, снижают давление на грунт и помогают увереннее продвигаться вперед.
Ну а завершим обзор автомобилем, который по статусу находится выше всей этой суеты с беспилотниками, броней и оборонными контрактами. Ведь созданный специально для главного парада страны царь-кабриолет Aurus Senat нельзя купить простым смертным. Его удел – штучный тираж, роль символа России и исключительно важные пассажиры на борту. Настолько важные, что подходить вплотную к машине посетителям выставки запретили.