автономная группа модель смешанного обучения
Смешанное обучение в России
Модели смешанного обучения
Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий:
Перевернутый класс и перевернутое обучение
Ротация станций
Ротация станций (station rotation model) — модель, в которой ученики на уроке делятся обычно на три группы: группа онлайн-работы, работы с учителем и проектной деятельности, и в ходе урока перемещаются по всем трем. Другое название ротации станций — смена рабочих зон.
Подробнее о ротации станций.
Как применять ротацию станций на практике
Дополнительные материалы:
Видео с уроков в ротации станций (более 15 видео)
Смена рабочих зон — выступление Любомирской Н.В. (2013 г.)
Опыт применения ротации станций для повышения результатов ОГЭ
Примеры сценариев уроков
Ротация лабораторий
Ротация лабораторий (lab rotation model) — модель, в которой несколько занятий проходят в обычных классах (фронтальная работа), а после занятий в традиционном классе школьники переходят в компьютерный класс (лабораторию), где индивидуально работают на компьютерах или планшетах, углубляя или закрепляя знания.
Подробнее о ротации лабораторий
Как реализовать ротацию лабораторий в одном классе или по одному предмету
Видео:
Ротация лабораторий — Смешанное обучение (США)
Гибкая модель
Гибкая модель (flexy model) предполагает вовлечение всей школы и всего педагогического коллектива, наличие у каждого учащегося индивидуального учебного плана, высокий уровень контроля своего обучения со стороны ученика.
Подробнее о гибкой модели
Дополнительные материалы:
Гибкая модель — Смешанное обучение (США)
Гибкая модель — гимназия 1505 (Москва) (Видео)
Модель индивидуальной ротации
Модель индивидуальная ротация предполагает, что учащиеся могут перемещаться по станциям по индивидуальному расписанию, установленному учителем или программой (алгоритмом или искусственным интеллектом).
Главное отличие от других ротационных моделей в том, что учащиемся не обязательно надо физически переходить со станции на станцию, чаще всего они выполняют действия, запланированные в их маршрутных листах. Зачастую визуально сложно отличить индивидуальную ротацию от ротации станций. Разница в персональном опыте ученика. Программа обучения каждого учащегося каждый день адаптируется к его индивидуальным потребностям на основе учебных результатов в предыдущие дни (на основе данных из онлайн-среды).
Подробнее о модели индивидуальной ротации
Модель а-ля-карт
Модель A La Carte (по запросу) позволяет учащимся пройти асинхронные онлайн-курсы с онлайн-преподавателем в дополнение к другим очным курсам, что часто позволяет сделать расписание учащихся более гибким. Курсы A La Carte — хороший вариант в ситуации отсутствия у школы очного преподавателя, физического пространства для данного предмета, а также для изучения факультативных курсов.
Подробнее о модели А-ля-карт (или «На выбор»)
Расширенная виртуальная модель
Обогащенная виртуальная модель
Обогащенная (расширенная) виртуальная модель является альтернативой онлайн-школе и позволяет учащимся выполнять большую часть учебной работы онлайн дома или за пределами школы, но посещать школу для обязательных очных занятий с учителем. В отличие от перевернутого класса, программы с обогащенной виртуальной моделью обычно не предполагают ежедневного посещения школы; некоторые программы могут предполагать посещение только один-два дня в неделю.
Подробнее об обогащенной виртуальной модели
Дополнительные материалы
Является ли обогащенная виртуальная модель будущим старшей школы?
Как заставить обогащенную виртуальную модель работать
Смешанное онлайн-обучение
Смешанное онлайн-обучение — образовательный подход, совмещающий синхронное и асинхронное обучение
— обучение с участием учителя (лицом к лицу) (синхронно онлайн)
— самостоятельное обучение в онлайн-средах или в оффлайн-пространстве, когда ученик хотя бы частично сам контролирует свой путь, время, место и темп обучения (асинхронно)
— интеграцию опыта самостоятельного обучения и обучения с учителем – в групповых форматах
Подробнее о смешанном онлайн-обучении
Еще больше про модели смешанного обучения читайте в нашей группе!
Работаем с электронной формой учебника: технология смешанного обучения
Что такое смешанное обучение?
Смешанное обучение — это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения. В нем используются специальные информационные технологии (компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т.д.). Учебный процесс в этом случае представляет собой чередование фаз традиционного и электронного обучения. Смешиваться могут очное и дистанционное, структурированное и неструктурированное, самостоятельное и коллаборативное обучение. В подобном ключе можно смешивать учебу и работу, а также другие сферы, связанные с образованием.
Технология начала развиваться с 2006 года, с выхода книги К.Дж. Бонка и Ч.Р. Грэхема «Справочник смешанного обучения». В наше время в России цифровые сервисы используют 14% учителей (по данным 2017 года). Применение электронного обучения прописано в законе «Об образовании РФ».
«. в недалеком будущем российские школы перейдут на смешанный тип урока, когда часть занятия занимают объяснения учителя, а часть — работа детей с цифровыми технологиями» О.Ю. Васильева, министр просвещения.
Плюсы смешанного обучения:
Расширение образовательных возможностей учащихся за счет доступности и гибкости образования.
Стимулирование формирования активной позиции ученика.
Трансформация, актуализация стиля преподавания.
Индивидуализация и персонализация образовательного процесса.
На сегодняшний день педагоги выделяют ряд трудностей, с которыми сталкиваются при переходе на смешанное обучение:
Технические проблемы: отсутствие технических устройств, затруднения доступа к интернету.
Методические проблемы: недостаточность практических наработок, значительные трудозатраты при подготовке, страх использования технических устройств.
Модели смешанного обучения
Автономная группа. Класс делится на две половины: одна группа занимается по традиционной модели, другая — по онлайн-курсам. Первой необходим преподаватель, второй — тьютор. Возможно чередование групп. Критерий деления определяет учитель. Численный состав может быть постоянным или переменным.
Перевернутый класс. Знакомство с новым учебным материалом переносится на домашнее изучение, а отработка производится уже в классе. Так появляется возможность организовать на уроке индивидуальную и групповую работу, обсудить изученное, уделить время практическим задачам. Это очень популярная модель. Основная сложность в ее использовании: сделать так, чтобы все ученики действительно выполняли домашние задания.
Смена рабочих зон. Класс делится на группы, и организуются: 1. Зона работы с учителем; 2. Зона работы в группе; 3. Зона работы онлайн. Модель чаще всего используется в средней и старшей школах. При работе с младшеклассниками добавляется зона отдыха. Группы действуют в соответствии с маршрутным листом. Такие уроки открывают учителю широкие возможности для обеспечения индивидуализации в обучении.
Новый профиль. Если нескольким ученикам средней или старшей школы не подходит ни один из предложенных учреждением профилей, может быть выделена группа «Новый профиль» (что соответствует стандарту образования). Профильное обучение ведет педагог школы или приглашенный специалист.
Межшкольная группа. Аналогично «Новому профилю», однако в группу сотрудничества входят ученики из разных учреждений. Модель особенно актуальна для одаренных детей и детей с ОВЗ из малокомплектных школ.
Индивидуальный учебный план. Расписание оптимизируется для каждого ученика с учетом его образовательных потребностей. Модель целесообразна для учащихся с особыми образовательными потребностями.
Все модели реализуются с использованием электронных форм учебников. ЭФУ это:
Содержание печатных учебников, адаптированное для электронных устройств и дополненное мультимедийными компонентами.
Эффективное средство контроля и самоконтроля.
Использование закладок, заметок, быстрый переход по ним, а также быстрый поиск страниц, соответствующих печатному учебнику.
Опыт гимназии «САН»
В 2017-2018 гг. гимназия «САН» (г. Пенза) приняла участие в проекте «Школа, открытая инновациям». В рамках проекта образовательная организация получает бесплатные электронные учебники в соответствии с имеющимися печатными комплектами. Специалисты гимназии поделились этапами реализации программы по внедрению ЭФУ:
Создание условий для эффективного использования ЭФУ (обсуждение проекта на педагогическом совете, заключение договора с издательством, составление дорожной карты, подготовительная работа с родителями, добавление тематической страницы на сайт школы).
Организация диагностических процедур (анкетирование педагогов, учеников, родителей).
Организация работы с учащимися и родителями (практические занятия для учеников, родительские собрания, лекция для родителей на тему ЭФУ, общее и индивидуальное консультирование, проведение круглого стола родителей и педагогов).
Организация методической работы с педагогами (изучение возможностей ЭФУ, проведение семинаров, вебинаров и консультаций, прохождение курсов повышения квалификации на платформе LECTA).
Не случайно так много внимания было уделено работе с родителями. Из них, до начала проекта, только 25% однозначно одобряли новшество. Однако со временем процент, конечно, существенно вырос, поскольку мотивация детей очевидно повысилась, познавательная деятельность учеников стала активнее. Сами же школьники изначально отнеслись положительно к использованию ЭФУ (95%). Проект был реализован так успешно, что сейчас специалисты гимназии планируют передать опыт коллегам в ходе городского научно-методического семинара.
Смешанное обучение (из опыта работы)
Разделы: Биология
Ключевые слова: обучение на станциях
Почему ты не учишься? Почему ты не учишь? Все время говорим такие слова ученикам. А у них планшеты, смартфоны. Учащиеся проявляют пассивность на уроке (наблюдают, списывают, решают и т.д.). Учитель что делает? Передает информацию, держит дисциплину.
Мы должны меняться. В этом поможет смешанное обучение. «Смешанное обучение» позволяет добиться того, чтобы дети на собственном опыте познавали мир, а учитель им в этом помогал.
Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения.
Рассмотрим наиболее распространённые четыре базовые модели.
Модель 1. «Перевернутый класс»
Это самая простая модель для реализации, но не всегда «перевернутый класс» отвечает высоким стандартам смешанного обучения.
Основателями являются американские педагоги Аарон Самс и Джонатон Бергман – учителя химии.
«Перевёрнутое обучение» (flipped learning) — это одна из моделей смешанного обучения, при которой вместо домашнего задания учащиеся работают в он-лайн среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в Интернет, знакомятся с новым или закрепляют изучаемый материал. Часто при реализации такой модели используются учебные видеоматериалы.
На уроке происходит закрепление изученного и актуализация полученных знаний, которая может проходить в формате семинара, ролевой игры, проектной деятельности и других интерактивных формах. Эту форму часто сравнивают с решением домашнего задания в классе (отсюда и метафора «перевернутого класса»).
Технические требования для реализации: наличие у учащихся дома электронных устройств с доступом к Интернету.
Реализация модели «Перевернутый класс» позволяет:
Используйте перевернутый класс там, где это действительно нужно, сочетая его с другими формами интерактивна и стандартными занятиями.
Модель 2. Ротация станций
Учащиеся распределяются между тремя группами по видам учебной деятельности. Каждая группа работает в своей части класса на своей станции:
В течение урока группы перемещаются между разными станциями так, чтобы побывать на каждой станции. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от педагогической задачи. Например, одна группа начинает работать под руководством учителя, другая занимается онлайн, третья разбивается на малые подгруппы (пары) и работает над небольшими проектами. Затем группы перемещаются на следующую станцию.
Количество станций может быть и две: станция работы с учителем и станция онлайн-работы. В этом случае рекомендуется проводить отдельно уроки проектной работы или уроки в интерактивной форме не реже, чем каждый 3-4-е уроки. Также можно создать четыре станции, опять же в зависимости от педагогической задачи.
Например, тема урока «Тайны рождения», 8 класс
Задачи урока:
Планируемые результаты обучения:
Деятельность учащихся: знакомство со строением и функциями половой системы через интернет – ресурс; работа с текстом и иллюстрациям учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов
I. Проверка знаний.
Проблема урока: Как обеспечить встречу двух гамет, необходимую для зарождения новой жизни?
II. Изучение нового материала.
Смешанное (гибридное) обучение: все, что вам нужно знать
Смешанное обучение – это не столько инновация, сколько естественное следствие интеграции электронных технологий в традиционное обучающее пространство.
Давайте подробно разберемся в понятии «смешанное обучение» и рассмотрим его преимущества.
Что такое смешанное обучение?
Смешанное или гибридное обучение сочетает в себе лучшее из двух учебных сред — традиционного очного обучения в классе и высокотехнологичного электронного обучения.
Учитывая преимущества обоих видов, вы можете привлечь все типы учащихся — тех, кто лучше учится в структурированной среде, включающей личное взаимодействие с инструктором, и тех, кто предпочитает самостоятельное автоматизированное электронное обучение.
Наверняка в вашей компании или обучающем проекте вы имеете дело с обоими типами учащихся, поэтому смешанное обучение это именно то, что подойдет им всем.
В то время как традиционное очное обучение предлагает возможность для ролевых игр с немедленной обратной связью лицом к лицу, онлайн-обучение предлагает персонализированное, самостоятельное обучение с использованием элементов электронного обучения, таких как формирование навыков, игры, видео, учебные пособия, викторины, доступные в личном кабинете ученика в системе управления обучением (LMS) со смартфона или планшета.
Преимущества смешанного обучения
В последнее десятилетие многие преподаватели органично внедряют смешанное обучение как инструмент для занятий в аудитории и за ее пределами. В том числе и в корпоративной среде.
Успех смешанного обучения обусловлен 5 основными преимуществами:
1. Учет потребностей всех
Смешанное обучение учитывает все типы учащихся, независимо от того, предпочитают ли они знакомый традиционный класс, хотят учиться онлайн или пробуют сочетание того и другого. Без ограничений, присущих аудиторным занятиям или онлайн-курсу, смешанное обучение использует различные методологии, поэтому содержание может быть адаптировано под ученика и оптимизировано под конкретный предмет. Хотя не все очные курсы легко переводятся в цифровой формат, можно переработать существующий контент для онлайн-обучения таким образом, чтобы это дополняло существующий курс.
2. Тенденции обучения и обратная связь
В смешанном обучении используются онлайн- и офлайн-технологии в тандеме, что позволяет преподавателям быстро внедрять новейшие тенденции и методы обучения в учебную программу. Преподаватели также могут использовать встроенные функции аналитики LMS для более глубокого анализа прогресса и успеха учеников на основе полученных данных.
Для учащихся смешанное обучение также предлагает уникальную возможность обсуждать, моделировать и практиковать новые навыки в безопасном месте, так что они не просто смотрят или слышат — они делают. Применяя новые знания вскоре после того как они покинули физический или виртуальный класс, учащиеся помнят то, что они узнали.
3. Снижение затрат
Обучение в классе может показаться более дешевым вариантом по сравнению с разработкой электронного обучения, но подумайте об истинной стоимости очных занятий: время на поездки и командировки сотрудников, оплата инструкторов, оплата перелета и гостиницы могут составлять значительную часть бюджета на обучение.
Смешанный подход к электронному обучению сокращает командировочные расходы и может использоваться снова и снова, что также сокращает время преподавателя.
4. Удовольствие и участие
Смешанное обучение – это интерактивный опыт. Учащиеся усиливают уроки в офлайн, практикуясь в Интернете с помощью различных форматов и носителей информации, каждый из которых ориентирован на определенный стиль обучения. Ученики могут выбирать с каким типом контента они хотят взаимодействовать, как будут практиковать то, что они узнают, и общаться с инструкторами и другими учащимися в любое время и на любом устройстве.
Опыт группового взаимодействия поддерживает вовлеченность учащихся и информирует преподавателей об их успехах и областях, требующих большего внимания.
5. Охват и персонализация
Большие организации сталкиваются с проблемами, связанными с тем, чтобы сделать обучение универсальным, независимо от местоположения филиала. Повтор обучения и командировки также могут быть проблемами, которые легко решаются с помощью смешанного обучения, обеспечивающего обучение всех сотрудников, независимо от того, работают ли они в другой стране или из дома.
Охват всех также означает учет разных уровней подготовки людей. Если все учащиеся имеют разные уровни понимания и опыта, то зачем заставлять их проходить одну и ту же программу обучения? Смешанное обучение создает подход к обучению в формате «шведского стола», позволяя ученикам управлять и выбирать, как и когда они взаимодействуют с учебным материалом. Возможность протестировать знакомую тему или несколько раз прослушать один и тот же подкаст означает, что каждый ученик получает необходимую (и желаемую) подготовку.
Модели смешанного обучения
Когда вы обучаете разнородную группу, практически невозможно адаптировать процесс обучения к каждому ученику. Модель смешанного обучения может помочь вам персонализировать ваш предмет с учетом временных соображений, методов обучения и даже личных предпочтений, но реализация модели смешанного обучения требует больших изменений в вашем отношении к обучению.
Вот некоторые из методов смешанного обучения:
Традиционные учебные занятия под руководством инструктора дополняются технологией, позволяющей учащимся контролировать свой собственный темп обучения. Это ролевые игры, наставничество, практика и обратная связь.
Учащиеся переходят от одной учебной деятельности к другой либо во время структурированного занятия под руководством преподавателя, либо в онлайн-режиме самостоятельно. Это учебные «станции» и перевернутый класс, где ученики отрабатывают урок перед посещением очного обучения.
Это термин, который можно использовать как синоним индивидуального обучения. Получая доступ к своему личному кабинету в системе управления обучением (LMS), ученики контролируют свой путь обучения, выбирая, что им изучать. Инструктор обычно присутствует в качестве наставника, чтобы отвечать на возникающие вопросы.
Одним из самых эффективных способов мотивации учащихся является игра. Получая игровые элементы, такие как очки или уровни, учащиеся чувствуют небольшую конкуренцию и более мотивированы изучать материал в свободное время.
Эта модель смешанного обучения полностью электронная, с минимальным взаимодействием с инструктором или без него, и применяется до, во время или после обучения. Учащиеся могут получить доступ к контенту на мобильных телефонах, ноутбуках или планшетах. Этот метод вовлекает и укрепляет обучение.
Это дополнительный контент в форме вебинаров, шаблонов документов, отраслевых блогов или видеоуроков, который помогает целеустремленным учащимся глубже изучить предмет. Надежная LMS «АнтиТренинги» может объединить различные типы контента в рамках одной системы, чтобы поощрять любопытство и рост учеников.
Эта модель смешанного обучения полностью ориентирована на ученика и происходит в электронной среде. Учащиеся могут общаться с инструктором через чат или электронную почту. Она обеспечивает гибкий график и персонализированное обучение, но не имеет непосредственного взаимодействия с другими типами смешанного обучения.
LMS в этом случае – лучший способ побудить учеников направлять собственное обучение, продолжая при этом следить за процессом и участвовать в обсуждениях в классе.
Лучшие практики смешанного обучения
Смешанное обучение хорошо подходит для изучения большого количества материала курса самостоятельными и заинтересованными учащимися. Но как заставить учеников брать на себя ответственность за свое обучение? Применяя лучшие практики и стратегии смешанного обучения к остальной части учебной программы, вы можете максимально использовать совместные усилия дома и в классе.
Объясните причины использования вами смешанного обучения
Если ваши ученики до конца не понимают причины объединения самостоятельного и обучения в аудитории, вы можете потерять их с первого дня. Вместо этого найдите время, чтобы объяснить, почему вы выбрали смешанное обучение в качестве учебного метода. Возможно, вы уважаете то, что ваши ученики учатся с разной скоростью, и уважаете их время; или вы предпочитаете проводить время в аудитории, применяя концепции на практике и участвуя в диалоге.
Включайте разнообразные занятия
Постарайтесь учесть все пожелания учеников: например, некоторые предпочитают учиться читая, а другие добиваются лучших результатов на практике. Не существует единого метода эффективного обучения, но включение разнообразных видов деятельности, таких как групповые обсуждения, онлайн-викторины и игры способствует вовлечению учеников во все виды обучения.
Интернет
У вас и ваших учеников есть самый мощный инструмент обучения всех времен, который всегда под рукой – это Интернет. Зачем писать вопрос на доске, если можно показать увлекательное видео? Попросите учащихся посмотреть видео в свободное время, а затем вынесите на обсуждение вопросы по нему в классе на следующий день. Зачем рассказывать ученикам о факте, если можно попросить их провести исследование дома и отчитаться о нем в аудитории?
Или попробуйте онлайн-тему в сочетании с быстрой презентацией в классе. Когда учащиеся получают возможность применить свои новые знания, то они лучше усваиваются.
Смешанное обучение эффективно, потому что учащиеся не просто смотрят или слышат – они делают. Применяя новые знания вскоре после того как они покинули физический или виртуальный класс, учащиеся сохраняют то, что они узнали, что является беспроигрышным для всех.
Как начать смешанное обучение?
Сделайте шаг назад и подумайте, что дает ваше обучение и чему вы хотите, чтобы ученик научился. Вы, вероятно, уже знаете это, так как разработали занятия под руководством инструктора. Используя свой опыт и помощь инструкторов, спросите себя: в чем сложности?
Почти каждый тренер скажет вам, что есть аспекты их программ, которые являются трудными как для них самих, так и для учеников. Подумайте о сухой фактической информации, такой как технические характеристики, информации о соответствии или сложной серии шагов, для выполнения которых может потребоваться практика. Это ваш пробел: что вы можете взять из занятий под руководством инструктора и внедрить в электронном обучении, чтобы учащиеся могли учиться и практиковаться в свободное время и в своем собственном темпе?
Современные подходы к обучению позволяют разработать несколько действительно интересных и увлекательных способов проведения этой оценки, благодаря чему электронное обучение и контент под руководством преподавателя отлично дополняют друг друга.
Перенос части содержания курса в электронный формат также приносит пользу занятиям под руководством инструктора, позволяя преподавателям больше сосредоточиться на применении знаний или на более сложных задачах. Электронное обучение может предоставить информацию о том, «что», в то время как материалы под руководством инструктора могут сосредоточиться на том, «как».
Платформа «АнтиТренинги» позволит вам систематизировать ваше электронное обучение. Загружайте видеоуроки, инструкции и шаблоны, чтобы ваши ученики могли закрепить полученные знания на уроке в аудитории или подготовиться к практике, которую вы подготовили для них в офлайн. Аналитика на сервисе позволит вам отслеживать успеваемость каждого учащегося, вовремя помочь и поддержать при необходимости.
Готовы попробовать смешанное обучение? Ваши ученики будут благодарны за то, что вы учитываете их пожелания и предлагаете им обучение, которое лучше всего работает именно для них.