автор теории коллективного способа обучения
Статья «коллективный способ обученияА. Г. Ривин и В. К. Дьяченко. «
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Коллективный способ обучения КСО
(А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко)
По В. К. Дьяченко, обучение есть общение обучающих и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения.
Организационная структура учебного процесса и стадии ее развития
Организационная форма обучения
1. Опосредованное общение через письменную речь
2. Парная (один учит другого)
3. Групповое общение
3. Групповая (один одновременно учит многих)
4. Общение в парах сменного состава
4. Коллективная (каждый учит каждого)
3. Коллективный способ обучения (КСО); включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную
Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало из древности, а в новое время была наиболее ярко воплощена в так называемой белл-ланкастерской системе взаимного обучения. Суть этой системы состояла в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, осуществлять массовое их обучение, но само качество этого обучения было крайне низким. Этим и объясняется то, что белл-ланкастерская система не получила широкого распространения.
А. Г. Ривин и В. К. Дьяченко используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: диалектическая + неоэкзистенциалистская. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: информационная (ЗУН) + операционная (СУД).
По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная.
По типу управления: «репетитор» + система малых групп.
По организационным формам: альтернативная классно-урочной, КСО.
По подходу к ребенку: сотрудничество.
По преобладающему методу: диалогическая, объяснительно-иллюстративная.
По направлению модернизации: альтернативная.
По категории обучаемых: массовая.
— Развитие коммуникативных качеств личности (СУД).
— Создание интернациональной трудовой школы.
— завершенности, или ориентации на высшие конечные результаты;
— непрерывной и безотлагательной передачи полученных знаний друг другу;
— сотрудничества и взаимопомощи между учениками;
— разнообразия тем и заданий (разделения труда);
— разноуровневости (разновозрастности) участников педагогического процесса;
— обучения по способностям индивида;
— педагогизации деятельности каждого участника.
Методика поабзацной проработки текста (А. Г. Ривин). Разработана для изучения деловых статей или научных текстов в парах сменного состава.
Одновременно в классе изучается много разных тем. Практически каждый школьник имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными товарищами, выступая поочередно то в роли слушателя (ученика), то в роли рассказчика (учителя). Оптимальное количество тем в группе девять-одиннадцать. Поэтому, если в классе тридцать-сорок учеников, то, следовательно, три-четыре одновременно «ведут», «специализируются» по одной и той же теме. По каждой теме подбираются пятнадцать-двадцать, а то и больше рассказов, которые распределяются между детьми.
Объем статей для изучения не должен быть слишком маленьким (не меньше одной страницы).
С самого начала перед каждым учеником ставится цель: овладеть материалом данной ему статьи так, чтобы уметь ее рассказать, ответить на все вопросы.
Особенности методики КСО в сравнении с Г СО (по В. К. Дьяченко)
— общение учащихся отсутствует
— постоянное рабочее место
— обучает профессиональный педагог
— разные темпы и материал
— в соответствии с индивидуальными
— систематический характер обучения
— не учатся выступать
— учатся выступать, рассуждают,
— не умеют объяснять
— развитие педагогических способностей
— каждый работает на себя
— на себя и на других
— отношения ответственной зависимости: коллективистские
Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя (рис. 13).
Пример: Оле учитель физики дал тему «Рефракция света в земной атмосфере». Оля приступает к работе по своей теме с Петей. Книгу положили посередине, и один из них прочитал первый абзац текста. Вместе обсудили, о чем речь, и подобрали заглавие: «1) Возникновение рефракции света в земной атмосфере», записали в тетради.
Такую же работу они проделали по Петиной статье. После этого Оля перешла к Гале и вручила ей свою тетрадь. Галя прочитала заглавие и попросила рассказать ей о том, как возникает рефракция света в земной атмосфере.
Когда вопрос был выяснен, Оля прочитала следующий абзац, обсудили, вместе подыскали подходящее заглавие, и после согласования Галя записала Оле в тетрадь новое заглавие: «2) Определение астрономической и земной рефракции». Все то же было проделано и по статье Гали.
Третий абзац Оля прорабатывала с Борисом, но сначала она ему изложила содержание двух предыдущих абзацев так, чтобы у него не было надобности их перечитывать. Борис в тетрадь Оли записал заглавие третьего абзаца:
Оля сделала еще четыре встречи и проработала четыре абзаца (части) текста. Каждому новому напарнику она излагала содержание того, что проработала с предыдущими товарищами, они читали и обсуждали вместе новую часть текста, озаглавливали, и каждый новый «сотрудник» записывал ей в тетрадь следующее заглавие. В результате получился план, состоящий из семи пунктов. В конце занятия Оля снова встретилась с Петей, которому изложила всю тему от начала и до конца. К этому моменту Петя также заканчивал свою тему и мог уже полностью изложить ее Оле, ответить на ее вопросы, дать советы, как лучше эту тему изучить.
Работа Оли над изучением своей статьи (текста) с разными товарищами по очереди является типичной при использовании методики А. Ривина для изучения разных учебных предметов. Суть этой методики заключается в том, что каждый ученик получает свою особую тему (статью) и прорабатывает ее не в одиночку и не в паре с каким-то одним учеником, а постепенно, работая по очереди то с одним, то с другим, то с третьим одноклассником.
Когда ученик заканчивает проработку статьи, тогда он еще раз ее всю перечитывает или просматривает, чтобы окончательно дать полное ее изложение кому-то из своих требовательных товарищей либо выступить перед малой группой, либо воспроизвести и ответить на вопросы учителя, либо сделать выступление перед классом. Возможно также и письменное изложение статьи,
Обратная методика Ривина: учащиеся находят и прорабатывают различные литературные источники по теме и сами составляют текст.
Методика «Обмен заданиями» (М. А. Мкртчян). Работа начинается с ввода или так называемого «запуска» раздела. Преподаватель, работая индивидуально с каждым по очереди, объясняет, как решается задача «а» того задания, которое должен выполнить ученик. Дает теоретическую консультацию, записывает решение задачи прямо в тетрадь ученика. Задачу «б» своего задания ребята решают самостоятельно, а правильность решения проверяют у преподавателя. После проверки ученику ставится в таблице учета «+».
Раздел считается введенным в работу (запущенным в технологический процесс), если каждое его задание выполнено хотя бы одним учеником.
Пример: задания по разделу «Решение неравенств» (РН).
а) х 2 +х-2>х б) м 2 +5x+4>x+2
Витя учит Колю решению задачи из задания РН1; если нужно, он дает теоретические объяснения, отвечает на вопросы Коли. Записать решение задачи и необходимые формулы он может прямо в Колину тетрадь.
Затем таким же образом учит Коля, объясняя Вите, как решается задача из задания РН2. Потом Коля самостоятельно решает задачу
Коллективный способ обучения
Дьяченко Виталий Кузьмич
21 июня 1923 г. — 15 января 2008 г.
Виталий Кузьмич Дьяченко – широко известный учёный, крупнейший специалист по дидактике, родоначальник теории коллективного способа обучения, автор педагогической технологии, позволяющей каждого школьника включить в учебно-познавательную деятельность, сделать его успешным.
Очерк о В.К. Дьяченко в книге «80 лет Красноярскому ИПК» (2015 г.)
Дьяченко Виталий родился 21 июня 1923 г. в Украине, в селе Жаботино Каменского района Черкасской области.
В конце 30-х годов его отца, активиста колхозного строительства, отправили учиться в Москву. В феврале 40-го года к нему приехал Виталий и стал учиться в школе № 276. В январе 1941 г. познакомился с 64-летним Александром Григорьевичем Ривиным и его методом. Их знакомство длилось полгода: выпускной вечер будущего педагога и учёного совпал с началом Великой Отечественной войны, он ушёл на фронт, в парашютно-десантные войска, оборонял Москву. Но вскоре был комиссован по болезни.
Скачать (в DOC ) очерк о В.К. Дьяченко
из книги «80 лет Красноярскому ИПК» (2015 г.)
Вернувшись с фронта, поступил учиться в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию. Потом перешёл в Киевский государственный педагогический институт им. A.M. Горького, который окончил с отличием в 1946 г. по специальности «педагогика и психология». В 1946-1949 годах – учёба в аспирантуре.
Ещё один очерк «Дидактика и жизнь В. К. Дьяченко» к 95-летию >>>
(авторы Габит Муканаевич Кусаинов и Екатерина Николаевна Васильева)
С 1949 г. преподавал в Киевском пединституте. В 1952 г. защитил диссертацию кандидата педагогических наук на тему «Учение о понятиях в курсе преподавания логики в школе». С 1955 г. работал в школах города Москвы (№№ 544, 12, 91, 16, 13, 343). С 1974 г. работал старшим преподавателем на кафедре педагогики и психологии в Центральном институте усовершенствования учителей РСФСР. В 1983-1987 годах возглавлял кафедру педагогики Красноярского государственного университета. А с 1987 г. перешёл в Красноярский институт усовершенствования учителей (ныне институт повышения квалификации работников образования), где трудился до последнего дня. Общий педагогический стаж В.К. Дьяченко — более 60 лет.
В 1985 г. Виталию Кузьмичу присвоено учёное звание доцента, а в 1993 г. – учёное звание профессора. Награжден в 2003 г. медалью К.Д. Ушинского. С 1996 г. – действительный член Международной педагогической академии. В 1978 году награждён знаком «Отличник народного образования.
История становления и распространения дидактической теории и концепции Виталия Кузьмича специфична. Основные положения этой концепции были разработаны в 1950-е гг. С 40-х годов ХХ столетия ведет научно-исследовательскую и практическую работу по созданию дидактики как науки , с позиций естественно-научного подхода разработал понятийно-категориальный аппарат современной дидактики («обучение», «организационные формы обучения», «организационная структура учебного процесса», «общественно-исторический способ обучения»); создал теорию общественно-исторического (стадиального, формационного) развития процесса обучения.
Важнейшее положение дидактики В. К. Дьяченко: «Процесс обучения — материальный процесс!» Это такой процесс, в котором существуют объективные законы развития. Исторически обучение проходит через свои определённые стадии развития.
Сущность обучения, выявленная В. К. Дьяченко: «Обучение есть особым образом организованное общение (звуко-знаковое взаимодействие) людей, в ходе которого воспроизводится и усваивается общественно-исторический опыт, все виды человеческой деятельности», — наиболее точно ухватывает специфику этого самостоятельного явления общественно-исторической практики, позволяет построить остальные понятия дидактики как производные.
Он впервые ввел понятие «общие формы организации обучения», которое стало общепризнанным и вошло во многие учебники по педагогике. Его первая книга, изданная в Красноярске в 1984 г., так и называется — «Общие формы организации процесса обучения».
Общих организационных форм обучения четыре: индивидуальная, групповая, парная (пары постоянного состава) и коллективная. Каждая общая оргформа проявляется через конкретные формы обучения. Например, индивидуальная может проявиться через самостоятельную работу ученика; парная форма встречается в виде диалога «учитель — ученик», «научный руководитель — аспирант»; групповая форма в виде объяснения нового материала на уроке, в виде доклада ученика, которого слушает весь класс, в виде лекции преподавателя.
Классификация базисных форм организации обучения, производная от его сущности, позволила В. К. Дьяченко проследить ход исторического развития обучения и предвидеть его будущее. Учёным замечено, что та или иная общественно-историческая формация (стадия) обучения определяется организационной структурой учебного процесса. В организационную структуру учебных занятий каждого следующего способа обучения включается новая оргформа в качестве ведущей.
Человеческая цивилизация пережила два общественно-исторических способа обучения: индивидуальный (ИСО) и сегодняшний групповой (ГСО). Очередную формацию Виталий Кузьмич назвал коллективным способом (КСО). Вероятно, по причине лексической многозначности этого термина учёному часто приписывают вместо такого понимания КСО совсем другое — работу в парах сменного состава. В ИСО использовались индивидуально-опосредованная и парная формы, в ГСО к ним добавилась в качестве ведущей групповая форма, в КСО будут все четыре формы при ведущей роли коллективной.
Сильная сторона Виталия Кузьмича — практика. Вместе с группой единомышленников создал уникальный инновационный опыт. Всю свою жизнь он преподавал в школе и в вузах. И где бы он ни работал, он действовал на основе своих взглядов: в красноярских школах № 21 (Авторской школе), № 42 и № 93, Устюжской средней школе Емельяновского района, в школах Тюменской области, Санкт-Петербурга, Казани, Ростова-на-Дону, Ярославля, Кемерово, Новокузнецка, в школах Якутии, Казахстана, Киргизии и др.
Виталий Кузьмич является основателем нового педагогического движения не только в крае, но и в России, получившего признание и широкое распространение под названием «Коллективный способ обучения» – КСО.
Является автором почти двух десятков фундаментальных книг по современной дидактике.
Победных лозунгов, реляций,
Реформ и псевдоновизны,
Педагогических новаций
Настряпано на полстраны.
Опомнитесь, творцы эпохи.
Вы – в прошлом, несмотря на то,
Что вам перепадают крохи.
А будущее все ж за КСО!
Короткой аббревиатурой
Нам всем гордиться суждено.
В педагогической культуре
Дьяченко прорубил окно.
Да, КСО звучит, как выстрел,
Как вызов миру на дуэль.
Его идеи, опыт, мысли
Уже давно попали в цель.
Он был… Во времени прошедшем
О нём не будем говорить.
Он – там, в далеком бесконечном!
Он – там, где нам придется жить!
Моменты из жизни Виталия Кузьмича . Смотреть видеоролик >>>
Виталий Кузьмич рассказывает о начале своего научно-педагогического пути
23 февраля 1999 года. II Всероссийская научно-практическая конференция «Роль педагогической технологии коллективного способа обучения в формировании новой образовательной практики».
Смотреть видеорассказ >>>
Читать стенограмму >>>
О встрече с А.Г. Ривиным >>>
Дьяченко В.К. с однокурсниками Киевского пединститута. 1945 г.
Мкртчян М.А. Начала новой дидактики // Инновации в образовании. 2012. № 7. С. 47-57.
Мкртчян М.А. Вклад В.К. Дьяченко в создание современной дидактики // Современная дидактика и качество образования: материалы научно-методической конференции, Красноярск, 15-16 января 2009 г.: в 2 ч. Ч. 1. Красноярск, 2009. С. 72-77.
Карпович Д.И. Виталию Кузьмичу — 80? // Вестник КСО. 2003. № 18. С. 1.
Травин Е. Детство всегда счастливо, или Семь поводов к разрушению «Карфагена» // Учительская газета. 2001. № 42. С. 9.
Минов В.А. Коменский и Дьяченко: культурные скрепы // Коллективный способ обучения. 2018. № 18. С. 65-69.
У Валерия Федоровича Паульмана есть фундаментальная работа «Мир на перекрестке четырех дорог: прогноз судьбы человечества» (2009 г.), в которой он сформулировал 5 основных принципов, необходимых для становления общества демократического социализма. После изучения работ В.К. Дьяченко он добавил (в своём очерке «А был ли в СССР социализм?») еще один принцип-условие, определив его так:
«Считаю, что обучение и воспитание учащихся на базе коллективной формы является еще одним, шестым по счету непременным условием становления демократического социализма».
Подробнее в PDF в DOCX
Будет размещена позже: Дьяченко В.К. Опыт организации повторения материала по арифметике в IV классе в четвертой четверти // Начальная школа. 1957. № 4.
Будет размещена позже : Дьяченко В.К. В поисках новой методики // Народное образование. 1957. № 9.
В этой статье критикуется опыт «парно-коллективных занятий», организованных на протяжении нескольких месяцев 1957-58 учебного года в двух вторых классах московской школы № 308, которым руководил мл. научный сотрудник Института методов обучения АПН В.К. Дьяченко.
Критика в чём-то справедливая, но в чём-то и нет. Статья, безусловно, полезна и нашим современникам — но не для отрицания работы учеников в парах, как предлагает критик, а для демонстрации того, ЧТО и КАК не следует делать при её организации.
А еще статья свидетельствует о необходимости особого предметно-методического обустройства парной работы в начальной школе. Которого в 50-е годы ещё не было.
Благоглупости Я. Мостового (в статье «Прожектёры», Учительская газета, 1960 год, 17 марта) вскрывает Голубев Е.Б. Манипулятивные приёмы ведения педагогической дискуссии (на примере публикаций о методе коллективного взаимообучения А.Г. Ривина) // Народное образование. 2021. № 1. С. 140-148.
Будет размещена позже : Мостовой Я. Прожектёры // Учительская газета. 1960. №33 (4623), 17 марта. С. 2.
Дьяченко В.К. Структуры общения между людьми в жизни и их значение для построения учебного процесса в школе // Прогнозирование развития школы и педагогической науки: тезисы докладов VII сессии Всесоюзного семинара по методологии педагогики и методике педагогических исследований. Часть 2. М.: Изд-во АПН РСФСР, НИИ ОП, 1974. С. 107-111.
Редакция журнала «Вопросы философии» в № 4 за 1974 год (с. 64) представила краткий обзор рукописи книги Виталия Кузьмича Дьяченко («Структуры общения между людьми в жизни и их значение для построения учебного процесса в школе»):
фрагмент о книге Дьяченко
в контексте всего обзора
Дьяченко В.К. О некоторых путях, ведущих к единству организационных форм обучения и воспитания // Проблемы социального прогнозирования: сборник статей. Вып. 2 / Красноярский гос. пед. ин-т; отв. ред. А.М. Гендин. Красноярск: Изд-во КГПИ, 1976. С. 170-179.
Дьяченко В.К. Сущность обучения и прогнозирование организационной структуры учебного процесса школы будущего // Проблемы социального прогнозирования: сборник статей. Вып. 4 / Красноярский гос. пед. ин-т; отв. ред. А.М. Гендин. Красноярск: Изд-во КГПИ, 1978. С. 117-126.
Дьяченко В.К. Об одном из подходов к проблеме организационных форм обучения в школе // Новые исследования в педагогических науках / Академия пед. наук СССР; отв. ред. М.Н. Скаткин. Москва: Педагогика, 1979. № 2 (34). С. 32-36.
Дьяченко В.К. Развивающее обучение и развитие личности // Школьные технологии. 1993. № 3. С. 14-23.
Не совсем правильная и корректная критика части идей В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, которые можно было конструктивно рассмотреть как вариант улучшения содержания обучения; при этом точно проблематизируется вопрос, обеспечивается ли реализации основного положения Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития в «теории развивающего обучения».
Первая книга вышла в 1984 г.,
когда Виталию Кузьмичу был уже 61 год
Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения: актуальные проблемы теории и практики обучения. Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1984. 185 с.
Скан
Распознано (формат PDF)
Распознано (формат DOCX)
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. М.: Просвещение, 1991. 192 с. (Мастерство учителя: идеи советы, предложения).
Дьяченко В.К. Передовой педагогический опыт в современных условиях. Алма-Ата, 1991.
Дьяченко В.К. Новая педагогическая технология учебно-воспитательного процесса: о переходе к коллективному способу обучения. Усть-Каменогорск, 1992. 182 с.
Дьяченко В.К. Новая педагогическая технология и ее звенья. Красноярск, 1994. 182 с.
Дьяченко В.К. Диалоги об обучении. О переходе на демократическую систему обучения по способностям. Красноярск, 1995. 216 с.
Дьяченко В.К. Диалоги о школе ХХI века. Алматы,1995.
Дьяченко В.К., Кусаинов Г.М. Основы современной дидактики. Алматы, 1996.
Дьяченко В.К. Современная дидактика: В 2 т. Новокузнецк, 1996.
Часть 1. 261 с.
Часть 2. 334 с. (Другая ссылка для скачивания двух частей)
Дьяченко В.К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология. Красноярск, 1998. 436 с.
Дьяченко В.К. Реформирование школы и образовательные технологии: в 2 ч. Новокузнецк, 1999.
Часть 1. 167 с.
……..«Дикий вуз» (фрагмент книги, с. 27-39)
Часть 2. 209 с.
Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. М.: Народное образование, 2004. 352 с.
Дьяченко В.К. Наука об обучении и образование XXI века. Красноярск – Усть-Каменогорск – Алматы, 2004. 418 с.
Дьяченко В.К. Основное направление развития образования в современном мире. М.: Школьные технологии, 2005. 512 с.
Дьяченко В.К. Как создаются педагогические мифы? Красноярск – Усть-Каменогорск – Алматы, 2005. 102 с.
Дьяченко В.К. Дидактика: в 2 т. М.: Народное образование, 2006.
Том 1. 400 с.
Том 2. 384 с.
Дьяченко В.К. Новое прокладывает тропинку // Учительская газета. 1987. 19 мая.
В формате JPG:
Я всегда первым прокладывал «лыжню»…Интервью журналу «Коллективный способ обучения» (2007, № 9).
В разговоре затронуты фундаментальные вопросы дидактики и построения коллективного способа обучения: теория, практика и методология становления; предшественники, основатели, последователи. Центральное место отводится обсуждению проблем использования терминологического аппарата, преобразования и развития научного тезауруса.
Планы — больше жизни. Интервью В.К. Дьяченко «Учительской газете», 1999, № 22.
Предлагают плодить неучей, когда есть возможность растить умниц
Ступени: городская газета для педагогов, родителей, учащейся молодежи, г. Новокузнецк, Кемеровская область. 1998 г.
Письма Виталия Кузьмича Дьяченко, адресованные Вячеславу Александровичу Рязанову (учителю русского языка, завучу, директору школы Березовской средней школы Кемеровского района Кемеровской области)
1996-2005 годы
В гостях у Виталия Кузьмича
За столом у Виталия Кузьмича его ученики Манук Ашотович Мкртчян и Марина Вениаминовна Архипова. Как всегда, разговор идёт о главном: о проблемах и перспективах становления школы будущего. 1999 год. Смотреть >>>
Публичные выступления Виталия Кузьмича (видео)
Коллективный способ обучения и его исторические и педагогические корни
Доклад сделан на летнем сборе КСОшников 21 июня 2002 года (в 79-й день рождения Виталия Кузьмича).
Смотреть >>>
Читать тезисы доклада >>>
О преобразовании дидактики в науку
Почему традиционные дидактические представления нельзя называть наукой? Каковы основы новой дидактики?
Доклад сделан на II Всероссийской научно-практической конференции «Роль педагогической технологии коллективного способа обучения в формировании новой образовательной практики» 23 февраля 1999 года.
Смотреть >>>
Читать текст доклада >>>
Коллективный способ обучения и реформирование школы
Доклад прозвучал на научно-практической конференции «Реальное состояние и ближайший ожидаемый рубеж в становлении коллективного способа обучения» 22.06.2000 в г. Красноярске.
Смотреть >>>
Читать стенограмму доклада >>>
Развивающее обучение и новая педагогическая технология
(март 1996 года, г. Новокузнецк, Кемеровская область)
Часть 1. Развивающее обучение и гипотеза Л.С. Выготского. Концепции развивающего обучения. Сущность обучения и его строение.
Часть 2. Организация учебного процесса. Структуры общения и формы организации обучения. Особенности коллективной формы обучения. Общие и конкретные формы организации процесса обучения. Две классификации общих форм организации обучения. Организационная структура учебного процесса. Исторические стадии развития процесса обучения.
Часть 3. Мировой кризис системы образования. Объективные возможности учителя в условиях классно-урочной системы обучения. Противоречия группового способа обучения. Дидактическая система Л.В. Занкова.
Часть 4. Сотрудничество учащихся в парах сменного состава «по горизонтали» и «по вертикали». «Красноярский» и «лангепасский» варианты технологии сотрудничества «по вертикали».
Подвижник. Фильм о Виталии Кузьмиче Дьяченко
Фильм о выдающемся педагоге, дидакте Виталии Кузьмиче Дьяченко, основателе современной дидактики, теоретике и практике коллективного способа обучения.
Автор фильма: профессор Валентин Рыбалко; видеосъемка: Тимофей Власов, Александр Смирнов; видеомонтаж: Тимофей Власов. Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, 2006 год.
Смотреть >>>
Слова благодарности и поздравления Виталию Кузьмичу Дьяченко
Говорят Вебер Галина Макаровна (первый зам. руководителя Главного управления образования Красноярского края), Карпович Дмитрий Иннокентьевич (директор школы № 141 г. Красноярска), Лагунова Людмила Ивановна (методист Тверского ИПК).
II Всероссийская научно-практическая конференция «Роль педагогической технологии коллективного способа обучения в формировании новой образовательной практики» (23 февраля 1999 года), приуроченная к 75-летию выдающегося дидакта.
Смотреть >>>
Ученики об Учителе
Мемориальное заседание на IV Всероссийской конференции «Современная дидактика и качество образования» 25 января 2012 года.
Выступают ученики выдающегося дидакта: Литвинская Ирина Геннадьевна, Бондаренко Людмила Васильевна, Куриленко Тамара Ивановна, Будищева Нина Николаевна, Карпович Дмитрий Иннокентьевич, Говорова Агафья Илларионовна.
Смотреть >>>
Материалы Дьяченковских чтений (статьи, доклады, видео, общая информация). Первые чтения состоялись 20-21 июня 2013 и были приурочены к 90-летию выдающегося дидакта
Бондаренко Л.В. Колоссальная сосредоточенность, открытость к миру, готовность к освоению нового
Однажды к Дьяченко обратился Михаил Петрович Щетинин, известный педагог-практик. Он просил разрешения использовать в своей авторской школе методики работы в парах сменного состава, описанные Виталием Кузьмичом в своих статьях. На что Дьяченко ответил…
Читать >>>
Смотреть выступление >>>
Мкртчян М.А. «Девятижды герой герой Советского Союза»
Виталий Кузьмич не только знал историю советской педагогической жизни, но и в определённом смысле был соавтором этой истории. Как-то он мне говорил, что он девятижды герой Советского Союза. «Девять раз меня по приказу руководства увольняли с работы, упрекая в разных немыслимых грехах. Потом восстанавливали, ссылаясь на мои неоценимые заслуги перед родиной в деле развития теории и практики советской педагогики. Вот я и думаю, что за эти заслуги могли бы и дать звание героя, но так как я был безработным, то в качестве большого подарка восстанавливали меня на работе».
Читать далее >>>
Яловец Т.В. Курс личности
– Виталий Кузьмич, а Вы в партии коммунистической были? – вдруг спрашиваю я ни с того, ни с сего.
– Был, и даже дважды – немного помолчав, ответил Дьяченко. – Первый раз меня исключили за… Читать далее >>>
Васильева Е.Н. Великий Дидакт
Юрий Евгеньевич Васильев, бывший в то время директором Красноярского института усовершенствования учителей, по роду своей деятельности часто бывал в Центральном ИУУ. Виталий Кузьмич Дьяченко увлек Юрия Евгеньевича своими преобразующими идеями. Читать далее >>>
Григорьева Э.Л. КСО — это звучит гордо!
Москва, июнь 1987 года, Всероссийский съезд учителей, где мне доверено было выступить от учителей г. Красноярска. «Используя различные приёмы и методы обучения, мы убедились, что результативна коллективная формы работы в парах сменного состава, осуществляемая в сотрудничестве с В.К. Дьяченко».
– Что? Дьяченко? Вычеркнуть его фамилию! – потребовал чиновник от Министерства просвещения. Читать далее >>>
Серёменко Н.П. Феномен Учителя
Первое впечатление: человек с юношеской энергией в сочетании с жизненной мудростью – это ли не признак гения? Это интуитивное впечатление подтверждалось всегда при последующих встречах, – он выглядел моложе, чем был на самом деле. Это правда: тот, кто много работает, ищет, думает, общается с молодыми, сам молодеет даже внешне, а уж внутренне – несомненно. Читать далее >>>
Куриленко Т.И., Мачикина Л.Н., Ланкина Э.Г.
Идейный вдохновитель и учитель школы № 21
Дьяченко, уча других, сам всю жизнь учился. Когда в нашу жизнь вошли компьютеры, он «загорелся» идеей освоить их. Сначала он учился сам, потом сел рядом с учителями на недельные курсы в школе. И всё равно у Виталия Кузьмича было много вопросов. Тогда свои услуги предложил ученик Павел Шелехов. И вот уже наш знаменитый академик получает компьютерное образование через ученика-учителя. Читать далее >>>
Карпович Д.И. Он всегда был открыт для диалога
Наши частые встречи с Виталием Кузьмичом всегда превращались в спор, в противостояние: я возражал по поводу его знаменитой «лесенки-вертикали», он меня критиковал за излишнее увлечение методологическими «штучками». Это был настоящий учёный. Он не держал дистанцию, не придерживался строгих правил так называемой субординации, не бравировал званиями. Читать далее >>>
Будищева Н.Н., Говорова А.И. Работа в парах представлялась мне вначале каким-то неуправляемым «колхозом»
Виталий Кузьмич с 6 часов вечера и до 12 ночи устроил мне «предзащиту». Открывал каждую страницу моей диссертации и задавал по три вопроса по каждой странице. На защите в диссертационном совете вопросы казались игрушечными…
Читать >>>
Смотреть выступление >>>
Бондаренко Л.В. Он прожил несколько жизней
Последние наши встречи – это помощь в освоении компьютера, беседы о педагогических мифах, разговоры о великодушии и самоотверженности многих и о мелочности и глупости немногих, это дискуссии о науке и о Боге… И о будущем.
Читать далее >>>