автором проектного метода обучения является кто
Автором проектного метода обучения является кто
|
Точную дату начала применения проектного обучения установить непросто.
Его основателями чаще всего называют американских педагогов Джона Дьюи (в методе проектов реализована «инструментальная педагогика», разработанная Дж. Дьюи) и Уильяма Х. Килпатрика (ему принадлежит первое обстоятельное описание этой системы обучения).
Ключевая идея проектной системы обучения – обеспечить большую самостоятельность учащихся в учебном процессе.
Для этого организовывалась практическая деятельность учеников без использования классно-урочных форм обучения. Практическая деятельность осуществлялась в рамках учебных проектов, которые представляли собой комплекс действий: ученики должны были сами ставить цель, планировать и осуществлять работу, связанную с приобретением новых знаний и умений. Учебно-познавательная деятельность строилась именно вокруг проектов, а не вокруг системы учебных занятий или единого учебного плана.
Первоначально тематика проектов определялась только промышленным или бытовым назначением приобретаемых знаний и умений. Впоследствии проекты стали более разнообразными, среди них выделились следующие виды:
— проекты, которые служат изготовлению чего-либо;
— проекты, в которых что-то расходуется либо может быть приобретено;
— проекты, направленные на решение проблем;
— проекты, ориентированные на приобретение знаний.
Система проектного обучения как альтернатива классно-урочной системе не выдержала испытания временем. И причина этого была та же, что и у далтон-плана: снижение роли учителя и отсутствие детально разработанного учебного плана оборачивалось ухудшением результатов обучения и воспитания. Однако сама идея организации учебно-проектной работы для развития познавательной самостоятельности учеников успешно применяется и по сей день. Она реализуется в технологии проектного обучения, интегрированной в классно-урочную систему (например, на одном уроке происходит разработка проектных заданий, на другом – защита проектов, а промежутке между этими уроками ученики разрабатывают проект). Кроме того, проектное обучение применяется в организации внеурочной работы.
Проектный метод обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность проектного метода обучения
Проектный метод обучения – это метод, направленный на развитие творческих и познавательный процессов, критического мышления, умения самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности, ориентироваться в информационном пространстве.
Одной из особенностей метода проектов можно назвать то, что он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, организованную в виду индивидуальной, парной или групповой работы, выполнение которой ограничено конкретным временным отрезком. Самостоятельная деятельность учащихся направлена на поиск и усвоение учебной информации. Метод проектов органично сочетается с методом сотрудничества в обучении.
Проектный метод обучения предполагает осуществление работы не только над осознанием какой-то проблемы, но и над процессом ее раскрытия. От учащегося требуется спланировать действия работы над решением проблемы, сформулировать гипотезу и замысел решения, четко распределить роли, если работа осуществляется в группе, описать задание для каждого члена и условия взаимодействия.
Использование проектного метода обучения осуществляется тогда, когда в образовательном процессе возникает творческая или исследовательская задача, решение которой требует от учащихся использования интегрированных знаний в различных областях, а также применения исследовательских методик. Особенность проектного метода обучения заключается в том, что существенным вопросом является теоретическая, практическая и познавательная значимость полученных результатов.
Проектный метод обучения предусматривает разработку проекта, который заранее тщательно планируется педагогом и обсуждается с учащимися. Процесс внедрения проекта в образовательный процесс предполагает подробное структурирование содержательной части, с выделением и указанием получения предполагаемых результатов на каждом этапе. Кроме того, педагог заранее обозначает, чем могут пользоваться учащиеся в процессе работы над проектом (ПК, Интернет и т.д.).
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, основой проектных методов обучения является исследовательская деятельность учащихся, организованная педагогом и направленная на развитие их творческого потенциала и познавательной активности.
Этапы организации проектного метода обучения
Организация проектного метода обучения предусмотрена последовательность следующих этапов:
Возможные проблемы организации проектных методов обучения чаще всего возникают, в случае если педагог не имеет необходимых знаний и опыта:
Выбор тематики проектных методов обучения в разных ситуациях осуществляется по-разному:
Тематика проектных методов обучения может касаться различных областей науки, теоретических и практических вопросов учебной программы. Основная цель темы проектного метода обучения – это углубление и расширение знаний отдельных учащихся, а также дифференциация образовательного процесса. Чаще всего тема проекта определяется на основании практического вопроса, который является актуальным в рамках практической жизнедеятельности, требует привлечения знаний учащихся не по одному определенному предмету, а одновременно из разных областей. Таким образом, в процессе реализации проекта достигается естественная интеграция знаний учащихся.
Требования к проектному методу обучения
Основные требования к использованию метода проектов:
Эффективность организации проекта во многом зависит от его типа. Различают несколько типов проектов, в зависимости от:
Доминирующей в проекте деятельности:
Характера координации проекта:
Характера контактов (между учащимися одного класса, школа, города и т.д.).
Метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.
История и особенности «метода проектов» Джона Дьюи
Как научить ребенка думать на несколько ходов вперед? Как развить творческий потенциал ребенка? Как использовать свободное время с умом? Как помочь развить таланты ребенка на примере «метода проектов» Дж. Дьюи и В.Х. Килпатрика.
История «метода проектов»
Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение, сообразное личному интересу учащегося в том или ином предметном знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести».
«Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в практике» [Полат Е.С. Метод проектов]
Однако в советское время «в рамках внеурочной общественно полезной деятельности проводились порой мероприятия, по существу представляющие собой реализацию проектов» [Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. – с. 206]
Суть метода проектов
Суть метода проекта – развитие мышления и организации через собственные проекты, «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».
«Суть рефлекторного мышления – вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум». [Полат Е.С. Метод проектов]
Метод проектов всегда предполагает, во-первых, решение какой-то проблемы, и, во-вторых, направлен на получение результата. Метод проектов – это таким образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата. В современной педагогике метод проектов применяется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
«Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов» [Полат Е.М. Метод проектов]. Необходимо понимать, что проектное обучение является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но и сам процесс.
Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом.» [Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. – с.195, 198]
«Целевой установкой проектного обучения являются способы деятельности, а не накопление фактических знаний» [Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. / Развитие интеллектуальной активности]
Работа с проектами занимает особое место в системе школьного образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что школьники сами делают свой выбор и проявляют инициативу. С этой точки зрения хороший проект должен:
- иметь практическую ценность; предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований; быть в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над ним, так и при ее завершении; быть гибким в направлении работы и скорости ее выполнения; предполагать возможность решения актуальных проблем; давать ученику возможность учиться в соответствии с его способностями; содействовать проявлению способностей школьника при решении задач более широкого спектра; способствовать налаживанию взаимодействия между обучающимися.
Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта/ теоретического продукта.
Учебный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.
Метод проектов в сравнении
«Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» [Полат Е.С. Метод проектов]
Метод проектов становится «интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания в нем теоретических знаний и их практическое применение для решения конкретных проблем.
Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Но специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное обучение отнюдь не должно вытеснить эту систему и другие методы обучения.
Цели проектной деятельности:
Типология проектов
Как пишет Полат Е.С. в своей книге «Метод проектов» в основу типологизации проектов кладутся следующие признаки:
- доминирующая в проекте деятельность; предметно-содержательная область проекта; характер координации проекта; характер контактов; количество участников проекта; продолжительность проекта.
«Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным). Если проект монопредметный он вполне “вкладывается” в классно-урочную систему. Другие виды проектов чаще используются как дополнения к урочной деятельности… Межпредметные проекты могут стать интегрирующими факторами в альтернативной школе, преодолевающими традиционную дробность и обрывочность нашего образования». Надпредметный (или внепредметный) проект охватывает внеурочную деятельность школьников.
«Метод проектов» позволяет развивать навыки
Метод проектов направлен на:
обучение планированию:
развитие критического мышления:
развитие творческого мышления:
умения работать с информацией:
формирование коммуникативных компетенций:
умение составлять письменный отчет:
формирование позитивного отношения к работе:
Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом:
- выбор темы; формулирование варианта проблем; распределение задач по группам; групповая или индивидуальная разработка проекта; защита проекта.
«Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, и т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.), с последующей защитой проектов, оппонирования». [Полат Е.С. Метод проектов]
Таким образом, проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Она способствует формированию ключевых компетенций учащихся:
Вся деятельность учащихся сосредоточивается на следующих этапах: подготовка, планирование, исследование, результаты и/или вывод, оценка результатов и процесса.
Принципы организации проектной деятельности
Выдвигаются следующие основные принципы проектной деятельности:
«Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний». [ Полат Е.С. Метод проектов]
Характер педагогической деятельности в методе проектов
«Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Самое сложное для учителя в ходе проектирования это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит что учащиеся “идут не туда”». [Полат Е.С. Метод проектов].
«Учитель при этом выполняет следующие (задачи) функции:
- помогает ученикам в поисках источников информации;сам является источником информации;поддерживает и поощряет учеников;поддерживает непрерывную обратную связь».
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности» [Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. / Развитие интеллектуальной активности /]
«У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив». [Метод проектов в образовательной области «Технология»].
Оценивание результатов проектной деятельности:
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений; характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы; рефлексия и самооценка учащихся (умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности). значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов выполненного проекта.
Трудности использования метода проектов
Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
«Основная проблема, сдерживающая распространение проектного обучения, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями образовательных стандартов. Практически не удается сформулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения, навыки (точнее – чтобы в них возникла необходимость) при выполнении учениками этих заданий» [Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образов].
Плюсы проектной деятельности:
Минусы проектной деятельности:
Проектная деятельность в работе и специфика метода проектов во внеурочной деятельности
Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя.
Известно, что основной критерий для ученика выражается словами «интересно”—»неинтересно”. Любая творческая работа позволяет учителю другими глазами увидеть ученика и оценить уровень его способностей. Пробудить пытливость, направить чувства, волю, мысли к освоению действительности, формировать стремление к поиску в открытии мира, раскрепостить творческое мышление ученика — в этом я вижу свою задачу как учителя.
Неоспорим тот факт, что тренировка и поощрение творческой деятельности должны начинаться в самом начале образовательного процесса и продолжаться на протяжении всей школьной жизни. Цель творческих заданий — выработка у учащихся определенных навыков:
- проявления творческой активности при выборе темы в соответствии со своими интересами и требованиями преподавателя; подбора литературы по данной тематике; планирования своей работы с определением сроков выполнения; проявления фантазии и выдумки при разработке результата задания; грамотного оформления работы; защиты работы.
Вовлеченность ученика в деятельность, удовлетворенность собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, являются основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.
Окончательный выбор темы проекта должен оставаться за руководителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, он может максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждого ученика или группы, учесть наличие учебно-методических материалов, свои возможности как руководителя-консультанта, степень участия других консультантов, сроки работы и т.п.
В работе над проектами руководствуюсь следующими принципами:
Цели внедрения в процесс воспитания
В современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. Но, несмотря на многие плюсы данного метода, в современной школе он не очень распространен. Его только начинают вводить в учебный процесс и, как правило, используют его на факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения. Недаром данный метод относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Использованная литература:
Статья подготовлена на основе материала выпускной квалификационной работы «Метод проектов» Викторовой В.В.
Примеры индивидуальных проектов
Примеры индивидуальных проектов для родителей и преподавателей:
Проекты могут быть любыми, их форма ограничена только фантазией преподавателей или родителей. Главная особенность проектов заключается в трех составляющих:
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!
Технология проектного обучения
Технология проектного обучения
Проектное обучение часто называют методом проектов. У его истоков находился основоположник прагматической педагогики Дж.Дьюи. Он предложил реформу школьной системы. Школа должна решать практические задачи, которые предлагает сама повседневная жизнь. Принципы дидактической системы, которую он реализовал в своей школе: 1) учет интересов детей; 2) учение через деятельность; 3) познание и знание являются следствием преодоления трудностей; 4) сотрудничество участников педагогического процесса; 5) свободное творчество. Эти принципы во многом характеризуют проектное обучение, родоначальниками которого считают ученика Дж.Дьюи В.Х. Килпатрика. На его учебных занятиях искали выход из различных жизненных ситуаций и попутно приобретали необходимые знания. При этом обязательность систематизированной учебной программы отрицалась.
Для понимания сущности технологии проектного обучения необходимо четко определить понятие «проект». Проект (лат. projectus – «брошенный вперед») – 1) совокупность документов, расчетов, чертежей для создания какого-либо сооружения или изделия; 2) предварительный текст какого-либо документа; 3) замысел, план, прототип, прообраз какого-либо объекта.
Применительно к педагогическому процессу проектная работа – деятельность учащихся и педагогов по достижению решения проблемы в результате самостоятельных и коллективных действий, оформленная в виде презентации конечного продукта.
Успешная реализация технологии проектного обучения возможна в том случае, если учитель создает учащимся следующие педагогические условия:
1. Создание проблемной ситуации для формулирования учащимися актуальной и интересной темы исследования.
2. Предоставление учащимся возможности выбора темы проекта, индивидуального, а также возможность индивидуально или коллективного планировать работу, реализовывать свой проект.
3. Распределение ролей и функций в группе (теоретик, организатор, программист, сценарист, «интернетчик», видеооператор, экспериментатор, оформитель, докладчик и др.).
4. Поддержание исследовательской активности учащихся в процессе поиска информации, выбора методов, разработки и реализации проекта.
5. Способствование проявлению у учащихся поисковой активности в их исследовательской деятельности, когда существует лишь приблизительное представление об ожидаемом результате.
6. Консультирование учащихся на всех этапах работы над проектом.
7. Организация подведения итогов промежуточных этапов работы.
8. Предоставление возможности для самооценки выполненных проектов.
9. Организация праздничной по форме и серьезной по содержанию презентации всеми участниками проекта их образовательной продукции.
Как видим, проектное обучение – это качественно иная образовательная практика, если:
— учитель ориентируется не только на получение учащимися предметных знаний, но и на развитие их мыслительных, творческих и коммуникативных способностей;
— учащиеся приняли тему проекта как личностно значимую проблему; сами планируют ход и прогнозируют результат работы;
— участники проекта сами организуют себя на дело и осуществляют поисковую деятельность; сами отбирают необходимые средства для осуществления проекта;
— учитель выводит педагогический процесс за стены школы в окружающий мир;
— участники проекта информируют друг друга о ходе работы над проектом;
— учитель консультирует ребят на всех этапах работы над проектом;
— учитель создает условия для коррекции работы над проектом;
— учитель организует экспертизу проектов;
— учитель организует публичную экспертизу проектов, а ученики готовят проект к презентации, представляют и защищают его;
— ученики анализируют работу над проектом.
Типология учебных проектов.
Учебные проекты по продолжительности подразделяются на:
— краткосрочные (1-2 урока);
— среднесрочные (до 1 месяца);
— долгосрочные (до нескольких месяцев).
По масштабу деятельности учебные проекты классифицируют на
— групповые (над проектом работают ученики одного класса или параллели; проект могут выполнять ученики различных возрастов);
По характеру деятельности участников
— информационные сбор информации о каком-либо объекте или процессе. При этом используются различные источники (СМИ, литература, базы данных, Интернет, анкетирование, интервьюирование) Производится анализ данных, их обобщение и представление в виде статьи, реферата, доклада, компьютерной презентации. Например, «Блюда русской кухни в поэме А. С. Пушкина «Евгений Онегин », «Мобильная связь в моем городе», «Выпускники нашей школы – известные люди нашей страны».
— прикладные направлены на создание конкретных продуктов деятельности: договор о сотрудничестве, правила поведения в экстремальной ситуации, словарь молодежной лексики, сценарий школьного вечера, («Ландшафтная организация рекреационной зоны гимназии», «Электронный словарь музыкальных стилей», «Бюджет моей семьи»). Для подобных проектов характерно очень четкое определение частей общей работы, этапов деятельности, поэтапное обсуждение промежуточных результатов и координация работы соисполнителей, тщательное оформление полученных результатов.
По предметно-содержательной области:
— предметные (только в рамках данного предмета ), например «Треугольник в жизни человека», «Почвы Молодечненского региона», «Речь Чацкого как проявление многогранности его натуры», «Оптика своими руками, глазами и фотоаппаратом», «История развития моды ХХ-начала ХХI века» «Электронный справочник «История древнеримского государства» в среде визуального программирования Delphi»;
— межпредметные (использование материалов из смежных предметов), например «Максім Багдановіч у люстэрку гісторыі”, «Компьютерная графика и мир моды»;
— системные (требуют обращения к широкому спектру наук и культуры): «Беларуская геральдыка», «Што мы захаваем для нашчадкаў”, «Влияние экологических факторов среды обитания на здоровье населения»
По характеру управления:
— непосредственные (связь с педагогами учреждения «здесь и сейчас»);
— сетевые (информационный обмен и реализация через сеть Интернет).
Качества успешной проектной команды:
— заинтересованность в проекте
— нацеленность на результат
— новаторское и творческое мышление
— способность предсказывать тенденции
— активное участие, большой интерес и энергичность
— способность быстро разрешать конфликты
— хорошие контакты и нацеленность на обратную связь
— взаимовыручка и доверие
— заинтересованность в саморазвитии
— эффективная организационная взаимосвязь
Ход работы над проектом.
В процессе работы над проектом учитель должен учитывать следующие основополагающие моменты:
1. Постановка проблемы.
2. Отбор литературы.
3. Инструктаж учащихся.
4. Определение сроков выполнения задания.
5. Самостоятельный поиск учащимися ответов на поставленные вопросы путем чтения литературы, постановки и выполнения экспериментов, лабораторных работ, практических заданий и т.п.
6. Контроль, коррекция, обобщение информации по проекту.
5. Этапы работы над проектом.
Существует несколько подходов, рассматривающих этапы работы над проектом. Остановимся на одном из них подробно
Стадии работы над проектом
Содержание работы на этой стадии
Деятельность учащихся
Деятельность
учителя
Определение темы (проблемы) и целей проекта
Совместное обсуждение и формулирование проблемы. Постановка цели (и задач), реализуемых в проекте.
Знакомство со смыслом проектного подхода и мотивация
учащихся. Помощь учащимися в
постановке целей и задач.
На данном этапе учитель выбирает тему проекта, определяет его тип, количество участников, продумывает проблемы, которые он может предложить учащимся в рамках выбранной темы. Особое значение имеет разъяснение учителем на установочном занятии предстоящей деятельности. Учитель организует обсуждение темы, цели и задач исследования. Наводящими вопросами помогает учащимся выдвинуть частные проблемы для исследования (это дает возможность определить тематику подпроектов, форму представления готового результата). Уточняются этапы и контрольные сроки окончания работы над проектом.
Стадии работы над проектом
Содержание работы на этой стадии
Деятельность учащихся
Деятельность
учителя
2. Планирование
Определение источников информации, способов ее сбора и анализа.
Определение способа представления результата (формы отчета).
Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта.
Распределение заданий и обязанностей между членами команды.
Выработка плана действий по реализации проекта.
Составляют проект проекта (основные разделы).
Распределяют обязанности по реализации проекта в команде.
Предлагает идеи, высказывает предположения.
Важнейшая задача на данном этапе – создание проектных групп, которые будут выполнять части общего проекта. Группы могут создаваться случайным образом, методом психологического подбора (каждый уч-ся пишет на листке бумаги свою фамилию и фамилии еще трех одноклассников), по интересу учащихся к той или иной части проекта. Ученики в проектных группах уточняют исходную информацию, обсуждают тему проекта, прописывают задачи, определяют способы взаимодействия, график работы, распределяют роли и функции в группах, прогнозируют конечный результат.
Педагог выполняет коррекционно-консультирующую функцию, по возможности самостоятельно не вмешиваясь в работу проектных групп.
Стадии работы над проектом
Содержание работы на этой стадии
Деятельность учащихся
Деятельность
учителя
3. Исследование
Основные инструменты: опросы, интервью,
анкетирование, наблюдения, эксперименты.
Решение поставленных в
Выполнение исследований по решению задач проекта.
Наблюдает, советует, консультирует (косвенно руководит деятельностью). Возможно промежуточное обсуждение полученных данных.
На данном этапе учащиеся самостоятельно проводят исследования по решению поставленных в проекте задач. В исследовательских проектах это изучение литературы, формулировка гипотезы, проведение теоретических оценок, построение моделей, планирование и проведение эксперимента, обработка результатов эксперимента. В информационных проектах это анкетирование, опрос, интервьюирование, изучение литературных источников и сведений из Интернета, сбор и систематизация данных.
Стадии работы над проектом
Содержание работы на этой стадии
Деятельность учащихся
Деятельность
учителя
4. Анализ и обобщение
Анализируют собранную и полученную опытным путем информацию.
Обобщают результаты исследования, формулируют выводы.
Деятельность учащихся на данном этапе может различаться. Это зависит от того, какие виды проектов готовят ученики: индивидуальные, групповые, общеклассные или общешкольные. В любом случае учащимся следует придерживаться единой схемы предоставления отчета, которая предлагается учителем или разрабатывается самими учащимися.
Примерная структура отчета может быть такой:
1. Титульный лист (название школы, класс, авторы, название проекта, руководитель, год).
3. Введение (краткая аннотация с обоснованием актуальности проблемы, изложение основных положений проекта).
5. Заключение (выводы по всей работе).
6. Список использованных источников.
7. Приложения (фотографии, схемы, карты, таблицы, рисунки и др.).
8. Сведения об авторах и роли каждого из них.
Второй вариант отчета проекта
— титульный лист (название, дата, авторы и пр.);
— краткую аннотацию, содержащую изложение основных позиций
— введение, т.е. краткий экскурс в историю вопроса (по возможности с иллюстративным рядом);
— основные проектные идеи, обоснование их выбора;
— технологическую часть: эскизы, планы, схемы, расчеты;
— визуальный ряд к проекту: макеты, фотографии, рисунки, компьютер-
— список использованных источников;
— сведения об авторах проекта.
Стадии работы над проектом
Содержание работы на этой стадии
Деятельность учащихся
Деятельность
учителя
5. Представление проекта и защита.
Возможные формы представления результатов: устный, письменный, мультимедийный отчеты.
Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.
Данный этап может быть организован как праздничное мероприятие с приглашением гостей. В этом случае желательно для разработчиков проекта и гостей подготовить программы защиты с краткими аннотациями к проектам.
В докладе разработчики проекта раскрывают:
1. Актуальность темы проекта.
2. Цели и задачи, которые решались в процессе работы над проектом.
3. Характеристика теоретической и прикладной части проекта.
4. Методы исследования.
Желательно, чтобы максимальное время доклада не превышало 12-15 минут.
Стадии работы над проектом
Содержание работы на этой стадии
Деятельность учащихся
Деятельность
учителя
Оценка представленного (-ых) проекта (-ов).
Коллективное обсуждение и самооценка.
Оценивает усилия учащихся, качество использованных источников, делает предложения по качеству отчетов.
Оцениванию подлежат как результаты, так и ход выполнения проекта после его публичной презентации. Учитель и учащиеся могут анализировать свою проектную деятельность по целому ряду вопросов. Как метод оценки проекта может применяться анкетирование. Балльное выражение оценки педагог может применять в соответствии с рейтинговой шкалой.
Требования, предъявляемые к проектным работам.
I. Работа должна быть рассчитана на взыскательное читательское восприятие (т.е. написана хорошим, ясным языком).
2. Должны быть соблюдены единые требования к оформлению работ:
— Работа представляется в напечатанном виде, с приложениями электронного носителя, на которой указаны: имя автора, название работы, имя файла, дата сдачи работы.
— Справочно-вспомогательный аппарат (примечания, сноски должны быть выполнены в соответствии с принятым стандартом: ФИО автора, название источника, издательство, год).
— Проект выполняется с соблюдением правил элементарного дизайна
(разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, курсив, поля, унификация
шрифтов, единый стиль).
Уроки для формирования проектной деятельности
Таким образом, можно различать три вида урочных занятий для формирования проектной деятельности.
Первый вид — проектный урок, включает в себя или целиком состоит из работы над проектом. Он предусматривает осуществление учебного проекта в урочной, урочно-внеурочной или внеурочной формах. Это специально выделенные в учебной сетке часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Выбор формы проведения зависит от вида проекта. Предпочтительной является урочная форма работы для избежания перегрузки учащихся и учителей. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися.
Второй вид — урок, на котором ставится триединая дидактическая цель не только относительно освоения того или иного предметного содержания, но и относительно формирования и развития универсальных умений, относящихся к проектным умениям. Это может быть проведение практических урочных занятий с включением частично самостоятельной деятельности учащихся. Такие занятия нацелены как на формирование проектной деятельности, так и на закрепление усвоенных предметных теоретических и практических знаний.
Например, отработав навыки постановки цели, можно приступить к отработке навыка составления планов действий, разбивки цели на задачи. Отработку этого навыка можно проводить и на обычных уроках, как то: составить план решения уравнения, задачи, выполнения практической работы, домашнего задания, проекта.
Важным воспитывающим фактором при этом является самоконтроль ученика и контроль со стороны учителя за выполнением плана. Это позволяет и в повседневной жизни проявлять ответственное отношение к построению и выполнению спланированного.
Презентация не менее важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Приучаем учеников к тому, что коль скоро поставил цель, распределил задачи, выполнил работу, расскажи, что получилось, сделай вывод, разрекламируй (представь широкой публике) свою работу.
Третий вид — урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные. Эти уроки позволяют формировать проектную деятельность поэлементно с одной стороны, так и активизировать познавательную деятельность учащихся по предмету с другой.
Результативность проектной деятельности учащихся.
Результатом работы учащихся над проектом станут умения:
— планировать свою работу;
— заранее просчитывать возможные результаты;
— использовать различные источники информации, а также
самостоятельно отбирать и накапливать материал;
— анализировать отобранный материал, сопоставлять факты;
— аргументировать свою точку зрения, отстаивать ее;
— распределять обязанности внутри группы;
— представлять созданный проект перед аудиторией;
— оценивать себя и других;
— лучше овладеть навыками работы с современными информационно- техническими средствами.
Как и любая технология, метод проектов имеет целый ряд ограничений, наличие которых препятствует его широкому распространению:
1. Низкая мотивация учителей и неподготовленность многих из них к применению данной технологии.
2. Недостаточный уровень сформированности исследовательских умений у учащихся.
3. Недостаточный уровень коммуникативных способностей учащихся.
4. Слабая информационная и лабораторная база учебных заведений.
5. Перегрузка учебных программ, которая не позволяет педагогу найти время для применения проектного обучения.
Хочется отметить, что педагог, организующий проектное обучение,
должен обладать широкой научной эрудицией, владеть функциональной грамотностью: правовой, экологической, экономической, информационной. Направленность учителя на детей – необходимое условие успешного применения методов проектов.
У учащихся метод проектов развивает культуру работы с информацией, исследовательские навыки, что поможет впоследствии успешнее адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни.
Таким образом, метод проектов — это и эффективный путь самореализации учащихся и учителей, и возможность сотрудничества на равных — а это показатель движения школы вперед.