автором термина ассоциация впервые введенного в научный оборот в 1700 опыт о человеческом разуме
Автором термина ассоциация впервые введенного в научный оборот в 1700 опыт о человеческом разуме
«ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ»
«ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ» (An Essay Concerning Human Understanding. L., 1690) – основное философское сочинение Дж.Локка, в котором изложена разработанная им эмпирическая теория познания. Его замысел возник у Локка в 1671 при обсуждении со своими друзьями принципов нравственности, права и религии. Тогда Локк пришел к выводу, что прежде стоило бы изучить саму познавательную способность нашего разума и выяснить, какими предметами он способен заниматься, а какими нет. Работа с перерывами продолжалась почти двадцать лет. Первое издание вышло в Лондоне в начале 1690. При жизни Локка вышло еще три издания, причем второе (1694) и четвертое (1700) со значительными дополнениями. Посмертно была напечатана работа «Об управлении разумом» (1706, рус. пер. 1939), задуманная как дополнительная глава к четвертой книге «Опыта. ». Одно из лучших современных английских изданий: An Essay Concerning Human Understanding. Edited with an Introduction by Peter H.Nidditch. Oxf., 1979. На русском языке «Опыт. » (в переводе А.Н.Савина) впервые издан в Москве в 1898 и с тех пор дважды переиздавался, последний раз в составе издания: Локк Дж. Сочинения в 3 т. М., 1985–1988.
«Опыт о человеческом разумении» состоит из четырех книг, которым предпосланы посвящение Томасу Герберту, графу Пемброку и обращение к читателю. В первой книге, имея в виду учения Декарта и кембриджских платоников, Локк доказывает, что не существует врожденных (т.е. изначально присущих человеческому уму до всякого опыта) принципов и идей – ни теоретических, ни практических; что ни положения логики и математики, ни нравственные правила, ни идея Бога не являются врожденными. Во второй книге развивается теория происхождения идей из чувственного опыта. Значение, которое Локк вкладывает в слово «идея», существенно иное, чем, напр., у Платона или у Гегеля. Идеи существуют только в человеческом уме, это все то, что ум воспринял в себя и чем он может затем оперировать. Исходным материалом знания являются простые идеи, ими снабжают ум внешнее и внутреннее чувства – ощущение и рефлексия. Различаются идеи первичных и вторичных качеств, т.е. идеи, сходные с теми качествами тел, которые вызывают эти идеи (протяженности, фигуры, плотности, движения), и не сходные (цвета, звука, вкуса, запаха). Из простых идей ум посредством присущей ему деятельной способности соединения, сопоставления и абстрагирования образует сложные и общие идеи (модусов, субстанций, отношений). Идеи бывают ясные или смутные, отчетливые или путаные, реальные или фантастические, адекватные или неадекватные, истинные или ложные. В третьей книге Локк излагает свою философию языка. Слова – это чувственные знаки идей, необходимые для закрепления их в уме и для коммуникации людей. Большинство слов носит общий характер и соотносится с общими, отвлеченными идеями. Общее в природе вещей есть не что иное, как такая отвлеченная идея, продукт деятельности разума, имеющая своим основанием сходство вещей и закрепленная в общем имени. Ум всегда имеет дело с номинальными сущностями вещей, которые составляются из таких отвлеченных идей; реальные же сущности вещей, т.е. их реальное внутреннее строение, из которого проистекают чувственные качества, позволяющие нам отличать вещи друг от друга, группировать их и давать им общие наименования, остаются неизвестными. Четвертая книга посвящена анализу познавательного процесса и проблеме истины. Всякое познание есть восприятие соответствия или несоответствия идей. По степени достоверности установления такого соответствия или несоответствия Локк различает три вида познания: интуитивное (самоочевидных истин, нашего собственного существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия Бога) и чувственное (существования единичных вещей). Знание истинно тогда, когда идеи сообразны с действительностью: истина – это есть соединение (или разъединение) идей или их знаков сообразно соответствию (или несоответствию) обозначаемых ими вещей. В книге также рассматриваются вопросы реальности и границ познания, основания и степени вероятного знания, а также природа и основания веры, или мнения.
Сочинение Локка вскоре дало повод Лейбницу в «Новых опытах о человеческом разумении» высказаться по затронутым Локком вопросам (причем в точности повторяя композицию книг Локка) с совершенно другой точки зрения. Эти две системы, в одной из которых познание сенсуализировалось, а в другой интеллектуализировалось, просуществовали как две основные теоретико-познавательные концепции, пока Кант в своей «Критике чистого разума», переосмыслив всю гносеологическую проблематику, не дал теории познания новое направление развития.
Автором термина ассоциация впервые введенного в научный оборот в 1700 опыт о человеческом разуме
АССОЦИАЦИЯ (от лат. associatio – соединение) – связь между двумя или более психическими явлениями (ощущениями, представлениями, чувствами, идеями и т.д.), состоящая в том, что одно из психических явлений влечет за собой другое. Действие этой связи (актуализация ассоциации) состоит в том, что появление одного члена ассоциации регулярно приводит к появлению другого (других). Психофизиологической основой ассоциации считается условный рефлекс. Идея связи представлений развивалась уже в античной философии (Платон, Аристотель). Сам же термин «ассоциация» был впервые введен в научный оборот Дж. Локком («Опыт о человеческом разуме»). Ассоциативные концепции XVII в. имели механистический характер (Р. Декарт, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк). Ассоциация трактовалась как механическое воспроизведение первичных ощущений на уровне чувств, образов, мыслей: представления соединяются в сознании в том порядке, в каком ранее возникали ощущения. Б. Спиноза так сформулировал закон ассоциации: «Если человеческое тело подверглось однажды воздействию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других». Дж. Локк считал, что ассоциации представляют «неверные и неестественные сочетания идей», происходящих случайно или по обычаю и противоречащие связям идей на основе разума. Он видел в них причину многих предрассудков, заблуждений, а также религиозных, идеологических и политических конфликтов. Так, если представитель одной конфессии или национальности поступил плохо (неправильно, несправедливо) по отношению к представителю другой, то он невольно будет ожидать того же и от других представителей этой конфессии или национальности. Отсюда – причина конфликтов и в современном социуме. Противоядие этому – в разумном отношении к себе и к другим и в осознании, что это – действие закона ассоциации. Учения об ассоциации разрабатывались как в философии, так и в психологии. С XVIII в. противопоставление ассоциативных процессов высшим, интеллектуальным способностям было преодолено. Ассоциативная психология XVIII–XIX вв. (Д. Гартли, Дж. Ст. Милль и др.) положила принцип ассоциации в основу объяснения деятельности сознания. Считалось возможным вычленить «атомы сознания» (психические факты) и объяснить высшие состояния сознания как результат соединения этих «атомов» (своеобразный психологический вариант таблицы Менделеева).
ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ
Полезное
Смотреть что такое «ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ» в других словарях:
Опыт о человеческом разумении — An Essay Concerning Human Understanding Обложка первого издания книги Жанр … Википедия
“Опыт о человеческом разумении” — “ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ” (An Essay Concerning Human Understanding. L., 1690) основное философское сочинение Дж. Локка, в котором изложена разработанная им эмпирическая теория познания. Его замысел возник у Локка в 1671 при обсуждении… … Философская энциклопедия
«ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ» — (An Essay Concerning Human Understanding. L., 1690) – основное философское сочинение Дж.Локка, в котором изложена разработанная им эмпирическая теория познания. Его замысел возник у Локка в 1671 при обсуждении со своими друзьями принципов… … Философская энциклопедия
Опыт о человеческом разумении — «ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ» («An Essay concerning Human Understanding») основное философское сочинение Джона Локка, излагающее систему его эмпирической эпистемологии. Одной из главных задач Локка было доказать неосновательность… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
НОВЫЕ ОПЫТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ — ’НОВЫЕ ОПЫТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ’ работа Лейбница (написана в 1704, опубликована в 1765). Была задумана как критический ответ на книгу Локка ‘Опыт о человеческом разумении’ (1690) см. ‘Опыт о человеческом разумении’ (ЛОКК ). Лейбниц в 1695… … История Философии: Энциклопедия
НОВЫЕ ОПЫТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ — работа Лейбница (написана в 1704, опубликована в 1765). Была задумана как критический ответ на книгу Локка Опыт о человеческом разумении (1690) см. Опыт о человеческом разумении (Локк). Лейбниц в 1695 ознакомился с этим сочинением и написал к… … История Философии: Энциклопедия
“НОВЫЕ ОПЫТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ” — “НОВЫЕ ОПЫТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ ” (Nouveaux essais sur l entendement humain) сочинение Лейбница (1703 04), его отклик на “Опыт о человеческом разумении” Локка, вышедший по французски в 1700с добавлениями автора. Лейбниц не напечатал… … Философская энциклопедия
«НОВЫЕ ОПЫТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ» — (Nouveaux essais sur l’entendement humain) – сочинение Лейбница (1703–04), его отклик на «Опыт о человеческом разумении» Локка, вышедший по французски в 1700 с добавлениями автора. Лейбниц не напечатал свои «Опыты» ввиду смерти Локка. Повторяя… … Философская энциклопедия
ЛОКК — (Locke) Джон (1632 1704) англ. философ и политический мыслитель, разработал эмпирическую теорию познания и идейно политическую доктрину либерализма. Род. в пуританской семье. Окончил Вестминстерскую школу и колледж Крайст Черч Оксфордского ун та … Философская энциклопедия
Эмпирическая психология (Дж. Локк. Х, Вольф, Д. Гартли)
Исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания как основной объект философии Локка. Вольф как автор теории, получившей название «психология способностей», ее сущность и содержание. Учение Гартли и его значение в психологии.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 10.05.2014 |
Размер файла | 20,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Эмпирическая психология происходит от греческого слова empeiria, что в переводе означает опыт. Этот термин был впервые использован в 18 веке немецким философом Х. Вольфом. Им он попытался обозначить конкретную дисциплину, которая характеризует и исследует определённые явления психической жизни, в отличие от рациональной психологии, которая занимается изучением явлений природы, и сущность человеческой души. Основной задачей этого научного направления в то время было наблюдение и классификация некоторых фактов, а также выявление во время экспериментов различных закономерностей между ними. Мысль о том, что психологическое познание должно основываться на опыте, превратилась в краеугольный камень для учения Дж. Локка, а само понятие об опыте стало носить в этом учении двусмысленный характер. Опыт мог быть как внешним, так и внутренним. Это и явилось причиной дальнейшего разделения эмпирической психологии на 2 направления: материалистическое (французский материализм), а также идеалистическое (Дж. Беркли, Юм). Последствием было то, что данная наука смогла объединить установку на эмпирическое наблюдение, конкретный анализ и индуктивное познание психических явлений с учением об особой сущности этих явлений, получаемых только посредством самостоятельным наблюдения. Программа эмпирической психологии осуществила переход от умозрительной трактовки психики к её экспериментальному изучению. Далее многозначность термина «опыт» поспособствовало разделению между сторонниками естественнонаучного подхода к психике, трактующими его как контролируемое наблюдением и экспериментом познание реальных процессов сознания и поведения, и сторонниками «чистого» опыта, сводимого к субъективным феноменам.
В 1690 г. вышло основное философское сочинение Джона Локка «Опыт о человеческом разуме» (4-е изд., 1700 г.). Еще при жизни Локка книга была переведена на французский язык и оказала сильное влияние на развитие французской философии и психологии. В 1693 г. опубликован его педагогический труд «Мысли о воспитании».
Сложные идеи образуются умом произвольно в результате следующих действий: соединение, суммирование простых идей; сопоставление, сравнение; обобщение через предшествующую абстракцию. Локк дал схему процесса обобщения, которое включает следующие операции. Сначала эмпирически выделяются по возможности все единичные объекты, о которых мы хотим получить общее понятие. Эти объекты расчленяются на составляющие их свойства, затем сравниваются по этим свойствам. После этого идеи, которые не повторяются в объектах, выделяются и отбрасываются (это называется абстрагированием). Затем абстрагируются, т.е. выделяются, те идеи, которые повторяются во всех объектах. Эти идеи суммируют, что дает совокупность идей, составляющую искомую сложную общую идею, которая обозначается словом.
Локк рассматривает сознание как обязательный признак душевных явлений.
Все истинные знания, заявлял Локк, проистекают из опыта, т.е. из восприятия окружающей действительности с помощью органов чувств. Но «душа» человека не может служить предметом такого восприятия. Сколько бы человек ни старался наблюдать свою «душу», он не в состоянии это сделать. Внутренний опыт дает знания только об отдельных психических состояниях или процессах. Отсюда Локк сделал вывод, что предметом психологии могут быть только психические процессы или состояния, а не «душа».
Вольфу принадлежит заслуга разработки немецкой психологической терминологии. Само слово «психология» стало в Европе общеизвестным после выхода книг Вольфа «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734).
Вольф является автором теории, получившей название «психология способностей». Ведущими положениям теории были рационалистический подход к познанию и идея спонтанной активности души. Спонтанная активность души становится ее главной характеристикой, которая придает активность и всем душевным процессам, прежде всего, процессам познания.
Главной заслугой Вольфа была идея о спонтанной активности души, порождающей весь мир представлений и стремлений.
психология локк вольф гартли
Выступление Вольфа за эмпиризм в психологии, за создание психометрии как науки, подобной экспериментальной физике, является положительной стороной его учения в психологии. Термин «психология» приобретает широкое распространение. Выделял рациональную и эмпирическую психологию:
— выведение фактов из явлений из существенных основ (соответствует задачам рациональной психологии)
— описание этих фактов и явлений (соответствует задачам эмпирической психологии)
— установление количественных отношений (к психологии не относится)
Расширил границы предмета психологии: вопросы логики, эстетики, морали и т.д.
Главным успехом Вольфа в области эмпирической психологии можно признать тематизацию психических способностей, превращение их в предмет отдельной науки и отыскание для них множества эффективно работающих дефиниций. Вместе с тем, его систематизация психологического материала выявила ряд нерешенных проблем, которые стали отправными точками для дальнейшего развития немецкой психологии.
Все знания от опыта. Человек от рождения чистый лист бумаги. Разделяет опыт:
Дж. Локк разделил человеческий опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.
Также воспринял идеи Локка об опытном происхождении душевной жизни, развил его представление об ассоциациях и дал первую законченную систему ассоциативной психологии.
— выведение всего психологического из ощущений
— связь психологического с физиологическими процессами в нервной системе
— рассмотрение ассоциаций как закономерных механических процессов.
Современники сравнивали Гартли с Ньютоном: как Ньютон установил законы объяснения материального мира, так Гартли установил законы для ума. Духовный мир Гартли представлял механистически, по аналогии с физическим. В системе Гартли психика выступает процессом, параллельным процессам мозга, что не позволяет раскрыть ее собственные свойства. В ней нет субъекта, нет личности.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Сущность и значение, а также философские основы ассоциативной психологии, определившие ее механистическое и материалистическое понимание психики человека. Классический этап развития данного направления в науке, его отражение в исследованиях Д. Гартли.
реферат [18,5 K], добавлен 14.03.2015
Исследование явлений сознания как продукта индивидуального опыта, происхождения достоверности и объема человеческого познания в эмпирической концепции Джона Локка. Анализ гештальтистской теории поведения животных и теории психофизического параллелизма.
реферат [18,6 K], добавлен 18.05.2011
Ассоциация как механизм функционирования сознания и психики. Развитие концепции ассоцианизма. Эмпирическая психология и ее основные направления. Учение Дж. Локка о простых и сложных идеях. Изучение явлений сознания как продукта индивидуального опыта.
реферат [18,5 K], добавлен 14.10.2014
Объект современной психологии. Развитие и поддержка психологической науки. Интерес физиков к психологии. Отрасли современной психологии. Основы психологических знаний. Направления практической психологии. Общая психология и социальная психология.
контрольная работа [27,1 K], добавлен 16.10.2011
Значение и происхождение термина «психология». Предмет психологической науки, проблема научной парадигмы, естественнонаучные и гуманитарные подходы в психологии. Специфика научно-психологического познания. Связь психологической теории и практики.
реферат [22,8 K], добавлен 17.04.2009
Часть А
А | Айзенк |
Б | Бандура |
В | Келли |
Г | Олпорт |
Д | Роджерс |
Кто впервые ввел в научный оборот термин ассоциация (1700)?
А | Фрэнсис Бэкон |
Б | Христиан Вольф |
В | Дэвид Гартли |
Г | Джон Локк |
Д | Джон Стюарт Милль |
А | Бандура |
Б | Мишел |
В | Роттер |
Г | Скиннер |
Д | Уотсон |
А | Бандура |
Б | Мишел |
В | Роттер |
Г | Скиннер |
Д | Уотсон |
А | Локк Дж. |
Б | Бехтерев В.М. |
В | Джеймс В. |
Г | Вундт В. |
Д | Павлов И.П. |
Понятие «проактивность» включает следующие две компоненты:
А | поведение направляется силой разума; |
Б | люди обладают свободой выбора; |
В | истоки всех форм поведения внутри личности; |
Г | человек вырабатывает поведение, ориентируясь на будущее. |
Каждая личность уникальна. Какой философский подход (метод) отражает эта концепция Г. Олпорта?
А | Аксиоматический метод |
Б | Идиографический метод |
В | Метод конструктивного альтернативизма |
Г | Номотетический метод |
Д | Гипотетико—дедуктивный метод |
Способность теории вдохновлять ученых, стимулировать исследовательскую деятельность в широкой области изучения личности.
А | Внутренняя согласованность теории |
Б | Критерий всесторонности теории |
В | Функциональная значимость теории |
Г | Эвристическая ценность теории |
Если теория позволяет выдвигать проверяемые гипотезы, значит она удовлетворяет критерию …………….
А | верифицируемости |
Б | внутренней согласованности |
В | эвристической ценности |
Г | функциональной значимости |
Чем проще теоретическое объяснение, тем …………….
А | прикладная ценность теории выше |
Б | менее теория удовлетворяет критерию верифицируемости |
В | более экономична теория |
Г | эвристическая ценность теории выше |
Когда теоретические концепции слишком расплывчаты для эмпирической проверки, тогда уровень оценки теории низкий по критерию …………….
А | внутренней согласованности |
Б | верифицируемости |
В | функциональной значимости |
Г | эвристической ценности |
А | агрессия |
Б | комплекс неполноценности |
В | комплекс превосходства |
Г | либидо |
Д | стремление к совершенству |
А | для всех людей |
Б | для большинства людей |
В | лишь для некоторых людей |
Г | для страдающих комплексом неполноценности |
Величина, обратная порогу, называется:
А | Чувствительность |
Б | Раздражимость |
В | Возбудимость |
Г | Надежность |
Термин, обозначающий минимальную разницу между двумя стимулами, которая может быть воспринята:
А | Константа Вебера |
Б | Дифференциальный порог |
В | Двухточечный порог |
Г | Относительный порог |
Равенство влияния и власти.
А | Анархия |
Б | Демократия |
В | Эгалитарность |
Г | Эмансипированность |
Тенденция к навязчивому повторению действий или мыслей, от которых субъект не может освободиться из-за чувства тревоги.
А | Компульсивность |
Б | Персеверация |
В | Реверберация |
Г | Ригидность |
«Галлюцинация воспоминаний», ложные воспоминания, сообщение о вымышленных событиях (могут отражать содержание сна, провоцироваться подсказками, вопросами и др.).
А | Имплицитная память |
Б | Интерференция |
В | Конфабуляция |
Г | Ретроактивное торможение |
Д | Синдром Корсакова |
Вид мышления, в процессе которого человек работает над получением одного правильного решения задачи (на основе синтеза личной информации и прежних знаний).
А | Дивергентное мышление |
Б | Конвергентное мышление |
В | Латеральное мышление |
Г | Творческое мышление |
Д | Теоретическое мышление |
Какая математическая функция соответствует основному психофизическому закону в классической психофизике?
А | Линейная |
Б | Степенная |
В | Логарифмическая |
Г | Показательная |
Кого в древнегреческой мифологии называли богиней памяти? Она же – мать девяти муз, богинь поэзии, искусств и наук.
А | Афродита |
Б | Терпсихора |
В | Психея |
Г | Мнемозина |
Кто из зарубежных ученых исследовал развитие морального сознания ребенка и определил его этапы?
Кто является автором термина «ассоциация», впервые введенного в научный оборот в 1700 г. в работе «Опыт о человеческом разуме».
А | Фрэнсис Бэкон |
Б | Христиан Вольф |
В | Дэвид Гартли |
Г | Джон Локк |
Д | Джон Стюарт Милль |
А | Беркли |
Б | Декарт |
В | Локк |
Г | Паскаль |
Д | Юм |
Кто является автором метафоры «поток сознания»?
А | Джеймс |
Б | Титченер |
В | Вундт |
Г | Фехнер |
Д | Фрейд |
В какую подструктуру в структуре личности по К.К.Платонову входит «темперамент»?
А | Направленность |
Б | Опыт |
В | Психические процессы |
Г | Биопсихические свойства |
Исключите лишнее имя.
А | Гиппократ |
Б | Эмпедокл |
В | Кант |
Г | Кречмер |
В какую подструктуру в структуре личности по К.К.Платонову входят «эмоции»?
А | Направленность |
Б | Опыт |
В | Психические процессы |
Г | Биопсихические свойства |
Расположите фазы стресса в порядке возрастания эмоциональной реакции
А | Фаза сопротивление |
Б | Фаза истощения |
В | Реакция тревоги |
Г | Дистресс |
Кто впервые описал четыре основных типа темперамента?
А | Гален |
Б | Гиппократ |
В | Эмпедокл |
Г | Теофраст |
Первый из философов, описавший людей в связи с их физиологическими особенностями.
А | Гиппократ |
Б | Гален |
В | Эмпедокл |
Г | Теофраст |
Кто из немецких философов дал подробную психологическую характеристику четырех темпераментов?