авторское право на методику обучения
Авторское право на методику обучения
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Гражданин создает обучающие курсы, на которых он рассказывает, как работать с интернет-порталом, который ему не принадлежит. Обучающие курсы гражданин продает.
Являются ли обучающие курсы, материалы (в т.ч. видеоматериалы) интеллектуальной собственностью гражданина? Что необходимо сделать, чтобы курсы стали интеллектуальной собственностью гражданина? Может ли гражданин запретить использовать обучающие материалы на интернет-портале (для обучения пользователей)?
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
— Энциклопедия решений. Компенсация за нарушение исключительного права.
Ответ подготовил
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Смотрите, например, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31 декабря 2008 г. N 01АП-4103/08, апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 7 апреля 2014 г. по делу N 33-577/2014, постановление ФАС Уральского округа от 9 ноября 2012 г. N Ф09-9988/12 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2012 г. N 17АП-6112/12 (определением ВАС РФ от 24 апреля 2014 г. N ВАС-2752/14 отказано в передаче данного постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Блог
МАТЕРИАЛЫ
Защита авторских прав на учебный курс
Защита прав на методику обучения в целом осложнена несколькими аспектами. Прежде всего, пункт 5 статьи 1259 ГК РФ содержит прямое указание на то, что не охраняются авторским правом идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическая информация о недрах.
А в постановлении Пленума от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (п.80) Верховный Суд РФ напрямую указывает на то, что методики обучения не входят в перечень охраняемых авторским правом объектов.
Таким образом, прямая защита обучающего курса, как комплекса концепций и идей, не возможна. По общему правилу, охране авторским правом в данном случае будут подлежать учебные пособия, методички, иные тексты, изображения, видеозаписи и другие объекты созданные и используемые автором в рамках обучающего курса. То есть, охрана обучающего курса авторским правом возможна только косвенно — путем предоставления защиты форме, а не содержанию. Таким образом, для того, чтобы обеспечить охрану авторских прав на методику обучения, необходимо облечь ее в конкретную материальную форму и уже эта форма и ее детали будут подлежать защите.
Однако здесь следует учитывать, что защита формы в отношении текста подразумевает именно защиту от прямого копирования и если, например, какое-либо лицо создаст произведение по аналогичной тематике, со сходным содержанием и аналогичной идеей, но текст при этом будет отличаться от вашего, указанное не будет считаться использованием вашего произведения.
Единственным способом защиты авторского права в данном случае может выступать защита от незаконной переработки произведения. Согласно положениям пп.9 пункта 2 ст.1270 ГК РФ под переработкой произведения следует понимать перевод произведения или создание иного производного произведения. Исходя из содержания пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда № 5/29, под производным произведением понимается произведение, созданное на основе уже существующего. Указанное определение не является полноценным, а иных критериев определения «производности» произведения законодательство не содержит, что крайне усложняет правоприменительную практику.
Учитывая что в данной статье мы рассматриваем объективные формы методик обучения, то речь идет не о художественных, а скорее научных произведениях, основанных на конкретных фактах объективной действительности, а значит допустима возможность параллельного создания аналогичных по смыслу произведений. Согласно сложившейся практике, не подлежат охране авторским правом результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть достигнуты параллельно лицами, работающими независимо друг от друга (указанную позицию судов отражает существующая судебная практика, например, Решение Московского городского суда от 5 мая 2017 г. по делу N 3-139/2017).
К нам обратился клиент с просьбой представлять его интересы в судебном разбирательстве в качестве Ответчика по исковому заявлению о понуждении к прекращению неправомерного использования части составного произведения — слайдов презентации с решением задачи по экономике как части образовательной программы, состоящей из серии обучающих семинаров, а также взыскании внушительной компенсации за неправомерное использование указанной задачи.
В ситуации нашего клиента, решения спорных задач и Истца и Ответчика были изложены в форме слайдов презентации. Суть задач и Истца и Ответчика была идентичной. Тем не менее, количество, дизайн и текст слайдов существенно различались.
Схожесть задач Истца и Ответчика была обусловлена тем, что обе стороны оказывали образовательные услуги в сфере экономических дисциплин. Задачи, подобные спорным, широко используются в учебниках и различных образовательных курсах, а потому оригинальностью не обладали.
Кроме того, в вышеупомянутой статье 1259 ГК РФ прямо указано, что способы решения задач не охраняются авторским правом.
Тем не менее, Истец настаивал на том, что спорное решение задачи, отображенное на слайдах презентации, является частью составного произведения — обучающей программы и является самостоятельным объектом охраны авторских прав, поскольку представляет собой результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, а также утверждал, что Ответчик осуществил незаконную переработку части его составного произведения. Истец ходатайствовал о проведении автороведческой экспертизы текстов слайдов с целью установления наличия заимствования в решении задачи Ответчика элементов задаче Истца.
Ответчик возражал против удовлетворения указанного ходатайства, обращая внимание суда на то, что решение задачи не может быть объектом охраны авторских прав само по себе, не является оригинальным в данном конкретном случае, а формы изложения решений задач различаются. Казалось бы, решение очевидно, требования Истца не имеют под собой никаких оснований, однако суд предпочел удовлетворить ходатайство Истца.
Ответ, пришедший от экспертов, полученный спустя несколько месяцев смог, наконец, убедить суд и поставить точку в этом деле – экспертное учреждение направило сообщение о невозможности проведения экспертизы, поскольку слайды презентаций Истца и Ответчика в совокупности не являлись самостоятельными и самодостаточными произведениями и служили наглядным материалом для устных выступлений, а тексты слайдов, ввиду их краткости, тематической ограниченности и низкой смысловой и логической связанности не содержат индивидуальных признаков письменной речи автора. Таким образом, эксперт в одном уведомлении оценил слайды со спорным решением задачи как не обладающие признаками самостоятельного произведения, указанное означало, что, согласно положениям пункта 7 статьи 1259 ГК РФ, авторские права на такую часть произведения не распространяются. Изложенная в сообщении позиция эксперта убедила суд принять решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Из данного примера очевидно, что суды чрезмерно осторожно принимают решения по делам в сфере авторских прав, поскольку законодательство зачастую весьма неоднозначно, не содержит достаточного количества разъяснений, а судебная практика по направлению защиты образовательных программ и курсов просто не сложилась. Зачастую суды полностью полагаются на выводы экспертов, даже если, как показывает практика, эксперт не предоставляет никакого заключения. По этой причине, в случае судебных споров в сфере, регулируемой частью четвертой ГК РФ, необходимо сопровождение грамотного специалиста, поскольку для защиты прав в рамках данной категории дел как никогда важен контроль и тщательная работа профессионального юриста.
Как защитить разработанную методику обучения от использования иными лицами?
Безусловно, уникальная методика обучения представляет собой результат мыслительной творческой деятельности. Между тем обеспечить ей правовую охрану как объекту интеллектуальной собственности будет достаточно сложно.
Можно ли защитить методику в качестве объекта авторского права?
Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). При этом авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач (п. 5 ст. 1259 ГК РФ). Традиционно считается, что авторское право охраняет форму произведения, но не его содержание (основные идеи, принципы, концепции и т.п.).
Сама по себе методика не защищается посредством авторского права. В то же время к охраняемым объектам авторского права будут относиться книги, буклеты, методички, схемы, в которых она изложена.
Таким образом, если кто-либо будет использовать сходные методы и подходы к обучению, то вам не удастся привлечь его к ответственности за нарушение авторских прав. Если же он будет использовать (например, в рекламе) при описании своих услуг выдержки из ваших методических пособий (без соблюдения правил о цитировании), то можно будет говорить о нарушении интеллектуальных прав на соответствующее произведение.
Можно ли защитить методику в качестве объекта патентного права?
Идеи, представляющие собой технические решения в любой области, которые относятся к продукту или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств), могут получить патентную охрану в качестве изобретения (п. 1 ст. 1350 ГК РФ).
Важно при этом учитывать, что в соответствии с п. 5 ст. 1350 ГК РФ не являются изобретениями в том числе правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности. Сущность изобретения как технического решения должна выражаться в совокупности существенных признаков, достаточной для достижения обеспечиваемого изобретением технического результата. Под техническим результатом при этом следует понимать характеристику технического эффекта, явления, свойства и т.п., объективно проявляющихся при осуществлении способа или при изготовлении либо использовании продукта.
Получаемый результат не считается имеющим технический характер, в частности, если он:
достигается лишь благодаря соблюдению определенного порядка при осуществлении тех или иных видов деятельности на основе договоренности между ее участниками или установленных правил;
обусловлен только особенностями смыслового содержания информации, представленной в той или иной форме на каком-либо носителе.
В связи с этим достаточно сложно предугадать перспективы патентования методов обучения. С одной стороны, в реестре изобретений можно найти достаточно много запатентованных способов обучения (см. таблицу ниже). С другой стороны, существует риск того, что Роспатент отклонит заявку по причине того, что способ обучения представляет собой метод интеллектуальной деятельности, а получаемый за счет него результат не носит технического характера.
Так, например, Роспатент отказал в выдаче патента на группу изобретений «Способ Исмаиловой Н. В. обучения чтению и учебное пособие для его осуществления». Формула решения была раскрыта следующим образом: «Способ обучения чтению, содержащий несколько этапов обучения буквам, звукам и навыкам чтения слов с использованием набора носителей информации, каждый из которых выполнен с возможностью перемещения отдельных участков поверхности с имеющимися на них изображениями, притом что перемещение отдельных участков поверхности с имеющимися на них изображениями осуществляют путем поворота…» Суд по интеллектуальным правам подтвердил правильность решения Роспатента. При этом СИП РФ исходил из того, что разработанная заявителем программа обучения представляет собой метод, заключающийся в выполнении предписаний, устанавливающих порядок осуществления умственной деятельности человека, который в свою очередь, исходя из п. 5 ст. 1350 ГК РФ, не может являться изобретением. «Технический результат», получению которого служат изобретения, должен стабильно повторяться. Между тем, как указал суд, из представленной заявки невозможно установить прямую причинно-следственную связь между сугубо индивидуальной интеллектуальной деятельностью преподавателя, интеллектуальными способностями различных групп обучаемых, физиологическим состоянием обучаемых и прочими многочисленными факторами, влияющими на процесс обучения, достигаемыми в каждом конкретном случае результатами (решение СИП РФ от 18.12.2017 по делу № СИП-482/2017).
Чтобы повысить шансы на получение патента, заявители обычно раскрывают в заявке не только саму методику преподавания, но и различные технические средства — устройства, карточки, пособия. Но в любом случае в заявке следует использовать термин «способ обучения», а не «методика».
Название методики обучения можно зарегистрировать в качестве товарного знака.
Примеры патентов, которые были выданы на способы обучения
Технический результат (как он обозначен в реферате)
№ 2469412 на способ обучения грамматике английского языка/04.07.2011
Упрощение материала и, как следствие, более глубокое его понимание
Способ обучения английскому языку, основанный на изучении грамматических времен английского языка с использованием модельных конструкций на грамматической базе английского языка, включающий использование наглядных пособий в виде изображенных на плоскостях модели-энграммы и модели-рубрикатора
№ 2402821 на способ обучения дошкольников и младших школьников/26.09.2008
Снижение времени освоения основ грамотности
Способ обучения, включающий проведение занятий с использованием комплекта демонстрационных средств иллюстрационного и текстового материала в виде карточек, отличающийся тем, что занятия проводят с использованием программных модулей. Для каждого модуля используют комплект образцов, состоящий из нанесенных на квадратные карточки, по меньшей мере, четырех квадратов, разделенных на сегменты, в которых представлены по одной цифре и букве алфавита. Обучающий задает слово по теме модуля, а обучаемый находит цифры и буквы, расположенные в разных сегментах квадратов
№ 2399958 на способ обучения письменной и устной речи учащихся с логопедическими нарушениями/09.02.2009
Формирование навыков правильной речи у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи
Способ формирования навыков правильной письменной и устной речи у учащихся младших классов с логопедическими нарушениями, включающий действия учащихся с игровыми персонажами, имеющими изображения слов, обозначающих вопросы, отличающийся тем, что изображения слов, обозначающих формы вопросов к различным частям речи, размещают на сменных вкладышах, выполненных с возможностью прикрепления к каждому игровому персонажу
Как зарегистрировать права на учебник?
Я написал учебник по одному из дизайн-инструментов. Работа уникальна, и это 100% моя интеллектуальная собственность. Хочу распространять учебник бесплатно, но узнал, что все равно необходимо зарегистрировать права на него.
Что именно надо регистрировать и как? Как впоследствии доказать, что это я написал учебник?
Учебник — это такой же объект авторского права, как текст или фотографии.
По закону авторское право возникает само по себе в момент создания произведения — дополнительно регистрировать ничего не нужно. Есть только два условия:
Как только вы написали учебник, он автоматически, без регистрации, стал охраняться авторским правом. Однако сам факт возникновения авторских прав не защищает произведение от воровства: кто-то все равно может скопировать текст учебника, присвоить себе авторство и издать большим тиражом. Тогда придется идти в суд и доказывать, что право принадлежит вам, а не кому-то еще. Вот как можно это сделать.
Зафиксировать дату создания произведения
Указать свое имя на произведении может каждый, но является ли он автором — вопрос спорный, и это часто ведет к долгим судебным разбирательствам. Поэтому вам надо доказать, что именно вы первым написали учебник, — зафиксировать дату его создания. Для этого есть три способа:
Отправка по почте — самый простой и дешевый способ зафиксировать дату создания произведения. Автор распечатывает произведение, ставит на нем дату и свою подпись и отправляет сам себе по почте. Затем хранит отправление в закрытом конверте. В случае суда почтовый штемпель на конверте подтвердит, что произведение существовало на указанную в штемпеле дату.
Отправить произведение можно и по электронной почте или в мессенджере. Главное, чтобы можно было определить дату отправки.
Нотариус вправе удостоверять время предъявления документов — может зафиксировать, что в такое-то время такого-то числа такой-то человек предъявил ему свое произведение.
К нотариусу надо прийти с паспортом и двумя экземплярами произведения. Один он оставит для собственного дела, а второй вернет автору вместе с отметкой об удостоверении времени, своей подписью и печатью.
Депонирование — самый популярный способ зафиксировать дату создания произведения. Строго говоря, депонирование — это и есть регистрация объекта авторского права. Автор отдает копию своего произведения в специальный архив, а взамен ему выдают свидетельство, которое подтверждает, что он передал экземпляр произведения в определенный день.
Услуги по депонированию оказывают официальные партнеры Российского авторского общества, различные библиотеки, в том числе РГБ, и онлайн-сервисы типа Interoco. Стоимость депонирования устанавливают сами организации.
Депонирование — добровольная процедура, поэтому закон не связывает с ним наступление каких-либо последствий. По сути, депонирование только подтверждает, что произведение существовало в определенный момент, но не является единственным и неопровержимым доказательством самого авторства.
Вот пример из судебной практики. Один предприниматель зарегистрировал товарные знаки в виде объемных изображений деревянных игрушек, которые он ввозил из Китая. Автором этих игрушек, по словам предпринимателя, был он сам.
Это не понравилось крупной компании по производству игрушек. Она обратилась в суд и потребовала признать регистрацию товарных знаков недобросовестной конкуренцией.
Суд по интеллектуальным правам в иске компании отказал, однако президиум СИП направил дело на пересмотр. Авторство предпринимателя подтверждалось депонированием внешнего облика игрушек в «Копирусе». Президиум указал, что депонирование подтверждает только факт существования игрушек в определенное время, но не авторство. Поэтому суд первой инстанции должен был исследовать другие доказательства авторства.
Постановление Суда по интеллектуальным правам от 17.02.2020 по делу № СИП-598/2019 PDF, 281 КБ
Таким образом, в случае спора помимо депонирования или других способов фиксации даты создания учебника также пригодятся другие доказательства, что именно вы его написали. Это могут быть показания свидетелей, черновики, результаты экспертизы и т. п.
Получить патент
Авторское право защищает только сам текст учебника, а заложенное в этот текст содержание — принципы, концепции, идеи — нет. Часто новые с точки зрения авторского права произведения являются лишь вольной переработкой уже существующих. Например, «Волшебник страны Оз» Л. Ф. Баума и «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова. Или оригинальная серия книг о Гарри Поттере и пародии на него: Таня Гроттер и Ларин Петр.
В случае с учебником защита содержания особенно важна: методику обучения может позаимствовать кто-то другой и начать распространять ее на своих условиях. Привлечь недобросовестного бизнесмена за нарушение авторских прав не получится, ведь права на сам учебник он не нарушил. В этом случае может помочь патентное право.
Если ваш учебник содержит особую образовательную методику, на него можно получить патент, который будет охранять педагогический подход. Патент запрещает использовать сходные образовательные методики, а не текст учебника.
Но не все так просто: патент охраняет только конкретное техническое решение, поэтому защитить получится не все. Например, на сегодняшний день существуют такие патенты:
Запатентовать образовательную методику можно в Роспатенте. О том, как получить патент, Т—Ж уже писал.
Есть еще один нюанс. Получение патента на образовательную методику не препятствует защите авторских прав на учебник, в котором эта методика содержится. Но вот публикация учебника до получения патента — существенное препятствие, потому что запатентовать можно только решение, которое обладает новизной. Поэтому сначала нужно получить патент, а уже потом публиковать учебник.
Указать знаки авторства и распространять по лицензии
При публикации учебника в интернете важно указать знаки правовой охраны: ©️, год первой публикации, ваше имя или псевдоним. Это не обязанность по закону, но такая информация всегда плюс при доказывании авторства.
То, что вы собираетесь разместить учебник в открытом доступе, не означает, что его можно свободно использовать. Например, учебник можно скачать для личного чтения, а распространять, не поставив в известность автора, нельзя — для этого нужна лицензия.
Есть три вида лицензий:
Чтобы свободно распространять учебник в интернете, подходит открытая лицензия.
Чтобы читатели знали, как именно можно использовать учебник, надо опубликовать условия лицензии или дать ссылку на типовую форму открытой лицензии — это проще.
Самая популярная типовая форма — Creative Commons, СС. Она включает в себя различные виды лицензий в зависимости от предоставляемых пользователю полномочий. Эти полномочия выражаются специальными атрибуциями. Их всего четыре:
Атрибуции можно компилировать. Например, СС BY-NC означает, что учебник можно копировать и распространять на любом носителе и в любом формате, но только в некоммерческих целях и с обязательным указанием авторства.
Что в итоге
Чтобы вы могли доказать, что именно вы написали учебник, зафиксируйте дату его создания — хотя бы направьте файл с текстом учебника себе по электронной почте.
Если в учебнике есть какая-то особая образовательная методика, подумайте над патентом.
При публикации учебника в интернете не забудьте про знаки правовой охраны.
Свободно распространять учебник можно по лицензиям Creative Commons.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.