бабанский методы обучения в современной общеобразовательной школе

Классификация методов обучения по Ю. К. Бабанскому

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Передача и восприятие учебной информации: словесными методами наглядными методами практическими методами

Лекция, рассказ, беседа и др.

Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др.

Методы упражнений, проведения опытов, выполнения трудовых заданий и др.

Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий

Метод развития мышления

Репродуктивные (инструктаж, иллюстрирование, объяснение), проблемно-поисковые методы

Управление учебными действиями

Методы работы под руководством преподавателя

Методы стимулирования и мотивации учения

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению

Познавательные игры, учебные дискуссии и др.

Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении

Методы учебного поощрения, предъявления учебных требований

Методы контроля и самоконтроля

Методы устного, письменного, лабораторно-практического контроля. Методы самоконтроля

Цель рассказа-вступления — подготовка студентов к восприятию нового учебного материала, которая может быть проведена и другими методами, например, беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, занимательностью и эмоциональностью изложения, позволяющими вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности студентов на занятии.

Во время рассказа-изложения преподаватель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающемуся плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.

Рассказ-заключение обычно проводится в конце занятия. Преподаватель в нем выделяет главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задание для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме.

Источник

Бабанский Юрий Константинович — советский педагог — Классификация методов обучения Ю. К. Бабанского

Для многих учителей и тех, кто когда-либо изучал педагогику, личность Бабанского Ю.К. знакома.

Он — учитель советской эпохи, автор многих работ и идей по педагогике. Его методология до сих пор преподается в педагогических вузах.

Будущий учитель родился 7 января 1927 года в Ростовской области. После окончания средней школы он поступил в педагогический институт в Ростове и выбрал факультет математики и физики. Окончил институт в 49-м году. Затем читал дополнительные лекции по педагогике и методике преподавания физики.

С 1958 года и в течение 11 лет был заместителем ректора института. В 48 лет он был назначен ректором Института педагогических дисциплин при АПН СССР. Он был удостоен звания вице-президента Академии. Он имел докторскую степень и был профессором.

Бабанский умер в возрасте 60 лет, оставив значительный след на пути развития педагогической науки.

Бабанский был основателем теории, которая установила оптимизацию процесса обучения. В основе этой теории лежит обучение, которое является научно обоснованным выбором и рассматривается как правильное развитие и решение задач, касающихся воспитания и образования ребенка. Юрий Константинович был уверен, что эта теория может быть использована для решения многих образовательных проблем. Его теория оптимизации была частью общей теории оптимизации педагогических исследований.

Он был автором и сторонником некоторых основных принципов, которые определяют эффективные нормы и предлагают способы предотвращения таких явлений, как школьное второгодничество и неуспеваемость. Он считал, что для получения результатов необходимо изучить все причины, по которым дети не успевают в школе.

За свою карьеру Юрий Бабанский написал множество учебников, на его счету более 300 научных работ. Конечно, были и такие, которые были переведены на другие языки. Он был научным руководителем многих докторов и кандидатов наук.

Создавая свою теорию, профессор призвал учителей, как и общую систему образования, придерживаться права выбора, свободы выбора во всем. Он считал, что у каждого школьного учителя должно быть личное мнение, собственная позиция. Работая с детьми, учителям необходимо анализировать свою собственную деятельность. Педагогическая деятельность — творческий процесс, но он обязательно должен быть основан на профессионализме. Бабанский был одним из первых, кто открыто заявил о свободе педагогического творчества учителей. Только родители детей могут вмешаться в этот процесс, а затем помочь советом и консультацией, а не устаревшая система образования, включая чиновников.

Наиболее значительными работами великого педагога являются:

бабанский методы обучения в современной общеобразовательной школе

Классификация методов обучения Ю. К. Бабанского

Основоположники диалектического материализма рассматривают процесс труда как человеческую деятельность, в которой выделяются элементы опосредования, регулирования и контроля. Соответственно, по мнению Я.К. Бабанского — автора классификации, разработанной на основе целостного подхода к процессу обучения, — деятельность в учебном процессе должна осуществляться с помощью таких способов (методов), которые объединяют в единстве организацию действий по опосредованию учебной информации, регулирование активности личности, прежде всего, различными способами ее стимулирования, а также оперативный контроль за ходом деятельности.

Основные группы методов обучения

Используя целостный подход, необходимо выделить три группы методов обучения:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

Каждая из трех групп методов отражает взаимодействие преподавателей и студентов. Организационные влияния учителя сочетаются здесь с реализацией и самоорганизацией учащихся Стимулирующие влияния учителя ведут к развитию у учащихся учебной мотивации, т.е. внутренней стимуляции обучения. Контролирующее влияние учителей сочетается с самоконтролем учащихся.

Каждая из основных групп методов, в свою очередь, может быть разделена на подгруппы и отдельные методы, содержащиеся в них.

Поскольку организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности включают передачу, восприятие, понимание, запоминание учебной информации и практическое применение приобретенных знаний и навыков, к первой группе методов обучения следует отнести:

Методы вербальной передачи и слухового восприятия информации (вербальные методы: рассказ, лекция, беседа и т.д.);

Методы визуальной передачи и зрительного восприятия учебной информации (визуальные методы: иллюстрация, демонстрация и т.д.);

Методы передачи учебной информации через практическую, трудовую деятельность и ее тактильное, кинестетическое восприятие (практические методы: упражнения, лабораторные эксперименты, трудовые действия и т.д.).

Выделение словесных, наглядных и практических методов обосновано не только внешне с точки зрения источников информации, но и внутренне — характеристиками форм мышления.

Процесс учебного познания обязательно предполагает организацию понимания учебной информации и ее логическое усвоение. Поэтому необходимо выделить подгруппы методов организации индуктивной и дедуктивной, а также репродуктивной и проблемно-поисковой деятельности учащихся.

Восприятие, понимание и применение знаний может осуществляться как под непосредственным руководством преподавателя, так и в рамках самостоятельной работы студентов. Поэтому можно выделить методы самостоятельной работы, учитывая, что другие методы обучения осуществляются под руководством преподавателя. Каждая последующая подгруппа методов проявляется во всех предыдущих, и поэтому можно говорить об обязательном использовании методов в определенных сочетаниях с преобладанием одного из их видов в данной ситуации.

Итак, мы показали возможные подгруппы методов, входящих в первую группу, которая предусматривает организацию и осуществление учебно-познавательной деятельности в процессе обучения.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

К вербальным методам обучения относятся рассказы, лекции, беседы и так далее. В процессе их применения учитель использует слова для представления и объяснения учебного материала, а учащиеся активно воспринимают и усваивают его посредством слушания, запоминания и понимания.

Рассказывание историй. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала, которое не прерывается вопросами к учащимся. Рассказы могут быть нескольких типов — предисловие, резюме, заключение.

Инструктивная лекция. Как один из вербальных методов обучения, лекция представляет собой устное изложение учебного материала, более объемное, чем рассказ, с большей сложностью логических структур, образов, доказательств и обобщений. Лекция обычно занимает весь урок или занятие, в то время как рассказ занимает только его часть.

Разговор. Разговорный метод предполагает беседу между учителем и учащимися, организованную с помощью тщательно продуманной системы вопросов, которая постепенно подводит учащихся к усвоению системы фактов, новой концепции или закономерности.

Визуальные методы обучения делятся на две большие группы: Методы иллюстрации и демонстрации.

При использовании метода иллюстрации учащимся демонстрируются наглядные пособия: плакаты, карты, зарисовки на доске, картины, портреты ученых и т.д.

Метод демонстрации обычно связан с показом приборов, экспериментов, технического оборудования, различных видов препаратов. Метод демонстрации также включает в себя демонстрацию видео.

Практические методы включают письменные задания, лабораторные опыты (фронтальные лабораторные работы и фронтальные опыты и наблюдения (не весь урок, а небольшую его часть), учебные практикумы, выполнение рабочих заданий в практикумах, обучение на учебных машинах, с тренажерами и тьюторами. Практические методы используются в тесном сочетании с вербальными и визуальными методами обучения. Устные объяснения и демонстрация иллюстраций обычно сопровождают процесс выполнения упражнений и дополняют анализ результатов.

Индуктивный метод. Индуктивное обучение особенно полезно, когда предмет является преимущественно фактическим или предполагает формирование понятий, смысл которых может стать понятным только в результате индуктивных рассуждений и обобщений. Недостатком индуктивных методов обучения является то, что они требуют больше времени на изучение нового материала, чем дедуктивные методы. Они в меньшей степени способствуют развитию абстрактного мышления, поскольку опираются на конкретные факты, эксперименты и другие данные.

Дедуктивный метод способствует более быстрому прохождению предмета, активнее развивает абстрактное мышление. Его применение особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.

Репродуктивные методы. Репродуктивное мышление подразумевает активное восприятие и запоминание информации, представленной учителем или другим источником обучения. Методы воспроизведения особенно эффективны, когда содержание учебного материала носит преимущественно информационный характер, представляет собой описание способов практических действий, является очень сложным или принципиально новым для того, чтобы учащиеся вели самостоятельный поиск знаний.

В проблемном обучении используются методы проблемно-поискового обучения. При использовании проблемно-поисковых методов на уроке учитель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (задает вопросы, предлагает проблему, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждает правильность результатов, представляет готовое проблемное задание. Опираясь на предыдущий опыт и знания, учащиеся делают предположения о вариантах решения проблемной ситуации, обобщают ранее полученные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации.

Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя выделяются на основе оценки степени самостоятельности студентов в осуществлении педагогической деятельности, а также степени контроля этой деятельности со стороны преподавателя.

Методы стимулирования учебной деятельности школьников

Интерес во всех его видах и на всех стадиях развития характеризуется тремя обязательными моментами:

1) положительные эмоции по отношению к деятельности,

2) наличие когнитивной стороны этой эмоции,

3) наличие прямого мотива от самой деятельности.

Одним из приемов, входящих в метод эмоциональной стимуляции обучения, можно назвать прием создания ситуаций развлечения в классе — введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.

Занимательные аналогии выступают как метод, относящийся к методам формирования интереса к обучению.

Эмоциональные переживания возникают при использовании метода удивления.

Артистизм, яркость, эмоциональность речи учителя имеет большое значение для создания эмоциональных ситуаций во время обучения. Без всего этого, конечно, речь учителя остается полезной информативно, но она не реализует реальную функцию стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся.

Ценным методом стимулирования интереса к обучению можно назвать метод познавательных игр, который основан на создании игровых ситуаций в процессе обучения. Игра давно используется как средство стимулирования интереса к обучению.

Учебные беседы. Известно, что в споре рождается истина. Спор — дискуссия — вызывает интерес к предмету. Ситуации спора, учебные дискуссии учителя создают и во время изучения обычных учебных вопросов на каждом уроке. Например, студентов специально просят высказать свое мнение о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения. Здесь вопрос типа «Кто думает по-другому?» стал традиционным. И когда такой метод вызывает спор, студенты бессознательно делятся на сторонников и противников того или иного объяснения и с интересом ждут аргументированного вывода от преподавателя. Таким образом, учебный спор действует как метод пробуждения интереса к обучению.

Все чаще в школьной практике, и особенно в классе, можно увидеть организованные учебные дискуссии с неигровым персонажем. Например, это могут быть учебные дебаты, в ходе которых старшеклассники (а такие методы доступны только им) по заданию учителя изучают учебную и научно-популярную литературу, анализируют с разных сторон то или иное художественное произведение, обсуждают различные точки зрения на новые физические и химические открытия.

Одним из наиболее эффективных методов пробуждения интереса к обучению является создание ситуаций успеха в учебном процессе. Известно, что без чувства достижения нельзя рассчитывать на успех в преодолении академических трудностей. Поэтому опытные преподаватели подбирают задания для учеников таким образом, чтобы те из них, кто нуждается в стимуляции, получили доступное для них задание на соответствующем этапе, а затем перешли к более сложным упражнениям. Создание благоприятной морально-психологической атмосферы во время выполнения определенных учебных заданий играет важную роль в создании ситуации успеха. Благоприятный микроклимат во время тренировок снижает чувство неуверенности и тревоги. На смену страху приходит уверенность.

Методы развития чувства долга и ответственности

В основе процесса обучения лежит не только мотив познавательного интереса, но и ряд других мотивов, среди которых особенно важны мотивы долга и ответственности учащихся в обучении. Эти мотивы позволяют учащимся преодолевать неизбежные трудности в обучении, испытывать удовольствие, чувство удовлетворения от преодоления трудностей в обучении.

Мотивы долга и ответственности формируются на основе целой группы методов и приемов:

Методы контроля и самоконтроля в обучении

Методы орального контроля. Контроль полости рта осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. При индивидуальном опросе учитель задает ученику несколько вопросов, отвечая на которые, ученик показывает, насколько он понял предмет. При фронтальном опросе учитель выбирает серию логически связанных вопросов и ставит их перед всем классом, прося конкретных учеников ответить кратко.

Письменные методы контроля. В процессе обучения эти методы включают письменные тесты, сочинения, диктанты, экзамены и т.д.

Лабораторные методы контроля. В число лабораторных контрольных работ входит проверка навыков использования учебных пособий и приборов, экспериментальных задач, требующих проведения опытов, которые реально могут быть выполнены в ходе контрольной работы.

Компьютерные методы управления. Методы компьютерного контроля качества усвоения знаний, которые обеспечивают высокую скорость тестирования и достаточно высокую степень объективности контроля, но не могут учесть психологические особенности ученика, постепенно входят в педагогическую практику. Также невозможно проверить логику и умение читать на языке, чтобы вовремя помочь студенту в случае затруднений.

Методы самоконтроля. Существенной особенностью современного этапа совершенствования контроля в школе является всемерное развитие у учащихся способностей к самоконтролю уровня усвоения учебного материала, умения находить ошибки, неточности, определять пути устранения выявленных пробелов.

Предложенная классификация методов обучения является относительно целостной, так как учитывает все основные структурные элементы деятельности (ее организацию, стимулирование и контроль). Она рассматривает такие аспекты когнитивной деятельности, как восприятие, понимание и практическое применение. Она рассматривает все основные функции и стороны методов, обозначенных этим периодом педагогической науки, не отвергая ни одного из них. Однако он не просто объединяет механически известные подходы, а рассматривает их во взаимосвязи и единстве, что требует выбора их оптимального сочетания. Наконец, предложенный подход к классификации методов не исключает возможности дополнения ее новыми частными методами, возникающими в процессе совершенствования учебного процесса в современной школе.

Каждый метод можно представить как состоящий из набора методологических приемов. Поэтому, характеризуя далее различные методы, отметим содержащиеся в них методологические приемы. Хотя следует отметить, что проблема более полного выявления и анализа методов обучения является одной из самых актуальных в общем вопросе дидактических исследований.

бабанский методы обучения в современной общеобразовательной школе

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Классификация методов обучения ю. К. Бабанского

бабанский методы обучения в современной общеобразовательной школе бабанский методы обучения в современной общеобразовательной школе бабанский методы обучения в современной общеобразовательной школе бабанский методы обучения в современной общеобразовательной школе

бабанский методы обучения в современной общеобразовательной школе

бабанский методы обучения в современной общеобразовательной школе

Основные группы методов обучения

При целостном подходе необходимо выделить три группы методов обучения:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

В каждой из трех групп методов отражается взаимодействие педагогов и учащихся. Организаторские влияния учителя сочетаются здесь с осуществлением и самоорганизацией деятельности учащихся Стимулирующие влияния педагога ведут к развитию мотивации учения у школьников, т. е. внутреннего стимулирования учения. Контролирующие действия учителей сочетаются с самоконтролем учащихся.

Каждая из основных групп методов в свою очередь может быть подразделена на подгруппы и входящие в них отдельные методы.

Поскольку организация и сам процесс осуществления учебнопознавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений, то в первую группу методов обучения необходимо включить:

1. методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы: рассказ, лекция, беседа и др.);

2. методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы: иллюстрация, демонстрация и др.);

3. методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного, кинестезического ее восприятия (практические методы: упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.)

Выделение словесных, наглядных и практических методов нельзя считать обоснованным только во внешнем плане с точки зрения источников информации Оно имеет определенное основание и во внутреннем плане через характеристику форм мышления.

Процесс учебного познания обязательно предполагает организацию осмысления учебной информации и логического ее усвоения. Поэтому необходимо выделить подгруппы методов организации индуктивной и дедуктивной, а также репродуктивной и проблемно-поисковой деятельности учащихся.

Восприятие, осмысление и применение знаний может протекать под непосредственным руководством преподавателя, а также в ходе самостоятельной работы обучаемых. Отсюда возможно выделение методов самостоятельной работы, имея в виду, что другие методы обучения реализуются под руководством учителя. Каждая последующая подгруппа методов проявляется во всех предыдущих и поэтому можно говорить об обязательном применении методов в определенных сочетаниях с доминированием одного из видов их в данной ситуации.

Итак, мы показали возможные подгруппы методов, которые входят в первую группу, обеспечивающую организацию и осуществление учебно-познавательной деятельности в учебном процессе. Методы первой группы можно представить следующим образом:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Наглядные и практические методы (аспект передачи и восприятия учебной ин формации).

Индуктивные и дедуктивные методы (логический аспект).

Репродуктивные и проблемно-поисковые методы (аспект мышления).

Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).

Методы стимулирования и мотивации учения

Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению

Источник

Педагогика

Физическая техника речи — результат правильного дыхания, чёткой дикции, нормального голосоведения.

Мы прежде всего должны позаботиться, чтобы нас могли легко и без напряжения слышать. Для этого необходима внешняя организация речи, отвечающая следующим требованиям.

Старайтесь быть тактичными и следите за тем, чтобы словами и их смысл не обидеть других людей. Так, в широком обществе, которого вы не знаете, не стоит рассказывать истории, например, о то.

Одной из актуальных проблем современной дидактики является классификация методов обучения. В связи с тем, что различные авторы за основу берут разные признаки, есть несколько вариантов классификации:

– с позиции историзма;

– с позиции источников информации;

– по видам познавательной деятельности учащихся и тому подобное.

В 40-х годах прошлого века в учебниках по педагогике давали классификацию по трем группам: словесная, наглядная и практичная.

В 50-60-х годах классификация методов обучения стала ветвиться. Немало дидактов (С. П. Петровский, Е. Я. Голант, Д. А. Лордкипанидзе) за ее основу брали источник передачи и восприятия информации и распределяли методы обучения на словесные, наглядные и практические. Этого же мнения придерживается Ч. Куписевич.

По логике передачи и восприятия учебной информации С. Г. Шаповаленко разделяет методы обучения на индуктивные и дедуктивные.

По характеру познавательной деятельности учащихся Н. М. Скаткин и И. Я. Лернер определяют такие методы: информационно-рецептивная, репродуктивные, творческие, проблемные, частично-поисковые и исследовательские.

По степени управления учебной работой П. И. Пидкасистий, В. Ф. Паламарчук и В. И. Паламарчук распределяют методы обучения на две группы: учебная работа под руководством учителя и самостоятельная работа учеников.

В последнее время наибольшую популярность приобрела классификация методов обучения по рекомендациям Ю. К. Бабанского, которая имеет два варианта:

методы организации и проведения учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, проблемно-поисковые, индуктивно-дедуктивные); методы стимулирования и мотивации учебно-познавательнойдеятельности (познавательные игры, учебные дискуссии, эмоциональное воздействие педагогов, поощрение учебной деятельности, наказание); методы контроля и самоконтроля в обучении (опрос, письменные работы, тестирование, контрольные лабораторные работы, контрольные практические работы, машинный контроль, самоконтроль);

методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации умения; методы контроля и самоконтроля в обучении; бинарные методы обучения.

Есть и другие классификации методов обучения, например М. А. Данилова, Б. П. Есипова, В. Оконя, И. П. Пидласого, М. М. Левиной и Н. И. Махмутова (методы преподавания и методы учения), В. Ф. Паламарчука и В. И. Паламарчука, А. П. Пинкевича (активные и пассивные методы), К. Сосницкого, А. М. Сохоря (бинарные формы логических методов: аналитико-синтетический, аналитико-индуктивный, синтетически-дедуктивный) и других.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *