барьеры препятствующие инклюзивной практике

Инклюзивное образование: барьеры и их преодоление

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тезисы к проведению психологического практикума для педагогов дополнительного образования «Инклюзивное образование: барьеры и их преодоление»

Направление деятельности : психологическое просвещение

Ткаченко Татьяна Васильевна , педагог-психолог, МАУДО «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Орска».

Инклюзивное образование: барьеры и их преодоление

Цель : определение возможных трудностей в работе педагогов с детьми с ОВЗ и путями преодоления этих трудностей.

Оборудование : сткеры, доска, мел.

Идея инклюзивного образования, безусловно, не нова. Зарубежная практика инклюзии в образовании имеет богатый опыт и законодательное закрепление, в то время как российский опыт только начинает складываться и развиваться.

Возможно, инклюзивное образование несколько непривычно для российского менталитета, и, как всякое новое начинание, вызывает некоторое сопротивление.

Барьеры на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни стоят не только у детей с ограниченными возможностями здоровья, но и у педагогов. Выявление этих барьеров с целью если не устранить, то хотя бы разобраться, как преодолевать их, – одна из важнейших задач, стоящих перед ОУ на пути построения инклюзивной среды.

Мозговой штурм «Барьеры в работе с детьми с ОВЗ»

Участники в течение 5 минут в тройках обозначают возможные проблемы в работе и записывают их на отдельных стикерах. Потом стикеры группируются в группы барьеров.

После составления кластера педагоги совместно находят возможные пути преодоления этих барьеров.

Можно выделить несколько основных видов барьеров (прорабатываются вместе с педагогами) :

физические : среда города, транспортная доступность, наличие пандусов, специально оборудованных помещений и т.д.;

финансовые : отсутствие дополнительных средств на оказание специальной поддержки особому обучающемуся (отсутствие тьюторов);

социальные : особая культура, политика и практика работы ОУ, отсутствия опыта взаимодействия с людьми с ОВЗ;

отсутствие знаний и опыта;

наличие профессиональных стериотипов;

неумение оценивать индивидуальные достижения

Источник

Инклюзивное образование. Плюсы и минусы, проблемы на пути его осуществления

барьеры препятствующие инклюзивной практике Ксения Пронина
Инклюзивное образование. Плюсы и минусы, проблемы на пути его осуществления

Определения ключевых понятий даны в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»:

Включение каждого ребенка с ограниченными возможностями или особыми потребностями в образовательную среду и гибкость в подходах к обучению – это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования.

Плюсы инклюзивного образования:

1. Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности;

2. Возможность взаимодействия детей с ОВЗ с более широким кругом лиц, в том числе не имеющих ограничение по здоровью. Как известно, у большинства лиц с ОВЗ круг общения ограничивается в основном близкими родственниками, совместно с ними проживающими, либо «коллегами» по центру реабилитации.

3. Возможность социализации;

4. Развитие социальных и коммуникативных навыков.

Минусы инклюзивного образования:

В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование носит пока экспериментальный характер.

Проблемы в осуществлении инклюзивного образования.

• Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка;

• Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии;

• Подготовка тьюторского сопровождения для детей, имеющих особые образовательные потребности (в инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду школы). Для обеспечения доступности образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ в образовательной структуре необходимо наличие сопровождающих специалистов – тьюторов и ассистентов учителя. В России такие должности появились сравнительно недавно и не в каждой школе они имеются;

• Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей;

• Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т. д.);

• Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.

Ресурсные барьеры для инклюзивного образования:

• люди — их отношение, недостаток знаний, страх, предубеждения, стереотипность мышления. В частности, родители здоровых детей часто высказывают опасения, что развитие их ребенка может задерживаться присутствием тех, кто требует значительной поддержки. Взгляды родителей отражают распространенные в обществе стойкие стереотипы в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья;

• денежные и материальные средства — нехватка средств и оборудования, низкая заработная плата;

• знания и информация — безграмотность, отсутствие доступа к знаниям, слабая политика или ее отсутствие, отсутствие коллективного опыта в обсуждении и решении проблем.

барьеры препятствующие инклюзивной практикеМое высшее образование Уважаемые коллеги и друзья! Хочу поделиться с вами дорогие мои, незабываемым событием которое произошло в моей жизни. Сегодня я получила.

барьеры препятствующие инклюзивной практикеФотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» Все большую актуальность в современном обществе и образовательном пространстве приобретает проблема инклюзивной практики и интеграции детей.

барьеры препятствующие инклюзивной практикеИнклюзивное мероприятие «Первый день зимы!» Наш детский сад является территорией инклюзивного пространства, поскольку наше учреждение единственное в Воронеже, в котором воспитываются.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Методические рекомендации осуществления системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Данный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Методические рекомендации по итогам РПМ «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» По итогам региональной педагогической мастерской были разработаны методические рекомендации по проблемам инклюзивного образования, интеграции.

Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ. Актуальность проблемы. Наше время смело можно назвать временем перемен. Мы живём в веке новых технологий, когда очень ценится человек мыслящий, ищущий, творческий,.

Источник

Барьеры в инклюзивном образовании.

барьеры препятствующие инклюзивной практике барьеры препятствующие инклюзивной практике барьеры препятствующие инклюзивной практике барьеры препятствующие инклюзивной практике

барьеры препятствующие инклюзивной практике

барьеры препятствующие инклюзивной практике

Можно выделить несколько основных видов барьеров:

физические: среда города, транспортная доступность, наличие пандусов, специально оборудованных помещений, специальное освещение (для глухих), голосовые сигналы (для слепых), уточняющие таблички, указатели и т.д.;

финансовые: отсутствие дополнительных средств на оказание специальной поддержки особому обучающемуся, отсутствие тьюторов, отсутствие стимулирующей доплаты для педагогов, отсутствие возможности совершенствовать материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

социальные: особая культура, политика и практика работы ОО, отсутствия опыта взаимодействия с людьми с ОВЗ, боязнь контактов, предубеждения о бесполезности людей с ОВЗ, шаблонные установки- идиоты, дебилы и.т.д. ;

· отсутствие знаний и опыта взаимодействия с людьми с ОВЗ;

· наличие профессиональных стериотипов;

· неумение оценивать индивидуальные достижения.

· страх перед неизвестным;

· отсутствие готовности к изменениям;

· лень, нежелание прикладывать усилия;

· профессиональное выгорание, отсутствие творческого начала;

· неготовность к работе с «особыми» детьми;

· эмоциональное «неприятие» особого ребенка (педагог не принимает ребенка, в успешности которого не уверен);

· коммуникативный барьер – барьер непонимания.

Ключевые концепции и правила инклюзивной школы.

Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.

Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:

1.создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ

2.обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;

3.построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;

4.интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;

5.обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;

6.разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;

7.координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;

8.повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;

9.формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.

Условия реализации инклюзивного образования

• Принятие философии инклюзии образовательной организацией;

• Готовность лидера и педагогического коллектива к изменениям и трудностям;

• Существование «внешней» поддержки со стороны педагогического сообщества и руководства;

• Наличие законов и нормативных актов, регламентирующих инклюзивное образование.

• Сотрудничество с Управлениями образования, ПМПК по инклюзивному образованию, взаимодействие с другими инклюзивными и специальными учреждениями вертикали или сети (школа, сад, техникум и т.п.), в том числе, взаимный обмен технологиями, материалами, информацией и документами;

• Преемственность в работе учреждений разных ступеней инклюзивной вертикали;

• Преемственность в работе образовательных учреждений разного типа и вида;

• Взаимодействие с внешними партнерами;

• Наличие подготовленных для реализации задач инклюзивного образования кадров;

• Разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной компетентности специалистов;

барьеры препятствующие инклюзивной практике

• Наличие команды специалистов сопровождения (координатор (завуч) по инклюзии, психолог, специальный педагог, логопед, социальный педагог, помощник учителя (тьютор) и др.);

• Программы повышения профессиональной грамотности педагогов, программы повешения стрессоустойчивости для педагогов

• Психологическая подготовка нормально развивающихся детей и их родителей к образовательной инклюзии;

• Архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду;

• Материально-техническое обеспечение, специальное оборудование и средства, модулирующие образовательное пространство класса /группы.

Ожидаемые результаты от инклюзивного образования:

1. выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

2. реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями

3. получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;

4. реализация себя в обществе;

5. повышение качества жизни;

6. улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Концепции инклюзивного образования

Источник

2019 Выпуск №2

Инклюзивное образование: барьеры внедрения и психолого-педагогические условия успешной реализации

Аннотация

Рассмотрена проблема инклюзивного образования школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На основе анализа ста­тистических данных, исследований в области инклюзивного образова­ния в различных регионах нашей страны, таких как Московская, Ка­лужская, Костромская, Ивановская, Калининградская, Самарская обла­сти и Кавказский регион, определены основные барьеры на пути внедре­ния инклюзивного образования в России. К этим барьерам принадлежат негативное отношение к внедрению инклюзии; низкий уровень инфор­мированности населения; социальные стереотипы; недостаточность и ограниченность исследований в этой области. На основе выделенных ба­рьеров для инклюзивного образования сделана попытка определить пси­холого-педагогические условия успешной реализации идей инклюзивного образования.

Abstract

The article draws attention to the problem of inclusive education of disa­bled students. The analysis of statistical data, as well as research in the field of inclusive education in different regions of Russia (Moscow, Kaluga, Kostro­ma, Ivanovo, Kaliningrad, Samara regions and the Caucasus) show that there are barriers to the implementation of inclusive education in Russia. These bar­riers are: negative attitudes towards the introduction of inclusion, low level of public awareness, social stereotypes; lack of and limited research in this area. On the basis of the identified barriers of inclusive education, an attempt has been made to determine the psychological and pedagogical conditions for the successful implementation of inclusive education.

Список литературы

1. Адеева Т. Н. Проблемные аспекты психологической готовности педагогов к инклюзивному образованию // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. С. 57—61.

2. Байденко В. И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. М., 2006.

3. Богомолова Е. А., Спиженкова М. А. Опыт исследования субъективных пред­ставлений педагогов об инклюзивном образовании // Личность, интеллект, ме­такогниции: исследовательские подходы и образовательные практики : матер. II Междунар. науч.-практ. конф. Калуга, 2017. С. 439—447.

4. Борисова Н. В. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2009.

5. Газман О. С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании // Дирек­тор школы. 2007. № 3. С. 51—58.

6. Задорин И. В., Колесникова Е. Ю., Новикова Е. М. Инклюзивное образование в Москве: дифференциация информированности участников как фактор-ограничение // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 60—73.

7. Индикаторы образования: 2017 : стат. сб. / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева [и др.] ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М., 2017.

8. Индикаторы образования: 2018 : стат. сб. / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева [и др.] ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М., 2018.

9. Инклюзивное образование. М., 2010. Вып. 1.

10. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология : сб. ма­тер. II Междунар. науч.-практ. конф. URL: http://edu-open.ru/Default.aspx?ta bid=356 (дата обращения: 10.12.2018).

11. Ительсон Л. Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М., 1964.

12. Конвенция о правах инвалидов: равные среди равных. URL: http://doc player.ru/49515222-Konvenciya-o-pravah-invalidov-ravnye-sredi-ravnyh.html (дата обращения: 08.10.2018).

13. Королева Ю. А. Проблемы жизнеспособности детей и подростков в усло­виях современного общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 8. С. 291—295.

14. Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной со­циальной политики //Воспитание и обучение детей с нарушениями в разви­тии. 2009. № 6. С. 3—9.

15. Мельник Ю. В. Проблемное поле инклюзивного образования нетипич­ных детей в современных российских условиях // Омский научный вестник. 2011. № 3 (98). С. 140—143.

16. Мельник Ю. В. Социально-педагогические детерминанты инклюзивного образования: компаративный анализ западных и российских представлений // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. № 11. С. 152—162.

17. Назарова Н. М. Теоретические и методологические основы образователь­ной интеграции // Инклюзивное образование: методология, практика, техно­логия : матер. междунар. науч.-практ. конф. (20 июня 2011, Москва). М., 2011. С. 9—11.

18. Несына С. В., Старовойт Н. В. Особенности представлений о детях с огра­ниченными возможностями здоровья у педагогов дошкольного образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. № 6. C. 142—145.

19. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.20126 г. № 273-ФЗ (в ред. от 29.07. 2017 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Консуль­тантПлюс».

20. Пеннин Г. Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государ­ственной политики // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-kak-novaya- paradigma-gosudarstvennoy-politiki (дата обращения: 03.10.2018).

21. Погуца Н. С., Арзыбова О. В. Коррекция социальных стереотипов учителей инклюзивного образования по отношению к детям с ограниченными возмож­но­стями здоровья // Вестник педагогических инноваций. 2014. № 4 (36). С. 69—74.

22. Психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985.

23. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования / отв. ред. С. В. Алехина. М., 2013.

24. Сайтханов А. Ф. Педагогические условия социальной реабилитации де­тей со сложной структурой дефекта // Дефектология. 2007. № 2. С. 86—94.

25. Симаева И. Н., Хитрюк В. В. Инклюзивное образовательное пространство: SWOT-анализ // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Кан­та. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2014. № 5. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovatelnoe-prostranstvo-swot-analiz (дата обращения: 24.11.2018).

26. Сунцова А. С. Теории и технологии инклюзивного образования : учеб. пособие для студентов пед. вузов. Ижевск, 2013.

27. Фуряева Т. В., Фуряев Е. А. Инклюзивное образование за рубежом: мето­дологический дискурс // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-za-rubezhom-metodo logicheskiy-diskurs (дата обращения: 13.11.2018).

28. Шипицына Л. М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // II ре­гиональная научно-практическая конференция «Здоровье и образ жизни уча­щихся в современных условиях: взгляд врача и педагога». СПб., 2010. С. 14—18.

29. Шматко Н. Д. Совместное воспитание и обучение детей с ограниченны­ми возможностями здоровья и нормально развивающихся дошкольников // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2010. № 5. С. 12—19.

Источник

Инклюзивное образование в России: разрушая барьеры и создавая условия

Закон «Об образовании в РФ» гарантирует равные условия для получения качественного образования всем детям, включая тех, кто имеет ограниченные возможности здоровья. Это означает, что все школы по желанию родителей и направлению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) обязаны принять учеников с особыми образовательными потребностями и обеспечить для них специальные условия для получения образования. В п.3 ст.79 Закона подробно разъясняется, какие именно условия должны быть созданы для таких детей: от использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания до организации доступа в здания школ и «другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

В п. 4 ст. 79 уточняется, что образование таких обучающихся может быть организовано как в отдельных учреждениях, так и в обычных школах — в отдельных классах, группах или совместно с другими детьми. Для обозначения совместного обучения в Законе употребляется термин «инклюзивное образование», который все активнее входит в нашу повседневную жизнь.

барьеры препятствующие инклюзивной практике

Готово ли наше общество в целом и школы в частности понять и принять идею инклюзии?

Об этом шла речь на всероссийской видеоконференции «Разрушая барьеры: в моем классе учится ребенок с особыми образовательными потребностями», организованной объединенной издательской группой «Дрофа — Вентана» совместно с издательским домом «Первое сентября».

Дата видеоконференции была приурочена к Международному дню инвалидов, который отмечается 3 декабря, а местом ее проведения была выбрана московская школа №1321 «Ковчег», ставшая в этом году лауреатом конкурса «Лучшая инклюзивная школа России».

В обсуждении актуальной проблемы приняли участие ведущие специалисты в области инклюзивного образования из Москвы и регионов, модератором дискуссии был вице-президент ОИГ «Дрофа — Вентана» Артем Соловейчик.

Прежде всего, участникам было предложено ответить на вопрос: «Что лучше специальные коррекционные школы или инклюзивное образование?»

«Этот вопрос постоянно задается в педагогическом сообществе, но однозначного ответа на него нет, — считает руководитель Городского психолого-педагогического центра г. Москвы Любовь Олтаржевская. — Согласно Закону «Об образовании в РФ», родитель вправе выбрать любую образовательную организацию для своего ребенка, но инклюзия не может быть поголовной. Когда в школу приходит такой ребенок, педагоги берут на себя ответственность за его будущее, и неподготовленная школа может только навредить ребенку и семье».

барьеры препятствующие инклюзивной практике

Как подготовить школу и учителей к обучению детей с особыми образовательными потребностями?

Участники поделились своим собственным опытом. Например, Наталья Лахина, учитель школы №92 г. Воронежа, прежде чем начать работать с детьми-аутистами, прошла специальные курсы в институте повышения квалификации. При этом она подчеркнула, что не у всех педагогов есть время и возможности на такую подготовку.

В этом случае на помощь приходят дистанционные технологии, вебинары. Такое обучение организует Центр технологий «I-школа», который работает в формате сетевого взаимодействия со школами разных регионов.

Своеобразной методической площадкой для общеобразовательных школ могут стать коррекционные учреждения, которые получают статус ресурсных центров. Ярким примером может служить Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Тамбовская область), которая организует курсы по инклюзивному образованию не только для педагогов, но и для родителей, желающих получить профессию тьютора, а также помогает создать специальные условия для обучения каждого конкретного ребенка-инвалида в общеобразовательных школах.

«У нас есть все ресурсы — материальные, кадровые, методические, и мы имеем опыт обучения почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, включая тяжелые множественные нарушения», — рассказала замдиректора Котовской школы-интерната Ирина Жидкова.

Однако в школе могут быть созданы все условия: безбарьерная среда, адаптированные программы и учебники, педагоги, прошедшие специальную подготовку, а здоровые дети и их родители не принимают детей с особенностями развития и даже устраивают их травлю.

Эту проблему поднял телеведущий «Первого канала», автор книги «Как общаться с солнечными детьми» Михаил Комлев: «Дело в том, что родители нередко весьма категорично выступают против того, чтобы дети с ОВЗ учились в обычных школах. Они дремуче невежественны, и весьма смутно представляют себе, в чём заключается «особенность» таких категорий, как аутисты, дети с ДЦП, с синдромом Дауна и т.п. Им кажется, что от всех этих «больных» детей исходит опасность для их собственных чад. А это далеко не так».

барьеры препятствующие инклюзивной практике

По мнению Михаила Комлева, необходимо провести большую работу по пропаганде толерантности среди родителей и детей — с помощью книг, фильмов, телевизионных передач. Он рассказал о том, что дети с синдромом Дауна могут достичь высоких результатов в спорте и других сферах деятельности, если с ними целенаправленно заниматься.

Любовь Олтаржевская отметила, что чем раньше будут выявлены те или иные проблемы ребенка, тем эффективнее будет их коррекция. По ее словам, в условиях образовательных комплексов, куда входят, помимо школ, ещё и детские сады, есть возможность отслеживать судьбу каждого из особенных детей, выстраивать работу с ними от самого первого года обучения в дошкольном учреждении и до выпуска из школы.

Директор Центра технологий «I-школа» Ольга Асаянова считает, что ядром инклюзивного образования должна стать психологическая служба, которая призвана взаимодействовать с детьми, родителями и педагогами, снимать стрессовые и конфликтные ситуации.

Всем участникам видеоконференции было важно услышать мнение директора школы «Ковчег» Романа Реуэля — ведь именно эта школа впервые начала обучать детей с таким сложными заболеваниями, как синдром Дауна и аутизм.

Это произошло в 1990 году, когда, по свидетельству Романа Абрамовича, в школе еще не было ни лифтов, ни пандусов, но с самого начала сложилась особая атмосфера дружбы и взаимовыручки.

«В школе надо создать условия, которые заинтересуют детей и родителей, — убежден Роман Реуэль. — Ипподром, кружки, музеи — во всем этом могут принять участие и здоровые, и больные дети. У нас есть свой лагерь под Переславлем-Залесским, где дети любят отдыхать во время каникул. Все это делает школу востребованной и популярной».

Так что же такое инклюзивная школа?

В завершении видеоконференции ее участники так сформулировали ответ на этот вопрос: «Инклюзивная школа — это не только доступная среда, но и готовность педагогов и детей встречать таких ребят. Нужно быть готовыми постоянно меняться самим и менять уклад школы, расписание занятий. Школа должна быть готовой подстраиваться под особенности каждого ребенка и работать с родителями».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *