баринская а начальное обучение скрипача

Начальное обучение скрипача.

В книге А.И. Баринской (1929—2006) — опытнейшего педагога с пятиде­сятилетним стажем преподавания в детских музыкальных школах — обобще­ны и последовательно изложены методические приемы обучения детей игре на скрипке. Исходя из того, что начальный период обучения является исключи­тельно ответственным, определяющим дальнейшее развитие скрипача, автор особенно подробно останавливается на методике работы с начинающими.
Адресовано педагогам-скрипачам, в первую очередь преподавателям на­чальных классов детских музыкальных школ.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Глава I. Начальный период обучения игре на скрипке
Характерные особенности работы с начинающими
Опыт развития музыкального слуха у начинающих

Глава II. Освоение начальных навыков владения штрихами
Функции пальцев правой руки
Работа суставов правой руки
Распределение смычка в неравномерных штрихах
Соединение струн
Другой тип смены струн — чередование смежных струн
в быстром темпе
Деташе
Легато
Мартле
Стаккато
Пунктирный штрих
«Штрих Виотти»
Спиккато
Сотийе
Акценты

Глава III. Организация домашних занятий
Домашнее «рабочее место» учащихся
Состояние инструмента
Роль родителей в занятиях ученика
Распределение учебного материала во время
занятий на инструменте

Глава IV. Инструктивный материал(Гаммы, упражнения, этюды)
Работа над гаммами
Упражнения
Этюды
Глава V. Изучение позиций и их смены
Виды переходов
Несколько общих положений, которые необходимо учесть при освоении смены позиций

Глава VI. Развитие навыков чистого интонирования
Глава VII. Изучение двойных нот, аккордов
Этапы работы
Сексты
Октавы
Аккорды
Глава VIII. Некоторые вопросы аппликатуры
Наиболее характерные примеры специфической аппликатуры
Глава IX. Вибрато
Развитие первоначальных навыков.
Вибрато как средство выразительности
Глава X. Работа над произведениями крупной формы
Глава XI. Развитие навыков самостоятельной работы учащихся
Глава XII. Устранение типичных недостатков в постановке рук и приемах игры учащихся
Левая рука
Правая рука
Литература

Источник

Открытый христианский форум JesusChrist.ru

Добро пожаловать на Открытый христианский форум JesusChrist.ru. Для того чтобы писать в форуме, Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум через ссылку для входа.

Общие разделы
>> Творчество христиан. Христиане о творчестве
Просмотров: 51218баринская а начальное обучение скрипачабаринская а начальное обучение скрипачабаринская а начальное обучение скрипачабаринская а начальное обучение скрипачабаринская а начальное обучение скрипача

Здравствуй Игорь!
Ну никак не удается добыть «Совсем юного скрипача» (с). В магазинах даже по Москве не нашла, в трех! Сегодня пойду скачквать к другу, а то с моим интернетом проблема так и не разрешилась.

нашла книжку А. Баринской «Начальное обучение скрипача»

. даже опасаюсь, что из этого выйдет

Исправлено пользователем igorant 12/01/10 04:31.

А вообще, струны же разные бывают. Слышала, что для каждого вида и свою канифоль подбирают. Как выяснить, какие у меня? Или это всё левые заморочки? В любом случае, какая канифоль хорошая?

Именно спирт? А лучше сколькопроцентный?

Даже не знаю, из чего они сделаны

Здравствуй, Игорь!
Добыла треть зубной щетки и медицинский 95-процентный спирт. После проведенных их испытаний канифоль снова почти совсем не прилипает. Спасибо!

В «Юном скрипаче» во многих местах карандашом две соседние лиги ли просто несколько нот соединены галочкой.

После проведенных их испытаний канифоль снова почти совсем не прилипает.

Источник

Баринская а начальное обучение скрипача

баринская а начальное обучение скрипача

баринская а начальное обучение скрипачаАвтор: В. Зельдис
Год: 1982
Издательство: Музична Украина
Страниц: 96
Формат: PDF
Размер: 12,0 МВ
Язык: русский, украинский

баринская а начальное обучение скрипачаАвтор: В. Бычков
Год: 1979
Издательство: ВМКпУЗИиК
Страниц: 28
Формат: PDF
Размер: 0,7 МВ
Язык: русский

Работа В. Д. Бычкова «Типичные недостатки постановки рук и приёмов игры начинающих скрипачей» представляет собой удачную попытку анализа некоторых особенностей начального периода обучения игре на скрипке. Автор в полной мере справился со своей задачей, отмечая наиболее характерные недостатки постановки начинающих скрипачей и рекомендуя методы их исправления. Работа написана просто и ясно, чётко сформулированы основные требования обучения, убедительно подчёркнута необходимость совершенствования как отдельных постановочных моментов, так и приёмов игры на скрипке. Иллюстрированный материал даёт наглядное представление о том, какое положение руки или пальцев является правильным и в чём заключается тот или иной постановочный дефект.

баринская а начальное обучение скрипачаАвтор: В. Скибин
Год: 1986
Издательство: Минск: Консерватория им. А.В. Луначарского
Страниц: 90
Формат: PDF
Размер: 4,2 МВ
Язык: русский

Ретроспективный обзор скрипичных школ, независимо от авторитета их создателей, позволяет проследить происходившие изменения в постановке на протяжении длительного исторического периода развития скрипичного исполнительства и педагогики. В результате сформировались некоторые типовые формы, среди которых необходимо выявить наиболее целесообразные с точки зрения методики сегодняшнего дня. В данной работе исторические изменения постановки рассматриваются по возможности в хронологической последовательности вплоть до того момента, когда описание положения того или иного ее элемента совпадает с требованиями современной методики.

баринская а начальное обучение скрипачаАвтор: Б. Степанов
Год: 1960
Издательство: Музгиз
Страниц: 112
Формат: PDF
Размер: 8,8 МВ
Язык: русский

баринская а начальное обучение скрипача

Автор: А. Баринская
Год: 2007
Издательство: Музыка
Страниц: 103
Формат: PDF
Размер: 9,4 МВ
Язык: русский

В книге А.И.Баринской — опытнейшего педагога с пятидесятилетним стажем преподавания в детских музыкальных школах — обобщены и последовательно изложены методические приемы обучения детей игре на скрипке. Исходя из того, что начальный период обучения является исключительно ответственным, определяющим дальнейшее развитие скрипача, автор особенно подробно останавливается на методике работы с начинающими.

баринская а начальное обучение скрипача

Автор: В. Лепихова
Год: 1993
Издательство: НОТ
Страниц: 48
Формат: DJVU
Размер: 7,1 МВ
Язык: русский

Пособие «Здравствуй, скрипочка!» предназначено маленькому скрипачу для занятий с учителем в подготовительных группах ДМШ. Оно охватывает самый ранний период обучения — приспособление учащегося к инструменту, выработку мышечных и тактильных ощущений, основных видов движений в правой и левой руке, формирование навыков игры на открытых струнах и начальный этап соединения обеих рук.

баринская а начальное обучение скрипача

Автор: Э. Пудовочкин
Год: 2006
Издательство: Композитор
Страниц: 56
Формат: PDF
Размер: 37,2 МВ
Язык: русский

Много лет воспитывает юных музыкантов-любителей Эдуард Васильевич Пудовочкин. Опыт этого талантливого педагога, его поиск на путях приобщения детей к музыке через комплексное развитие их способностей, методика и художественные результаты представляют большой интерес для всех, кто занимается эстетическим воспитанием подрастающего поколения.

баринская а начальное обучение скрипача

Автор: М. Берлянчик
Год: 2000
Издательство: Лань
Страниц: 256
Формат: PDF
Размер: 17,0 МВ
Язык: русский

Учебное пособие создано на базе обобщения передового опыта и современных данных музыкознания, психологии, физиологии, педагогики. Теоретически разрабатываются пути и средства совершенствования начальных этапов формирования исполнительского мастерства скрипача. Обсуждаются новые подходы к решению насущных проблем скрипичной педагогики: одаренности, развития художественного мышления, организации игровых движений, становления тона, штрихов, вибрато, виртуозных качеств, выразительного интонирования мелодии. В аспекте совместного творчества ученика и педагога рассматриваются вопросы организации занятий, репертуара, концертных выступлений.

баринская а начальное обучение скрипача

Автор: В. Григорьев
Год: 2006
Издательство: Классика-XXI
Страниц: 256
Формат: PDF
Размер: 15,3 МВ
Язык: русский

Это необычная книга. Ее автор, В. Ю Григорьев — профессор Московской консерватории, наследник традиций отечественной школы А. Ямпольского и Я. Рабиновича, — понимает методику обучения как широчайшее поле возможных решений. Для этого сталкивает мнения по одному и тому же вопросу мастеров прошлого и настоящего, подкрепляя их доводы данными современной психологии, физиологии, математики и физики… Знакомит со своими впечатлениями, размышлениями, рождавшимися по следам встреч с крупнейшими отечественными и зарубежными музыкантами и педагогами. Выбор исполнительского решения остается за учеником и его наставником, а мерилом правильности выбора всегда будет художественный результат. Автор не успел завершить задуманную работу. Вместе с тем сложившаяся книга — не просто упорядоченное и систематизированное собрание материалов, статей, текстов консерваторских лекций Григорьева. Это по сути учебник — благодаря масштабу проблематики, детальному освещению разнообразных вопросов исполнительства. И пока единственный в отечественной скрипичной педагогике. В этом его исключительная ценность

баринская а начальное обучение скрипача

Автор: К. Мострас
Год: 1956
Издательство: Музгиз
Страниц: 55
Формат: DJVU
Размер: 21,2 МВ
Язык: русский

Появление настоящего очерка обусловлено назревшей необходимостью обобщить практический опыт ведущих советских исполнителей и педагогов как основу для создания целостной, всесторонне разработанной системы скрипичной педагогики. Автор очерка не ограничивается в своей работе личными наблюдениями и выводами. Коллективное обсуждение на совместных заседаниях скрипичных кафедр Московской консерватории вопроса о системе самостоятельных занятий учащихся выявило общее принципиальное отношение к данному вопросу со стороны ведущих педагогов консерватории и позволило частично отразить высказанные мнения в настоящем очерке.

баринская а начальное обучение скрипача

Автор: И. Менухин
Год: 2009
Издательство: Московская консерватория
Страниц: 168
Формат: PDF
Размер: 69,6 МВ
Язык: русский

Книга Иегуди Менухина, впервые издаваемая в России — замечательное учебное пособие, основанное на собственном исполнительском и педагогическом опыте великого скрипача. Автор предназначил ее как для начинающих, так и для опытных музыкантов.

баринская а начальное обучение скрипача

Автор: К. Флеш
Год: 1964, 2007
Издательство: Музгиз, Классика-XXI
Страниц: 270, 304
Формат: PDF
Размер: 19,2 МВ + 17,5 MB
Язык: русский

Книга выдающегося скрипача и педагога, учителя Г.Шеринга, Ж.Неве и М.Росталя Карла Флеша по своему значению может быть поставлена в один ряд с самыми великими «Школами» и «Методиками» многовекового исполнительского искусства.
В специальной, адресованной скрипачам литературе XX века этот труд не имеет аналогов с точки зрения широты и всеохватности поднятых в нем проблем. Как овладеть техникой и правильно выбрать репертуар, как «захватить в плен» аудиторию и преодолеть эстрадное волнение, — эти и многие другие вопросы, являющиеся предметом повседневной заботы исполнителя-профессионала, автор рассматривает на страницах данной работы.
Но «Искусство скрипичной игры» — не просто свод «технологии» скрипичного мастерства. Эта книга — художественное литературное произведение, своим живым «человеческим» языком выгодно отличающееся от множества чисто методических трудов.

баринская а начальное обучение скрипача

Автор: С. Шальман
Год: 1987
Издательство: Советский композитор
Страниц: 154
Формат: PDF
Размер: 39,9 МВ
Язык: русский

Книга «Я буду скрипачом» предназначена для обучения игре на скрипке детей с пяти-шестилетнего возраста. Основной текст книги сопровожден разделом «Советы родителям». Раздел, адресованный родителям, поможет сделать домашние занятия ребёнка более успешными.

баринская а начальное обучение скрипача

Автор: М. Гарлицкий
Год: 1985
Издательство: Советский композитор
Страниц: 80
Формат: DJVU
Размер: 9,3 МВ
Язык: русский

Сборник упражнений, этюдов и пьес для скрипки рассчитан на весь период обучения в детской музыкальной школе-семилетке. Он включает 4 раздела: Освоение начальных исполнительских приёмов, Позиции и их смена, Двойные ноты и Пьесы.

баринская а начальное обучение скрипача

Автор: К. Родионов
Год: 2000
Издательство: Музыка
Страниц: 144 (учебник + клавир)
Формат: PDF
Размер: 8,0 МВ
Язык: русский

Учебное пособие содержит материал, используемый в скрипичных классах музыкальных школ в первые два года обучения, включая: основные движения смычка, движения пальцев левой руки, этюды для начинающих, упражнения и этюды на двойные ноты, упражнения, пьесы для двух скрипок, гаммы и арпеджио, пьесы для начинающих.

баринская а начальное обучение скрипача

Автор: В. Якубовская
Год: 2003
Издательство: С-Пб.: Композитор
Страниц: 64
Формат: PDF
Размер: 4 МВ
Язык: русский

Пособие «Вверх по ступенькам» предназначено для начинающих музыкантов. Оно призвано помочь пройти начальный и, быть может, самый трудный и ответственный этап обучения, не утратив первоначального естественного интереса к музыке. Пособие В.А. Якубовской впервые предлагает освоить уже на начальном этапе обучения смену позиций, используя простейшие приемы. Для замены традиционных упражнений на пустых струнах автор пособия предлагает множество песенок, играть которые будет гораздо приятнее и веселее.

баринская а начальное обучение скрипача

Автор: Л. Ауэр
Год: 1965
Издательство: М.: Музыка
Страниц: 272
Формат: DJVU
Размер: 2,9 МВ
Язык: русский

От автора: «На страницах этой книги я попытался, насколько мог, передать серьезным преподавателям и ученикам практические знания, накопленные мною за долгую жизнь, посвященную игре на скрипке и ее обучению. Я поставил своей задачей не только изложить мои мысли и идеалы в искусстве, но и рассказать о тех чисто механических средствах и технических приемах, которые применялись мною в занятиях с учениками, надеясь и веря, что написанные строки послужат на пользу тем учащимся, кто искренне и честно хочет овладеть мастерством игры на скрипке — этом изумительнейшем из инструментов. Я стремился просто и откровенно разъяснить это искусство так, как подсказывал мне мой почти шестидесятилетний опыт артиста и педагога. Все мои советы и заключения являются результатом этого опыта; все они проверены годами экспериментов и наблюдений».

баринская а начальное обучение скрипача

Автор: Л. Гуревич, Н. Зимина
Год: 2002
Издательство: М: Композитор
Страниц: 57
Формат: djvu
Размер: 1,5 МВ
Язык: русский

В семи разделах учебника, составленного опытными педагогами-практиками, собран материал, необходимый начинающему скрипачу в течение 2,5-3 лет обучения. Методика, положенная в основу учебника, помогает овладевать ключевыми навыками скрипичной игры в увлекательной для ребенка форме. Среди учеников, воспитанных по этой методике, лауреаты российских и международных конкурсов и фестивалей, скрипачи-профессионалы, работающие в лучших оркестрах России, ближнего и дальнего зарубежья.

Источник

Особенности методики обучения начинающих скрипачей младшего школьного возраста

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Раздел Музыкальное образование

Особенности методики обучения начинающих скрипачей младшего школьного возраста

Одним из средств музыкального воспитания детей младшего школьного возраста является обучение игре на музыкальном инструменте, и в частности, на скрипке.

Каждому педагогу известно, какую сложную задачу представляют собой приспособления начинающего ученика к инструменту и освоение им первичных игровых навыков.

Специфика младшего школьного возраста заставляет педагогов искать соответствующие подходы для успешной реализации целей и задач учебно-воспитательного процесса. Говоря о взаимодействии с учениками, Б.С. Волков выделяет следующие факторы, которые должен учитывать педагог в своей деятельности:

— развитие и формирование личности младшего школьника есть процесс социальный. Ребенок занимает социальную позицию школьника;

— развитие и формирование личности осуществляется в процессе активной деятельности самого школьника;

— с поступлением ребенка в школу учение становится ведущим видом деятельности, которое в отличие от игры носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый систематизированный характер;

Таким образом, одной из главных задач педагога в занятиях с учениками младшего школьного возраста является организация наилучших условий с целью выявления и реализации потенциалов детей с учетом их индивидуальности.

Эффективность музыкального развития детей младшего школьного возраста в процессе инструментальной подготовки в значительной степени зависит от умелого сочетания педагогами традиционных и инновационных форм и методов обучения.

Обращаясь к проблеме постановки рук начинающего скрипача, мы находим множество источников, в которых даны общие принципы, основанные на личной педагогической практике и опыте многолетних наблюдений.

В итоге, убеждаемся в отсутствии универсальной, пригодной для всех учеников, единственно правильной постановки рук скрипача. Невозможность существования такой методики объясняется многообразием индивидуальных природных особенностей человека.

Обращаясь к методике О.С. Мильтоняна, в постановке рук можно выделить следующие этапы и более подробно их развить:

-дозвуковой доинструментальный период,

-дозвуковой инструментальный период,

-звуковой период, звуковой внепозиционный период,

Кроме того, положение рук скрипача при игре не является естественным. Поэтому необходимо найти такое положение рук и всего корпуса, при котором возможно максимально свободно двигаться и выполнять необходимые действия, не затрачивая лишней энергии.

Только при соответствии всех элементов скрипичной постановки друг другу, анатомическим и физиологическим особенностям играющего, можно достичь в будущем свободы игрового процесса.

Система постановки рук требует большой аккуратности. К нарушению всей этой системы может привести одно недостаточно точное действие и самым негативным образом повлиять на качество игры исполнителя. Воспитание двигательных действий рук следует вести стро­го последовательно, добиваясь их максимального единства. Т.В. Погожева, педагог и методист, рекомендует подробно объяснить и показать ученику необходимые действия, после чего он должен самостоятельно их воспроизвести. Чтобы достичь желаемого результата и закрепить правильный навык, необходимо проконтролировать точность выполнения поставленной задачи.

Следующий этап постановки – звуковой. Непосредственно, после того, как ученик освоит способ держания смычка и инструмента (отдельно от приема извлечения звука), становится возможным проведение смычка по струне.

Однако стоит сказать о том, что стоит разграничить задачи для левой и правой руки. Во время игры правой рукой, левой ученик может поддерживать скрипку за корпус. Этот прием позволит ему снять лишнее напряжение и сконцентрироваться на выполнение задачи, предназначенной для правой руки.

Красивый, певучий, осмысленный звук – главное качество музыканта-исполнителя. Чтобы добиться такого результата, необходимо дать правильный толчок. И. И. Гаухман говорила: «всякие художественные задачи, не обеспеченные правильными техническими средствами, окажутся любительщиной, непрофессиональным подходом к делу».

Работая с правой рукой на данном этапе мы задаемся целью – добиться приемлемого звучания. Здесь стоит сказать о так называемой «жесткой хватке» или хватательном рефлексе правой руки. Как известно он возникает от того, что ученик не имеет реального представления о том, каким образом регулировать вес смычка на струне и, следовательно, с силой сжимает трость и, зачастую, это провоцирует закрепощенность расположенных выше мышц руки и плечевого сустава. Чтобы избавиться от данной проблемы на начальном этапе необходимо использовать специальные расслабляющие упражнения. Так же на этом этапе очень важно объяснить ученику, что чистота воспроизводимого звука напрямую зависит от положения смычка – перпендикулярно подставке и грифу.

Что касается левой руки в данный период работы, то С.О, Мильтонян предлагает следующее: Исследовать наглядно сам факт изменения звука. Не беря инструмент в руки, повышать и понижать звуковысотность струны, прижимая её пальцем левой руки (удлиняем – понижаем звук, укорачиваем – повышаем). Правая рука играет щипком. Предлагаемый метод подготавливает ученика к возможности чисто интонировать. Имея четкое представление о том, за счет чего меняется высота звука, он без труда сможет найти искомый звук.

Она так же предлагает ряд упражнений для постановки пальцев на гриф. Например, поставить пальца на струну ля или ре в правильном расположении (мажорный тетрахорд) и подержать на струне, прижимая её на 4 счета, затем приподнять и расслабить, так же, на 4 счета. Повторить таким образом несколько раз. Или ещё одно замечательное упражнение: поставить пальцы на струну ля в положении мажорного тетрахорда и поднимать и опускать каждый палец от самого основания по 4 раза. Работает только один палец, все остальные остаются на месте.

— с самых первых занятий необходимо учить начинающего легко отделять указательный палец от шейки скрипки;

Стоит отметить, что предлагаемые приемы не должны восприниматься узко рецептурно. Данный метод постановки левой руки может применяться для обучения начинающих скрипачей в соответствии с индивидуальными данными.

А.В. Гвоздев в качестве наиболее важных общих условий рациональной организации переходов выделяет следующие:

-гармоничное, хорошо сбалансированное взаимодействие в процессе игры двух точек опоры инструмента: постоянной — на ключице и переменной — в левой руке;

-независимость обеих рук, которая должна сочетаться с тесной и органичной согласованностью их действий;

2 Добрынин, Н.Ф. О новых исследованиях внимания / Н.Ф.Добрынин // Вопросы психологии. – 1973. – №3. 121

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *