успенский собор в сергиевом посаде фото внутри
Успенский собор (1585)
Внутреннее пространство Успенского собора поражает величественными размерами и насыщенностью светом. Шесть массивных пилонов размером 3×3 м держат высоко поставленные крестовые своды с пятью глубокими барабанами, оконные проемы которых излучают мощный световой поток. Строители монастырского храма не стали воспроизводить форму цилиндрических столбов кремлевского образца, а вернулись к традиционным русским опорам — пилонам прямоугольного сечения.
Собор был расписан фресками за три с небольшим летних месяца 1684 г. ярославскими и троицкими мастерами под руководством одного из известных иконописцев того времени Дмитрия Григорьевича Плеханова. С именем этого художника связано выполнение целого ряда замечательных росписей, в том числе фресок Архангельского собора в Московском Кремле (1660-1666), Успенского собора в Ростове (1676), Софийского собора в Вологде (1686-1688) и других.
Примечательной особенностью монументальной росписи собора являются многочисленные изображения русских святых княжеского происхождения: благоверных князей Владимира Киевского, Бориса и Глеба, Александра Невского, Михаила Черниговского, Довмонта Псковского, царевича Димитрия и других. Важное место занимают изображения особо чтимых преподобных отцов: Онуфрия Великого, Петра Афонского, Павла Фивейского, Антония и Феодосия Печерских, Зосимы и Савватия Соловецких.
По-видимому, одновременно с фресками был создан резной золоченый пятиярусный иконостас, включающий в настоящее время 76 икон. Большинство икон в иконостасе относится к концу XVII в. Иконы неоднократно поновлялись и находятся под записью XIX в.
Тайная вечеря, 1685 г.
Успение Пресвятой Богородицы. 1585 г.
В середине XIX веке, после засыпки Писаревского пруда в академическом саду северо-восточнее собора, в последнем стала наблюдаться сырость на стенах, появились трещины.
Первая после революции реставрация Успенского собора проводилась в 1940-67 гг., тогда были произведены промывки фресок от поздних клеевых записей, отремонтирован поврежденный сыростью цоколь собора, восстановлены растесанные оконные проемы нижнего яруса, восстановлено первоначальное позакомарное покрытие.
Сергиев Посад
182 материалa по 82 объектам, 2 003 фотографии
Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Сергиеве Посаде.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра — внутри крепостных стен
В эти дни отмечается 700-летие Сергия Радонежского. Есть повод поделиться своими заметками о посещении Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Что такое Свято-Троицкая Сергиева Лавра для России ни одному россиянину объяснять не надо.
Каждый, кто хотя бы раз оказывался в Москве с целью ознакомиться с ее достопримечательностями, после посещения Красной площади, Кремля и Третьяковской галерея, задумывался и, имея полдня свободного времени, осуществлял поездку в Сергиев Посад. Благо — всего 70 километров от Москвы.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Я бывал там ребенком с родителями, бывал с любимой девушкой, — впоследствии, — женой, бывал один и сопровождал иностранцев.
Ездил на машине по Ярославскому шоссе, на электричке с Ярославского вокзала.
Каждый раз находил там для себя что-то новое.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Если бы меня попросили выбрать три места в России, обязательных для посещения, я бы назвал Сергиев Посад с его Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой после Москвы и Санкт-Петербурга.
Красная Воротная башня На чем бы вы ни приехали, попадаете в Лавру со стороны большой прикрепостной площади через Красную (Красивую) Воротную башню.
Считается, что ее прототип был построен в XVII веке. Современный величественный вид башня приобрела в XIX веке, когда над ней надстроили Надвратную Церковь.
Красная Воротная башня
Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи Проникнув на территорию Лавры через Красную Воротную башню, вы попадаете в ворота Надвратной церкви Рождества Иоанна Предтечи.
Казалось бы, ворота уже пройдены, почему Надвратная церковь находится за воротами в Лавру? Оказывается до середины XVI века именно здесь находились Святые Врата в Лавру. А каменные крепостные стены с Красной башней, закрывающие Святые Врата с востока, были построены позднее.
Конечно же, и Надвратная церковь была построена еще позднее — в самом конце XVII века — на средства Григория Строганова.
Архитектурный стиль Надвратной церкви называют Строгановским направлением московского барокко. Действительно, церковь очень яркая и красивая!
Она украшена богатым декором, а в воротах можно увидеть фрески с изображениями Сергия Радонежского.
Интересно, что фрески были восстановлены сразу после Великой Отечественной войны, в тот период, когда, как известно, религия не была в почете в нашем коммунистическом государстве.
Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи
Успенский Собор Еще находясь в воротах Надвратной церкви и выходя на территорию Лавры, мы видим величественный Успенский Собор — самое крупное архитектурное сооружение Троице-Сергиевой Лавры. Его пять куполов — четыре синих с золотыми звездами, и одна — золотая, возвышаются над окружающими церквями, постройками, башнями и крепостными стенами. Силуэт Собора, совпадающий с силуэтами Успенского Собора Московского Кремля, Соборного Собора Смоленской иконы Божией матери Новодевичьего монастыря XVI века, а также, как считается, с силуэтом их прототипа Успенского Собора Владимира XII века, — знакомы каждому из нас с детства и являются наиболее традиционными в русской православной архитектуре.
В последнее время по России появилось много таких соборов, например собор Рождества Пресвятой Богородицы в Зачатьевском монастыре Москвы или Преображенская церковь в Жуковском. Каждый раз видя такой собор, я вспоминаю Успенский Собор Троице-Сергиевой Лавры.
Гробница Годуновых Гробница (или усыпальница) Годуновых находится рядом со стеной Успенского Собора. Считается, что там сейчас находятся останки царя Бориса Годунова, его жены Марии, сына Федора и дочери Ксении, захороненных в начале XVII века под папертью собора.
Эта усыпальница придает дополнительный интерес к Лавре, основанный на историзме и различных трактовках роли царя Бориса в истории России и российской культуры и искусства. Каждый из нас придерживается определенного мнения, и возможность поразмышлять над усыпальницей — хороший повод поехать в Лавру только лишь для этого.
Надкладезная часовня Обходим Успенский Собор и у западной его стены видим изящную четырехярусную Надкладезную часовню.На месте алтаря у нее колодец. Здесь был чудесным образом обнаружен родник.
Троицкий собор Троицкий собор — самый древний собор в Троице-Сергиевой Лавре. Он, пожалуй, наряду со Спасским собором Андронникова монастыря, является самым древним в Москве и Московском регионе — начало XV века. И, во всяком случае, древнее нынешних соборов Кремля. Конечно, XV век не так впечатляет, как XII век Успенского собора во Владимире, но — все равно Собор является одним из самых древних в России.
В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители.
Собор знаменит своим уникальным алтарем, а также тем фактом, что свою Троицу Андрей Рублев писал именно для этого собора. Сейчас там — копия. Оригинал, по-прежнему в Третьяковке. Вопрос о возвращении Троицы на место остается открытым.
Никоновский придел Троицкого Собора Преемником Сергия Радонежского был Никон. Мощи Сергия упокоили в Троицком Соборе, а мощи Никона — в Никоновском приделе этого собора. Его постройка датируется XVI веком. Теперь Троицкий Собор и церковь Никоновского придела смотрятся как единый архитектурный ансамбль.
Михеевская церковь Маленькая, но изящная Михеевская церковь была построена значительно позднее основных соборов и церквей Лавры — в середине XVIII века. Очень гармонирует с великолепным Трапезным Храмом.
Церковь Иконы Смоленской Божьей Матери Небольшая церковь XVIII века в стиле елизаветинского барокко, не характерного для московского региона.
Церковь Иконы Смоленской Божьей Матери
Митрополичьи покои Митрополичьи покои построены в XVIII веке на месте более древних Настоятельских келий и Царицыных хоромов.
Трапезный храм Двухэтажная Церковь преподобного Сергия с Трапезой или Трапезный храм или Сергиевская церковь примыкает к великолепной Трапезной Палате. Она содежит уникальный позолоченный иконостас XVII в. из разрушенного московского храма «Никола Большой Крест».
Храм в честь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких Храм в честь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (середина XVII века) образует единый архитектурный комплекс с окружающими его палатами, где когда-то размещалась монастырская лечебница. Считается, что форма храма совпадает с формой не сохранившегося Покровского Собора на Соловецких островах.
Храм в честь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких
Царские Чертоги Царские Чертоги, то есть Царский Дворец (конец XVII века) сменил на этом месте старый деревянный дворец Ивана Грозного. Новые каменные палаты построены в том же стиле, что и Трапезная и формируют единый четырехугольный ансамбль монастыря. Здание несколько раз меняло свое назначение. К сожалению, сейчас внутрь доступа нет, и познакомиться с богатой внутренней отделкой простому туристу или паломнику нельзя.
Обелиск Обелиск был сооружен в 1792 в память о 400-летнем юбилее со дня смерти Преподобного Сергия.На четырех медных овальных пластинах рассказана история монастыря.
Успенский кладезь с часовней Успенский кладезь с часовней используется верующими для набора воды из священного родника.
Успенский кладезь с часовней
В следующей своей заметке я расскажу о внешнем периметре Лавры.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот материал в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры
Троице-Сергиева лавра — особая обитель, ее история неразрывно связана с историей всей нашей страны. Недаром многие ключевые исторические деятели выказывали монастырю свое особое предрасположение. С названием лавры у многих людей часто ассоциируются имена Сергия Радонежского, Петра Великого, Симона Ушакова или Бориса Годунова.
Все эти великие люди по-своему способствовали процветанию Троице-Сергиева монастыря. Не исключением стал и первый русский царь Иван IV Грозный. Иван Васильевич всегда особенно относился к Троице-Сергиевой лавре. Именно здесь, в стенах Троицкого собора, он был крещен. Да и в целом царь частенько навещал обитель. Так, в 1559 году по его приказу началось строительство Успенского собора, возводившегося по образу и подобию одноименного храма Московского Кремля.
Возведение Успенского собора, самого масштабного строения на территории Троице-Сергиевой лавры, длилось 26 лет. Но Ивану Грозному так и не удалось посмотреть на Успенский собор в его окончательном виде. Царь скончался за год до завершения строительных работ, а освящение собора производилось уже во время правления сына Ивана IV – при Федоре Иоанновиче. Как раз в Успеньев день, 15 августа 1585 года, в присутствии царя Федора и его жены Ирины митрополит Дионисий и произвел торжественное освящение храма.
Внутреннее убранство
Царская чета уделяла немало внимания возведению собора. Именно поэтому храм Успения Богородицы имеет один престол, посвященный святому великомученику Феодору Стратилату и еще один, посвященный святой великомученице Ирине. Всего в Успенском соборе имеется четыре престола, но так как три из них находится в алтаре главного, построенного в честь Успения Божьей Матери, многим прихожанам кажется, что собор однопрестольный. И если два внутренних престола посвящены святым великомученикам, то третий сооружен в честь Николая Чудотворца. Именно этот святой, по преданию, спас священнослужителей и прихожан от страшной эпидемии цинги, свирепствовавшей во время нашествия поляков 1609 года.
Различные работы по украшению и возведению всевозможных пристроек велись в Успенском соборе вплоть до XVIII века. Так, стены и столпы храма имеют красивейшие фрески с библейскими мотивами. Эта роспись была выполнена местными, а также ярославскими мастерами во главе с Дмитрием Григорьевым в 1674 году. Особую атмосферу в соборе создает великолепный иконостас, состоящий из пяти ярусов икон. А вверху, с другой стороны от иконостаса, в три ряда расположилась широкая галерея для мужского хора. Таким образом, кажется, что звучание голосов и впрямь льется с небес. Эту особенность отмечают почти все посетители храма. Еще одна важная деталь внутреннего убранства Успенского собора — два прекрасных бронзовых паникадила, выполненных мастерами Оружейной палаты в XVII веке.
Главными святынями Успенского собора являются святые мощи преподобного Максима Грека, а также мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского. Доступ к этим реликвиям обычно открыт прихожанам в теплое время года.
Внешний облик Успенского собора
Такая достопримечательность Сергиева Посада, как Успенский собор, действительно была построена практически в полном соответствии с одноименным кремлевским храмом. Отличие составляют лишь некоторые детали. В сравнении с другими сооружениями лавры, собор Успения Богородицы является самым масштабным. Но благодаря удачному расположению, величественное и массивное здание не выбивается из всего монастырского ансамбля. Наоборот, храм довольно гармонично вписывается в общую картину обители.
Первоначально пять глав Успенского собора были полусферическими, но позже им придали более сочную луковичную форму. Кроме того, до начала XIX века купола были отделаны червонным золотом. Сейчас же центральная глава покрыта вызолоченной медью, а четверо крайних — имеют яркий голубой цвет и украшены золочеными звездами разных размеров. Также, в отличие от московского образца, эта достопримечательность Сергиева Посада была построена не из камня, а из кирпича и имеет шесть несущих своды пилонов, которые выделяются традиционной прямоугольной формой сечения. Все это, в сочетании с белоснежными и лаконичными стенами придает собору совершенно уникальный вид.
Гостям подмосковного Сергиева Посада рекомендуется посетить эту достопримечательность не только, чтобы увидеть очередную древнюю церковь, но и чтобы насладиться всем великолепием искусной работы русских зодчих, услышать возвышенное пение церковного хора и просто почувствовать себя частичкой нашей общей истории.
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры: фото и описание
Мы пришли сюда, в Троице-Сергиеву лавру посетителями абсолютно неискушенными, поэтому ничего нет удивительного, что у нас создалось впечатление, будто бы самый главный храм здесь – Успенский. Так ошибаются многие. Впрочем, это совсем неудивительно. Ведь, закладывая этот собор в 1559 году, могучий, неистовый и загадочный Иван Грозный планировал создание не просто храма, а храма грандиозного, затмевающего прочие своей красотой и величием.
Даже подумывал, со временем, перенести в него мощи Сергия Радонежского. Однако от задуманного вскоре отказался. Грозный царь оробел, убоявшись гнева святого, и не решился тронуть его мощи. Нда, если бы что-то так же напугало большевиков, когда они разоряли лавру и вскрывали мощи святителя…
С ощущением легкой эйфории, вернее особого душевного подъема, мы вышли из Троицкого собора, и наша маленькая толпа, по камушкам старинной брусчатки, двинулась в сторону следующего собора Сергиевой лавры – Успенского, правильное название которого звучит как Собор Успения Пресвятой Богородицы.
Это его купола блестят-переливаются, так издалека видные за пределами лавры. Да и отсюда – красота несказанная! Синее небо, ласковое солнышко, огромные зеленые ели, кипенно-белые стены храма, одна глава золотая и четыре неотразимых сине-голубых, в звездах… Стоп! А, собственно, почему купола голубые? Почему не все золотые, что означает такая метаморфоза? Кстати, а почему Успенский собор Троице-Сергиевой лавры украшают пять глав?
Внимательно оглядываемся. Проверяем – над Троицким собором – один купол, на церкви Сошествия Святого Духа – один, над церковью Рождества Иоанна Предтечи – тоже пять. Интересно… Потом покопались в интернете и все выяснили. Если же вы, друзья, тоже не знаете разгадки этого, то слушайте…
Троице-Сергиева лавра
Православный монастырь Троицы, основанный прп. Сергием Радонежским в 14 в., уже несколько столетий считается крупнейшим центром духовного православия и наиболее почитаемой русской святыней.
В 17 веке монастырь выдержал многомесячную осаду польско-литовского войска (15 тыс. воинов). Защитники монастыря в количестве 3 тыс. человек выдержали осаду, благодаря не только своему мужеству, но и чудесному явлению Сергия Радонежского.
С 1744 года монастырь с почетом был переименован в Лавру, вокруг нее постепенно стали строиться другие монастыри и скиты, духовно с ней связанные. В 1814 г. после пожара в Москве сюда переехала Духовная академия, являющаяся самым старым вузом России.
С 1920 по 1945 годы Лавра была закрыта, а на ее территории временно размещались Историко-художественный музей и жилые помещения, затем с 1946 г. началось ее возрождение.
История строительства
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры называют храмом-памятником из-за того, что его возведение ознаменовало триумфальное падение Казанского ханства. Строительство храма велось в течение 26 лет и завершилось только в 1585 году. Обряд освящения совершил митрополит Дионисий, при этом присутствовал царь Федор Иоаннович с женой.
Величественный собор расположен в центре Лавры. Строился он в византийском стиле по образцу собора в Московском Кремле (арх. А. Фиораванти из Италии), но стены возводили из кирпича (толщина 2,25 м). Строители при возведении храма обратились к русским традициями и сделали 6 пилонов с прямоугольным сечением. Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре венчает 5 куполов, центральный — золотой, посвященный Спасителю, остальные четыре — голубые, со звездами, — посвящены Богородице.
Аркатурно-колончатый пояс, который характерен для зодчества городов Золотого Кольца был использован при возведении собора. Ранее с запада к собору была пристроена открытая паперть, затем ее заменили в 18 в. на крыльцо, расписанное по указаниям митрополита Платона.
Как добраться до храма Успения Пресвятой Богородицы
Храм находится в городе Сергиев Посад на Болотной улице, 39.
От железнодорожной станции и расположенной возле нее автостанции вначале по Кооперативной улице нужно спуститься к улице Красной Армии, и по ней дойти до улицы Болотной, где и находится храм. Путь этот недолог и составляет менее 1 км.
Если со стороны Москвы добираться до Сергиева Посада на автомобиле, то нужно ехать через город по Московскому шоссе и улице Красной Армии. Не доезжая Лавры около 1 км, повернуть налево на Болотную улицу. По ней до Успенского храма – всего 200 м.
Рейтинг достопримечательности
Рейтинг 4.20 [5 Голоса (ов)]
Внутреннее убранство храма
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры и, особенно, его внутреннее пространство удивляют своими огромными размерами и ярким светом, поступающим через оконные проемы. Огромные пилоны (3х3 м) поддерживают крестовые своды с пятью барабанами.
Нефы и стены фасадов в центре превосходят по ширине остальные. Сзади иконостаса расположены хоры с 3-ярусной галереей.
Почти 100 лет стоял нерасписанный Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. Год 1684 стал знаменательным в его истории: на деньги архиепископа Моисея Рязанского наняли артель из 25 иконописцев под началом мастера Д. Плеханова. За одно лето они раскрасили стены, столпы и свод фресками на библейские темы, которые до наших дней практически сохранились в целости. Моисей Рязанский был торжественно погребен в стенах Успенского собора рядом с другими архиепископами.
Росписи на стенах — светлые воздушные фрески в синих, сиреневых, голубых и фиолетовых тонах. На северной и южной стенах в четыре ряда изображены евангельские сюжеты (Божья Матерь, Вселенские соборы), а на западной — сцены Страшного суда с большим количеством фигур и деталей.
Монументальные росписи с изображениями благоверных князей (Александра Невского, Владимира Киевского, царевича Дмитрия и др.), мучеников и святых в полный рост расположены на всех 6 столбах, которые подпирают своды. Религиозные фрески есть и на оконных откосах и сводах. Изнутри храм смотрится нереально высоким и торжественным.
В интерьере собора сохранились также литые паникадила 17 в., сделанные из бронзы мастерами Московской Оружейной палаты в подарок монастырю от семьи Яновых.
Главный алтарь имеет 2 придела:
Более поздний придел— святителя Николая Чудотворца — был построен в 17 в. во времена защиты монастыря от нашествия польско-литовских воинов.
Страница нашей истории – драматичная и забытая
У большинства наших сограждан после школьного курса истории Отечества нашего в памяти остались две правящие династии: Рюриковичи и пришедшие им на смену родственные Романовы. О Романовых худо-бедно еще помнят, уж о трагической судьбе последнего императора известно всем. Рюриковичей знают на порядок меньше, упомянут разве только о царя Грозного, или князя Александра Невского, ну, возможно, припомнят еще великого князя Дмитрия Донского.
О Годунове же помнят в основном благодаря кинокомедии Гайдая с неподражаемым Яковлевым в роли Ивана Васильевича, где он восклицает: «Бориску – на царство. »
Когда пресеклась правящая ветвь Рюриковичей, разразился политический и социальный кризис, вызвавший череду, сменяющих друг друга верховных правителей, пока не утвердилась династия Романовых. Вот среди этих вклинившихся государей и был царь Борис Годунов.
Править он собирался долго, предполагая, что с него начнется новая и долговременная династия. За государственные дела взялся рьяно. Перед ним стояла неимоверно сложная задача – вывести Россию из кризиса.
Но новый царь – талантлив, у него могучий и изворотливый ум, сильная воля. Он снижает налоги, освобождает крестьян от податей на год. В его время продолжается энергичная колонизация территорий Западной Сибири, основывается Архангельск – главный порт допетровской России.
Во внешней политике он – сторонник мира. Заключает мирные договора с Польшей и Швецией. На юге для обороны от татар строит цепи новых сторожевых постов, которые глубоко проникают в “дикое поле”. Так называли примыкающие к Крыму и протянувшиеся на сотни километров, необитаемые пространства. В степях которых нет ни воды, ни жилья, ни корма для лошадей.
При нем возникают новые города – Белгород, Воронеж, Самара, Саратов и другие. Он проводит разумную торговую политику. Приглашает в страну разных иностранных специалистов, которые могли бы помочь в его преобразованиях. Посылает для учебы за границей молодых дворян. В общем, сами видите, для страны сделал он немало хорошего.
Бывший любимец Ивана Грозного, умный и лукавый Борис, к тому же не любил крови. Да и зачем боярам рубить головы, когда их можно ссылать и лишать вотчин?
Десять спокойных лет – и, с его умением находить эффективные ответы на вызовы времени, все в стране пришло бы в порядок. Но нет, не случилось этих лет. Трон царя стоял на вулкане.
Против него ополчилось все – природа, неурожаи, когда от проливных дождей и неожиданно-ранних заморозков три года подряд на корню гибли все посадки, возникший в стране страшный голод, обернувшийся катастрофический мором, бунтующие низы, недовольная знать, даже загадочная гибель царевича Дмитрия.
Череда несчастий продолжилась появлением на нашей территории польских войск во главе с Лжедмитрием.
И в 1605 году, в самый разгар войны с Лжедмитрием Борис скоропостижно умер. Он – надорвался. С почетом его похоронили в Кремле, в Архангельском соборе, а Москва присягнула его сыну – шестнадцатилетнему Федору.
Святыни Успенского собора
На южной стороне в помещении собора на постаменте находится гроб Сергия Радонежского, в котором он был погребен (1392), а затем через 30 лет в нем были обнаружены его мощи. В 16 веке по указу Ивана Грозного была сделана серебряная рака, стоящая сейчас в Троицком соборе. В годы, когда мощи лежали в гробу, паломники, приходящие в собор, обязательно прикладывались к нему и пытались откусить его кусочек, чтобы унести с собой. В течение нескольких лет одна из стенок стала разрушаться, и ее пришлось укрепить металлическими скобами, а также заключить гроб в стеклянный саркофаг.
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры является местом захоронения коронованных особ и известных православных деятелей. Внутри собора установлены надгробия королевы Марии Владимировны и королевны Евдокии, а также архиепископов (Моисея Рязанского, Августина Московского, который поднимал дух воинам в 1812 г.) и митрополита Москвы Макария (написавшего книги по богословию).
Многие туристы приезжают сейчас с целью поклониться мощам святителя Иннокентия, православного епископа Камчатки и Америки, считающегося покровителем всех изучающих иностранные языки, и преподобного Максима Грека.
В теплые месяцы в храме совершаются богослужения и литургии.
Захоронение семьи Годуновых
Слева от входа в Успенский собор Троице-Сергиевой лавры располагается усыпальница Годуновых. Построена она в 18 веке в виде каменной палатки (на месте бывшего трапезного притвора), вплотную примыкающей в стене собора. Внутри нее расположены гробницы Бориса Годунова и его жены Марии и сына Федора (они были убиты по приказу самозваного царя Дмитрия, а тела были привезены сюда в 1606 г.) и дочери-красавицы Ксении (умершей монахиней в 1622).
При вскрытии могилы в 1940 г. достали их вещи, сохранившиеся очень хорошо: шелковую рубаху Федора, башмаки царевны (вещи теперь выставлены в музее), но само захоронение оказалось разоренным, т. к. черепа были выброшены.
Царь Борис Годунов
И вот, стоя перед центральным входом в собор, я получила знак свыше, что не зря приехала сюда. Около этого мощного и объемного сооружения сиротливо приткнулась низенькая и маленькая палатка – усыпальница Годуновых.
C Борисом Годуновым в своей жизни я повстречалась неожиданно. Я тогда училась, наверное, еще в начальной школе, когда однажды совершенно случайно услышала оперную арию. Мощный бас с характерным тембром пел: “И все тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах”. Я замерла, по коже побежали мурашки, колотилось сердце. Вот тогда я и запомнила – Борис Годунов, человек, уровень злодейства которого зашкаливает все возможные пределы.
Запомнила и не забывала. Интерес к нему не пропал с годами. Теперь я читала о нем все, что попадалось под руку. И неожиданно оказалось, что это вовсе не патологический злодей, а даже не самый плохой из царей, что фигура его в нашей отечественной истории одна из самых интересных и трагических.
Крипта собора
Крипта Успенского собора Троице-Сергиевой лавры расположена под самим собором, а вход в нее — с южной стороны. Она была построена в 19 в. для захоронения митрополитов Сергия и Леонтия, тогда же здесь были освящены приделы с алтарем. Уже в 20 в. здесь строятся еще два придела, в центре — усыпальница 2 патриархов — Алексия I (1970) и Пимена (1990). В помещении крипты на витринах выставлены части церковного облачения и личные вещи, фото.
Крипта открыта для свободного доступа посетителей, в ней совершаются молебны, происходит раздача освященного масла.
Иконостас
Самый первый иконостас собора был разрушен, теперь на его место поставлен другой.
Иконостас Успенского собора Троице-Сергиевой лавры состоит из 5 ярусов с оправами икон из золота либо резьбы, увитыми виноградными лозами и содержит 76 икон, в основном конца 17 в.
Иконостас из пяти рядов венчает Распятие с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом, в обрамлении резных узоров с подсолнухами, розами и виноградными гроздьями. Резьба присутствует также на раме иконостаса, колонках алтаря в виде переплетений веток виноградной лозы, а на фризах — диковинных цветов. Вся резьба изображает «райские сады». Вверху Креста изображения херувимов, а венчает все царская корона.
Многие иконы сделаны с участием знаменитого иконописца Симона Ушакова, одна из известных — «Тайная вечеря» (1685), которая сейчас находится в музее монастыря.
Все иконы и резные декоративные элементы за прошедшие столетия несколько раз были поновлены, что подтверждают пробы реставраторов (все иконы имеют 3-4 слоя). Последний раз иконы были обновлены в 1986-1988 гг. в связи с их аварийным состоянием. Тогда же была обнаружена оригинальная икона 16 века «Успения Пресвятой Богородицы», которая показалась после снятия двух слоев более поздних икон, нарисованных сверху.
Православная Жизнь
Успенский собор – главный храм Киево-Печерской Лавры, одна из прославленных святынь Православной Церкви. Выдающийся памятник древнерусской и украинской архитектуры XI—XVIII вв., почти полностью уничтоженный взрывом 3 ноября 1941г. Здание воссоздано в 1998—2000 гг.
Великая церковь Успения Богородицы Печерского монастыря заложена в 1073 г. игуменом Феодосием и князем Святославом Ярославовичем, который «своими руками начал ров копать» и пожертвовал на сооружение 100 гривен золота. Чин основания храма отслужил юрьевский епископ Михаил, поскольку митрополит Георгий тогда был «в Греках». По сказаниям «Киево-Печерского патерика», мерной единицей при сооружении храма послужил золотой пояс, подаренный варягом Шимоном. Ширина церкви была определена в 20 поясов (24,2 м), а длина — в 30 (35,6 м). Место для храма, по молитве св.Антония, обозначилось вначале росой, а затем «палом терниев».
Непосредственной заказчицей собора считали саму Богородицу. По легенде, это она прислала из Константинополя четырех мастеров-зодчих, дав им золото для затрат на строительство, мощи мучеников, которые были положены в фундаменты храма, и чудотворную икону, ставшую наместной. Св.Феодосий успел только заложить фундаменты сооружения. 3 мая 1074 г. он скончался. Церковь была построена при игумене Стефане в 1075—77 гг., строительные работы закончены 11 июля.
Успенский собор. Фото начала ХХ века
Мозаики и фрески созданы бригадой константинопольских художников при игумене Никоне в 1084—88 гг. К сожалению, они не сохранились. Учеником греческих мастеров во время этой работы был Алипий, в будущем прославленный иконописец. При игумене Иоанне в 1088—89 гг. возле северно-западного угла собора построена придельная церковь св.Иоанна Предтечи с крестильней (помещением для освящения воды на Богоявление) в нижнем этаже. Храм был торжественно освящен 14 августа 1089 г., накануне праздника Успения Богородицы, митрополитом Иоанном и епископами Лукой белгородским, Исайей ростовским, Иоанном черниговским и Антонием юрьевским.
«Богосозданная» Великая Печерская церковь была новаторским для своего времени архитектурным произведением. Она не имеет прямых аналогий ни на Руси, ни в Византии. Огромный духовный авторитет Печерского монастыря обусловил то, что его главный храм служил образцом для многих следующих построек. Успенский собор был большим крестово-купольным храмом с нартексом, тремя апсидами и П-образными хорами. Его венчал единственный купол диаметром 8,6 м (на 1 м больше, чем центральный купол Софии Киевской) на 12-оконном барабане. Пол был инкрустирован мозаикой, предалтарная ограда (темплон), киворий (сень над престолом) и косяки порталов сделаны мраморными. В боковых стенах устроены открытые аркосолии для саркофагов. 14 августа 1091 г. в собор торжественно перенесены мощи основателя — преподобного Феодосия.
Во время нападения половцев хана Боняка в 1096 г. собор получил первые повреждения, после чего сделан ремонт здания. В 1109 г. возле южных дверей храма сооружена «боженька» для захоронения Евпраксии Всеволодовны. Археологами также обнаружены остатки западного притвора и нескольких часовен, пристроенных в ХII в. Следующий ремонт относят ко времени архимандрита Василия (1182—94). Вследствие землетрясения 1230 г. церковь «на четыре части расступилась». Во время восстановления полностью переложены стены и своды южного нефа, барабан и свод купола. Во время монгольского нашествия 1240 г. собор вновь пострадал — были разрушены свод купола и конха алтаря. Однако авторы XVII в. чересчур преувеличивали размеры разрушений. Ясно, что храм был быстро восстановлен, поскольку во второй половине ХIII в. он действовал.
Значительную реставрацию осуществил в 1470 г. князь Симеон Олелькович. В это время стены собора были укреплены контрфорсами, появились резной из камня западный портал, готическое окно над южными дверями, новая стенопись, каменный барельефный триптих с изображениями Богородицы, преподобных Антония и Феодосия и надписью, сообщающей об окончании реставрации. После нападения Менгли-Гирея в 1482 г. проведен ремонт куполов апсид, контрфорсов, части сводов, возведена часовня князей Корецких на месте современного придела св.Стефана и часовня с захоронением 1492 г. на месте Трехсвятительского придела. Вероятно, в этих работах принимал участие известный московский строитель Василий Дмитриевич Ермолин, род которого был вписан в Поминальник собора.
Между 1522—33 гг. храм реставрирован на средства князя Константина Ивановича Острожского. В это время сооружен иконостас собора и придел св.Иоанна Богослова, где и было первоначальное захоронение князя. Полное обновление Успенского собора было осуществлено в 1555—56 гг. при архимандрите Иларионе. Тогда же появилась часовня панов Ельцов. В 1579 г. киевский воевода князь Василий-Константин Острожский установил скульптурный монумент на могиле своего отца. Следующую реставрацию осуществил архимандрит Елисей Плетенецкий перед 1618 г. Тогда построен придел Трех святителей, в котором Плетенецкий похоронен в 1624 г.
Петр Могила между 1638—42 гг. осуществил перестройку крыш и куполов, надстройку фронтонов в стиле барокко, пристройку еще двух часовен. Между 1651—55 гг. повышены стены Трехсвятительского придела, на нем сооружен южный фронтон и купол. Ремонты продолжались в 1660—70-х годах, о чем свидетельствует гравюра 1677 г. В 1687 г. один из боковых куполов поврежден молнией. Реставрации 1690-х годов известны по гравюрам 1697 и 1702 гг. В это время Трехсвятительский придел сооружен заново, все приделы повышены под общий карниз, перестроены фронтоны, купола, главный портал и другое.
Наибольший урон собору нанес пожар 22 апреля 1718 г. Присланный из Петербурга в 1720 г. архитектор Федор Васильев не поладил с монастырским начальством и вынужден был уехать. Вместо него в 1722 г. был прислан талантливый московский зодчий Иван Каландин, который и является автором проекта восстановления, начавшегося в 1723 г. Иконостас главного алтаря сооружен на средства гетмана Ивана Скоропадского и заботами гетманши в 1729 г. Резал его черниговский мастер Григорий Петров, а иконы писал Яким Глинский. Пол в 1727 г. был выложен чугунными плитами. Настенные росписи выполнили в 1730 г. художники Лаврской иконописной мастерской под руководством Иоанна Максимовича. Собор был освящен14 августа 1729 г., хотя фасадную лепку «алебастровый мастер» Юзеф Белинский закончил лишь в мае 1731 г. Отстроенный собор имел девять престолов и завершался семью куполами. Но уже в 1767—79 гг. возникла потребность в реконструкции фасадов. В это время изменена форма фронтонов, Степан Ковнир вместе с подмастерьем Яковом Ткаченко заново выполнили фасадную лепку в стиле барокко. В 1772—77 гг. под руководством Захарии Голубовского обновлены настенные росписи.
Последний значительный ремонт собора был проведен в 1893—99 гг. Тогда всю лепку на фасадах заменили на репродукцию, сняли верхние яруса иконостаса. Перед западным порталом появился нелепый стеклянный тамбур. Одновременно храм был заново расписан группой художников под руководством Василия Петровича Верещагина. Живописные работы закончены в 1901 г. При этом варварски уничтожена стенопись XVIII в., содержавшая ряд уникальных портретов лаврских архмандритов и ктиторов — князей, царей и гетманов.
Более чем за восемь столетий существования Успенского собора в нем сложился уникальный некрополь, насчитывавший свыше 300 захоронений. Некоторые надгробия составляли немалую художественную ценность — как-то ампирное надгробие фельдмаршала Румянцева-Задунайского, созданное архитектором Тома де Томоном и скульптором Иваном Мартосом в 1805 г.
Успенский собор послевзрыва в ноябре 1941 года. Зима 1941-1942 гг.
Указом Президента Украины Успенский собор восстановлен в 1998—2000 гг. по проекту архитектора Олега Граужиса и освящен Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в День Независимости Украины 24 августа 2000 года.
В соответствии с согласованной и утвержденной в установленном порядке Концепции воспроизведения стенописи Успенского собора Киево-Печерской Лавры завершено в декабре 2012 года выполнение работ по отделке главного алтаря собора. Работы выполнены усилиями Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры и Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника по манере исполнения Киево-Лаврской живописной школы первой половины XVIII века. Воспроизведенная роспись максимально приближена к аутентичной живописной технике масляными красками. Также практически полностью завершено воспроизведение отделки центральной части собора — стенопись и отделки мраморными панелями. В живописи центрального объема храма изображены семь многофигурных композиций Вселенских соборов, сопровождающиеся большими надписями с перечнем принятых на них правил.
3 января 2013 года Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, Предстоятель Украинской Православной Церкви, совершил Чин освящения восстановленного главного престола Успенского собора Киево-Печерской Лавры, после которого была совершена Божественная литургия.
23 июля 2013 года Предстоятель Украинской Православной Церкви освятил Царские врата соборного иконостаса.
4 апреля 2015 года, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил освящение престола южного придела Успенского собора в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
В настоящее время внутри храма проводится роспись стен боковых пределов.
В праздничные дни совершается в Успенском соборе Божественная литургия, а также таинства Крещения и Венчания.
Монастыри и храмы Киева
Мозаичные иконы
Внутри собора расположены две иконы Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, изготовленные из мозаики:
Казанская Божья Матерь имеет для всех русских людей особое значение. В судьбе собора она также сыграла свою роль и помогла выстоять осаду монастыря польско-литовскими войсками в 17 веке. Освобождение Москвы в августе 1612 г. также произошло с ее благословения. Икону эту, подаренную казаками, нес во главе войска князь Пожарский.
Современное состояние храма и режим посещения
Успенская церковь — действующий православный храм, клир которого состоит из 7 священнослужителей. Утренние службы начинаются здесь ежедневно в 7.30, вечерние – в 17.00. Престольные праздники отмечают 22 мая, 7 июля, 28 августа, 19 декабря. Храмовые праздники – 18 марта, 20 и 26 августа. Особо почитаемыми всеми верующими святынями считаются икона Святителя Николая с частичкой его мощей, образ преподобного Пимена с частичкой его мощей, икона Богоматери «Великопещерная», образ Трех Святителей с частицами мощей, а также мощевик, где находятся частицы мощей многих христианских святых.
Реставрация собора
Риск возможного обрушения стены храма появился еще в середине 19 в. после ликвидации Писаревского пруда из-за разрушительного действия подземных вод, когда по стене начали идти трещины. Но работы по спасению собора начались только в 20 веке.
Одна из первых реставраций в годы Советской власти началась в 1940 г. и длилась до 1967 г.: была сделана промывка фресок от грязи и клея, произведен ремонт цоколя, поврежденного от сырости, отреставрированы оконные проемы. Среди специалистов, которые реставрировали Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры — архитектор В. И. Балдин (участвовал изначально с 1938 (еще в студенческие годы) и по 1997 гг.). Реставрация памятников Троице-Сергиевой лавры стала делом всей его жизни.
Архитектура и декоративная отделка храма Успения Пресвятой Богородицы
Композиция кирпичной Успенской церкви традиционна – это трехчастный храм, вытянутый в одну линию. Его выразительный силуэт состоит из высокого двухсветного бесстолпного восьмерика, имеющего узкие диагональные грани, трапезной в виде трехконечного креста и трехярусной колокольни.
Храм покрыт крутым сводом в виде полусферы и увенчан двухярусным барабаном, завершает который небольшая луковичная главка. Алтарь имеет прямоугольную форму, усложненную небольшим выступом посредине. Церковная трапезная по высоте равна абсиде алтаря. Она завершается сложной по форме кровлей, поддерживаемой изнутри восьмью столбами. На колокольне возвышается маленькая главка. Великолепный храмовый декор выполнен в традициях зрелого барокко и выразительно подчеркивает красоту его объемов. Он усилен контрастным окрасом церковных фасадов. Кроме того, низ основного храма, алтарной абсиды и трапезной декорированы объемной горизонтальной кладкой – рустом. Окна обрамлены наличниками с нарядной лепниной. А углы церкви украшены парными пилястрами. На фасадах восьмерика сделаны круглые фронтоны, которые визуально сглаживают переход между стенами храма к его кровлей.