барнаульская икона казанской божьей матери
Чудотворные иконы Божией Матери Барнаульской и Алтайской епархии
Казанская Коробейниковская икона Божией Матери
Казанская Коробейниковская икона Божией Матери — главная святыня Алтая.
В начале XX века икона находилась в Богородице-Казанском храме в селе Коробейниково и почиталась как чудотворная. В 1938 году храм был разграблен и закрыт, в нем устроили зернохранилище. Чудотворную икону бросили около входа и ходили по ней ногами.
Спасительницей святыни стала Ольга Гавриловна Перегудова (прозванная односельчанами Олюшкой Темной). Она жила недалеко от Коробейникова, была слепа с трех лет и находилась на попечении сестер. По преданию, после разорения храма Ольге во сне три раза являлась Матерь Божия с наказом спасти Ее икону.
Когда Ольга рассказала об этом сне соседке и племяннице, они сшили мешок, попросили Ольгу молиться и ночью, когда отошел сторож, положили икону в мешок и вынесли.
Когда икону принесли в дом и начали омывать ее от грязи, стали видны страшные следы кощунства: посредине шла щель шириной в палец; верхний слой краски осыпался, ликов Божией Матери и Младенца нельзя рассмотреть — видны были только глаза.
С тех пор в Нижнеозерном, где жила подвижница, а затем и в Барнауле, куда ей пришлось переехать вместе с сестрой, перед спасенной иконой Божией Матери не угасали свечи и лампады, не прекращались молитвы.
После смерти сестры Ольгу приютили Федор и Варвара Шилкины, икону перенесли в их дом. В 1972 году Божия Матерь явила великое чудо: в ночь на Великую субботу Ее спасенная икона полностью обновилась, поверхность стала гладкой, изображение четким, одеяния Божией Матери и Богомладенца засветились яркими красками.
После кончины Ольги Перегудовой (она умерла в 1982 году) образ был передан тайной монахине Глафире (в миру Галине Викторовне Любицкой), жившей в Барнауле. Она согласилась принять икону и хранить ее, пока в Коробейниково не восстановят храм. Когда матушка Глафира приехала за иконой, которую еще в 1960-е годы видела в доме Шилкиных, она не узнала ее — так разительно было обновление образа.
Чудеса от Казанской иконы Божьей Матери продолжались и в доме матушки Глафиры, которая сохранила много письменных свидетельств об исцелениях разных людей, молившихся перед чудотворным образом.
Весной 1993 года к иконе Божией Матери приехала из Бийска пожилая женщина Вера с сыном Сергеем. Они были беженцами из Киргизии, где также посещали храм Казанской иконы Божией Матери. Горячо и слезно они молились пред чудотворным образом — и именно этих людей избрала Божия Матерь на служение в Своем Коробейниковском храме.
Сергей, ныне иеромонах Серафим, стал настоятелем Казанского храма в Коробейниково, а его мать Вера — псаломщицей. Так из одного Казанского храма — в Киргизии — по воле Божией Матери они были определены в другой Казанский храм — на Алтае.
После того, как в 1994 году в селе Коробейниково восстановили храм, было решено вернуть в него чудотворную икону Божией Матери.
Сейчас в Коробейникове открыт Богородице-Казанский мужской монастырь. Икона стала чтимой святыней обители.
Коробейниковская Казанская икона Божией Матери признана общероссийской святыней, и каждый год в село Коробейниково из Барнаула совершается величественный двухсотпятидесятикилометровый крестный ход, в котором участвуют не только паломники из разных городов и сел Алтайского края, но также из Москвы, Петербурга, Новосибирска и Томска
День Казанской Богоматери: традиции и приметы на 4 ноября
4 ноября – церковный праздник. Эта дата является одной из самых важных в христианском календаре. Верующие люди отмечают День осенней или зимней Казанской иконы Божией Матери. В этот праздник принято поздравлять женщин.
Издревле было замечено, что зачастую 4 ноября за окном стоит сырая и дождливая погода. Народные приметы на праздник Казанской иконы Богоматери помогали угадать погоду на ближайшие дни. На Руси к этой дате любое строительство старались закончить.
В 1579 году в Казани случился большой пожар, уничтоживший часть города. После этого Матроне (девочке девяти лет от роду) явилась во сне Богородица, велевшая сходить на пепелище и отыскать икону. Девочка прислушалась к её словам и действительно нашла священное изображение. Позже на этом месте был возведён монастырь, а Матрона стала в нём первой монахиней.
С найденной иконы сделали несколько копий. Одну отправили Ивану Грозному в Москву, вторую – Петру Первому в Петербург. В XIX веке эту икону на Руси почитали как ни одну другую.
В начале XX столетия святой образ пропал. Ходили слухи, что его похитили и сожгли. Также существует легенда, что монахини на ночь всегда прятали икону и вместо неё выставляли копию. Оригинал же и по сей день надёжно спрятан.
Традиции
На осеннюю Казанскую икону было принято встречать мужчин, возвращавшихся с заработков. Женщины готовили вкусные блюда и накрывали столы.
4 ноября – благоприятный день для заключения брака. Считается, что пара, сыгравшая в этот день свадьбу, будет жить долго и счастливо. Союз будет крепким, а в доме всегда будет материальный достаток.
В этот день можно сходить в церковь и помолиться возле иконы Богоматери, попросив у неё за себя и своих близких. Не лишним станет поставить возле образа свечку.
Чтобы запасы на зиму сохранились и не испортились, необходимо дымом можжевельника окурить сарай или погреб, где они находятся.
Приметы для молодых незамужних девушек
В этот период продолжали активно играть свадьбы. Незамужние девушки на осеннюю Казанскую проводили специальный обряд: нужно было рано поутру пойти в берёзовую рощу, где найти лист, покрытый инеем, и посмотреть в него, словно в зеркало. Считалось, что этот простой ритуал поможет привлечь женихов.
Чтобы встретить достойного кавалера, днем нужно сходить в церковь и купить две свечи, которые поставить возле иконы Божией Матери, сказав про себя:
«Как свечи ярко горят и рядом стоят, так и жизнь моя будет яркой, а рядом будет достойный спутник. Аминь».
После этого следует трижды перекреститься, поклониться иконе и идти домой, ни с кем по дороге не разговаривая.
Народные приметы
Где в России найти чудотворные иконы Казанской Божьей матери
Все о самом почитаемом образе — в его праздник
4 ноября в России День народного единства совпадет с праздником чудотворной Казанской иконы Божьей матери — одной из самых почитаемых в России. С ней страна не раз спасалась от врагов, а сама икона спасала верующих в нее от недугов. URA.RU собрало всю информацию об иконе: как спасали образ и какие чудеса он творит.
Несгоревшая икона
История чудесного обретения Казанской иконы Божьей Матери описана во многих источниках: после большого пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего большую часть города, 9-летней Матроне явилась во сне Богородица, повелевшая откопать на пепелище ее икону. Девочка рассказала о видении своим родителям, но на слова ребенка не обратили внимания. Однако Богородица явилась к девочке во второй, а затем и в третий раз — после просьб матери организовали поиски, и на месте, указанном девочкой, была найдена икона, завернутая в полотно. Образ передали в Никольский храм, список с нее отправили в Москву Иоанну Грозному, по указу которого на месте обретения иконы был возведен Богородицкий монастырь, первой послушницей которого (а затем и настоятельницей) стала та самая Матрона.
В Смутное время (рубеж 16 — 17 веков), когда в стране был раздор, а в столице хозяйничали поляки, икона совершила свой первый и самый грандиозный по значимости «подвиг» — помогла освобождению страны от интервентов.
Во время похода ополчения Минина и Пожарского на Москву к ним присоединились дружины из Казани, которые несла с собой список (копию) с Казанской иконы. Освободив Кремль, ополченцы прошли с этой иконой крестным ходом. На средства Пожарского на Красной площади был построен Казанский собор, куда и поместили образ Богоматери.
Похищение Казанской и ее списки
Оригинал Казанской иконы Божьей Матери был похищен в 1904 году вместе с образом Спасителя: обе иконы были богато украшены драгоценностями. Похитителей вскоре поймали — молодой крестьянин Стоян с женой были задержаны на пароходе, на которой пытались скрыться из Казани. При обыске у них дома нашли украшения с окладов, но сами иконы, как установило следствия, были сожжены в печи. Стояна приговорили к 12 годам каторги, своей вины он так и не признал.
Есть много версий о том, что оригинал иконы все же уцелел. По одной, Стоян продал ее за большую сумму старообрядцам, по другой — крестьянин украл не подлинник, а копию иконы: якобы игуменья Богородицкого монастыря каждый день подменяла на ночь икону списком. И теперь есть оспариваемая искусствоведами версия о том, что оригинал сейчас находится в храме Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище в Казани.
Есть и третья версия. «Кто-то говорит, что Казанская икона Божьей Матери была вывезена за границу и находится за пределами России, — заявил URA.RU епископ Дальнеконстантиновский Филарет, викарий Нижегородской епархии. — Но большая часть [духовенства] склонна считать, что в 1904 году чудотворный образ был похищен и до сих не обнаружен, остались только списки с него». Кстати, схожая судьба постигла и Московскую казанскую икону (с которой шло на Москву ополчение Минина и Пожарского): в 1918 году она была похищена из Казанского собора столицы, и дальнейшая ее судьба неизвестна.
Из других списков иконы самыми известными являются Санкт-Петербургская Казанская икона, написанная с оригинала и привезенная в северную столицу по указу Петра I (хранится в Казанском соборе Питера), а также «Ватиканский список». Эта икона датируется началом 18 века, после революции она оказалась за границей, много раз перепродавалась, пока не оказалась в покоях папы Ионнна Павла II. Ее передача РПЦ состоялась во время визита папы Римского в Москву в 2004 году, спустя год патриарх Алексий II передал ее Казанской епархии (сейчас образ находится в Богородицком монастыре).
Из уральских списков Казанской иконы Божьей матери самой известной была Чимеевская икона, находившая в одноименном монастыре и сгоревшая в 2019 вместе с другой святыней — частицей Креста Господня.
Через полгода, в канун праздника Казанской иконы Божьей Матери, в монастырь привезли отреставрированную икону — новый список, в который вкраплены обожженные фрагменты старой иконы, найденные после пожара. Впрочем, среди курганских прихожан и священнослужителей ходит слух о том, что оригинал иконы не сгорел, а был украден.
Чудеса Казанской Богоматери
В сети можно найти описание множества историй о том, как Казанская икона Божьей матери помогала людям, страдавшим недугами. Например, однажды в казанский храм пришла женщина со слепым ребенком на руках, который после ее молитв перед образом Богородицы прозрел. Слепотой страдал и инок Троицкого монастыря в Казани Иосиф. Однажды, отслужив молебен перед иконой Божьей матери, он увидел ее во сне. Богородица повелела ему вытереть лицо полотенцем, после чего он стал видеть. Казанская икона Божьей матери помогала и другим страждущим — исцеляла от слабоумия, ставила людей на ноги, спасала раненых солдат.
По мнению священников, чтобы просить Богородицу об исцелении, совсем не обязательно ехать в Москву, Казань или Питер — намоленные образы есть и в провинции, иногда — в самых глухих местах.
«По территории Руси немало чудотворных списков Казанской иконы Божьей Матери, — говорит епископ Филарет. — В 18-19 веках образ Казанской иконы Божьей матери был в каждой православной семье — наряду с иконами Спасителя и Николая Чудотворца.
Ей приписывалась благодатная сила, поскольку с ней связано много исторических событий нашего государства, она сопровождала многие истории нашей страны, поэтому этот образ лег на сердце русского человека и почитается особо. В каждой епархии есть свои чудотворные образы иконы».
В Свердловской области около двух десятков храмов названы в честь Казанской иконы Божьей матери. Со многими из этих храмов связаны удивительные, почти невероятные истории.
Неопалимая реликвия
В селе Арамашево (100 км от Екатеринбурга) есть храм, стоящий на скале над рекой Реж. Он носит имя Казанской иконы Божьей матери — есть предание, что первые поселенцы (селу 390 лет) прибыли в Арамашево с этой иконой. Сперва в селе была деревянная церковь, затем ее заменил каменный храм 1800 года постройки (в 2020-м году отметили его 220-летие). По рассказу краеведа, экс-директора местного музея Веры Реутовой, в 1930 году большевики решили разрушить церковь, но не смогли, хотя этому поспособствовал пожар, выжегший все внутри.
Силами прихожан храм восстановили уже в постсоветское время. В нем сегодня есть несколько старинных икон, в том числе — Казанская XIX века: ее отдала храму уроженка села Ангелина, ныне живущая в Ульяновске. «Сперва она не хотела возвращать ее — это была домашняя икона ее семьи и она была ей дорога как частичка родины, — рассказывает заведующая Арамашевским музеем Лариса Доронина. — Но однажды ей приснилась бабушка и попросила отвезти икону домой».
Эта икона отличается от всех других Казанских икон: у Богоматери немного обожжен лик. Женщина, вернувшая образ в храм, в детстве, будучи пионеркой, ткнула икону горящей свечкой. Позже, став взрослой, пыталась очистить, и через раскаяние поняла, что Богоматерь ее простила.
Казанская икона и красноармеец
История спасения есть в другом уральском храме в честь Казанской божьей матери — на Химмаше в Екатеринбурге. «Недавно в храм вернулась старинная икона, который больше 100 лет и которая исчезла в 30-е годы, — рассказал настоятель этого храма иерей Алексий Русин. — Это была надвратная икона (висела над вратами храма).
В 30-е годы, когда храм полностью закрыли, один верующий человек по имени Константин забрал эту икону себе. Он был красноармейцем, но, несмотря на это, его душа заболела за икону — и он увез ее в деревню Щелкун, где сохранил в своей семье. Когда стали восстанавливать храм, его потомки вернули эту икону в наш храм».
Богоматерь и советская власть
«Многие светские люди зачастую считают такие истории „россказнями“, „сказками“. Мы [представители духовенства] тоже относимся к ним критически, потому что не в этом цель веры и вообще церкви — все эти „рассказы о чуде“. Наверное, у каждого верующего такое чудо происходило. И у меня был такой опыт», — признается руководитель информационного отдела Нижнетагильской епархии Дмитрий Пронин.
Его судьба, как и многих других тагильских священников, связана с Казанским храмом в Нижнем Тагиле. Бывшая старообрядческая часовня, ставшая православным храмом, в годы СССР не закрывалась ни на один день. Большие соборы рушились, а маленький храм устоял, став домом и для священников, и для прихожан. «В него действительно как домой попадаешь: стены невысокие, и есть что-то такое, что заставляет задуматься о жизни», — говорит Пронин.
Впоследствии Казанский храм в Тагиле становится собором, а в 1997-98 — мужским монастырем: своего рода «кузницей кадров» для РПЦ на Урале в перестроечные годы (из него вышло почти все духовенство Нижнетагильской епархии). При этом он остается одним из самых популярных храмов у прихожан: тетрадка благодарностей главной иконе храма — Казанской иконе Божьей матери — насчитывает сотни записей, первые из которых датируются 80-х годами XX века.
Спасение от бездетности
Название «Казанский» носил и один из храмов Среднеуральского женского монастыря «Спорительница хлебов», духовника которого экс-схиигумена Сергия сейчас судят за самоуправство, воспрепятствование богослужению и склонение несовершеннолетних к суициду. Сегодня Сергий «не в почете», а его монастырь почти закрыт. Но еще полтора года назад в монастырь привозили людей, болеющих раком и уже потерявших надежду на выздоровление (при обители было подобие хосписа). Отец Сергий, как правило, отправлял их молиться Всецарице (иконе, помогающей при онкологии), многие насельники верили, что икона исцеляла — тому даже приводили примеры. Так или иначе, но к иконе Казанской Божьей матери всегда шли паломники.
«Одна женщина по имени Ольга более 10 лет возила к нам группы паломников из Челябинской области, и они как раз молились в Казанском храме, — рассказала бывшая монахиня обители. — Она говорила, что все, чего бы ни просили перед той иконой, непременно случалось: например, если человек долго не мог трудоустроиться, работа ему находилась. Помогала икона и от вредных привычек (алкоголизм, наркомания), и в воспитании трудных детей».
Но больше всего историй — про бездетных, которые, помолившись перед Казанской иконой Богоматери, смогли зачать детей. «Были семьи, у которых по 10-12 лет не было детей, а сейчас у всех них есть дети, — рассказывает монахиня. — Есть даже семья, у которой 18 лет не было детей — сейчас у них четверо. Были семьи, где ситуация доходила до развода, но они воссоединялись. Но не было семей, которые приходили бы, молились и не получали бы просимого».
Казанская икона. История и современность
Приблизительное время чтения: 30 мин.
История Казанской иконы Божией Матери начинается в XVI веке. При этом обстоятельства и место ее явления даже сегодня кажутся необычными и удивительными.
История Казанской иконы
Обретение святыни
Образ Богородицы явился в Казани в 1579 году, когда город этот еще трудно было назвать русским. Всего 27 лет прошло со дня взятия его войсками Ивана Грозного в 1552 году, и еще меньше – со дня основания в нем отдельной епархии Русской Православной Церкви в 1553 году. Местное население тоже мало располагало к столь великому событию, ведь оно преимущественно было мусульманским. Более того, накануне явления – в июне 1579 года – город охватил страшный пожар, и многие местные жители посчитали это злоумышлением христиан. Тем не менее именно в этом городе и в это неспокойное время и явила Свой честной образ Матерь Божия.
Явление Казанской иконы
Само явление произошло следующим образом. Спустя некоторое время после произошедшего пожара одной девятилетней девочке – Матроне, дочери стрельца царского войска – начинает являться Сама Божия Матерь с повелением отыскать Свой образ на одном из пепелищ. После первого явления Богородицы девочке никто не поверил. Однако Матерь Божия является Матроне еще не раз и не два, и девочка продолжает обращаться к взрослым с просьбой отыскать образ. Через некоторое время мама Матроны обращается к православным священникам с просьбой о помощи и рассказом о чудесном видении своей дочери. Однако священнослужители сомневаются в истинности этих явлений и не спешат отыскивать образ. Лишь только после неоднократных настойчивых обращений к епископу Казани было решено отыскать образ Пречистой Богородицы. В результате образ, завернутый в сукно, был найден на одном из пепелищ. По преданию, образ был найден только тогда, когда копать начала сама Матрона. На месте обретения иконы по указу царя был построен Богородицкий девичий монастырь и церковь, а первый ее список был отправлен в Москву.
Смутное время
История Казанского образа в истории Смутного времени неразрывно связана с подвигом святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, который одним из первых встал на защиту России и православной веры от нашествия польских интервентов, а в равной степени и от внутренних раздоров, которые, быть может, даже в большей мере угрожали тогда стране.
Патриарх Ермоген, кстати, стал автором «Сказания» о Казанском образе Богородицы. Это случилось, когда он был еще митрополитом Казанским в 1594 году. Полное название «Сказания» – «Повесть и чюдеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». Также он составил службу этой иконе.
В конце 1610 года обстановка в России накалилась до предела. Широко известно, что в это время на власть в стране активно претендовали польские аристократы, однако важно помнить и о том, почему это стало возможно: главной бедой страны было даже не вторжение извне, а безвластие, порожденное гражданской войной. Города и влиятельные боярские кланы сражались друг с другом. Страну заполонили банды казаков и просто бродячих искателей легкой наживы, которые грабили, насиловали и убивали. Люди, называвшие себя православными, если и оставались таковыми, то лишь формально. Вели же себя многие как настоящие варвары.
Патриарх Ермоген был заключен под стражу. Именно в этот момент, окончательно осознав губительность ситуации, святитель начинает рассылать свои окружные послания по всем областям государства, призывая прекратить распри, объединиться и собирать ополчения для освобождения страны от врагов. В них он особо призывает не только отстаивать страну, но и защищать свою православную веру, не допускать насилия и жестокости по отношению к простым людям.
Под влиянием речей патриарха в Нижнем Новгороде формируется ополчение под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Вскоре оно начинает двигаться к Москве, попутно заходя в разные города.
В Ярославле к ополчению присоединяются и казанцы, которые приносят с собой список Казанской иконы Божией Матери и передают его князю Димитрию. Это произошло уже в 1611 году. С этого момента, собственно, Пресвятая Богородица и становится во главе ополчения в качестве духовной руководительницы народа.
К осени 1612 года ситуация сложилась достаточно сложная. С одной стороны, сами поляки, которые укрылись в Кремле, находились в замкнутом круге – в их стане свирепствовали голод, болезни и разногласия, а посылаемые на помощь с внешней стороны обозы перехватывались русским ополчением. С другой стороны, и в стане русского ополчения были свои нестроения. Становилось очевидным, что ждать более нельзя. Накануне штурма Кремля в рядах русского ополчения был объявлен трехдневный пост и сугубая молитва перед Казанским образом Богородицы.
Есть в исторических источниках указание на чудесное явление, связанное с заступничеством Божией Матери. В момент осады в Кремле находился архиепископ Элассонский Арсений, которому в ночь перед штурмом явился Преподобный Сергий Радонежский. По преданию, он сказал архиепископу следующее: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена».
На следующее утро, 22 октября 1612 года, русские войска штурмом взяли Китай-город, а еще спустя два дня освободили весь Кремль.
25 октября 1612 года русские ополченцы прошли в Кремль крестным ходом, неся впереди Казанскую икону Божией Матери – главной Заступницы Русской земли.
Как сообщает Никоновская летопись, после освобождения Москвы от польских захватчиков князь Димитрий Пожарский оставил Казанский образ Богородицы в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке. В 1636 году этот образ был перенесен в нововозведенный Казанский собор на Красной площади. Этот собор также был построен в честь освобождения Москвы от поляков.
С 1649 года этот день – 22 октября стал всероссийским днем празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, защитившей Россию в Смутное время.
Казанский образ в войне 1812 года
В Отечественной войне 1812 года снова проявилась милость Матери Божией к русскому народу, которую Она явила через Свой честной Казанский образ.
Известно, что перед отбытием в действующую русскую армию перед Казанским образом Богородицы молился генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов.
Одним из самых известных случаев войны 1812 года, связанного с помощью русским войскам Казанского образа, является сражение под Вязьмой 22 октября. В этот день, который был днем празднования в честь Казанского образа, русские войска генерала Михаила Андреевича Милорадовича и генерала от кавалерии Матвея Ивановича Платова разгромили арьергард войск французского маршала Даву.
В этом бою, в котором французы потеряли около 7–8 тысяч человек, армия Наполеона потерпела первое поражение после ухода из Москвы.
В 1811 году в Санкт-Петербурге было завершено возведение Казанского собора, который после войны 1812 года стал храмом-памятником русской армии. Впоследствии в этом соборе был похоронен князь Михаил Кутузов. Несомненно, что место для увековечивания славы русской армии было выбрано не случайно, так как в войне 1812 года Пресвятая Богородица, как и в годы Смутного времени, стала духовной водительницей русского народа.
Похищение образа
С момента своего явления и вплоть до начала ХХ века оригинал иконы постоянно находился в Богородицком женском монастыре Казани, то есть на месте своего чудесного явления. Однако, когда для России наступили смутные революционные годы, возможно, в назидание или смирение Господь лишил ее этого чудотворного образа. Во многих людях той эпохи проявились черты отступничества от родной веры, от веры своих отцов. Скорее всего, это стало одной из ряда причин случившейся трагедии. Сейчас, спустя много лет, те события можно проследить достаточно подробно.
В ночь с 28 на 29 июня 1904 года (по старому стилю) Казанский образ Пресвятой Богородицы был похищен.
Считается, что момент для кражи иконы был выбран не случайно. В течение четырех дней, предшествующих краже, в монастыре находилась принесенная в город Смоленская икона Божией Матери. В связи с этим в обители ежедневно совершались продолжительные праздничные богослужения. 28 июня Смоленская икона была вынесена из монастыря для возвращения домой. По окончании всенощного бдения монахини разошлись по кельям. В начале третьего часа ночи одна из послушниц, Татьяна Кривошеева, выйдя во двор монастыря, услышала крики о помощи, которые раздавались со стороны колокольни. Оказалось, что это кричал сторож монастыря Федор Захаров. Его нашли запертым в подвале собора.
При осмотре собора было найдено место, через которое внутрь проникли воры. То, что это были именно воры, а не просто вандалы, выяснилось, когда была установлена пропажа Казанского образа Божией Матери и иконы Спасителя. Обе иконы помещались в иконостасе. Иконы были украшены дорогими ризами – это, по-видимому, и привлекло грабителей. Как было отмечено позже, кроме икон также было похищено 365 рублей пожертвований, которые хранились в свечных ящиках.
Новость о похищении чудотворного образа быстро облетела не только Казань, но и всю Россию. К счастью, благодаря смотрителю Александровского ремесленного училища Владимиру Вольману (он дал полиции очень ценные сведения), преступников быстро нашли. В результате слаженных, а главное, быстрых действий всех неравнодушных к этой беде людей полиция очень скоро вышла на главного подозреваемого – крестьянина 28 лет Варфоломея Чайкина (Стояна). Уже 5 июля он, вместе со своей женой Прасковьей Кучеровой (официально она была его сожительницей), был задержан в Нижнем Новгороде, куда они попытались скрыться из Казани на пароходе «Ниагара».
При обыске на квартире Чайкина были обнаружены драгоценности и частицы украшений с икон Богородицы и Спасителя. Однако самих икон не нашли. По словам 9-летней Евгении, дочери сожительницы Чайкина, иконы были порублены и сожжены в печке. Похожие свидетельства дали еще несколько лиц, которые проходили как свидетели – в частности, это была мать Прасковьи, Елена Шиллинг.
25 ноября 1904 года в Казанском окружном суде начался судебный процесс. Перед судом в качестве подсудимых предстали Варфоломей Чайкин (Стоян), Анания Комов (оба – непосредственные участники преступления), Федор Захаров, Николай Максимов (ближайшие подельники), Прасковья Кучерова и Елена Шиллинг (обе – скрывшие преступление).
После продолжительных слушаний решением суда Варфоломей Чайкин (Стоян) был осужден на 12 лет каторжных работ, Анания Комов – на 10 лет. Максимов был приговорен к ссылке на 2 года 8 месяцев в исправительные арестантские отделения. Прасковью Кучерову и Елену Шиллинг приговорили к 5 месяцам 10 дням тюрьмы. Сторож Федор Захаров, который подозревался в пособничестве, был оправдан.
Основная версия участи иконы сводилась к тому, что ее, как и образ Спасителя, злоумышленники сожгли. Однако со временем стали появляться и другие версии. Например, некоторые предполагали, что Чайкин мог продать икону старообрядцам, так как даже без оклада она стоила очень дорого. Истинная ее участь так до конца и неясна.
Где находится Казанская икона
Наше время. Возвращение
Новый виток история с Казанской иконой получила уже в наши дни. В 2004 году из Ватикана поступило предложение о встрече Папы Римского Иоанна-Павла II со Святейшим Патриархом Алексием II. Предлогом стало нахождение при папском дворе с 1993 года образа Пресвятой Богородицы неизвестного происхождения. После разбора ситуации искусствоведы пришли к выводу, что эта икона является одним из списков Казанского образа.
И хотя встреча патриарха и Папы так и не состоялась, в августе 2004 года икона была доставлена в Москву католической делегацией, которую возглавлял кардинал Вальтер Каспер. 28 августа она была передана патриарху Алексию II в Успенском соборе Московского Кремля. Было принято решение перенести образ в Казань, а до того времени он хранился в резиденции патриарха.
В июле 2005 года, находясь с архипастырским визитом в Казани, патриарх Алексий II совершил Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля. По окончании богослужения Казанской епархии был передан принесенный из Ватикана Казанский образ Божией Матери. Икону поместили туда, где некогда пребывал оригинал, – в Крестовоздвиженский храм бывшего Богородицкого монастыря. Таким образом, можно сказать, произошло второе обретение образа Матери Божией в Казани.
Оригинал Казанской иконы
Сразу отметим, что слово «оригинал» условное при разговоре об иконах. Любое освященное изображение Казанской иконы — это святыня, перед которой можно молиться. Пресвятая Богородица слышит молитвы человека вне зависимости от того, перед какой иконой они произносится.
Традиционно под «оригиналом Казанской иконы» понимают образ, который явился в 1579 году девочке Матроне и был утрачен в начале ХХ века.
Списки Казанской иконы
По самой России ходило множество чтимых списков Казанской иконы Божией Матери. История почитания этого образа во многом связана именно с ними.
Список в ополчении
Так, например, один из чтимых списков Казанской иконы постоянно находился в лагере русского ополчения князя Димитрия Пожарского во время войны с польскими и шведскими интервентами в 1611–1613 годах. В память освобождения Москвы от польских войск было установлено совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Вначале празднование совершалось только в Москве, однако с 1649 года празднование стало общероссийским.
Примерно в это же время был построен и первый храм в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском.
Петербургский список
В XVIII веке свое внимание и уважение к образу Богородицы проявили и Петр I, и Екатерина Великая. Так, например, именно при Петре I, в 1721 году, один из чтимых списков Казанской иконы был принесен в Санкт-Петербург. А ранее, в 1709 году (накануне Полтавской битвы), вся русская армия во главе с императором молилась перед Казанским образом о даровании победы. В 1768 году особо был почтен оригинал иконы, находившийся в Казани. Императрица Екатерина Великая украсила оклад образа бриллиантовой короной.
К концу XIX века Казанская икона стала одной из самых почитаемых в России. Причем это касается всего православного населения страны. Вряд ли можно было бы найти в тот момент верующего человека, который бы не знал Казанского образа Богородицы или хотя бы одного из его многочисленных чтимых списков.
Казанская икона в Москве
В российской столице есть множество храмов, где можно помолиться перед иконой Казанск ой Божией Матери. Прежде всего, это Казанский собор на Красной площади. Х рам восстановлен в 1993 году. Здесь находится чтимый образ Казанской иконы.
В нижней части храма Христа Спасителя в церкви Преображения Господня есть недавно написанная Казанск ая икон а Божией Матери. Перед ней часто молятся прихожане столичного кафедрального собора.
В храме пророка Илии в Обыденском переулке среди святынь можно найти и Казанскую икону. Еще там есть частичка пояса Пресвятой Богородицы. Храм открыт ежедневно с 07.00 до 22.00.
В Елоховском соборе рядом со станцией метро «Бауманская» есть список с чудотворного Казанского образа Божией Матери, находившийся прежде в Казанском соборе на Красной площади.
В храме Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе между станциями метро «Курская» и «Таганская» также можно помолиться перед Казанской иконой. А еще приложиться к мощам священника Романа Медведя, умершего в конце 30-х годов в Малоярославце после многочисленных арестов и ссылок.
В храме преподобного Пимена Великого неподалеку от метро «Новослободская» можно увидеть Казанскую икону, написанную на стекле.
Храм Николая Чудотворца на Берсеневской набережной возле Кремля — один из самых необычных в Москве. Здесь проходят долгие службы со многими старообрядческими традициями. В церкви можно помолиться перед почитаемым списком Казанской иконы.
Конечно, это далеко не все столичные храмы, где есть этот образ Богородицы. Сложнее в Москве найти церковь, где нет Казанской иконы Божией Матери.
Описание Казанской иконы
Казанск ая икон а это сокращённ ый (по плечи) вариант изображения типа Одигитрия (Путеводительница»). Младенец-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу.
На Казанской иконе Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Богомладенцу. Христос смотрит прямо на человека перед иконой, Спаситель изображен по пояс, видна только правая рука с благословляющим жестом.
Казанская икона: как Божья Матерь помогает
По учению Православной Церкви, нельзя считать, что та или иная икона от чего-то помогает. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что новонаписанный образ становится святыней лишь после его освящения. До этого момента новая икона — это просто изображение Христа, Богородицы или святого, которое сделано красками на дереве. Христиане не покланяются материалу, с помощью которых написан тот или иной образ. На VII Вселенском соборе был принят догмат об иконопочитании. Там прямо говорится, что «честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней».
Другое дело, что некоторые иконы считаются чудотворными, поскольку Христос по молитвам перед теми или иными святынями, помогает людям и целым народам. Поэтому Казанская икона Божией Матери была особо почитаема на Руси, и Богородица по молитвам людей перед ее образом не раз исцеляла больных или спасала страну от гибели.
Молитва перед иконой Казанской Божией Матери не раз спасала Россию. Так было в начале XVII века, когда Москва была захвачена поляками. В ополчении Минина и Пожарского был чудотворный образ Богородицы, и после усердных молитв люди смогли освободить Кремль от захватчиков в 1613 году.
В 1812 году на Россию напала армия Наполеона, и снова молитва перед образом Казанской Божией Матери помогла справится с захватчиками. Многотысячная армия знаменитого полководца бежала из России.
Тоже самое происходило и в годы Великой Отечественной войны. Существует несколько историй о том, как Богородица помогла людям пережить ужасы войны, а солдатам разгромить страшного противника. Молитва помогала воинам в боях.
Молитва перед Казанской иконой
О Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице! Со стра́хом, ве́рою и любо́вию пред честно́ю (и чудотво́рною) ико́ною Твое́ю припа́дающе, мо́лим Тя: не отврати́ лица́ Твоего́ от прибега́ющих к Тебе́. Умоли́, милосе́рдая Ма́ти, Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Го́спода Иису́са Христа́, да сохрани́т ми́рну страну́ на́шу, Це́рковь же Свою́ Святу́ю непоколеби́му да соблюде́т и от неве́рия, ересе́й и раско́ла да изба́вит. Не и́мамы бо ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во: Ты еси́ всеси́льная христиа́н Помо́щница и Засту́пница. Изба́ви же и всех, с ве́рою Тебе́ моля́щихся, от паде́ний грехо́вных, от наве́та злых челове́к, от вся́ких искуше́ний, скорбе́й, боле́зней, бед и от внеза́пныя сме́рти. Да́руй нам дух сокруше́ния, смире́ние се́рдца, чистоту́ помышле́ний, исправле́ние грехо́вныя жи́зни и оставле́ние прегреше́ний, да вси, благода́рне воспева́юще вели́чия и ми́лости Твоя́, явля́емыя над на́ми зде на земли́, сподо́бимся и Небе́снаго Ца́рствия, и та́мо со все́ми святы́ми просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Тропарь Казанской иконы
Тропарь Казанской иконы Божией Матери, глас 4
Засту́пнице усе́рдная, Ма́ти Го́спода вы́шняго. за все́х мо́лиши Сы́на твоего́ Христа́ Бо́га на́шего, и все́м твори́ши спасти́ся, в держа́вный тво́й покро́в прибега́ющим. все́х на́с заступи́, о Госпоже́ ца́ри́це и Влады́чице! и́же в напа́стех и ско́рбех, и в боле́знех обремене́нных грехи́ мно́гими, предстоя́щих и моля́щихся тебе́ умиле́нною душе́ю, и сокруше́нным се́рдцем, пред пречи́стым твои́м о́бразом со слеза́ми, и невозвра́тно наде́жду иму́щих на тя́, избавле́ния все́х зо́л. все́м поле́зная да́руй, и вся́ спаси́, Богоро́дице Де́во: ты́ бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м твои́м.
Акафист Казанской иконе
Кондак 1
Избранней от всех родов Заступнице рода христианскаго, покровом Своея благости покрывающей страну нашу православную, благодарственная пения приносим Ти, Богородице, о явлении чудныя Твоея иконы. Ты же, яко Всемилостивая, всех притекающих к Тебе Помощнице, заступай нас во всех скорбех и нуждах, бедах и напастех, да зовем Ти:
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Икос1
Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице: «Радуйся», егда Бог Слово воплощашеся во утробе Ея; и мы, грешнии, прославляюще явление чудныя Ея иконы и Божественнаго Младенца Спаса Христа, со умилением вопием Благодатней:
Радуйся, Богоизбранная Отроковице; радуйся, Мати Божия.
Радуйся, Царице Небесе и земли; радуйся, светлое Церкве Небесныя и земныя украшение.
Радуйся, Ангелы чтимая; радуйся, певаемая от Серафим.
Радуйся, светлое пророческое сбытие; радуйся, апостолов похвало.
Радуйся, мученическое исповедание; радуйся, преподобных венче.
Радуйся, праведных веселие; радуйся, грешных упование.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 2
Видящи, Всенепорочная, с высоты Небеснаго жилища Своего, идеже с Сыном Твоим в славе пребываеши, скорбь рабов Твоих в новопросвещеннем граде, яко гневнаго ради Божия посещения вера Христова поругаема бывает агарянским зловерием, благоволила еси явити икону Свою, чудесы ю прославляющи, да, утверждаеми знаменьми Твоея благодати, христолюбивии людие верно вопиют Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разумение трикратнаго явления Богоматере мудрая отроковица ищущи, тече ко властем, поведающи им дивное явление и грозное прещение; мы же дивящеся свыше данному отроковице вразумлению, благоговейно вопием к Преблагословенней:
Радуйся, устнами чистыми хвалу Богови совершающая; радуйся, тайны благодати Божия верным открывающая.
Радуйся, верных известная похвало; радуйся, молние, неверных устрашающая.
Радуйся, славою чудес Твоих верных разум озаряющая; радуйся, агарянскаго зловерия обличение.
Радуйся, гордыни их низложение; радуйся, веры христианския утверждение.
Радуйся, почитания святых икон освящение; радуйся, скорбь нашу в радость претворяющая.
Радуйся, несумненною надеждою нас увеселяющая.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 3
Сила Вышняго благодатию Богоматере умудри и укрепи отроковицу к исканию многоценнаго Божия дара, и та, с верою дерзающи о Господе, приступи к труду и, скрытое в земли обретши сокровище святыя иконы Богоматерни, радостно возопи к Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имеющи благоутробное промышление о новопросвещенных людех града Казани, от пречестныя Твоея иконы токи чудес источила еси, Владычице, слепым телесныма очима зрение подавающи, омраченных же душевно светом богопознания и благочестия озаряющи, девствующим под осенением Твоея иконы пристанище небурное дарующи. Сего ради зовем Ти:
Радуйся, явлением иконы Твоея тьму лютых обстояний отгоняющая; радуйся, лучами чудес всех просвещающая.
Радуйся, слепых прозрение; радуйся, омраченных смыслом просвещение.
Радуйся, славо Православия; радуйся, тихое пристанище ищущих спасения.
Радуйся, Мати целомудрия; радуйся, покрове и ограждение девства.
Радуйся, Еюже ликовствует все множество верных; радуйся, Еяже ради рыдает демонское полчище.
Радуйся, всех христиан вожделенная Помощнице; радуйся, всех скорбящих Радосте.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 4
Бурю смятений и крамолы врагами воздвигнутую в стране нашей утолити тщася блаженный Ермоген, списатель чудес Твоея, Богомати, иконы, слезно пред нею моляшеся и, видев, яко воинству православному в щит и победное знамение Твоя икона даровася, верою укрепляемый до конца живота своего, вопияше Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше православнии воини откровенную преподобным Сергием святителю Арсению тайну, яко предстательством Богоматере суд об Отечестве нашем преложен на милость, икону Богоматерню, яко знамя победное, приимше, исхитиша матерь градов русских из рук супостат и возопиша Заступнице христиан:
Радуйся, Мати Бога Вышняго; радуйся, яко за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего.
Радуйся, яко всем твориши спастися в державный Твой покров прибегающим; радуйся, Заступнице всех сущих в скорбех и болезнех.
Радуйся, всем молящимся сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом полезная дарующая; радуйся, избавление зол всем, невозвратно надежду имущим на Тя.
Радуйся, тихое и доброе пристанище; радуйся, скорая Помощнице.
Радуйся, готовый и теплый покрове спасения; радуйся, источающая нам неоскудныя милости.
Радуйся, предваряющая на помощь; радуйся, избавляющая от всех бед.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 5
Боготечная звезда явися Твоя, Богомати, икона, всю страну Российскую обтекающая, лучами чудес Твоих осиявающая всех блуждающих по морю страстнаго жития, мрак печалей и мглу всяких недуг и скорбей прогоняющая и наставляющая на путь спасения с верою к Тебе притекающих и вопиющих к Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видев царь Петр, яко от святыя иконы Богоматерни благодатию Божиею содеваются многая чудеса, приемлет ю в путеводительницу воинству своему и в день брани на свеев в щит и покров и, победив до конца врага помощию Богоматере, тем камень совершенный во основание новаго царствующего града положи, икону же Твою чудную, яко освящение, яко щит и ограждение, в сердце града постави. Сего ради вопием Пречистей:
Радуйся, жилище и доме Христа Бога нашего; радуйся, вместилище неизреченныя Его славы.
Радуйся, граде одушевленный, присно царствующий; радуйся, палато преукрашенная.
Радуйся, Радосте градов и весей; радуйся, непобедимое христиан в бедах хранилище и предградие.
Радуйся, Церкве Православныя похвало; радуйся, Русской земли утверждение.
Радуйся, христолюбиваго воинства Помощнице; радуйся, врагов одоление.
Радуйся, от бед избавление; радуйся, Матерними Твоими щедротами всех посещающая.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 6
Предстояще пред пречистым Твоим образом архиереев сословие и вси людие, монаси и мирстии, проповедуют, Госпоже Богородительнице, великия Твоя милости, яко грады ограждаеши, обители покрываеши, веси защищаеши, и, ведуще Тя воистину Помощницу сильну и непобедиму, со слезами приносят Ти молитвы, да простреши к Сыну Твоему Богоноснеи руце за люди Твоя, во еже избавити нас от всех бед и напастей, да благодарне вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиявши просвещение истинное и отгнавши древле лесть агарянскую в новопросвещенней стране Казанской, ныне во всех градех российских светиши светом чудес и милостей: притекающии бо с верою ко Твоей иконе цельбоносней скорбей избавление, недугов исцеление и радости всякия исполнения приемлют, вопиюще Тебе усердно:
Радуйся, неистощимый источниче святыни; радуйся, многотекущая реко Божественныя благодати.
Радуйся, грешных с Богом примирение; радуйся, грехов наших очищение.
Радуйся, благочестия Наставнице; радуйся, в добрых делех утверждение и помоще.
Радуйся, добрыя обеты приемлющая; радуйся, благим намерением способствующая.
Радуйся, злая начинания разрушающая; радуйся, вражия козни расторгающая.
Радуйся, скорая человеком Помощнице; радуйся, милость сугубо нам подающая.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 7
Хотящу народу православному исповедати милости Преблагословенныя Царицы Неба и земли и по силе благодарственная принести о избавлении его от нашествия иноплеменных, дивному храму, созданному в честь пречудныя иконы, победная в дар принесе, да вси памятующе милость Богоматере, спасшия град сей и страну, выну воспевают Богу благодарными усты: Аллилуиа.
Икос 7
Стольному граду России святая икона Твоя, Богомати, воистину явися благая Одигитрия, якоже древле Цареграду: к Тебе бо прибегают людие, помощи Твоея на начало пути и дел своих просяще и благодарственная приносяще моления пред пречистою иконою Твоею за избавление от скорбей и напастей, Тебе Помощницу и Заступницу крепкую ведают. Темже благодарственно вопием Ти:
Радуйся, Российския страны покрове; радуйся, Православия в ней ограждение и утверждение.
Радуйся, несокрушимый щите воинов наших; радуйся, броне их неуязвимая.
Радуйся, козни врагов обличающая; радуйся, яко паучину их растерзающая.
Радуйся, нечестия обличение; радуйся, крамолы разрушение.
Радуйся, юных от заблуждений исправление; радуйся, старцев утешение.
Радуйся, душевредных учений низложение; радуйся, душеполезных знаний дарование.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианского.
Кондак 8
Странно и сумнительно неверующим слышати, како от иконы Твоея токи благодати истекают, воня животная благоухает; мы же, верующе слову, реченному Тобой, Владычице, к первонаписанней иконе: «С тобой Моя благодать и сила», уповаем, яко и с сею иконою благодать Твоя выну; темже благоговейно предстояще лобызаем ю, поклоняемся ей, яко Тебе Самей сущей, честь бо иконы на первообразное восходит, и Твоя благодать сею иконою знамения и чудеса содевает всем с верою притекающим к Тебе и вопиющим Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Вся бывши горе, к Небесным взята, и земных не оставляеши, Богомати, священным Твоим предстательством: имаши бо Матернее дерзновение ко Христу Богу нашему. Темже утверди в мире глубоце православных житие и вся полезная всегда даруй рабом Твоим, да величающе воспеваем Ти:
Радуйся, Невместимаго вместилище; радуйся, осененная силою Вышняго.
Радуйся, прозябшая Клас Небесный; радуйся, мир весь душепагубнаго глада избавльшая.
Радуйся, выну ходатайствующая за род наш; радуйся, яко много может молитва Твоя пред Сыном Твоим и Богом.
Радуйся, всех нас при Кресте Сына Твоего усыновившая; радуйся, всегда Матернюю любовь к нам являющая.
Радуйся, Ходатаице вечных благ; радуйся, и во временней жизни полезная нам подающая.
Радуйся, известное прибежище наше во всех скорбных обстояниих; радуйся, несомненное утешение в печалех.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 9
Всякаго естества ангельскаго превышшая явилася еси, Пресвятая Дево: Бога бо зачала еси плотию, Невместимаго всеми вместила еси во утробе Твоей,
Икос1
Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице: «Радуйся», егда Бог Слово воплощашеся во утробе Ея; и мы, грешнии, прославляюще явление чудныя Ея иконы и Божественнаго Младенца Спаса Христа, со умилением вопием Благодатней:
Радуйся, Богоизбранная Отроковице; радуйся, Мати Божия.
Радуйся, Царице Небесе и земли; радуйся, светлое Церкве Небесныя и земныя украшение.
Радуйся, Ангелы чтимая; радуйся, певаемая от Серафим.
Радуйся, светлое пророческое сбытие; радуйся, апостолов похвало.
Радуйся, мученическое исповедание; радуйся, преподобных венче.
Радуйся, праведных веселие; радуйся, грешных упование.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 1
Избранней от всех родов Заступнице рода христианскаго, покровом Своея благости покрывающей страну нашу православную, благодарственная пения приносим Ти, Богородице, о явлении чудныя Твоея иконы. Ты же, яко Всемилостивая, всех притекающих к Тебе Помощнице, заступай нас во всех скорбех и нуждах, бедах и напастех, да зовем Ти:
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Церкви Казанской иконы Божией Матери
Казанский собор на Красной площади
Самый знаменитый Казанский храм построен в первой половине XVIII века при царе Михаиле Федоровиче Романове. Собор много раз перестраивали, но он всегда оставался одним из самых главных храмов Москвы. Здесь хранился чудотворный список Казанской икон ы, который перед этим помог народному ополчению во главе с Мининым и Пожарским изгнать поляков из Кремля.
В 1812 году наполеоновские солдаты осквернили церковь, втащив в алтарь мертвую лошадь.
В сентябре 1918 года из храма украли чудотворную икону Казанской Божией Матери. В конце 20-х годов прошлого столетия собор отреставрировали на деньги прихожан. В 1936 году большевики уничтожили церковь, какое-то время на ее месте был общественный туалет.
В 1990-1993 годах Казанский собор отстроили заново по сохранившимся фотографиям и рисункам. Главная святыня — чтимая икона Казанской Божией Матери.
Адрес храма: Москва, ул. Никольская, 3
Казанский собор в Петербурге
Один из символов Петербурга начали строить 27 августа 1801 года в присутствии императора Александра I. Через 10 лет готовый храм освятил митрополит Петербургский Амвросий.
Казанский собор стал памятником победы русского народа в войне 1812 года. В 1812 году здесь выставили военные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же похоронили фельдмаршала М. И. Кутузова. В Казанском соборе отпевали Петра Ильича Чайковского.
В 1932 году храм закрыли, чуть позжже здесь открылся музей религии и атеизма. Верующие смогли совершить литургию в соборе лишь в 1991 году.
Главная святыня собора — чудотворная икона Казанской Пресвятой Богородицы.
Адрес храма: Санкт-Петербург, Казанская пл., 2
Казанская церковь в Коломенском
Храм построен в первой половине XVII века. Церковь была расписана лишь в начале ХХ века. В советские годы храм был закрыт лишь во время Великой Отечественной войны в 1941 и 42 году.
Главная святыня — икона Божией Матери Державная. Она явилась 15 марта 1917 года в подвале Вознесенского храма в Коломенском в день отречения от престола Николая II. В советские годы икона хранилась в запасниках Исторического музея. В 1990 году образ передали в Казанскую Церковь в Коломенском.
В храме также есть список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери.
Адрес храма: Москва, просп. Андропова, 39, строение 9
Казанская церковь в Иркутске
Храм строился 9 лет и был освящен в 1892 году. В возведении Казанской церкви участвовали многие состоятельные прихожане, жертвовавшие деньги, иконы, священные сосуды и книги, шитые золотом покровы и облачение для священников. Храм закрыли в 1936 году. Здесь находились склад базы книготорга, курсы киномехаников, завод «Сибирский сувенир».
В конце прошлого века святыню вернули верующим. Сейчас это главный храм Иркутской и Ангарской митрополии.
Адрес храма: Иркутск, улица Баррикад, 34/1
Казанская церковь в селе Казанское
Храм построен в середине Х I Х века. По преданию, жителям села в 1812 году явилась икон а Казанской Божией Матери и помогла местному ополчению воевать с отрядами наполеоновских солдат. По другой версии церковь начали возводить после благословения святителя Филарета (Дроздова), котооый побывал здесь и подарил местным жителям икону.
Храм возводили с 1859 по 1863 год. В советские годы церковь не закрывалась, и в ней находились святыни из соседних закрытых храмов.
Адрес храма: Московская обл., Павлово-Посадский р-н, Казанское с.
Казанская церков ь в Казанском монастыре
Это место, где икон а Казанской Божией Матери явилась в 1579 году девочке по имени Матрона. Почти сразу был заложен Богородицкий женский монастырь, первой инокиней в котором и была главная свидетельница чуда. Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году взяло в поход на Москву ту самую Казанскую икону, а затем вернуло ее обратно в обитель.
В годы советской власти монастырь был закрыт. Восстановление святыни началось в 1994 году, а сама обитель с 2005 года стала мужской. В наши дни начали заново строить храм в честь Казанской иконы Божией Матери. 21 июля 2016 года Патриарх Кирилл освятил место для нового храма
Адрес храма: Казань, ул. Большая Красная, 5.
Заброшенный храм Казанской иконы Божией Матери
В селе Ярополец Московской области находится один из самых известных заброшенных храмов Казанской иконы Божией Матери.
До революции 1917 года здесь находилась усадьба графов Чернышевых.
В 1830 году святыня горела. Лишь в конце XIX века в храме появились иконы, но не на дереве, а на холстах. Они скорее напоминали картины.
После войны святыню вернули верующим, но в 1966 году умер священник, служивший здесь. Церковь превратилась в дом культуры, в 70-е годы ее попытались отреставрировать, но денег было мало, работы остановились, а храм еще раз ограбили.
В 2006 году святыня была в ужасном состоянии «Протекает крыша, отчего вода размывает лепнину в интерьере. Обвалился угол портика на главном фасаде, грозят падением колонны. Замечательное произведение архитектуры погибает на глазах». Недавно храм передали Русской Православной Церкви, которая занялась его восстановлением.
Читайте также другие материалы о Казанской иконе Божьей матери и Дне народного единства здесь
Фото на заставке: Франк Уитсон Феттер (США). Казанско-Богородицкий женский монастырь в 1930 году.