баскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

Баскетбол методика обучения ведения мяча

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЕДЕНИЮ МЯЧА.

Ведение технический прием, при котором игрок одной рукой толчкообразным движением по­сылает мяч в пол. Голова должна быть поднята, а взгляд устремлен вперед. В баскетболе чаще всего применяют ведение с обычным и сниженным от­скоками мяча. При ведении мяча с обычным, средним по высоте отскоком баскетболист пере­двигается на слегка согнутых ногах, туловище несколько наклонено вперед, рука, ведущая мяч, согнута в локте (предплечье параллельно площад­ке), кисть со свободно расставленными пальцами встречает отскакивающий мяч и накладывается на мяч сверху «от себя». Толчки мяча выполняют равномерно, согласованно со скоростью продви­жения и несколько сбоку от игрока. Нужно стре­миться к тому, чтобы рука сопровождала мяч воз­можно дольше, а это способствует хорошему кон­тролю мяча и лучшему управлению им. Для быс­трого передвижения применяют ведение с высо­ким отскоком мяча. Ведение мяча со сниженным отскоком игрок осуществляет в более низкой стой­ке и раньше встречает мяч, отскакивающий от площадки. Это достигается за счет движения ки­сти почти выпрямленной рукой. Применяют его, когда необходимо изменить ритм ведения, если защитник находится вблизи.

Основные подводящие упражнения:

1. Учащий­ся держит одной рукой сверху малый мяч, волно­образным, энергичным движением кисти посыла­ет его вниз и ловит сверху после отскока. Работа­ет только кисть.

2. Обучение в парах. Первый игрок удерживает баскетбольный мяч снизу, на уровне пояса (рука согнута в локтевом суставе под углом 90°). Второй игрок накладывает на мяч кисть сверху, паль­цы немного разведены, и мягким движением он направляет мяч вниз — вперед, до полного выпрямления руки в локтевом суставе. Первый игрок оказывает слабое сопротивление, затем ловит мяч. Особое внимание обращать на движение руки (без отрыва от мяча).

3. Учащийся держит левой рукой снизу – сбоку мяч (левая нога впереди), правая накладывается на мяч кистью сверху. Мягким движем мяч направляется вниз — вперед, до полного выпрямления руки в локтевом суставе, затем мяч ловят. Обратить внимание на правильную стоик, на движение руки без отрыва от мяча.

4. Учащийся выполняет ведение мяча, подвешенного на резиновом амортизаторе, не отрывая руки от мяча при его движении вниз и вверх.

5. Мяч на полу толчкообразным движением руки (кисти) поднять мяч.

Обучение ведению мяча можно разделить на следующие основные этапы:

I этап. Ведение на месте

Имитация ведения без мяча: в высокой стойке ведение на месте с высоким отскоком обратить внимание на правильное держание спины не наклонятся к воображаемому мячу, видеть площадку. Имитационное упражнения без мяча: имитация ведения мяча на месте правой, а затем левой рукой шагом по прямой; бегом по прямой; по кругу; в движении с изменением направления и скорости.

Ведение мяча на месте. Упражнение.

1. Ведение правой, а затем левой рукой с длительным сопровождением. Обратить внимание на ошибки: кисть накладывается на мяч ударом (шлепком),неправильная координация работы руки и ног, ноги прямые, ведение мяча перед собой недостаточно сильным направляющим движением вперед неумение вести мяч без периодического зрительного контроля.

2. Ведение в высокой, низкой стойке (с высоким, низким отскоком).

3. Ведение мяча правой затем левой с поворотом вокруг опорной ноги.

Рука накладывается сверху – справа, сверху – слева.

4. Ведение мяча, посылая его в пол поочередно вперед-назад. Кисть накладывается на мяч спереди — сверху (вперед) и сзади сверху (назад) волнообразным движением в лучезапястном суставе.

5. Ведение мяча с переводом с руки на руку перед собой:

(на одном колене), лежа на животе с опорой на руку,
сидя на скамейке. Обратить внимание на волнообразное движение руки в лучезапястном суставе, без отрыва от мяча.

подают по очереди то левой, то правой рукой; в соответствии с этим ведение выполняет баскетболист с мячом то правой, то левой
рукой; в) то же, партнер без мяча поднимает и опускает руку, изменяя частоту движений; соответственно и ведение мяча медленное и быстрое (высокое и низкое); г) то же, партнер (и.п. — о.с, рука согнута у плеча) поднимает в среднем темпе руку
и опускает; игрок ведет мяч и считает, сколько движений рукой тот выполнил; д) упражнение «Делай, как я», партнеры с мячами; один показывает все изученные подводящие упражнения в ведении,
другой повторяет их; е) ведение мяча в сочетании с приемом выбивания: один игрок ведет мяч, другой старается его выбить; оба с мячами, выбивают мяч друг у друга, при этом выполняют ведение.

«Охотники и утки». Вдоль лицевой линии спортивного зала (площадки) с противоположных сторон по 2 игрока-охотника выполняют на месте ведение малого мяча. По сигналу учителя от боковой линии через зал на противоположную сторону перебегают несколько игроков-уток. Охотники стараются попасть мячом в уток. Последний оставшийся из неосаленных — победитель.

«Перестрелка». На противоположных сторонах зала игроки выполняют ведение малого мяча. По сигналу учителя своими мячами они стараются попасть в игроков команды соперника. Осаленный выбывает. Игрок, поймавший мяч, получает фору в 1 попадание. После перестрелки игроки опять начинают ведение мяча до следующего сигнала. Игру можно проводить на время, до определенного минимума игроков в проигрывающей команде и т.п.

«Вызов номеров». Вдоль лицевой линии спортивного зала игроки выполняют ведение мяча на месте. У каждого игрока свой номер; на противоположной стороне зала то же самое осуществляют другие игроки под теми же номерами. В центре, на средней линии, находится предмет — флажок, кубик и т.п. Учитель, находясь у пересечения боковой и средней линии, подает сигнал, показывая карточку, на обеих сторонах которой изо­бражен один и тот же номер. Игроки, чей номер показан, берут мяч в руки и с двух сторон бегут к предмету, стремясь быстрее его схватить. Выигрывает опередивший.

Возможны и другие сходные игры и варианты игр; фантазия и опыт подскажут учителю, как украсить занятия, проводить их разнообразно, ин­тересно и весело.

II этап. Ведение шагом, бегом по прямой.

Передвижение осуществляют на слегка согнутых ногах, наклоняя туловище несколько вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободнорасставленными пальцами накладывается на мяч сверху «от себя». Толчки мяча выполняют вперед несколько от себя, равномерно, согласованно с передвижением, по типу «Догони мяч».

1. Ведение мяча в высокой, низкой стойке.

2. Ведение шагом на коленях.

3. Ведение с остановками по сигналу через 5 — 6 м (при остановке ведение на

4. Ведение, остановка, принять стойку на одной ноге и выполнить переводы мяча под ногой или за спиной.

5. То же, сесть, лечь, не прекращая ведения.

6. Ведение мяча переводом с руки на руку между ногами на каждый шаг.

7. Ведение мяча с отвлечением внимания (см.ведение мяча на месте).

8. Ведение двух мячей одновременно, попеременно.

9. Ведение мяча с преодолением препятствий: по гимнастической скамейке, передвигаясь сбоку от нее или сидя на скамейке, а также переходя через предметы.

10. Ведение мяча с подлезанием под предметом (конь, козел) или

перелезанием через него.

11. Ведение мяча с кувырками вперед-назад по ходу ведения.

12. Ведение мяча с преодолением нескольких гимнастических обручей, расположенных симметрично и асимметрично по ходу ведения.

13. Ведение по сигналу (зрительному) то шагом, то бегом.

14. Ведение мяча бегом по прямой на скорость.

16. Ведение мяча в сочетании с остановками, передвигаясь шагом, прыжками, сдвоенным шагом (удар мяча — два шага), с поворотами. При
выполнении связки приемов обратить внимание на умение слитно выполнять сочетание.

III этап. Ведение по кругу.

Упражнения:
1. Ведение мяча по кругу одной рукой. Осуществляется внешней, дальней от круга рукой в сочетании с поворотом на осевой ноге.

2. Ведение по кругу с изменением высоты отскока мяча, правой, левой рукой, попеременное ведение, с отвлечением внимания, ведение двух
мячей.

3. Подвижная игра «Круговая охота». Школьники образуют две команды, одна расположена на внутреннем, другая на внешнем круге. Расстояние между этими концентрическими кругами примерно 2-3 м. У каждого игрока баскетбольный мяч. По команде учителя игроки начинают выполнять ведение мяча по кругу лицом вперед (все в одну сторону), приставным шагом правым, левым боком, спиной; по сигналу игроки внешнего круга убегают с ведением мяча по прямой, игроки внутреннего круга их догоняют.

IV этап. Ведение с изменением направления.

1. Ведение противоходом. Игрок с ведением мяча движется в сторону партнера, обводит его и возвращается в и.п. Приближаясь к партнеру, после высокого ведения перейти на среднее или низкое; ведение осуществлять
дальней от соперника рукой, прикрывая от него мяч туловищем и ближней рукой.

2. Ведение по разметке баскетбольной площадки.

3. Ведение мяча зигзагами («змейкой»).

4. Подвижная игра «Иголка и нитка». Ведение мяча за направляющим —иголкой; нитка —все остальные игроки. Куда иголка, туда и нитка.

5. Ведение мяча с обводкой препятствий справа, слева.

6. Ведение мяча вокруг препятствий.

7. Ведение мяча переводом его из руки в руку в момент поворота в обратном направлении. Обратить внимание на момент поворота, чтобы не

8. Ведение с изменением скорости движения
игрока и длины его шагов.

9. Ведение на подскоках, с ускорениями и замедлениями, рывками, остановками.

10. Переход от обычного ведения к сниженному и обратно.

11. Сочетание ведения с другими приемами.

12. Ведение, остановка и поворот.

При выполнении упражнений стремиться к формированию навыка ведения мяча без постоянного зрительного контроля, дальней от защитника рукой. Обратить внимание на ошибки: рут неправильно накладываются на мяч, центр мас­сы тела не переносится в сторону предстоящего движения, потеря контроля над мячом, недоста­точно согнуты ноги, бег на носках, неумение че­редовать работу правой и левой рук при измене­нии направления ведения мяча.

V этап. Ведение с изменением высоты отскока мяча,

направления и скорости.

Уп­ражнения. Основная цель — выполнять ведение на максимальной скорости.

1. Ведение мяча во­круг разметочных кругов на площадке, партнёров и прочих препятствий.

2. Передача самому себе на ход, ловля мяча и ведение на скорость.

3. Ведение мяча на месте или с продвижением вперед в сочетании с бегом, с высоким подниманием бедра (захлестом голени назад), с остановкой, — стремясь достичь максимальной частоты выполняемых движений.

4. Ведение в парах — «Догонялки».

5. Челночное ведение мяча на 20-60 м по
прямой.

6. Челночное ведение с изменением направления при обводке препятствий (стоек, мячей, обручей).

7. Ведение мяча на месте с изменением высоты отскока; по сигналу — скоростное ведение по прямой 10-30 м.

8. Подвижная игра «Воробьи-вороны» из различных и.п.

9. Ведение мяча по прямой из различных и.п. по сигналу до средней линии, обратно ведение в движении спиной вперед.

10. Выполнять прыжки толчком обеих ног с высоким подниманием бедра, ведение мяча на месте; по сигналу — скоростное ведение до противоположной лицевой линии.

11. Ведение мяча на месте с переводом мяча вперед-назад между ногами; по сигналу — скоростное ведение с изменением направления движения

переводом мяча между ногами.

12. Выполняя прыжки на одной ноге (смена толчковой через каждые 3 прыжка), ведение мяча на месте; по сигналу — скоростное ведение до средней линии, поднять свободной рукой набивной мяч, не прекращая ведения; обратно ведение приставными шагами, боком.

13. Выполняя прыжки толчком обеих ног через гимнастическую скамейку или набивной мяч, ведение на месте; по сигналу — скоростное ведение по восьмерке, используя круги разметки баскетбольной площадки.

14. То же, что упражнение 12, но набивной мяч находится у игрока в свободной руке в и.п. При выполнении упражнений следить за правильностью структуры движения.

VI этап. Ведение мяча при сближении с соперником.

Игроку с мячом, обводящему за­щитника при ведении правой рукой, если защит­ник находится справа, нужно сделать шаг левой ногой, толкнуть мяч правой рукой вперед — вниз по направлению к левой руке, стараясь не зацепить его левой ногой, и дальше вести мяч левой ру­кой. При встрече с защитником слева — то же проделать в правую сторону.

Правила выполнения. 1. Толкая мяч в пол, ис­пользуй движение главным образом пальцев и кисти и небольшое движение в локте. Не бей по мячу ладонью. 2. Не смотри вниз на мяч — дер­жи голову поднятой, чтобы видеть других игро­ков и площадку в целом, контролируй мяч пери­ферическим зрением. 3. Удерживай мяч слегка сбоку, спереди-справа, когда ведешь правой ру­кой, и слева, когда ведешь левой рукой. 4. Если необходимо, удерживай тело между мячом и за­щитником. Кроме того, мешай ему вытянутой и поднятой свободной рукой. 5. Ноги должны быть согнуты, а тело наклонено вперед. 6. Учись передавать мяч сразу после ведения, не останав­ливаясь. 7. Учись одинаково хорошо вести мяч как правой, так и левой рукой (дальней от за­щитника).

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

ИГРЫ И ПОДВОДЯЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МП (IV) КЛАССОВ.

I класс. Броски, ловля мяча, пере­дача партнеру. Остановка в движении по звуко­вому сигналу. Подвижные игры и различные уп­ражнения, развивающие двигательные качества и совершенствующие владение ловлей и пере­дачей мяча.

II класс. Различные игры и игровые упражнения с малыми и большими мячами. Стойка игрока. Передвижения игрока в стойке. Остановка по

; звуковому сигналу. Различные комплексы упраж­нений с малыми и большими мячами.

III — (IV) класс. Передвижения в стойке. Остановка прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте. Ведение правой и левой рукой по прямой. Бросок мяча двумя руками от груди с места с отражением от щита.

Источник

Обучение ведению и передачи мяча в баскетболе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока : Обучение техники передачи, ловли и ведения баскетбольного мяча

Цели и задачи урока:

Повышение уровня подготовленности обучающихся при овладении технических элементов баскетбола.

Развитие физических и воспитание личностных качеств, специфичных для разучиваемых приемов данной игры, её образовательном, оздоровительном, развивающем и воспитывающем значении.

1. Совершенствовать технику ведения, ловли и передачи мяча.

2. Закрепить понятия двигательных действий.

3. Укрепить здоровье обучающихся посредством развития физических качеств, координационных, силовых способностей.

1. Формировать умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

2. Развивать умения выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения знаний.

3. Развивать умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок

4. Развивать умения выполнять простейшие баскетбольные связки на высоком качественном уровне.

1. Формировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

2. Формировать мотивацию учебной деятельности.

3. Формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: баскетбольные мячи.

Частные задачи к конкретным видам упражнений

Содержание учебного материала

Организационно – методические указания

Подготовительная часть 10 мин.

Построение в шеренгу по одному.

Организация обучающихся на урок. Проверить наличие спортивной формы.

Создать установку на достижение результатов.

Содействовать профилактике травматизма

Сообщение задач урока

Учащимся с разъяснением техники безопасности при выполнении передачи, ловли и ведения мяча.

Умение формулировать цель урока, ставить задачи.

Содействовать общему «разогреванию»

в активную двигательную

активизации функций сердечно- сосудистой

и дыхательной систем

увеличению эластичности мышц

Повышение эластичности мышц туловища, ног,

подвижности в суставах.

Перестроение в колонну по одному.

— ходьба по периметру зала;

А) руки на поясе, ходьба на пятках;

Б) руки за голову, ходьба на носках.

— бег с ускорением (перемещение в колонне, медленный темп, по сигналу учителя последний номер в колоне выполняет ускорение и встает первым, переходя на медленный темп, по второму сигналу выполняет предпоследний номер и т.д. пока все учащиеся встанут на свои места).

Упражнения на восстановление дыхания.

Упражнения через середину:

— спиной вперед, в стойке баскетболиста;

— спиной вперед с изменением направления;

— перемещение приставными шагами;

— подскоки с круговым вращением вперед;

— подскоки с круговым вращением назад;

-круговое вращение в локтевых и кистевых суставах;

— ускорение с касанием 4 точек.

Учащиеся становятся в круг между ними расстояние 0,5 м. выполняют задания в перемещении по сигналу учителя все должны остановиться, не нарушая правила круга и поднять руку. Кто первый поднимает руку, показывает упражнение, соблюдая последовательность: голова, туловище, руки, ноги, прыжки и упражнение на восстановление.

Обратить внимание на осанку.

Акцентировать внимание учащихся на выполнении

Соблюдать основную стойку баскетболиста.

При передвижениях спиной вперед выше поднимать согнутую ногу в колене.

Внимательно следить за сигналом преподавателя.

Следить за правильностью выполнения упражнений.

Установка на правильное выполнение упражнения.

Совершенствование физических качеств.

Организовать уч-ся к

Установка на правильное выполнение упражнения. Развитие реакции.

Установка на принятие условий игры и их соблюдения.

овладению способами передвижения баскетболиста,

Развитию способности точно и быстро реагировать

1. Ловля и передача мяча от груди

баскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

1) Ведение правой-передача-ловля-ведение левой-передача партнёру;

2) Ведение мяча при передвижении приставным шагом (левым боком-правой рукой; правым боком-левой рукой);

3) Ведение спиной вперёд-передача-ловля-ведение спиной вперёд-передача партнёру.

2. Перестроение в колонну по два.

3. Совершенствование передач, ловли баскетбольного мяча

Каждая колонну строится в круг.

1) Игра “Гонка мячей по кругу”.

По сигналу капитан передает мяч по кругу до тех пор, пока он не вернется к капитану.

Получив мяч, капитаны поднимают руки с мячом вверх. баскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

2) Игра «Мяч капитану». Капитан в центре круга. Передача мяча от груди 2 руками через капитана.

3) «Карусель». Капитан в центре, по команде передвижение по кругу приставными шагами с передачей через центр.

4. Перестроение в две колонны.

5. Игра «Кто быстрей?». Капитаны команд строят свою команду за линией в одну колонну. Ведение до лицевой линии – бросок в щит –ловля; обратно с ведением до средней линии –передача партнёру.

Ходьба по залу с дальнейшим построением в одну шеренгу.

Передвижение в стойке баскетболиста с мячом в руках выполнять левым

Акцентировать внимание уч-ся на сохранении принятой дистанции при всех видах передвижений,

Восстановление дыхания. Построение в колонну по два в движении.

Акцентировать внимание учащихся на правильность выполнения передачи, ее скорости.

Обратить внимание учащихся на правильность выполнения передачи, ее технику. Соблюдение дистанции при передвижении

Выполнять передачу четко по сигналу, присед полный.

Ведение одной рукой с максимальной скоростью, бросок выполнять двумя руками от груди. При ловле мяча обратить внимание на постановку рук.

После выполнения убрать мячи.

Акцентировать внимание на восстановление дыхания. Дистанция 2 шага.

II. Основная часть 27 мин.

III. Заключительная часть 7 минут

Установка на принятие условий игры и их соблюдения.

Содействовать осмыслению учащимися

1. Игра “Запретное движение”

Учитель выполняет разные движения, а ученики их выполняют вместе с ним. Одно движение запретное и его выполнять нельзя. При выполнении движений учитель неожиданно выполняет запретное движение. Ученик, который повторит его, становится в круг и игра продолжается дальше.

2. Подведение итогов урока.

-Цель урока вами достигнута или нет?

Обратить внимание уч-ся на плавном выполнении упражнений

и расслабление мышц.

Стимулировать учащихся к самоанализу

В баскетбол легко играть, но трудно играть хорошо” – сказал Джеймс Нейсмит – основатель игры в баскетбол.

Ведение, ловля и передача мяча важный технический элемент для игры в баскетбол. Это спортивная атлетическая игра, один из популярных видов спорта. Играя в баскетбол, дети активно с пользой для здоровья проводят время, становятся сильными, быстрыми, ловкими, могут быстро ориентироваться и принимать решение. Для баскетболистов характерны хорошо развитый глазомер, широкое поле зрения. Баскетбол – эмоциональная игра, которая делает человека более общительным и контактным.

Аннотация к уроку: Данный урок разработан на основе рабочей программы по физической культуре для 5 класса, составленной согласно комплексной программы физического воспитания учащихся 1–11 классов (авторы В.И Лях, А.А Зданевич, 2015 год) и является звеном в цепи уроков по теме “Баскетбол”. Урок направлен на обучение обучающихся элементам техники баскетбола, раскрывает вопросы совершенствования навыков ведения, ловли и передач, бросков мяча по кольцу и умения применять их в игре.

Проведённый мною урок – классический комбинированный рабочий урок в традиционной форме. Структура урока состоит из вводной, основной и заключительной частей, решающих последовательно свои задачи:

· вводная – подготовка организма к выполнению основных задач урока;

· основная – выполнение основных задач урока;

· заключительная – восстановление функциональной активности организма.

Личностные результаты, достигаемые в ходе изучения темы отражают:

• развитие способности управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;

• формирование, посредством баскетбола, культуры движения, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо;

• овладение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решение, находить адекватные способы взаимодействия с партнёрами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности;

• овладение умением соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

• проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности по освоению техники и тактики баскетбола;

• овладение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений характерных для баскетбола.

• овладение основами технических действий, игровыми приёмами баскетбола, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;

• формирование умения взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками.

Использование современных образовательных технологий в уроке:

• здоровьесберегающие технологии: рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями), соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка, применение упражнений с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной), формирование умения сохранять правильную осанку;

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Методика обучения передачам мяча в баскетболе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Техника ловли и передач мяча

Ловля – прием, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия. Ловля мяча является и исходным положением для последующих передач, ведения или бросков, поэтому структура движений должна обеспечивать четкое и удобное выполнение последующих приемов. Еще не поймав мяч, игрок должен смотреть, куда и кому его потом отдавать. Это возможно благодаря периферическому зрению, так как центральное зрение должно быть направлено на мяч. Баскетболисту следует взять за правило не ждать мяча, стоя на месте, а обязательно выходить ему навстречу. Выбор определенного способа ловли мяча и его разновидности зависят от положения игрока по отношению к летящему мячу, динамики передвижения игрока, высоты и скорости полета мяча.

Но во всех способах ловли можно выделить три фазы: подготовительную, основную и завершающую. Наиболее простым и в то же время надежным способом считается ловля мяча двумя руками.

Подготовительная фаза: если мяч приближается к игроку на уровне груди или головы, следует вытянуть руки навстречу мячу, напряженными пальцами и кистями образуя как бы воронку, размером несколько большую, чем обхват мяча.

Основная фаза: в момент соприкосновения с мячом нужно обхватить его пальцами (не ладонями), сближая кисти, а руки согнуть в локтевых суставах, подтягивая к груди. Сгибание рук является амортизационным движением, гасящим силу удара летящего мяча.

Завершающая фаза: после приема мяча туловище вновь подают слегка вперед; мяч, укрываемый от соперника разведенными локтями, выносят в положение готовности к последующим действиям. Если мяч летит несколько ниже уровня груди, то игрок приседает глубже, чем обычно, снижая тем самым высоту плеч до уровня полета мяча.

Наиболее часто встречающимися ошибками при ловле, которые нужно обязательно исправлять или лучше не допускать, являются:

– руки согнуты в локтях, а не выпрямлены;

– кисти не раскрыты для соприкосновения с мячом;

– баскетболист ловит мяч без движения к мячу и стоит на прямых ногах, не укрывая мяч;

– мяч прижимается к груди;

– голова опущена; баскетболист при ловле не контролирует взглядом ситуацию на площадке.

Передача – прием, с помощью которого игрок направляет мяч партнеру для продолжения атаки. Умение правильно и точно передать мяч – основа четкого, целенаправленного взаимодействия баскетболистов в игре.

Существует много различных способов передач мяча. Применяют их в зависимости от той или иной игровой ситуации, расстояния, на которое нужно послать мяч, расположения или направления движения партнера, характера и способов противодействия соперников.

Периферическое зрение, быстрота движений рук, точный расчет и тактическое мышление – вот те качества, которые характеризуют баскетболистов, умеющих безошибочно передавать мяч.

Быстрота и точность выполнения передач любым способом в значительной мере зависят от энергичной работы кистей и пальцев в основной фазе приема. При передаче мяча нужно в основном действовать кистями и пальцами, тогда сопернику трудно определить направление передачи. Партнера, принимающего мяч, надо видеть, но не смотреть прямо на него. При передаче важно сохранять положение равновесия, ибо направление предполагаемой передачи может быть перекрыто соперником, а игрок волей-неволей сделает «пробежку» или мяч перехватят.

Как и в ловле мяча, при выполнении передач различают три основные фазы движения: подготовительную, основную и завершающую.

Основной способ, позволяющий быстро и точно направить мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в сравнительно простой игровой обстановке, без плотной опеки соперника, – передача мяча двумя руками от груди.

Подготовительная фаза: кисти с расставленными пальцами свободно обхватывают мяч, удерживаемый на уровне пояса, локти опущены. Кругообразным движением рук мяч притягивают к груди.

Основная фаза: мяч посылают вперед резким выпрямлением рук почти до отказа, дополняя его движением кистей, придающим мячу обратное вращение.

Завершающая фаза: после передачи руки расслаблено опускают, игрок выпрямляется, а затем принимает положение на слегка согнутых ногах (такая завершающая фаза типична для всех способов передачи).

Выполняя передачу двумя руками от груди, нужно помнить:

– не следует разводить локти в стороны при замахе, они должны быть опущены;

– движения рук и ног должны быть согласованы. Разгибать колени нужно активно, мяч кистями выпускать хлестко;

– ловлю мяча и последующую передачу нужно делать слитно, без паузы, без лишних движений.

Если соперник активно мешает передаче на уровне груди, то мяч можно послать так, чтобы он, ударившись о площадку вблизи партнера, отскочил прямо к нему. Чтобы мяч отскочил быстро, иногда ему придают поступательное вращение. Ноги при такой передаче нужно сгибать больше, а руки с мячом направлять вперед-вниз.

Методика обучения передачам мяча

Обучение передачам мяча следует начинать с ловли.

Начиная упражняться в ловле баскетбольного мяча, нужно изучить основную стойку баскетболиста и держание мяча. Затем изучается ловля на месте двумя руками мяча, летящего на уровне груди, затем совершенствуют технику ловли в различных упражнениях жонглирования мячом, обращая внимание на положение кистей рук при ловле. Постепенно усложняют упражнения в ловле мяча: летящего высоко, низко, сбоку, навстречу (с одновременным выходом к мячу), в прыжке, при передаче мяча в сторону от принимающего и так далее. Важным моментом является умение баскетболиста не только поймать, но и начать выполнение следующего технического приема, например, ловли и последующей передачи.

Упражнения по технике ловли мяча

1. Подбросить мяч перед собой, поймать его двумя руками и принять основную стойку баскетболиста.

2. То же, но ловить мяч после одного отскока от пола. Эти простые упражнения позволяют выработать чувство мяча, проверить правильность его держания, проконтролировать положение туловища, головы и проверить готовность к другим действиям.

3. Ловить мяч, передавая его друг другу в парах. Учиться ловить мяч можно и после удара о стену. После 8–10 передач смена рук.

4. Группа баскетболистов стоит в кругу, в центре которого располагается один из участников. Он поочередно передает мяч каждому стоящему в кругу (разновысокие передачи, об пол, немного правее или левее игрока). Правильность ловли мяча контролируется игроком, стоящим рядом с уже выполнившим прием.

5. Группа баскетболистов, стоя лицом в круг перемещается по часовой стрелке (или наоборот), передавая один мяч (а потом два и три) друг другу. Следить за работой кисти при ловле.

6. Один игрок передает мяч другому, бегущему навстречу и ловящему мяч с остановкой в два шага. Через 3–5 передач игроки меняются ролями. Обратить внимание на вынос двух рук вперед при ловле и укрывании мяча после остановки.

7. Ловля мяча, переданного партнером в сторону от ловящего на 2–3 метра. Сделать 5–10 передач вправо и 5–10 передач влево. Раньше времени к месту ловли мяча не выходить.

8. Ловля и передача мяча в движении во встречных колоннах. Игрок из колонны (1) движется навстречу передающему мяч (2) из другой колонны, ловя мяч на первом шаге. На втором шаге он готовится к передаче выходящему из другой колонны третьему игроку (3) и перед началом третьего шага передает ему мяч в безопорном положении. Третий передает мяч в движении четвертому (4) и так далее. После ловли и передачи мяча каждый игрок уходит в конец противоположной колонны и вновь готовится к участию в этом упражнении (см. рисунок).

баскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

баскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

баскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

баскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

9. Ловля и передача мяча в парах, движущихся от одного кольца к другому: а) при передвижении приставными шагами на расстоянии 3–4 метра друг от друга; б) при передвижении обычным беговым шагом. В этом упражнении обратить внимание на ловлю мяча.

Упражнения по технике передачи мяча

Передача мяча – основа взаимодействия игроков во время матча. Техника передач должна быть настолько хорошо отработана, чтобы их можно было выполнять автоматически. Нужно последовательно усложнять способы ловли мяча и направление передач, отрабатывать эти элементы не только в парах, но и в тройках, четверках, кругах.

1. Передачи мяча в парах. Выполняются различными способами (двумя руками от груди, двумя руками сверху, одной рукой сбоку, с отскоком от площадки) в соответствии с техникой конкретного приема. Обратить внимание на исходное положение ног, туловища, держание мяча. После выпуска мяча из рук локти должны быть выпрямлены, кисть, хлестко пославшая мяч, расслаблена. Ноги помогают движению рук. Можно провести соревнование, какая пара быстрее наберет 20, 30 и более передач, или сделать их больше за определенный временной интервал.

2. Передачи мяча в парах двумя мячами одновременно. Чтобы мячи во время упражнения не сталкивались, партнеры должны использовать различные способы передачи мяча. Например, один параллельная передача двумя руками: один – от груди, другой – с отскоком от площадки.

3. Передачи мяча в тройках, в шеренгах по кругу. По сигналу преподавателя игроки меняют направление передачи мяча.

4. Передачи мяча между четырьмя игроками, стоящими на месте. Расстояние между игроками должно меняться в зависимости от подготовленности занимающихся (от 4 до 9–10 метров). В этом построении возможны любые способы передачи мяча (см. рисунок).

баскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

баскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

баскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

баскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

5. Передачи мяча при движении одного из игроков спиной вперед. Игрок движется спиной вперед, передавая мяч игроку, двигающемуся вперед к нему лицом. Дойти до конца площадки и двигаться, поменявшись ролями.

6. Передачи мяча в парах двумя руками от груди в стену: а) стоя на месте; б) со сменой мест.

7. Передачи по кругу через одного стоя на месте. 7–9 игроков встают в круг. Мяч передается через одного. Интенсивность возрастает при введении использовании двух-трех мячей.

8. Передачи двумя мячами в тройках: а) стоя на месте; б) со сближением и отдалением игроков друг от друга.

9. Встречные передачи в колоннах. После передачи игрок уходит в конец своей колонны (см. рисунок).

баскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

баскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

баскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

10. Передачи мяча по треугольнику. Игрок, передав мяч, перебегает в конец той колонны, в которую передан мяч.

11. Передачи мяча по четырехугольнику. Игроки становятся в колонны в четырех углах. После передачи перебегать в конец колонны, куда передан мяч. При усвоении упражнения и для повышения интереса можно ввести в игру второй мяч.

12. Передачи по кругу, передвигаясь в низком приседе. Игроки в низком приседе на линии круга, лицом друг к другу, один из них с мячом. Передвижение по кругу в низком приседе с передачей двумя руками от груди. Можно использовать передачу с отскоком от пола, а также двумя мячами.

13. Передачи мяча в тройках на бегу через среднего игрока. Расстояние между игроками 4–5 метров. Вторая тройка начинает выполнять упражнение, как только первая достигнет середины площадки.

14. Передачи мяча в тройках при продвижении от кольца к кольцу. Мяч передавать через среднего игрока, немного отстающего во время движения от двух других («движение в тройке углом назад»). Затем в это упражнение можно включить одного защитника, потом двух и трех (см. рисунок).

баскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

баскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

баскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

баскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

баскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

баскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

баскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

15. Передачи мяча в тройках при продвижении от кольца к кольцу. Игрок, выполнивший передачу, забегает за спину партнера, которому только что была адресована передача (см. рисунок).

баскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

баскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

баскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

баскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

баскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

баскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

баскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

баскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

16. Ловля и передача мяча на бегу. Образуются две встречные колонны. Один игрок между ними в стороне. После передачи ему мяча игрок бежит вперед, получает ответный пас, передает его игроку, стоящему напротив, а сам бежит в конец другой колонны (см. рисунок).

баскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

баскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

баскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

17. Игрок 1 с мячом (см. рисунок), стоящий первым в колонне, передает мяч первому из трех игроков, стоящих вдоль боковой линии, а сам движется вперед, получая обратную передачу и, уже не останавливаясь, передает мяч второму игроку, стоящему вдоль боковой линии, снова получает в движении мяч и передает его третьему игроку. Поймав от него мяч, игрок ведет мяч до конца площадки, отдает его игроку из другой колонны, а сам встает последним в эту колонну. Упражнение выполняется одновременно с двух сторон. На боковой линии могут стоять 2, 3 или 4 игрока. Можно завершать упражнение броском мяча в корзину в движении.

баскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

баскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

баскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

баскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

баскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

баскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мячабаскетбол обучение техники ведения и передачи мяча

18. Передачи в прыжке. Игроки стоят лицом друг к другу на расстоянии трех метров, ноги на ширине плеч. Ловля и быстрая передача мяча в одном прыжке на месте. То же, но на расстоянии 4–5 метров в движении бегом по кругу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *