белопесоцкий монастырь святой источник
Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Точной даты образования Троицкого Белопесоцкого монастыря не известно. Предание связывает основание монастыря с именами благоверного великого Московского князя Дмитрия Ивановича Донского и преподобного Сергия Радонежского.
Основателем монастыря считается преподобный Владимир Белопесоцкий. Преподобный Владимир принял монашеский постриг в Варлаамо-Хутынском в честь Преображения Господня монастыре под Новгородом, который впоследствии покинул, чтобы основать собственную обитель.
Впервые этот монастырь упоминается в 1498 году в таком письменном источнике, как жалованная грамота татарского князя Магмет-Аминя. Затем святой Владимир Белопесоцкий еще несколько раз упомянут в ряде жалованных грамот. Вот перечень всех этих случаев, составленный современным церковным историком архимандритом Макарием (Веретенниковым). В феврале 1507 г. великий князь Московский Василий Иванович дал преподобному Владимиру тарханную и несудимую грамоту починки Ступинский, Крутовражский, Воргосовское в Туровской волости, а также деревню Мальцово в Растовской волости Каширского уезда. В июле 1511 года он же пожаловал несудимую грамоту на деревни в Туровской и в Растовской волостях Каширского уезда. 28 февраля 1512 года датируется жалованная несудимая грамота со стороны Абдул-Латифа, бывшего казанского хана, получившего в удел Каширу, по-видимому, во второй полови 1511 года. 7 января 1515 года великий князь Московский Василий III даровал обители еще несколько починков в Каширском уезде. 20 января 1516 года князем П. В. Великим-Шестуновым игумену Белопесоцкого монастыря были пожалованы деревни в Каширском уезде. Последняя жалованная грамота, выданная преподобному Владимиру, датируется январем 1522 года. Очевидно, эти земельные вклады предоставляли достаточно средств для безбедного существования иноческой общины.
При жизни преподобного Владимира в Белопесоцкой обители появились деревянная церковь во имя Святой Троицы и кельи. Каменных построек, насколько известно, не имелось. Строительство здания из камня на Руси в эпоху Средневековья являлось значительным событием, которое повышало престиж того места, где оно велось. Средств и сил на возведение каменных построек в лесной стране требовалось гораздо больше, чем на строительство деревянных сооружений. Русские монастыри, имевшие каменные храмы, уже этим выделялись на общем фоне и, как правило, были богатыми. Поэтому отсутствие зданий из камня в Белопесоцком монастыре в эпоху игуменства его основателя все же косвенно свидетельствует о том, что, несмотря на все пожалования и вклады, каких-то особенных средств в распоряжении монастырской администрации не было.
Монастырь являлся крепостью на подступах к Кашире, защищал от крымских татар переправу через р. Оку, прикрывал переправу через р. Оку и от других врагов.
Больше всего монастырь страдал от крымских татар, которые в период военных походов на Каширу и Москву разоряли его. А крымские татары тогда почти ежегодно совершали набеги на Москву и Каширу, нанося большой урон Белопесоцкому монастырю.
В 1520-е гг. в этом монастыре обитал известный в то время и прославивший обитель старец Феодосии (Ковеля). Правивший тогда великий князь Московский Василий III почтительно относился к Свято-Троицкому монастырю и его знаменитому старцу Феодосию Ковеле.
Великие московские князья и цари щедро помогали Белопесоцкому монастырю, понимая его важное стратегическое значение. В 1578 г. почти все монастырские здания и часть стен были каменными. В 1627—1629 гг. на стенах Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря стояли 11 пушек и 20 пищалей.
Только в 1764 г. при императрице Екатерине II монастырь стал, самостоятельным, но числился заштатным, лишился всех своих вотчин. Тем не менее этот, тогда уже небогатый, общежительный монастырь продолжал функционировать, жил и развивался.
Свято-Троицкий Белопесоцкий мужской монастырь закрыли в 1918 г., монастырские ценности были конфискованы, здания разорены, разграблены. До осенних событий 1917 г. в монастыре жили 50 насельников. В 1918 г. монахов вывели из монастыря и расстреляли у его восточной стены.
В 1920-е гг. здание монастыря передали музею, но богослужения в монастыре совершались чудом оставшимся в живых иеромонахом Киприаном. Соборный храм действовал как приходской, но и он был закрыт в 1933 г. В соборном храме во имя Живоначальной Троицы открыли клуб, в Иоанно-Предтеченском храме разместили стекольную фабрику. В середине 1930-х гг. в келейных корпусах были устроены общежития для рабочих, а затем заключенных, строивших мост через р. Оку. Одно время в монастыре находился пионерский лагерь.
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. бывший монастырский комплекс снова выполнял военно-стратегические функции, и был в 1941 г. важным опорным пунктом советских войск на приокском направлении. Осенью 1941 г. монастырь оказался в прифронтовой полосе. В нем были расквартированы части 1-го гвардейского корпуса генерала П.А. Белова. Поблизости размещался дивизион первых «катюш».
В день рождения монастыря по летописи — 16 ноября по старому стилю и 29 ноября по новому стилю — было остановлено наступление немецких танковых частей,и отброшенных от Москвы.
В послевоенные годы часть обветшавших монастырских зданий использовалась как складские помещения, а другая часть пустовала и постепенно разрушалась. С 1962 г. на территории монастыря размещалась автоколонна. К середине 1970-х гг. в бывшем монастыре царили полная разруха и запустение.
В 1993 г. Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь возродился как женская обитель.
Настоятельница
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Главным храмом Белопесоцкого монастыря является собор во имя Святой Троицы. Время его возведения определяется точно. Из Каширских приказных книг, хранившихся в Поместном приказе, известно следующее: «В Каширском уезде, в Туровом стану, монастырь Троицкий возле Оки на Белых Песках, а в монастыре церковь Живоначальной Троицы каменная, сооружения ее новоначатие 1569 года, сооружали при игумене Варлаамии, а сооружают ее на подклети, двери по верхние пороги, а в стенах окна, да у Троицы же придел собора Пресвятой Богородицы, да у Троицы под папертью придел, что лежит печальник и строитель старец Володимир».
До настоящего времени неоднократно перестраивавшийся Троицкий собор дошел в сильно измененном виде. Первые значительны новшества были внесены в его apxитектуру еще в XVII веке. Обновлялся он и в самом начале XVIII столетия: «1702 году мая в 5 день обновлена и освещена Соборная церковь Св. Tpoицы при Царе и Великом Государе Петре Алексеевиче. тщанием и попечительством Троицы Сергиевской Лавры властей архимандрита Иллариона, келаря старца Мисаила и казначея старца Пахомия, прибывших на послушание в Белопесоцкий монастырь, строитель иеромонаха Варлаама Мехирева, он же и на колокол собирал и сам дал». Через семьдесят лет тщанием архимандрита Гедеона были обновлены иконы местного ряда иконостаса Троицкого собора.
Реставрация главного храма Белопесоцкой обители, относящаяся к середине XIX века, очень любопытна тем, что велась на средства всего лишь одного крестьянина. Им был житель села Озеры Коломенского уезда Максим Петрович Щербаков, в 1867 году давший деньги на новую штукатурку и фресковые росписи с позолотой. Кроме того, его же иждивением вместо ветхого иконостаса воздвигли новый пятиярусный резной, позолоченный червонным золотом. Иконы для верхних четырех ярусов писались «греческим письмом» с позолотой, а за клиросами поставили большие киоты, также позолоченные. Обновилось и убранство самого алтаря: новые престол и жертвенник сделали из дуба, обшив их кипарисовыми досками. Освящение отремонтированного собора по благословению митрополита Филарета совершил 9 июля 1867 года преосвященный Игнатий, епископ Можайский, викарий Московской епархии. Тем же крестьянином Щербаковым на украшение храма были пожертвованы: две бронзовые позолоченные хоругви с иконами, запрестольный семисвечник, семь подсвечников больших, два подсвечника малых, паникадило о 36 шандалах (подсвечниках), ковчег серебряный позолоченный, две серебряные позолоченные лампадки для масла, две лампадки под паникадило и Евангелие. Всего на возобновление собора М. П. Щербаков истратил больше 20000 рублей серебром.
Троицкий собор сильно пострадал во время апрельского наводнения 1908 года, когда разлившаяся Ока затопила Белопесоцкий монастырь. Кромка воды доходила тогда практически до уровня каменной ограды. Только в 1914 году, при игумене Митрофане монастырь смог произвести необходимые восстановительные работы. В Троицком соборе сделали новый пол из немецкой плитки, всю живопись промыли, а иконостас и главный купол собора вызолотили. Одновременно из Белокаменных плит устроили дорожки между храмами, к фруктовому саду и конному двору.
В 1932 году от монастыря началось строительство железнодорожного моста. Возводившие его заключенные до окончания строительства в 1934 году жили в Троицком и Сергиевском храмах, между которыми находилась гауптвахта. Выводили заключенных на работы под конвоем. В длинных телегах с откидными боковыми бортами, именовавшихся «грабарками», они возили песок для насыпи. Народ эту стройку прозвал «Донбассом». Троицкий собор внутри при этом перегородили, поместили внутри печки-«буржуйки», в окна вывели дымоходы, установили нары. Тут же в храме кололи и хранили дрова, даже порой жгли костры. Заключенные жили на нескольких ярусах, расположенных по стенам, середина собора была пустая. Устроили жилье и под галереей. Чуть позднее Троицкий собор превратился в клуб, в котором перед спектаклями выступала «Синяя блуза». Некоторое время в храме располагался и пионерский лагерь. Во второй половине XX века вдоль монастырской стены напротив Троицкого собора были построены гаражи для большегрузного транспорта. С течением времени соборный храм утонул в горах строительного и бытового мусора. Отходы не вывозились много лет, в связи с чем эти места оккупировали полчища крыс.
11 августа 1989 года было принято решение о создании в Троицком Бело- песоцком монастыре городского историко-культурного центра с гостиничным комплексом (ИКЦ ГК). Разработали обширную проектно-техническую документацию. Технико-экономические предложения использования обители в качестве ИКЦ ГК предусматривали, в частности, устроение «в главном зале Троицкого собора и в его алтарной части» концертно-выставочного зала. Три крытые галереи собора, на каждую из которых должно было вести отдельное крыльцо, предназначались для разнообразных выставок. В подклете храма предполагалось открыть видеосалон (в алтарной части), игровой зал (кегельбан, бильярд, игровые автоматы и др.), торговые киоски, кафе. В документации отмечалось, между прочим что Троицкой собор Белопесоцкого монастыря обладает самыми лучший акустическими характеристиками среди храмов Московской области.
После возобновления иноческой жизни в Белопесоцком монастыре начались восстановительные работы. Уже к маю 2002 года внешне отреставрированный Троицкий собор предстал во всем своем великолепии.
Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь
Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь находится на противоположном от Каширы берегу Оки. Территориально он относится к городу Ступино.
1. За стеной, на горизонте видна Кашира:
Существует легенда, что Сергий Радонежский, следовавший из Серпухова в Коломну водрузил здесь крест, и молвил: «Быть тут монастырю». Это было ещё в XIV веке.
Но, скорее всего, история же монастыря начинается в конце XV в.
На белых песках берега реки Оки иноком Новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря, игуменом Владимиром, был основан мужской монастырь, получивший название Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь.
2. Преподобный Владимир Белопесоцкий (в правом углу изображён монастырь):
Впервые этот монастырь официально упоминается в письменном источнике в 1498 г. — в грамоте свергнутого казанского «царя» Магмет-Аминя, которому великий Московский князь Иван III, прозванный Великим, дал в удел Каширу. По этой же грамоте монастырю были дарованы лесные и земельные угодья.
Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь был важным военно-оборонительным сооружением на южном рубеже Московской Руси.
Стены монастыря прикрывали переправу через Оку и Каширу от крымских татар.
Он не раз разорялся, но снова отстраивался при поддержке правителей.
3. Въезд в монастырь:
Иван III, Василий III, а также Иван Грозный, Борис Годунов и Михаил Федорович давали щедрые пожертвования на строительство монастыря и на создание оборонительных сооружений.
В конце XVII в. меняются границы государства и геополитическая обстановка и монастырь теряет своё былое оборонительное значение.
При Петре I обитель приписали к Троицкому монастырю (позже названному Троице-Сергиевой лаврой).
При Екатерине II монастырь вернули Коломенскому Архиерейскому дому, но он уже был заштатным, лишённым всех своих былых вотчин.
В таком статусе Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь функционировал и развивался до революции.
4. Поле, на которое много крови было пролито:
Монастырь закрыли в 1918 г., монастырские ценности были конфискованы, здания разорены, разграблены. В этом же году часть монахов вывели из монастыря и расстреляли у его восточной стены.
В 1920-е гг. здание монастыря передали историческому музею, но богослужения в монастыре совершались чудом оставшимся в живых иеромонахом Киприаном до 1933 г.
В храмах и постройках упраздненного новой властью монастыря разместились светские объекты. В соборном храме во имя Живоначальной Троицы открыли клуб, в Иоанно-Предтеченском храме разместили стекольную фабрику. В середине 1930-х гг. в келейных корпусах были устроены общежития для рабочих, а затем заключенных, строивших мост через р. Оку. Одно время в монастыре находился пионерский лагерь.
5. Монастырь в 1930-е годы:
6. Один из ДОТов:
Вообще фашисты были остановлены на ближних подступах к Кашире, им не удалось форсировать Оку, так что эти ДОТы не приняли участия в войне.
Зато сейчас это поле, ДОТы и окопы используются реконструкторами для своих «боёв».
7. Источник этого фото. К счастью, такого монастырские стены в 1941 году не увидели:
В послевоенные годы часть обветшавших монастырских зданий использовалась как складские помещения, а другая часть пустовала и постепенно разрушалась. С 1962 г. на территории монастыря размещалась автоколонна. К середине 1970-х гг. в бывшем монастыре царили полная разруха и запустение.
Только с 1988 года началась реставрация монастыря, а в 1993 г. Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь возродился, только теперь уже это женская, а не мужская обитель.
Немного об архитектуре.
Уже к 1578 году в целом складывается каменный архитектурный ансамбль монастыря со стенами и башнями, который дошел до нас в сильно перестроенном в XVII веке виде.
10. Коридор внутри галереи:
11. Слева видно колокольню воздвигнутую над надвратным храмом во имя святителя Николая Чудотворца, который возвели в 1578 г. (перестроен в XIX в.):
12. Колокольня:
13. Ещё с одного ракурса:
14. Корпус келий. Типичная постройка для первой половины XIX в.:
15. В монастыре хранятся резные белокаменные надгробия XVII в., имеющие значительную историческую ценность:
16. Стены XVII в. почти полностью были переложены в более позднее время:
17. Если будете рядом, то рекомендую заехать в этот монастырь. Вот здесь есть схема проезда.
Исторические этюды. Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь
ЭТОТ ЭТЮД Я ДОЛЖНА БЫЛА ОПУБЛИКОВАТЬ 29 ИЮНЯ,
НО 26 ИЮНЯ АВТОР СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ И БЫЛО НЕ ДО ТОГО.
ОН ОЧЕНЬ ХОТЕЛ ЗАКОНЧИТЬ ЗАДУМАННОЕ И НЕ УСПЕЛ НАПИСАТЬ ТОЛЬКО О ДВУХ ХРАМАХ.
Храмы и сёла Земли Ступинской. Исторические этюды.*
Свято-Троицкий Белопесоцкий Монастырь. Слобода Белопесоцкая.
* * *
Река Ока, всего лишь в пяти километрах от города – 10-ть минут на автобусе.
На ногах чёрные резиновые сапоги, в карманах синих телогреек коробки спичек – жечь костёр, и куски хлеба с конской колбасой в обрывке газеты.
Значит, наступила весна, значит, по Оке пошел большой лёд.
Значит, нет никаких преград, чтобы вновь увидеть это.
Автобус разворачивается на конечной остановке – МОНАСТЫРЬ – это уже давняя традиция.
Свесив ноги, мы долго сидим на тёплых полуразрушенных монастырских красных стенах.
И смотрим, смотрим словно зачарованные, как мимо нас – в 5-ти,10-ти метрах медленно-медленно проплывают огромные ноздрястые серо-голубые глыбы льда.
Сидеть мы так могли часами, пока, что-то у кого-то не отмёрзнет. Затем, кто-то не выдержав, спрыгивал на влажную, пахучую землю, достав заветные спички, разжигал крошечный костерок, и, обжаривал на нём удивительно вкусные куски хлеба с конской колбасой. И прислонившись к горячей монастырской стене, мы не торопясь, поедали эту наивкуснейшую в мире еду, вдыхая запах костерка, реки и горячих монастырских кирпичей.
А льдины всё плыли, и плыли, и плыли и Солнце радужно переливалось в их ноздреватых шкурах. и казалось нам тогда, что вокруг ни-ко-го, а только синее, синее небо там, в непостижимой вышине и такая же синева в непостижимой глубине наших глаз, и такая же синяя, синяя вода в набухшей реке и медленно, медленно плывущие, серо-голубые, огромные льдины, а за нашими спинами тёплые красные стены древнего монастыря.
. а за нашими спинами тёплые красные стены древнего монастыря, полуразрушенного, изгаженного мазутом, соляркой, заваленного отвратительным хламом, кучами битого кирпича, ржавеющими кузовами полуторок, горами ржавых – клубком труб и всё это воняло бензином, какой-то кислятиной, вонючим беломором, сивушным перегаром, изрыгаемым злющими полупьяными, матерящимися шоферами и визгливо матерящимися, в ответ бабами, с накрашенными папиросами в растрескавшихся злых губах, свесивших из окон монашеских келий, свои чудовищные ярко-рыжие головы в бигудях, из окон келий. монашеских келий. в которых. в. которых. иноки недавно. совсем, совсем недавно,
. стоя смиренно на коленях пред иконою Пресвятой Троицы, с чуть теплящейся, ещё той, древней лампадой игумена Володимира, зная о предстоящем, завтра поутру, расстреле, за восточной стеной монастырской ограды, справа от Проломных ворот. братия монастыря покорно возносила Господу, чуть слышную, кроткую иноческую молитву: «Пресвятая Троице, спаси нас!». «Преподобный Отче наш, игумене Володимере Белопесоцкий, моли Бога о нас!», «Боже, приими с миром дух наш!», «Слава Богу, за всё!».
. но тогда мы ещё не задумывались об этом.
Бросив все дела, мы приезжали сюда за тем, чтобы, ещё неосознанно, отдать дань Величию и Красоте этого места, где триединство воды, земли и синего неба, объединялось одной духовной осью– Великой Русской Святыней – Свято-Троицким Белопесоцким монастырём.
. а если б, случись невероятное, и мы, задумавшись, поняли – кто есть что.
Вот уже более 500-т лет, как в, прежде Каширской, земле стоит скромная Свято-Троицкая Белопесоцкая обитель, расположенная в заповедных землях поймы реки Оки, напротив города Каширы. Из всех значительных подмосковных исторических памятников этот монастырь, несмотря на своё древнее происхождение, является едва ли не самым забытым и сведения о нём весьма скудны.
В XIV-ом веке по реке Оке проходил рубеж Русской земли. К востоку от того места, где впоследствии был основан монастырь, простирались земли, набирающего силу, Великого княжества Московского, к западу – удельного княжества Серпуховского.
Достоверно установлено, что Белопесоцкий монастырь был основан ещё во времена татаро-монгольского ига и посвящён Пресвятой Троице. В те нелёгкие годы перед единственной монастырской лампадой, устроителем обители Преподобным игуменом Володимиром, возносилась Господу горячая иноческая молитва: «Пресвятая Троице, спаси нас!»
Именно здесь, миновав, древнюю Коширу и сделал, после утомительного перехода, остановку для отдыха, на песчаном берегу Оки, князь Московский Дмитрий Иоаннович Донской. Быть может именно здесь, князь Дмитрий, вспоминая, обдумывал изречённое Преподобным Сергием напутствие-благословение, вновь повторенное при последнем прощании: «Господь Бог будет тебе помощник и защитник; Он победит и низложит твоих супостатов и прославит тебя».
Именно здесь, на Белых Песках, для ратников места были весьма удобные для отдыха перед Великим сражением на Куликовом Поле. Именно здесь провели ночь с 22-го на 23-е августа 1380-го года, будущий победитель Куликовской битвы и его боевые сподвижники – главный воевода Боброк-Волынец, бесстрашные витязи Ослябя и Пересвет, а так же мужественный боярин Михаил Бренк.
По преданию, на месте остановки Русского войска на Белых Песках, князь Дмитрий Донской поставил позже обетный храм в честь победы на Куликовом поле. Народная молва связывает это событие с благословением Преподобного Сергия Радонежского, который и сам не раз хаживал по этой земле.
О существовании храма на месте будущего монастыря говорит древний фундамент, обнаруженный во время раскопок на том месте, где сейчас стоит монастырский храм Преподобного Сергия Радонежского.
Сохранилось вполне достоверное предание, что когда Преподобный Сергий шёл из города Серпухова через Белые Пески в город Коломну, то, весьма полюбив эти места, благословил их и, водрузив Крест на месте сем, изрёк: «Быть здесь монастырю!»
Здесь же, невдалеке от Белых Песков, есть местечко, называемое Акри и в овражке, из земли, выбивается поток хрустальной воды, который по приданию, как и в Радонежских лесах, был изведён Преподобным Сергием ударом посоха о сухую землю. Вода в нём истекает чистая, вкусная и, что главное – целебная – исцеляет с верою приходящих и пиющих и омывающих от глазных болезней и иных недугов.
При Иоанне III Каширский уезд был отдан в удел казанскому царевичу Магмет Амину, перешедшему на службу к Московскому Великому Князю. Первое упоминание о монастыре содержится в жалованной грамоте Магмет Амина, датирующейся 16 ноября 1498-м годом. Отсюда и взято время основания монастыря, хотя фактически, монастырь был основан гораздо раньше – как минимум на 50-т, а то и все 100 лет. но это лишь версия. но не лишенная основательных архивных и археологических подтверждений.
В Грамоте от 1498-го года Магмет Амин закрепляет за Свято-Троицким монастырём земельные и лесные угодья. Монастырские деревни освобождаются от суда наместников с представлением на это прав игумену монастыря. А так же монастырь и его вотчины освобождаются от пошлин и повинностей, а так же закрепляются за монастырём земельные и лесные угодья. Всё это укрепило экономические позиции Троицкого монастыря.
Монастырь в древности, находясь на рубеже Московского княжества, являл собой так же и мощное укрепительное сооружение. До наших дней сохранились фрагменты мощных кирпичных стен. Их возраст определяется приблизительно XIV – XV-ми веками.
На территории монастыря расположены ещё четыре храма.
На нынешний день монастырь приведён в удовлетворительный, внешне, порядок. Храмы, не все, правда, но большей частью, отреставрированы, территория благоустраивается. В трёх храмах периодически ведутся Литургические богослужения. В кельях насельниц организован вполне приличный быт. Имеется много мастерских, где монахини обители проходят послушания. Для художественно одарённых инокинь открыта иконописная мастерская. Так же на территории обители организовано приличное подсобное хозяйство.
Но вся эта активная деятельность стала из года в год ослабевать, потому, как 1998-й год остался позади, Пятисотлетие монастыря отмечено было весьма торжественно и чинно, политические ставки сделаны, Владыка Ювеналий достойно засветился своим благочестием, даже мэр города товарищ Ч.П., тоже что-то, не вполне вразумительно, но многозначительно высказал о культурном наследии и общечеловеческих духовных ценностях (экуменист хренов) и пр. и пр. (когда я слушаю, что говорят коммунисты, у меня полное ощущение, что я на дне моря-окияна, а вокруг меня огромные жирные рыбины за чем-то открывают рты. )
Так, что на сегодня, можно сказать о некоем затишье и духовном, к сожалению, тоже. Но – Слава Богу, за всё.
Коротко о храмах монастыря:
* * * * * * * * *
Надвратная церковь Святителя Николая Мирликийского.
* * *
Из описи 1753 года следует, что при входе в монастырь находится надвратная кирпичная церковь Святителя Николая, с кирпичной же колокольней над ней и часами. В 1778 году над церковью Святителя Николая была разобрана уже обветшавшая колокольня и вновь построена, ныне существующая. В 1865-м году строителем Сергием рядом с надвратной церковью Святителя Николая, с восточной стороны колокольни были устроены новые каменные Святые ворота с куполом и покрыты белым железом.
Рядом с новыми Святыми воротами были сделаны въездные ворота с калиткой.
Церковь во имя Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи с приделом на хорах во имя Обновления храма Воскресения Христова.
* * *
При строителе иеромонахе Афанасии (1824-1842 г.г.) усердием Михаила Ивановича и Ивана Ивановича Раевских сложена каменная церковь во имя Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи с приделом на хорах во имя Воскресения Христова.
Тут же на правой стороне был погребён основатель сего храма. На стене находилась деревянная чёрная доска с надписью: «Здесь покоится тело основателя храма секунд-ротмистра Михаила Ивановича Раевского, дяди моего и благодетеля. Родился в 1767-м году 14-го апреля. Скончался в 1833-м году 29-го мая. От благодарной племянницы княгини Натальи Горчаковой».
Над Святым Сергиевским колодцем (ныне приведён в порядок и расчищен – воду пил сам)
на средства Раевских была устроена каменная сень на шести столбах. Верх её был крыт медью и увенчан Крестом! Господи, сотвори им вечную память.
Церковь Преподобного Сергия Радонежского.
* * *
Из описи 1753 года видно, что была церковь преподобного Сергия каменная. В 1802 году, по благословению митрополита Московского Платона, строителем иеромонахом Федулом была разобрана старая каменная церковь преподобного Сергия и в 1806 году построена новая, освящена архимандритом Иоанникием.
В 1852-м году по благословению Высокопреосвященнейшего Филарета митрополита Московского, строителем иеромонахом Максимом была возобновлена церковь Преподобного Сергия Радонежского и были устроены два новых придела: во имя Казанской иконы Божьей Матери и Святителя Николая Мирликийского
Господи, Иисусе Христе, упокой душу раба Твоего Максима во Царствии Твоем.
В Белопесоцком монастыре хранились две святые чудотворные иконы: образ Божьей Матери «Утоли моя печали» и образ Святого Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна. Издалека стекались богомольцы поклониться Святыням. В благодарность за чудеса исцелений и помощи украшали сии образа драгоценными окладами. К примеру –
общий вес ризы с драгоценными камнями иконы Иоанна Крестителя составлял 16 фунтов.
По сложившейся традиции с 1871-го года, после крестного хода совершенного по окрестностям села Малино, где свирепствовала холера, по принесении Святой иконы холера прекратилась и с того времени Крестные ходы с Чудотворной иконой совершались ежегодно с 1-го августа по 7-е августа.
* * *
На мой взгляд, взгляд человека грешного и бездуховного, в 1914-м году в монастыре произошли, казалось бы, незначительные события, но грешный автор усмотрел в них некий смысл. Имеющий ум, да разумеет.
При игумене Митрофане в 1914-м году был капитально возобновлен Троицкий собор – в нём был сделан новый пол из немецкой плитки, а главный купол собора вызолочен сусальным золотом. Промыта вся живопись и вызолочен иконостас. Из белокаменных плит сделаны дорожки между храмами, к фруктовому саду и к конному двору.
И в том же, 1914-м году, в ночь под 1 декабря на восточной башне колокольни, надвратной церкви Николая Чудотворца, случился пожар – сгорело 10-ть братских келий, проникнув в колокольню, огонь сжёг пол колокольни и балки под колоколами, вследствие, чего колокола упали на каменный пол церкви, естественно, разбившись и потрескавшись, стали непригодны к звону на них. всего их было восемь колоколов. Сгорели так же часы на колокольне. Это был конец гада ОДНА ТЫСЯЩА ДЕВЯТЬ СОТ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО.
Это был конец начала, того, что спустя всего лишь пятьдесят лет, пацаны приедут к стенам монастыря, но уже другого государства, на берег Оки любоваться великолепным весенним ледоходом. Неосознанно ещё, «до поры-до времени», до осознания, страшной беды, случившейся с их Отчим Домом – они будут приезжать к тёплым красным стенам монастыря – Великой Святыни, подсознательно, детской русской Душой чувствуя, ту неуничтожимую ни чем и ни кем, Благодать Божью. Которая всем нам, русским, явно ли, тайно ли, усердием сердобольных бабушек, давалась в младенчестве при обряде крещения во Храме Божьем. И дай нам Господи, чтобы ощущение неутраченной благодати не оставляло нас РУССКИХ, ибо утратив это, мы утратим ВСЁ! Утратив Веру Православную, мы, Русские утратим себя, как нацию, как последний Богом избранный народ. Ибо сказано – если Россия спасётся Православием – спасётся весь мир!
Ни смотря на все мытарства, расстрелы братии монастыря, унижения, оскорбления, катастрофические разрушения, уничтожения памяти народной в сатанинских актах сожжения Священных книг, икон, искоренения самого Духа Православия в людях:
15-го ОКТЯБРЯ 1991-го ГОДА решением Ступинского горсовета народных депутатов было принято историческое решение: « О признании права собственности Русской Православной Церкви на то, что лишь одна она является законной преемницей всего имущества Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря» (чего давно нет, что уничтожено той самой властью)
18-го ИЮЛЯ 1992-го ГОДА благочинный храмов Ступинского района протоиерей Михаил Редкин провёл первое богослужение в Сергиевской церкви Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря.
P.S. И автор сих строк, ныне осмелился, грешный, убогий, не сдержавшись, поведать вам, мои дорогие, что в 1993-м году удостоился, недостойный, Милости и Благости Божьей, в сей Великой Древней Обители – Свято-Троицком Белопесоцком монастыре, получить великую честь – благословение на служение в Алтаре в качестве иподьякона, что несу, как Дар Божий и дай Бог не посрамить сию Милость ни словом, ни делом, ни помышлением!