белорусские мифы и легенды
Мифы Беларуси
В книге «Мифы Беларуси» собраны интереснейшие сведения о героях белорусских легенд, мифов, преданий, сказок. Белорусы, народ, многие века живущий на пересечении всех дорог, между Западом и Востоком, Севером и Югом, удивительным образом смог сохранить сведения о верованиях наших далеких предков-язычников, с которыми довольно естественно позже стали сплетаться христианские традиции. Кто такие волколаки и Вячеслав Чародей, как с помощью летучей мыши стать невидимым, и где искать разрыв-траву, помогающую открыть любые замки? Как наши предки представляли себе устройство мира, как задобрить злых духов и не разозлить добрых? На все эти вопросы вы найдете ответы в этой книге, которая будет интересна как взрослым, так и детям.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мифы Беларуси предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Образы на все времена
Изучая белорусский язык, предания, поверья и сказки белорусского народа, мы изучаем понятия и верования своих предков
П. Шпилевский, белорусский и русский этнограф, писатель, богослов
Мифология — это самый загадочный, сакральный пласт культуры каждого народа. В мифах, которые бытовали и бытуют на территории Беларуси, удивительным образом сплетаются древние языческие предания и более поздние, христианские. Ведь именно мифология делает религиозные представления более эмоциональными, образными, доносит до потомков тайные архетипы и символы, которые воспринимаются, воздействуют на нас на уровне подсознания.
Как свидетельствуют археологические находки, уже в 9–8 тысячелетиях до нашей эры, когда территорию Беларуси начали заселять южноевропейцы, существовали определенные мифологические представления (тотемизм, анимизм, фетишизм, магия). Люди поклонялись природе, вырезали из кости и дерева фигурки животных и людей, позже начали появляться и элементы орнамента, которые сохранила для нас керамика.
Самым распространенным знаком становится солярный — крут с точкой в середине.
Крестоподобные фигуры, одинарные или двойные круги, фигуры с лучами считались символами солярных божеств, заштрихованные треугольники символизировали богиню неба, землю. Полукруги с точками по периметру — зерна, орошенные небесной влагой в виде зигзагов. Эти знаки и сегодня встречаются в разных видах белорусского народного искусства.
Развитие языческой мифологии белорусов как регионального варианта восточнославянской завершилось в десятом столетии. С приходом христианства языческая мифология на территории Беларуси не исчезла, процесс замены ее христианской растянулся на столетия. Некоторые элементы дохристианских верований продолжают функционировать на бытовом уровне и сегодня. Герои древних мифов стали героями сказок, баллад, песен, литературных произведений, картин, кинофильмов.
Впервые белорусскую мифологию начали изучать еще в эпоху Возрождения, в 16 веке. Матей Стрийковский в изданной в 1582 году «Хронике Польской, Литовской, Жамойцкой и всей Руси» посвятил этому целый раздел.
Много уникальных данных было зафиксировано Я. Ласицким, М. Пашковским (16–17 века), 3. Даленгой-Ходаковским, П. Шпилевским, Яном Барщевским, Е. Романовым, М. Никифоровским, А. Богдановичем (19 век), А. Сержпутовским, М. Мелешкой, М. Никольским и многими другими исследователями.
Из письменных источников можно назвать «Слово о походе Игоревом» (12 век), «Прусскую войну» Я. Вислицкого, «Песню о зубре» Н. Гусовского и, конечно же, хроники, летописи, самой ценной из которых является Радивилловская, в которой около 600 рисунков, многие из которых иллюстрируют мифологические представления наших предков.
Белорусская мифология сохранила свою версию сотворения мира. Наши предки считали, что сначала повсюду стояла мертвая вода, посреди которой был виден одинокий камень. Именно в него Перун бросил свои стрелы, которые выбили белую, желтую и красную искры. Стоило им попасть на воду, как все вокруг замутилось, затуманилось. А когда прояснилось, вода отделилась от земли.
Землю делал Белбог, и она у него получилась красивой, гладенькой. Но Чернобог захотел ему навредить. Он начал царапать землю и горстями швырять куда попадя. Так и получились горы. А из плевков Чернобога образовались болота. Теперь Чернобог обитает под землей.
В белорусских мифах зафиксирована довольно стройная, поэтичная в своей образности картина окружающего мира.
Небесное царство наши предки называли Багонью. По их представлениям Багонь включала в себя Небо, Вырай и Птичьи Дороги.
В Багони жили небесные Боги — Белбог, Перун, Сварог, Дажбог, Стрибог со своими помощниками-ветрами (Свистуном, Ледовиком, Снеговиком, Хухучем), Ярила, Макошь, Лада, Знич, Ляля, Коляда, Щедрей, Переплут, Девоя с Любмелом, Клескун.
Кроме Этого Света, расположенного на Земле, считалось, что под землей и водой был еще Тот Свет, где правил Чернобог.
Тот Свет включал в себя Подземное, Подводное царство, Навье и подземные Вырой.
В расположенном под землей Навье хозяйничали Боги и Духи, которые несли людям болезни, убивали их, а самое главное, всегда стремились украсть душу умершего, чтобы прервать возможную вечную жизнь.
В подземные Вырой на зиму уползали гадюки, змеи, ужи.
В Подземном царстве было очень много воды, жили там и люди, маленькие и слабые, потому что никогда не видели солнца.
Под землей, как считали наши предки, существовали подземные ходы — лёхи, которые соединяли между собой озера, реки, родники.
Поверхность воды в реках и озерах многие и сейчас воспринимают как границу между Этим и Тем Светом.
В Подземном царстве жили Чернобог, Велес, Жижель, Ох, Кладник, Зюзя, Мороз и Зима.
В Подводном царстве — Хозяин рыб, Водяной (Водяник), Русалки-водяницы, Боломутень, Озерницы, Росомаха.
Этот Свет — это прежде всего своя Земля, Беларусь. Все, что за ее границей — Чужой Свет.
Первыми людьми на Беларуси, по преданию, были великолюды — волоты. Потом поселились здесь асилки. И наконец те люди, которые живут и поныне.
Во дворе и в доме жили усадебные боги и духи — Чур, деды, Хозяева дома (хаты) — Хатники, а также недобрые духи дома (злыдни).
В хозяйственных строениях жили Хлевник, Возила, Рай, Гуменник. Считалось, что есть духи, без которых, в принципе, можно было бы обойтись, но приходится терпеть. Это Ёвник, Пунник, Банник (Лазник).
В полях, на огородах тоже были свои духи — Полевик, Русалки-полевицы, Толока, Спорышка и Спорышень, Житень, Житняя баба и Полевой дедка, Железная баба, Подвей.
Ночь считалась временем Чернобога и его помощников — духов ночи Полночников, Кумельгана, Стриги, Мары, Ночниц, Каснов, Шатанов, Прах, Ератников, Черной бабы.
Знали наши предки и духов болезней — Оспу, Лихоманку (Лихорадку), Параликов, Чуму, Холеру, Моровую деву, Пошесть и Поморока.
В лесу хозяйничали Купальский дедок, Хозяин леса, Лесовики (Лесуны), Пущевик, Ягиня, Доброхочий, Гаёвый дед со своими внучками, Зазовки, Лойма, Русалки-лесовицы.
В болоте тоже хватало богов и духов — Лозовик, Кадук, болотные братья Болотник, Багник, Оржавенник, Русалки-болотницы, Хапун, Поветрики.
Наши предки верили в волколаков и силу чародеев, наделяли волшебными свойствами реки, озера, родники (криницы), деревья, травы, цветы, птиц, зверей, домашних животных, предметы быта.
Самой таинственной и чудодейственной считалась Папороть-кветка (цветок), которую и сегодня многие называют символом Беларуси.
Наши предки знали, как защитить себя от беды и как привлечь удачу. И сегодня в белорусских деревнях еще бытуют многие поверья и обряды, которые сохранились с давних времен.
Белорусская культура всегда была открытой, и в белорусских мифах, легендах, сказках очень часто появляются образы, сюжеты, хорошо известные соседним народам — русским, украинцам, литовцам, латышам, полякам. Они адаптировались, переосмыслялись, приобретали новое звучание.
В свою очередь, и образы, рощденные на белорусской земле, были восприняты и сегодня с интересом используются другими народами.
Постигая через мифы духовную культуру наших предков, мы открываем для себя целый мир таинственного и непознанного.
Разбираемся в персонажах нашей мифологии
Это собрание верований и легенд определённого народа. Белорусская мифология, к сожалению, слабо изучена из-за дефицита объективных письменных источников. Происхождение, пол и функции многих божеств и персонажей восстанавливались гипотетически, на основе скромной базы летописей и фольклора. По поводу существования некоторых персонажей среди учёных ведутся постоянные дискуссии. Поскольку как раньше, так и сейчас создаются фальсификации, не имеющие ничего общего с настоящими верованиями древних белорусов. Термин “кабинетная мифология” используется для определения научного вымысла, искусственного создания мифов. Фигурирует в письменных источниках по славянской мифологии с 16 века и получил большое распространение с 18 в.
Такой метод применялся, когда фактов было недостаточно, а романтически настроенным исследователям хотелось поднять родную мифологию до уровня классической мифологии древнего мира. Тогда языческие боги домысливались путём извлечения имён из фольклорных текстов, песенных припевов или названий праздников (например, Купала, Коляда, Кострома). Многие высшие божества, упомянутые в древних письменных источниках, такие, как, например, Сварог, Стрибог, Лада, Даждьбог, могли обладать региональным статусом, но мало существенных доказательств того, что у древних белорусов существовал их культ. А вот “низшая” мифология в народной традиции радует своей устойчивостью и значительным единством. О ней и пойдёт речь в нашей статье. Далее иллюстрации художника Валерия Петровича Славука.
Азярніцы – обитают в Чёрном озере, расположенном рядом с деревней Брусы (Мядельский район). Водоём этот глубокий, а дно у него топкое и илистое.
Апівень – существо, которое целенаправленно склоняет людей к пьянству.
Аржавень – обитает в болотах с ржавыми пятнами от железной руды на поверхности. Это толстое существо грязно-рыжего цвета, покрытое болотным налётом, с тонкими как стебли, ногами. Добычей аржавеня становятся животные, попавшие в трясину, или заблудившиеся ночные пьяницы.
Бадзюля – злое божество, которое подбивает людей к употреблению спиртных напитков и бродяжничеству. Имеет вид немолодой женщины с большой отвисшей грудью, выпученными глазами, коротким мясистым носом, толстыми отвислыми губами и спутанными в колтун волосами. Одеждой бадзюле служит грязная тряпка. Своих жертв караулит у дорог, ближе к зиме пристраивается к кому-нибудь и селится в доме. И с этого момента всё у жертвы идёт наперекосяк, дела не спорятся, всё валится из рук, стопорится. Отчаявшись, человек начинает пить, постепенно прожигая всё, что годами нажил да заработал. А бадзюле только того и нужно, чтобы жертва быстрее по миру пошла. Чтобы выжить этого вредителя из дома, нужно чисто подмести и вымыть полы в доме.
Валасень – существо небольшого роста с тёмной длинной шерстью и большими семипалыми ладонями, которое тревожит и пугает людей во сне. Мужчин валасень царапает своим длинными когтями по лицу, а женщинам лохматит волосы, хватает за грудь или наваливается на жертву всем телом. Детям щекочет пятки или гудит в уши.
Вужалкі – это дочери цара-вужа, прекрасные девушки со змеиным хвостом вместо ног. Любимое их занятие – сидеть на старом дереве и расчёсывать золотым гребнем длинные волосы. Любят вужалкі всяческие украшения – бусы, браслеты, кольца. Парню, сумевшему добиться благосклонности у змеиной дочери, она откроёт, где в лесу запрятаны сокровища. Но если обидеть вужалку, то в гневе та обрушит на голову обидчика всевозможные несчастья и погубит его вместе со всем родом.
Зюзя – персонаж, олицетворяющий мороз и зимнюю стужу. Согласно белорусским поверьям – это лысый бородатый дед небольшого роста в белом кожухе, с железным посохом в руках.
Хапун – небольшой скрюченный дед с длинной седой бородой, летает над землёй с огромным мешком и высматривает капризных и непослушных детей.
Хіхітун – на Мядельщине верят, что это существо часто находится за спиной человека, и когда с ним или с его близкими людьми может случиться что-то плохое, оно начинает радостно смеяться. Если в этот момент резко обернуться, то можно увидеть хіхітуна, который чем-то похож на обезьянку, только с небольшими рожками. Однако же если отнестись к его смеху как к предупреждению, то можно предотвратить надвигающуюся беду.
Багнік – лежит на дне торфяного болота и никогда не появляется на поверхности, о его присутствии там говорят пузырьки, поднимающиеся вверх. Не встаёт багнік и в случае, когда в топь попадает жертва, поскольку уверен, что она сама к нему придёт. По внешнему виду нечистик очень грязный и неопрятный.
Белая баба – предвестница смерти. С виду молодая женщина, одетая в белое платье, как будто свадебное. Столбом вырвавшись из земли, внезапно появляется перед тем, кому суждено умереть, и, откинув вуаль, показывает лицо мёртвой старухи.
Варгін (от литовского «varginti» – «мучить», «приносить мучения») – демонический кот, являющийся царём кошачьего царства. Огромного размера, с чёрной, как смола, блестящей шерстью, с горящими огнём глазами зверь, обладающий способностью внезапно появляться и исчезать даже при закрытых окнах и дверях. Может втереться в доверие к человеку и поселиться в доме, но ничего хорошего это не приносит. Варгін доводит хозяина до психического расстройства, заставляя его ссориться с родными и друзьями. Когда человек доходит до полного физического и морального истощения, кот вызывает в его мозгу своим урчанием рой пчёл или бабочек, после чего жертва умирает в страшных мучениях.
фото носит иллюстративный характер – автор teddy-bear-the1st
Справиться с этим сгустком зла может только сильный маг или знахарь, владеющий сокровенным словом.
Ваўкалак – человек, превращающийся в волка.
Вупыр – кровожадное чудовище, в которое после смерти превращаются люди, знавшиеся с нечистой силой. Ночью оно приходит к домам своих недругов, а иногда и друзей и близких, и, припав к их груди, высасывают из сердца горячую кровь.
Гаёвы дзед (гаюн) – дух, который живёт в роще и следит в ней за порядком.
Гаёўкі – внучки гаёвага дзеда, озорные девчушки, любящие всё живое. К ним за помощью и лечением приходят лесные звери и птицы. На зиму гаёўкі обрастают густым белоснежным мехом, открытыми остаются только лицо и коса, а по весне вновь становятся обычными девушками, ещё более красивыми.
Очень оберегает своих внучек гаёвы дзед, поэтому запрещает им покидать пределы рощи. Но когда молодёжь слушала старших? Выберутся тихонько в ближайшую деревню, где какой-нибудь праздник отмечается и подсматривают, какие наряды да украшения на деревенских девушках надеты. И если понравится что-нибудь, выследят, когда девушка одна отлучится, и снимут с неё желаемое.
В Купальскую ночь гаёўкі выходят посмотреть на костёр, через который прыгают люди, любят подурачится во ржи, а после возвращаются в лес, чтобы успеть собрать лекарственные травы и полюбоваться цветущей папараць-кветкай.
Дзяды – духи предков с бессмертной душой человека. Живут рядом с потомками и помогают им во всём. Для них устраиваются поминальные дни, в которые на стол ставят только горячую пищу, чтобы духи могли вдыхать пар пищи, приготовленной специально для них.
Дабрахожы – интересный персонаж, в котором сочетаются качества домового, дворового, лешего, полевика. В него обращаются так называемые приспанные дети, т.е. те, которых неосторожная мать случайно придавила во сне. Основная отличительная черта – может изменять свой рост и относится к человеку в соответствии с его поступками. Как правило, дабрахожага можно встретить на перекрёстке и около деревьев с омелой, в полдень или в полночь.
Ёўнік – дух, охраняющий помещение для сушки снопов (еўню).
Зазоўка – дух в виде красивой девушки с длинными густыми волосами, заменяющими ей одежду.
Купальскі дзядок – добрый дух, который в купальскую ночь ходит по лесу с лукошком и собирает в него цветы папараць-кветкі.
Лазавік (лазовы дзед) – лесной дух, живущий в лозе.
Жалезная баба (чалавек) – обычно этим персонажем пугают детей, чтобы они самовольно не лазили в огороды и не ходили в поле. Непослушных озорников эта ведьма с грудью 7 размера ловит железным крюком, кидает в железную ступу, толчёт там и съедает до последней косточки.
Касны — злые духи, действующие только стаей. Напав на человека, они присасываются к нему как пиявки и доводят до смерти. Чем больше жертва сопротивляется, тем сильнее и злее становятся касны, поскольку это их опьяняет.
Крыкса – рогатый и лохматый болотный дух, нападает на людей и ездит на них до первых петухов. Также может заманить в трясину или даже вселиться в жертву, особенно, если она преклонных лет, никогда не имела детей и никогда никого не любила.
Капялюшнік (от белорусского капялюш – шляпа) – в Витебской области верят, что это злое болотное существо-оборотень, обладающее свойствами блуждающих огоньков.
Копша – хранитель могил, для задабривания которого в гроб с покойником клали деньги.
Кастамахі – сгнившие до костей покойники, которые иногда встают из могил и пугают людей на кладбище.
Крыжацік – (крыж – крест) – дух, который обитает на кладбище. Им становится покойник, чей надмогильный крест по какой-то причине был повреждён до сорокадневных поминок. Как правило, к людям крыжацік не враждебен, исключение составляют кладбищенские вандалы и те, кто приходят к могилам в подпитии. Таких нарушителей дух может не только сбить с ног, но и столкнуть в яму, вырытую для захоронения.
Цмок – белорусский дракон, который, в отличие от европейского, добродушный и по отношению к людям справедливый. Бедняков может одарить сокровищами, а корыстных богачей лишить их состояния. Название существа указывает на его водную стихию, поскольку происходит от слова «цмактаць» – высасывать влагу, осушать.
Лізун – пугало, живущее в огороде или в колодце, которое своим длинным языком может лизнуть непослушного ребёнка до крови.
Лойма – злой дух, обитающий в лесах и болотах. Выглядит как женщина со страшным лицом и распущенными волосами, которая цепляется к мужчинам, а также крадёт детей, оставленных без присмотра, заменив их своими.
Малімон – огромная рыба, которая живёт в подземном море-океане, держит на своей спине всё Полесье и управляет разливами и засухой.
Падвей – воплощение злого духа в образе ветра-вихря. Закрутит-завертит он человека и накличет особую болезнь, от которой голова набок сворачивается, руки-ноги скрючиваются, и язык отнимается. Защититься от падвея можно посредством кукиша. Не любит этого дух, а потому промчится мимо.
Пячурнік – добрый дух из-под печки, который помогает хозяевам дома. На глаза не показывается, но любит,чтобы ему оставляли угощение. Выглядит как кот, только ходит на задних лапах. Пячурнік предчувствует беды, которые в скором времени случатся с хозяевами, и старается об этом предупредить: двигает мебель и бьёт посуду.
Прысыпуш – подменыш, сделанный из полена колдуном или русалкой, которого они кладут взамен ребёнка «приспанного» матерью. Дети же не умирают, а впоследствии становятся русалками.
Пушчавік – хозяин ограниченных участков нетронутого леса (пущи). Полностью поросший длинным мхом великан, враждебно настроенный по отношению ко всем из-за того, что люди постоянно вырубают лес. По этой причине пушчавік не щадит никого, ни стариков, ни женщин, ни детей, ни даже домашних животных. Погибнет каждый, кто нарушит его владения.
Единственная возможность спастись – это убегать, делая крутые повороты в разные стороны, поскольку пушчавік плохо видит, что происходит у него под ногами. За пределами пущи можно расслабиться, злой дух не осмеливается покидать её пределы.
Чаргавы – последний из числа похороненных, в обязанности которого входит защищать деревню от Смерти, как можно дольше отсрочивать её приход.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.