Берегись автомобиля музыка чья
Берегись автомобиля
Содержание
История создания
Юрий Деточкин и Максим Подберёзовиков
Съёмки «Берегись автомобиля» прошли в течение 1965 года, премьера состоялась в мае 1966-го; в прокате этого года фильм занял 11 место — 29 млн зрителей.
Сюжет
Скромный и застенчивый страховой агент, в прошлом шофёр, а ныне ещё и актёр самодеятельного театра Юрий Деточкин оказывается непримиримым борцом за справедливость. Правда, правоохранительным органам в лице актёра того же театра — следователя Максима Подберёзовикова, в чьём кабинете вместо традиционного портрета Дзержинского висит портрет Станиславского, этот Робин Гуд представляется опасным, хитроумным, изобретательным и неуловимым преступником…
Бывая по долгу службы в домах довольно состоятельных людей и видя, что его клиенты живут явно не по средствам, Деточкин пытается восстановить справедливость, как он её понимает: у людей, живущих на «нетрудовые доходы», он угоняет автомобили, перепродаёт их, а вырученные деньги (за удержанием накладных расходов) переводит детским домам.
У одного из клиентов, Димы Семицветова, Деточкину удаётся угнать машину лишь с третьей попытки: в первый раз срабатывает сигнализация, во второй Деточкин попадает в капкан, установленный бдительным хозяином после первой попытки угона. Деточкин гонит украденную машину в Прибалтику; по пути он знакомится с симпатичным милиционером, помогает ему завести заглохший мотоцикл. Но в ближайшем населённом пункте милиционер получает ориентировку на угонщика и пускается за Деточкиным в погоню. После каскада автомобильных трюков милицейский мотоцикл снова глохнет, и Деточкин продолжает свой путь.
Пока Юрий Иванович продаёт угнанную «Волгу», на его след выходит Максим Подберёзовиков. Следователь случайно обнаруживает, что свои отлучки Деточкин дома объясняет служебными командировками, а на работе — болезнями многочисленных родственников. Подберёзовиков вспоминает все странности в поведении Деточкина, его повышенный интерес к расследованию, и у него исчезают последние сомнения. Он потрясён лицемерием того, кого считал другом, и намеревается арестовать «предателя».
Но желая всё-таки понять, что толкнуло Юрия Ивановича на путь преступления, Максим ведёт его перед арестом в пивную. Деточкин предъявляет Максиму все имеющиеся документы: квитанции на денежные переводы и проч., — заведующий пивной, тоже жертва Деточкина, решив, что нагрянула ревизия, с перепугу подаёт визитёрам «фирменное пиво», то есть «ёрш». Захмелевший Подберёзовиков, узнав, что Деточкин ворует из благородных побуждений, принимает решение пойти на должностное преступление и отпустить Деточкина с миром под обещание больше не воровать машины даже у взяточников. Он порывается даже порвать ордер на арест, но Юрий Иванович отнимает у него документ.
В ожидании скорого ареста Деточкин рассказывает обо всём Любе; он честно пытается покончить с прошлым, выбрасывает в реку свою картотеку, но тут же ему попадается на глаза «Волга» со знакомым номером. Выловив из воды картотеку, Деточкин устанавливает, что машина принадлежит взяточнику — и благородный вор не может устоять; но на этот раз он подгоняет машину к отделению милиции, где работает Подберёзовиков. Во время поездки в этой машине по городу Деточкина из своего троллейбуса замечает Люба, которая бросается за ним в погоню (на своём троллейбусе!), чтобы предотвратить новое преступление; но не догоняет: в пылу погони на полной скорости сворачивает в переулок, где нет троллейбусных проводов… Однако в картотеку Деточкина вкралась ошибка: автомобиль принадлежит честному человеку. Подберёзовиков вынужден арестовать друга.
На премьеру самодеятельного «Гамлета» Деточкина под конвоем, но всё же привозят. Спектакль проходит с большим успехом.
В суде Максим и другие знакомые Деточкина выступают в защиту «Робин Гуда», громогласно звучит призыв тестя Семицветова: «Свободу Юрию Деточкину!». Более того, патетично обвинявший Деточкина Семицветов сам замолкает, услышав из уст государственного обвинителя, что в отношении него возбуждено уголовное дело. Какой именно срок определяет суд Деточкину, не сообщается. В финале фильма Юрий Иванович в своей манере подходит к ветровому стеклу троллейбуса Любы и говорит ей: «Я вернулся».
п е т р о в
«Берегись автомобиля (автор музыки)
• (настоящая фамилия Краузе) Иван (родился в 1920) российский певец (бас)
• Александр (1794—1867) российский шахматист, теоретик и литератор, автор первого русского учебника шахматной игры
• Александр (1794—1867) сильнейший шахматист России 1-й половины XIX в., шахматный теоретик и литератор, автор 1-го русского учебника шахматной игры
• Александр (1882—1905) матрос Черноморского флота, руководитель восстания на учебном судне «Прут» в 1905, большевик
• Александр (1895—1964) российский химик-органик
• Александр (родился в 1934) российский экономист
• Андрей (1930-2006) российский композитор, балеты «Берег надежды», «Сотворение мира», музыка фильмы «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Жестокий романс»
• Валери (родился в1920) болгарский поэт, драматург
• Василий (1875—1937) российский певец (бас)
• Владимир (1896—1966) российский кинорежиссер, фильмы: «Гроза», «Петр I», «Кутузов», «Сталинградская битва», «Поединок», «Русский лес»
• Владимир (родился в 1947) российский хоккеист, чемпион Олимпийских игр (1972, 1976), неоднократный чемпион мира, Европы
• Георгий (1899—1977) российский электротехник
• Ивайло (родился в 1923) болгарский писатель, повесть «Нонкина любовь», романы «Мертвая зыбь», «Облава на волков»
• Илия (1903—75) болгарский живописец
• Маршал Советского Союза (1983), Герой Советского Союза (1982)
• Михаил (1905—55) удмуртский писатель, повесть «Перед рассветом», роман «Старый Мултан»
• Николай (1876—1964) российский хирург
• генерал армии (1944), Герой Советского Союза (1945)
• легендарный хоккеист, игрок ЦСКА и сборной СССР
• псевдоним советского писателя Е. П. Катаева
• русский шахматист, автор задачи «бегство Наполеона из Москвы»
• собрат по перу Ильи Ильфа
• «Шумахер» России, российский гонщик Формулы 1
• персонаж поэмы К. Симонова «Сын артиллериста»
• персонаж романа А. Фадеева «Молодая гвардия»
• российский пилот «Формулы-1»
• этот писатель стал прототипом Павлика Бачея в трилогии своего старшего брата «Волны Черного моря»
• русский хирург, главный хирург Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны, автор трактата «Свободная пересадка кожи при больших дефектах»
• русский хирург XIX-XX вв., основоположник российской онкологии
• русский иммунолог XX в., автор учебника «Иммунология»
• русский врач XIX-XX вв., начальник Глав-науки в 1923-27 гг., руководитель издательства «Советская энциклопедия» с 1927 г
• генерал, командующий Приморской армией при обороне Одессы и Севастополя, 2-м Белорусским и 4-м Украинским фронтами в Великую Отечественную войну 1941-45 гг
• герой Евгения Киндинова в фильме «Срочный вызов»
• российский физик, открывший электрическую дугу
• А. П. (1930-2006) российский эстрадный композитор
• персонаж романа российского писателя В. Иванова «Бронепоезд 14-69»
• персонаж повести К. Симонова «Сын артиллериста»
• «я шагаю по Москве» (композитор)
• композитор «Служебного романа»
• Сергей Владимирович (1911–1988) — поэт, переводчик
• русский советский писатель, автор романа «Половодье» и книги «Ветошь», оставшейся в рукописи
• один из авторов 12 стульев
• автор музыки к «Берегись автомоб»
• русская фамилия в честь апостола
• фамилия арапа Петра Великого, до того, как он взял фамилию Ганнибал
• «служебный роман» (автор музыки)
• «берегись автомобиля (автор музыки)
• один из авторов «Двенадцати стульев»
• автор музыки к фильму «Берегись автомобиля»
• друг Пети Васечкина
• Русский советский писатель, соавтор романа «12 стульев»
• Советский композитор, балет «Мастер и Маргарита»
• Псевдоним советского писателя Е.П.Катаева
• Российский физик, открыл электрическую дугу (1761-1834)
• Российский хирург (1876-1964)
• Российский химик-органик (1895-1964)
• Российский шахматист, автор первого русского учебника шахматной игры (1794-1867)
• Украинский физик-теоретик (1910-1972)
• Российский композитор, автор музыки к фильмам (1930-2006, балет »Берег надежды», опера »Пётр Первый»)
• Русский писатель-сатирик, настоящая фамилия Катаев (1902-1942)
• Удмуртский писатель (1905-1955, »Старый Мултан»)
• Болгарский живописец (1903-1975)
• Болгарский писатель (»Мёртвая зыбь», »Облава на волков»)
• Советский спортсмен (стендовая стрельба), чемпион Олимпийских игр (1968)
• Российский хоккеист, чемпион Олимпийских игр (1972, 1976)
• Российский штангист, чемпион Олимпийских игр (1996)
• «Служебный роман» (автор музыки)
• «Я шагаю по Москве» (композитор)
• «Шумахер» России, российский гонщик Формулы 1
• Андрей (1930-2006) российский композитор, балеты «Берег надежды», «Сотворение мира», музыка фильмы «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Жестокий романс»
• Владимир (1896—1966) российский кинорежиссер, фильмы: «Гроза», «Петр I», «Кутузов», «Сталинградская битва», «Поединок», «Русский лес»
• Ивайло (родился в 1923) болгарский писатель, повесть «Нонкина любовь», романы «Мертвая зыбь», «Облава на волков»
• Михаил (1905—55) удмуртский писатель, повесть «Перед рассветом», роман «Старый Мултан»
• автор музыки к «Берегись автомоб»
• автор музыки к фильму «Берегись автомобиля»
• герой Евгения Киндинова в фильме «Срочный вызов»
• композитор «Служебного романа»
• один из авторов «Двенадцати стульев»
• персонаж романа российского писателя В. Иванова «Бронепоезд 14-69»
• русский врач XIX-XX вв., начальник Глав-науки в 1923-27 гг., руководитель издательства «Советская энциклопедия» с 1927 г
• русский иммунолог XX в., автор учебника «Иммунология»
• русский советский писатель, автор романа «Половодье» и книги «Ветошь», оставшейся в рукописи
• русский хирург, главный хирург Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны, автор трактата «Свободная пересадка кожи при больших дефектах»
• русский шахматист, автор задачи «бегство Наполеона из Москвы»
• этот писатель стал прототипом Павлика Бачея в трилогии своего старшего брата «Волны Черного моря»
«Берегись автомобиля»: как Эльдар Рязанов «спрятал» запретный жанр в знаменитой комедии
Кто из нас не видел популярнейший хит Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля»? Кто из нас не знает Юрия Деточкина и не помнит расхожих цитат из знаменитой советской комедии? Казалось бы, о ней давно сказано все что можно. Тем не менее по случаю повторного проката картины хотелось бы поделиться несколькими размышлениями, которые редко фигурируют или вовсе не встречаются в разговорах о фильме.
Тезис первый. «Берегись автомобиля» – одна из редких советских комедий, открыто заигрывающих (пусть иронично и эпизодически) не просто с жанром детектива, но с американским нуаром и даже поларом – нуаром по-французски. Очевидно, многим отечественным режиссерам было тесно в рамках стандартной жанровой галереи советского кино. Например, не секрет, что Леонида Гайдая тяготили эксцентрические комедии, за которые его так горячо любили зрители, и глубоко внутри тянуло в сторону экзистенциальных драм в стиле Микеланджело Антониони. Эльдар Рязанов вряд ли был исключением. Снять полноценный нуар с циничными героями и пессимистичным финалом даже в относительно травоядные 1960-е в СССР было делом почти невозможным, а вот немного поиграть в запретный жанр в рамках другого – разрешенного и куда более легкого – почему бы и нет?
Одним из классиков полара был кумир Квентина Тарантино Жан-Пьер Мельвиль, чьи культовые криминальные драмы с Жан-Полем Бельмондо, Аленом Делоном и другими звездами французского кино пришлись как раз на 60-е годы XX века. Фирменные мужские шляпы, тренчкоты с поднятыми воротниками, мрачное ощущение тревоги, разлитое по кадру – Мельвиль мастерски романтизировал своих не вполне законопослушных героев с помощью ряда проверенных атрибутов. Просто сравните кадры из «Берегись автомобиля» и «Стукача», вышедшего четырьмя годами ранее.
Тезис второй. Семья в картине Рязанова не представляет для главных героев подлинной ценности, а женщины в сюжете выполняют сугубо служебные функции. В этом смысле «Берегись автомобиля» – фильм принципиально и прежде всего мужской: для его мира крайне важны понятия «друг» и «брат», чего совсем не скажешь о словах «дорогая» или «любимая». Деточкин вечно пропадает в своих «командировках» и подолгу оставляет несчастную Любу. Та для него не столько невеста, сколько вторая мать, которая всегда дождется и простит непутевого сына. Про личную жизнь Максима Подберезовикова мы вовсе ничего не знаем и ни разу не видим его в обществе возлюбленной, а неровно дышащая к харизматичному шефу криминалистка Таня восторгается им сколь навязчиво, столь и безуспешно: он ее попросту не замечает. В то же время единственный акцентированно семейный человек фильма Дима Семицветов на поверку оказывается скользким жуликом, а его не менее одиозная супруга – алчной подельницей спекулянта.
Тезис третий. Юрий Деточкин, соединивший в себе черты Дон Кихота, князя Мышкина и чаплинского Бродяжки, помимо этого является робким прообразом жестких народных мстителей последующего отечественного кино и, прежде всего, Данилы Багрова из фильмов «Брат» и «Брат 2». Связь, которая на первый взгляд кажется сомнительной, на самом деле имеет право на жизнь. Судите сами: отягощенный травматическим опытом прошлого, не вполне нормальный по общепринятым меркам, принципиально одинокий, неравнодушный к прекрасному, тянущийся к женщинам, но не способный подарить им счастье, бескорыстный борец за справедливость, помогающий слабым и вершащий правосудие по собственному усмотрению на фоне бездействия закона – все эти характеристики прекрасно подходят обоим героям.
Конечно, угонять машины жуликов и убивать бандитов совсем не одно и то же, да и деньги в детские дома Данила Багров вряд ли перечислял, но и сравнивать всерьез 1960-е и 1990-е, мягко говоря, некорректно. У каждого времени свои нравы и герои, а у героев – свои методы. Гораздо важнее, что у персонажей Рязанова и Балабанова есть общий глубинный прототип – Робин Гуд, переложенный режиссерами с разной степенью жесткости на советский и русский лад соответственно. В России, о каких бы временах ни шла речь, всегда был дефицит справедливости и народный запрос на нее, а потому такие герои здесь в неизменном почете.
Согласны вы с изложенными выше утверждениями или нет, «Берегись автомобиля» – достойнейший повод для похода в кино. В конце концов, где, как не на большом экране, насладиться навсегда ушедшей в прошлое Москвой 60-х, неповторимой атмосферой «оттепели» и блестящими советскими артистами, задействованными даже в самых скромных эпизодических ролях.
Капканы жизни: «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова
8 июля в повторный прокат выходит фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Даниил Ляхович размышляет о связи картины с идеей «общества спектакля» и приходит к выводу, что честный советский человек может выжить среди жуликов, лишь став пародией на них.
Ведь в беге собственном оно не виновато
В 60-е годы французский философ Ги Дебор формулирует концепцию «общества спектакля». Согласно ей, главная ценность современного социума — демонстративность, умение произвести впечатление. Все люди в таком обществе становятся актерами коллективного театра, а покупка товаров по степени важности сопоставима с религиозным культом.
Эльдар Рязанов вряд ли мог знать об этих идеях, работая над фильмом «Берегись автомобиля». Но чуткий режиссер тем и прекрасен, что через конкретные образы выражает дух времени. К 1966 году — закату оттепели — у многих возникло горькое разочарование в идеалах эпохи. Наступил момент, когда «уметь жить», то есть быть сытым и довольным, стало важнее, чем «уметь чувствовать», то есть быть честным и открытым миру. Именно этот перелом фиксирует Рязанов в своей картине.
Режиссер с первых кадров фильма задает ироничную дистанцию, используя образ рассказчика (Юрий Яковлев). Рязанов говорил, что снимал «Берегись автомобиля» как современную сказку, но мир этой сказки — нарочитый и искаженный. «Жуликоватое время» из стихотворения Мандельштама — точнейшая характеристика 60-х в версии Рязанова. «Берегись автомобиля» расправляется с двойными стандартами эпохи и привычкой советского человека исполнять заранее известные роли. В том числе роли борцов за справедливость, какую играет главный герой Юрий Деточкин (Иннокентий Смоктуновский).
Как и в предыдущей рязановской картине «Дайте жалобную книгу» (1965), здесь есть жулики — преимущественно работники торговли. Эта сфера — эмблема советского лицемерия. В ней существует открытое разделение на «своих» и «чужих», привилегированных и простых. Первым, как героине Галины Волчек, доступны немецкие магнитофоны и итальянские очки; вторым, лишенным «волосатых лап», остается довольствоваться отечественной продукцией.
Ну а вершина этого советского товарного рая — конечно, машина. Как замечает рассказчик, «каждый, у кого нет машины, мечтает ее купить, а каждый, у кого есть машина, мечтает ее продать». Если мечта обладать сравнительно безопасна, то само обладание счастья не приносит. Лишь кратковременное удовлетворение. Все по Ги Дебору.
Автомобиль — воплощенная потребительская мечта 60-х — становится источником бед для большинства персонажей. У бывшего интеллигента Димы Семицветова (Андрей Миронов), променявшего высшее образование на более выгодные занятия спекуляцией, Деточкин трижды Число «три» в этом сюжете подтверждает идею о сказочной природе автомобиля: для Деточкина машина Семицветова — заколдованный объект. Угнав машину и продав ее пастору, герой символически снимает проклятие, очищает воровство Семицветова. пытается угнать машину, да и для самого хозяина заботиться о личном транспорте — дело не из легких. Герою Миронова приходится то доставать японский замок, то хлопотать насчет гаража, то не спать ночами из-за страха, что украдут В этой связи вспоминается «Песня автозавистника» Высоцкого, где герой, желающий купить машину, говорит о себе так: «Недосыпал, недоедал, пил только чай». То есть приобретение автомобиля для советского человека сопряжено с самоограничением. Можно сказать, что на символическом уровне автомобиль для советского человека — это аналог шинели Акакия Акакиевича.. В общем, изобретательный квест по извилистым потребительским тропам в поисках воображаемой радости.
Для Деточкина машина — в прямом и переносном смысле слова — капкан. Он, словно «волк в овечьей шкуре», попадает в ловушку, установленную Семицветовым для защиты от грабителей. По его следу идет сыщик Подберезовиков (Олег Ефремов). Наконец, Гамлет, которого герой Смоктуновского Это удвоение иронии, ведь незадолго до съемок у Рязанова Смоктуновский играл Гамлета в фильме Козинцева. играет в спектакле народного театра, углубляет эту метафору, ведь в одном из центральных эпизодов трагедии Шекспира Гамлет ставит пьесу «Ловушка», чтобы вывести на чистую воду братоубийцу Клавдия.
Теперь кажется, что рязановский шедевр — пародия на детективный сюжет шекспировской трагедии, только снятый в антураже Москвы 60-х. Но там, где у Шекспира трагедия ума, у Рязанова — трагикомедия нравов, в которой одно воровство порождает другое, а ложь и бессилие советской системы отравляют поведение честных людей вроде Деточкина, вынужденного лгать близким о своих «командировках».
Наконец, герой Смоктуновского — не просто честный человек, а образ-миф, персонаж легенды (достоверных сведений о человеке, угонявшем машины у жуликов, авторы сценария не нашли). Он — заложник расхожих литературных героев — ролевых моделей. Его «настоящая еврейская» мама готовит луковый суп по рецепту Дюма, на месте преступления герой забывает томик Шекспира, а его поведение — причудливая смесь Чацкого (это предыдущая роль Деточкина в народном театре), Мышкина и Дон Кихота. На личность Деточкина наслаивается книжная мифология, а роль народного мстителя смыкается с театральным амплуа правдоискателя, будто он спустился с высот мировой драматургии в воровато-жадноватый мир советских обывателей.
В театральной логике живет и следователь Подберезовиков, играющий в спектакле Лаэрта: в его кабинете висит портрет Станиславского, преступников он ищет, используя учение режиссера о сверхзадаче. И спектакль в фильме присутствует не только буквально. Преступление и наказание Деточкина и его «жертв» оказывается постановкой с заранее определенными ролями. Кажется, что весь мир фильма — это народный шекспировский театр, а люди в нем — пародии на обмельчавшие к концу оттепели идеалы революции.
Если в публичном, «театральном» пространстве герои намертво держатся своих социальных амплуа, то в личных отношениях все иначе. Умный и холодный Подберезовиков становится добросердечным другом Деточкина, снимает свою социальную маску, когда тот признается в преступлениях. Явка с повинной Деточкина происходит в подвальной пивной: чтобы сорвать маски, приходится принять на грудь. Это во всех смыслах горькая формула русской культуры от Эльдара Рязанова.
Искренность заглядывает и в сердце Семицветова, который в частном пространстве — на даче — переживает из-за невозможности «жить свободно» из-за социума, принуждающего человека к лицемерию. Но, когда он попадает в публичное и регламентированное пространство — в зал суда, то вдруг начинает говорить высокими словами о святой Конституции. В действительности свята для него лишь триада машина — квартира — дача, но, чтобы выжить в системе, нужно точно знать границы приватного и публичного.
Кажется, что Деточкину эти рамки неведомы, хотя на самом деле он ведет себя так же, как и проходимцы-спекулянты, становясь вором. Комизм заключается в том, что именно Деточкин доводит эту тотальность лжи до абсурда: утром он скромный страховой агент, а ночью — народный мститель, творец справедливости. «Маленький человек» 60-х, вырастающий едва ли не в князя Мышкина, «положительно прекрасного человека».
Несмотря на встроенность в «общество спектакля», Деточкин парадоксальным образом остается цельной личностью. О цельной натуре Деточкина-Смокнутовского говорил Рязанов, объясняя выбор актера на главную роль. Прочие персонажи — заложники предписанных коллективом ролей. «Не отделяйтесь от коллектива», — призывает Семицветов гостей на вечеринке, напоминая о принудительном коллективизме как советской версии общества спектакля. Но роль Деточкина порождена им изнутри и полностью соответствует его природе, органике.
В конце концов главный герой ошибается сам, ограбив честного человека. Идеала нет, но в этом несовершенстве заключена прелесть жизни. Поэтому «Берегись автомобиля» — смешной, страшный и горький фильм о том, что каждый обязан играть по правилам спекаткля. Даже если ты — Гамлет, Деточкин и Смоктуновский в одном лице.
п е т р о в
• (настоящая фамилия Краузе) Иван (родился в 1920) российский певец (бас)
• Александр (1794—1867) российский шахматист, теоретик и литератор, автор первого русского учебника шахматной игры
• Александр (1794—1867) сильнейший шахматист России 1-й половины XIX в., шахматный теоретик и литератор, автор 1-го русского учебника шахматной игры
• Александр (1882—1905) матрос Черноморского флота, руководитель восстания на учебном судне «Прут» в 1905, большевик
• Александр (1895—1964) российский химик-органик
• Александр (родился в 1934) российский экономист
• Андрей (1930-2006) российский композитор, балеты «Берег надежды», «Сотворение мира», музыка фильмы «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Жестокий романс»
• Валери (родился в1920) болгарский поэт, драматург
• Василий (1875—1937) российский певец (бас)
• Владимир (1896—1966) российский кинорежиссер, фильмы: «Гроза», «Петр I», «Кутузов», «Сталинградская битва», «Поединок», «Русский лес»
• Владимир (родился в 1947) российский хоккеист, чемпион Олимпийских игр (1972, 1976), неоднократный чемпион мира, Европы
• Георгий (1899—1977) российский электротехник
• Ивайло (родился в 1923) болгарский писатель, повесть «Нонкина любовь», романы «Мертвая зыбь», «Облава на волков»
• Илия (1903—75) болгарский живописец
• Маршал Советского Союза (1983), Герой Советского Союза (1982)
• Михаил (1905—55) удмуртский писатель, повесть «Перед рассветом», роман «Старый Мултан»
• Николай (1876—1964) российский хирург
• генерал армии (1944), Герой Советского Союза (1945)
• легендарный хоккеист, игрок ЦСКА и сборной СССР
• псевдоним советского писателя Е. П. Катаева
• русский шахматист, автор задачи «бегство Наполеона из Москвы»
• собрат по перу Ильи Ильфа
• «Шумахер» России, российский гонщик Формулы 1
• персонаж поэмы К. Симонова «Сын артиллериста»
• персонаж романа А. Фадеева «Молодая гвардия»
• российский пилот «Формулы-1»
• этот писатель стал прототипом Павлика Бачея в трилогии своего старшего брата «Волны Черного моря»
• русский хирург, главный хирург Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны, автор трактата «Свободная пересадка кожи при больших дефектах»
• русский хирург XIX-XX вв., основоположник российской онкологии
• русский иммунолог XX в., автор учебника «Иммунология»
• русский врач XIX-XX вв., начальник Глав-науки в 1923-27 гг., руководитель издательства «Советская энциклопедия» с 1927 г
• генерал, командующий Приморской армией при обороне Одессы и Севастополя, 2-м Белорусским и 4-м Украинским фронтами в Великую Отечественную войну 1941-45 гг
• герой Евгения Киндинова в фильме «Срочный вызов»
• российский физик, открывший электрическую дугу
• А. П. (1930-2006) российский эстрадный композитор
• персонаж романа российского писателя В. Иванова «Бронепоезд 14-69»
• персонаж повести К. Симонова «Сын артиллериста»
• «я шагаю по Москве» (композитор)
• композитор «Служебного романа»
• Сергей Владимирович (1911–1988) — поэт, переводчик
• русский советский писатель, автор романа «Половодье» и книги «Ветошь», оставшейся в рукописи
• один из авторов 12 стульев
• автор музыки к «Берегись автомоб»
• русская фамилия в честь апостола
• фамилия арапа Петра Великого, до того, как он взял фамилию Ганнибал
• «служебный роман» (автор музыки)
• «берегись автомобиля (автор музыки)
• один из авторов «Двенадцати стульев»
• автор музыки к фильму «Берегись автомобиля»
• друг Пети Васечкина
• Русский советский писатель, соавтор романа «12 стульев»
• Советский композитор, балет «Мастер и Маргарита»
• Псевдоним советского писателя Е.П.Катаева
• Российский физик, открыл электрическую дугу (1761-1834)
• Российский хирург (1876-1964)
• Российский химик-органик (1895-1964)
• Российский шахматист, автор первого русского учебника шахматной игры (1794-1867)
• Украинский физик-теоретик (1910-1972)
• Российский композитор, автор музыки к фильмам (1930-2006, балет »Берег надежды», опера »Пётр Первый»)
• Русский писатель-сатирик, настоящая фамилия Катаев (1902-1942)
• Удмуртский писатель (1905-1955, »Старый Мултан»)
• Болгарский живописец (1903-1975)
• Болгарский писатель (»Мёртвая зыбь», »Облава на волков»)
• Советский спортсмен (стендовая стрельба), чемпион Олимпийских игр (1968)
• Российский хоккеист, чемпион Олимпийских игр (1972, 1976)
• Российский штангист, чемпион Олимпийских игр (1996)
• «Берегись автомобиля (автор музыки)
• «Служебный роман» (автор музыки)
• «Я шагаю по Москве» (композитор)
• «Шумахер» России, российский гонщик Формулы 1
• Андрей (1930-2006) российский композитор, балеты «Берег надежды», «Сотворение мира», музыка фильмы «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Жестокий романс»
• Владимир (1896—1966) российский кинорежиссер, фильмы: «Гроза», «Петр I», «Кутузов», «Сталинградская битва», «Поединок», «Русский лес»
• Ивайло (родился в 1923) болгарский писатель, повесть «Нонкина любовь», романы «Мертвая зыбь», «Облава на волков»
• Михаил (1905—55) удмуртский писатель, повесть «Перед рассветом», роман «Старый Мултан»
• автор музыки к «Берегись автомоб»
• автор музыки к фильму «Берегись автомобиля»
• герой Евгения Киндинова в фильме «Срочный вызов»
• композитор «Служебного романа»
• один из авторов «Двенадцати стульев»
• персонаж романа российского писателя В. Иванова «Бронепоезд 14-69»
• русский врач XIX-XX вв., начальник Глав-науки в 1923-27 гг., руководитель издательства «Советская энциклопедия» с 1927 г
• русский иммунолог XX в., автор учебника «Иммунология»
• русский советский писатель, автор романа «Половодье» и книги «Ветошь», оставшейся в рукописи
• русский хирург, главный хирург Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны, автор трактата «Свободная пересадка кожи при больших дефектах»
• русский шахматист, автор задачи «бегство Наполеона из Москвы»
• этот писатель стал прототипом Павлика Бачея в трилогии своего старшего брата «Волны Черного моря»