ii ватиканский собор и его основные решения

Второй Ватиканский Собор: старые догматические определения и реформа литургии

Папа Римский Иоанн XXIII во время своего пребывания на посту апостольского нунция в Турции в 1935 году стал членом Ордена Розы и Креста.

Он получил в этой тайной организации мистическое имя Иоанн. Об этом итальянский писатель Пир Капри написал книгу «Пророчества Папы Иоанна XXIII».

Иоанниты, главой которых стал Иоанн XXIII, добились созыва и проведения Второго Ватиканского собора, изменившего направление развития католицизма и произведший революцию в литургике и богословии Римской церкви Римской католической церкви.

Второй Ватиканский Собор должен был сделать Римско-католическую Церковь открытой миру

Второй Ватиканский собор — это XXI Вселенский Собор Католической церкви, открытый в 1962 году по инициативе папы Иоанна XXIII. Продолжался он 3 года и закрылся уже при папе Павле VI.

На нём были принят ряд важных документов, относящихся к церковной жизни — 4 конституции, 9 декретов и 3 декларации. В Соборе принимали участие 3058 человек — епископов и генеральных настоятелей монашеских орденов и конгрегаций.

Присутствовали также миряне, наблюдатели других конфессий, дипломатический корпус.

ii ватиканский собор и его основные решения Второй Ватиканский собор. 1962 — 1965 год. Второй Ватиканский Собор был созван для обновления Католической Церкви. Фото: upload.wikimedia.org

На открытии Собора 11 октября 1962 года папа Иоанн XXIII заявил, что его целью является обновление Римскокатолической Церкви и её разумная реорганизация. Это необходимо для того, чтобы она могла продемонстрировать своё понимание развития мира и подключилась к этому процессу.

Кроме того, Папа высказал пожелание, чтобы результатом этого Собора стала открытая миру Церковь. Задачей Собора было проведение давно назревших реформ в церковной жизни.

Второй Ватиканский Собор должен был продолжить незавершенный Первый Ватиканский Собор

Через 3 месяца после своего избрания на папский престол, 5 января 1959 года, папа Иоанн XXIII, объявил о своем намерении созвать Вселенский Собор. Для этого 17 мая того же года была образована предподготовительная комиссия, председателем которой стал госсекретарь Ватикана кардинал Доменико Тардини.

При этом созыва очередного римо-католического Вселенского Собора выдвигались на высшем уровне с первой четверти XX века. 23 декабря1922 года папа Пий XI обнародовал энциклику «Ubi arcano», где изложил программу своего понтификата.

В ней он впервые публично высказал пожелание о возможном возобновлении работы незавершенного I Ватиканского Собора, прерванного в 1870 году.

ii ватиканский собор и его основные решения Его Святейшество Папа Римский Пий XI. Пий XI первый высказал идею о созыве Второго Ватиканского Собора. Фото: upload.wikimedia.org

Папа поручил систематизировать архивы Первого Ватиканского Собора, а также начать исследования его материалов, при этом в их состав были включены и те документы, которые Первый Ватиканский Собор не стал обсуждать.

Их издали позже папах Пие IX и Льве ХIII в пяти томах в сборнике «Acta Congregationum generalium».

29 июня 1959 года папа Иоанн XXIII выпустил энциклику «Ad Petri Cathedram», в которой кратко обозначил цели грядущего собора: «развитие католической веры, обновление (aggiornamento) христианской жизни, приспособление церковной дисциплины к нуждам и обычаям нашего времени».

Известие о намерениях Иоанн XXIII было полной неожиданностью для многих, даже официальная ватиканская пресса вначале умолчала о них: в официальной газете «L’Osservatore Romano» информация о планируемом Соборе впервые появилась 1 февраля.

4 марта 1848 года папа распорядился создать подготовительную комиссию, которая занялась бы подготовкой документов для будущего обсуждения.

К 30 мая 1960 года в комиссию поступило более 3 тысяч ответов и предложений. 5 июня 1960 года в motu proprio «Superno Dei nutu» предподготовительная комиссия была преобразована в Центральную подготовительную комиссию.

Возглавлял её работу сам понтифик или его легат — декан Коллегии кардиналов Эжен Тиссеран. 25 декабря 1961 была издана булла «Humanae Salutis». В ней обосновывалась необходимость созыва Собора и у устанавливалась дата начала его работы.

ii ватиканский собор и его основные решения Его Святейшество папа римский Святой Иоанн XXIII. Папа Святой Иоанн XXIII — это непосредственный инициатор созыва Второго Ватиканского Собора. Фото: upload.wikimedia.org

20 июня 1962 года завершилась работа Центральной комиссии, подготовившей 73 проекта документов.

Однако большинство их ещё не были до конца проработаны и оставлены для доработки самим собором. 6 августа 1962 года в motu proprio «Appropinquante Concilio» был опубликован Устав собора, определяющий правила проведения собраний, порядок голосования, степень участия наблюдателей и т. д.

Представители 28 христианских Церквей и деноминаций были приглашены для участия в качестве наблюдателей. Языком Второго Ватиканского Собора была избранна «латынь» — язык, на котором говорит «Церковь Христова».

Второй Ватиканский Собор проходил в течение 3-х лет

11 октября 1962 года состоялось торжественное открытие Второго Ватиканского собора. На нем присутствовало 2540 участников.

Кроме того, на церемонию открытия прибыли наблюдатели от других христианских церквей: представители Русской Православной Церкви, старокатолики, англикане и т.д. Работа первой сессии продолжалась до 8 декабря.

Были обсуждены проекты документов о Церкви, об источниках Откровения, о средствах массовой коммуникации и ряд других.

Ни один документ не был принят, но было сформулировано большое количество поправок и предложений, направленных в соборные комиссии, которые должны были продолжить работу в период между сессиями.

ii ватиканский собор и его основные решения Сессия Второго Ватиканского Собора. Всего за время работы Собора состоялось четыре сессии. Фото: upload.wikimedia.org

3 июня 1963 года умер организатор и вдохновитель Собора папа Иоанн XXIII. Вместо его был избран новый папа Павел VI и Вторую сессию Собора, которая проходила с 29 сентября по 4 декабря 1963 года, открывал уже он.

На ней шли горячие споры по проектам документов о Церкви в современном мире, об экуменизме (взаимодействии с нехристианскими религиями и некатолическими церквами) и религиозной свободе.

Документы по этим темам приняты на сессии не были. Первыми документами, одобренными собором стали конституция о литургии Sacrosanctum Concilium и декрет об отношениях со СМИ Inter Mirifica.

Третья Сессия Собора длилась с 14 сентября по 21 ноября 1964 года. На ней было принято 19 сентября большое количество документов и, в том числе, важнейший документ — Догматическая конституция о Церкви (Lumen gentium).

Она стала продуктом компромисса между прогрессистским и интегристским течениями в Римскокатолической Церкви. Кроме конституции третья сессия также приняла два декрета — Unitatis redintegratio (о католическом экуменизме) и Orientalium Ecclesiarum (о Восточных церквях).

ii ватиканский собор и его основные решения Фотография Павла VI, фотограф Лотар Воллех. Папа Павел VI продолжил вести Второй Ватиканский Собор и завершил его после смерти Святой Иоанн XXIII. Фото: upload.wikimedia.org

Заключительная сессия Собора началась 14 сентября и длилась по 8 декабря 1965 года. На ней были приняты все прочие документы Собора.

Наибольшие разногласия вызвала декларация Dignitatis humanae о религиозной свободе.

А также за расплывчатость понятия «свобода исповедания религии»; а также конституция о Церкви в современном мире Gaudium et spes.

Из-за разногласий между интегристами и прогрессистами она была оформлена в виде пастырской, а не догматической конституции только после открытого требования папы сделать.

Это означает её декларативный, а не вероучительный характер. Ещё одним важным документом, принятым на заключительной сессии стала конституция о Божественном откровении Dei Verbum.

Результатом Второго Ватиканского Собора стало принятие большого количества документов

8 декабря на площади перед базиликой святого Петра состоялась церемония закрытия Собора, на которой присутствовали около 2 тысяч римо-католических епископов, представители почти 100 государств и примерно 200 тысяч человек.

ii ватиканский собор и его основные решения Участники покидают Собор Святого Петра. Поле окончания четвертой сессии Второй Вактиканский Собор прекратил свою работу. Фото: upload.wikimedia.org

На Втором Ватиканском соборе принято 16 документов (4 конституции, 9 декретов и 3 декларации):

Для реализации соборных постановлений 3 января 1966 года папа motu proprio «Finis Concilio» создал постсоборные комиссии по епископам и управлению диоцезами, по монашеству, по миссиям, по христианскому образованию.

Также по мирянам и центральную постсоборную комиссию по истолкованию соборных декретов, занимающуюся координацией работы всех постсоборных комиссий.

Решения Второго Ватиканского Собора имели важные богословские последствия для Римскокатолической Церкви

Еще в период подготовки Собора выявились значительные расхождения его участников во взглядах на основные проблемы церковной жизни Римскокатолической Церкви.

Так консерваторы стремились максимально сохранить традиционные элементы богословия и литургии. Их назвали «интегристы» от латинского integrum — целостный.

Сторонников серьёзных обновлений в Церкви стали называть прогрессисты («аджорнаменто»), их возглавил сам папа Иоанном XXIII.

ii ватиканский собор и его основные решения «Непорочное зачатие», Питера Пауля Рубенса в Прадо. Второй Ватиканский Собор подтвердил догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Фото: upload.wikimedia.org

Несмотря на то, что на основные решения Второго Ватиканского собора были инициированы прогрессистами, некоторые документы, принятые на нем, представляют плод компромисса двух партий.

В результате 2 Ватиканский Собор и его решения подтвердил как все общехристианские догматы, так и специфичные для католичества (безошибочное учительство папы ex cathedra, непорочное зачатие Девы Марии, взятие Девы Марии в Небесную Славу душой и телом).

Необходимо отметить, что при этом Собор избежал новых догматических вероопределений.

Революционные изменения произошли в области литургии, отношения к служению Церкви в современном мире и отношения к другим конфессиям и религиям. Экклезиологическое богословие собора выразилось в пастырской конституции о Церкви Lumen Gentium.

Согласно ей, что Церковь Христова может быть только одна и она пребывает в Католической церкви». Кроме того, участники Собора активно спорили о мариологии.

Основные вопросы споров касались учения о посредничестве Девы Марии в деле искупления и об Успении.

Многие даже ждали от Собора нового мариологического догмата. Однако в итоге тема посредничества вообще была снята с повестки дня.

ii ватиканский собор и его основные решения Божественная литургия у католиков. На Втором Ватиканском Соборе была проведена реформа католической литургии. Фото: summorum-pontificum.ru

Одним из самых дискуссионных богословских вопросов Собора был вопрос о религиозной свободе, после долгих дискуссий сформулированный в декларации Dignitatis Humanae.

Также было сформировано Социальное учение Римскокатолической Церкви.

Согласно ему, католический экуменизм не предполагает упразднения межконфессиональных различий благодаря приведению догматов всех церквей к единому компромиссному варианту.

Такое его трактование взывало ожесточенные споры, так как католическая догматика предполагает, что вся полнота истины пребывает в Католической церкви.

Русская Православная Церковь считает Второй Ватиканский Собор внутренним делом Римскокатолической Церкви

Наибольшие изменения коснулись литургии в Римскокатолической Церкви. Они нашли свое отражение в:

Видео: Второй Ватиканский собор, из серии «история Христианской Церкви». На 7 минуте автор рассказывает о том, какие изменения произошли в католической литургии после Второго Ватиканского Собора.

Собор разрешил для мирян в римском обряде причащение под двумя видами по усмотрению епископов. В некоторых случаях было допущено общение в таинствах с Православными и древневосточными инославными.

По постановлению Собора был пересмотрен чин мессы. После II Ватиканского собора в некоторых случаях было разрешено использование местного языка в богослужениях наряду с латынью. Решение об этом принимает сам Папа Римский.

Необходимо отметить, что Русская Православная Церковь считает Второй Ватиканский Собор внутренним делом Римскокатолической Церкви.

Источник

Второй Ватиканский собор

ii ватиканский собор и его основные решения

1962-1965 – католический собор, в результате которого католицизм официально перешел на модернистские и экуменические позиции. Подготовлен модернистской оппозицией внутри католицизма в кон. 50-х гг. XX в. Созван по инициативе “красного папы” Иоанна XXIII 11 октября 1962 г. Завершился при папе Павле VI 8 декабря 1965 г.

Согласно Иоанну XXIII, цель ВВ. – развитие католической веры, обновление (aggiornamento) христианской жизни, приспособление церковной дисциплины к нуждам и обычаям нашего времени. В результате должна возникнуть Церковь, открытая миру.

В ВВ. принимали участие более 2 тыс. членов. Помимо прямых сотрудников Иоанна XXIII, очень важную роль в манипуляции собором сыграли т.н. periti (эксперты).

Центральными фигурами ВВ. стали кардиналы Августин Беа, Йозеф Фрингс и Л.-Й. Сюненс, а также Анри де Любак, Ив Конгар, М.-Д. Шену. В соборе принимали участие: кардинал Франц Кениг, буд. кардинал Жан Даниелу, буд. кардинал Йоханнес Виллебрандс, Кароль Войтыла (буд. папа Иоанн-Павел II), Йозеф Ратцингер (буд. папа Бенедикт XVI), Ганс Кюнг, Э. Шиллебеекс, глава украинских униатов Иосиф Слипый, униатские “архимандриты” Эммануэль Ланн и Элевферио Фортино и др.

На соборе присутствовал “цвет” православного и протестантского модернизма: еп. Кассиан (Безобразов), митр. Эмилиан (Тимиадис), о. Николай Афанасьев, о. Александр Шмеман, Николай Арсеньев, Павел Евдокимов, Николаос Ниссиотис, представители общины Тезе “брат” Роже и Макс Туриан, Лукас Вишер, Эдмунд Шлинк и т.д. Интересно, что о.А. Шмеман отрицал, что был официальным наблюдателем от Американском Митрополии, а присутствовал на соборе, якобы, частным образом, как special guest.

Иерусалимский Патриархат и Элладская Церковь отказались направить делегацию на ВВ.

Возможность присутствия наблюдателей от Русской Православной Церкви обсуждалась в марте 1959 г. на встрече митр. Николая (Ярушевича) с председателем Совета по делам РПЦ Г.Г. Карповым. Было решено не исключать возможности посылки представителей. В беседе с тем же Г.Г. Карповым в нач. апреля 1959 г. Патриарх Алексий I высказался крайне отрицательно о самой идее делегировать представителей РПЦ на католический собор.

Благодаря прямому участию митр. Никодима (Ротова) представители Русской Православной Церкви были отправлены на ВВ. Во время тайной встречи в августе 1962 г. в Париже с Й. Виллебрандсом митр. Никодим сообщил, что Кремль мог бы согласиться на присутствие наблюдателей Русской Православной Церкви на Втором Ватиканском соборе, если бы Ватикан смог гарантировать, что этот Собор не станет антисоветским форумом. 10 октября 1962 г. Священный Синод постановил принять приглашение Ватикана прислать наблюдателей. В составе делегации: митр. Никодим, буд. митр. Владимир (Котляров), буд. митр. Ювеналий (Поярков), о. Виталий Боровой, о. Ливерий Воронов.

В течение всего ВВ. раз в неделю проводились собрания наблюдателей, во время которых Августин Беа комментировал текущую работу собора, а наблюдателям предлагалось высказывать критические замечания по обсуждаемым проектам документов. Перед началом ВВ. госсекретарь Ватикана Чиконьяни принял наблюдателей и вручил им от имени Иоанна XXIII памятные медали его понтификата.

О. Всеволод Шпиллер отзывался о ВВ.:

Какая исчерпывающе ясная картина всего происходящего на [II Ватиканском] Соборе! Дышишь воздухом, которым дышит Собор. Как хорошо показаны дерзания Его и благоразумная осторожность, не только общая направленность, но и внутренний смысл и значение aggiornamento [обновления] Церкви. Нет, никакие попытки девальвации всё углубляющегося и возвышающегося, всё расширяющегося и усиливающегося значения и смысла aggiornamento, никакое иронизирование над этим словом теперь уже нисколько и никогда не умалят силы движения, вышедшего из духовной, я хочу сказать, из священной глубины подлинной соборности, подлинной кафоличности Церкви.

основные документы

ВВ. принял 16 документов.

о богослужебной реформе – Sacrosanctum Concilium

о Церкви – Lumen gentium

о Церкви в современном мире – Gaudium et Spes

о Божественном откровении – Dei Verbum

о миссионерстве – Ad gentes

об униатских “восточных” церквах – Orientalium Ecclesiarum

о пастырском служении епископов в Церкви – Christus Dominus

о служении и жизни пресвитеров – Presbyterorum ordinis

об экуменизме – Unitatis redintegratio

об обновлении монашеской жизни применительно к современным условиям – Perfectae caritatis

о подготовке к священству – Optatam totius

о средствах массовой коммуникации – Inter mirifica

об апостольстве мирян – Apostolicam actuositatem

о религиозной свободе – Dignitatis humanae

о христианском воспитании – Gravissimum educationis

об отношении к нехристианским религиям – Nostra Aetate

предыстория

Уже в первой пол. XIX в. в католицизме возникает сильная модернистская струя с коллективистским, социалистическим оттенком. Одновременно активизируется униатская проповедь в славянском мире, в том числе среди русской интеллигенции. Такими средствами католицизм пытается преодолеть, а скорее переосмыслить, свое политическое, общественное и государственное поражение в Италии, Франции и Германии, где национализм и масонство проводили яростную антикатолическую политику.

Католицизм, в целом, счел невозможным напрямую атаковать современную цивилизацию. Примирение с новым антихристианским порядком в Европе становится основной линией мысли поведения официального католицизма.

Потерпев временную неудачу в 1907 г., когда папа Пий X осудил модернизм как ересь, богословский модернизм, экуменизм и обмирщение уходят временно в подполье.

В кон. 20-х гг. модернизм возрождается, в частности, в таких интеллектуальных центрах как Лувен, Fourviere и Le Saulchoir, в движении “литургического обновления” и в нач. 40-х гг. – в движении “рабочих-священиков”. Возникают такие крупные фигуры будущих отцов ВВ. как Ив Конгар, Анри де Любак, Ж-М. Шену, Луи Буйе, Августин Беа и др. Этому сыграли на руку и официальные католические инициативы: в энциклике Пия XI Quas Primas (1925) получает свою окончательную форму новое “социальное” учение Первого Ватиканского собора о Христе-Царе.

В 1943 г. появляется модернистская энциклика Divino afflante Spiritu, которая открыла путь к проникновению в католицизм разрушительных приемов библейской критики.

Несмотря на преследования при Пие XII в 40-х – 50-х гг., модернистское подполье в своих трех основных направлениях – модернизм, богослужебная реформа, обмирщение (социализация) – благополучно дожило до понтификата Иоанна XXIII, когда оно смогло открыто заявить о себе.

созыв собора

В 1960 г. Иоанн XXIII создает Секретариат по содействию единству христиан и назначает Августина Беа его президентом. Секретариат был создан в противовес ортодоксальной Римской курии и Конгрегации по делам веры во главе с кардиналом Оттавиани. В ходе подготовки ВВ. было выдвинуто предложение, чтобы все члены собора перед его началом исповедали Никейский Символ веры и принесли присягу против модернизма. Августин Беа протестовал и добился того, что предложение было отвергнуто.

Официально созыв ВВ. был объявлен конституцией Humanae Salutis 25 декабря 1961 г.

Различаются четыре этапа ВВ.

11 октября – 8 декабря 1962 г.

В ходе первой сессии Второго Ватиканского собора 13 октября 1962 г. большинство членов собора отказались следовать повестке дня, составленной курией, и голосовать за предложенных ею кандидатов в соборные комиссии. У Иоанна XXIII, подготовившего совместно Августином Беа эту “революцию”, был готов альтернативный центр руководства собором: Секретариат по содействию единству христиан, во главе с Беа.

Французский кардинал Лиенар предложил каждому члену собора в сане епископа составить свой список. Его поддержал немецкий кардинал Фрингс. После консультаций в состав комиссий ВВ. попали совсем иные лица, по большей части модернисты из Восточной и Северной Европы. В качестве лидеров собора обозначаются кардиналы Альфринк из Голландии и Сюненс из Бельгии. Негласно модернистов поддерживал папа.

29 сентября – 4 декабря 1963 г.

После смерти Иоанна XXIII и выборов нового папы Павла VI ВВ. продолжил работу, к которой теперь были привлечены и миряне. Пленарные заседания собора становятся открытыми для наблюдателей и прессы.

Павел VI указал четыре основные цели ВВ.:

начать диалог с современным миром.

В этот период произошло самое запоминающееся событие ВВ.: яростное столкновение между кардиналом Фрингсом и защищавшим консервативную позицию курии кардиналом Оттавиани. Необходимо отметить, что советником Фрингса был Йозеф Ратцингер.

Приняты конституция Sacrosanctum Concilium и декрет Inter Mirifica.

Sacrosanctum Concilium инициировал разрушительную реформу католического богослужения с одной главной целью: большего участия мирян в литургии.

Обсуждение коснулось роли мирян в Церкви, когда модернисты настаивали на широкой самостоятельности мирян, их миссионерстве (апостолате), и даже на “сопричастности” священническому служению. Консерваторы настаивали на сохранении принципа безусловной подчиненности мирян иерархии в церковных вопросах.

На третьем этапе – с 14 сентября по 21 ноября 1964 г. – приняты основные документы ВВ.: Unitatis Redintegratio, Orientalium Ecclesiarum, Lumen Gentium.

Lumen Gentium утверждает:

Единственная Церковь Христова, которую мы исповедуем в Символе веры как единую, святую, кафолическую и апостольскую… пребывает в католической Церкви, управляемой преемником Петра и Епископами в общении с ним, хотя и вне её состава обретаются многие начала освящения и истины, которые, будучи дарами, свойственными Церкви Христовой, побуждают к кафолическому единству (Выд. нам.- Ред).

ВВ. провозгласил, что люди, не по своей вине не слышавшие проповеди Евангелия, могут обрести вечное спасение. Встречается здесь и своеобразная католическая “соборность”: собор епископов не может действовать без согласия папы, но сам папа не обязан действовать в согласии с собором, он всегда может свободно осуществлять свою власть.

Было осуществлено предложение кардинала Сюненса о допустимости женщин в число наблюдателей-мирян, на 3-й сессии присутствовали 16 католичек.

В заключение сессии Павел VI объявил об изменении порядка поста перед Причастием – обязательный пост сокращен до одного часа.

В перерыве между сессиями – 27 янв. 1965 г. – был опубликован декрет о внесении изменений в чин мессы. 7 марта Павел VI впервые совершил мессу по «новому» обряду: лицом к народу, на итальянском языке (за исключением евхаристического канона).

четвертый, заключительный, период – 14 сентября – 8 декабря 1965 г.

Создается “Синод епископов” – безвластный консультативный орган при папе.

Самым спорным документом ВВ. стала декларация о религиозной свободе Dignitatis Humanae, за которую проголосовали 1997, а против – 224 члена собора.

Ожесточенные споры вызвала и декларация Nostra Aetate, которая снимала с иудеев вину за Распятие Спасителя и осуждала антисемитизм.

Nostra aetate провозглашает, что католическая церковь не отвергает ничего истинного и святого, что есть в нехристианских религиях. Согласно заявлению Августина Беа, готовившего Nostra Aetate, хотя в декларации говорится о всех нехристианах, отношения католицизма с иудеями были главным вопросом, который стремился разрешить ВВ. В ходе подготовки документа Беа консультировался с ведущими представителями иудейской общины через посредство председателя Всемирного еврейского конгресса Наума Гольдмана. Под “иудеями”, согласно Беа, подразумеваются все потомки Авраама, с которыми Бог заключил Завет, и, утверждает Беа в соборном документе, этот завет сохраняется неизменным и с иудеями, отвергшими Христа. Поэтому иудеи не должны изображаться как отверженные или проклятые Богом. Общее духовное наследие Христиан и иудеев настолько велико, что священный собор стремится поддержать это взаимопонимание и уважение, которое возникает как в результате библиологических и богословских исследований, так и братского диалога.

В последний день работы ВВ. обнародован текст совместной декларации Павла VI и Патриарха Афинагора о взаимном “снятии” анафем 1054 г. Беа зачитал послание Павла VI Ambulate in dilectione о снятии отлучения с Константинопольского Патриарха Михаила I Кирулария. В свою очередь представителем Константинопольского Патриархата, митр. Илиупольским и Фирским Мелитоном, был оглашен томос Патриарха Афинагора о снятии анафемы с кардинала Гумберта и др. папских легатов.

учение ВВ. об экуменизме

Папой Иоанном XXIII была предложена удобная, хотя и псевдологическая, схема, которая предлагает отождествлять истины веры не со словесным их выражением, а с пониманием и переживанием этих истин верующими. Соответственно, если Православие и традиционный католицизм основываются на неразделимости слова и мысли, то современные католики-экуменисты предлагают шизофренически различать в человеческой речи форму и содержание. Этот прием используется и “православными”-экуменистами, хотя и не играет столь решающей роли.

Католики-экуменисты признают (см. конституцию Lumen Gentium), что в Церкви произошло разделение и что повсюду вне границ Церкви можно обнаружить частичную и неполную Истину. Одновременно католицизм утверждает, что католическая церковь есть полнота благодати и совершенное единство и никогда не была расколота. Целью католического экуменизма становится является поиск большей полноты, хотя при этом исповедуется, что в католицизме есть все необходимое для спасения.

Все верующие во Христа и крещенные во Имя Святой Троицы находятся в общении с Церковью, учит католический экуменизм, хотя это их общение и является несовершенным. Общение с Церковью усматривается Ватиканом даже у тех конфессий, которые не имеют крещения (“Армия спасения”, квакеры и т.п.). Разумеется, постановления ВВ. не объясняют и не могут объяснить, что это за общение и как оно возможно.

“дух” ВВ.

После окончания ВВ. в католический и вообще экуменический обиход вошло понятие “дух Второго Ватиканского собора”, в верности которому клянутся и католики, и симпатизирующие им.

После ВВ. быть “католиком” значит верить в то, во что хочешь, и понимать истины веры так, как хочешь. Католицизм – это “культура”, а не строгое исповедание с определенными положениями и требованиями.

До ВВ. Церковь воспринималась как основанная Христом и содержащая определенное учение и верная неизменным установлениям. После, Церковь – это сообщество, странствующее во времени и приспосабливающееся к обстоятельствам и эпохам.

До ВВ. католицизм считал себя единственной Церковью. После – как одно из проявлений Церкви, все из которых являются несовершенными.

Переворот, совершенный ВВ., чрезвычайно близок “православным” модернистам, которые на протяжении XX в. осуществили такой же переворот в Православной Церкви, правда, без всякого собора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *