Бьет переднее колесо на мотоцикле
Бьет переднее колесо на мотоцикле
Сообщение Алексей520 » 15 апр 2010, 20:09
Re: Бьет руль
Сообщение Volkolak » 15 апр 2010, 20:36
«Там где ты ничего не можешь, тебе нечего хотеть.»
Re: Бьет руль
Сообщение Алексей520 » 15 апр 2010, 20:42
Спасибо!
Пользуясь случаем передам привет кривым рукам и станкам сервиса МОТО.РУ на каширке
Re: Бьет руль
Сообщение Volkolak » 15 апр 2010, 20:56
«Там где ты ничего не можешь, тебе нечего хотеть.»
Re: Бьет руль
Сообщение Алексей520 » 15 апр 2010, 21:21
Re: Бьет руль
Сообщение Volkolak » 15 апр 2010, 21:26
«Там где ты ничего не можешь, тебе нечего хотеть.»
Re: Бьет руль
Сообщение engel » 16 апр 2010, 00:09
ИМХО млжет быть из-за:
1. Балансировки колеса. Есть, как в анекдоте, нюанс. Когда резину накинул на диск и отбалансировал, нужно проехать примерно км 200-400 и проверить балансировку снова. При необходимости заново отбалансировать. Это из-за того, что резина не всегда хорошо ложится на диск и требуется время для ее прикатки.
2. Подшипник рулевой. Тут правда биение по увеличивающейся амплитуде наступает на скорости не выше 40-60 как при балансировки, а уже можно заметить и на 20км/ч (Если не знаешь как посмотреть, в сервис)
3. Резина «ведёная», т.е. хотя протектор еще в норме она уже сдохла. (Заметно при балансировке)
4. Кривые тормозные диски. (Визуальный осмотр)
Re: Бьет руль
Сообщение engel » 16 апр 2010, 00:13
Re: Бьет руль
Сообщение IlyaCh » 16 апр 2010, 10:36
engel писал(а): ИМХО млжет быть из-за:
1. Балансировки колеса. Есть, как в анекдоте, нюанс. Когда резину накинул на диск и отбалансировал, нужно проехать примерно км 200-400 и проверить балансировку снова. При необходимости заново отбалансировать. Это из-за того, что резина не всегда хорошо ложится на диск и требуется время для ее прикатки.
2. Подшипник рулевой. Тут правда биение по увеличивающейся амплитуде наступает на скорости не выше 40-60 как при балансировки, а уже можно заметить и на 20км/ч (Если не знаешь как посмотреть, в сервис)
3. Резина «ведёная», т.е. хотя протектор еще в норме она уже сдохла. (Заметно при балансировке)
4. Кривые тормозные диски. (Визуальный осмотр)
sixbisix
Good moto practice
Когда мотоцикл заваливается, или ложиться, он падает благодаря силе притяжения и все заканчивается тем, что мотоцикл лежит на боку. Падение на низкой скорости обходится обычно без или с небольшими последствиями для мотоцикла и мотоциклиста. Даже на высоких скоростях, при условии, что мотоциклист одет в соответствующую экипировку, последствия ограничиваются лишь повреждением мотоцикла. В обоих случаях, это падение называется лоусайд (lowside) – означающее, что мотоциклист отделился от мотоцикла в направлении падения: вниз.
Очевидно, что хайсайд означает, что Вы отделились от мотоцикла вверх и перелетели через наивысшую точку мотоцикла. По своей сути это не смертельно, но случается, что мотоцикл подлетает в воздух вслед за мотоциклистом и затем падает, часто на мотоциклиста. Не так много людей выжило после такой случайной встречи.
Итак, каковы причины хайсайда? Что приводит к хайсайду и что можно предпринять для предотвращения хайсайда?
В этот момент задний тормоз заблокирован и переднее колесо значительно теряет сцепление с дорогой (как минимум на 20%). Это приводит к отклонению наружу от центра поворота.
Мотоциклист не препятствует повороту переднего колеса в сторону заноса. Таким образом, направление движения мотоцикла изменяется. Тем временем, заднее колесо продолжает движение в заносе и двигается БЫСТРЕЕ переднего колеса. Мотоцикл пытается «завалиться» (заднее колесо не имеет сцепления с дорогой из-за чего отсутствует тяга, обеспечивающая стабильность) и мотоцикл упадёт, если в этот момент ничего быстро не предпринять.
Однако мотоциклист, понимая, что скольжение заднего колеса вышло из-под контроля, решает отпустить задний тормоз для того, что бы восстановить контроль над задним колесом. В момент, когда мотоциклист отпускает задний тормоз заднее колесо, которое скользило вперед и в сторону, внезапно начинает вращаться снова. Это позволяет заднему колесу двигаться вперед гораздо проще, чем в мгновение до этого, и неожиданно у заднего колеса восстанавливается сцепление (заметьте, снижение сцепления колеса с дорогой примерно на 20% привело к его заносу и сцепление с дорогой восстановилось благодаря увеличение сцеплению с дорогой всего на 20%).
Не имеет значения вращает ли двигатель заднее колесо, потому что мотоцикл не просто «буксует/стирает» заднее колесо (потому что колесо теперь вращается), мотоцикл начал двигаться быстрее (в действительности замедлилось торможение) в направлении траектории переднего колеса. В то же самое время, в связи с восстановлением полного сцепления с дорогой, занос заднего колеса мотоцикла внезапно прекращается. И все что дальше происходит и есть хайсайд!
Не имеет значения причина, за-за которой занос заднего колеса внезапно прекратился. Это может быть как неровность на дороге, так и восстановление сцепления колеса с дорогой. Результат внезапного прекращения заноса всегда один:: центробежная сила вместе с инерцией, стараются сохранить движение центра тяжести мотоцикла по траектории его движения. В связи с тем, что занос нижней части заднего колеса прекратился, (все силы торможения сконцентрированы в пятне контакта), развивается крутящий момент. В результате чего мотоцикл сильно закручивается в направлении первоначального заноса. Переднее колесо способствует развитию крутящего момента, благодаря подшипникам оси. Мотоцикл просто вращается вокруг оси переднего колеса.
Естественно, что мотоциклист двигается в том же направлении, что и закручивающийся мотоцикл.
Ослабление давления на задний тормоз, конечно, было ошибкой. Другими словами, если заднее колесо начало движение в неконтролируемом вами заносе, независимо от поворота переднего колеса в сторону заноса, самым безопасным действием будет ПОЛОЖИТЬ МОТОЦИКЛ НА ЗЕМЛЮ – выполнить лоусайд (т.е. НЕ ослабляйте давление на задний тормоз).
Позвольте добавить еще одну деталь, которая поможет избежать хайсайда описанного выше: ПЕРЕД НАЧАЛОМ интенсивного торможения в повороте всегда выпрямляйте мотоцикл.
Если мотоцикл двигается прямо, особенно если мотоцикл оборудован интегрированной системой торможения, и заднее колесо пошло юзом (скольжение) у вас все еще есть возможность выполнить хайсайд, но вероятность этого намного меньше, чем в повороте (чем выше скорость и круче поворот (большой наклон) дороги, тем вероятность хайсайда выше). Как и прежде, лучшее решение, которое может принять мотоциклист – НЕ ОТПУСКАТЬ задний тормоз, если он заблокирован для предотвращения хайсайда.
Внезапное прекращение торможения передним тормозом в момент, когда заднее колесо заблокировано и идёт юзом (скользит), также может привести к хайсайду, т.к. это увеличивает нагрузку на заднее колесо и, следовательно, увеличение сцепления заднего колеса с дорогой. Тем не менее, единственный способ «выйти сухим» из этой ситуации заставить переднее колесо мотоцикла двигаться быстрее заднего в направлении юза. Значит, плавное снижение давления на рычаг переднего тормоза является рациональным. (Однако, имейте ввиду, что с любой системой интегрированного торможения, это фактически бесполезно потому, что в момент торможения задним тормозом, происходит торможение и передним). Усиление торможения передним тормозом, с другой стороны, приведет к почти гарантированному немедленному падению и лоусайду.
Может ли возникнуть хайсайд если вы не будет прекращать тормозить задним тормозом? Не сомневайтесь! Если вы были очевидцем «прямолинейного» хайсайда, вы запомните, что след от юза (скольжения) был прямой линией почти до конца, пока не стал похож на букву «J». Это означает, что мотоциклист успешно сохранял траекторию движения переднего колеса в направлении юза (скольжения) до тех пор, пока руль не был повернуть до ограничителя (достигнут максимальный угол поворота). В этот момент мотоциклист, конечно, не мог дальше поворачивать руль в сторону юза (скольжения) и направление движения мотоцикла мгновенно изменилось – юз (скольжение) увеличивалось до тех пор, пока угол между траекторией движения мотоцикла и задним колесом не достиг 90 градусов. В этот момент пятно контакта заднего колеса максимально и направлено перпендикулярно направлению движения мотоцикла и, следовательно, увеличивается вероятность восстановления контакта колеса с дорогой. Это примерно тот самый момент, когда мотоцикл прекращает юз (скольжение) и резко взмывает вверх.
Понимая, что юз (скольжение) заднего колеса требует от вас плавно отпускать передний тормоз и сохранять прежнюю интенсивность торможения задним тормозом в надежде, что переднее колесо сможет вернуться на одну ось с задним колесом (медленно еще медленнее). Что же вы можете сделать в случае если не заднее, а переднее колесо уходит в юз (скольжение)? ДЕЛАЙТЕ ТО ЖЕ САМОЕ! Плавно отпускайте передний тормоз и продолжайте тормозить задним! Следовательно, у вам не нужно принимать решение, в зависимости от того, какое колесо начало скользить. Действие одно и то же.
Выше я упомянул, что если у вас есть выбор, то вы должны положить мотоцикл на землю, а не выполнять хайсайд. Также было отмечено, что динамика движения мотоцикла непременно приведет к хайсайду, даже если вы все сделаете правильно – повернёте в сторону заноса и правильно укротите передний тормоз. Все так безнадёжно? Должны ли вы сделать хайсайд? Вовсе нет! Это значит, что как только вы поняли, что попытка исправить ситуацию не удалась, сразу ЖМИТЕ НА ПЕРЕДНИЙ ТОРМОЗ! Это ПРИВЕДЕТ к лоусайду. (Если мотоцикл оборудован интегрированной системой тормозов, то лоусайд можно выполнить просто УВЕЛИЧИВ давление на задний тормоз, потому что это увеличит торможение и передним тормозом).
Пожалуйста, не нужно возмущаться, что я предлагаю вам активно делать лоусайд! Если вы когда-нибудь видели результаты хайсайда, вы должны расцеловать землю за то, что у вас есть возможность положить мотоцикл на неё. Если вы можете положить мотоцикл, сделайте это! Если не можете … в любом случае удачи вам.
(Меня спрашивали, почему интенсивное торможение пердним тормозом приводит к лоусайду, в отличие от хайсайда, который должен был бы вот-вот случиться. Это происходит потому, что используя передний тормоз вы можете перенести вес, что приведет к снижению сцепления заднего колеса с дорогой. Это в свою очередь снижает вероятность возникновения хайсайда и замедление мотоцикла происходит быстрее, а значит он быстрее упадет (лоусайд)).
Таким образом, мой совет не отпускайте задний тормоз, когда он заблокировал колесо в случае ЕСЛИ НАЧАЛСЯ ЗАНОС. Для большинства это означает НИКОГДА НЕ ОТПУСКЙТЕ ЗАБЛОКИРОВАННЫЙ ЗАДНИЙ ТОРМОЗ, потому что занос начинается ОЧЕНЬ БЫСТРО и в реальной ситуации большинство мотоциклистов не смогут достаточно быстро среагировать или даже распознать, что заднее колесо находится в заносе – это глупо в экстремальной ситуации претворяться, что вы представляете собой исключение и можете распознать момент начала заноса.
Это не правда, что хайсайд может возникнуть только в повороте. Ниже представлена приемлемая схема динамики хайсайда подготовленная Кэшем и мной.
MOTOBRATVA
Пробой на скорости
Пробой на скорости
Сообщение Chingis » 22 июл 2012, 22:21
Братва столкнулся с такой проблемой и сразу возник вопрос.
Как правильно остановиться при пробое заднего, или переднего колеса-поделитесь опытом?
К примеру стандартная ситуация-
скорость скажем 90 пробой переднего
скорость 90 пробой заднего.
у кого какие были ситуации и что делать что бы остаться на коне.
Сообщение Yok » 22 июл 2012, 22:34
Сообщение Chingis » 22 июл 2012, 23:02
Yok-как правильно отловить мот.
в голове мелькала мысль завалить вес тела на переднее колесо— это верно.
хотя я ушел на обочину:))))
Сообщение Ёжик » 23 июл 2012, 10:53
Сообщение Zmij » 23 июл 2012, 11:38
Сообщение Daraku » 23 июл 2012, 14:01
Сообщение Prik » 26 июл 2012, 15:23
Сообщение Corsar » 26 июл 2012, 17:33
Сообщение Chingis » 28 июл 2012, 22:56
К чему пишу. при разбортировке и сборке колеса с камерой. просите на сто или сами. мажьте камерную резину клеем для бескамерки по корту—-реально помогает.
Библия мотоциклиста. Часть II.
Удар по центру
Мусор всегда лежит в центре полосы
Движение очень плотное, вы предельно собраны. На всякий случай вы едете по центру вашей полосы, чтобы увеличить интервал. Заодно вы сокращаете дистанцию, чтобы никто не попытался вклиниться перед вами. Вы смотрите далеко вперед, чтобы заранее заметить начало торможения потока, и держите пальцы на рычаге тормоза.
Внезапно из-под передней машины показывается кирпич. Прежде, чем вы успеваете среагировать, переднее колесо резко подпрыгивает. Отброшенный кирпич попадает в заднее колесо, оно резко уходит в сторону. Вы с трудом удерживаете байк, кое-как добираетесь до обочины и осматриваете повреждения. Оба обода сломаны.
Иногда просто невозможно держать в потоке комфортный интервал и дистанцию. В таких случаях следует отслеживать поток как можно дальше вперед и быть готовым к экстренному торможению. Держитесь колеи передней машины, чтобы избежать ям, камней, луж масла, выпавших коробок и прочего мусора, который собирается на центре полосы.
Большие неприятности
Постоянно совершенствуйте навыки прохождения поворотов
В субботу вы едете с друзьями покататься по извилистым загородным дорожкам. Ваш новый мотоцикл ничуть не хуже, чем у них, но вы постоянно отстаете от группы. Вы начинаете ускоряться интенсивнее, тормозить позже и наклоняться сильнее. Когда в очередном крутом повороте байк начинает дергаться, вы понимаете, что достигли своего предела, и все равно не смогли догнать друзей.
И вот посреди крутого правого поворота байк начинает жить собственным жизнью. Он просто отказывается держать заданную траекторию, вот уже переднее колесо пересекает осевую. Вы инстинктивно сбрасываете газ и притормаживаете, мотоцикл тащит к левой обочине еще сильнее, и вы вылетаете с дороги. Хорошо еще, что не было встречных.
Выезд на встречную — результат плохой техники прохождения поворотов. Используйте всю ширину полосы, а не только середину — это позволит лучше использовать тягу. Перед правым поворотом сместитесь к осевой, оттормозитесь, но отпустите тормоза перед тем как наклонить байк. Смотрите туда, куда хотите ехать. Для входа в поворот применяйте контрруление. В повороте немного добавляйте газ. Обязательно потренируйтесь перед следующей групповой поездкой.
Придурок за рулем
Некоторые водители ненавидят мотоциклистов, другие же просто психически неуравновешенны
На одной из второстепенных дорог вам попадается странный водитель. Он мотается по всей полосе, то притормозит, то ускорится, поэтому вы никак не можете выбрать момент для обгона. За вами уже собралась длинная вереница попутных машин.
На одном из прямиков вы все-таки решаетесь на обгон. Водитель впереди пытается ускориться, но проигрывает. Вы снова возвращаетесь на свою полосу, а чуть позже с удивлением замечаете, что этот водитель едет прямо за вами, постоянно бибикая и грозя кулаком. Вам приходится превысить скорость, чтобы держаться от него подальше.
Либо вам уже попадались такие придурки, либо обязательно попадутся. Распознать их можно по манере вождения, а иногда и по виду их автомобиля. Некоторые люди воспринимают обгон как агрессию, особенно если вы какое-то время висели на хвосте, а потом вернулись на полосу слишком рано. Другие воспринимают обгон как приглашение погоняться. Есть и такие, которые просто ненавидят мотоциклистов.
Старайтесь держаться от такого водителя подальше как перед обгоном, так и после него. Можно просто остановиться и передохнуть или даже выбрать другую дорогу.
Коварная грунтовка
Рано или поздно придется съехать с асфальта
Путешествие шло просто прекрасно, пока вы не увидели знак «Конец дороги». Невероятно, федеральная дорога не может кончаться вот так. И тем не менее ее решили реконструировать и как раз во время туристического сезона. У вас нет выбора, кроме как ехать в объезд по грунтовке на груженом байке. Впереди колеи, ямы, песок и жидкая грязь.
Вот переднее колесо попало в колею и байк стал совсем неповоротливым. Вы инстинктивно замедлились и свесили ноги с подножек. Руль мотается все сильнее, и как только переднее колесо попадает на гравий, вы падаете. Вы не пострадали, но мотоцикл сильно поцарапан. Вы злитесь на строителей, за то что они затеяли ремонт, и на себя, за то что не смогли проехать без падения.
Перед гравийным участком не снижайте скорость, наоборот, прибавьте газу, чтобы облегчить руление. Старайтесь выбирать участки с более плотным покрытием, вроде утоптанной грязи между колеями. Не снимайте ноги с подножек, лучше привстаньте на них, так вам будет легче сохранять равновесие. Держите ровный газ.
Рано или поздно каждый встретит на своем пути грунтовку. Езда по ней требует особенных навыков. Чтобы их приобрести, покатайтесь по проселкам на кроссовом мотоцикле.
Двойная проблема
Все неприятности — от второй машины
Вы ездите по городу все чаще и уже научились предугадывать возможные опасности — рассеянный пешеход, водитель, проскочивший на красный, грузовик, выползающий на вашу полосу. Но особенно внимательно вы следите за машинами, которые поворачивают налево на перекрестках.
Сегодня вы едете по четырех полосной дороге, которая загружена не сильно, что позволяет держать скорость больше обычной. Подъезжая к очередному перекрестку, вы видите джип, мигающий левым поворотником. Вам горит зеленый, но вы знаете, что водитель джипа может неожиданно начать поворот, решив, что у него достаточно времени. Поэтому вы прикрываете газ и кладете пальцы на рычаг тормоза. Ну конечно, джип поворачивает прямо перед вами. Вы хвалите себя за прозорливость и прибавляете газ.
И тут микроавтобус, стоявший за джипом, тоже решает повернуть. Вы оттормаживаетесь изо всех сил. Водитель микроавтобуса замечает вас и в панике бьет по тормозам, полностью перегораживая вам дорогу. Столкновение выбрасывает вас из седла.
Нужно особенно внимательно следить за машинами, поворачивающими налево. И всегда помнить, что водитель второй машины может начать поворот вслед за первой, не заметив вас, или неправильно оценив вашу скорость. Его признают виновным, но вам от этого не легче.
Помните, что превышение скорости не только увеличивает тормозной путь, но и мешает другим водителям оценить скорость сближения. Перед перекрестком чуть-чуть нажмите на тормоза, чтобы просушить диски. Будьте готовы к экстренному торможению, даже если вам горит зеленый.
Продольные неровности
Граница между старым и новым асфальтом провоцирует падение.
Вы едете по двух полосной дороге, проходящей по тихому лесу. Знак предупредил вас, что она дорогу могут выбегать олени, так что вы особенно внимательно смотрите на обочины. На дороге попадаются лесовозы, вот и еще один показался в зеркалах. Вы решаете уступить ему левый ряд и принимаете вправо. На границе полос мотоцикл подпрыгивает, и вы понимаете, что слева уложен новый асфальт, который выше старого, и вдоль всей дороги идет ступенька. Когда в решаете вернуться в левую полосу, руль неожиданно вырывается из рук, и мотоцикл падает на левый бок, разбрызгивая пластик.
К счастью, сегодня вы надели полную защиту и мотоцикл остался на ходу. Просто удивительно, как быстро вы потеряли контроль над происходящим.
Вы поступили правильно, уступив дорогу более быстрому грузовику. При перестроениях следует всегда обращать внимание на состояние полотна между полосами. Знаки могут отсутствовать, но старый и новый асфальт имеют разный цвет и текстуру. На участках дорожных работ следует ожидать чего угодно. Продольные неровности сильно затрудняют управление. Преодолевать их следует под углом как минимум 45 градусов.
Еще раз о продольных неровностях
Продольные неровности особенно опасны для мотоциклов
Вы возвращаетесь домой на большом турере после воскресных покатушек. Машины еле плетутся, и ваше терпение начинает иссякать. Впереди участок дорожных работ, оставляющий только одну полосу для движения. Регулировщик пропускает ваш ряд и встречный по очереди.
Вы решаете, что с вас довольно, и выскакиваете на встречную полосу. Когда регулирощик открывает дорогу встречным, вы тормозите, включаете поворотник и пытаетесь влиться в свою полосу.
Но в этом месте на ней начинается слой нового асфальта. Байк опасно кренится, вы пытаетесь бороться, но тщетно — мотоцикл падает. Скорость была невысокой, так что вы не пострадали. Однако, ваш разбитый байк перекрыл движение.
Следует помнить, что продольные неровности часто встречаются на ремонтируемых дорогах. Они особенно опасны для мотоциклов. Байк сохраняет равновесие благодаря контррулению. На границе старого и нового асфальта переднее колесо попадает в ловушку, поэтому поддерживать равновесие очень трудно. Лучше всего просто избегать таких неровностей. Если это невозможно, старайтесь проехать под углом как минимум 45 градусов. В описанной ситуации следовало остаться на своей полосе, или же перед возвращением принять левее, чтобы зайти пошире и проехать ступеньку под более тупым углом
Показательное падение
Как правильно делать медленный разворот
Приехав на очередное мероприятие, вы ищете место для парковки. Пока вы едете вдоль бордюра, коллеги мотоциклисты провожают вас глазами. Все места заняты, нужно развернуться буквально на пятачке, чтобы попытать счастья на другой стороне.
Вам не хочется толкаться ногами, как новичку. Поэтому вы заходите пошире, и, играя сцеплением, пытаетесь развернуться. В наклоне байк оказывается неожиданно тяжелым. Вы понимаете, что не вписываетесь. В панике вы выжимаете сцепление и выставляете ногу. Байк все равно падает и вы вместе с ним. Все бросаются к вам, чтобы помочь подняться. На мотоцикле всего несколько царапин, да немного ушиблен локоть. Ваше самолюбие пострадало гораздо сильнее.
Чем сильнее наклонен мотоцикл, тем круче он поворачивает. Главное, чтобы центробежная сила уравновешивала силу тяжести. Поэтому выжатое сцепление — прямой путь к падению.
Как развернуться на пятачке? Для начала перенесите вес тела на внешнюю подножку, это даст вам возможность сильнее наклонить байк. Смотрите туда, куда хотите ехать. Откройте газ ровно настолько, чтобы мотор не заглох. Ни в коем случае не выжимайте сцепление. Тренируйтесь без зрителей, чтобы поберечь самолюбие.
Даже пустая дорога — не гоночный трек
Погожий летний день. Почти пустая дорога с отличным покрытием вьется среди сельской местности. Что может быть лучше? Вы проходите все повороты в гоночном стиле — оттормаживаетесь в конце прямых, сильно наклоняетесь в повороте и даете полный газ на выходе. Прекрасно понимая, что не сможете удержаться от агрессивной езды, перед выездом вы облачились в полную защиту, включая кожаный комбинезон.
Проходя очередной правый поворот, огибающий ферму, вы видите, что трактор с прицепом сена, пересекает дорогу прямо перед вами.
Вы немедленно выпрямляете байк и начинаете тормозить, стараясь удержать переднее колесо на грани юза. Когда вы понимаете, что остановится не получится, то в панике нажимаете на тормоз еще сильнее. Переднее колесо теряет сцепление, байк падает. В брызгах пластика вы влетаете прямо под прицеп. Комбинезон уберег вас от серьезных травм, но байк восстановлению не подлежит.
В сельской местности движение редко бывает оживленным, поэтому местные жители относятся к дорогам попроще. Вы должны помнить, что дороги общего пользования — не ваш персональный трек. Особенно осторожным следует быть рядом с фермами и деревнями. Тракторист не виноват в случившемся. Виноваты вы, потому что ехали слишком быстро. Ехать следует с такой скоростью, чтобы тормозной путь не превышал видимый отрезок дороги.
Падение в гравий
Никогда не поздно поработать над внедорожными навыками
Вы решили навестить своего друга, живущего в пригороде. Свернув на улочку, ведущую к его дому, вы увидели, что на ней перестилают асфальт. Участок, подготовленный к укладке асфальта, засыпан гравием. Как только вы на нем оказались, переднее колесо стало плавать из стороны в сторону. Вы инстинктивно выжали сцепление и сняли ноги с подножек, изо всех сил стараясь удержать равновесие рулем. Но вот мотоцикл наехал на какую-то кочку и начал медленно заваливаться набок. Вы попытались удержать его ногами, но безуспешно. Падение привело к царапинам на полированных боках байка. Ваша уверенность в себе тоже пострадала.
При проезде подобных участков дороги привставайте на подножках. Во-первых, это понизит центр тяжести, а во-вторых, так легче поддерживать равновесие. Если же вы снимете ноги с подножек, то только увеличите вероятность падения. Прокладывайте траекторию по более плотному покрытию, держите ровный газ и ничего не бойтесь. Потренируйтесь в свободное время на гравийных дорогах.
Еще раз о продольных неровностях
Такие неровности могут привести к неожиданной потере равновесия
Солнечным весенним днем вы решили выехать на природу, чтобы покататься в свое удовольствие. Благополучно миновав все опасности, подстерегающие мотоциклиста в городе, вы мчитесь по загородной дороге.
Зима не прошла для нее даром, полотно сильно попорчено. На нем попадаются участки с продавленными колеями и ямы. Кроме того, не вы один решили насладиться приходом весны, поэтому движение довольно оживленное. Расстояния между поворотами невелики, их недостаточно для обгона. Поэтому приходится в повороте сокращать дистанцию, чтобы на выходе сразу открыть газ и выйти на обгон. Вот и сейчас вы подтягиваетесь поближе к минивэну впереди, переключаетесь на пониженную передачу и сосредотачиваете свое внимание на встречной полосе. Вы полностью готовы к обгону.
Внезапно переднее колесо виляет вправо, вы инстинктивно поворачиваете руль влево. Байк падает на левый бок. Невероятно, всего секунду назад вы полностью контролировали ситуацию, и вот вы уже скользите по асфальту. Очевидно, переднее колесо попало в продольную канавку.
Конечно, не следует оставлять встречных без присмотра. Но не менее важно обращать внимание на состояние дорожного покрытия. Если вы видите, что дорога в плохом состоянии, увеличьте дистанцию, даже если это снизит вашу скорость.
Спрятавшийся автомобиль
Опасайтесь столкновения, даже если едете по главной дороге
Вы едете по городу, внимательно следя за возможными опасностями. Вы осторожны на перекрестках и на выездах со дворов. Вы притормаживаете, если видите, что в припаркованной машине сидят люди, а значит она может неожиданно тронуться. Особенно внимательны вы к тем, кто собрался повернуть налево.
На очередном перекрестке большой грузовик, двигающийся в попутном направлении, включает левый поворотник и останавливается. Вы осторожно объезжаете его справа и видите, что со встречной налево никто поворачивать не собирается. Вы прибавляете газу.
Но стоит поравняться с кабиной грузовика, как перед вами выскакивает машина с пересекаемой улицы. Вы резко сбрасываете газ и пытаетесь вывернуть. Столкновения удается избежать, но заднее колесо теряет сцепление, и мотоцикл падает. Машина уезжает, а вы остаетесь осматривать повреждения.
Никогда не стоит забывать о тех, кто собрался повернуть налево. Но большой грузовик или автобус может спрятать их от вас. Не стоит ускоряться на перекрестке — труднее будет остановиться в случае чего.
Тормозной путь должен быть короче, чем видимая дистанция. В данном случае, видимость была ограничена грузовиком. И не важно, что по правилам у вас преимущество — не разгоняйтесь, если что-то закрывает вам обзор.
Хайсайд
Задний тормоз может отправить вас в полет
Вы возвращаетесь из магазина по автомагистрали, до дома всего пять миль. Впереди маленькая машина буксирует прицеп с большой газонокосилкой. Он явно великоват для такого тягача и мотается во все стороны.
В очередном повороте прицеп переворачивается. Все вокруг начинают резко тормозить и пытаться как-то его объехать. Вы давите на рычаг переднего тормоза, постоянно увеличивая усилие, чтобы плавно загрузить нос мотоцикла. В то же время вы пытаетесь тормозить задним тормозом, но в панике вы делаете это сильнее, чем нужно, и зад начинает сносить. Вы инстинктивно снимаете ногу с педали. Заднее колесо снова обретает сцепление с дорогой, байк резко распрямляется и катапультирует вас. Вам повезло, машины смогли вас объехать и на вас надет кожаный комбинезон, так что вы почти не пострадали.
Вы тормозили предельно грамотно. Постепенное увеличение усилия на переднем тормозе предотвращает юз переднего колеса. Не надо бояться перетормозить задним тормозом. Даже если колесо начнет сносить, это не снизит эффективность торможения. Ваш инстинкт самосохранения сыграл с вами злую шутку, заставив убрать ногу с педали, что и привело к хайсайду.
По статистике, на автомагистралях происходит меньше аварий, чем на других дорогах. Однако они более опасны, потому что случаются неожиданно и вызывают цепную реакцию. Как только вы заметили потенциальную проблему, сразу примите меры, не дожидаясь, пока она превратиться в аварию.
Спущенные шины
Внимательно следите за давлением в шинах
Вы едете уже несколько дней, до дома больше тысячи миль. Ваш турер под завязку загружен дорожным скарбом. Вы очень довольны поведением и надежностью груженого мотоцикла.
Вот только недавно стало чуть-чуть водить заднее колесо. Наконец, это вам надоедает, и вы решаете на следующем привале проверить задний баллон. Что ж, выглядит он неплохо, нигде не видно засаженных гвоздей или трещин, тем более корда. Вот только кажется подспущенным. Возможно, все объясняется тяжелым грузом, но вы даете себе слово заехать на первый же попавшийся сервис для полной проверки.
Стоит вам снова выехать на дорогу, как раздается хлопок, и зад начинает сильно мотать из стороны в сторону. Заднее колесо спущено, вы сбрасываете скорость и направляетесь к обочине. Как только скорость падает до 40 миль в час, зад начинает мотать еще сильнее, и вам с трудом удается удержать байк и остановиться.
Как только мотоцикл начинает мотать хоть немного, немедленно остановитесь и попытайтесь понять в чем дело. Вы можете месяцами ездить на подспущенной шине, но лучше она от этого не становится. Дело в том, что такая шина сильнее нагревается, тем самым разрушая корд. При езде с высокой скоростью и полной загрузкой она обязательно рано или поздно лопнет. Ежедневно проверяйте давление в шинах, особенно в дальних поездках. Если вы сильно загрузили байк, давление надо немного увеличить.
Убийственный поворот
На каждой дороге есть особенно сложный поворот
Вы решили съехать с автострады, чтобы погонять по второстепенной дороге. Вы едете тут первый раз и дорога вам нравится. На ней много поворотов и прекрасное покрытие. Вы едете все быстрее, оттачивая ваши навыки прохождения поворотов. Вы знаете, что вас могут ждать опасности в виде оленей или неровностей.
Через некоторое время вы входите в слепой правый поворот и посредине его понимаете, что он круче, чем казался. В отличие от других поворотов, его радиус уменьшается. Вы пытаетесь наклонить байк сильнее, но его все равно сносит к внешней обочине. В панике вы закрываете газ и жмете на тормоз. Обе шины теряют сцепление, мотоцикл ложится на бок, и вы скользите к кювету. Вам повезло, серьезных травм нет, но ремонт будет дорогим.
Когда окажетесь на незнакомой дороге в следующий раз, помните, что на ней обязательно есть как минимум один убийственный поворот. Он может быть закрыт холмом, или полотно в нем наклонено наружу, или его радиус постепенно уменьшается. Не стоит забывать об оленях и неровностях, но помните — тормозной путь должен быть меньше видимой дистанции. В закрытом повороте вы должны сбросить скорость.
Что же делать, если вы все-таки не вписываетесь? Держите ровный газ, чтобы увеличить клиренс и сцепление с дорогой. Смотрите туда, куда хотите ехать. Толкайте от себя внутреннюю по отношению к повороту рукоятку руля, это позволит наклонить байк еще сильнее. Вы не представляете, насколько сильно можно наклонить на сухом покрытии большинство современных байков.
Авария при смене полосы
Как следует осмотритесь перед перестроением
Вы едете по автостраде, приближаясь к очередному съезду с нее. В таких местах как правило образуется затор, поэтому вы перестраиваетесь на крайнюю левую полосу, подальше от возможных проблем. Однако прямо перед вами оказывается очень медленный пикап. Вы мигаете ему дальним светом, призывая уступить вам дорогу, но он и не думает перестраиваться. Тогда вы решаете обогнать его справа. Глянув в зеркала, вы включаете поворотник и начинаете маневр. Внезапно вы видите, что машина с более правой полосы тоже перестраивается на это место. Вы бьете по тормозам и уклоняетесь от столкновения, но пульс еще долго стучит у вас в ушах.
Конечно, нехорошо тащиться по крайней левой полосе с низкой скоростью или перестраиваться без поворотника. Но и вы могли бы включить ваш поворотник пораньше, чтобы другие водители успели понять ваши намерения.
Вы можете предохранить себя от таких ситуаций. Перед перестроением проверьте несколько полос и займите такую позицию, чтобы ни на одной из них не было машин сбоку от вас и от того места, куда вы хотите перестроиться.
Последний взгляд
Киньте еще один взгляд через плечо перед самым перестроением
Обычная утренняя поездка на работу. Дорога как всегда сильно загружена, но вы знаете ее как свои пять пальцев. Когда перед вами оказывается медленный автомобиль, не желающий уступать вам левую полосу, вы решаете обогнать на прямой сразу после поворота.
Пройдя поворот, вы включаете сигнал и с ускорением перестраиваетесь на соседнюю полосу. Внезапно в слышите сзади визг тормозов и негодующий гудок. Очевидно водитель, ехавший следом, решил обогнать вас и начал перестроение раньше. К счастью, он заметил ваш поворотник и успел затормозить
Перед обгоном всегда киньте еще один взгляд через плечо перед самым перестроением. Мотоциклы, как и автомобили, имеют мертвую зону, и последняя проверка может спасти вашу жизнь.
Повторяю еще раз — бойтесь поворачивающих налево
Научитесь их избегать, и вы выживете в городе
Вдруг позарез понадобилась пара шурупов, и вы решили сгонять за ними. Полную защиту надевать не стали, только шлем и перчатки — ведь доехать надо до соседнего магазина.
Проезжая участок, где снимают асфальт, вы полностью сосредоточились на полотне: если колесо попадет даже в продольную неровность, это может привести к падению. Держа скорость 35 миль в час, вы приближаетесь к перекрестку.
А там встречная машина неожиданно включает левый поворотник. Невероятно, он поворачивает прямо перед вами! Вы сбрасываете газ, давите на тормоз, но поздно — переднее колесо бьется в машину, и вы летите через капот…
Очнувшись в госпитале, вы узнаете, что левая нога сломана в нескольких местах, правая рука сильно ободрана, а вашу челюсть от перелома спас только интегральный шлем. За руль теперь вы сядете нескоро.
Не сосредотачивайте все внимание на дорожном полотне. Смотрите и на тех, кто собрался поворачивать налево. Для вас они опаснее всего. Подъезжая к перекрестку, подготовьтесь к торможению. Пальцы, положенные заранее на рычаг тормоза, сокращают тормозной путь на 50 футов.
В 25% аварий с мотоциклистами виноваты водители, выполняющие левый поворот. Кстати, большая часть аварий происходит именно в коротких поездках или рядом с домом. Поэтому всегда надевайте полную защиту, какая бы поездка вам ни предстояла.
Грязная авария
Обращайте внимание на цвет и текстуру полотна
Воскресным днем вы отправились с друзьями погонять по извилистым загородным дорогам. День прошел просто прекрасно, даже небольшая гроза не смогла испортить вам настроение. Выпив чашку кофе напоследок, вы распрощались и разъехались по домам засветло, чтобы успеть помыть мотоцикл и смазать цепь.
На знакомом перекрестке за два квартала за дома загорелся красный. Вы начали тормозить, мотоцикл неожиданно стал вилять хвостом и упал. Облицовка с левой стороны разбита, поворотник висит на проводах, но вы не пострадали. Попытавшись поднять байк, вы сами чуть не упали. Оказывается, улица покрыта жидкой скользкой глиной. Грузовики, выезжающие со стройки, натащили глину на улицу, а недавний дождь сделал ее скользкой.
Даже если групповое катание закончилось, но ни в коем случае не расслабляйтесь. Будьте предельно собранным и внимательным, пока не поставите мотоцикл в гараж. Постоянно следите за полотном, чтобы заранее заметить опасность, вроде слоя мокрой глины поверх линий разметки на перекрестке.
Следовало попытаться проехать перекресток так, чтобы не наезжать на разметку. Если же это невозможно, постарайтесь оттормозиться заранее. На самой разметке тормозить следует максимально аккуратно, помогая себе контролировать процесс сцеплением.