библия о красоте творения
Что говорит Библия о красоте.
Сегодня мы разберем, как в Библии описывается красота человека.
С одной стороны, в Библии написано, что внешняя красота является временной и суетной. Она может быть обманчивой и может прельщать человека (Прит. 31:30; Ис. 40:6; Дан. 13:56).
«Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.» (Прит. 31:30)
Люди привыкли смотреть в первую очередь на внешность, а Господь смотрит на сердце.
Для Него приоритетом является внутренняя красота человека. Когда Самуил пришел к Иессею, чтобы выбрать помазанника – того, кого Господь избрал быть царем Израиля, он обратил внимание на внешность Елиава, сына Иессея:
«И когда они пришли, он [Самуил], увидев Елиава, сказал: верно, сей пред Господом помазанник Его! 7 Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце.» (1Цар. 16:7)
Господь смотрит на сердце, а не на лицо, потому что именно из сердца исходят помыслы и желания человека, которые приводят его к тем или иным поступкам (Матф. 15:19).
«Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека…» (Матф. 15:19-20)
Господь призывает женщин-христианок в первую очередь стремиться не к внешней красоте, а к внутренней – красоте духа, красоте характера, красоте добрых дел.
«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.» (1Пет. 3:3-4)
«Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.» (1Тим. 2:9-10)
Конечно, это не означает, что совсем не нужно следить за своей внешностью. Имеется в виду, не ставить внешнее приоритетом над внутренним.
С другой стороны, описывая добродетельную жену, царь Соломон пишет:
«Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее.» (Прит. 31:25)
Я думаю, что здесь подразумевается следующее. Красота внутреннего мира добродетельной жены и красота ее дел преображает ее изнутри и делает прекрасной и ее внешность.
Таким образом, мы рассмотрели, что говорит Библия о красоте человека.
Красота мироздания – послание Бога человечеству
Как прекрасен мир, в котором мы живем! Его завершенность, пропорциональность, гармония и целесообразность поражают воображение, когда над этими вещами начинаешь задумываться.
Феномен творчества
Но еще больше удивляет способность человека к восприятию прекрасного, его эстетическое начало. Ни у одного животного нет и намека на то, что оно может различать красивое и некрасивое. На это способен лишь человек. Более того, он способен не только к восприятию прекрасного или острому эстетическому переживанию, но в силах сам творить красоту, переводя аморфные вещества в нечто принципиально иное – в произведения искусства.
Что же это за феномен – красота окружающего мира и способность человека к ее восприятию и реализации? Многие философы и ученые пытались найти ответ на этот вопрос, но неизбежно терпели крах, если не связывали прекрасное, человека и Бога в единую цепь. Если убрать хотя бы одно из звеньев этой цепи, то все теряет смысл. Мир создан красивым, но только человек может это оценить.
Сама способность людей различать, что красиво, а что нет, проводить градацию между степенями прекрасного – это свойство врожденное и является неотъемлемой частью самой сущности личности, оно таится в глубине сердца. Это богоподобность, тот образ, по которому мы сотворены, как сказано в Священном Писании: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1:27). А Бог бесконечно прекрасен.
Переживание прекрасного, эстетическое наслаждение есть часть того чувства, которое испытал Бог, глядя на Свое завершенное творение, когда Он сказал, что творение хорошо. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Человек способен к творчеству и созданию прекрасного по той же самой причине – образ Бога Творца побуждает его к этому.
Красота как послание
Мир гармоничен и прекрасен, потому что его сотворил Бог, но красота эта вовсе не бесцельна. Красота мироздания есть послание Господа человечеству и Его откровение о Себе. Интуитивно люди чувствовали это всегда. Творение выражает своего Творца.
Конечно, Бог вовсе не ограничен тварным миром и не обязан подчиняться его законам, но поразительным образом в каждом атоме, в каждом явлении природы Он присутствует, давая всему существование и смысл.
Можно ли представить себе мир, лишенный красоты? Это будет мир, оставленный Богом, существующий в неких формах, не имеющих наполнения божественной силой, а потому невыносимо уродливых. Это ад, место вечного страдания.
Все в мире в целом очень просто, но при попытке детального исследования любого явления человек сталкивается с невообразимой и до конца непознаваемой сложностью. Таков и Бог – Он абсолютно прост и неделим в смысле целостности Своей сущности, но в то же время непознаваемо глубок, ибо выше разума.
Материальное выражение духовных реалий
Удивительное свойство человека – творчество – есть не что иное, как способность давать материальное выражение нематериальным духовным реалиям, идеям. И чем выше эта реалия, чем ближе она к Богу, тем прекрасней и одухотворенней будет произведение искусства. Но попытка выделить, вычленить именно ту составляющую, которая и делает стихотворение, картину или музыкальное произведение гениальным, терпит крах.
Музыку можно разложить по нотам и объяснить ее гармонию при помощи математических формул, составить на этой основе алгоритм, запрограммировать компьютер и попытаться создать что-то похожее, но в результате выйдет бездушное и мертвое произведение. Жизнь и красоту может дать только Бог – через личность творящего человека. Эти качества неуловимы и необъяснимы разумом, потому что являются частью сути Бога.
Однажды человек впал в грех, и это разрушило его существо. Мы должны познавать Бога, искать Его. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12:30). «Во всех путях твоих познавай Его» (Прит. 3:1).
Еще одна грань близости с Богом
Может возникнуть вопрос, а нужно ли христианину воспитание эстетического чувства? Ответ – да. Потому что познание прекрасного – это еще одна грань близости с Творцом. Тем более что у христиан этот процесс будет проходить осмысленно и целенаправленно. Не поиск красоты ради красоты и удовольствия, а еще одна возможность прославить Бога за Его красоту и милость к нам, еще одна возможность приблизиться к Нему с новой стороны. Ведь Бог безграничен, Его можно познавать бесконечно, и это никогда не надоест, потому что Он всегда будет новым и неожиданно прекрасным. Серафимы летают вокруг Престола Бога и восклицают: «Свят, свят, свят. » (Ис. 6:2-3) вовсе не по обязанности, а потому что восхищены и поражены Его величием.
Я думаю, что на небесах человеку уготована возможность бесконечного познания Бога и творческого выражения результатов этого познания, не ограниченного никакими рамками разума или плоти. Но начинать это делать можно здесь, на земле, потому что Царствие Бога уже началось в каждом любящем Бога сердце.
Передавая красоту Бога людям в результатах творчества, вдохновленного Духом Святым, мы закладываем небольшой кирпичик в стену Небесного Иерусалима. Видя божественную красоту в природе или произведении искусства, мы расширяем пределы Царства Бога в своем сердце, потому что истинно прекрасен только Бог, и Его образ в нас становится немного полней.
Как прекрасное может помочь вам снять стресс
Все мы знаем, что такое стресс и какое пагубное воздействие он имеет на организм.
Чтобы быть более здоровыми и продуктивными, нужно иметь способы снятия стресса. Вот почему нам с вами нужно проводить как можно больше времени в Божьей красоте. Ведь изначально мы были созданы жить в саду, а не в небоскребе.
Когда Бог создал человека, Он поселил его в Эдемском саду, а не в бетонном здании. Господь создал нас для жизни посреди Его прекрасного творения.
Библия говорит: «Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего» (Пс. 22:2-3).
Неудивительно, что Псалом 22 у многих — наиболее любимый псалом в Библии. Мы можем представить и сочные зеленые луга, и спокойное, тихое озеро. Одна лишь мысль об этом уже успокаивает. С другой стороны, если я попрошу вас подумать о пробке на дороге в час пик, вы словно окунетесь в стрессовое состояние.
Чтобы снизить стресс — нужно смотреть на прекрасное и слушать прекрасное.
Позвольте мне предложить несколько рекомендаций:
– Выходите прогуляться каждый день. Вам ежедневно нужно окружать себя красотой — на заднем ли дворе, во время прогулки ли по кварталу или даже тогда, когда вы перекусываете на свежем воздухе.
– Начинайте день с Богом, а не с медиа. Это значит, что до того как вы станете читать какое-нибудь текстовое сообщение, проверите электронную почту или включите телевизор, вы поговорите с Богом.
– Умышленно окружайте себя красотой. Будут ли это предметы искусства, музыкальные произведения или что-то еще, — окружите себя прекрасным.
И увидите, что справляться со стрессом станет значительно легче.
О красоте богословско-философский очерк
Одного просил я у Господа,
того только ищу,
чтобы пребывать мне в доме Господнем
во все дни жизни моей,
созерцать красоту Господню
и посещать храм Его.
(Пс.26:4)
Одна есть в мире красота.
Не красота богов Эллады,
И не влюбленная мечта,
Не гор тяжелые громады,
И не моря, не водопады,
Не взоров женских чистота.
Одна есть в мире красота –
Любви, печали, отреченья,
И добровольного мученья
За нас распятого Христа.
Все сотворенное Богом прекрасно, но всю чувственную и духовную красоту нам надлежит созерцать и любить, дабы возвышаться душой к высочайшей – самой святейшей, таинственной и совершенной Божьей красоте. В духовно-эстетическом аспекте христианство есть неугасимая любовь к Божественной Красоте, лежащей за гранью материального мира, его красок, звуков и форм, она – великая тайна и, соприкасаясь с ней, сердце человека замирает в невыразимом изумлении. Вся суть христианской жизни – это не только покаянный плач о грехах, отречение от мирских сует и духовная борьба со страстями, но и стяжение благодати Святого Духа, постоянное искание небесной красоты и вечного Богообщения. Неудивительно, что Августин Блаженный сокрушался в своей «Исповеди» о том, что слишком поздно возлюбил Божественную Красоту. По изречению священника и философа о. Павла Флоренского красота теоцентрична: чем ближе к Богу, тем все прекрасней, и чем дальше от Него – тем все ужасней и безобразней. Это с огромной художественной силой сумел показать Иероним Босх на картине «Несение Креста», где Христос – эпицентр всего прекрасного, а безобразие и уродство – от эпидемии греховности, охватившей наш мир и исказившей сам образ человеческий. Старец Силуан Афонский утверждал, что хоть весь мир прекрасен, но нет ничего прекраснее духовной красоты человека – сына Божиего, чья душа украшена святостью. Эта красота, как сокровище Царства Небесного, войдет в жизнь вечную. Бог обитал в первых людях как в храмах, Дух Святой украшал их и просвещал, но после грехопадения все потомки Адама стали обезображены и растлены грехом. По великой любви Господь искупил грехи рода человеческого и основал святую Церковь с ее таинствами, догматами и богослужениями, чтобы все мы могли освящаться благодатью Божией и обрести спасение. Назначение человека – обожение, достижение святости и преображение Божественной благодатью. Бог непостижим и незрим по Сущности Своей, но Он созерцаем по Своим нетварным энергиям, нисходящим к нам и воспринимаемым человеком, чье сердце и чей ум очищены покаянием и аскезой, согреты молитвой и любовью, просвещены верой и надеждой. Преподобный Григорий Палама учил, что Царство Небесное – это вечное Богообщение, жизнь с Богом и созерцание Божественного Света, преображающего и освящающего дух, душу и тело человека, украшающего его личность немеркнущей славой Всесвятого, дабы в нем воссияла боговидная красота. Сам Бог есть величайшая и неизреченная Красота, и человек прекрасен, ибо создан по образу Божиему, и может быть украшен благодатью. В эсхатологическом аспекте красота есть великолепие Царства Небесного о котором сказано в Новом Завете: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2:9). В Библии говорится, что души праведников воссияют как звезды на небесах, а их воскресшие тела будут прекраснее красок утренней зари. Таинственный и грозный Апокалипсис апостола Иоанна Богослова есть книга надежды, пророчествующая о духовном преображении неба и земли, о горнем Иерусалиме, не имеющем нужды в свете солнца и луны, «ибо слава Божия осветила его» (Откр.21:23). Эта высшая и неизреченная красота и есть источник нашей вечной радости, она – слава святых и верных Богу.
КРАСОТА (BEAUTY)
Красота – в первую очередь, эстетическая категория, в которой выражается то, что мы видим привлекательного, приятного и превосходного в ком-то или в чем-то. В изобразительном искусстве и музыке красота воспринимается через чувства. В литературных трудах красота воспринимается через разум и воображение. В художественной красоте можно выделить конкретные ее элементы – такие как единство, равновесие, симметрия и гармония отдельных частей, – однако в Библии к понятию красоты такой аналитический подход не применим. Библейские авторы довольствуются пониманием красоты как художественного качества общего характера, в котором выражается позитивное восприятие природы, человека или события.
Красота изначально подразумевает специфически художественное воздействие на человека, однако мы используем это понятие и в более широком смысле для выражения положительной реакции на какие-то вещи или происходящие события. Так, когда Мария помазала ноги Иисуса, Он похвалил ее следующими словами: «Она прекрасное дело сделала для Меня» ( Мф. 26:10 ; Мк. 14:6 <«доброе»>). Исаия не имел в виду физическую красоту, когда писал: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир» ( Ис. 52:7 ). Равным образом, в некоторых приведенных ниже примерах восхваления красоты мужчин, женщин и детей подразумевается не только внешняя физическая красота, но и внутренняя красота характера и личности человека. Мы еще больше удаляемся от чисто художественного восприятия красоты и приближаемся к ее метафорическому пониманию, когда речь заходит о Боге. В этом случае положительные стороны воздействия художественной красоты помогают увидеть совершенство Бога и то наслаждение, которое верующий испытывает от этого совершенства.
В современных переводах встречается около сотни упоминаний о красоте или прекрасном и в подавляющем большинстве случаев они вызывают положительные ассоциации. Но даже независимо от того, используется это слово или нет, есть ситуации и люди, которые библейские персонажи или авторы находят прекрасными. Описание таких ситуаций оставляет впечатление, что красота имеет очень большую ценность для повседневного и духовного опыта человека.
Библейские образы красоты. Что же библейские авторы считали красивым или прекрасным? Список очень большой. Красивыми могут быть дома ( Ис. 5:9 ), венцы ( Ис. 28:5, 62:3 ; Иез. 16:12, 23:42 ), одежды ( Нав. 7:21 ; Ис. 52:1 ), стада ( Иер. 13:20 ). Столь же красивыми могут быть убранство ( Иез. 7:20 ), голос человека ( Иез. 33:32 ), город ( Плч. 2:15 ), окрашенные гробы ( Мф. 23:27 ) и изделия горшечника ( Рим. 9:21 ). Прекрасной может быть возвышенность ( Пс. 47:3 ). С учетом такого широкого спектра понятий, которые казались прекрасными в воображении библейских авторов, можно считать справедливым заявление, что «все соделал Он прекрасным в свое время» ( Еккл. 3:11 ).
С красотой всегда связывается романтическая любовь, и в Библии приводятся тому примеры. В Песни песней влюбленные выражают восхищение тем, что они видят: «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные. О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен!» ( Песн. 1:14–15 ). Достойным обрамлением их красоты служит пасторальная обстановка идеальной любви в царской беседке ( Песн. 1:16 ), и эта обстановка способствует выражению красоты влюбленных в виде таких образов, как нарцисс Саронский, лилия долин или яблоня ( Песн. 2:1, 3 ). В Песни песней красота находит выражение практически в каждом упомянутом в ней предмете. В такой любовной поэзии красота связывается прежде всего с любовью. То же самое можно сказать об отношении Аврама к своей жене Саре: «Вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом» ( Быт. 12:11 ). Красота Сары нашла подтверждение и в ходе последующих событий. В псалме 44 (представляющем собой, как и Песнь песней, эпиталаму или свадебную песнь) псалмопевец сначала предсказывает невесте, что «возжелает Царь красоты твоей» ( Пс. 44:12 ), а затем, в стихах, изображающих свадебные торжества, читаем, что «одежда ее шита золотом. В испещренной одежде ведется она к Царю» ( Пс. 44:14–15 ).
В библейском понимании природы выражается прежде всего утилитарный подход ( Пс. 103 ), но, вместе с тем, в ряде случаев мы видим восхваление ее красоты. Солнце восходит как «жених из брачного чертога своего» ( Пс. 18:6 ). Цветок в Библии служит символом красоты ( Ис. 28:1, 4, 40:6 ; Иак. 1:11 ). Этот образ находит также выражение в словах Иисуса о «полевых лилиях», которые становятся такими красивыми, что даже «Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» ( Мф. 6:28–29 ). Масличное дерево тоже приводится в качестве примера красоты ( Ос. 14:7 ). А при создании райского сада «произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид» ( Быт. 2:9 ). Песнь песней представляет собой, в сущности, краткую антологию образов красоты природы, в которой описывается, как появляются цветы на земле ( Песн. 2:12 ), как расцветает виноградная лоза ( Песн. 2:13 ), какое благовоние исходит от мандрагор ( Песн. 7:14 ).
Наряду с природой наиболее ярким выражением эстетической красоты для ветхозаветных верующих был храм. Составить определенное представление о том, насколько прекрасным храм казался в глазах иудеев, мы можем из восклицания одного из учеников, когда он выходил из храма вместе с Иисусом: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» ( Мк. 13:1 ). Это перекликается со словами ветхозаветного молящегося о «силе и великолепии во святилище Его» ( Пс. 95:6 ). При восстановлении храма Сам Бог вложил «в сердце царя – украсить дом Господень» ( Езд. 7:27 ). Священные одежды Аарона и его сыновей были «для славы и благолепия» ( Исх. 28:2, 40 ). В окружении такой художественной и архитектурной красоты молящиеся могли «созерцать красоту Господню» ( Пс. 26:4 ) и призывать других «поклоняться Господу в благолепии святыни Его» ( 1Пар. 16:29 ; ср. Пс. 28:2, 95:9 ). В восклицании паломника при виде храма выражается отчасти и эстетическая удовлетворенность: «Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!» ( Пс. 83:2 ).
Красота скинии и храма известна нам, в основном, по библейским рассказам о материалах и приемах, которые использовались при их возведении ( Исх. 25–30 ; Исх. 35–39 ; 3Цар. 6–7 ; 1Пар. 22–27 ; 2Пар. 2–4 ). В кажущемся бесконечным перечне строительных материалов и планов находит выражение очарование художника перед многообразием физических материалов и величием художественного замысла в творческом процессе созидания. Эти главы несут в себе яркий образ художественной красоты, прославления человеческого творчества. Божье одобрение этого художественного творчества проявилось не только в том, что Он Сам предоставил планы для строительства; Он также вдохновлял художников, выполнявших работы ( Исх. 31:6, 35:30–36:1 ). Искусство вообще представлено в Библии образом красоты. Упоминания в псалмах о музыкальных инструментах подтверждают слова псалмопевца о «сладкозвучности» гуслей ( Пс. 80:3 ). Сам по себе литературный по преимуществу характер Библии служит еще одним библейским образом красоты. Один из авторов недвусмысленно заявил, что красота стиля имеет для него важное значение: «Старался Екклесиаст приискивать изящные изречения» ( Еккл. 12:10 ).
Красота Бога. Переход понимания красоты как эстетической категории к духовному отклику, который мы видим в местах, где красота связывается с поклонением в храме, достигает логического завершения в библейском образе красоты Бога. Упоминания о ней вряд ли можно считать проявлением реакции эстетического характера, хотя и нельзя отрицать факт, что языковые средства с эстетическим содержанием в наилучшей степени выражают радость и удовлетворение, которые верующий находит в Боге. Когда Давид говорит, что желает он «одного» – «созерцать красоту Господню и посещать храм Его» ( Пс. 26:4 ), в образе красоты выражается стремление человека увидеть Бога лицом к лицу. На самом деле он ищет Бога, а не красивый образ. В этой красоте Господа выражается один из многих парадоксов христианства, ибо из Писания ясно, что красота Бога относится одновременно к Его буквальному образу и к тому невидимому качеству, которое делает Бога эталоном красоты. В Боге воплощаются духовная красота и красота внешнего облика, как показано в яркой картине «верха красоты», являющейся с Сиона ( Пс. 49:2 ).
Прямые упоминания о связанной с Богом красоте кажутся попытками выразить невыразимое, показать «нетленного, невидимого, единого премудрого Бога» ( 1Тим. 1:17 ). Поэтому мы встречаем такие стихи: «Слава и величие пред лицом Его, сила и великолепие во святилище Его» ( Пс. 95:6 ); «В тот день Господь Саваоф будет великолепным венцом и славною диадемою для остатка народа Своего» ( Ис. 28:5 ). Здесь красота связывается с величием и славой, царским достоинством и всевластием Бога, то есть с понятиями, окутанными тайной, которые приобретут смысл, только когда мы, как к тому стремился Давид, сможем «созерцать красоту Господню» ( Пс. 26:4 ). В то же время красота Бога связывается с конкретными и материальными вещами и реальными местами, такими как венец, диадема и святилище Бога. Исаия обещает, что «глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную» ( Ис. 33:17 ) – в этом стихе зрительный образ искусно сочетается с непостижимой глубиной красоты Господа. Когда Моисей спустился с горы Синай, лицо его просто сияло от того, что он был в присутствии Господа.
В рассказах тех немногих библейских авторов, которые видели Господа, слово красота не употребляется, но оно явно подразумевается. Можно сказать, что, хотя красота не служит определением Бога, Он Сам является эталоном красоты. Описание Господа показывает нам, что такое настоящая красота. Например:
Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном,
и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли серафимы;
у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое,
и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу, и говорили:
свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!
И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями ( Ис. 6:1–4 ).
В видении Иоанна воскресшего и вознесенного Сына Божьего читаем:
И, посреди семи светильников, [я увидел] подобного Сыну Человеческому,
облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом;
глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его – как пламень огненный;
и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи; и голос Его – как шум вод многих;
Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч;
и лицо Его – как солнце, сияющее в силе своей.
И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый.
И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся;
Я есмь первый и последний и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь;
и имею ключи ада и смерти ( Откр. 1:13–18 ).
В этих картинах, безусловно, присутствует образ трансцендентной красоты.
Красоту Бога дополняет красота неба, которое в Книге Откровение изображается местом необыкновенной и непревзойденной красоты. Это особенно ярко показано в подробном описании нового Иерусалима ( Откр. 21 – 22:5 ), где символика украшений, драгоценностей, света, славы и рая создает ошеломляющее впечатление красоты, превосходящей все, что можно увидеть на земле.
Предостережения относительно красоты. При всем преклонении перед земной и небесной красотой в Библии содержатся также предостережения, касающиеся красоты.
Во-первых, земная красота (в отличие от небесной) преходяща, как это явствует из сравнения «красоты» с «увядшим цветком» ( Ис. 28:1 ; ср. Ис. 40:6–8 ).
Во-вторых, красота не может уберечь себя от физического разрушения ( Ис. 64:11 ; Иер. 4:30 ).
В-третьих, красота может соблазнить человека на совершение пагубных в нравственном отношении поступков, таких как прелюбодеяние ( Притч. 6:25 ).
В-пятых, даже в тех случаях, когда за внешней красотой не скрывается уродливая сущность, она все равно не имеет такого значения, как внутренняя духовность.
Такое критическое отношение к внешней красоте находит выражение в как будто бы непримечательном внешнем виде Иисуса. В пророчестве Исаии о пришествии страдающего раба Божьего читаем, что «нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» ( Ис. 53:2 ). Более того, этот страдающий раб «был презрен и умален пред людьми», и «мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» ( Ис. 53:3 ).
Заключение. В Библии образы красоты охватывают широкий спектр понятий от картины рая, в котором Бог насадил деревья, приятные на вид, до блистательного образа небесного Иерусалима, который очаровывает нас на последних страницах Писания. На основании показанных в Библии образов красоты мы можем сделать вывод, что стремление к прекрасному, наряду со способностью осознавать и переживать его, существует в каждой человеческой душе. Хотя в Библии это ясно не заявляется, тем не менее совершенно очевидно, что опыт познания земной красоты пробуждает влечение к более высокой, неизменной и трансцендентной красоте, которую не может показать никакая человеческая жизнь, – стремление к лицезрению Божьей красоты. Несомненно, красота святого города (и его предвестника – Сиона с храмом) неотделима от славы Бога, Который Сам есть ее Источник, ее Храм и ее Свет. На небе Его лицо увидят все Божьи служители, как того страстно желал Давид: «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их» ( Откр. 22:3–4 ). И, увидев Бога, они впервые увидят красоту в самом чистом ее выражении.
См. также: АДАМ, ДЕРЕВО, ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ И МЕТАЛЛЫ, ЖЕНЩИНА, ИЕРУСАЛИМ, ЛЮБОВНЫЕ ИСТОРИИ, МУЖЧИНА, ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ, САД, СВЕТ, СИОН, СЛАВА, ХРАМ, ЦВЕТЫ.
Библиография: P. Sherry, Spirit and Beauty: An Introduction to Theologi cal Aesthetics (Oxford: Oxford University Press, 1992).
W.A.Dyrness, «Aesthetics in the Old Testament: Beauty in Contexts», JETS 28 (1985) 421–432.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»