биоакустическая коррекция головного мозга вред

Восстановление когнитивных функций у больных с органическими поражениями головного мозга в комплексной медицинской реабилитации с применением метода биоакустической коррекции

Авторы:
К.В. Константинов*, М.А. Грицышина**, Г. Э. Нефедова**
ГУ НИИ экспериментальной медицины РАМН*, ГУЗ МСЧ №18**, Санкт-Петербург, Россия

Опубликовано: Клиническая медицина, №5, 2012, с. 36-39

биоакустическая коррекция головного мозга вред

биоакустическая коррекция головного мозга вред

Быстрый заказ

Свяжитесь с нашей службой поддержки клиентов, если у Вас есть какие-либо вопросы.

Свяжитесь с нами

Свяжитесь с нашей службой поддержки клиентов, если у Вас есть какие-либо вопросы.

Свяжитесь с нами

Свяжитесь с нашей службой поддержки клиентов, если у Вас есть какие-либо вопросы.

Свяжитесь с нами

Свяжитесь с нашей службой поддержки клиентов, если у Вас есть какие-либо вопросы.

Свяжитесь с нами

Свяжитесь с нашей службой поддержки клиентов, если у Вас есть какие-либо вопросы.

Соглашение об обработке персональных данных
В целях соблюдения 152-ФЗ
«о защите персональных данных»

Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои данные на Сайте название_сайта (далее – Сайт), путем заполнения полей форм обратной связи Пользователь:

Пользователь дает свое согласие на обработку его персональных данных, а именно совершение действий, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», и подтверждает, что, давая такое согласие, он действует свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.

Настоящее согласие Пользователя признается исполненным в простой письменной форме, на обработку следующих персональных данных: фамилии, имени, отчества; года рождения; места пребывания (город, область); номеров телефонов; адресов электронной почты (E-mail).

Пользователь, предоставляет название_сайта право осуществлять следующие действия (операции) с персональными данными: сбор и накопление; хранение в течение установленных нормативными документами сроков хранения отчетности, но не менее трех лет, с момента даты прекращения пользования услуг Пользователем; уточнение (обновление, изменение); использование; уничтожение; обезличивание; передача по требованию суда, в т.ч., третьим лицам, с соблюдением мер, обеспечивающих защиту персональных данных от несанкционированного доступа.

Указанное согласие действует бессрочно с момента предоставления данных и может быть отозвано Вами путем подачи заявления администрации сайта с указанием данных, определенных ст. 14 Закона «О персональных данных». Отзыв согласия на обработку персональных данных может быть осуществлен путем направления Пользователем соответствующего распоряжения в простой письменной форме на адрес контактной электронной почты указанной на сайте название_сайта.

Сайт не несет ответственности за использование (как правомерное, так и неправомерное) третьими лицами Информации, размещенной Пользователем на Сайте, включая её воспроизведение и распространение, осуществленные всеми возможными способами. Сайт имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения. Ссылка на действующую редакцию всегда находится на страницах сайта: название_сайта.ru

К настоящему Соглашению и отношениям между пользователем и Сайтом, возникающим в связи с применением Соглашения подлежит применению право Российской Федерации.»

Источник

Биоакустическая коррекция (БАК): часто задаваемые вопросы

С 2015 года центр «Логопед-Профи» предлагает новую услугу — биоакустическую коррекцию. Этот метод позволяет восстановить нормальную работу мозга ребенка, если по каким-либо причинам она нарушена. Подробно о БАК можно прочитать здесь, а в данной статье мы собрали самые часто задаваемые вопросы родителей об этой процедуре — и дали на них ответы.

— Чем БАК отличается от метода Томатиса, микрополяризации? Как они сочетаются?

БАК — это воздействие акустическим сигналом, согласованным с функциональной активностью мозга в реальном времени, для активации работы регуляторных структур. Микрополяризация — воздействие постоянными токами для стимуляции ЦНС. Сигнал, который используется в методе Томатиса, в отличие от БАК, не согласован с функциональной активностью мозга в текущем времени, поэтому не так эффективен. БАК оказывает более направленное и естественное для организма воздействие. При этом БАК сочетается с поляризацией, уменьшая риск побочных эффектов (не рекомендуется делать в один день), и с Томатисом (можно в этот же день).

— Какую эффективность показывает БАК у детей с КИ (РАС, синдромом Дауна)?

По этой ссылке можно посмотреть данные эффективности БАК при разных диагнозах. В целом, БАК помогает улучшить психоэмоциональное состояние как у детей, так и у взрослых: нормализуется сон, мышечный тонус, снижается нервозность, депрессивность, тревожность, агрессивность. Метод прошел клинические испытания и зарекомендовал себя в восьми ведущих медицинских учреждениях Москвы и Санкт-Петербурга.

— Можно ли совмещать БАК с занятиями со специалистами, как это делать правильно?

Можно и даже нужно, но если ребенок не контактный, или плохо понимает обращенную речь, или просто не хочет выполнять задания педагога или логопеда, курс БАК лучше пройти до занятий.

— Может ли БАК чем-то навредить ребенку (всё-таки там идет «работа с мозгом»)?

Нет. Воздействие физиологично и естественно для организма, происходит через естественный сенсорный канал — слуховой анализатор. Но обязательно надо выполнять методические указания.

— Если аппарат даст сбой или придется прервать занятие/курс по другим причинам, чем это грозит, опасно ли?

Нет, не опасно. Так как даже если курс прерван во время обострения, в течение нескольких дней произойдет компенсация. Но разработчики настоятельно рекомендуют проходить БАК курсами, чтобы не дискредитировать метод.

— Есть ли гарантия результата?

Эффективность зависит от выраженности заболевания. Например, эффективность при СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), то есть достоверные данные улучшения по признакам и снижению выраженности симптомов, составляет около 85% при курсе 12 процедур. Но это не значит, что остальные 15% вообще не получат никакой результат. Это значит, что надо продолжить процедуры.

— Процедуры дают временный эффект, то есть надо ходить постоянно?

Нет. В большинстве случаев у детей эффект закрепляется. При СДВГ после пройденного курса БАК в повторном курсе нуждаются около 15% пациентов. При ЗПРР и нарушениях речи эффект от проведенного курса остается. Но если у ребенка при полученном эффекте есть оставшиеся нарушения (речи и поведения), то конечно, необходимо продолжить процедуры.

Источник

Биоакустическая коррекция головного мозга вред

Ожидайте

Перезвоните мне

биоакустическая коррекция головного мозга вред

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

биоакустическая коррекция головного мозга вред

Аннотация: У детей с дефицитом вербальной коммуникации и нарушениях эмоционально-волевого тонуса формируются деструктивные формы поведения.

Статья:

Что такое биоакустический метод

У детей с дефицитом вербальной коммуникации и нарушениях эмоционально-волевого тонуса формируются деструктивные формы поведения. Разработка ориентированного индивидуального плана раннего вмешательства в данном случае является перспективной. Одним из способов коррекции при пороках психофизического развития и фенотипах отклоненяющегося поведения у детей является биоакустический метод лечения.

Метод биоакустической коррекции основан на компьютеризированном преобразовании электроэнцефалографии (ЭЭГ) пациента в акустические сигналы. Это позволяет пациенту «слышать, как работает его мозг» в режиме реального времени с использованием системы Синхро-С (Синкор, Санкт-Петербург, Россия).

Биоакустический метод (БАК) является неинвазивным методом с широким спектром применения:

Эффективность метода обусловлена активацией диэнцефальных и мезодиэнцефальных структур головного мозга, которые обеспечивают процессы саморегуляции.

Обращаем внимание: процедура оказывает влияние на уровне клеток и считывает информацию с глубинных структур мозга, в результате чего и наблюдается нормализация работы мозга.

Как этот метод применяется при аутизме

Биоакустический метод лечения аутизма способствует:

Клинические исследования относительно влияния БАК на развитие детей с аутистическим спектром проводились на протяжении 25 лет, и с каждым годом эффективность методики только подтверждалась.

Как проходит терапия

Процедура назначается детям с аутизмом старше 1 года. Пациент перед проведением терапии должен удобно разместиться на кушетке или в кресле (один сеанс обычно длится 20 минут).

Доступное положение: полулежачее, лежачее или сидячее. Пациент должен полностью расслабиться. Можно закрыть глаза или заниматься любой деятельностью, которая не подразумевает активности головного мозга (например, рассматривание картинок).

Рядом с детьми дошкольного возраста рекомендуется находиться родителям, которые будут следить за спокойствием ребенка.

К мочкам ушей и голове крепятся специальные датчики, которые будут считывать по 4 каналам ЭЭГ, а на уши одеваются наушники. Врач запускает аппарат. Пациент прослушивает шумы природы, спокойные звуки или расслабляющую музыку. В этот период ЭЭГ записывает все параметры мозговой деятельности (индексометрический и кросскорреляционный анализ) и выдает заключение.

биоакустическая коррекция головного мозга вред

Процедура может проходить в кресле

БАК – это полностью безопасная и безболезненная методика вне зависимости от сложности заболевания. Прежде чем посетить процедуру, рекомендуется посетить консультацию невролога.

Плюсы и минусы данного метода в таблице

Метод был разработан группой русских нейрофизиологов в «Институте Экспериментальной Медицины» Павлова в начале 1990-х годов и обладает следующими преимуществами и недостатками.

ПреимуществаНедостатки
Не вызывает привыкания и практически не обладает противопоказаниямиПротивопоказан в послеоперационный период (6 месяцев после хирургического вмешательства)
Неинвазивный метод лечения психических и физических отклоненийМожет спровоцировать осложнения при наличии инфекционных заболеваний головного или спинного мозга
Допускается с раннего детского возраста до глубокой старостиС осторожностью проводить БАК при наличии острых эпилептических припадков при аутизме
85% эффективности15% пациентов не реагируют на методику (результаты многолетних исследований)
Совмещение с иными народными, инструментальными и медикаментозными методами леченияЦена и количество сеансов – чтобы увидеть положительную динамику рекомендуется проводить 3-5 курсов по 7-15 сеансов, длительность одного сеанса – 20 минут
Наблюдение за динамикой улучшения работы головного мозга в режиме реального времени
Получение анализа и оценки эффективности сеанса сразу после завершения процедуры
Безболезненная и безопасная процедура
Индивидуальный подход к каждому пациенту
Не вызывает привыкания

Более 25 лет исследований показало полное отсутствие побочных эффектов при условии соблюдения всех предостережений лечащего врача.

Какой врач занимается лечением по данному методу

Биоакустическую коррекцию при аутизме проводит невролог или психоневролог. Так как методика обладает высоким процентом эффективности, ее применяют во многих центрах для лечения и коррекции поведения при аутизме и иных психических расстройствах.

БАК при аутизме: отзывы

На форумах активно обсуждают методику БАК при аутизме. В таблице собраны отзывы родителей, которые уже проходили со своими детьми сеансы или только собираются.

ПоложительныеОтрицательные
Начали проходить БАК с сыном (нам 8 лет). На первой процедуре пришлось использовать мобильный телефон и включить мультики.

Конечно, ЭЭГ было в шоке, так как мозг сына находился в активном состоянии, зато мы в такой способ ознакомились с новой процедурой без стресса. На второй сеанс мы пришли, и он спокойно пролежал все 20 минут, а с третьего раза так вообще начал засыпать на 2 минуте.

Скажу честно, мы прошли один курс, я заметила, что наш Олежек стал спокойнее, его стали интересовать новые игрушки, он проявляет интерес к общению и с удовольствием осваивает новые слова.

Теперь будем проходить процедуру каждый квартал, уверена, что результаты будет еще лучше.

П.С.: еще, так приятно сидеть и наблюдать в реальном времени, как мозг твоего ребенка работает лучше с каждой минутой. (Анна)

Все, конечно, хорошо, и отзывы шикарные, вот только есть один и для нас существенный минус – цена. Так как у меня еще двое деток, я просто не тяну финансово даже 7 курсов. И это просто мучительно осознавать, что не в силах ничего сделать. (Ольга)Я только присматриваюсь к процедуре, нам 4 годика, проходили и АВА- терапию, и иные методики, а тут порекомендовали БАК. Через неделю начнем ходить, тем более у нас клиника недалеко. (Нина)Биоакустический метод лечения доступен только в частных крупных клиниках, а вот в региональных данная методика лечения недоступна. Вот, например, мне, чтобы отвезти ребенка, на сеанс надо проехать 82 километра в одну сторону и обратно.

Ребенку с аутизмом это расстояние дается очень сложно, а кататься нужно через день без перерывов. Нам пока 5 лет, искренне надеемся, что скоро и в нашей поликлинике начнут практиковать БАК. (Рита)

Нам аутизм поставили в 2,8. Дочь была полностью отрешенная от мира, где-то глубоко сама с собой была. Наш невропатолог посоветовала пройти курс биоакустической коррекции. Не надеялись даже на положительный результат, но с мужем начали водить по очереди, так как пропускать сеансы не рекомендуется, даже в праздники водили.

После первого курса нашу малышку как подменили, мы начали складывать пирамидку, наблюдать за котом и интересоваться тем, что папа делает в ноутбуке (он у нас дизайнер). Для нас это уже огромный прогресс, и мы намерены двигаться вперед. (Виталия)

Как хорошо, что наша медицина не стоит на месте, и многие клинки начали использовать БАК для лечения детей с аутистическим синдромом.

Мы перед школой проходили 2 курса, что позволило нам пойти в первый класс, пусть на индивидуальное обучение, зато дочь входит в контакт с учителем, и у нее даже получается делать самостоятельно некоторые задания. В планах пройти еще курс в ближайшее время, ждем очередь. (Яна)

У нас соседский мальчик уже в возрасте 18 лет проходил курсы биоакустической коррекции. Как рассказывала его мама, так у него исчезли приступы паники, он стал более спокойным, наладился сон, и даже появились навыки самообслуживания, другими словами он начал делать то, чему его не могли научить за 18 лет. (Полина)

Вывод

БАК помогает ребенку с аутистическим синдромом научиться «слушать свой мозг» с помощью специального программно-аппаратного комплекса, который преобразует электрические биопотенциалы мозговых клеток в звуковую информацию.

Методика способствует восстановлению нейронной проводимости между корой головного мозга и подкоркой, стимулируя процессы регенерации. Процедура безболезненная, расслабляющая, доступна с раннего возраста.

Источник

Биоакустическая коррекция головного мозга вред

Ведущим психологическим звеном в патогенезе шизофрении считают недостаточность мотивации, вызванную нарушением регуляции в системе эмоционального подкрепления. При дефиците эмоциональной и волевой сферы у больных формируется деструктивное поведение, часто сопровождающееся аффективными расстройствами. В связи с этим актуальна проблема компенсации аффективных нарушений. Предварительные исследования подростков, больных шизофренией с депрессивным синдромом, показали низкую эффективность лечебного воздействия различных вариантов когнитивной коррекции эмоционального состояния методом ЭЭГ-зависимой биологической обратной связи (ЭЭГ-БОС). Несмотря на тщательный отбор больных и положительную мотивацию к процедурам ЭЭГ-БОС, подростки отказывались от продолжения лечения. Учитывая психопатологические особенности личности больных шизофренией с депрессивным синдромом, а также с целью уменьшения доли участия когнитивных функций в коррекции аффективных расстройств более адекватно применение методов лечения на основе непроизвольной саморегуляции состояния.

Цель работы заключалась в исследовании возможности коррекции аффективных расстройств с помощью метода БАК у подростков с дебютом вялотекущей шизофрении.

Материал и методы

Обследованы 17 подростков мужского пола в возрасте 15-17 лет с дебютом вялотекущей шизофрении, находившихся на стационарном лечении в Городской психиатрической больнице №3 им. И.И. Скворцова-Степанова Cанкт-Петербурга. Диагноз шизофрении был поставлен на основании данных психиатрического обследования. Заболевание проявлялось неврозоподобными и психопатоподобными расстройствами.

Все больные прошли курс функционального лечения с использованием процедур БАК, которые проводились на основе компьютерного комплекса Синхро-С (производство ООО «СинКор», Санкт-Петербург, Россия). Процедуры заключались в прослушивании больными в реальном времени акустического образа собственной ЭЭГ. Регистрация ЭЭГ проводилась по четырем каналам в точках Fp1, Fp2, O1, O2 униполярно относительно объединенных ушных электродов с частотой дискретизации 250 Гц.

Акустический образ создавали на основе регистрируемой ЭЭГ путем транспонирования ее на компьютере в область слышимых частот. Следует отметить, что в соответствии с характером преобразования звучание акустического образа ЭЭГ носило полифонический характер и в ряде случаев обладало выраженными музыкальными свойствами. Полученный таким способом акустический образ ЭЭГ в реальном времени предъявляли пациенту, которому во время сеанса предлагалось слушать «работу собственного мозга».

Курс лечения БАК состоял из 7-10 процедур, длительность каждого сеанса 20 мин. Все больные имели установку на лечение.

Обследование включало анализ ЭЭГ, измерение латентных периодов (ЛП) сенсомоторной реакции на визуальные и акустические сигналы.

При изучении биоэлектрической активности мозга на основе периодометрического анализа вычисляли среднее значение доли периодов колебаний ЭЭГ α-, β-, θ- и δ-диапазонов за весь сеанс, а также оценивали уровень межполушарной асимметрии периодограмм ЭЭГ лобных и затылочных отведений.

Процедуры БАК проводили на фоне фармакотерапии (нейролептики, ноотропы, инстенон, глицин, витамины). Занятия проводились в первой половине дня, нейролептики на это время исключали.

Психическое состояние больных изучали с применением тестов САН, Спилбергера-Ханина и Зунга.

Контролем служили результаты наблюдений здоровых подростков того же возраста, полученные нами ранее [5].

Статистический анализ проводили с использованием программного пакета Statistica. Оценку достоверности вычисляли по t-критерию Стьюдента.

Результаты и обсуждение

Перед началом лечения у больных были выявлены сохранность сознания, отсутствие бреда и обманов восприятия, правильная ориентировка в месте, времени, собственной личности. Подростки жаловались на плохое настроение, сложные отношения с родными, особенно матерью, страхи и ночные кошмары. Они были эмоционально неустойчивы, конфликтны, ранимы к критике. Поведение подростков с депрессией проявлялось постоянной тревогой, снижением уровня эмоциональной и волевой сферы при относительно сохранном интеллекте. Они остро переживали внезапно возникшее чувство одиночества, неполноценности, состояние беспомощности («выученная беспомощность»). Больные не могли решать собственные проблемы, у них не было желания продолжать работу, учебу. Имеющиеся расстройства приводили к развитию деструктивного поведения с развитием алкогольной или наркотической зависимости, появлением суицидальных мыслей. При обследовании с помощью теста Спилбергера-Ханина была выявлена умеренная реактивная (36-40 баллов) и высокая личностная (44-58 баллов) тревожность. Уровень депрессии составил 41-53 ед. по шкале Зунга. Субъективная оценка времени в 1 мин равнялась 25-30 с при норме 40-50 с.

Имеющиеся аффективные расстройства (тревога, страх, депрессия), по-видимому, обусловлены дефицитом положительной мотивации, вызванной нарушением в системе управления мезокортико-лимбических структур мозга [3, 4]. Нарушения в сфере эмоционального подкрепления приводили к рассогласованию системных механизмов регуляции ЦНС (внимание, память, интеллект, поведение), предрасполагающих к развитию шизофренического дефекта. Дисфункция таламокортикальных структур приводила к нарушению когнитивной сферы. Был проведен анализ состояния психических процессов по основным свойствам функции внимания, измеренным по сенсомоторным реакциям.

Установлено, что наиболее сложными задачами для испытуемых оказались дифференцирование акустических и визуальных слов и умение правильно различать последовательность тонов. В этих тестах у больных шизофренией наблюдается существенное увеличение значений ЛП и (или) наибольшее количество ошибочных реакций (см. таблицу). биоакустическая коррекция головного мозга вредМожно заключить, что дисфункция селективного внимания является значимым маркером патогенеза шизофрении.

Выявлено, что в психической сфере у большинства подростков мышление конкретное, без выраженных структурных нарушений. Пословицы и поговорки трактуют в основном правильно. Интеллект соответствовал полученному образованию и воспитанию. По результатам тестов на запоминание слов, исключение лишнего понятия, арифметический счет отсутствовало затруднение в активном и отсроченном запоминании, имелся высокий уровень абстрагирования. В то же время обнаружена нечеткость и непоследовательность суждений, нарушение целенаправленности и логического строя мышления и его критичности. Подростки не имели конструктивных способов эмоциональной разрядки, были склонны к уходу от реальности (с помощью алкоголя, наркотиков), суицидам. К своему состоянию и поведению они были некритичны.

Наличие в исходной фоновой ЭЭГ в начале сеансов БАК высокой интенсивности медленной активности, слабо выраженного α-ритма, сохранение высокой интенсивности θ-активности свидетельствуют об онтогенетической незрелости механизмов саморегуляции ЦНС. Ранее этот факт был обнаружен у подростков с девиантным поведением, когда при сниженной выраженности α-ритма увеличивалась интенсивность θ-ритма как проявление неспецифического механизма компенсации в адаптивной регуляции функций [6]. У больных подростков в исходном состоянии имелась выраженная асимметрия ритмической структуры ЭЭГ.

В процессе процедур БАК была выявлена реструктуризация биоэлектрической активности головного мозга. Среднее значение δ-активности у 8 человек в точках Fp1, Fp2 снизилось с 15,3±4,4 до 12,2±3,1% (p [1] Патент №2410025 от 17.02.09 (Константинов К.В. Способ нормализации психофизиологического состояния).

Источник

Биоакустическая коррекция для пациентов с очаговыми поражениями головного мозга

Введение

На 2 этапе реабилитации пациентов с очаговыми поражениями головного мозга помимо нарушений функций движения часто наблюдаются нарушения когнитивных функций той или иной степени выраженности, что само по себе значительным образом влияет не только на качество жизни пациентов, но также на реабилитационный прогноз в целом [1, 2, 3, 4, 5].

Следует отметить, что с целью коррекции нарушений когнитивных функций у пациентов с очаговыми поражениями головного мозга различного генеза в настоящее время используются две основные стратегии: лекарственная терапия и когнитивные тренировки в том или ином виде [1, 2, 3, 4].

Среди лекарственных способов коррекции нарушений когнитивных функций при сосудистых заболеваниях головного мозга широко используются несколько групп препаратов: нейропротекторы, вазоактивные препараты, препараты метаболического действия, нейротрофические препараты, препараты с дофаминергическим, холинергическим и антиглутаматергическим действием [1]. Однако, несмотря на большое разнообразие групп препаратов, использующихся для коррекции нарушений когнитивных функций вследствие очаговых поражений головного мозга, эффективность ни одного из применяющихся препаратов не является достаточной, поэтому препараты, как правило, применяются в комплексе. Кроме того, для развития значимого терапевтического эффекта необходим их длительный курсовой прием, а наличие побочных эффектов в ряде случаев ограничивает их применение.

Вторым общепринятым направлением коррекции нарушений когнитивных функций при очаговых поражениях головного мозга являются когнитивные тренировки либо под руководством медицинского психолога, в т.ч. по классическим стимульным методикам А.Р. Лурии [4, 7], либо с помощью специализированных компьютерных программ типа Scientific brain training PRO, Happymozg, Wikium, Neuronation, Lumosity. Компьютерные когнитивные тренировки иногда называют общим термином брейн-фитнес. Следует отметить, что когнитивные тренировки как самостоятельный метод коррекции когнитивных нарушений имеет многолетний опыт успешного применения, в т.ч. и при использовании его в качестве монотерапии, однако, как и в случае с медикаментозным лечением, эффективность когнитивных тренировок часто является недостаточной.

При этом изучению других нелекарственных технологий, включая многочисленные физиотерапевтические методики с положительным влиянием на когнитивные функции, уделяется недостаточное внимание. Лишь в единичных источниках можно встретить описание методов физиотерапии, кинезотерапии, биологической обратной связи, обладающих значительным эффектом в отношении коррекции нарушений когнитивных функций вследствие очаговых поражений головного мозга, в первую очередь при ПИКН [6].

Перспективным методом коррекции нарушений когнитивных функций у пациентов с функциональными нарушениями и морфологическими повреждениями головного мозга является биоакустическая коррекция (БАК ) 8.

Содержание концепции непроизвольной саморегуляции заключается не в технической или когнитивной компенсации нарушенных физиологических реакций, а в активации естественных процессов саморегуляции и восстановительных функций организма, которые в норме осуществляются непроизвольно, но оказались подавлены в результате неблагоприятного сочетания факторов внешней среды, болезни или индивидуально-личностных особенностей. Активация естественных восстановительных процессов осуществляется сенсорной (в данном случае акустической) стимуляцией, скоррелированной с текущей биоэлектрической активностью мозга. Скоррелированность сенсорного потока с эндогенной биоэлектрической активностью мозга создает благоприятные условия реализации процессов нейропластичности. В этой связи, необходимым и практически единственно важным условием применения метода БАК является доступность (открытость) сенсорного «входа» пациента [9].

Материалы и методы

С целью оценки эффективности биоакустической коррекции в когнитивной реабилитации пациентов с очаговыми поражениями головного мозга различного генеза было проведено динамическое обследование 147 пациентов с нарушениями когнитивных функций, проходивших реабилитационное лечение на 2-м этапа в отделении реабилитации СПб ГБУЗ «Николаевская больница» в 2015-2017 гг.

Контрольную группу составили 106 пациентов (59 женщин и 47 мужчин, средний возраст 60,0±12,4 лет). В опытной группе с применением БАК наблюдался 41 пациент (16 женщин и 25 мужчин, средний возраст 58,6±11,3 года). Группы были сопоставимы между собой по полу и возрасту.

Кроме того, для интегральной оценки различных когнитивных функций (гнозис, внимание, память, чтение, письмо, речь, счет) применяли балльную оценку, выставляемую психологом или логопедом по следующему алгоритму: 0 баллов – нет нарушений функции (условный уровень функционального дефицита менее 4%), 1 – легкое нарушение функции (дефицит – 5-24%), 2 – умеренное нарушение функции (дефицит – 25-49%), 3 – тяжелое нарушение функции (дефицит – 50-95%) и 4 – абсолютное нарушение функции (дефицит функции более 95%).

Методика вмешательства в контрольной группе состояла в пероральном приеме как минимум одного препарата с положительным когнитивнотропным действием, назначенного либо неврологом, либо психиатром. Среди таковых препаратов с учетом показании и противопоказаний назначались Акатинол Мемантин, Цитиколин, Фенотропил. Кроме того, пациентам контрольной группы проводились 10 ежедневных стандартизированных занятий с нейропсихологом в течение 1 часа по классическим стимульным методикам А.Р. Лурии [7]. Таким образом, пациенты контрольной группы получали стандартную комплексную медикаментозно-психологическую терапию когнитивных нарушений вследствие очаговых поражений головного мозга.

Побочные эффекты при проведении данного вида терапии не наблюдались.

Из рисунка 12 видно, достоверной разницы во влиянии на качество жизни между группой БАК и контролем выявлено не было.

Обсуждение

Различные варианты сенсорной стимуляции традиционно используются в программах когнитивной реабилитации пациентов с поражением головного мозга. Стоит отметить, что нейропсихолгические занятия и тренировки по своей сути являются, в том числе, вариантом полимодальной сенсорной стимуляции. Помимо классического подхода в виде занятий с медицинским психологов, существует ряд других методов сенсорной стимуляции, способствующих активации нейропластичности, лежащей в основе восстановления неврологического и когнитивного дефицита после мозговой катастрофы. Среди таких методов часто и с различной степенью эффективности применяются технология «Mind Machine», метод «бинауральных биений», нейроакустические тренировки, адаптивная саморегуляция на основе биологической обратной связи (БОС ), музыкотерапия с задействованием «эффекта Моцарта» [9].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *