бизнес системы теория и практика
Бизнес системы теория и практика
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Тысленко А.Г. «Бизнес-системы. Теория и практика.»
Учитывая содержимое книги я бы назвал ее «TAG-технология и предпосылки возникновения». Но тогда бы из названия вытекал только рекламный характер данного произведения и упускался ряд достоинств данной книги. А к ним стоит отнести подымаемый автором вопрос об отсутствии единых взглядов и толкований на управление и организационные системы. Собственно разносторонние взгляды на одни и те же явления должны только положительно сказываться на конечном результате. Если бы только отсутствие единого глоссария не возводило непреодолимых стен между разными школами и не мешало руководителям пользоваться достижениями науки. В конечном итоге можно наблюдать, как на практике менеджеры «дергают» определенные рычаги для повышения одного процесса без учета их влияния на другие и факторов, воздействующих на сам процесс.
Обычно мое знакомство с учебниками о системном анализе в экономике сталкивается с очередным изложением основ системного анализа, а вот его приложение к экономике остается за рамками книг. В рассматриваемом нами произведении есть и то и другое! Хотя, неплохо было бы читателю познакомиться с теорией систем из уст других авторов.
Данная книга задумана, как учебник. Не знаю, оправдывает ли она такое позиционирование, но возможно поможет практикам чуть структурировать знания и опыт, подтолкнет их к поиску новых идей. А у теоретиков, научного сообщества после знакомства с книгой появится мысль о консолидации знаний в области организационных систем, поиска общего знаменателя и написания более интересных и полных книг по данной тематике.
Состоит книга из двух равных частей: теории и предпосылок возникновения предлагаемой автором модели описания организации; технологии исследования бизнес-систем.
Попытка концептуального взгляда на исследование организаций вынуждает автора создать словарь терминов. Еще древние греки считали, что перед дискуссией стоит определиться с понятиями. Но попытку автора я бы не назвал удачной.
Подобная книга должна бы помочь читателю в дальнейшем изучении подымаемых вопросов, но ссылки на литературу приведены только в предисловии, а в списке литературы не представлены (на мой взгляд) знаковые книги, способствующие углубленному взгляду.
К плюсам могу отнести описание основных средств моделирования процессов. Правда в очень сжатой форме.
Во второй части предложен алгоритм проведения исследования организации с целью составления модели «Как есть». Он довольно подробный. Например, указывается состав команды исследователей с описанием функций и приводится обоснование количественного состава специалистов в группе. Предложенная информация может быть интересна консультантам, менеджерам, желающим самостоятельно организовать проект по исследованию.
Наверняка найдутся те, кто усомнится что заявленная автором цель книги может быть достигнута в рамках методологии теории системного анализа и скажут, что для этого она даже служит ограничителем. Но в любом случае низкий поклон автору за то, что он пытается расшевелить «улей» менеджмента и поднимает насущные вопросы. Ведь отсутствие у руководителей системного взгляда на существующие в организациях явления мешает повышению эффективности последних. И этому способствует нынешнее бизнес-образование, в котором перечень дисциплин в основном ограничивается рамками менеджмента, оставляя за скобками достижения кибернетики, теории регулирования, матмоделирования, самоорганизации и других.
Когда мы берем в руки книгу не развлекательной направленности, то надеемся, конечно же, получить конкретный ответ на имеющийся (не всегда даже сформулированный) внутри нас вопрос, вынуть из книги ножовку для распилки собственных проблем. Но с одной стороны инструмент не может стоить триста рублей, а с другой никто не обещал, что он существует. Поэтому спасибо тем авторам, которые помогают нам самим создавать его.
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА..
Часть 1 ТЕОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ
1. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ
1.1. Основные положения системного анализа
1.1.1. Классификация проблем
1.1.2. Методология системного анализа при исследовании сложных систем
1.1.3. Постановка проблемы совершенствования систем
1.1.4. Типовые проблемы
1.2. Основные процедуры системного анализа
1.2.1. Декомпозиция объектов анализа
1.2.2. Агрегирование объектов анализа
1.2.3. Основы концептуального моделирования сложных систем
1.3. Сущность системного подхода. Системный подход как основа системного анализа
1.3.1. Структурный анализ
1.3.2. Особенности анализа организационных систем
1.4. Концепция системного анализа организационных систем
1.5. Глоссарий
1.5.1. Комментарий к глоссарию
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
2.1. Понятие организационной системы
2.2. Классификация организационных систем
2.3. Организационные отношения
2.4. Организация системы
2.5. Принципы, категории и критерии организации
Термины и определения
Вопросы для самопроверки
3.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
3.1. Субъекты и объекты
3.2. Влияние
3.3. Взаимодействие. Возникновение процессов
3.4. Реакция и изменение состояния
3.5. Система
3.6. Ресурс
3.7. Система-конструкция и процесс-система
3.8. Виды систем
3.9. Управление. Контур управления
3.9.1. Базовые функции управления
3.9.2. Общие функции управления
3.9.3. Специальные функции управления
Термины и определения
Вопросы для самопроверки
4. ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПОНЯТИЕ СВЯЗИ СИСТЕМЫ И ПРОЦЕССОВ
4.1. Среда существования систем
4.2. Возникновение требования внешней среды
Термины и определения
Вопросы для самопроверки
5. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Термины и определения
Вопросы для самопроверки
6. ПРОЦЕССЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ
6.1. Базовые процессы организационной системы
6.2. Производственные процессы
6.3. Вспомогательные процессы
6.4. Процессы реализации коммуникатирования
6.4.1. Маркетинг
6.5. Процессы обеспечения качества
6.6. Ограничивающие процессы
6.7. Процессы регулирования
6.8. Процесс управления комплексным ресурсом
6.9. Бизнес-процесс
Термины и определения
Вопросы для самопроверки
7. УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
7.1. Способы управления
7.2. Условия оптимального управления
7.3. Общая характеристика задач управления
7.4. Управление в реальных организационных системах
7.4.1. Оценка параметров характеристик состояния процессов
7.4.2. Управление процессами
7.4.3. Управление состоянием ресурсов
7.4.4. Управление структурой системы
7.4.5. Управление состоянием людей
Термины и определения
Вопросы для самопроверки
8. МОДЕЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ
8.1. Кибернетический подход к исследованию сложных систем.
Информационная модель организационной системы
8.1.1. Комплексная кибернетическая модель организационной системы
8.1.2. Условность комплексной кибернетической модели
8.1.3. Комплексный характер кибернетического подхода
8.2. Продуктовая модель организационных систем
8.3. Концептуальная модель организационной системы
8.3.1. Система управления
8.3.2. Исполнительная система
8.3.3. Вспомогательная система
8.3.4. Система реализации коммуникатирования
8.3.5. Система обеспечения качества
8.3.6. Блок интегрального мониторинга системы
8.4. Модели структуры
8.5. Модели регулирования
8.6. Модели мотивации
Термины и определения
Вопросы для самопроверки
9. НОТАЦИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ
9.1.SADTIDEF
9.2. Методология ARIS
9.3. ФИСОМ.ТАС-технология
9.4. Сравнительные характеристики нотаций и средств моделирования
Вопросы для самопроверки
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Часть 2 ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ
2.1. Содержание комплекса работ по моделированию бизнес-процесса
2.2. Перечень подготовительных работ
2.3. Формирование команды исследователей
2.3.1. Состав исследовательской группы
2.3.2. Результаты этапа работ
2.4. Подготовка к проведению исследования
2.4.1. Задачи этапа
2.4.2. Порядок работ
2.4.3. Подготовка рабочих мест для членов рабочей группы
2.4.4. Выбор видов исследуемых процессов
2.4.5. Первичное анкетирование персонала
2.4.6. Построение схемы организационной структуры и каталога субъектов
2.4.7. Выделение базовых процессов
2.4.8. Моделирование организационной структуры исследуемого объекта
2.4.9. Подготовка к моделированию выбранных процессов
2.4.10. Подготовка библиотеки проекта
2.4.11. Результаты подготовительного этапа
2.5. Сбор информации и построение модели
2.5.1. Принципы сбора информации
2.5.2. Способы сбора информации
2.5.3. Порядок обследования
2.5.4. Типовые проблемы интервьюирования
2.5.5. Обработка результатов опроса
2.6. Моделирование исследуемых процессов
2.7. Результаты этапа работ
2.8. Проблемы и их разрешение
3. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
4. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ
4.1. Функции руководителя проекта
4.1.1. Руководство проектом
4.1.2. Управление реализацией технологии
4.1.3. Управление группой
4.1.4. Отчетность руководителя проекта
4.2. Функции методиста проекта
4.2.1. Управление группой
4.2.2. Управление темпом работ
4.3. Цикл работы руководителя проекта и цикл работы группы
4.4. Порядок осуществления руководства проектом
4.4.1. Планирование работ
4.4.2. Виды контроля работ
4.5. Типичные проблемные ситуации и ошибки
4.5.1. Управление конфликтом
4.6. Документация, используемая при руководстве проектом
4.7. Порядок проведения исследования
5. БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
5.1. Защита библиотеки проекта
5.2. Организация рабочего места
5.3. Общие принципы обмена информацией
5.4. Основные ошибки и их возможные последствия для проекта
6. СХЕМА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
6.1. Ведение схемы организационной структуры
6.1.1. Область дерева субъектов
6.1.2. Учетная информация
7. КАТАЛОГ СУБЪЕКТОВ
7.1. Ведение каталога субъектов
7.1.1. Спецификация каталога субъектов
7.1.2. Учетная информация
8. КАТАЛОГ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ
8.1. Ведение каталога форм документов
8.1.1. Спецификация каталога форм документов
8.1.2. Учетная информация
8.2. Проверка каталога форм документов
9. СПИСОК ПОЛЕЙ ДОКУМЕНТОВ
9.1. Назначение
9.1.1. Заполнение списка полей документов
10. МАРШРУТЫ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ
10.1. Составление маршрутов форм документов
10.2. Заполнение маршрутов
11. СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ ХРАНИЛИЩ ДАННЫХ
11.1. Формирование списка электронных хранилищ данных
11.1.1. Заполнение
12.ФИСОМ
12.1. Назначение ФИСОМ
12.2. Описание ФИСОМ
12.2.1. Шапка
12.2.2. Субъекты
12.2.3. Операции
11.2.4. Программное обеспечение
12.2.5. Матрица процесса
12.2.6. Временные показатели
11.2.7. Примечания
11.2.8. Проблематика и информационные характеристики
12.2.9. Приложение
12.2.10. Формы документов
12.2.11. Список электронных хранилищ данных
12.2.12. Учетная информация
12.3. Заполнение ФИСОМ
12.4. Проверка ФИСОМ
12.4.1. Проверка содержания операций
12.4.2. Проверка матрицы процесса
12.4.3. Проверка временных характеристик
12.4.4. Проверка проблемных вопросов
12.4.5. Проверка информационных признаков
12.4.6. Проверка переходов между процессами
12.5. Оформление результатов работ
12.6. Алгоритм создания ФИСОМ
13. ФОРМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРИЗНАКОВ
13.1. Заполнение формы определения информационных признаков
13.1.1. Шапка формы определения информационных признаков
13.1.2. Пооперационная матрица субъекта
13.2. Заполнение формы определения информационных признаков
13.2.1. Вопросы по информационным признакам
14. КАТАЛОГ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ
14.1. Описание каталога проблемных вопросов
14.1.1. Спецификация каталога форм документов
14.2. Создание каталога проблемных вопросов
14.3. Алгоритм создания каталога проблемных вопросов
15. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Анкета-опросник сотрудников компании
Приложение 2. Схема базовых процессов
Приложение 3. Спецификация процессов
Приложение 4. Схема организационной структуры
Приложение 5. Каталог субъектов
Приложение б. Спецификация каталога форм документов
Приложение 7. ФИСОМ
Приложение 8. Таблица переходов между процессами
Приложение 9. Форма определения информационных признаков
Приложение 10. Каталог проблемных вопросов
Приложение 11. Список полей документов
Приложение 12. План работ по проекту
Приложение 13. Таблица кодов участников
Приложение 14. Чек-лист аналитика
Приложение 15. Сводный чек-лист
Приложение 16. Чек-лист методиста проекта
Приложение 17. Каталог электронных хранилищ
Купить Бизнес-системы. Теория и практика, А. Г. Тысленко
В первой части пособия рассмотрены основные положения системного анализа организационных систем (постановка и классификация проблем, основные процедуры анализа, реализуемые системой процессы, моделирование сложных систем). В рамках предлагаемой авторов концепции теории исследования систем описаны методы оценки параметров характеристик состояния систем, впервые составлен базовый связанный глоссарий терминов системного анализа, описана методология исследования сложных организационных систем.
Во второй части основное внимание уделено содержанию комплекса работ по моделированию организационной системы (построение моделей организационной структуры, исследуемых бизнес-процессов, оформление результатов комплексного исследования). Практический раздел детально описывает проведение проекта по исследованию коммерческой компании с применением технологических методов и инструментов анализа.
Если Вы не читали книгу «Бизнес-системы. Теория и практика», Вы можете купить её в магазинах:
Вы можете приобрести книгу Бизнес-системы. Теория и практика дешевле, чем в обычных магазинах, для этого выберите наиболее подходящий для Вас интернет-магазин и перейдите по ссылке «Купить». Вы сможете использовать различные варианты оплаты товара, наиболее удобные для Вас.
Информацию о способах оплаты и доставки Вы сможете узнать на странце каждого магазина, после того, как перейдете по ссылке Купить книгу Бизнес-системы. Теория и практика.
Прямой эфир
Рецензия недели
«Лапотишки мы у входа сняли, чтоб половиков не содомить»
«Моя повесть. Хлыновск» К. С. Петров-Водкин