А произошло это так. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли.
Позже, когда храм и пещеры приводили в более благолепный вид, наружную стену укрепили кирпичом, заложив при этом надпись. Но тогда уже и без надписи всем было известно, что Псково-Печерская обитель действительно создана и утверждена Богом.
«Всякий, кто входит в полумрак Богом зданных пещер монастыря, невольно чувствует благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью».
При входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы.
Сами пещеры являются монастырским кладбищем. Точное число захоронений в них не установлено. Есть основания полагать, что здесь покоится более десяти тысяч человек.
В течение всего года в пещерах держится постоянная температура + 5° С.
Вблизи входа в пещеры стены для прочности обложены кирпичом.
В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность.
В завершении центральной улицы установлен канун (специальный подсвечник в виде небольшого стола), у которого совершаются панихиды.
Слева от креста покоятся мощи новомученика Российского епископа Георгия (Садковского), долгие годы находившегося в заключении в тюрьмах и лагерях. После освобождения из последнего заключения владыка Георгий с 1947 года занимал сначала Великолукскую кафедру, а затем стал епископом Порховским. 4 марта 1949 года епископ Георгий скончался и был погребен в монастырских пещерах. Собранные насельниками обители материалы о его жизни представлены в Комиссию по канонизации при Священном Синоде. Здесь же по левой стороне покоятся валаамские старцы.
Насельников монастыря, которые служили Богу в священном сане, обычно погребают в отдельных нишах. Монахов, не облеченных саном, и послушников хоронят на специальном братском кладбище, которое находится в завершении одной из улиц.
В надписях на керамидах встречаются славные фамилии Суворовых, Ртищевых, Нащекиных, Бутурлиных, Мстиславских. Погребены в монастырских пещерах предки А.С. Пушкина, М.И. Кутузова, М.П. Мусоргского. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошел Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.
Погребены в пещерах также и воины, защищавшие монастырь во время многочисленных войн.
В знак всеобщего воскресения одна из подземных улиц завершается храмом Воскресения Христова, построенным незадолго до начала Великой Отечественной войны. Богослужения здесь совершаются в день памяти обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) и в дни поминовения усопших.
Сегодня новые поколения верующих людей обращаются за помощью к этим старцам, приходя на место их погребения, и по их молитвенному предстательству получают милость от Господа.
Но вернёмся к монахам. Известно имя только одного из них – Марк. Теперь это печорский святой, и покоится он в пещерах. А всего там погребены порядка 11 тысяч человек, среди которых не только священники, но и родственники Мусорского, Кутузова, Суворова, князей Назимовых, Плещеевых, Бутурлиных. Похоронены там и представители древнего рода Симанских – предки патриарха Московского и Вся Руси Алексия Первого.
Пещеры делятся на ближние и дальние. В ближних, прямо на входе с правой стороны, стоит гроб матушки Вассы – это единственная женщина, которая приняла монашество в Псково-Печерском монастыре. Васса, тогда ещё Мария, пришла в обитель со своим супругом Иоаном Шестником (кстати, «шестник» не фамилия, а прозвище, которое означало, что он шествовал из одного места в другое). В Печоры (естественно, их тогда ещё не было) Иоан прибыл из Юрьева (ныне город Тарту, Эстония), а туда он был послан из Москвы на служение как миссионер. Так вот, перебравшись в Печоры, Иоанн и Мария начали копать храм в скале – Успенский собор, который действует по сей день. Перед смертью Мария приняла монашество и получила имя Васса. Она считается покровительницей семьи и брака. Иоан тоже принял постриг с именем Иона. К слову, он тоже покоится в ближних пещерах.
Рядом с гробом матушки Вассы в стене есть надгробная плита, которая гласит, что за ней покоятся военачальник Иван Тихонович Назимов, который в годы правления Петра Первого был воеводой в печорской крепости и защищал её от шведов, и его правнук. И. Т. Назимов скончался 26 января 1706 года.
Тут же в ближних пещерах покоятся печерские святые Марк, Иона (я о них говорила выше) и Лазарь прозорливый. Над местом захоронения Лазаря весят вериги – тяжеленный ( весом 16 килограммов) крест, который святой носил под одеждой. Жил он в конце XVIII – начале XIX века. Лазарь был схимонахом, а посему всё время проводил в молитве. А ещё он обладал даром провидение, поэтому его и называют «Прозорливым». Поскольку старец мог видеть будущее и давать напутствие, к нему приезжал царь Александр I.
Прямо напротив входа в ближние пещеры находится большая икона, на которой изображены все печерские святые: преподобные Марк, Иона, Васса, преподобномученики Корнилий (настоятель обители, покоится в Успенском соборе) и Вассиан, преподобные Лазарь Прозорливый, Дорофей Югский, Симеон (покоится в Сретенской церкви обители) и Священномученик Александр (Петровский) – архиепископ Харьковский.
От Кормчей улицы в пещерах расходятся ещё несколько: улица Старцев, улица Братская и улица Церковная. Честно говоря, объяснить какая из них в какую сторону отходит, не могу, поскольку с лёгкостью заблужусь белым днём в трёх соснах, а тут всё-таки пещеры. темнота. Говорят, что чтобы выйти из пещер нужно всё время «держаться правой стороны».
Кстати, в пещерах строго следят за тем, чтобы никто не заблудился или намеренно не отстал. А вот несколько лет назад был случай, когда мужчина неделю прожил в пещерах: говорят, что он специально отстал от группы и спрятался, потом он периодически выходил к людям, все его принимали за обычного паломника или туриста, но через неделю выловили и вывели.
К слову, общая протяжённость пещер превышает 200 метров, их грубина – порядка 15 метров. А образовались эти подземные ходы, вероятнее всего, при сходе ледника: вода вымыла слои песчаника, и получились пещеры.
По стенам в пещерах размещены надгробные плиты – они закрывают нишу, куда опускали домовину с телом усопшего. Эти плиты изготавливались или из известняковой плиты, или из белого и чёрного мрамора, или из глины с последующим глазурованием. Плиты из глины называются керамиды, а рецепт их изготовления до наших дней, к сожалению, не дошёл. Интересно ещё и то, что на них (наверное, почти на всех) даты жизни человека указаны от сотворения мира, то есть, чтобы получить реальные цифры, нужно от тех, что есть на плитах, отнять 5 тысяч 507 лет.
На Братской улице покоятся простые иноки. На ней находится сразу несколько больших кладбищ, дверь в одно из них открывают во время экскурсии – там друг на друге стоят множество гробов. Второе кладбище, как рассказывают, значительно больше по площади и имеет два подземных яруса.
Насколько я понимаю, много и долго можно рассказывать практически о каждом, кто захоронен в пещерах, но я не ставлю перед собой такую задачу (лучше каждому отправиться туда и услышать всё из первых уст – от монахов, которые сопровождают группы в пещерах), поэтому предлагаю двигаться дальше, ведь пещеры – это лишь часть обители.
У пещер «Богом зданных». / Авт-сост. Ю. Г. Малков (диакон Георгий) и П. Ю. Малков — 2-е изд. — М. : Фонд социокультурных проектов «Традиция», 2019. — 592 с.: ил. ISBN 978-5-00152-001-6
Псково-Печерский монастырь известен каждому православному человеку. Многие, посетив обитель однажды, вновь и вновь стремятся в ней побывать. Сюда людей привлекает живописный уголок Псковской земли, непрекращающаяся с самого открытия монастыря молитва, а главное, истинные подвижники, чьи имена и труды прославили древнюю обитель. Наставления Псково-печерских старцев, удивительные воспоминания их духовных чад, истинные чудеса нашего времени и сокрытые от людского взора духовные битвы — об этом Вы прочитаете в новой редакции книги «У пещер «Богом зданных»».
Часть I Жизнеописание преподобного Симеона Псково-Печерского (1869–1960)
Часть II Жизнеописание Псково-Печерского старца Архимандрита Афиногена (в схиме Агапия) (Агапова, 1881–1979)
Часть III Жизнеописания Псково-Печерских валаамских старцев: иеросхимонаха Михаила (Питкевича, 1877–1962), схиигумена Луки (Земскова, 1880–1968) и схимонаха Николая (Монахова, 1876–1969)
Рассказ архимандрита Тихона «Пещеры» читает актер народный артист России Борис Плотников.
Скачать (MP3 файл. Продолжительность Размер )
Одной из удивительных особенностей Псково-Печерского монастыря являются святые пещеры. С них шестьсот лет назад и началась обитель. Подземные лабиринты тянутся под церквями, кельями, садами, полями на многие километры. Здесь когда-то и поселились первые монахи. Под землей они соорудили храмы, здесь же, по древнему библейскому обычаю, хоронили в песчаных нишах почивших братий. Лишь позже, когда число иноков увеличилось, монастырь принялся обустраиваться и на поверхности.
С тех давних времен пещеры стали называть «Богом зданные», то есть построенные, созданные Богом. Название это появилось не в силу природного происхождения пещер — впоследствии сами монахи значительно расширили разветвления подземных коридоров. А от того, что было замечено: тела покойников, приносимые сюда, сразу прекращают издавать свойственный мертвому телу запах.
К нашему времени в пещерах похоронено более четырнадцати тысяч человек — монахов, печерских жителей, воинов, защищавших монастырь в годы средневековых вражеских набегов. Гробы здесь не закапывают, а просто складывают один на другой в нишах и гротах. Но посетителей, бредущих со свечами по длинным лабиринтам, всякий раз поражает свежесть и чистота пещерного воздуха.
«Бог идеже хощет, побеждается естества чин» — есть такое церковное песнопение. Переводится оно примерно так: «Если Богу угодно, побеждаются законы природы». А неверующие туристы покидают пещеры, весьма удивляясь, но все же отказываясь верить своим глазам, а точнее, обонянию. Тем из них, кто пообразованнее, ничего не остается, как лишь глубокомысленно процитировать: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!»
С этими подземельями связано множество историй. Одна из сравнительно недавних произошла в 1995 году, когда в Печоры прибыл Борис Николаевич Ельцин. Показывал ему монастырь и, конечно, пещеры казначей архимандрит Нафанаил. Худенький, седой, в истоптанных башмаках и дырявой рясе, он, освещая путь свечой, вел главу государства и его свиту по пещерам.
Наконец Борис Николаевич сообразил, что вокруг происходит нечто непонятное, и выразил удивление, почему здесь не ощущается запаха тления, хотя гробы с покойниками стоят в нишах, так что их даже можно рукой потрогать.
Отец Нафанаил объяснил президенту:
Экскурсия продолжилась. Но через некоторое время Борис Николаевич в недоумении повторил тот же вопрос.
— Так уж Господь устроил, — снова коротко ответил отец Нафанаил. Прошло несколько минут, и президент при выходе из пещер прошептал старцу:
— Батюшка, откройте секрет — чем вы их мажете?
— Борис Николаевич, — отвечал тогда отец архимандрит, — есть ли среди вашего окружения те, от кого дурно пахнет?
— Так неужели вы думаете, что кто-то смеет дурно пахнуть в окружении Царя Небесного?
Говорят, этим ответом Борис Николаевич был полностью удовлетворен.
Во времена официального атеизма и в наши дни многие пытались и пытаются хоть как-то объяснить это загадочное свойство печерских пещер. Чего только не придумывали! Начиная с фантастического варианта, который пришел в голову Борису Николаевичу Ельцину: монахи ежедневно мажут четырнадцать тысяч покойников благовониями. И вплоть до гипотезы об уникальных особенностях местных песчаников, якобы поглощающих любые запахи. Эта последняя версия всегда была самой популярной. В советское время ее обычно и озвучивали перед туристами.
Старые монахи рассказывали, как Великий Наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий, управлявший обителью в годы хрущевских гонений, если ему приходилось водить делегации высокопоставленных советских работников в пещеры, всякий раз прихватывал носовой платок, обильно смоченный одеколоном. Когда посетители начинали важно толковать про песчаники и про поглощения запахов, отец Алипий попросту совал им под нос свой платок, напоенный сногсшибательной советской парфюмерией. Да еще предлагал обратить внимание на цветы, благоухающие в вазах у могил почитаемых старцев.
— Ну что, — спрашивал он, — не хотите смириться с тем, что вы хоть чего-то в этой жизни не понимаете? А если вам побывать при том, когда в пещеры вносят покойника, и всякий раз совершенно исчезает запах тления, вы что бы сказали? Тоже что-нибудь бы придумали?
Простираются пещеры на многие километры, и какова их истинная протяженность, в монастыре не знал никто, даже наместник. Мы подозревали, что это было известно лишь отцу Нафанаилу и архимандриту Серафиму, который дольше всех жил в монастыре.
Как-то мои тогда еще совсем молодые друзья, иеромонахи Рафаил и Никита, раздобыли ключи от старого братского кладбища. В этой части пещерного лабиринта не хоронили с 1700 года, и проход в него был закрыт железной дверью. Освещая путь свечными фонарями, монахи шли под низкими сводами, с любопытством глядя по сторонам. Справа и слева в нишах стояли рассыпавшиеся от времени колоды, в которых прежде хоронили на Руси. В них желтели кости предшественников отца Никиты и отца Рафаила — братий монастыря. Через некоторое время следопыты набрели на полностью сохранившуюся закрытую колоду. Любопытство взяло верх, и, опустившись на колени, монахи осторожно приподняли тяжелую крышку.
Перед ними лежал игумен. Тело его сохранилось совершенно целым, восковой желтизны пальцы сжимали на груди большой резной крест.
Только лицо было почему-то зеленым. Оправившись от первого удивления, иеромонахи сообразили, что причина столь странного явления — истлевшее покрывало зеленого цвета, которым по древнему обычаю закрывали лицо умершего священника. За несколько столетий ткань превратилась в пыль.
Один из монахов дунул: зеленое облако взвилось в воздух, и перед взглядами друзей открылось не тронутое тлением лицо старца. Казалось, еще мгновение, он откроет глаза и строго взглянет на любопытных иноков, дерзнувших нарушить его святой покой. Иеромонахи, осознав, что перед ними в нетленных мощах покоится неведомый миру святой, так перепугались своей дерзости, что поскорее закрыли крышку колоды и бросились наутек в свой двадцатый век.
Мы, послушники, частенько ходили в пещеры, если случались какие-то серьезные проблемы: попросить у великих подвижников помощи. Мы опускались на колени и, касаясь рукой гроба, просили у старца заступничества и вразумления. И помощь не заставляла себя ждать. Особенно мы донимали своими просьбами старца Симеона, умершего в 1960 году и недавно прославленного в лике святых. А еще Великого Наместника архимандрита Алипия. Да и других старцев, которые один за другим после трудов земной жизни душой уходили к Богу, а телом в пещеры.
Еще одно знаменательное отличие и особое служение Псково-Печерского монастыря открылось только в XX веке.
Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь, Киево-Печерская лавра, Соловки, Валаам, Саров были славны не только в России, но и во всем христианском мире. А Печоры Псковские многие столетия так и оставались не более, чем провинциальной монашеской обителью.
Однако в послевоенные годы, когда Церковь стала подниматься от послереволюционного разорения, неожиданно обнаружилось, что этот захолустный монастырь избран Богом, чтобы нести свое особое и великое служение.
Вдруг оказалось, что единственным монастырем на территории России, никогда, даже в советское время, не закрывавшимся, а значит, сохранившим драгоценную преемственность монашеской жизни, была именно Псково-Печерская обитель. До 1940 года монастырь находился на территории Эстонии, а после присоединения ее к СССР большевики попросту не успели с ним расправиться — началась война. Позже, во время хрущевских гонений на Церковь, Великий Наместник архимандрит Алипий сумел противостоять гигантской государственной машине и не допустил закрытия обители.
То, что в монастыре не прерывалась духовная преемственность, имело неоценимое значение. Недаром именно здесь, в Печорах, в советские 1950-е годы было возрождено старчество — одно из самых прекрасных сокровищ Русской Церкви.
Уникальные псковские памятники давно «просятся» в список культурного наследия ЮНЕСКО. Более того, их там ждут. Но прежде нужна серьезная работа по восстановлению, а то и спасению бесценного наследия. Почти все они находятся в удручающем виде: в аварийном состоянии кафедральный Троицкий собор в Пскове, даже удивительные «Богом зданные пещеры» Псково-Печерской лавры «взбунтовались» против небрежного обращения – в них начал меняться микроклимат, стены покрыл конденсат. Можно ли еще спасти псковские сокровища, выяснял «Огонек»
Тонкий девичий профиль матушки Софии на фоне серого псковского неба кажется посланием из совсем давних времен. Но только до тех пор, пока в кармане у нее тихонько не звенькнет мобильный телефон.
– Смотрите,– говорит она, указывая тонким пальчиком на фреску XIV века в соборе Рождества Богородицы Снетогорского монастыря,– древние мастера использовали в работе местные материалы – наши знаменитые голубые и красные глины. Они и дали палитру для росписи, которая не уступает древним византийским образцам.
…Белые, красные и голубые разводы мы увидим чуть позже совсем близко – на низких сводах пещер в Печерской лавре. Вот он – цвет родной земли и источник красоты.
Матушка София в Снетогорском монастыре уже 20 лет. Обитель получила название по Снятной горе, на которой и стоит древний монастырь (первое упоминание относится к 1299 году), а гора – от маленькой рыбки снеток, которая заходит в залив у горы во время нереста. Снеток здесь, в реке Великой, еще водится, а вот рыбаки под монастырской стеной уже не сидят. Да и монахини, спускавшиеся когда-то по отвесному склону искупаться в реке, сейчас уже не рискуют. Не то что спуститься, но и подойти близко к Южной башне даже на территории монастыря уже никто не решается. Башня висит над обрывом, и укрепления склона, которые были сделаны много лет назад, не помогают – низ обрыва как-то держат, а вот выше порода выветривается и вымывается.
Трещины идут и по стенам монастырских построек. Игорь Аверин, генеральный директор компании «Инженерная геология», с которым «Огонек» «инспектирует» монастырь, объясняет:
– Нужны серьезные исследования, чтобы понять, что происходит с грунтами. Монастырь стоит на склоне, образованном полускальными породами и отложениями девонской системы, то есть тем, что сложилось 380 млн лет назад, когда здесь было море. Теперь оползневые процессы совмещаются с обвалами и обрушениями, и самое главное определить – на какой глубине находится зона скольжения пластов. От этого зависит, как укреплять склон…
В Псковской области сохранились 372 памятника федерального значения и 3570 местного. После стольких войн и нашествий – настоящее чудо!
В истории русской государственности эти земли занимают особое место: здесь в Изборске правил младший брат Рюрика Трувор, а в Пскове княгиня Ольга, первая из правителей Руси принявшая христианство, увидела три столпа света, упавшие на холм над слиянием рек Великой и Псковы, и повелела заложить Троицкий собор…
Наша прогулка с Игорем Авериным по местным достопримечательностям, однако, носит совсем не туристический характер. Речь идет о трагическом состоянии многих выдающихся памятников русской культуры, достойных мирового признания, но оказавшихся сегодня на грани исчезновения. Представитель ЮНЕСКО, побывавший здесь осенью, подтвердил, что 18 памятников древнерусского зодчества Пскова и Псковской области уникальны настолько, что могут быть включены в список Всемирного наследия (сейчас в списке ЮНЕСКО российских объектов всего 28). Могут с одним условием: если перейдут из нынешнего состояния стремительно исчезающих развалин в разряд действительно охраняемых и сберегаемых страной исторических объектов. Ведь положение позорное: некомпетентность и недостаток финансирования добивают то, над чем на первый взгляд и время было не властно.
Уникальный семирядный иконостас кафедрального Троицкого собора в Пскове (нынешнее здание построено в 1682–1699 годах) – высотой в 30 метров, украшенный изумительной резьбой,– обезображен трещинами. Лев Лифшиц, завсектора древнерусского искусства Государственного института искусствознания, рассказывает:
– В Троицком соборе Пскова находится один из самых больших многоярусных иконостасов в России, сопоставимый, может быть, только лишь с иконостасом в Успенском соборе Рязани того же времени. После долгих мучительных попыток наладить климат в этом большом соборе удалось получить деньги для того, чтобы ввести туда регулируемую систему отопления. Но поскольку мы не любим и не уважаем специалистов, кому-то из клира в голову пришло врубить эту систему на полную мощь зимой. В результате чего пошли трещать иконы, шелушиться краска, посыпалась резьба.
Трещины бегут и через фасад Троицкого собора. Пол крипты, где находятся захоронения псковских святителей, проваливается. Контрфорсы, укрепляющие стены, разрушаются, крыша течет. Игорь Аверин показывает погнувшиеся и разорванные железные балки в нижнем храме – вот какие мощные силы действуют на фундамент собора и разрушают его. Проблема в том, что комплексных научных изысканий здесь… никогда не проводилось. А обычный ремонт и реставрация не решают глубинных проблем.
Многие псковские храмы и монастыри стоят на излучинах рек, разрушительно действующих на памятники. Но о Мирожском монастыре XII века специалисты говорят с особой тревогой. Там находится единственный в России Спасо-Преображенском храм, где сохранилась домонгольская роспись стен! Работала приглашенная артель греков. По крутым деревянным лесам мы забираемся под самый купол, чтобы увидеть Христа, возносимого ангелами, и, выглянув в окно, запомнить серое спокойное небо. Чем выше к сводам, тем сохранней роспись, объясняет Ирина Мельникова, старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника. А все потому, что во времена сильных паводков собор заливает.
– Здесь в первую очередь нужны инженерные решения,– говорит Лев Лифшиц.– Их и принимали и осуществляли, но не всегда они были обдуманные и оправданные. Иногда это не только не облегчало, но и затрудняло борьбу со стихией паводков.
Реставрация фресок здесь идет с конца 1980-х годов – и сложнейшая.
– Реставрации и прописи, которые были сделаны в начале ХХ века, стали отделяться от слоя древней живописи,– рассказывает эксперт,– при этом, расслаиваясь, они тащили за тобой и предыдущий подлинный красочный слой. Сложность реставрационных работ заключалась в том, что у специалистов не было уверенности, что они не снимут слой записи и не обнаружат, что под ним ничего нет.
Сейчас уже две трети фресок «раскрыты», и только забеленная широкая полоса внизу у пола собора напоминает о затаившейся беде.
Но не всегда разрушение и стихия синонимы. В Псково-Печерскую лавру беда пришла с визгом пилы. Раньше лавру окружали деревья, но некоторое время назад было решено их спилить, чтобы открыть взору величественные стены и холмы, на которых раскинулась обитель. Открыли. Но кому-то показалось – недостаточно. И тогда пришел черед старых деревьев, которые, как поясняли, «угрожали» монахам и паломникам. Свели и их. На склонах посеяли газон и включили фонтанчик-поливалку. И только спустя время обнаружили: после всех этих упражнений склон начал «гулять» – ведь корни деревьев его скрепляли. Теперь по мощным стенам, выдержавшим осаду и Стефана Батория, и шведских войск, побежали трещины. Эконом лавры отец Кронид показывает «маячки» на стенах – они разошлись уже на три миллиметра.
Сегодня, впрочем, больше тревог вызывают уникальные пещеры лавры (ученые говорят об их эрозионно-суффозионном происхождении, а те, кто приходит сюда с молитвой, называют их «Богом зданные пещеры» – считается, что, когда они были обнаружены в XIV веке, взору предстала именно эта надпись). Мы с отцом Кронидом идем под мягкими сводами пещер в белых, розовато-красных и голубых разводах. Под ногами песок. В ладони моего спутника, сложенной лодочкой – чтоб не задувало, бьется пламя свечи. Он рассказывает об истории лавры, тех, кто нашел тут последнее пристанище. Вон там, машет он рукой, братские могилы петровских времен. А здесь покоится наш современник архимандрит Иоанн Крестьянкин.
В нише закреплен градусник и датчик влажности – температура +8 (вместо положенных четырех), и это зимой. Уникальный температурный режим и микроклимат пещер, который веками обеспечивал существование лавры, под угрозой. Свод не просто влажный – из мокрой глины, кажется, можно лепить, как из пластилина. А металлические доски, закрывающие ниши с захоронениями и повествующие, кто и когда нашел тут последний приют, покрыты конденсатом.
Игорь Аверин, изучающий состояние лавры, говорит о необходимости целого комплекса мер по спасению обители. Он обращает внимание даже на то, как растут деревья: особый наклон стволов показывает: глубинные пласты земли пришли в медленное, но грозное движение. Обитель покоится между холмов, как жемчужина в большой ладони,– вся вода собирается внизу, а в лавре нет единой грамотной системы водоотведения…
Таково состояние самых известных псковских памятников, которые хоть как-то реставрировались. И по документам все они числятся в удовлетворительном (!) состоянии. Даже церковь Богоматери Одигитрии на подворье Псково-Печерского монастыря (выстроена в 1683–1685 годах на месте храма 1537 года), напоминающая издалека гору кирпичей, считается вполне кондиционной. Хотя купола здесь давно нет – только перекрытие, чтоб храм не заливало. Войти сюда можно лишь в строительной каске…
Что будет дальше? Неужели будем ждать, пока национальные сокровища уйдут в небытие «по факту»?