богоматерь умиление икона 12 век

Умиление (новгородская икона XII века)

богоматерь умиление икона 12 век

Богоматерь Умиление, последняя треть XII в.дерево, паволока, левкас; яичная темпера. 55×42,5 смУспенский собор Московского Кремля, Москва

Богоматерь Умиление — русская икона новгородского происхождения, которая датируется последней третью XII века. [1] Находится в Успенском соборе Московского Кремля.

Иконография

Икона имеет новгородское происхождение. Мастер копировал византийский прототип, соединив в иконе элементы иконографических типов — Одигитрии и Умиления. [2] Младенец Иисус, хотя и прижимается щекой к голове Богородицы, изображён в позе типичной для извода Одигитрии. В правой руке он держит свиток, а левая изображена с подобием благословляющего жеста (пальцы её разжаты, как в иконографии Умиления, где левая рука Богомладенца изображается направленной к щеке Богоматери). По мнению академика В. Н. Лазарева «такого рода контаминация различных иконографических типов лишний раз говорит о работе местного мастера, не привыкшего, в отличие от византийцев, точно копировать прототипы». [2]

Лики и одежды на иконе сохранились, имеются утраты на нимбе, золотых узорах платка Богородицы и грунта на полях. Иконная доска надставлена со всех сторон.

История

Историю иконы можно проследить по описям Успенского собора только с XVIII века. До этого времени она теряется в многочисленных иконах Умиления и поясных Богородиц. [3] Без указания иконографческого типа в описи 1701 года упоминается в киоте у северного столпа с северной стороны «образ пресвятыя Богородицы поясной» в серебряном окладе. Опись 1771—1773 годов повторяет эту запись, добавляя к ней перечисление драгоценных камней в венцах Богородицы и Иисуса. О том, что данная икона является образом Богородицы Умиление XII века, свидетельствует её схематичное изображение, опубликованное в 1911 году Н. П. Лихачёвым с гравюры XVIII века. Опись 1815—1818 годов указывает, что икона находилась на том же месте — у северо-восточного столпа с северной стороны, но имеет уже другой более простой оклад (вероятно древний драгоценный был похищен наполеоновскими войсками в 1812 году). [3]

В описях 1841—1843 и 1853—1854 годов икона называется уже «Афонской», а приписка середины XIX века к первой из указанных описей сообщает о перемещении иконы в иконостас у южной стены собора. Название «Афонская» связывается с новоявленной святыней — Акафистной Хиландарской иконой Божией Матери. [3] При поновлении иконы и изготовлении для неё нового серебряного оклада в 1875 году на поле оклада была прочеканена надпись — «Акафистная Прес[вя]тыя Б[огороди]цы находящейся [в] хиле[ндар]ском монастыре Саввы Сербского». При этом иконография московской иконы отличается от афонской. [4]

От массивного серебряного оклада 1875 года икона была раскрыта в 1961 году. Тогда же была снята потемневшая олифа под которой вначале была обнаружена живопись конца XVII — начала XVIII веков (возможно, эта запись принадлежит царскому изографу Кириллу Уланову, который в этот период занимался поновлением ряда древних икон Успенского собора [3] ). При дальнейшем раскрытии иконы была обнаружена живопись XII—XIII веков.

Источник

Богоматерь Умиление

Происходит из Успенского собора Московского Кремля, где находилась на южной стене между иконами «Богоматерь Иерусалимская» и «Митрополит Петр». На серебряном окладе иконы, относящемся к 1875 году, прочеканена надпись «Богоматерь Акафистная». На нижнем поле иконы также шла надпись: «Акафистныя Прес[вя]тыя Б[огороди]цы находящейся [в] хиле[ндар]ском монастыре Саввы Сербского.

¦ 8. Богоматерь Умиление

Начало XIII века. 56×42. Успенский собор в Московском Кремле [1075 соб/ж-267].

Из Успенского собора в Кремле. Икона имеет утраты (нимб, золотые узоры на платке, грунт на полях), но лики и одежды сохранились неплохо. Справа большая вставка нового левкаса (на месте утраченного старого). Доска со всех сторон надставлена. Уцелели кусочки первоначальной темно-синей лузги с золотыми квадратиками. Карнация плотного оливкового тона с подрумянкой и поблекшей красной описью носа. Иконографический тип Умиления рано проник из Византии на Русь (не позднее XII века) и в дальнейшем приобрел широкую популярность: «Белозерская Богоматерь» и «Влахернская Богоматерь» XIII века из Русского музея [Живопись домонгольской Руси. Каталог выставки, № 15, с. 73–74], металлический крест XII века в Историческом музее в Москве [ Лазарев В. Н. Византийская живопись. Сборник статей. М., 1971, с. 282, ил. на с. 286 (в статье «Этюды по иконографии Богоматери»)], каменная иконка XIII века с изображением Богоматери Умиление в окружении семи спящих отроков эфесских — там же ( Николаева Т. В. Древнерусская мелкая пластика XI–XVI веков. М., 1968, рис. 15), шиферная иконка XIV века в Загорском музее (там же, рис. 22) и другие памятники. Для типа лица Марии ср. икону Богоматери Агиосоритиссы на Синае (Frühe Ikonen, Taf. 31), для изогнутой складки плаща — мозаику Осиос Лукас в Фокиде ( Кондаков Н. П. Иконография Богоматери, Т. II. Пг., 1915, рис. 136).
¦

Источник

Икона Пресвятой Божьей Матери «Умиление»: в чем помогает, значение образа

богоматерь умиление икона 12 век

Иконография Пресвятой Девы поражает многообразием. И это несмотря на существование достаточно жестких канонов, без соблюдения которых изображение Богоматери будет считаться просто картиной, пусть и на богословскую тематику!

Икона Божией Матери «Умиление» – пожалуй, самое живое и трепетное отображение Богородицы с Младенцем. При одном взгляде на нее чувствуешь всю глубину материнской и сыновней любви, ведь несмотря на Божественную сущность, и Иисус когда-то был младенцем и нуждался в ласке матери.

История обретения иконы, ее виды и описание

Подавляющее большинство икон «Умиление» относится к каноническому иконографическому типу Елеуса («милостивая»). В греческой традиции этот тип чаще называют Гликофилуса («сладко любящая» или «сладко лобзающая»).

Некоторые исследователи считают Елеусу подвидом другого иконографического типа Богородицы, Одигитрии. Однако икона «Умиление» выглядит несколько иначе и будит в верующих другие чувства.

Первооткрывателем типа Одигитрия считается сам Евангелист Лука. Он лично был знаком с Марией и писал ее лик фактически с натуры. Так что первые изображения этого типа появились аж две тысячи лет назад, на заре нашей эры!

Ученые полагают, что Елеуса отделилась от Одигитрии примерно в IX-X столетии. Во всяком случае, первый дошедший до нас образ типа Елеуса – скальная фреска в храме Токали Килис (ныне в Турции).

богоматерь умиление икона 12 векОбразы типа Елеуса – скальные фрески в храме

В XI столетии Богородицу все чаще писали в типе Елеусы. Примерно в это же время первые иконы «Умиление» появились на Руси и постепенно стали самыми любимыми среди иконописцев. Фактически появление Елеусы совпало с зарождением русского православия.

Как выглядит образ

На иконе изображена Богородица с младенцем, сидящим у нее на коленях. Мария облачена в традиционный мафорий со звездами, символизирующими ее непорочность. Наполненный любовью взгляд Богоматери обычно сосредоточен на Божественном сыне, но в некоторых изводах она смотрит на молящегося.

Младенец Иисус здесь – просто ребенок. Он не благословляет и не держит Евангелие, а доверчиво прижимается к матери. К этому же типу относятся иконы «Взыграние младенца», на которых Иисус гладит рукой щеку матери.

Особенностью икон этого типа является полное отсутствие расстояния между Богородицей и Спасителем. Они прижимаются друг к другу, что символизирует безграничную любовь и доверие между ними. Однако взгляд матери уже выражает некоторую скорбь: она предчувствует испытания, уготованные ее Божественному сыну.

Классикой этого иконографического типа является поясное изображение Приснодевы. Однако встречаются оплечные и даже ростовые иконы Елеусы. А некоторые иконы хоть и называются «Умиление», Елеусами не являются.

Давайте познакомимся с наиболее прославленными иконами «Умиление», дошедшими до наших времен.

Владимирская

По преданию, первую икону этого типа написал евангелист Лука. Некоторые верующие утверждают, что хранящаяся в России икона Владимирской Божией Матери и есть тот самый образ от Луки.

Однако результаты исследований убеждают в том, что Владимирская икона была написана примерно в XII столетии, поэтому кисти Луки принадлежать не может никак. Тем не менее Владимирская Богоматерь – самый древний из дошедших до нас образов этого типа, пребывающий в России.

Владимирскую икону привезли на Русь в 1131 году прямиком из Константинополя, в подарок князю Юрию Долгорукому. Затем его сын, Андрей Боголюбский, перевез икону во Владимир, где она и получила свое название. В XIV столетии образ попал в Москву, откуда впоследствии выезжал лишь на короткое время.

Владимирская икона считается защитницей России, причем закономерно: с ней связано множество чудес, в том числе, изгнание захватчиков с русских земель. Например, она поучаствовала в спасении Москвы от войск Тамерлана, ордынца Ахмата, крымчака Махмет-Гирея и так далее.

богоматерь умиление икона 12 век

Икона Владимирской Божией Матери стала прототипом множества списков, часть из которых (Волоколамская, Селигерская, Оранская и другие) почитаются как чудотворные. Отличительной чертой этих образов является действительно божье умиление – миниатюрная ступня Христа («пяточка»), повернутая к зрителю.

Чудесный образ уцелел в десятилетия безбожия и сейчас находится в храме-музее Святителя Николая при Третьяковке. Чудотворная икона продолжает защищать Русь и исцелять страждущих по сей день.

Главной отличительной чертой первообраза является наличие изображения на обороте. Там отображен «престол уготованный» и орудия страстей. Это более позднее изображение, предположительно кисти Андрея Рублева.

Псково-Печерская

Псково-Печерскую икону Божией Матери считают списком с Владимирского образа. Быть может это и так, но здесь прослеживается уже принципиально другая, более поздняя школа. В принципе, полностью сохранен сюжет первообраза, вплоть до поз и выражений лиц, но сам стиль живописи куда более реалистичен.

Согласно историческим хроникам, Псково-Печерская икона была написана в 1521 году иноком Арсением Хитрошем. Практически сразу она была перенесена в Псково-Печерскую обитель, где с 1524 года ведется хроника ее чудес.

Основной «специализацией» этого образа является возвращение зрения – в специальной книге описано несколько случаев чудесного исцеления от слепоты. Однако зарегистрированы случаи излечения и от других недугов, например, паралича.

Этому образу молились во время вражеских нашествий. Верующие полагают, что именно Псково-Печерская Божья Матерь поспособствовала отражению атак войск Стефана Батория и Наполеона Бонапарта.

богоматерь умиление икона 12 векПсково-Печерская Божья Матерь в Псково-Печерской Лавре

Псково-Печерская Лавра издавна была оплотом православия. Она не прекращала работу не только в годы советской власти, но даже во время Великой Отечественной войны, когда была практически разрушена бомбардировками. Считается, что Богородица накрыла это святое место своим защитным покровом.

Сейчас образ работы монаха Арсения пребывает в главном приделе Успенского храма Псково-Печерской Лавры. А Михайловский храм получил список, впоследствии ставший почитаемым.

«Взыскание погибших»

Образ «Взыскание погибших» прославился многочисленными чудесами. Особенно красноречивы случаи, когда Богородица спасала людей, стоящих на пороге смерти, а иногда – и переступивших его.

История иконы начинается с происшествия, имевшего место в XVII столетии близ местечка Бор Калужской губернии. Крестьянин Федот Обухов на Крещение возвращался домой, но был застигнут сильнейшей вьюгой. Федот уже замерзал, но в полузабытьи молился Пресвятой Деве и обещал в честь собственного спасения создать для приходского храма икону Богородицы.

богоматерь умиление икона 12 век

В это время другому крестьянину послышался голос с улицы, говорящий «Возьмите». Он решил выяснить в чем дело, вышел во двор и увидел сани, а в них – умирающего Федота. Крестьянин отогрелся, со временем выздоровел и не замедлил сдержать обещание. Так появилась Боровская икона Божией Матери, которая быстро прославилась как чудотворная.

С чудесного образа немедля сделали несколько списков. Впоследствии оказалось, что они унаследовали чудесные свойства первообраза. Например, образ из села Малижино бдительно оберегал прихожан от холеры.

Поражает и чудесная история еще одного списка, первоначально находившегося в частных руках. Им владел прихожанин из Москвы. Этот человек потерял жену, впал в нищету, на руках у него остались дочери на выданье.

Усердная молитва иконе помогла христианину выбраться из нищеты и устроить судьбы дочерей. Он счел это Божьим чудом и отнес чудотворный образ в храм Воскресения Словущего, что на Успенском Вражке.

Чудотворный образ «Взыскание погибших» пострадал от вандализма оккупантов во время войны с Наполеоном – он был буквально расколот на несколько частей. Однако его с любовью восстановили и оставили в Воскресенском храме на Успенском Вражке, где он пребывает и поныне.

Серафимо-Дивеевская

Перед нами любимая икона Серафима Саровского. Преподобный Серафим выделял этот образ среди подобных и неустанно молился ему. Даже если он выходил куда-то из кельи, то носил эту икону с собой.

Серафима Саровского почитали как чудотворца еще при жизни, причем в сотворении многих чудес ему помогала любимая икона. К нему издалека приходили страждущие, Серафим помазывал их маслом из лампады, горевшей перед образом – и болящие исцелялись!

Серафим умер в весьма преклонном возрасте, перед любимым образом, который сам называл «Всех радостей радость» (позже икону назвали «Серафимово умиление»). Образ он завещал Дивеевской женской обители, коей всю жизнь покровительствовал.

богоматерь умиление икона 12 векСеребряная подвеска «Икона Матери Божьей «Умиление»» (перейти в каталог SUNLIGHT)

После революции Серафимо-Дивеевский монастырь был закрыт, инокини разогнаны, а чудесный образ вывезен. Он много путешествовал по храмам, пока, в конце концов, не оказался в личной резиденции патриарха РПЦ. Сейчас ежегодно, на день Похвалы Богородицы, икону выносят в Богоявленский храм, дабы каждый страждущий мог попросить об исцелении, утолении печалей и укреплении веры.

Серафимо-Дивеевская икона – это не классическая Елеуса. Она, скорее, близкая родственница Остробрамской Божьей Матери из Вильнюса, которую чтят и католики, и православные. «Умиление» в данном случае — не отсылка к иконографическому типу, а личное имя иконы.

На иконе нет образа младенца Иисуса по простой причине: он еще не родился. Приснодева изображена в тот момент, когда она узнала Благую Весть о предстоящем рождении Спасителя.

Несмотря на то что в храме восстановленной Серафимо-Дивеевской обители находится поздний список «Серафимова Умиления», его почитают не менее священного первообраза.

Локотская

Локотская мироточивая икона «Умиление» – красноречивое свидетельство того, что чудесные образы появляются и в наши дни. Причем они вовсе не обязательно создаются иконописцами с соблюдением всех канонов.

Локотская икона – это репродукция образа «Серафимово умиление», вырезанная из просроченного календаря. Стоматолог Наталья Мурашкина купила этот календарь из жалости и благочестия, только для того, чтобы не допустить поругания святыни.

Наталья принесла календарь домой, вырезала икону и повесила на стену. Каково же было ее удивление, когда икона замироточила, а на ее обороте проявился нерукотворный образ Богородицы!

Ныне Локотская икона является одной из главных святынь православного мира. В некоторые дни она не только мироточит сама, но и вызывает мироточение у других образов. Для нее сделали специальный оклад, чтобы чудесный образ был виден с обеих сторон.

богоматерь умиление икона 12 векЗолотая подвеска «Владимирская икона Божией Матери» (перейти в каталог SUNLIGHT)

Значение иконы «Умиление»

Икона Богоматери «Умиление» – это символ идеальной материнской любви и защиты. Она означает безгранично глубокие чувства, которые испытывают друг к другу члены Святого семейства.

Мария почитается как символ чистоты и эталона человека. Она же выступает как защитница русской земли и всех православных. Богородица бесконечно любит сына, поэтому в ее взгляде читается скорбь от знания его будущей судьбы и страданий. Однако в фигурах Христа и Марии читается любовь не только друг к другу, но и ко всем нам.

Мы грешим и этим умножаем страдания Христа. Божья Матерь знает это, но не перестает молить сына о снисхождении к грешникам. И мы бесконечно почитаем ее за милосердие и заступничество.

В России очень развито почитание икон Божией Матери. В их честь освящены сотни храмов. В каждой церкви есть хотя бы один образ Божией Матери «Умиление». Десятки икон этого типа почитаются как чудотворные.

В чем помогает образ

Образ Пресвятой Богородицы, Всеблагой и Всемилостивой, внимает всем молящим. Она неустанно помогает женщинам и мужчинам, младенцам и старикам, богатым и неимущим. Бывали случаи, что иконе молились даже иноверцы и обретали просимое.

Наиболее сильны молитвы не за себя, а за других людей. Считается, что Елеуса более всего благоволит женщинам, молящимся о рождении, здоровье и благополучии детей, ведь она – эталон материнской любви.

Праздник иконы «Умиление»

День празднования индивидуален для каждой иконы. Более того, каждый образ может иметь по несколько общих дат почитания, а ведь есть еще и местные праздники для конкретных списков.

Полный перечень памятных дат привести практически невозможно, поэтому остановимся лишь на праздниках самых почитаемых образов:

Как правильно молиться иконе

Для каждой почитаемой иконы Божией Матери сложены акафисты, тропари и кондаки. И чем более известен и почитаем образ, тем их больше.

Известны десятки канонических молитв, обращающихся к различным иконам «Умиление». Но нужно помнить, что мы обращаемся не к образу, который является проводником между земным и духовным миром, а собственно к Пресвятой Деве. Поэтому можно прочесть любую молитву Богородице, вне зависимости от ее иконы, и быть услышанным.

Текст молитвы

К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто́ пла́ч мо́й и воздыха́ние мое́ прии́мет, а́ще не Ты́, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище на́м гре́шным? Кто́ па́че Тебе́ в напа́стех защити́т? Услы́ши у́бо стена́ние мое́, и приклони́ у́хо Твое́ ко мне́, Влады́чице Ма́ти Бо́га моего́, и не пре́зри мене́, тре́бующаго Твоея́ по́мощи, и не отри́ни мене́ гре́шнаго. Вразуми́ и научи́ мя́, Цари́це Небе́сная; не отступи́ от мене́, раба́ Твоего́, Влады́чице, за ропта́ние мое́, но бу́ди мне́ Ма́ти и Засту́пница. Вруча́ю себе́ ми́лостивому покро́ву Твоему́: приведи́ мя́ гре́шнаго к ти́хой и безмяте́жней жи́зни, да пла́чуся о гресе́х мои́х. К кому́ бо прибе́гну пови́нный а́з, а́ще не к Тебе́, упова́нию и прибе́жищу гре́шных, наде́ждою на неизрече́нную ми́лость Твою́ и щедро́ты Твоя́ окриля́емь? О, Влады́чице Цари́це Небе́сная! Ты́ мне́ упова́ние и прибе́жище, покро́в и заступле́ние и по́мощь. Цари́це моя́ преблага́я и ско́рая Засту́пнице! Покры́й Твои́м хода́тайством моя́ прегреше́ния, защити́ мене́ от вра́г ви́димых и неви́димых, умягчи́ сердца́ злы́х челове́к, возстаю́щих на мя́. О, Ма́ти Го́спода моего́ Творца́! Ты́ еси́ ко́рень де́вства и неувяда́емый цве́т чистоты́. О, Богороди́тельнице! Ты́ пода́ждь ми́ по́мощь немощству́ющему плотски́ми страстьми́ и боле́знующему се́рдцем: еди́но бо Твое́ и с Тобо́ю Твоего́ Сы́на и Бо́га на́шего и́мам заступле́ние, и Твои́м пречу́дным заступле́нием да изба́влюся от вся́кия беды́ и напа́сти, о пренепоро́чная и пресла́вная Бо́жия Ма́ти Мари́е. Те́мже со упова́нием глаго́лю и вопию́: ра́дуйся, Благода́тная, ра́дуйся, Обра́дованная, ра́дуйся, Преблагослове́нная, Госпо́дь с Тобо́ю.

Здесь приведен текст одной из просительных молитв Богородице, но ведь есть еще благодарственные и покаянные, а также молитвы конкретным образам. Все канонические тексты написаны известными богословами, в том числе, и причисленными к лику святых.

Однако, если канонические тексты кажутся вам сложными и непонятными, молитесь своими словами. Всеблагая Матерь Божья слышит все обращенные к ней молитвы, особенно если наши помыслы искренни и чисты!

Источник

Зонова О. В.

7 См. РИБ, т. III. СПб., 1876, стлб. 295–562.

8 Там же, стлб. 616. 9 «Опись имущества Успенского собора 1771–1773 годов». — Рукопись в Научном архиве Гос. музеев Московского Кремля, л. 65 об. 10 Н. П. Лихачев. Историческое значение итало-греческой иконописи. СПб., 1911, стр. 172, рис. 385. 11 «Книга описная Большого Успенского собора» (1815–1818 гг.), л. 39. — Рукопись в Научном архиве Гос. музеев Московского Кремля; «Главная описная книга московского Большого Успенского собора 1841–1843 годов», л. 56 об. — Там же; «Главная описная книга московского Большого Успенского собора 1853–1854 годов», л. 44. — Там же. 12 «Книга описная Большого Успенского собора» (1815–1818 гг.), л. 39; на иконе «поясной Богородицы» значится «венец серебряный, чеканый, золоченый, оплечье и оклад серебряные, не золоченые, басменые». 13 Оклад на иконе оставался серебряным, басменным с чеканым венцом. Но он был вызолочен уже целиком. 14 «Главная описная книга московского Большого Успенского собора 1841–1843 годов», л. 56 об.

Название «Афонская» мало что объясняло, потому что на Афоне было известно множество почитаемых икон Богоматери. Неудивительно поэтому, что при очередном поновлении иконы и изготовлении нового оклада в 1875 году «Афонская» превратилась в «Акафистную» Хиландарского монастыря. Под этим названием она дошла до нашего времени.

15 Не исключено, что запись конца XVII — начала XVIII века принадлежала Кириллу Уланову, работавшему в то время в Успенском соборе Кремля над поновлением нескольких древних местных икон. См. А. И. Успенский. Царские иконописцы и живописцы XVII века. Словарь. М., 1910, стр. 279–280. Орнамент на убрусе Богоматери чрезвычайно близок к орнаменту, украшающему хитон Спаса на иконе «Царь царем», написанной Кириллом Улановым в 1697 году для Похвальского придела Успенского собора.

16 Более подробные сведения о характере записей, святых с первоначальной живописи, можно почерпнуть из реставрационного отчета Г. С. Батхеля о раскрытии памятника в Научном архиве Гос. музеев Московского Кремля.

Наблюдения, сделанные в процессе раскрытия иконы, особенно атрибуция слоев разновременных записей, приводят к выводу, что в течение длительного времени с момента исполнения первой древней записи и вплоть до конца XVII века памятник не претерпел существенных поновлений. Его мало тревожили. Он как бы оставался в тени, чего никогда не случалось с иконами, особо почитаемыми, которые находились в центре внимания и поклонения. Вместе с тем, удовлетворительная сохранность древней живописи показывает, что икона содержалась в благоприятных условиях.

Реставрация каждого нового памятника домонгольского периода — событие чрезвычайной важности. При этом неизбежно раскрывается еще неизвестная страница древнерусской художественной культуры. То же произошло и в этот раз, тем более, что «Умиление» из Успенского собора — памятник высокого художественного качества.

Мария в иконе Успенского собора поражает своей юной трогательной красотой, искренностью и непосредственностью. Она как бы взволнована и встревожена мыслью о предстоящем неотвратимом страдании сына. Ее глаза широко раскрыты, брови удивленно подняты. Маленькие, полные, яркие губы плотно сомкнуты. Правой рукой она поддерживает край мафория, как бы готовясь прикрыть им маленькую фигурку ребенка. Столь естественный жест матери вносит в икону нотку трогательной интимности и человеческой теплоты.

17 Н. Кондаков. Иконография Богоматери, т. II, стр. 293.

Младенец сидит выпрямившись, слегка касаясь личиком щеки матери. В пристальном серьезном взгляде его сквозит недетская мудрость. Украшенные ассистом хитон и апостольский длинный гиматий, перевитый красной тесьмой голубой свиток, которым Христос опирается о колено, наконец, ораторский, разъясняющий жест левой руки — все наполняет его образ глубоким философским содержанием. Юный Иисус представлен здесь в типе Эммануила. Это составляет особенность данного варианта «Умиления», поскольку такая трактовка образа является более обычной для иконографии «Одигитрии». В таких ее вариантах, как русская «Тихвинская» и «Иерусалимская», младенец изображен обращающимся к Марии. Она отвечает ему легким наклоном головы. С этими вариантами «Одигитрии», представляющими, по словам Н. П. Кондакова, «тип лирически настроенный, точнее говоря, внутренне мотивированный или интимный» 17 сближается и наше «Умиление».

Но это касается только изображения маленького Христа. Образ Богоматери, напротив, отличается эмоциональностью и лиризмом, что необычно для «Одигитрии», предполагающей сдержанность и строгость.

Раскрытие столь своеобразного памятника, как «Умиление» Успенского собора, расширяет наши представления об иконографическом разнообразии вариантов «Умиления».

Интересно, что положение младенца на руках Богоматери в иконе Успенского собора несколько напоминает иконографию «Донской». Это особенно бросается в глаза, если сравнить схему ее обратного перевода со схемой «Умиления» типа «Донской». Видимо, рассматриваемая икона является древним, принадлежащим кисти первоклассного мастера, списком какого-то неизвестного нам памятника, и представляет собой зеркальный перевод утраченного протооригинала, предвосхищающего в иконографическом плане «Богоматерь Донскую». Было бы значительно логичнее видеть младенца на правой руке Богоматери, так, чтобы свиток оказался в его левой ручке, а жестикулировал бы он не левой рукой, как на нашей иконе, а правой.

Решающая роль в формировании художественного образа успенской иконы принадлежит эффектному колориту, построенному на сочетании голубого тона, красно-коричневого и золота. Личное написано зеленоватой охрой без санкирной подготовки с постепенными, очень плавными высветлениями и подрумянкой, нанесенной сверху. Прозрачные зеленовато-оливковые притенения положены поверх основного тона охры. Интересно отметить, что высветления белка глаз Богоматери даны более холодным тоном. Таким же более холодным тоном написан и лик младенца. Легкая, едва заметная подрумянка лежит по контуру носа, отмечает внутреннюю линию век, сливаясь здесь с теневой линией. Изысканный рисунок мастера, привнося легкую асимметрию в черты лика Богоматери, придает ему особую живость и очарование. Правилен и строг рисунок приподнятых бровей, удлиненного носа с характерным вырезом ноздри. Особенно изящна линия верхнего века правого глаза, которая, почти соприкасаясь с окончанием брови, похожа не на обычную тень глазницы, а на длинную загнувшуюся ресничку. Киноварные губы, резко и свободно очерченные, кажутся живыми и подвижными. Рисунок черт лика младенца более строг и статичен.

Пропорциональны и изящны руки Богоматери с тонкими длинными пальцами; мягки и округлы пухлые ручки маленького Христа и ступня его ножки, удобно поставленная на запястье руки матери.

21 Первоначальных монограмм Богоматери и Христа на иконе не сохранилось. Вероятно, они были прочеканены или награвированы на металлических пластинках в соответствии с общим ювелирным убором. На эту мысль наводят сохранившиеся древние гвозди и следы от них в местах первоначального прикрепления пластин с монограммами рядом с существующими надписями.

При всем своеобразии данного памятника он, как нам представляется, легко входит в круг русских икон XII века, причем тех из них, которые так или иначе связываются с Новгородом.

22 Только И. Э. Грабарь, останавливаясь на суздальских иконах, не исключает суздальского происхождения этого памятника, однако, говорит об этом крайне осторожно. См.: И. Э. Грабарь. Андрей Рублев. — «Вопросы реставрации», сб. I. М., 1926, стр. 52; И. Грабарь. О древнерусском искусстве. М., 1966, стр. 164–166. А. И. Анисимов, связывая «Устюжское Благовещение» с новгородским Юрьевым монастырем, датирует икону эпохой, «лежащей в промежутке между появлением на Руси Владимирской иконы и написанием дмитровских фресок», т. е. серединой или второй половиной XII века; см.: А. И. Анисимов. Домонгольский период древнерусской живописи. — «Вопросы реставрации», сб. II. М., 1928, стр. 119. В. Н. Лазарев. Новгородская живопись XII–XIV вв. — «Известия Академии наук СССР. Серия истории и философии». М., 1944, т. I, № 2, стр. 66; его же. Искусство Новгорода, стр. 39–42; его же. Живопись и скульптура Новгорода. — «История русского искусства», т. II, стр. 116–122. В. И. Антонова считает возможным датировать «Благовещение» 1119–1130 годами (временем построения каменного Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде). См.: В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Указ. соч., прим. 3 на стр. 56. 23 Характеристику живописных приемов, которыми пользовался мастер «Благовещения», см.: Н. В. Перцов. О некоторых приемах изображения лица в древнерусской станковой живописи XII–XIII вв. — «Сообщения ГРМ», VIII. Л., 1964, стр. 90. 24 Украшение живописной поверхности иконы отдельными ювелирными изделиями, изолированно посаженными драгоценными камнями, видимо, не было явлением исключительным.

Илл. 5 25 В. Н. Лазарев относит «Успение» к первой половине XIII столетия. См.: В. Н. Лазарев. Искусство Новгорода, стр. 44; его же. Живопись и скульптура Новгорода, стр. 126. В. И. Антонова датирует эту икону несколько более ранним временем: концом XII — началом XIII века. См.: В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Указ. соч., т. I, стр. 73–75. 26 Прием, характерный для обрамления миниатюр византийских рукописей и для мозаичных икон.

Если мы имеем право предположить в результате всего сказанного, что наша икона написана в Новгороде, то значительно труднее сузить пределы возможной датировки памятника. Привлеченный выше материал в этом смысле помогает мало, так как принятые датировки всех без исключения упомянутых нами новгородских икон далеко не бесспорны. Вместе с тем, как нам представляется, произведение, в колористическом строе которого столь ярко отразились традиции мозаики, могло возникнуть на Руси не позднее середины XII века.

36 В. Н. Лазарев. Искусство Новгорода, стр. 24; его же. Живопись и скульптура Новгорода, стр. 76. 37 ПСЛР, т. III. СПб., 1841, стр. 5, 123, 124; т. IV. СПб., 1848, стр. 2. 38 Н. Сычов. Забытые фрагменты новгородских фресок XII в.— ЗОРСА, т. XII. Пг., 1918, стр. 116–131. 39 В. Мясоедов. Кратиры Софийского собора в Новгороде. — ЗОРСА, т. X. Пг., 1915, стр. 1–14. 40 А. Свирин. Древнерусское шитье. М., 1963, стр. 27. 41 В. Лихачева. Десять русских эмалей XII века Новгородского историко-художественного музея. — «Новгородский исторический сборник», вып. 10. Новгород, 1961, стр. 245–252.

Именно в этот период становления новгородского искусства могла возникнуть и наша икона, с ее своеобразным цветовым решением и необычной для древней Руси иконографией. Действительно, эффектное сочетание голубого цвета, красно-коричневого и золота на «Умилении» Успенского собора невольно заставляет вспомнить излюбленную колористическую гамму византийских мозаичистов, хотя и воспроизведенную нашим художником с известной упрощенностью.

42 Изображение синих одежд на Богоматери в сцене «Рождество Христово» — это, по всей вероятности, древняя традиция. На трехчастной синайской иконе XI века в «Рождестве Христовом» Богоматерь представлена в темно-голубом мафории, а в «Распятии» — в красно-коричневой. См.: G. et M. Sоtiriоu. Icônes du Mont Sinaï, v. I. Athènes, 1956, fig. 77.

48 ПСЛР, т. III. СПб., 1841, стр. 215; т. IV. СПб., 1848, стр. 12; Повесть о победе новгородцев над суздальцами. — «Памятники старинной русской литературы», вып. I. СПб., 1860, стр. 241–242; Ф. И. Буслаев. Местные сказания владимирские, московские и новгородские. — «Летописи русской литературы и древности», т. IV. М., 1862, стр. 18–23.

Илл. 22 49 Н. Мнева, В. Филатов. Икона Петра и Павла новгородского Софийского собора. — «Из истории русского и западноевропейского искусства». М., 1960, стр. 82–84.

50 В. Н. Лазарев. Фрески Старой Ладоги, стр. 70.

Илл. 23 51 Н. Сычов. Забытые фрагменты новгородских фресок XII века, стр. 116–131.

Итак, целый ряд признаков сближает «Умиление» Успенского собора с произведениями новгородской живописи первой половины XII столетия и заставляет ограничить датировку памятника именно этим временем.

В Успенский собор Московского Кремля икона могла попасть в один из привозов новгородских святынь в Москву как в конце XV века при Иване III, так и в 50-х — 70-х годах XVI столетия при Иване Грозном. Она разделила судьбу многих первоклассных памятников древнерусской живописи домонгольской эпохи, остававшихся в безвестности на протяжении нескольких столетий и наконец обнаруженных, раскрытых и введенных в научный обиход в советскую эпоху.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *