богородицкий девичий монастырь в казани

II. Женские монастыри

I. Богородицкий девичий монастырь в Казани

Каменных церквей 6 с 6 престолами; каменная богадельня дл. 7 с. шир. 4 с. Деревянного строения: настоятельских и братских келий 99, дл. 194 с. ш. от 3 до 8 с. Около монастыря каменная ограда, школ и гошпиталей нет.

По древнему установлению должна быть игуменья, на лицо: игуменья, рядовых монахинь 84, белиц 11. Бельцов – протопоп 1, ключарь 1, попов 2, дьяконов 3, дьячков 2, пономарей 2, сторож 1, звонарь 1.

Монастырских служителей: стряпчий 1, ему жалованье 3 руб., слуг 3 чел., им дается каждому по 1 руб. 50 к. в год.

Затем монастырем по свидетельству Генералитета вотчин имеется крестьян и бобылей 86 душ, земли по даче по 10 четвертей в поле, сенных покосов на 10 копен. В разных местах рыбных ловель 2, с них собирается оброку по 56 руб. 72 коп. в год, каковые платятся в Казанскую Губернскую Канцелярию.

Из Казанской Губернской Канцелярии ружного половинного жалованья в монастырь дается 228 руб. 55 коп., которые все расходуются в монастыре. Монастырские крестьяне исправляют в монастыре всякую монастырскую постройку и починку, да возят дров по 11 сажен.

В Коллегию Экономии ничего не платится.

II. Благовещенский девичий монастырь в Чебоксарске

Каменного строения – церковь 1 с одним престолом и с двумя пределами, а в них два престола; под колокольней один предел с одним престолом. Келья 1 с сенями дл. 6 и шир. 2 саж. Деревянного строения – настоятельских и монашеских келий 25 дл. 110 саж. шир. 5 с. Около монастыря деревянная ограда. Школ и гошпиталей нет.

По древнему установлению должно быть и есть игуменья, рядовых монахинь 57, бельцов попов два, дьякон 1, дьячков 2, пономарь 1.

За тем монастырем ни вотчин, ни угодий, ни служителей нет. Монахини питаются рукоделием и мирским подаянием.

III. Богородицкий девичий монастырь при г. Сызрани

Каменного строения – церковь 1, деревянного – 1 церковь, в них три престола, деревянных келий 17, дл. 42 саж., шир. 2; школ и гошпиталей нет.

Надлежит быть игуменье. На лицо Игуменья, рядовых монахинь 17, белиц 20. Бельцов – 2 попа, дьякон 1; отставных на пропитании и прочих служителей нет.

За тем монастырем вотчинных земель, сенных покосов и никаких сборов нет. Питаются мирским подаянием.

IV. Владимирский Новодевичий монастырь в г. Яранске при р. Лаисе

Каменная церковь 1, деревянная ц. 1, в них 2 престола. Деревянного строения – келий 5 с сенями дл. 23 с., шир. от 2 до 3 с. Школ и гошпиталей нет. По древнему установлению должна быть и есть – игуменья, рядовых монахинь 3; бельцов – поп 1, дьячок 1. Отставных на пропитании и служителей нет.

За тем монастырем по переписи 186 г. дворов 2, по свид. Генералитета – 70 душ, земли по даче 12 четвертей. А оные крестьяне делают на монастырь всякое изделие, а доходов окладных и неокладных нет; питаются своими трудами и мирским подаянием.

V. Вознесенский девичий монастырь в г. Козьмодемьянске

Каменного строения: каменных церквей 2 с тремя престолами, колокольня 1, под ней церковь (еще не освященная).

Деревянного строения – келий с сенями 9, дл. 30 с. шир. 2 с.

По древнему – в том монастыре должна быть игуменья, а на лицо: монахиня, рядовых монахинь 8, бельцов – поп 1, дьякон 1, дьячок 1, пономарь 1.

Монастырь не имел земель и угодий. Ему производилось из Казанской Губернской Канцелярии ружное половинное жалованье в размере 11 руб. 75 коп., которое расходовалось все в монастыре.

VI. Иоанновский девичий монастырь в г. Свияжске

Каменных церквей 2 с двумя престолами.

Деревянного строения – келий настоятельских и монашеских 6 дл. 25 с., шир. 5 с., братских келий 36 дл. 82 с., шир. от 4 до 5 с., около монастыря деревянная ограда. Школ, гошпиталей и магазинов нет.

По древнему установлению надлежит быть и есть – игуменья 1, рядовых монахинь 58, бельцов поп 1, дьякон 1, дьячок 1.

За тем монастырем вотчин нет, есть покосу на 110 копен. С означенных сенных покосов в монастырь в приходе бывает оброчных 1 руб. 80 к. Да из Казанской губернской канцелярии производится ружного половинного жалованья в год 79 руб. 37 коп. Все расходуется в монастыре без остатку.

VII. Николаевский девичий монастырь в г. Казани

Каменных церквей 3, в них 3 престола, под одной церковью четыре палатки.

Деревянного строения – настоятельских и монашеских келий 39, в том числе две богадельни, дл. 121 саж., шир. от 5 до 7 с.. Около монастыря деревянная ограда.

Надлежит быть игуменье, на лицо игуменья, монахинь 72, бельцов поп 1, дьякон 1, псаломщик 1, сторож 1.

За тем монастырем никаких вотчин и угодий не имеется. Из Казанской Губернской Канцелярии ружного жалованья выдастся по 105 руб. 12½ коп. в год.

VIII. Николаевский девичий монастырь в г. Чебоксарске

Церковь каменная с 3 престолами. Деревянного строения – настоятельских и монашеских келий 43, дл. 134 с. шир. от 5 до 6 с., школ и гошпиталей нет. По древнему установлению должно быть и есть – игуменья, казначея 1, рядовых монахинь 27. Бельцов – попов 2, дьякон 1, дьячок 1, просвирница 1.

IX. Рождественский девичий монастырь при г. Уфе

Деревянного строения – 1 церковь с 2 престолами, келий 16 дл. 22 с. шир. 2 саж., школ и гошпиталей нет. Надлежит быть по древнему установлению игуменья, а на лицо: наместница-монахиня, рядовых монахинь 26, бельцов поп 1, дьячок 1, пономарь 1.

Монастырь земельных владений не имел, слуг тоже; монахини питались мирским подаянием.

X. Спасский девичий монастырь в Симбирске

Каменных церквей 4 с 5 престолами. Деревянного строения – келий 52 дл. 103 саж. шир. от 4 до 5 с., анбар 1, надпогребница 1 дл. 4 с. ш. 2 с. По средине монастыря кладезь, над ним амбар дл. 3 саж., шир. тоже. Ограда деревянная; гошпиталей и школ нет.

Надлежит быть по древнему установлению игуменье, на лицо: игуменья, монахиня-казначея, рядовых монахинь 76. Бельцов – протопоп 1, ключарь 1, поп 1, дьяконов 2, дьячок 1, псаломщик 1, пономарь 1, сторож 1, просвирница 1.

За монастырем никаких угодий нет, а производится в тот монастырь из Казанской Губернской Канцелярии ружного жалованья по 103 руб. 50 к. в год, которое расходуется без остатка.

XI. Успенский девичий монастырь в г. Казани

Каменных церквей 3 с тремя престолами, под одной церковью 7 палаток. Деревянного строения – настоятельских и монашеских келий 62 дл. 22 саж. ш. от 4 до 5 саж. Богадельня одна, дл. 7 с. шир. 3 с. Около монастыря деревянная ограда.

По древнему установлению надлежит быть игуменье, на лицо: игуменья, рядовых монахинь 77, бельцов – протопоп 1, попов 2, дьякон 1, пономарь 1, сторож 1.

У монастыря не было ни вотчин, ни угодий, ни мирских служителей. В монастырь производилось из Казанской губернской Канцелярии ружного половинного жалованья в год по 101 рублю 62½ коп.

В Коллегию Экономии ничего не платилось.

XII. Успенский девичий монастырь при р. Пижме, от Казани 250 верст

Деревянного строения: 2 церкви с двумя престолами, настоятельских и монастырских келий 3, дл. 11 саж., шир от 2 до 3 саж.; Школ и гошпиталей нет.

По древнему установлению должна быть игуменья, а на лицо – настоятельница монахиня, рядовых две монахини. Бельцов поп – 1. Вотчин, угодий, земель не имеется, сборов никаких нет, служителей нет, питаются своим рукоделием.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Казанский Богородицкий монастырь

богородицкий девичий монастырь в казани

В 1579 г. 9-летняя девочка Матрона обрела икону на месте, указанном ей во сне.

Рассказ об этом и о первых чудесах от иконы впервые составил очевидец событий священник Ермолай — будущий патриарх Гермоген († 1612), прославленный Церковью как священномученик.

богородицкий девичий монастырь в казани

Обретение чудотворной иконы всего через 27 лет после взятия Казани русскими войсками было воспринято современниками как символическое событие огромного значения.

В том же 1579 году, по государеву указу Ивана Грозного, на месте обретения был основан девичий Богородицкий монастырь.

Первой монахиней в нём, по преданию, стала сама девочка Матрона, получившая после пострига имя Мавра (дальнейшая судьба её неизвестна).

богородицкий девичий монастырь в казани

Территория монастыря занимала несколько гектаров.

Его архитектурный ансамбль по размерам не имел себе равных в Поволжье.

богородицкий девичий монастырь в казани

богородицкий девичий монастырь в казани

богородицкий девичий монастырь в казани

богородицкий девичий монастырь в казани

богородицкий девичий монастырь в казани

Главный собор, где и пребывала знаменитая икона, был построен в стиле классицизма в 1798–1808 годах (по проекту архитектора Ивана Сарова) на месте обветшавшего каменного собора 1590-х годов.

21 июля 2021 года, через пять лет после закладки, патриарх Кирилл освятил собор Казанской иконы Божией Матери великим чином.

богородицкий девичий монастырь в казани

богородицкий девичий монастырь в казани

богородицкий девичий монастырь в казани

богородицкий девичий монастырь в казани

В марте 1516 года посол Василий Коробов привёз из Константинополя в Москву икону Богородицы для великого князя Василия Третьего.

Во времена царя Алексея Михайловича эта икона хранилась в Московском Кремле, причём источник 1666 года называет её «Казанской» за сходство иконографии с явленным в 1579 году Казанским образом, чья иконография была к тому времени уже широко известна.

По словам В. И. Троицкого, эта икона вплоть до начала XX века находилась в Верхнеспасском храме Кремлёвского дворца. По-видимому, она была оплечной репликой константинопольских композиций 14-го века.

Как пишет современник событий Патриарх Гермоген (в то время священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай), после пожара в Казани в 1579 г., уничтожившего часть города, десятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище.

В указанном месте, где была печь, на глубине около метра Матрона нашла икону. День явления Казанской иконы — 8 июля 1579 года — ныне ежегодный общецерковный праздник.

В 1611 году Казанскую икону Божией Матери взяло с собой казанское ополчение, которое отправилось под Москву на помощь войскам Трубецкого и Заруцкого, пытавшихся освободить столицу России от польско-литовских интервентов (Первое ополчение). Большинство авторов считают, что эта икона является списком с чудотворной иконы, обретённой в Казани в 1579 г.

Икона пробыла в Москве до начала зимы 1611―1612 годов, после чего казанская дружина с иконой направилась в обратный путь в Казань. Весной 1612 года она встретились с нижегородским ополчением, которое под предводительством князя Минина и Пожарского шло на освобождение Москвы от поляков (Второе ополчение). Уже прославившаяся чудотворениями икона была взята в полки Второго ополчения, а в Казань отправили её список.

При обследовании этой иконы в 2002 году во время проходившей в Казани международной конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе» было установлено, что она относится ко второй половине XVIII века.

21 июля 2005 года патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй передал Казанской епархии возвращённый папой римским так называемый Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери. Этот список был помещён в Крестовоздвиженском храме.

богородицкий девичий монастырь в казани

После закрытия в сентябре 1918 года Казанского Кремля и его храмов в монастырь были перенесены главные уцелевшие святыни Казанской епархии: мощи святых Гурия и Варсонофия Казанских.

Хотя монастырь был упразднён, в течение всех 1920-х годов действовала официально зарегистрированная православная община. В 1931 году общину перевели в Петропавловский собор, после чего большая часть ансамбля обители подверглась разрушению.

С 1942 года на территории бывшей обители размещалась табачная фабрика; западная часть разорённого ансамбля позже была застроена 5-этажными домами; в Крестовоздвиженском храме находился филологический факультет Казанского пед. института (ныне — университета).

богородицкий девичий монастырь в казани

богородицкий девичий монастырь в казани

Никольский храм к северу от него (1810–1816) и Крестовоздвиженский к югу (1882–1884) были возведены так же в стиле классицизма, но имели по одному большому полусферическому куполу. Два основных корпуса — Настоятельский и Никольский (1820–1840-е) — составили гигантский полукруг, замкнувший классический ансамбль в единое целое.

В этот ансамбль XIX века вошли два более древних сооружения — 55-метровая колокольня, одна из самых высоких в Казани, и маленькая Софийская надвратная церковь (обе — середина XVII века).

богородицкий девичий монастырь в казани

богородицкий девичий монастырь в казани

В подготовке материала использованы сведения из Википедии

Источник

История Казанско-Богородицкого монастыря

богородицкий девичий монастырь в казани

История Казанского Богородицкого монастыря неразрывно связана с обретением, прославлением и почитанием в России чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Эта чудотворная икона является одной из наиболее почитаемых в Русской Церкви. Среди всех Богородичных икон Казанский образ имеет наибольшее количество чудотворных почитаемых списков. До революции в сознании большинства русских людей название губернского города Казань ассоциировалось, прежде всего, с Казанской чудотворной иконой, хранившейся в Богородицком женском монастыре. История обретения чудотворной иконы и основания монастыря такова. В июне 1579 года в Казани был большой пожар. Огонь поглотил целый район, примыкавший к Кремлю с северо-востока.

Сгорел двор стрелецкого сотника Данилы Онучина (церковное предание говорит о нем, как о стрельце, хотя Онучины – нижегородские дворяне, переселившиеся в Казань в 60-е годы XVI в.). Двенадцатилетней девочке Матроне, дочери сотника Онучина, трижды являлась во сне Пресвятая Богородица, повелевая идти на городское пепелище и обрести Ее образ. Девочка рассказала матери, а та сообщила о видении архиепископу Казанскому Иеремии, воеводе Богдану Сабурову, дьякам Михаилу Битяговскому и Василию Шулепину. К несчастью, никто не поверил сказанному. Возвратившись домой, Матрона и её мать не отчаялись, напротив, решили действовать: начали рыть землю в указанном дочерью месте. 8 июня (ст.ст.) 1579 года девочка Марфа обнаружила икону Богородицы на месте горевшего дома. Вскоре после обретения, по повелению Казанского архиепископа, икона при большом стечении народа была перенесена в ближайший храм – в церковь Николы Тульского. В обретении иконы принимал участие священник казанской Николо-Гостинодворской церкви Ермолай, позже – Казанский митрополит, а затем и Всероссийский патриарх и священномученик Гермоген, канонизированный Русской Церковью в 1913 году. Он и описал, в бытность Казанским митрополитом, сказание об обретении иконы и чудотворениях от нее.

В 1595 году было установлено особое празднование Казанской иконе Божией Матери (8 (21) июля, в честь обретения иконы). В 1611 году митрополит Казанский Ефрем, которого призвал на борьбу с поляками заточенный в тюрьму патриарх Гермоген, направил вместе с Казанским отрядом в ополчение Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, в результате освобождение Москвы от поляков было приписано заступлению Божией Матери «ради Казанской иконы Ее». В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование Казанской иконе – 22 октября (4 ноября).

Список, бывший в ополчении поместили в специально построенный на Красной площади Казанский собор. Другой чудотворный список находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. До революции Казань, Москва и Петербург оспаривали право считаться обладателями настоящей чудотворной иконы. В 1904 году Россию потрясло известие о краже в ночь на 29 июня чудотворной иконы из Казанского Богородицкого монастыря. Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или продана похитителями старообрядцам не нашла подтверждение. Следствие не дало ответа ни на один из волновавших верующих вопрос.

богородицкий девичий монастырь в казани

Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В 1910-1913 гг. в подземелье собора, непосредственно на месте обретения иконы был выстроен подземный храм. Более того, в Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудотворцев.

Царским указом в 1579 году на месте явления чудотворной иконы основан Богородицкий женский монастырь. Одной из первых насельниц монастыря, а по преданию, и первой настоятельницей, стала обретшая икону девочка Матрона (инокиня Марфа). Казанско-Богородицкий монастырь занимал площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви. Все строения монастыря изначально были деревянными, но уже в 1594 году был возведен первый каменный храм во имя явления Казанской иконы Божией Матери.

В 1796 году на месте обретения был заложен новый храм. Строительство велось по проекту известного зодчего Ивана Старова, которое было завершено в 1807 году. Монастырь представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, значительная часть которых, к сожалению, разрушена в советское время. Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения иконы, а также утрачена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров.

XIX век стал для монастыря благодатной эпохой торжества веры: на огромной территории под стенами Казанского Кремля раскинулся один из самых крупных монастырей России. В монастыре служило 600 сестер, работала больница, гостиница и сиротский приют. Одним из самых «молодых» строений монастыря (середина XIX века) считается Крестовоздвиженский корпус. В стенах его располагалась общая трапезная, школа живописи, ризница, швейные мастерские и хлебопекарня.

Удивителен факт, несмотря на близость к Кремлю, монастырь был жив молитвой и после революции. По переписи населения 1922 года здесь числилось две сотни послушниц. Лишь к 30-му году обитель покинули последние монахини. В советские годы на территории монастыря располагались: киностудия, склады и табачная фабрика.

богородицкий девичий монастырь в казани

богородицкий девичий монастырь в казани

На сегодняшний день из обширного комплекса монастыря сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью, построенный в 1882-1887 гг. и Софийская надвратная церковь, которая с 1993 года передана Казанской епархии. В глубине квартала расположены двухэтажные Настоятельский и Никольский корпуса, полукругом охватывающие то место, где раньше стоял собор. Они построены в 1810-1843 гг. по проекту архитектора Я.М.Шелковникова. На улицу Нагорную выходит сильно перестроенная церковь Николы Тульского, возведенная в 1810-1816 гг. на месте приходского храма, в котором первоначально находилась обретенная икона.

В настоящее время полным ходом идут реставрационные работы. Идёт восстановление Казанского собора. 21 июля 2005 года обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II где, в торжественной обстановке, Казанской епархии был передан чудотворный «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери (Акт о передаче чтимого списка Казанской иконы Пресвятой Богородицы Казанской епархии Русской Православной Церкви), установленный в Крестовоздвиженской церкви. В храме ежедневно совершаются богослужения и все верующие имеют возможность поклониться Святыне. 21 июля 2016 года состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в ходе которого Его Святейшество совершил чин закладки собора на месте обретения Казанской иконы Божией Матери.

Братия монастыря: Священноархимандрит обители – митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. Наместник – игумен Марк (Виленский). Братия: иеромонах Андрей (Сироткин) – благочинный, иеромонах Ермоген (Рубан), иеромонах Павел (Кузнецов), иеромонах Гавриил (Федотов), иеромонах Гурий (Рассыпнинский), иеромонах Харалампий (Егоров), иеромонах Антоний (Кадетов), иеродиакон Арсений (Назаров).

Источник

Казанский Богородицкий монастырь

Среди других православных обителей на территории России старинный монастырь в столице Татарстана занимает особое место. Именно здесь, недалеко от Казанского кремля, была обретена чудотворная икона Казанской Божией Матери. С XVI века монастырь был женскими, а с 2005 года стал восстанавливаться, как мужской.

Содержание:

История основания обители

До взятия Казани жители ханства исповедовали ислам, поэтому здесь были только мусульманские храмы. После того, как город покорили русские войка, на его территории начали возводить православные церкви и монастыри. В 1560-е годы сюда переселились дворяне из Нижнего Новгорода – Онучины.

богородицкий девичий монастырь в казани

Общий вид Казанского Богородицкого монастыря

По сохранившемуся преданию, дочь сотника Онучина – 9-летняя Матрона несколько раз видела во сне Деву Марию. Однажды Божия Матерь попросила маленькую Матрону сходить на городское пепелище, чтобы найти там икону. Девочка рассказала о необычном сне своей матери, а старшая Онучина передала слова дочери архиепископу Казани Иеремии. Услышав об этом, церковный иерарх был очень удивлен и обратился к духовенству города с просьбой помочь отыскать заветный образ.

В 1579 году девочка пошла на место сгоревшего дома и нашла там икону Божией Матери. В тот же день образ принесли в расположенный рядом храм. Вскоре, благодаря Казанской иконе, стали исцеляться люди. Она помогала больным и увечным, поэтому слава о чуде быстро распространилась далеко за пределы города. Историю обретения иконы и ее чудотворные свойства подробно описал очевидец тех событий – отец Гермоген, который позже получил сан митрополита Казани.

богородицкий девичий монастырь в казани

В этом же году российский царь Иоанн IV Грозный повелел основать там, где была найдена икона, девичий монастырь. По легенде, первой послушницей обители стала сама маленькая Матрона. После пострижения в монахини она получила церковное имя Мавра, однако дальнейшая судьба этой женщины не известна.

Монастырь в XVII-XX веках

богородицкий девичий монастырь в казани

Вид на святые ворота Казанского Богородицкого монастыря

В конце XVI столетия Церковь установила новый праздник. Ежегодно 8 июля православные по всей России стали отмечать чудесное обретение иконы. Когда настали Смутные времена, в Поволжье было сформировано народное ополчение. В 1611 году отряд казанских ополченцев получил список со знаменитой иконы от митрополита Ефрема. Русские усердно молились перед ней, поэтому освобождение столицы государства было приписано заступничеству Богородицы. В память об историческом событии 22 октября в церковном календаре появился еще один праздник знаменитой иконы из Казани.

богородицкий девичий монастырь в казани

Церковь Воздвижения Креста Господня Казанского Богородицкого монастыря

Копия иконы, которая вместе с ополченцами прошла путь от Волги до Москвы, была помещена в Казанский собор богородицкий девичий монастырь в казани рядом с Московским Кремлем богородицкий девичий монастырь в казани. За три с лишним столетия изографы создали множество списков с почитаемой иконы. Эти копии хранились в Москве, Санкт-Петербурге, других городах России и даже за рубежом.

В 1904 году верующих потрясла страшная весть. Из женской обители в Казани пропал оригинал знаменитой иконы. Для расследования чудовищной кражи были привлечены лучшие силы полиции. Воров вскоре поймали, но чудесный образ так и не нашли.

богородицкий девичий монастырь в казани

Собор Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого монастыря

Следствие велось очень тщательно. Выдвигались версии, что образ сожгли, или его похитили старообрядцы. Однако ни одна из них не нашла подтверждения. Хотя верующие по всей России сильно горевали о случившемся, поток паломников в женскую обитель не ослабел. Люди шли и шли, чтобы помолиться там, где была найдена любимая всеми икона.

Перед началом Первой мировой войны на месте чудесной находки построили специальный подземный храм и посвятили его Рождеству Пресвятой Богородицы. По городу поползли слухи, что на самом деле воры украли копию, а оригинал чудотворной иконы сберегла старая настоятельница монастыря. Многие и сейчас уверены, что настоящая икона хранится в церкви Ярославских чудотворцев в Казани.

богородицкий девичий монастырь в казани

Часовня на месте обретения Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого монастыря

До революции 1917 года женский монастырь имел большую, ухоженную территорию в несколько гектаров. В нем хранилось много православных святынь, которые почитались по всему Среднему Поволжью. За стенами монастыря жили 500 монахинь и послушниц.

В центре обители красовался огромный собор, возведенный по проекту московского архитектора Ивана Егоровича Старова. Рядом с ним возвышалась шестиярусная колокольня, которая имела высоту 55 м.

богородицкий девичий монастырь в казани

Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Казанского Богородицкого монастыря

В 1918 году новые власти закрыли кремль в Казани. Уцелевшие святыни и иконы из храмов кремля были перенесены в женскую обитель. Вскоре монастырь тоже упразднили, но в 1920-е годы на его территории продолжала проводить церковные службы христианская община.

Когда в государстве развернули активную кампанию против религии, общину верующих отправили в Петропавловский собор богородицкий девичий монастырь в казани, а монастырь подвергся разрушению. Потом на территории разместили табачную фабрику, а часть монастырских земель застроили типовыми пятиэтажками. В старой Крестовоздвиженской церкви находился один из факультетов городского педагогического института.

богородицкий девичий монастырь в казани

Никольский корпус Казанского Богородицкого монастыря

В 1994 году верующим вернули первую монастырскую постройку – старый надвратный Софийский храм. Через 10 лет церкви передали отреставрированную Крестовоздвиженскую церковь, и в нее был помещен список со знаменитой казанской иконы. Вскоре в епархии приняли решение возрождать монастырь как мужской.

Храмы и святыни

К сожалению, за несколько десятилетий старинная обитель утратила почти весь свой архитектурный ансамбль. До наших дней сохранился двухэтажный каменный корпус с Крестовоздвиженским храмом конца XIX века. На территории стоят два двухэтажных корпуса, которые были выстроены в первой половине XIX века по проекту главного архитектора Казани – Якова Михайловича Шелковникова.

богородицкий девичий монастырь в казани

Настоятельский корпус Казанского Богородицкого монастыря

Со стороны улицы Нагорная можно увидеть изрядно переделанную церковь в честь Николы Тульского. Этот живописный храм появился в 1810-1816 годах на месте приходской церкви, где изначально хранилась найденная икона. С 2015 года в обители идет восстановление большого соборного храма.

Главную святыню монастыря – список с древней иконы Казанской Богоматери хранят в Крестовоздвиженском храме. Здесь каждый день проходят церковные службы, и паломники могут поклониться знаменитой иконе.

богородицкий девичий монастырь в казани

Пещерный храм собора Казанской иконы Божией Матери

Полезная информация для паломников и туристов

Женский монастырь находится с востока от территории Казанского кремля. Его территория огорожена стеной и войти внутрь можно со стороны улицы Бол. Красная.

Для верующих и туристов обитель открыта с понедельника по субботу с 8:00 до 19:00, а по воскресным дням – с 7:30 до 19:00. Вход в монастырь бесплатный.

Как добраться

богородицкий девичий монастырь в казани

Монастырь расположен в историческом центре города, на улице Красной, 5. От станции метро «Кремлевская» сюда легко дойти за 10 минут. Если вы хотите подъехать на общественном транспорте, выходите на остановке «Батурина».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *