боковой неф в соборе на малой грузинской места на концертах фото
Будучи в начале сентября в Москве, я попала на концерт органной музыки. Концерт проводился в римско-католическом соборе на Малой Грузинской улице. Такие концерты там не редкость, организовывает их благотворительный фонд «Искусство добра». Тот концерт, на котором я побывала, проходил в рамках фестиваля «Швейцарские традиции». Соответственно, органистом был маэстро из Швейцарии. Билеты на это мероприятие дешевые, нам достались отличные места в центре зала всего за 300 рублей. Надо сказать, что людей на концерт пришло очень много, был полный аншлаг.
Внутри собора все очень скромно, просто и в то же время величественно. К сожалению, мне было не очень удобно фотографировать, сидя на лавке в концертном зале, поэтому фотографии не отражают всего того, что я хочу донести.
Как я уже говорила, слушателей был полный зал. Были даже дети в возрасте 8-12 лет.
Фонд «Искусство добра» проводит органные концерты в соборе регулярно, билеты на них недорогие. Так что гости и жители столицы могут позволить себе такое мероприятие практически в любое время. Лично я о потраченном времени не пожалела.
Когда я покупала билеты, то места остались только в боковой неф.
Так как в боковой неф рассадка без мест, то мы приехали по раньше, чтоб сидеть поближе и поудобнее.
Начало концерта в 20-30.
Я ни разу не была возле Римско-католического собора в Москве, поэтому была поражена его красотой.
Из-за заснеженных елок он смотрелся загадочно и величаво.
А когда я его увидела полностью, то подумала, что попала куда-то в Европу. И почему я до сих пор здесь не была?! Ведь я обожаю подобную архитектуру.
У нас было время и мы обошли его вокруг.
В 2-х местах стоят Рождественские вертепы.
Также возле собора стоит памятник святой матери Терезе из Калькутты, установленный в 2011 году.
Мы ходили вокруг, любовались архитектурой и погода способствовала рождественскому настроению.
Обязательно приедем сюда летом и днём, чтоб поподробнее рассмотреть.
А нам пора идти на концерт. Люди прибывают и их довольно много.
Афиша нашего концерта.
А мы заходим внутрь.
Недавно закончилась служба, она проходит до 20 часов и зал готовят концерту.
Расставляют стулья в боковые нефы и вешают экраны на которых нам будут показывать рисунки из песка, а так же главных артистов этого концерта.
Можно купить программу за 50 рублей.
И вот нас пустили в зал.
Впереди, где алтарь, повесили большой экран. На нем шла реклама будущих концертов.
Справа и слева, экраны поменьше.
Сзади, наверху, орган.
Мы выбрали места как бы посередине, мне хорошо был виден большой экран, а мужу маленький.
Но в общем то я пришла слушать музыку и не думала, что на экранах нам покажут что то интересное.
Людей очень много.
Начался концерт вовремя.
Мы слушали завораживающий голос Любови Толкалиной, которая читала нам произведение Гоголя «Ночь перед Рождеством». А мы видели ее на экране.
Благодаря акустике собора звучание было шикарное.
Затем начинала играть музыка и на экране из песка рисовали сцены из произведения.
Это было очень круто.
Периодически менялось освещение, в зависимости от характера произведения.
Это очень завораживало!
В это время мы слушали разные органные произведения, от которых мурашки бежали весь концерт.
Очень понравилось как играла музыкант на мандолине, я таких виртуозов давно не слышала.
А вместе, орган и мандолина, это просто что то необычное, мощное.
Мандолина игривая, а орган пробивает насквозь своей мощью.
Самих музыкантов и их игру нам периодически тоже показывали на экране.
В конце артисты вышли на поклон.
Концерт длился 1 час 15 минут. Но мне показалось это мгновением. Очень хотелось, чтоб музыка не переставала и ее было больше.
Можно было потом походить по собору и сделать фото.
Здесь тоже был установлен красивый вертеп.
Сначала мы прочитали о том, что в Москве есть римско-католический Кафедральный собор, в котором есть большой орган. Тогда мы решили узнать, можно ли попасть в него на концерт органной музыки?
В одну из суббот решено было отправится в собор. Доехав, как рекомендовалось до станции метро Краснопресненская, мы перешли на другую сторону по пешеходному переходу. Потом до перекрёстка в другую от видневшегося зоопарка сторону, далее по улице вдоль стены зоопарка, поворот налево, снова до перекрёстка и поворот направо, и вот уже виден римско-католический Кафедральный собор на Малой Грузинской.
Орган находится в соборе, мы на него посмотрели и приобрели билеты на концерт «Музыка соборов мира: Австрия» Клаус Кухлинг, орган. Билеты продают на втором этаже, после входа в собор, надо зайти в правые двери и подняться на второй этаж. До концерта оставалось более двух недель, и мы выбрали места.
25 декабря к 8 часам мы снова были в соборе.
Зал запомнился зрителями, которые сидели не только на скамьях, но и на приставных стульях,
Концерты организует благотворительный фонд «Искусство добра».
В соборе, построенном в неоготическом стиле акустика, на мой взгляд прекрасная, на каком бы месте вы не сидели.
В исполнении Клауса Кухлинга звучали произведения И. С. Баха, К. Эстерманна, А. Боли, Ж. Ален.
Звуки органа наполняли собор, в это время на большом экране сменялся видеоряд, который знакомил с эпизодами жизни И. С. Баха, из него я узнала, что после смерти композитора в течение 150 лет не было ни памятника, ни имени. Транслировалось то, как исполняются произведения.
Удивительный инструмент, удивительные музыканты, научившиеся извлекать чарующие звуки из удивительного инструмента.
Концерт продолжался примерно полтора часа, но сколько времени прошло не ощущалось, хотелось слушать и слушать произведения, но стопка нот рядом с Клаусом Кухлингом постепенно таяла. И, к сожалению, концерт подошёл к концу.
После концерта Клаус Кухлинг вышел к зрителям.
Вот программа для тех, кто захочет прийти на органные концерты. Я бы хотела побывать на них не один раз.
Надо показать большой орган.
Снимок снизу. Орган очень большой, если сравнивать его с концертном органом в Царицыно. И звук совсем другой, и акустика в соборе очень хорошая. Если будет возможность, то побываю здесь ещё на концертах орган ной музыки.
Они здесь бывают не только для взрослых, но и для детей, тогда концерты начинаются в 14 часов, а не в 20 часов.
Кафедральный собор Петра и Павла в Москве, в котором состоялся концерт, находится в районе, который издавна называется Ивановской горкой. Ближайшее метро к нему- «Китай-Город», выход на Солянку.
Шпиль колокольни собора виден издалека над впереди стоящими зданиями.
Церковь построена в неоготическом стиле более ста лет назад. И сильно контрастирует на фоне привычных для Москвы окружающих ее зданий.
Пришли мы к собору рано, примерно за час.
Немного прогулялись по территории.
Благо вечер выдался теплы и безветренный, практически романтичный. Вышли с тыльной стороны двора
за пределы ограды, прогулялись по Колпачному и Хохловскому переулкам. Здесь совсем другая Москва. Со времен Ивана III здесь образовался прототип современной Рублевки. Поэтому переулки изобилуют зданиями княжеских палат, правда не в очень презентабельном виде. К примеру, на территории собора находятся палаты рода Лопухиных, которые называются почему то палатами Мазепы. Здесь жила первая жена Петра I и их сын Алексей. Но все эти факты мы узнали после концерта.
Внутреннее убранство церквей я не фотографирую, если не нахожусь там на экскурсии. Но так как собор на момент нашего посещения, представлял собой концертную площадку, то себе я сделал разрешение.
Судя по афише, в храме активно ведется концертная деятельность.
Специально посмотрел на сайте, вообще, осуществляются ли в нем богослужения? Оказалось, да.
Концерт организован благотворительным фондом «Бельканто». Допуск в зал начинался за двадцать минут до концерта. В приделе к храму надо было подойти к столу с администраторами.
После нехитрых манипуляций по регистрации билетов, нам выдали программку, афишу и небольшой опросный листик.
В приделе также расположены туалетные помещения, как это ни странно звучит в контексте того, что помещения эти относятся к храму.
На входе в зал билеты проверили. И все. Нет суровых дядек в пиджаках и галстуках, гоняющих зрителей через металлодетекторы и требующих показать содержимое сумочек. Людям здесь доверяют.
Внутреннее устройство собора классическое. Аналогия с устройством зрительного зала прозрачна. Главный неф- это партер,
а балконы над ними можно воспринимать, собственно, как балконы.
Над входом расположен главный орган.
Получается, что он находится за спинами зрителей и видеть органиста невозможно. Разве что зрители с балкона при желании могут его лицезреть.
Взгляду зрителей представлен алтарь.
Пространство между ним и первым рядом партера составляет импровизированную сцену, на которой располагаются музыканты оркестра.
Купольное пространство над алтарем во время концерта превращается в экран.
Места обозначены с помощью листов и небольших номерков на скамейках.
Скамейки для всех категорий в силу определенных причин одинаковые и жёсткие для всех категорий зрителей.
Насчет удобства обзора такой сцены с балкона ничего сказать не могу. А вот из бокового нефа обзор не очень всеобъемлющий. Дело в том, что балкон держится на мощных колоннах, из-за которых не то что музыкантов, но и вообще ничего, кроме колонны увидеть невозможно. Это не критично, если концерт чисто музыкальный, и для восприятия нужен слух. Отмечу, что акустика в соборе соответствует его размерам. Она объемная и насыщенная. Так что, если концерт в соборе Петра и Павла чисто музыкальный, то билеты можно брать и на неудобные места. На сайте по продаже билетов они обозначены. А на визуально- музыкальный концерт лучше приобретать билеты в партер.
Вот вид с задних рядов партера.
Вряд отсюда ли зрители увидят музыкантов на сцене, однако, анимацию на куполе алтаря видно отлично.
А вот вид с наших «удобных»мест, на которые были приобретены билеты, в правом нефе возле алтаря.
Виден участок сцены и менее половины купола. А зритель на неудобном месте в правом или левом нефе и этого не увидит.
Вдобавок справа нашу обзорность перекрывала подвесная беседка.
Может для храмов Римско- католической церкви это приспособление обычное, а я вот увидел такое первый раз. Наверное, это балкон для церковного хора.
Обстановка перед концертом довольно демократична. Перед входом устроена экспозиция, посвященная российским немцам,
которые составляли основу общины лютеранской церкви в нашей стране.
Можно свободно перемещаться по собору, даже пройти непосредственно по сцене.
Нам повезло, места в третьем ряду партера к началу концерта были свободны, и мы не преминули этим воспользоваться.
О концерте.
Перед началом на сцену вышла конферансье
и, как водится, представила оркестр, органиста, и аниматора, отдельно был представлен орган с упоминанием фирмы производителя. Упомянула о фото-видео съемке, и. оказывается на концертах она беспрепятственно разрешена. Нельзя при этом использовать звук, подсветку и вспышку.
Собственно, действо музыкально-визуальное, то есть, в равной степени здесь важны обе составляющие восприятия. Чтобы гарантированно получить удовольствие, надо брать места в центре партера.
Программа концерта не полностью органная. Зрителям предоставляется прослушать ансамбль или оркестр из девяти человек. Репертуар указан в программке.
Вполне известные, за исключением органных, композиции французских композиторов. К примеру, многие слышали мелодию из фильма «Игрушка». Правда, звучат они не в оригинальном виде, а в исполнении струнно- смычковых инструментов, фортепиано, гармоники и перкуссии.
Музыканты- ребята молодые, азартные и, как мне показалось, темпераментные. Играют с воодушевлением, которое передавалось зрителям.
Поэтому исполнение выше всяких похвал. Я сидел буквально среди них, и по эмоциям на их лицах видел,
что их работа, как и мне и зрителям в зале, приносит им самим радость и удовольствие.
Визуальная часть концерта состояла из песочной анимации. Которую обеспечивала или создавала Анна Иванова. На фото она справа.
А по средине органист Лука Гарделия.
К сожалению, песочных картин было не так много, как хотелось бы.
Пока исполняется композиция, Анна делает из разноцветного песка рисунок,
который, в свою очередь, проецируется на купол алтаря.
В зависимости от длительности мелодии песочная композиция создавалась за время одного или двух музыкальных исполнений.
Пейзажи вполне узнаваемы.
Некоторые музыкальные композиции сопровождались проекциями фотографий парижских пейзажей
и вариациями светового оформления зала,
но это совсем не испортило общего удовольствия и даже приводило в восторг. Жалко, что концерт длился всего час и двадцать минут.
Стоимость билета на концерт зависит, конечно, от места. На фото ниже задние ряды партера. Здесь зрителей было больше всего. Стоит относительно недорого, и все видно (кроме музыкантов) и слышно.
Повторюсь, нам повезло, и мы смогли пересесть на более дорогие и удобные места. В правый неф с учетом двадцати процентной скидки (для этого надо зарегистрироваться на сайте) билеты стоили около восемьсот пятидесяти рублей на удобные места и примерно возле четырехсот на неудобные.
После концерта было предложено заполнить небольшие опросные листы. В обмен на которые администраторы выдали дисконтную карту с пятидесяти процентной скидкой на мероприятия фонда «Бельканто».
Также в качестве бонуса после концерта нам предложили бесплатную часовую экскурсию по окрестным переулкам возле собора. Благо погода благоприятствовала. Несмотря на то, что там осматривались фасады зданий палат влиятельных вельмож в довольно плачевном реставрационном состоянии, информация была довольно познавательная. Например, сакраментальное слово «поребрик», отличающее жителя культурной столицы от прочих, москвичам было известно с допетровских времен, когда этой столицы еще не было. Но это лирическое отступление от темы.
Концерт рекомендую. Я к посещению этого мероприятия отнесся довольно скептически, не ожидая такого восторга после посещения. Поэтому взял билеты подешевле. Чтобы гарантированно насладиться звуком и изображением рекомендую билеты брать в партер.
Начну с того, что билеты на органный концерт в Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, мы получили в подарок. В этот день выступал известный американский органист Уэстон Дженнингс.
Это афиша концерта. С нее на нас глядит молодой улыбчивый исполнитель:
Начало концерта было в 20-00, в это время на улице уже было совсем темно. От метро к Собору мы шли по ул. Малая Грузинская, и он предстал пред нами во всей красе:
Искусная подсветка подчеркивала все особенности архитектуры, визуальный эффект был потрясающий. Цветовые оттенки подсветки выделяли и подчеркивали красоту отдельных элементов фасада, эффектно передавали игру света и тени:
Главным украшением фасада является перспективный портал
так же украшенный стремящимися вверх башенками со шпилями и декоративной ажурной узорной решеткой из белого камня, заключенной в круг:
Пять крупных стрельчатых окон членят северный фасад Собора:
Стрельчатые оконные проемы украшены витражами. Под цветными витражными окнами расположены мозаичные панно с цитатами из псалмов, изображающие страдания Иисуса Христа:
Это центральный купол собора
в виде восьмигранного светового барабана со стрельчатыми окнами, украшенными перспективными порталами и арками. Шпили башенок способствуют ощущению вертикальности.
Симметрично северному выполнен и декорирован южный фасад Собора:
Войдя в собор через главный вход, попадаем в притвор, где все ожидают когда откроют двери в основной молитвенный зал:
Дело в том, что перед концертом, до 20-00 в соборе проходят службы, а после них идет подготовка зала к концерту. Поэтому, пока готовят зал, все находятся в притворе.
Здесь на стене размещено скульптурное изображение Распятого Христа на кресте,
чаши со святой водой для осенения себя крестным знамением по католическим канонам,
а так же различные стенды с информацией об истории создания Собора, о концертных программах, о мероприятиях приходов:
Строение Собора 3-х нефное: главный- центральный неф и 2 боковых.
В центральном нефе расположены 2 сектора скамеек, разделенных проходом:
Наши места были в правом секторе центрального нефа:
Боковые нефы отделены от центрального колоннами:
Потолки всех нефов сводчатые, образованы арками:
У центрального нефа 7 таких сводчатых арок, которые очень украшают интерьер собора. Своды нефов опираются на декоративные капители колонн:
Стены боковых продольных нефов Собора членятся колоннами с образованием стрельчатых арок, где находятся оконные проемы, украшенные витражами:
Под оконными проемами, на внутренних поверхностях стен, находятся барельефы с изображением Крестного пути Иисуса Христа:
В боковых нефах установлены исповедальни:
В соответствии с католической традицией, за алтарем, на апсидной стене, расположено распятие:
Высота распятия в храме 9 метров. По обе стороны от него установлены 2 гипсовые фигуры Божьей матери и евангелиста Иоанна.
Восьмигранный световой барабан, являющийся куполом собора, можно рассмотреть, если подойти к пересечению главного и поперечного нефов
В задней части центрального нефа, на галлерее, расположены хоры, предназначенные для приходских хоров. Кроме хора, на хорах Собора расположен орган, ради которого мы и пришли на концерт:
Орган не старинный, он построен в 1955 году фирмой Kuhn и подарен собору американским священником.
Это боковой неф. Для проведения концерта здесь расставят стулья, и он заполнится слушателями:
Хочу предупредить, что в Соборе гардероба нет, и в зале довольно прохладно, хотя, как написано на сайте храма, он отапливается. Туалет имеется, но очень маленький, общий для мужчин и женщин.
Немного осмотревшись, мы заняли свои места.
Начался концерт. Включили цветную подсветку зала:
Величественные аккорды зазвучали под сводами Собора. Холодное, космическое звучание музыки усиливалось синей подсветкой.
Обычно, когда заходит речь об органе, сразу вспоминают И. С. Баха. Этот композитор, без сомненья, был величайшим органистом. Именно с его «Органного концерта ля минор» и началось наше погружение в волшебный мир звуков.
На экране появилась инсталляция с изображением городов, где жил и творил композитор:
Изображение на экране видно под распятием. Если честно, это немного отвлекало от прослушивания, т. к. приходилось читать поясняющие титры.
Когда закончился показ фильма о Бахе, начали звучать произведения современных композиторов: Айрленда, Бриджа, Пярта, Филлипса, Дюпре. На экран было выведено изображение органиста, исполняющего их произведения.
Мы могли наблюдать за мануалами, на которых играют руками,
и за педальной клавиатурой.
Великолепная акустика зала давала возможность услышать все оттенки органа и получить незабываемые впечатления от органной музыки. Голос органа поражал своей мощью и богатством обертонов.
Зал замер и затих. Все наслаждались мощными и стремительными пассажами и задумчиво- грустными мотивами. Фотографировать разрешено было даже во время концерта. Об этом предупредили во вступительном обращении к залу, но мне не хотелось щелкать фотоаппаратом и отвлекать людей посторонними звуками съемки, поэтому фотографий мало.
Да и что там фотографировать? Музыку слушать надо.
Концерт закончился. Органист спустился по галерее с хоров, и принимал овации, прохаживаясь между скамеек центрального нефа. Народ не расходился. Чистейшая духовная музыка, пронизывающая до глубины души, не отпускала.
Правилами собора не приветствовалось хождение по залу до концерта, поэтому некоторые фото внутреннего убранства я сделала после концерта.