болит голова как будто сотрясение мозга
6 видов головной боли: диагностика и лечение
Нас часто спрашивают о том, какие исследования лучше сделать при головной боли. Все зависит от того, чем вызвана проблема. Даже самый опытный врач без диагностики (а в случае головной боли это всегда МРТ) не назовет вам причину со 100% точностью. Однако он может понять по вашим симптомам, где именно стоит искать корень всех бед.
Всего есть 6 основных типов боли:
Это острая сильная боль в области надбровных дуг, носа и скул. Часто появляется в связке с простудой, гриппом или сезонной аллергией.
Причина в носовых пазухах – они раздражены, воспалены, отекают и/или заполнены слизью, отсюда и неприятные ощущения. Боль исчезнет после выздоровления.
С подобными симптомами обычно направляют к ЛОРу. Он назначит МРТ пазух, по результатам пропишет курс антибиотиков, антигистаминных и противоотечных средств. А если болезнь уже сильно прогрессировала, и в пазухах скопился гной, то может сделать прокол и убрать весь “хлам” вручную.
Источник проблем скрыт глубоко в мозге. Это пара симметричных тройничных нервов, которые отвечают за ощущения тепла или боли на лице. Корень нерва расположен сбоку от глаза, а ветви идут по лбу, по щеке, и от подбородка к области над ухом на одной стороне лица. Для диагностики проблем с тройничными нервами врач направит вас на МРТ-исследование под названием «нейроваскулярный конфликт».
3-4. Головная боль от стресса и напряжения.
Узнать эту головную боль можно по следующим признакам:
1. Она симметричная, то есть чувствуется по обеим сторонам головы или шеи.
2. Она тупая и навязчивая, но не очень сильная, скорее средняя или даже слабая по интенсивности.
3. На голову будто что-то давит или сжимает обруч, особенно в районе лба и затылка.
4. Нормально двигать головой мешает боль и дискомфорт в мышцах.
5. Чувствительность к свету и шуму.
6. Бессонница и рассеянность.
7. Часто возникает на фоне депрессии и чувства тоски.
С этой болью относительно легко справиться. Отдых, физический и ментальный, массажи, коррекция осанки помогут исправить ситуацию. Однако сначала нужно исключить некоторые тяжелые заболевания с похожими симптомами и понять, все-таки в стрессе дело или в проблеме с шейным отделом позвоночника. Как правило, неврологи в этом случае направляют пациентов на комплекс «Голова и шея», в который включено целых 5 исследований: головной мозг, артерии и вены головного мозга, шейный отдел и артерии шеи.
Мигрень продолжается часами или даже днями и бывает настолько невыносимой, что человек не может даже встать с кровати.
Предвестником приступов часто становится аура. Это вспышки света, слепые пятна или покалывание/онемение на лице, в руке или ноге, потеря обоняния.
Сейчас мигрень лечится медикаментами и сменой образа жизни. Для постановки диагноза и назначения лекарств врач попросит вас принести результаты комплекса МРТ «головной мозг + артерии мозга + вены мозга».
Определить синдром ВНЧС можно по таким признакам:
1. Боль или дискомфорт в челюсти, вокруг уха, в шее и плечах, когда вы едите, говорите или широко открываете рот.
2. Сложно открыть или закрыть рот, при жевании возникает ощущение, как будто нижняя и верхняя челюсть не совпадают.
3. Щелчки или скрежет при движении челюстью.
4. Припухлость с одной стороны лица.
В некоторых случаях что-то из перечисленного может сопровождаться зубной болью или болью в шее и плечах, болью и звоном в ушах, головокружениями, снижением слуха. Диагностика синдрома проводится с помощью МРТ височно-нижнечелюстного сустава.
Сосудистая головная боль
Поделиться:
Важно понимать, что термин «сосудистая головная боль» не является официальным обозначением какого-то заболевания. Тем не менее пациенты часто слышат от своих врачей о «сосудистой» боли.
В нашей стране «сосудистыми болями» называют и вегетативную дистонию, и мигрень, и головную боль на фоне повышенного давления и нарушение венозного оттока. При этом «вегетативная дистония» сама по себе тоже не является корректным диагнозом, однако на практике этот диагноз выставляют и сваливают в него разнообразные неврологические проблемы.
Плохо то, что, используя столь общий термин, врач и сам зачастую не вникает в детали. В результате неточный диагноз приводит к выбору неправильного лечения.
Первичные и вторичные боли
Хотя диагноз «сосудистые головные боли» — не совсем корректный, никто не спорит, что в развитии головной боли нередко участвуют сосуды. Однако нарушение тонуса сосудов или их повреждение НИКОГДА не является единственной причиной головной боли, а лишь одним из этапов развития болевого эпизода! Появление боли всегда является результатом сложного каскада реакций всех систем организма (сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной и других).
Читайте также:
Сильные головные боли: что делать
Различают первичные головные боли (которые не являются результатом какого-то другого заболевания) и вторичные боли.
Как заподозрить вторичную боль?
Вторичные головные боли, в отличие от первичных, в большинстве случаев опасны для здоровья и для жизни.
Заподозрить вторичный характер боли врач может, если у пациента есть какое-то другое заболевание (например, гипертоническая болезнь, васкулит, онкологическое заболевание). Иногда врача могут насторожить необычные жалобы пациента (например, громоподобная головная боль), особенности течения болезни (например, если головная боль впервые появилась после 50 лет).
Изменения в неврологическом статусе у пациента с головными болями всегда настораживают (обычно при этом в первую очередь исключают опухоли головного мозга). Если у пациента с головными болями появились воспалительные изменения в общем анализе крови, то это тоже должно насторожить лечащего врача.
Сложности диагностики первичных болей
Первичные «сосудистые» головные боли — мигрень и кластерные боли — также с трудом диагностируются не только терапевтами, но и неврологами. Это было показано в нескольких крупных российских исследованиях.
Пациент может получать лечение от чего угодно — от вегетативной дистонии с цефалгическим синдромом, хронической ишемии головного мозга, посттравматической головной боли и даже внутричерепной гипертензии. В этих случаях пациент будет получать лечение сосудистыми препаратами, но результата не будет, потому что диагноз неправильный.
От «высокого кровяного давления» голова реально может болеть при цифрах систолического давления выше 170 мм рт. ст. В этих случаях присоединяются ликворные и венозные нарушения. Обычно все случаи головной боли ниже этих значений имеют другую причину (например, головные боли напряжения).
Методы обследования
Здесь спектр очень широкий. В зависимости от предполагаемой причины головной боли пациент может быть направлен на магнитно-резонансную томографию с контрастом или в сосудистом режиме, на ангиографию, на биопсию артерии, на люмбальную пункцию, на УЗИ сосудов. В большинстве случаев, если не списывать всё на «сосуды», а отнестись к решению проблемы со всей тщательностью, реальную причину удается установить.
Сотрясение головного мозга
Сотрясение головного мозга по частоте занимает 1-е место в структуре черепно-мозгового травматизма — 70-80% пострадавших с ЧМТ. В абсолютных значениях количество пострадавших с сотрясением мозга ежегодно достигает в России 350 000-400 000 человек.
КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА
Сотрясение головного мозга характеризуется кратковременным угнетением сознания — от нескольких секунд до нескольких минут, чаще в пределах оглушения (сопора). Иногда нарушения сознания трудноуловимы или даже отсутствуют. Ретроградную, конградную и антероградную амнезию выявляют только на очень узкий период событий. Сразу после ЧМТ возможны однократная рвота, некоторое учащение дыхания, учащение или замедление пульса, но эти показатели вскоре нормализуются. Артериальное давление быстро возвращается в пределы физиологической нормы, однако в части случаев может более стойко повышаться, особенно при отягощённости анамнеза гипертоническими реакциями или гипертонической болезнью. Это обусловлено не только самой травмой, но и сопровождающими её стрессовыми факторами. Температура тела при сотрясении мозга остаётся нормальной. Характерна «игра вазомоторов» (побледнение лица сменяется его гиперемией). По восстановлении сознания типичны жалобы на головную боль, головокружение, слабость, шум в ушах, приливы крови к лицу, потливость и другие вегетативные явления, чувство дискомфорта и нарушение сна. Отмечают боли при движении глаз, расхождение глазных яблок при попытке чтения, вестибулярную гиперестезию. В первые часы после травмы возможно быстро проходящее лёгкое расширение или сужение обоих зрачков при сохранении живых реакций на свет. В неврологическом статусе нередко выявляют лабильную, мягкую, пёструю асимметрию сухожильных и кожных рефлексов, мелкий горизонтальный нистагм в крайних отведениях глаз, лёгкие оболочечные симптомы. Клиническая картина сотрясения головного мозга во многом зависит от возрастных факторов.
СИМПТОМЫ
ЛЕЧЕНИЕ
Головная боль напряжения
Поделиться:
Осень считается сезоном головной боли. Для такого положения вещей существует много причин. Часть из них связана с погодой и уменьшением светового дня. Но и это не все. Осенью начинают учиться студенты и школьники. Взрослые возвращаются на работу. И стрессы, дедлайны, грядущие зачеты и экзамены, чтение и компьютер в ненастные дни, меньше свежего воздуха и так далее, и так далее. Расплата за все эти сезонные перемены в стиле жизни подкрадывается незаметно. И все больше людей начинают жаловаться на головную боль.
Говорят, что голова не болит только у тех, у кого ее нет. Наверное, никто не может сказать, что никогда-никогда ею не страдал. Конечно, у кого-то это состояние бывает чаще, у других реже, но опыт болей в той или иной степени есть у всех. Голова болит у людей по разным причинам и проявления ее неодинаковы. Это важный симптом, который может быть обнаружен при самых различных заболеваниях и может помочь установлению диагноза.
Но, несмотря на все клиническое разнообразие, конечно, есть те разновидности боли, которые встречаются чаще других. Среди них самое почетное место занимает головная боль напряжения. Она обнаруживается в 90% случаев обращающихся с этим симптомом за помощью. Всего на такое расстройство жалуются около 20% населения земли. Женщины страдают чаще, чем мужчины.
Еще такую боль называют «неврастенической» по той простой причине, что она является симптомом неврастении.
Как болит голова?
Когда человек обращается к доктору с жалобами, в первую очередь врач спрашивает: «Как болит голова?» Характер головной боли имеет большое значение при постановке диагноза. Многие люди, которые говорят о головной боли, обычно подразумевают, что должно болеть что-то внутри головы. Некоторые даже выражают это представление словами, говоря «у меня болит мозг». Для некоторых видов головных болей это действительно так, боли локализуются где-то внутри головы. Но сам головной мозг болеть не может, так как не имеет болевых нервных окончаний, болевые ощущения часто дают кровеносные сосуды в нем и в оболочке мозга. В случае с головной болью напряжения, болит скальп – кожа и подкожные образования головы (апоневроз). Это происходит из-за напряжения мышц головы, которые этот скальп растягивают.
Такое напряжение мышц в основном происходит при различных негативных эмоциональных состояниях. Например, тревоги и депрессии. А также ее причиной может быть стрессовое событие. Кроме всего прочего, причины могут быть связаны с самими мышцами головы. Например, постоянное напряжение глаз, неудобная позиция головы могут вызвать такую боль.
Еще причиной этого состояния может быть голод. Ранее причиной появления боли считали снижение сахара в крови. Однако при более пристальном изучении явления было установлено, что голова может болеть на голодный желудок даже при нормальном уровне глюкозы.
В настоящее время причины этого феномена не установлены. Но известно, что «голодные головные боли» чаще бывают у тех, кто страдает мигренью или же вообще у кого часто болит голова. Возможно, что эти состояния предрасполагают к головной боли на фоне голода.
Из-за того что скальп перерастянут, человек ощущает, что к голове, а особенно к волосистой части, неприятно притрагиваться. Даже бывает, что расчесывать волосы больно. Такие люди не любят, чтобы их гладили по голове, им это неприятно.
Сами болезненные ощущения описываются, как тугая, стягивающая «шапочка» на голове или же тугой обруч, который давит на лоб, виски, иногда на затылок. Боль обычно не пульсирующая, а постоянная, усиливающаяся после волнений и стрессов.
Боль всегда или иногда?
Когда у людей спрашивают о частоте головных болей, они редко выдают какую-то точную схему или расписание своих страданий. Самые обычные ответы: «всегда» или «иногда».
У большинства людей такая головная боль возникает эпизодически, т.е. иногда. Но есть те, кто страдает ею длительное время. Неприятные ощущения владеют ими практически целые сутки и повторяются изо дня в день. Хоть в целом такая головная боль бывает не слишком сильной, но обычно на ее фоне также развивается раздражительность, слабость, сонливость, плаксивость. Люди начинают очень болезненно реагировать на шум, резкие звуки, разговоры, яркие образы. Им сложно сосредоточиться. Именно эти симптомы играют большую роль в общем состоянии больного и определяют снижение его трудоспособности.
Сильные головные боли: что делать?
Но такое положение вещей далеко не является безвыходным. Есть много рекомендаций, которые помогут с ней справиться.
А вот если головная боль хроническая, то тут следует проконсультироваться с психиатром. Возможно, имеет место депрессия и показаны антидепрессанты. Не стоит забывать, что к эффекту препаратов типа парацетамола и ибупрофена может возникнуть привыкание. Через определенный период времени при постоянном приеме анальгетики могут перестать воздействовать на головную боль. Кроме того, при попытке прекратить прием этих препаратов возникает так называемая «абузусная головная боль»: боли в голове не только возвращаются, но и усиливаются, если человек пропустил прием таблеток.
Итак, головная боль напряжения вещь хоть и неприятная, но с ней можно справиться. Главное, не опускать руки.
Психоневрологические нарушения в отдаленном периоде черепно-мозговой травмы у детей и подростков
По данным эпидемиологических исследований, ежегодно во многих странах число новых случаев черепно-мозговой травмы (ЧМТ) среди детей и подростков достигает 180–200 на 100 тыс. человек. Наиболее распространена легкая
По данным эпидемиологических исследований, ежегодно во многих странах число новых случаев черепно-мозговой травмы (ЧМТ) среди детей и подростков достигает 180–200 на 100 тыс. человек. Наиболее распространена легкая ЧМТ (в том числе сотрясение головного мозга и ушиб мозга легкой степени), на долю которой приходится примерно 80% от всех случаев. Среднетяжелая и тяжелая ЧМТ составляют около 15% случаев, оставшиеся 5% приходятся на крайне тяжелые ЧМТ, часто заканчивающиеся летальным исходом. Именно ЧМТ является ведущей причиной инвалидизации и смертности среди детей и подростков.
Две основные возрастные группы повышенного риска ЧМТ: до 5 лет, 15–25 лет. При этом абсолютный максимум случаев ЧМТ приходится на вторую возрастную группу и часто связан с употреблением алкоголя и дорожно-транспортными происшествиями. Среди пострадавших с ЧМТ около 70% составляют пациенты мужского пола.
В основу классификации ЧМТ положены характер и степень повреждений головного мозга. К закрытой ЧМТ относят повреждения, при которых отсутствуют нарушения целостности покровов головы или имеются раны мягких тканей без повреждения апоневроза, к открытой ЧМТ — с переломами костей свода черепа, сопровождающиеся повреждением апоневроза, переломами основания черепа, кровотечением или ликвореей (из носа или уха).
Повреждения головного мозга при ЧМТ делятся на первичные (очаговые и диффузные) и вторичные. К первичным относят повреждения, возникающие в момент воздействия механической энергии (ушибы, размозжения мозговой ткани, диффузные аксональные повреждения, первичные внутричерепные гематомы, ушибы ствола мозга и пр.). Вторичные повреждения возникают в результате неблагоприятного воздействия на мозг ряда дополнительных внутри- и внечерепных факторов, которые провоцируют цепь сложных реактивных процессов, усугубляющих тяжесть первичных повреждений.
Основные клинические формы ЧМТ могут быть представлены очаговыми и диффузными поражениями.
При оценке степени тяжести ЧМТ и прогнозировании ее течения учитываются следующие показатели:
В зависимости от степени тяжести ЧМТ может отмечаться следующая продолжительность потери сознания в остром периоде травмы (R. Appleton, T. Baldwin, 1998):
Между тем у детей, особенно младших возрастных групп, потеря сознания при ЧМТ наблюдается не всегда и даже может отсутствовать при тяжелой травме.
Для оценки состояния больных с закрытой ЧМТ широко применяется ШКГ (B. Jennett, G. Teasdale, 1981), которая позволяет судить не только о степени тяжести, но также делать прогноз при ЧМТ. Общая оценка по ШКГ рассчитывается путем сложения баллов по каждой из трех групп реакций: открывание глаз, вокализация (или речевая активность), двигательная активность. Для повышения чувствительности и прогностической значимости традиционной шкалы в педиатрической практике предложены возрастные модификации ШКГ для детей до 1 года и для малышей от 1 года до 5 лет; для детей 6–15 лет используется тот же вариант шкалы, что и для взрослых пациентов (А. С. Иова и соавт., 1999). Общая оценка по ШКГ может варьировать от 15 до 3 баллов. Степень тяжести ЧМТ по ШКГ определяется следующим образом (B. Jennett, G. Teasdale, 1981; K. M. Yorkston, 1997):
Со времени разработки ШКГ в 1974 г. она широко используется для определения тяжести ЧМТ. Доказано, что с уменьшением общего количества баллов по ШКГ увеличивается вероятность неблагоприятных исходов. При анализе прогностической значимости возрастного фактора было установлено, что он существенно влияет как на летальность, так и на инвалидизацию при ЧМТ. Несмотря на некоторые противоречия, имеющиеся в литературе, установлено, что исходы у детей лучше, чем у взрослых.
Своеобразие клинического течения и исходов ЧМТ у детей обусловлено тем, что механическая энергия воздействует на мозг, рост и развитие которого еще не закончены. Благодаря высокой пластичности развивающегося мозга у детей чаще, чем у взрослых, возможен благоприятный исход, в том числе и после тяжелых клинических вариантов ЧМТ. Между тем даже легкие ЧМТ в детском возрасте не всегда проходят бесследно. Так, показано, что в отдаленном периоде после перенесенного сотрясения головного мозга (в интервале от 6 мес до 3 лет) не менее чем у 30% пациентов детского возраста формируется комплекс нарушений, обозначаемый как посткоммоционный синдром.
Основные проявления посткоммоционного синдрома:
Не вызывает сомнения тот факт, что ЧМТ средней и тяжелой степени приводят к более серьезным последствиям. При этом необходимо иметь в виду, что последствия ЧМТ могут проявиться не сразу, а оказаться отсроченными. Если ЧМТ влияет на нормальный ход процессов развития мозга, то в результате она отражается и на формировании личности ребенка, его когнитивном и эмоциональном развитии, школьном обучении, формировании социальных навыков. Выраженность психоневрологических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ в значительной мере определяется исходной степенью тяжести травмы.
Клинические проявления последствий ЧМТ
Ранее считалось, что восстановление нарушенных функций после перенесенной ЧМТ у детей и подростков происходит в более полном объеме, нежели у взрослых. Полагали также, что чем младше возраст, в котором произошла ЧМТ, тем значительнее вероятность полного регресса неврологических расстройств. Тем не менее результаты целенаправленных исследований оказались не столь оптимистичными (J. R. Christensen, 1996). Выживаемость после тяжелых ЧМТ среди пациентов детского возраста действительно выше, чем среди взрослых, но существует вероятность появления отсроченных клинических симптомов. Действительно, постепенно стало очевидно, что в отдаленном периоде среднетяжелых и тяжелых ЧМТ у многих детей сохраняются резидуальные неврологические расстройства.
Среднетяжелые ЧМТ обычно сопровождаются преходящими неврологическими расстройствами, лишь в некоторых случаях они оказываются стойкими (J. R. Christensen, 1996). Исходы тяжелых ЧМТ, по данным литературы, варьируют довольно широко.
J. D. Brink. (1980) и соавторы изучали последствия тяжелых и крайне тяжелых ЧМТ у 345 детей и подростков в возрасте до 18 лет. Продолжительность комы в остром периоде ЧМТ составляла более 24 ч с медианой 5–6 нед. В отдаленном периоде ЧМТ 73% пациентов самостоятельно передвигались и полностью обслуживали себя, 10% имели ограничения в передвижении и оставались частично зависимыми в обслуживании, у 9% восстановилось сознание, но сохранялась полная зависимость от окружающих. В работе J. F. Kraus и соавторов (1987) было показано, что при оценке 3–4 балла по ШКГ в остром периоде ЧМТ у 100% детей формируется как минимум умеренная инвалидизация, при оценках в диапазоне 5–8 баллов — у 65% обследованных.
Двигательные нарушения
Парезы или плегии конечностей в отдаленном периоде ЧМТ у детей встречаются довольно редко. Нередко при сохранности мышечной силы обследование позволяет обнаружить снижение скорости выполнения движений (D. Chaplin et al., 1993). Нарушения координации движений, напротив, наблюдаются у многих детей, перенесших ЧМТ (J. R. Christensen, 1996).
Хотя восстановление двигательных функций в отдаленном периоде закрытой ЧМТ у детей во многих случаях бывает удовлетворительным, в ходе неврологического обследования даже незначительные двигательные нарушения считаются патологией. Резидуальные двигательные нарушения сказываются не только на общей двигательной активности и успехах в занятиях физкультурой и спортом, но также на отношении к ребенку сверстников. При негативном отношении со стороны сверстников у ребенка, перенесшего ЧМТ, развиваются нарушения социальной адаптации.
Когнитивные нарушения
Выраженность когнитивных нарушений в отдаленном периоде ЧМТ также определяется исходной степенью ее тяжести. Ряд нарушений высших психических функций обусловливается специфической локализацией поражений, в частности преимущественным поражением при ушибах мозга лобных и височных долей. Когнитивные расстройства у пациентов, перенесших ЧМТ, часто затрагивают такие сферы психической деятельности, как память, внимание, скорость переработки поступающей информации, а также обеспечиваемые префронтальными отделами больших полушарий мозга управляющие функции (планирование, организация, принятие решений). Тем не менее во многих случаях резидуальные расстройства формируются вследствие диффузного вовлечения коры и повреждения аксиальных структур головного мозга, которые модулируют функциональную активность коры. Именно сочетанное поражение локальных зон коры головного мозга, аксиальных и подкорковых образований приводит к развитию нарушений памяти, внимания, регуляции уровня психической активности, эмоций и мотиваций.
Речевые расстройства
Непосредственно после закрытой ЧМТ у детей нередко наблюдаются речевые и двигательные нарушения, которые со временем в значительной степени регрессируют. Довольно часто встречаются дизартрии (бульбарная или псевдобульбарная), в некоторых случаях наблюдаются моторная афазия, а также нарушения контроля дыхания, сопровождающиеся преходящими заиканием, шепотной или монотонной речью. Среди особенностей речи в отдаленном периоде ЧМТ могут отмечаться ее замедленный темп, затруднения при подборе слов, бедность активного словаря с дополнением собственной речи мимикой и жестами, в некоторых случаях — трудности, связанные с пониманием длинных и сложных высказываний.
Трудности при обучении в школе
Травматические повреждения определенных корковых центров могут приводить к возникновению специфических трудностей, связанных с формированием навыков чтения (дислексии), письма (дисграфии) или счета (дискалькулии), но подобные случаи встречаются не так часто. У большинства детей приобретенные до ЧМТ школьные навыки сохраняются либо обретаются вновь. Тем не менее во многих случаях возможно формирование школьной дезадаптации, обусловленной возникшими вследствие ЧМТ когнитивными, речевыми нарушениями, а также эмоциональными и поведенческими трудностями. У многих детей и подростков в отдаленном периоде ЧМТ отмечаются следующие затруднения, связанные с обучением в школе:
Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей и подростков в отдаленном периоде ЧМТ трудно разграничить, поскольку они тесно связаны между собой. Травматическая церебрастения характеризуется преобладанием в клинической картине выраженной утомляемости и раздражительности, иногда достигающей аффективной взрывчатости; на этом фоне нередко возникают истерические, неврастенические, ипохондрические или депрессивные симптомы. Часто отмечаются двигательная расторможенность, импульсивность, неспособность придерживаться инструкций и справляться с теми или иными заданиями, отказ от их выполнения. При попадании ребенка или подростка в сложные жизненные обстоятельства остаточные явления после травматических поражений головного мозга служат предрасполагающим фактором к возникновению психогенных или невротических расстройств, являются благоприятной основой для патологического формирования личности. Эмоциональные и поведенческие нарушения в отдаленном периоде ЧМТ затрудняют социальную адаптацию.
Поведенческие нарушения в отдаленном периоде ЧМТ:
Посттравматическая эпилепсия представляет собой одно из наиболее серьезных последствий ЧМТ, перенесенной в детском и подростковом возрасте. Посттравматическая эпилепсия развивается после открытой ЧМТ — 50% случаев. Среди них у 2/3 больных начало эпилепсии наблюдается в течение первого года после ЧМТ, у 90% — в течение 5 лет после травмы, (включая первый год жизни), еще у 7% пациентов эпилепсия развивается через 10–15 лет после ЧМТ. Максимальный риск развития посттравматической эпилепсии отмечен у пациентов с очаговой неврологической симптоматикой и массивным поражением ЦНС в результате тяжелой ЧМТ.
В 70–80% случаев уже первые эпилептические приступы сопровождаются судорогами генерализованного характера (G. M. Fenichel, 1997).
После закрытой ЧМТ посттравматическая эпилепсия встречается реже (G. M. Fenichel, 1997). В течение 5 лет эпилепсия развивается у 11,5% пациентов после тяжелой ЧМТ (ушиб мозга, внутричерепное кровоизлияние) и у 1,6 % — после ЧМТ средней степени тяжести.
По результатам обследования (Н. Н. Заваденко, А. И. Кемалов, 2003) 283 детей и подростков в возрасте от 6 до 14 лет, в отдаленном периоде закрытой ЧМТ (среднетяжелой и тяжелой) развитие эпилепсии было отмечено у 18 человек. Среди них: у 16 детей возникновение приступов (по типу вторично-генерализованных) отмечено в сроки от 4 до 12 мес, после перенесенной закрытой ЧМТ; в двух случаях в те же сроки закрытая ЧМТ спровоцировала дебют идиопатических (наследственно обусловленных) форм эпилепсии — детской абсансной эпилепсии (у мальчика 7 лет) и идиопатической эпилепсии с изолированными генерализованными судорожными приступами (у мальчика 10 лет).
Таким образом, посттравматическая эпилепсия относится к симптоматическим формам эпилепсии. Для нее характерны те же особенности, что и для группы симптоматических эпилепсий в целом (А. С. Петрухин, К. Ю. Мухин, 2000), а именно:
Лечение психоневрологических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ у детей и подростков
Терапевтические и реабилитационные мероприятия в отдаленном периоде ЧМТ у детей и подростков должны интенсивно проводиться как в первые 12 мес после ЧМТ, когда от их применения правомерно ожидать наиболее значительных результатов, так и в дальнейшем, с учетом продолжающихся процессов морфофункционального созревания ЦНС и высокой пластичности развивающегося мозга. Эти мероприятия должны носить комплексный характер и включать методы психолого-педагогической, логопедической коррекции, психотерапии, лечебной физкультуры, а также медикаментозное лечение. Для преодоления когнитивных и речевых нарушений применяются препараты ноотропного ряда. При посттравматической эпилепсии показан длительный прием антиконвульсантов. С целью профилактики головных болей, в зависимости от ведущих механизмов их патогенеза, рекомендуются курсы сосудистых, дегидратационных препаратов или антиконвульсантов. При аффективных расстройствах и нарушениях поведения назначаются антидепрессанты и нейролептики, но высокой терапевтической эффективностью при этих состояниях обладают также антиконвульсанты, особенно вальпроаты (препараты вальпроевой кислоты и вальпроата натрия). В частности, вальпроаты уменьшают агрессивность и раздражительность, оказывают нормотимическое действие, сглаживают выраженность аффективных колебаний.
Положительное действие ноотропных препаратов в отдаленном периоде ЧМТ у детей и подростков проявляется в улучшении общего самочувствия, регрессе головных болей, церебрастенических проявлений. В неврологическом статусе наблюдается уменьшение выраженности двигательных нарушений, особенно в координаторной сфере, при психологическом обследовании — улучшение показателей памяти, внимания, других высших психических функций. Длительность курсов лечения ноотропами у пациентов данной группы должна составлять не менее 3–4 нед. Эти препараты назначаются в первую половину дня, что связано с их психостимулирующим действием. В первые дни приема рекомендуется постепенное наращивание дозы. При наличии ликвородинамических нарушений терапию ноотропами дополняют назначением дегидратационных средств. У пациентов с посттравматической эпилепсией до применения ноотропов необходимо достичь полного контроля над приступами в течение 4–6 мес (не менее) на фоне постоянного приема антиконвульсантов.
При лечении посттравматической эпилепсии к числу базовых противоэпилептических средств относят вальпроаты (конвулекс, депакин, конвульсофин). Их длительное назначение в стабильных терапевтических дозах направлено на предупреждение повреждений нейронов, связанных с повторными эпилептическими приступами. На развитие нейронального повреждения будут указывать: повторяющиеся эпилептические приступы, снижение когнитивных функций, расстройства поведения у больного, наличие нарушений на электроэнцефалограмме и структурных изменений при нейровизуализации. Поэтому важным направлением в лечении психоневрологических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ является нейропротекция, подразумевающая антиэпилептическую направленность терапии в сочетании с функциональной и метаболической защитой мозга. Нейропротекторные свойства вальпроатов подтверждаются следующими особенностями действия:
Ориентировочные суточные дозы при терапии вальпроатами составляют 15–45 мг/кг. Специальные формы, удобные для применения при лечении детей и подростков, разработаны для препарата конвулекс (табл. 2). Так, детям младшего возраста назначаются капли для приема внутрь (с содержанием 10 мг вальпроата натрия в одной капле) или сироп (с содержанием 50 мг вальпроата натрия в 1 мл).
Уменьшение числа приемов препарата до 1–2 раз в сутки может быть достигнуто при применении таблеток пролонгированного действия, содержащих по 300 и 500 мг вальпроата натрия.
Своевременное обращение к неврологу и проведение рациональной медикаментозной терапии позволяют добиться существенного улучшения состояния детей и подростков в отдаленном периоде ЧМТ. Однако одной лекарственной терапии для преодоления последствий ЧМТ бывает недостаточно. Все дети, перенесшие ЧМТ, нуждаются в обследовании у психолога с целью выявления возможных нарушений высших психических функций. Нередко данные нарушения бывают негрубыми, но даже в этих случаях они могут оказывать негативное влияние на успешность обучения в школе и поведение ребенка. Следовательно, помощь детям, перенесшим ЧМТ, всегда должна носить комплексный характер.
Литература
Н. Н. Заваденко, доктор медицинских наук, профессор
А. И. Кемалов, Л. С. Гузилова
В. Е. Попов, кандидат медицинских наук
М. И. Лившиц, кандидат медицинских наук
Е. В. Андреева, кандидат медицинских наук
РГМУ, Москва
Морозовская детская клиническая больница, Москва