борисоглебский монастырь дмитров официальный сайт расписание
Борисоглебский мужской монастырь г.Дмитров
Московский патриархат Московская Епархия
Расписание
Расписание Пасхальных дней
6.00 — Литургия Василия Великого
10.00 — 18.00 — Освящение куличей
22.00 – Исповедь. Чтение Деяний святых апостолов
23.00 – Пасхальная полунощница
00.00 — Крестный ход. Пасхальная утреня. Литургия
9.00 — Поздняя Литургия в (надвратном храме)
14.00 — Пасхальная вечерня
Светлая седмица
7.00 — Пасхальные часы, Литургия
Богослужение совершается ежедневно утром и вечером
Воскресение:
8:30 Божественная литургия.
17:00 Акафист святым Борису и Глебу.
Будни:
7:00 Божественная литургия, молебен.
17:00 Девятый час, вечерня, утреня, первый час.
В Среду в 17:00 Акафист иконе Пресвятой Богородицы «Нечаянная радость» в надвратном храме.
Воскресенье — пятница: заупокойная лития
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Требы онлайн
На время сложной эпидемиологической ситуации принято решение временно осуществлять приём пожертвований на банковскую карту
Сбербанк: 5469 4000 1244 8317 (Ростислав Николаевич.М)
Имена сродников для проскомидии с указанием требы присылайте на номер:
+7(999) 003-13-18
(Алтарник Александр) (СМС или WhatsApp).
Требы: записки о Здравии или Упокоении, заказные записки, панихиды, молебны (с указанием имени Святого), сорокоуст (указать о здравии или упокоении)
Борисоглебский мужской монастырь г.Дмитров
Московский патриархат Московская Епархия
«Преображение»
Нажмите для перехода на сайт Преображение
При Борисоглебском мужском монастыре г. Дмитрова с 2011 года ведет работу духовно-просветительский центр «Преображение». Открытый по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, он призван давать духовное образование взрослым и детям. Тот факт, что такая школа открыта при монастыре, указывает на древнюю традицию, согласно которой монастыри всегда были и остаются центрами духовного просвещения. Целью предлагаемого образования является стремление сделать человека не знающим все на свете, но знающим главное, и обучить его не искусству зарабатывать деньги, но искусству быть добродетельным. Именно на таких принципах созидалась национальная культура Руси, которую называли Святой.
Духовно-просветительский центр ведет свою деятельность, имея целью дать целостные и системные знания о православной вере, культуре, истории и традициях, а также сформировать умения и навыки, необходимые для ведения жизни православного христианина. Для достижения целей и задач своей деятельности центр осуществляет обучение религии, духовно-нравственное воспитание, обучение по программам дополнительного образования.
Обязательным предметом для изучения всеми учащимися является «Закон Божий», тот закон, нарушение которого влечет за собой разрушение жизни, как духовной, так и физической. Кроме того, здесь предлагается изучение мировой и церковной культуры, которое знакомит учащихся с этапами развития человеческого творчества. Есть отдельный предмет иконоведения, т.е. знание и понимание православной иконы. Причем, предлагается не только теоретическое знакомство, но и практическое его освоение. Для этого изучаются такие предметы, как музыка, пение, рисование, иконописание, каллиграфия.
Помимо этого совершаются паломнические и экскурсионные поездки по святым и историческим местам и музеям страны, провoдятся праздничные концерты, литературные вечера, дискуссии, совершается и участие в конкурсах, фестивалях, конференциях. В самом названии центра заключается главная идея, ради которой он и открыт, — это идея преображения души и восстановления утерянного человечеством в грехопадении образа Божия.
Образовательный процесс включает в себя четыре возрастные группы:
Сроки обучения каждой группы — 3 года.
В сентябре 2012 г. общее количество учащихся составило 150 человек: детей – 80 человек, взрослых – 70 человек.
Обучение в духовно-просветительском центре бесплатное. Прием осуществляется на основе собеседования
Борисоглебский мужской монастырь г.Дмитров
Московский патриархат Московская Епархия
Фильм ТРК «Щёлково» о первых русских святых — братьях Борисе и Глебе и основанном в их честь в начале 12 века монастыре в подмосковном городе Дмитров. История монастыря отражает жизнь Русской Православной Церкви, Отечества и народа. Пережив польско-литовское нашествие, антицерковные реформы времён Петра I и Екатерины II, Отечественную войну 1812 года, Великую Отечественную войну, гонения на христиан 20 века, сегодня Борисоглебский монастырь вновь является надёжной опорой, источником духовной помощи и поддержки, центром, несущим людям свет православной веры.
Престольный праздник
Шестое августа — день памяти первых русских Святых благоверных князей — страстотерпцев Бориса и Глеба. В этот день в Борисоглебском монастыре города Дмитрова празднуется престольный праздник.
На праздник обители прибыл преосвященнейший Фома, епископ Сергиево — Посадский и Дмитровский, который совершил вместе с собором духовенства Божественную литургию.
После литургии состоялся крестных ход, на котором вокруг обители был пронесен ковчег с частицей мощей святых князей Бориса и Глеба. Ковчег с мощами несли благочинный Дмитровского округа прот. Афанасий (Чорногуз) и Валерий Васильевич Гаврилов.
Настоятель Борисоглебского монастыря иг. Августин (Шорников) после богослужения преподнёс Владыке картину дмитровского художника с изображением Борисоглебского монастыря на память о первом посещении обители.
Владыка в своей проповеди затронул тему настоящей христианской любви и привел в пример святых Бориса и Глеба, которые положили свою жизнь за ближних. Также Владыка пожелал духовного возрастания и прибавления числа братии.
Всем прихожанам и паломникам после богослужения были предложены квас и пироги. Владыка впервые посетил святую обитель, и иг. Августин показал ему все храмы, хозяйство монастыря, братский корпус, воскресную школу и гостиницу. Владыка Фома, уезжая из обители, высказал намерение еще не раз приехать для совершения совместной молитвы.
Престольный праздник
Сегодня Русская Православная Церковь празднует перенесение мощей святых мучеников благоверный князей страстотерпцев Бориса и Глеба (в Святом Крещении Романа и Давида).
В Борисоглебском монастыре прошел престольный праздник. Божественную Литургию совершил настоятель монастыря игумен Августин, которому сослужили священнослужители Дмитровского района.
На праздник пришли гости и постоянные прихожане монастыря. После торжественной Литургии и крестного хода, на котором звучало праздничное «Христос Воскресе!», гости монастыря обратились с поздравительным словом.
Многие отметили, что монастырь является духовным центром Дмитрова, оазисом в городе, полном шума и суеты. Пожелали увеличения числа братии и укрепления в их непростом служении.
После Божественной Литургии по давней традиции всем были предложены угощения.
Христос Воскресе!
В эти святые дни весь православный мир торжественно и радостно отмечает Пасху Христову.
Пасха Христова – это один из самых величайших праздников Православной Церкви. Это «праздников праздник и торжество есть торжеств» – так именует его христианская традиция. Суть этого праздника заключена в дивных словах, которые мы с чувством духовного восторга вместе со всей Церковью неустанно повторяем: «Христос Воскресе!» – эти слова хочется произносить без конца, слушая в ответ два других святых слова: «Воистину Воскресе!»
Пасхальная радость о воскресшем Спасителе не вмещается в узких границах нашего сердца, она переливается через край нашей души и несет духовное обновление другим людям. Слова «Христос Воскресе!» не имеют равных себе на человеческом языке. Они составляют величайшую святыню нашего сердца, потому что в них вся сущность нашей веры, вся крепость нашей надежды, вся сила нашей любви ко Спасителю, за нас распятому и в третий день по Писанию воскресшему.
Пасха Христова является центральным событием в спасительной истории человечества. Ее смысл в реальной победе жизни над смертью, добра над злом. «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?» – воспеваем мы.
Пасха Христова – это исторический факт и основание нашей веры. Апостол Иоанн Богослов пишет: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам. Эта божественная жизнь явилась в лице Христа Спасителя, пострадавшего и умершего за нас ради величайшей Своей любви к роду человеческому. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную, – говорит Писание.
Но Христос был не просто Человеком, Он был Богочеловеком и поэтому смертность была преодолена в Нем Самом, сила диавола была уничтожена, грех пригвожден ко Кресту и жизнь восторжествовала. Он – начаток, первенец из мертвых, – говорит нам Евангелие. Своим воскресением Он доказал Свое Божественное достоинство и даровал залог нашего будущего воскресения. Христос стал родоначальником нового, обновленного человечества. В Боге мы все едины, и если воскрес Он, воскреснем и мы.
Апостол Павел учит нас: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Но Христос воскрес, и эту веру в распятого и воскресшего Христа доказали тысячи и тысячи мучеников и исповедников, которые перед лицом смерти явили пример неустрашимого мужества и самоотвержения.
Событие Воскресения – это вневременный акт, который в полной мере относится к метаистории. Но и сейчас здесь, на земле, миллионы христиан приобщаются живой истине Воскресения через личный духовный опыт, святые Таинства и литургическую жизнь Церкви.
Воскресший Христос должен воскреснуть в душах каждого из нас, чтобы еще здесь, на земле, мы получили залог Вечной жизни.
Но для христиан Воскресение Христово не является просто историческим фактом, для них истина Воскресения Христова лежит в основе всего их мировоззрения, является ключевым звеном во всей системе их жизнепонимания. Первыми, кто проникся таковым глубоким пониманием значения Воскресения Христова, были апостолы, а за ними и все истинно верующие люди.
Пасха Христова – это начало новой жизни во Христе. Переживая Пасху здесь, на земле, мы входим в средоточие Божественной жизни и непостижимым для нас образом приобщаемся вечной и нескончаемой Пасхе Христовой.
Нет ничего важнее для каждого из нас, православных людей, чем наше вечное спасение. И путь к нему теперь доступен каждому из нас силой Воскресения Христова.
С тех пор как Ангел при гробе возвестил женам-мироносицам дивную весть, что Христос воскрес, прошло уже две тысячи лет, но эта вечная новость не перестает быть жизненной силой верующих людей на протяжении столетий.
Слова «Христос Воскресе!» сделались победным гимном христианства и тем основанием, на котором стоит Церковь Христова.
Сегодня мы преисполнены светлой пасхальной радости. И эту радость разделяет с нами видимый и невидимый мир.
Сегодня Небо и земля торжествуют и ликуют о воскресшем Христе Жизнодавце, и этой радостью мы должны делиться друг с другом.
Пусть эта светлая пасхальная радость будет источником желанного для всех нас спасения. Аминь.
Требы онлайн
На время сложной эпидемиологической ситуации принято решение временно осуществлять приём пожертвований на банковскую карту
Сбербанк: 5469 4000 1244 8317 (Ростислав Николаевич.М)
Имена сродников для проскомидии с указанием требы присылайте на номер:
+7(999) 003-13-18
(Алтарник Александр) (СМС или WhatsApp).
Требы: записки о Здравии или Упокоении, заказные записки, панихиды, молебны (с указанием имени Святого), сорокоуст (указать о здравии или упокоении)
Борисоглебский мужской монастырь г.Дмитров
Московский патриархат Московская Епархия
Описание
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.
История жизни и мученической смерти Бориса и Глеба описана в двух книгах, знаменитых памятниках древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца.
КОГДА ПРАЗДНУЕТСЯ ПАМЯТЬ СВЯТЫХ БЛАГОВЕРНЫХ КНЯЗЕЙ-СТРАСТОТЕРПЦЕВ БОРИСА И ГЛЕБА
Память святых Бориса и Глеба празднуется несколько раз в году:
15 мая по новому стилю — перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, которую построил князь Изяслав Ярославич в Вышгороде.
6 августа по новому стилю — совместное празднование святым.
18 сентября по новому стилю — память святого князя Глеба.
ЖИТИЕ БОРИСА И ГЛЕБА
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Они родились еще до Крещения Руси. Приняв Христа всем сердцем, киевский великий князь Владимир Святославич стал воспитывать младших сыновей в православной вере. Святой Борис был хорошо образовал, с радостью и усердием читал Библию и жития святых. Святой Глеб не отставал от брата, и тоже интересовался верой и стремился жить в благочестии. Как известно, после принятия святого крещения их отец князь Владимир полностью изменил свою жизнь, оставил языческие грехи и стал для народа примером по-настоящему праведного правителя. Младшие сыновья, которым посчастливилось родиться в пору Крещения Руси, подражали примеру отца. Например, вместе с ним помогали бедным.
Когда братья подросли, Борису достался от отца город Ростов. Молодой князь правил им с мудростью. Незадолго до своей смерти Владимир призвал Бориса в Киев, дал ему войско и направил в поход против печенегов. Вскоре великий князь скончался, и его старший сын Святополк самовольно объявил себя великим князем Киевским, воспользовавшись тем, что Борис был в походе. Святой Борис не хотел оспаривать это решение — ему претила сама мысль о междоусобной войне. Борис распустил свое войско со словами: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»
Но Святополк боялся, что брат передумает и силой отнимет у него киевский престол. Он подослал к Борису убийц. Несмотря на то, что святой Борис узнал о страшной угрозе, он не стал прятаться. На него напали с копьями прямо во время молитвы. Случилось это 24 июля 1015 года (6 августа по новому стилю) на берегу реки Альты. Князь погиб не сразу, первым убили его верного слугу Георгия Угрина, который бросился на защиту Бориса. Сам же святой на слабеющих ногах вышел из шатра, где молился, и сказал убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда воины снова пронзили тело князя копьем.
Князь еще дышал, когда убийцы везли его в Киев, чтобы показать Святополку. По пути они встретили двух варягов, которых послал Святополк. Варяги увидели, что Борис еще жив, и добили святого ударом меча в сердце. Тело страстотерпца привезли в Вышгород и в тайне ото всех положили в храме во имя святого Василия Великого.
Святополк не остановился на одном убийстве. В то время Глеб княжил в Муроме. Старший брат отправил к нему воинов. Как и Борис, Глеб тоже заранее знал, что к нему подосланы убийцы. Но междоусобная война для него была страшнее смерти. Убийцы настигли князя в устье реки Смядыни, рядом со Смоленском.
После двойного убийства Святополк, которого в народе прозвали Окаянным, правил недолго. Закончил свои дни он в изгнании, ненавидимый всеми. Междоусобные войны постепенно прекратились. Подвиг смирения, послушания и кротости сделал Бориса и Глеба поистине народными святыми.
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый отыскал мощи святого Глеба и положил их в храме во имя святого Василия Великого в Вышгороде — рядом с мощами святого князя Бориса. Святые останки братьев прославились многочисленными чудесами.
СКАЗАНИЕ О БОРИСЕ И ГЛЕБЕ
Сказание о Борисе и Глебе — это памятник древнерусской литературы, который посвященн истории убийства сыновей князя Владимира — святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Как считают историки, написан он, скорее всего, Иаковом Черноризцец.
Сказание создано в середине XI века, во время правления Ярослава Мудрого. Позднее в книгу добавилось «Сказание о чудесах», написанное в 1089—1115 годах. Существует более 170 списков «Сказания о Борисе и Глебе», один из самых известных содержится в составе Успенского сборника конца XII-начала XIII веков.
КАНОНИЗАЦИЯ И ПОЧИТАНИЕ БОРИСА И ГЛЕБА НА РУСИ
Борис и Глеб — первые канонизированные русские святые. Точная дата их канонизации неизвестна, у историков на этот счет есть разные мнения. Одни полагают, что братьев причислили к лику святых уже тогда, когда в 1020 году перенесли мощи Глеба с берега реки Смядыни в Вышгород и положили рядом с мощами Бориса в храме во имя святого Василия Великого. Другие думают, что почитание началось после того, как в 1021 году в Вышгороде возвели первую деревянную церковь во имя святых Бориса и Глеба.
Но большинство исследователей считают, что святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были канонизировали, когда их мощи перенесли в новую каменную церковь. Произошло это в 1072 году по инициативе сыновей Ярослава Мудрого — князей Изяслава, Святослава и Всеволода, а также киевского митрополита Георгия.
Эти святые прославились многими чудесами, их почитали как заступников русской земли.
ЗА ЧТО КАНОНИЗИРОВАЛИ БОРИСА И ГЛЕБА
МОЛИТВЫ СВЯТЫМ БЛАГОВЕРНЫМ КНЯЗЬЯМ-СТРАСТОТЕРПЦАМ БОРИСУ И ГЛЕБУ
Тропарь святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу
Мученическою кровию порфиру окропивше светло, украшени предстоите, страдальцы славнии, Царю Безсмертному, и, венцы славы от Него приимше, молитеся стране нашей подати на враги одоление и душам нашим велию милость.
Тропарь — Перенесение мощей святых благоверных князей-страстотерпцей Бориса и Глеба
Днесь церковная расширяются недра, приемлющи богатство Божия благодати, веселятся русстии собори, видяще преславная чудеса, яже творите приходящим к вам верою, святии чудотворцы Борисе и Глебе, молите Христа Бога, да спасет души наша.
КОНДАК СВЯТЫМ БЛАГОВЕРНЫМ КНЯЗЬЯМ-СТРАСТОТЕРПЦАМ БОРИСУ И ГЛЕБУ
глас 4
Явися днесь в стране Русстей благодать исцеления всем, к вам, блаженнии, приходящим и вопиющим: радуйтеся, заступницы теплии.
ВЕЛИЧАНИЕ СВЯТЫМ БЛАГОВЕРНЫМ КНЯЗЬЯМ-СТРАСТОТЕРПЦАМ БОРИСУ И ГЛЕБУ
Величаем вас, страстотерпцы святии Борисе и Глебе, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
МОЛИТВА ПЕРВАЯСВЯТЫМ БЛАГОВЕРНЫМ КНЯЗЬЯМ-СТРАСТОТЕРПЦАМ БОРИСУ И ГЛЕБУ
О, двоице священная, братие прекраснии, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровьми вашими яко багряницею украсившиися, и ныне со Христом царствующии!
Не забудите и нас сущих на земли, но, яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом нас помилуйте, юныя убо во святей вере и чистоте, повреждены от всякаго прилога неверия и нечистоты сохраните, и всех нас молящихся от всякия скорби, озлобления и внезапныя смерти избавите, укротите же всякую вражду и злобу, действом диавола от ближних и чуждих воздвизаемую.
Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, споспешествуйте и правителем нашим к победе на враги, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада.
Снабдевайте заступлением вашим град сей (или весь сию) и вся чтущия святую память вашу во веки веков. Аминь.
МОЛИТВА ВТОРАЯ СВЯТЫМ БЛАГОВЕРНЫМ КНЯЗЬЯМ-СТРАСТОТЕРПЦАМ БОРИСУ И ГЛЕБУ
Нет умения и сил прославить вас, святии братие! Вы небеснии люди и земнии ангелы, столпы и утверждение земли нашей. Помогите своему отечеству, вознесите молитву о всей земли Русской, о блаженное вместилище, приявшее ваши телеса честныя, как многоценное сокровище, блаженная церковь, в которой стоят ваши святые раки! И не только нашему племени дано было Богом спасение, но и всей земли. От всех стран туда приходят и безмездно получают исцеление.
О, блаженнии страстотерпцы Христовы, не забывайте отечества, где пожили вы телесно, не оставляйте его посещением, и в молитвах всегда молитесь о нас, чтобы не постигло нас зло и чтобы не коснулась болезнь телес ваших рабов. Ибо вам дана благодать молиться за нас. К вам прибегаем, умоляем вас, припадая к вам со слезами. Но надеясь на вашу молитву, возопием ко Спасу: Господи, поступи с нами милосердно, помилуй нас, ущедри, заступи молитвами пречестных Твоих страстотерпцев, не предай нас в поношение, но излей милость Твою на овец пажити Твоей, ибо Ты — Бог наш, Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь.
МОЛИТВА ТРЕТЬЯ СВЯТЫМ БЛАГОВЕРНЫМ КНЯЗЬЯМ-СТРАСТОТЕРПЦАМ БОРИСУ И ГЛЕБУ
Возвеличим чудотворцы и мученики, звезды незаходимыя, сыны великаго князя Владимира, блаженнии Романе и Давиде, иже на земли ангелы и на небеси человеки Божий, кровию бо вашею всю землю Российскую освятисте. О, двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующии! Не забудите и нас, сущих на земли, но, яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвизаемую от ближних и чуждих. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением страну нашу и всех, чтущих святую память вашу, во веки веков. Аминь.
ИКОНА БОРИСА И ГЛЕБА
Иконы святых Бориса и Глеба начали писать сразу после их канонизации. Нестор-летописец пишет об их образе в своем «Чтении о святых Борисе и Глебе»и уточняет, что повелел написать образ Ярослав Мудрый.Но, скорее всего, как считают исследователи, иконография святых братье выработалась не раньше 1070-х годов, т. к. из более раннего периода не сохранилось ни одной иконы или фрески с их изображением. А вот вXI-первой половине XII веков мы уже видим образы Бориса и Глеба, например, на крестах-мощевиках.Традиционно Бориса и Глеба изображают на иконах вместе, они стоят в полный рост, одетые в княжеские одежды. В руках они держат крест — символ мученичества, или крест с мечом (меч — указание на то, что они князья и воины). Еще братьев изображают в небольшом развороте друг к другу, словно беседующих друг с другом.Со второй половины XIV века на Руси стали писать житийные иконы Бориса и Глеба. А в послемонгольский период их нередко изображают сидящими на конях.
СТИХОТВОРЕНИЕ О БОРИСЕ И ГЛЕБЕ. БОРИС ЧИЧИБАБИН
Ночью черниговской с гор араратских,
шерсткой ушей доставая до неба,
чад упасая от милостынь братских,
скачут лошадки Бориса и Глеба.
Плачет Господь с высоты осиянной.
Церкви горят золоченой известкой,
Меч навострил Святополк Окаянный.
Дышат убивцы за каждой березкой.
Еле касаясь камений Синая,
темного бора, воздушного хлеба,
беглою рысью кормильцев спасая,
скачут лошадки Бориса и Глеба.
Путают путь им лукавые черти.
Даль просыпается в россыпях солнца.
Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.
Мук не приявший вовек не спасется.
Киев поникнет, расплещется Волга,
глянет Царьград обреченно и слепо,
как от кровавых очей Святополка
скачут лошадки Бориса и Глеба.
Смертынька ждет их на выжженных пожнях,
нет им пристанища, будет им плохо,
коль не спасет их бездомный художник
бражник и плужник по имени Леха.
Пусть же вершится веселое чудо,
служится красками звонкая треба,
в райские кущи от здешнего худа
скачут лошадки Бориса и Глеба.
Бог-Вседержитель с лазоревой тверди
ласково стелет под ноженьки путь им.
Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.
Чад убиенных волшбою разбудим.
Ныне и присно по кручам Синая,
по полю русскому в русское небо,
ни колоска под собой не сминая,
скачут лошадки Бориса и Глеба.
ХРАМЫ В ЧЕСТЬ БОРИСА И ГЛЕБА
За всю историю на Руси были построены сотни храмов в честь святых благоверных князей-страстотерпцей Бориса и Глеба. После их мученической смерти первой возвели деревянную церковь в Вышгороде, рядом со храмом, в который были положены их мощи и которых сгорел. В том пожаре останки святых братьев остались невредимыми.
К новому храму в честь Бориса и Глеба приезжали паломники: по Руси шла молва о чудесах и исцелениях от мощей святых страстотерпцев.
В 1240 году храм в Вышгороде разрушили монголы — мощи Бориса и Глеба были утрачены. На месте сгоревшей церкви построили новую, тоже деревянную. В 1651-ом ее сожгли поляки, в конце XVII века она была восстановлена. В 1860 году на этом месте поставили небольшую каменную церковь, которая сохранилась до наших дней.
Утерянные мощи неоднократно пытались найти, но все попытки увенчались неудачей. Почитание святых Бориса и Глеба было очень велико, в их честь строили храмы по всей русской земле — начиная от храмов на местах гибели каждого из братьев и заканчивая огромными соборами в крупнейших городах.
ЦЕРКОВЬ БОРИСА И ГЛЕБА В ДЕГУНИНЕ
Расположен храм на Дегунинской улице в Москве, дом 18а.
Село Дегунино — древнее, самое раннее упоминание о нем мы встречаем в письменных документах 1336 года. В этом году Иван Калита пожаловал село княгине Ульянии с малыми детьми. В 1353-ом его сын — великий князь Симеон Гордый — завещал Дегунино своей жене княгине Марии. Наконец, в 1389 году Димитрий Донской подарил его своему сыну, князю Андрею.
Потом почти два века летописцы молчат о селе. И только в Писцовой книге 1584 года мы читаем, что Дегунино — вотчина кремлевской церкви Рождества и в селе есть «… церковь Борис и Глеб, древена, …, при церкви двор попов, двор церковного дьячка, да три кельи, да двор протопопа с братиею».
В Смутное время Дегунино было разорено, церковь уничтожена, и село вновь стало деревней. В 1623-1624 годах деревянный храм снова отстроили. Каменный храм возвели рядом с деревянным в 1866 году. В 1940-ом Борисоглебская церковь была закрыта, колокольню разобрали на кирпичи. В здании церкви открыли трикотажную фабрику «Родина». В храме шили спортивные костюмы. В 1991 году храм вернули Русской Православной Церкви.
ПАМЯТНИК СВЯТЫМ БЛАГОВЕРНЫМ КНЯЗЬЯМ БОРИСУ И ГЛЕБУ
Памятник Борису и Глебу находится у стен Борисоглебского монастыря в городе Дмитрове. Его установили в 2006 году, проект принадлежит известному скульптору Александру Рукавишникову.
Монумент — по своему уникальный. Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб изображены на одном пьедестале, и оба — на конях.
БОРИСОГЛЕБСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ТОРЖКЕ
Центром монастыря был каменный собор. Он простоял невредимым около 700 лет. В 1577 году при Иване Грозном к нему пристроили два придела. Когда в 1607-ом поляки брали Торжок и после пожаров, которые настигли город позже, храм и монастырь сильно пострадали.
Возрождать обитель начали во второй половине XVIII века. На месте древнего в 1785-1796 годах построили новый Борисоглебский собор. А в 1804-ом в монастыре заложили надвратную многоярусную церковь-колокольню. В нижнем ярусе был арочный проем — главный вход в монастырь. Во втором ярусе — церковь, в третьем — колокола.
В одной из башен размещалась монастырская библиотека. Верхную часть этой башни реставраторы восстановили в 1970-1980 годах.
Введенская церковь — самая древняя постройка Борисоглебского монастыря. Она построена в XVII веке на месте сожженной поляками древней деревянной церкви. В XIX веке было пристроено крыльцо. Колокольня, увенчанная восьмигранным шатром, видимо, построена в одно время с церковью. Есть в обители еще одна церковь — Входо-Иерусалимская. Она построена в 1717 году.
БОРИСОГЛЕБСКИЙ ПЕРЕУЛОК В МОСКВЕ
Борисоглебский — один из Арбатских переулков в Москве. Одно время — в 1962—1994 годах — переулок назывался улицей Писемского, в память о жившем здесь писателе Алексее Писемском.
Борисоглебский переулок начинается от улицы Новый Арбат (перед домом 22), проходит на север, постепенно поворачивая на северо-восток, пересекает Большую Молчановку и выходит на Поварскую улицу.
Переулок был назван в конце XVIII века по церкви Святых Бориса и Глеба, которая стояла на Поварской улице. Деревянная церковь известна с 1635 года, каменная церковь была построена в 1686—1690 годах; перестроена в 1799—1802 годах на средства генерал-майора П. Н. Жеребцова и его супруги. Снесена в 1936 году.
НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С ДНЕМ ПАМЯТИ СВЯТЫХ БОРИСА И ГЛЕБА
День памяти святых Бориса и Глеба в народе называли по-разному:Борис и Глеб Летние, Борис и Глеб бессонники, Борис и Глеб паликопны (гроза жжет копны), Зажинки, Начало жатвы, Именины снопа. Почти все традиции, связанные с этим днем, можно отнести к земледельческим. К этому времени поспевала рожь — «Борис и Глеб в полях поспел хлеб» или «Борис и Глеб — дозревает хлеб».Начиналась страда, и у Бориса и Глеба молитвенно просили помощи в уборке хлеба.
Но, несмотря на то, что страда была в разгаре, крестьяне в день памяти святых братьев в поля не выходили – боялись, что святые, в наказание за неуважение к их памяти, урожай молниями спалят. А если кто и жал на праздник, то соломой от сжатого на Бориса и Глеба хаты не крыли, потому что считали, что страху (кровлю) снесет ветер или спалит молния. Вообще, в старину на этот день бывали большие грозы, поэтому за 24 июля (6 августа по новому стилю) водилось прозвище «паликопны» — сжигай клопны.