буддийские храмы в казахстане

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

Три периода распространения буддизма на территории Казахстана

По данным археологов и историков, в истории буддизма на территории Казахстана можно определить три основных периода.

В Казахстан буддизм пришёл из Индии и Китая. Этот процесс начался в середине I века до нашей эры. В распространении буддизма в Средней Азии, Восточном Туркестане и Китае важную роль играли среднеазиатские богословы и миссионеры, в частности, парфяне, юечжи, кангюйцы, согдийцы, которые особенно активно начали проповедовать учение Будды во II-III вв. н.э., что было связано с определёнными целями Кушанского государства на Востоке.

О влиянии буддизма, которое испытывали тюрки с VI в., свидетельствует Сюань Цзянь: он пишет о благожелательном отношении к этой религии кагана западных тюрок: в первой половине VII в. некоторые правители западных тюрок становятся буддистами или покровителями буддизма, причём, тюрколог А.Габэн связывает это с переходом тюрок к оседлости и городской жизни.

В 1253 г. Гильом де Рубрук выехал из Лиона, пересёк южнорусские и казахстанские степи, достиг Южного Казахстана и затем Семиречья. Там он останавливается на две недели в городе Каялык, который отождествляется с городищем Антоновка в долине реки Лепсы, где он видел и описал буддийский храм.

Распространение буддизма в Семиречье в этот период было связано с вторжением сюда найманов во главе с Кучлуком. Найманы в последующем стали одним из самых многочисленных родов Среднего Жуза. У Мирзы Мухаммеда Дулати в «Тарих-и Рашиди» описывается ожесточённая борьба Кучлука и гурхана каракитаев, в которой первый одержал победу. Кучлук захватил Кашгар и Хотан, его племена расселились по Эмилю и Каялыку. Видимо, к этому времени (начало XIII в.) и относится строительство храма в Каялыке.

Уже упомянутую «Текелийскую стелу» историки также относят к третьему этапу распространения буддизма в Казахстане.

С ламаизмом, а точнее с буддизмом Ваджраяны (тибетским буддизмом), связаны также наскальные изображения Будды и тибетские надписи. Одно из наиболее известных изображений находится на правом берегу реки Или в Капчагайском ущелье и называется Тамгалы-Тас (Писаные скалы). Это место маркирует переправу через реку Или на Великом Шёлковом пути.

На скалах высечено три изображения: Будда Шакьямуни в период достижения просветления; Бодхисатва сочувствия «Любящие Глаза» и Будда Медицины. Кроме изображений Будды на камнях высечены мантры, главным образом, «Ом Мани Падме Хум» на тибетском языке.

В 1863 г. вспыхнуло антикитайское восстание дунган, которое проходило под религиозным лозунгом борьбы за ислам. Вскоре восстание перекинулось в Джунгарию. Активное участие в нем приняли уйгуры Кульджинского края. В 1864 г. восстанием был охвачен весь Восточный Туркестан, были истреблены цинские гарнизоны, их крепости и поселения уничтожены, а вместе с ними разрушены буддийские храмы и монастыри. Одним из таких разрушенных монастырей был монастырь Сумбе, в 320 км восточнее города Алматы. О нём ещё в 1854 г. писал Ч.Валиханов.

1864 г. стал верхней датой существования буддизма в Семиречье, однако наследие буддийской культуры до сих пор сохранилось в археологических памятниках.

«Текелийская Стела» и городище Каялык

Шёл дождь. Местные жители охотно поделились с нами информацией о местонахождении Стелы, и все они были уверены в том, что она определенно буддийская. Мы обнаружили Стелу в ущелье реки Кора восточнее города. Интересно, что слова «кора» с тибетского языка переводится как ритуальный обход буддийской святыни по кругу, и вокруг найденной нами Стелы была хорошо-натоптанная тропа.

буддийские храмы в казахстане
Текелийская стела

Вверху «Текелийской стелы» можно увидеть семенной слог или монограмму Калачакры, называемую «Десять могучих букв», которая символизирует собой десять аспектов мандалы (вселенной) Калачакры.

После посещения Стелы погода стала резко улучшаться, и вскоре мы уже по совершенно сухой дороге, миновав Талды-Курган, и поселки Жансугуров и Саркан, приехали в деревню Кайлык (Антоновка в советское время), которую историки отождествляют со средневековым городищем Каялык. На территории деревни и в ее окрестностях проводится множество раскопок, начиная со времён Союза и заканчивая нашим днём. Там уже были найдены развалины христианских, мусульманских и буддийских культовых сооружений, что говорит о толерантности средневековых жителей города и о влиянии различных культур. Нас же интересовали законсервированные останки буддийского храма.

Половину следующего дня мы провели в дороге. Приехав на прекрасное озеро Алаколь, с которым также связанно множество местных легенд, мы провели весь вечер в беседах о судьбе буддизма в Казахстане.

буддийские храмы в казахстане
Городище Каялык

Казахстан всегда славился толерантностью и веротерпимостью своего народа, но тем более удивительно, что уже на протяжении последних двух лет чиновники под различными предлогами отказываются зарегистрировать буддийскую общину Казахстана. Хотелось бы верить, что одна из мировых религий снова появится на территории Казахстана и займёт достойное место среди уже существующих.

Источник

Откуда взялся буддийский монастырь в Каркаралинских горах

АСТАНА, 23 мая — Sputnik, Тамара Веретина. Необычный памятник архитектуры расположен в восточной части Кентских гор в 260 километрах от Караганды. Его второе название – Буддийский монастырь. Воздвигнутый по оценкам археологов в XVII веке, он находится в живописнейших местах — в ущелье Кызылкент на берегу реки Кызылсу и Талды. Вдали от большой дороги, скрытый от взоров путников, храм — настоящий памятник архитектуры средних веков.

буддийские храмы в казахстане

Интересно, что многие люди разных религий считают дворец местом огромной духовной силы и возрождения.

Буддийский храм в центре Казахстана

История строительства Кызылкентского дворца в Каркаралы имеет несколько версий. Так, согласно научной гипотезе, в Карагандинском областном историко-краеведческом музее уверены, что Кызылкент – «Красный храм» − построили ойраты – джунгарские племена, которые в XVII веке кочевали на нынешней территории Карагандинской области. Они, как известно, исповедовали буддийскую веру.

буддийские храмы в казахстане

буддийские храмы в казахстане

буддийские храмы в казахстане

буддийские храмы в казахстане

«Если подойти с точки зрения археологии, то можно отметить, сооружение это каменное, крестообразное из местного дикого камня на извести. Храм раньше был двухэтажным, с колоннами и даже балконом. Для казахов, которые возводили в основном купольные здания, это нехарактерная постройка. Известно, что именно ойраты строили такие храмы. Скорее всего, это ламаистский монастырь, о чем много писали еще 200 лет назад, первые исследователи», — рассказывает научный сотрудник Карагандинского областного историко – краеведческого музея Даурен Жусупов.

буддийские храмы в казахстане

Как любое сакральное место, Кызылкентский дворец за более чем 300 лет не только увеличил свою силу в глазах и сердцах местных жителей, но и приобрел красивые легенды. По одному из преданий, путешественник XIX века Николай Коншин рассказывал в своих книгах, местные казахи вспоминали те времена: «Джунгарский хан высватал дочь хана, жившего на Джанке (Яике). Невеста с приданым и большой свитой (40 батыров и 40 девушек) поехала к жениху, но по дороге у Кентских гор образовалась голеледица, и дальнейший путь стал невозможен. Для комфортной зимовки каравана был построен дворец. Спустя время, по преданию, дочь хана родила сына от казахского батыра. Жестокий джунгарский правитель так и не смог простить измену и принять мальчика как родного. Затем подросший батыр стал ярым противником джунгар».

буддийские храмы в казахстане

Место силы двух религий

Кызылкентский храм до сих пор привлекает множество туристов. Сюда нередко приезжают буддисты, йоги для того, что бы напитаться «энергией космоса». Говорят, это особое место на земле с нерастраченным запасом света и силы.

Как рассказывает заведующая музеем археологии и этнографии Сарыаркинского археологического института при КарГУ имени академика Е.А. Букетова Марина Бедельбаева, буддисты считают, что храм в Каркаралы был воздвигнут не случайно.

«Для буддистов важно, чтобы с севера были горы, а с юга и юга–востока — река. Она здесь тоже есть – немноговодная река Талдинка. Каждая гора имела значение. Гора Тигра, далее – Дракона. Гора на юге – соотносится с малиновым Фениксом. И еще одна гора — Черепаха. Буддисты строго соблюдали все каноны при выборе места строительства храма. Зайти сразу в храм было нельзя. Нужно было сделать обряд очищения и поклонения. Заходили в первое помещение и приносили жертву: закапывали в землю цацы – небольшие полные вещицы из глины в виде конуса с зерном внутри. В основном в помещении проводили ритуалы. В восточной части стены храма были окрашены красной охрой. Именно на той стороне света, где восходит солнце. В комнатах центрального здания, вероятно, хранили музыкальные инструменты и инвентарь для ритуалов. В одной из комнат жил Лама-князь, настоятель монастыря. Он и проводил служения», — рассказывает историк.

Интересно, что храм просуществовал совсем недолгий срок. Казахи, которые исповедовали ислам, не приняли буддизм. Мирные отношения с ойратами сменились на враждебные. И племена ушли, оставив Кызылкент.

буддийские храмы в казахстане

Но вместе с тем много веков местные племена почитали это место как святое. Печальная участь постигла Кызылкентский дворец в годы социалистического строительства 40–50 годах XX века, когда каменные плиты его стен были разобраны для хозяйственных нужд.

В 80-е годы XX века первые раскопки храма провел отряд Института «Казпроектреставрации» и продолжены археологической экспедицией КарГУ им. Е.А. Букетова.

буддийские храмы в казахстане

После раскопок руин, сохранившиеся стены зданий монастырского комплекса были законсервированы и частично восстановлены в ходе реставрационных работ.

Специалисты утверждают, что в Казахстане всего два таких необычных места — Кызылкентский храм в Карагандинской области и Аблайкетский буддийский монастырь в Восточном Казахстане.

Источник

Аблайкит (Аблай хийд). Укрепленный монастырь 17-го века в Восточном Казахстане

буддийские храмы в казахстане

Специалисты «Археологической экспертизы» подробно рассказали о памятнике, находках и о том, почему буддийский храм на этой территории был укреплён не хуже военного форта.

Восточный Казахстан. Сказочно красивые и немного мистические места. Здесь археологи ведут раскопки. Прямо сейчас там, в экспедиции, находится большая группа палеозоологов, антропологов, палинологов и других экспертов по древностям научно-исследовательской организации «Археологическая экспертиза». Их записи – это не скучные отчёты, а захватывающие дух рассказы, особенно если чередовать их чтение с разглядыванием фотографий. Вот как они описывают укреплённый монастырь Аблайкит (Аблай-хит) XVII века, раскоп которого – это большой государственный археологический проект, рассчитанный на три года (2016-2018).

– Памятник представляет собой группу построек у юго-восточного склона невысокой горы. Основным объектом является слегка оплывшая прямоугольная земляная платформа, на которой располагался храм, к северо-востоку от которого располагался жилой комплекс, а к западу – небольшое хозяйственное помещение. Жилая часть комплекса сегодня представляет собой оплывший бугор с ямой в центре. Вся территория монастыря была ограждена каменной стеной, достигавшей в высоту 3-5 м, проведённой в северной и западной частях по скалам, служившим дополнительной преградой. В северной части памятника стена огибает небольшое горное озеро, – из статьи К. М. Байпакова, Р. В. Ильина, Е. С. Казизова, К. А. Жамбулатова, И. Р. Камалдинова, Ф. Ф. Хабибуллаева о предварительных итогах археологических раскопок укреплённого монастыря «Аблайкит».

буддийские храмы в казахстане

Развалины храма Аблайкит расположены в 55 км к югу от города Усть-Каменогорска и в 13 км к юго-востоку от села Бозанбай на правом берегу реки Аблакетки

— Как здесь появился буддийский монастырь?

буддийские храмы в казахстане

Западная часть внешней стены

— Откуда взялось название?

— Название сложилось из двух слов.

«Аблай», по данным письменных источников, – это имя одного из джунгарских правителей – местных князей (тайшей). Таким образом, храм назван в его честь.

«Кит» (или «хит», иногда монастырь называют «Аблайхит») означает «монастырь», но особого вида постройки – так именовали укреплённые монастыри.

— Зачем буддийский храм нужно было укреплять?

– На момент строительства Аблайкита, – объясняет начальник экспедиции Денис Сорокин, – Джунгарское ханство переживало период внутренней нестабильности, междоусобной борьбы. К тому же, в степных условиях монастырь без крепостных стен всегда находился под угрозой нападения и разорения.

Именно поэтому святое место требовало защиты. И, как видно, монастырь был основательно укреплён: четырёхметровая стена по периметру, неприступные скалы с северной и западной стороны.

Тем не менее, в одну из таких междоусобиц Аблайкит был захвачен и разграблен. Он просуществовал всего 18 лет (с 1654-го по 1671 год).

буддийские храмы в казахстане

— Каким был Аблайкит, и что от него осталось?

— Несмотря на то, что в масштабах истории монастырь не так уж стар, Аблайкит не дожил в целости до наших дней. Хотя с археологической точки зрения, отмечают специалисты, он сохранился неплохо.

Самый известный и древний буддийский храм на территории Казахстана расположен на средневековом городище Кайлык. Датируется XIII веком. Он сохранился гораздо хуже Аблайкита.

Состоял религиозный комплекс из храма, предхрамового помещения, жилого помещения и крепостной стены.

Стена. В 50 м от неё проходит ручей, который опоясывает комплекс с двух сторон. Разливаясь весной, он превращается в труднопроходимое болото и остаётся таковым до позднего лета. Таким образом, крепостная стена была вторым оборонительным рубежом на подступах к храму. Первым являлись естественные природные преграды: с севера и запада – горный хребет, а с востока и юга – ручей и болото.

Стена представляла собой мощное сооружение общей протяжённостью по периметру больше двух километров. Ширина стены – 3,5 метра. В XVII веке она возвышалась на 3-4 метра, а современная её высота – около полутора метров.

По результатам раскопок археологи заключили, что возводили крепостную стену в несколько этапов. Сначала место под неё нивелировалось грунтом чёрного или коричневого цвета. Затем из плоского камня выстраивались внутренний и внешний фасады, а пространство между ними заполнялось забутовкой из глины и чернозёма. Камни клались в два ряда в сцепке друг с другом.

буддийские храмы в казахстане

Остатки крепостной стены

В юго-восточной части стены был въезд – «Священные ворота» или «Богдойн халга». Сегодня от них сохранилась лишь нижняя часть – два прямоугольных основания арки, сложенные из плитняка и оформленные по краям прямоугольными гранитными блоками, уложенными плашмя.

На противоположных концах фундамента арки на крупных плитах выбиты и отшлифованы лунки диаметром 15 см и глубиной 10 см. В одной из них сохранилась железная чашечка с остатками древесины, выполнявшая функцию подпятника (приспособление для опоры оси вертикального вала, – прим. ОА). С противоположной стороны угол плиты сточен – очевидно, от постоянной работы ворот.

буддийские храмы в казахстанебуддийские храмы в казахстане

С внешней стороны ворот археологи нашли скопления костей животных: не менее четырёх туш лошадей, западнее от них – кости нижних конечностей верблюда. С южной стороны в неглубокой западине полукольцом залегало большое скопление костей лошадей, крупного и мелкого рогатого скота.

К юго-востоку от ворот найдены нижние конечности и кисти рук человека, расположенные в анатомическом порядке. Судя по ним, умерший лежал, вытянувшись на спине, головой на северо-запад. В области его левого предплечья найдено каменное пряслице (грузик в форме диска для утяжеления ручного веретена и крепления пряжи на нём), а в районе рёбер – два фрагмента металлических предметов.

– Этот человеческий скелет без черепа был расчищен под каменными завалами. Видимо, был потревожен при разборе стены в XIX-XX веках и перезахоронен на стороне, – предполагает Денис Сорокин. – Из-за почти полного отсутствия погребального материала точно сказать, к какому периоду относится скелет, не представляется возможным. В данный момент кости обрабатываются антропологами. Результаты анализов будут отображены в итоговом отчёте за 2017 год.

В этом году здесь также начаты исследования погребальных конструкций, расположенных в 100 метрах к югу от крепостной стены.
– По нашим соображениям этот могильник может принадлежать жителям Аблайкитского комплекса, – добавляет Сорокин.

В XVIII веке, рассказывают эксперты, Аблайкит неоднократно посещали русские военные, вывозившие уникальные рукописи и предметы искусства. Вероятно, с внутренней стороны стены, у ворот, располагалась их временная стоянка. Здесь были найдены монеты XVIII века, пуговица от мундира, нательный крестик и свинцовая пуля.

буддийские храмы в казахстане

План раскопа крепостной стены

Храмовый комплекс располагался на прямоугольной платформе размером 80 на 45 метров. Собственно, этот «фундамент» – всё, что сохранилось от монастыря. По архивным чертежам и планам, а также в ходе визуального осмотра учёные определили, как располагались помещения и элементы конструкции здания.

Сам храм занимал площадь примерно 45 на 20 метров и располагался в северной части этой платформы. На остальном пространстве было большое крытое предхрамовое помещение-двор, отделённое от храма свободным пространством, образующим своего рода коридор. С южной стороны в этот двор вела лестница, которая сейчас представляет собой оплывший пандус шириной около 7 метров.

буддийские храмы в казахстане

Храмовый комплекс после расчистки

Остатки стен предхрамового помещения имеют ширину 1,2 метра и сложены из крупных необработанных камней на глиняном растворе. В центре был большой завал из камней, расчистив который археологи обнаружили гранитную базу колонны. А также там нашли много железных гвоздей двух типов – со шляпкой и без шляпки, глазурованную и неглазурованную черепицу, декоративный кирпич и плитки с растительным орнаментом. Часть из них покрыта зелёной глазурью. Интересны и такие находки: три обломанные выгнутые керамические глазурованные плитки с прямоугольными штампами. Возможно, они использовались в качестве черепицы. На одной из плиток поверх глазури читается завиток, нарисованный чёрной краской.

буддийские храмы в казахстане

Территория самого храма сильно пострадала от грабительских траншей и ям. На современной поверхности найдено большое количество фрагментов черепицы и жжёных кирпичей.

В ходе раскопок найдено пять баз колонн. Все они однотипны – квадратные в нижней части и круглые в верхней – и вытесаны из цельных гранитных глыб.

Пол вымощен маленькими каменными плитками и камнями. Расчистка пока не позволяет представить внутреннее убранство храма.

Здесь найдены фрагменты обожжённых кирпичей и плиток, украшенных налепным растительным орнаментом, а также железные и бронзовые гвозди. Интересна находка деревянной палочки для письма – калама.

буддийские храмы в казахстане

Хозяйственный комплекс до начала археологических работ представлял собой руины – ямы округлой формы глубиной до 1,5 м, расположенные параллельно друг другу по линии с запада на восток. Ниже по склону находятся небольшой ров и вал – возможно, это остатки арыка для подачи воды в печи.

Полезная площадь под храм, жилые и хозяйственные помещения находятся в юго-восточной части долины Аблайкита и огорожены самой мощной стеной.

— Чем интересна архитектура комплекса? Похож ли он на традиционные буддийские строения?

Постройки представляют собой незаурядные архитектурные сооружения. Они были возведены китайскими мастерами в китайско-тибетско-монгольском стиле, довольно распространённом на территории расселения монгольских племён. Очень похожие храмы есть в Монголии и Китае (Внутренняя Монголия). Тем не менее, Аблайкит отличается от аналогов.

— В чём уникальность этого места как памятника археологии?

– Подобные памятники известны – например, Галдан-Бошокту-кит, Кызылкентский дворец, – рассказывают члены экспедиции. – Уникальность комплекса Аблайкит заключается:

В ХVІІІ веке интерес Петра І к Казахстану и Средней Азии усилился. Было организовано несколько экспедиций, в том числе, например, под руководством Ивана Бухгольца (русский военный, основатель Омска) к верховьям Иртыша. Именно с 1720 года, после основания Усть-Каменогорской крепости и получения Петром І рукописей, доставленных с Аблайкита, науке стал известен этот памятник.

буддийские храмы в казахстане

Состояние памятника до начала работ

— Какое открытие из сделанных на Аблайките – самое важное?

– Самое яркое событие, – говорит Денис Сорокин, – это нахождение здесь берестяных свитков с письменами, которые могут рассказать нам о событиях того времени на территории Восточного Казахстана. В данный момент свитки находятся на реставрации.

Несмотря на то, что Аблайкит не просуществовал и 20 лет, здесь было собрано множество буддийских реликвий и большая библиотека рукописей, изучение которых может сыграть значительную роль в тибетологии. Сам монастырь занимает важное место среди памятников позднего буддизма.

Когда реставрация рукописей закончится, их передадут специалистам по расшифровке. После завершения всех исследовательских работ и публикации материалов находки будут переданы в областной историко-краеведческий музей.

В планах властей также сделать Аблайкит популярным туристическим местом кластера «Сибинские озёра», «египетской пирамидой» Восточного Казахстана.

Иллюстрации и материалы для статьи предоставлены научно-исследовательской организацией «Археологическая экспертиза»

Справка

Раскопки монастыря Аблайкит начались, когда по инициативе акима Восточно-Казахстанской области Даниала Ахметова была утверждена региональная «Программа развития научно-исследовательских работ в сфере археологии в ВКО на 2016-2018 годы», направленная на историко-археологические исследования памятников истории и культуры области. Непосредственным заказчиком и куратором археологических работ на памятнике является КГУ «Восточно-Казахстанское областное учреждение по охране историко-культурного наследия».

Источник

Загадочная Текелийская ступа и «благославленные петроглифы». Чем интересны памятники буддизма в Казахстане

Казахстан богат историческими памятниками. Находясь на Великом шелковом пути, наша страна привлекала большое количество представителей самых разных культур мира. Сегодня Tengritravel.kz совместно с Aviata.kz расскажет о буддийских памятниках Казахстана.

Буддизм пришел на территорию нынешнего Казахстана еще с середины I века до нашей эры с первыми миссионерами. Позже эту религию пытались распространить и завоеватели, и местные правители. В результате их деятельности осталось множество архитектурных памятников, которые заслуживают внимания путешественников.

Тамгалы-тас

буддийские храмы в казахстане
Фото ©Shutterstock

Интересный факт

В народе давно ходят легенды о происхождении буддийских наскальных рисунков. Одна из них гласит, что когда вдоль урочища на подступах к реке шел караван, произошло сильнейшее землетрясение. Огромные булыжники с неимоверно высоких отвесных скал стали скатываться прямо в воду и образовывать своеобразную переправу через реку. Буддисты восприняли это событие как благословение и помощь богов и высекли на отколовшемся куске изображения Будды.

Известный казахстанский ученый и историк Шокан Валиханов одним из первых сделал зарисовки урочища «Тамагалы-тас» в XIX веке. Уже в советское время изображения осматривали Алькей Маргулан, Алексей Марьяшев, Павел Мариковский и многие другие казахстанские и советские деятели науки.

Согласно данным из разных источников, урочище славилось не только своими наскальными рисунками, но и оздоровительными свойствами. Говорят, что к этому месту часто приходили кочевники для того, чтобы вылечить свои недуги. Якобы, стоит лишь прислониться к высеченному на скале Будде, как получаешь заряд бодрости.

Сейчас к «Тамгалы-тас» имеется несколько туристских туров. Средняя цена на них варьируется в районе шести тысяч тенге. Дорога до урочища из Алматы и обратно может занять полдня, поэтому рекомендуем взять с собой перекус. Рядом с наскальными рисунками можно красиво пофотографироваться, а также помедитировать или полюбоваться окружающей природой.

Отметим, что с 2004 года петроглифы Тамгалы являются объектом Всемирного наследия UNESCO.

Кызыл-Кентский «дворец»

Здание Кентского «дворца» состоит из обрушенных двухметровых стен, оно находится в уединенном месте в окружении обрывистых скал и густой зелени. Рядом расположен небольшой водоем, выложенный камнями. Согласно историческим справкам, на территории этого дворца был даже балкон.

Интересный факт

Первым обследовал буддийский храм в XIX веке русский генерал Семен Броневский. С помощью нанятых им местных жителей он расчистил территорию храма и провел небольшие раскопки. Найденное было передано в Семипалатинский музей, некоторые же экспонаты находятся в археологическом музее Карагандинского государственного университета. При этом Броневский отмечал, что местные жители считали это место сакральным и боялись трогать местные камни.

Текелийская стелла

Аблайкит

До наших дней от храма сохранились лишь развалины монастыря Аблайкит. Они находятся на территории Уланского района Восточно-Казахстанской области. Доехать до него из Усть-Каменогорска можно за час.

Интересный факт

На территории монастыря неоднократно находят буддийские реликвии, свинцовые пули, монеты, а также кости человеческого и животного происхождения. Нашли здесь и большую библиотеку рукописей. Не менее двух тысяч экспонатов хранятся в краеведческом музее в Усть-Каменогорске.

По словам сотрудников краеведческого музея в Усть-Каменогорске, существует поверье, что на территории Аблайкита находится пещера с сокровищами.

Городище Койлык

Еще один буддистский храм находится на территории средневекового городища Койлык. Датируется это место XIII веком, но сохранилось оно гораздо хуже Аблайкита. Когда-то здесь мирно сосуществовали представители трех разных религий: буддизма, ислама и христианства. Именно поэтому это место считается символом толерантности, религиозной терпимости.

В 1998 году на базе института археологии имени Маргулана была создана специальная группа под руководством археолога Карла Байпакова. Тогда археологам удалось обнаружить буддийский и манихейский храмы, а также соборную мечеть, комплекс богато украшенных терракотовой и ганчевой (глиногипсовой) резьбой мавзолеев и суфийскую ханаку (обитель), где найдены захоронения проповедников.

Находки серебряных и медных монет, отчеканенных в монетном дворе Койлыка, говорят о том, что город в свое время был крупным политическим и торговым центром, защищенным от набегов неприятеля четырехметровой крепостной стеной, примыкавшей к подножию гор.

С 2014 года городище Койлык входит в список всемирного наследия UNESCO.

Приложение «Авиата» можно установить по ссылке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *