буддийские пещерные храмы в аджанте

Пещеры Аджанты в Индии

Пещерные храмы Аджанты II в. до.н. —VII в. н.э.

Аджанты были открыты совершенно случайно около 150 лет тому назад. Однажды офицеры Мадрасской армии охотились в горах, неподалеку от города Аурангабада в центральной Индии. Неожиданно они увидели над обрывом реки, за листвой кустарников какие-то углубления, оказавшиеся входами в пещеры. Там были обнаружены бесценные памятники древнеиндийского искусства, о которых тогда уже никто не помнил.

Пейзаж Аджанты представляет собой своеобразное зрелище: 29 пещерных храмов и монастырей высечены вдоль отвесного берега в излучине реки Вагхоры. Пещеры пронумерованы от 1 до 29, с запада на восток, не учитывая время постройки. Храмы в пещерах создавались и раньше, но это целый комплекс, который сочетает в себе архитектуру, скульптуру и живопись.

Вид на пещеры Аджанты сверху

буддийские пещерные храмы в аджанте

Пронумерованная карта пещер Аджанты вместе с планами

буддийские пещерные храмы в аджанте

Фасады храмов Аджанты

буддийские пещерные храмы в аджанте

Начало возведения сооружений

Во время правления Ашоки Индия, кроме юга, была объединена в одну империю. Наступил экономический и культурный расцвет. Индия в то время была рабовладельческой. В этот период и началось массовое строительство из камня. Ранее в строительстве активно применялось дерево. И так как именно при Ашоке в 261 г. до н.э. буддизм становится официальной религией, то активно велось возведение сооружений буддийского культа. И появляются первые чайтьи и вихары в пещерах. Но своего расцвета пещерное зодчество достигнет гораздо позже, в период средневековья.

Ниже будет подробное описание чайтьи и вихары.

буддийские пещерные храмы в аджанте

буддийские пещерные храмы в аджанте

Первые сооружения в Аджанте начали строить ещё при Ашоке, и строили почти 4 века. Затем скальное строительство возобновилось в начале V в. после трехсотлетнего перерыва и прекратилось в 642 г.

В IV в. на севере Индии воцарилась новая, индийская по происхождению династия Гуптов, объединившая государства в бассейне Ганга и большей части Инда. При Гуптах в Индии ускоренно развивались элементы феодальных отношений. Период Гуптов знаменует собой блестящий расцвет культуры Индии. Хотя держава существовала с 320 по 480 год, а на ограниченной территории — до 535 г., характер искусства сохранился примерно до VII века, а его влияние заметно и гораздо позднее — в течение всего раннего средневековья. В эпоху Гуптов были созданы также знаменитые настенные росписи. Наиболее значительные из них находятся в пещерах Аджанты.

Скальные сооружения VII века, приближающиеся по методу обработки скорее к скульптурным произведениям, представляют уникальные примеры в истории мирового зодчества.

Строительство храмов в Аджанте

Все детали выполнены из единого массива скалы. А колонны увенчаны фантастическими фигурами. Многочисленные статуи Будды и его учеников украшают фасады храмов, стены пещер покрыты декоративными росписями. Особенно много их в святилищах и на стенах за колоннадами квадратных залов вихары, куда выходят двери келий. Росписи нанесены на толстом слое гипса темперными красками преимущественно теплых, охристых тонов.

Строительство в Аджанте велось крупными разбогатевшими на торговле буддийскими общинами, пользовавшимися государственной поддержкой.

Скальная техника заключалась в следующем: сооружения различного типа высекались в монолите скалы скульптурным методом. Скале сначала придавали отвесную поверхность, затем на ней намечали сетку квадратов из горизонтальных и вертикальных линий со стороной квадрата не больше 60 см. После того как на фасадной плоскости были намечены контуры проёмов и столбов вынимали из скалы достаточное количество излишнего материала. Затем начиналась работа над интерьером и детальная обработка столбов в тех случаях, когда они имелись.

буддийские пещерные храмы в аджанте

буддийские пещерные храмы в аджанте

буддийские пещерные храмы в аджанте

План и разрез пещеры №9

буддийские пещерные храмы в аджанте

План и разрез пещеры №10

буддийские пещерные храмы в аджанте

буддийские пещерные храмы в аджанте

буддийские пещерные храмы в аджанте

буддийские пещерные храмы в аджанте

буддийские пещерные храмы в аджанте

буддийские пещерные храмы в аджанте

Храмы типа чайтья в Аджанте

В Аджанте широкое распространение получил так называемый тип чайтья. Известный как храм последователей буддизма, внутри которого ставился предмет их культа — монолитная ступа.

По пещерным сооружениям типа чайтья можно судить, что в Индии с древнейших времён были известны довольно сложные и разнообразные конструктивные системы сводчатых перекрытий. Свод возводился по деревянным арочным фермам или по изогнутым дугой деревянным рёбрам. Создавались кубовые перекрытия, заменяющие купольные.

Чайтья характеризуется наличием сводчатого перекрытия над помещением, продолговатым в плане. Обычно свод поддерживал каркас из согнутого бамбука или дерева. Большие пролёты перекрывали арочные деревянные фермы. Торцовый фасад заканчивался аркой в форме подковы. В нём устраивался оконный проём.

В буддийском храме типа чайтья в центре апсиды на месте столба стоит ступа. Причём необходимо отметить, что целый ряд внутри стоящих столбов в буддийских чайтья не имеет конструктивного смысла. Столбы стоят независимо от верхнего перекрытия, опирающегося на стены. Скорее всего, это было вызвано соблюдением буддийского культа, когда нужно обходить сам предмет культа.

К периоду раннего средневековья относятся два пещерных храма-чайтья №19 и 20 в Аджанте.

Фасад пещеры №19, чайтья

буддийские пещерные храмы в аджанте

буддийские пещерные храмы в аджанте

буддийские пещерные храмы в аджанте

Очертание арочного проёма в храме-чайтья стало более упругим, приближающимся больше к форме подковы. Внизу, под оконным проёмом, расположены три входа.

Центральный вход предназначен для священнослужителя, к нему подходит пандус. Подходы к боковым проёмам имеют небольшое углубление, наполненное водой для омовения ног.

Солнечный свет глубоко проникает сквозь оконный проём. Внутри помещения стоят почти прижатые к стене массивные столбы, оставляя узкие проходы для совершения церемонии обхода ступы. По колоннам уложен архитрав, на него опирается свод. По сравнению с ранними постройками в храме Аджанты более выявлена несущая конструктивная роль столбов, а характерная для ранних сооружений имитация деревянных прототипов менее заметна. В интерьере чайтья в Аджанте колонны стоят прямо. Они круглые в сечении, с приплюснутой, подушечной капителью и квадратной плитой-абакой, на которой лежит консоль с большим выносом и опирающимся на неё антаблементом.

В своде, перекрывающем интерьер чайтья в Аджанте, изображены в камне деревянные ребра.

буддийские пещерные храмы в аджанте

На примерах поздних чайтья в Аджанте особенно заметны изменения, происшедшие в декоративном убранстве. Увеличилось пластическое богатство декора. Фасадные плоскости покрыты сплошь рельефными изображениями фигур Будды различной величины. Тонким орнаментальным узором покрыты стволы колонн. Эта тенденция к перегруженности деталировки в пластическом декоре замечается при сравнении чайтья № 26, созданной в 600—642 гг. с более ранней чайтья №19, сооруженной в VI в.

буддийские пещерные храмы в аджанте

буддийские пещерные храмы в аджанте

Дальнейший отход от деревянных прототипов также наблюдается в чайтья № 26. Карнизы, состоящие как бы из наложенных друг на друга деревянных досок, воспроизводившейся в ранних пещерных сооружениях, сменили карнизы в форме четвертного вала с рельефными изображениями миниатюрных арочек чайтья — мотив, называемый куду, прочно вошедший в декор средневековой храмовой архитектуры. Исчезли с фасада выступавшие в ранних чайтья квадратные торцы балок, поддерживавших свод.

буддийские пещерные храмы в аджанте

буддийские пещерные храмы в аджанте

Несмотря на то, что одни из последних буддийских храмов типа чайтья (сооружения 19 и 26) сохранили многие традиционные черты: внутренний двор, открытый вестибюль, продолговатый трехнефный зал с апсидой, в которой установлена ступа со статуей Будды, большой оконный проём подковообразной формы, в них заметны некоторые изменения. Так, например, свободно стоящие колонны перед вестибюлем, придававшим ранним чайтья величие, в храмах Аджанты отсутствуют.

буддийские пещерные храмы в аджанте

Храмы типа вихара в Аджанте

В Аджанте имеется 20 пещерных храмов типов вихары, созданных между 400—642 гг. В поздних постройках вихара уже преобразована из общежития в буддийский храм, но при этом сохраняется прежняя планировка.

Простейший тип вихары представляет собой зал с плоским перекрытием, окружённый с трёх сторон помещениями келий или целл и имеющий по фасаду террасу-портик со столбами. С увеличением размеров вихары и появлением поэтажного расположения вихар друг над другом план вихары усложнился за счёт введения одного, а в некоторых случаях двух дополнительных рядов столбов.

В Аджанте залы № 16 и 17, прославленные стенными росписями, были созданы в 470—480 гг. (в эпоху Гупт) и залы № 1 и 2 — в 600—642 гг. по заказу крупного феодала-министра Вакатака при Харимене, царе чалукийского государства.

буддийские пещерные храмы в аджанте

Вихара №16, интерьер

буддийские пещерные храмы в аджанте

буддийские пещерные храмы в аджанте

Вихара №17, интерьер

буддийские пещерные храмы в аджанте

Эти залы значительны не только по своим росписям, но и архитектурной композиции, размерам и богатству пластического декора. В этих четырёх залах свободное центральное пространство отделено от стен довольно массивными столбами, оставляющими сравнительно узкие проходы по сторонам. В стенах прорублены богато обрамленные входы в небольшие целлы, внутри которых стоят статуи Будды. Плоский потолок разбит на несколько декоративных панелей, покрытых живописным геометрическим и растительным орнаментом. Плоскости стен заполнены сюжетной живописью.

Более поздние вихары № 1 и 2 сравнительно с залами № 16 и 17 отличаются большим богатством декора, тонкостью деталировки и сложностью рисунка. Вход в залы оформляют два столба наружного портика, поддерживающие скульптурный фриз.

буддийские пещерные храмы в аджанте

буддийские пещерные храмы в аджанте

буддийские пещерные храмы в аджанте

буддийские пещерные храмы в аджанте

буддийские пещерные храмы в аджанте

буддийские пещерные храмы в аджанте

Метод индийской живописи

Стенописи Аджанты создавались на протяжении многих столетий, но наиболее совершенные относятся к периоду Гуптов, к V (пещеры 16, 17) — VI (пещеры 1, 2) векам. Исключительно богаты и разнообразны сюжеты росписей. Хотя большинство из них связано с буддизмом и служит иллюстрацией к излюбленным джатакам, по существу — это изображения реальной жизни и быта индийцев.

Стенописи Аджанты в отличие от фресок написаны по сухой, а не сырой штукатурке. Поверхность скалы вначале покрывалась составом, содержащим клей, коровий помёт, мелко измолотую рисовую смолу. Сверх него накладывался тончайший слой (толщиной в яичную скорлупу) штукатурки, которая тщательно полировалась. Таким образом, индийские художники писали по сухой штукатурке, возможно, смачивая поверхность стен на ночь слабым известковым раствором. Краски употреблялись минеральные. Художники работали в полутемном помещении при отраженном свете металлических зеркал, установленных для этой цели. Скульптуры покрывались, судя по очень скудным следам, также тончайшим слоем штукатурки и раскрашивались.

буддийские пещерные храмы в аджанте

Скульптуры Аджантыбуддийские пещерные храмы в аджанте

буддийские пещерные храмы в аджанте

В Аджанте мы имеем прекрасные примеры сочетания декоративной и сюжетной живописи. В росписях, украшающих чаще всего потолки, обрамление ниш и дверей, преобладают мотивы растительного и животного мира. Они отличаются реализмом и живостью исполнения. Индийскому орнаменту тех времён была чужда стилизация.

В сюжетной живописи поражает свобода и смелость композиций, заполняющих собой поверхность стен почти от пола (приподнятого на 1 м.) до потолка полосой иногда более 5-6 м. свободно скомпонованные картины включают бесчисленное количество персонажей в сценах битвы за Цейлон, охоты на слонов, в интимных сценах придворной жизни.

Эта многоликая толпа представителей различных слоёв общества: монархов, придворных, воинов, купцов, рабов и нищих — изображена на фоне пейзажа, нередко — в интерьере дворцовых залов, внутренних дворов, галерей и павильонов. Не владея законами перспективы, художники смогли передать при помощи применения различной степени интенсивности цвета и пластической моделировки впечатление объема и пространства.

Росписи в пещере №17

буддийские пещерные храмы в аджанте

буддийские пещерные храмы в аджанте

буддийские пещерные храмы в аджанте

О том, как расписывались потолки и плафоны, трудно судить. В одном случае потолок выкрашен ярким кобальтом, а в другом терракотой, но всюду потолок отделен от стен контрастным цветом. Художник, привычный к росписям деревянных потолков балочной конструкции, и здесь в пещерных залах расчленен плоский потолок широкими цветными полосами на панели, соответствующие панелям, образованным пересечением продольных и поперечных балок. Внутри панели заключена сюжетная живопись.

буддийские пещерные храмы в аджанте

буддийские пещерные храмы в аджанте

Окаймляющие её полосы равны по ширине балке. Благодаря непропорционально широкой полосе (равной примерно ширине деревянного прогона), живопись выглядит подобно миниатюре в широкой оправе медальона. Тщательность и ювелирная тонкость рисунка внутри оправы смело контрастирует с гладкими широкими обрамляющими полосами, как будто небрежно нанесенными мазками мокрой кисти.

буддийские пещерные храмы в аджанте

Сцена приёма чалукийским царём персидских послов, а также и другие сцены на светский сюжет, выдержанны в светлой, прозрачной цветовой гамме почти пастельных оттенков нежно-розового и голубого сочетания с белым цветом.

Сюжеты росписей в Аджанте

В росписях Аджанты мы встречаем исторические, мифологические и чисто бытовые сцены, в них есть элементы портрета, пейзажа, изображения животных. Перед изумленным зрителем проходят красочные картины индийских городов и селений с их чудесной архитектурой. Мы видим шествие слонов и шумную толпу на набережной портового города, грациозную девушку на качелях и нищего, стоящего на коленях перед входом в храм с цветком лотоса и чашкой для подаяния.

Эстетика и идеология рабовладельческих городов обусловили светский характер аджантских росписей, полных мирских настроений и решенных в жизненно-правдивом, реалистическом духе, даже в тех случаях, когда изображаются сонмы грозных демонов, небесные девы-апсары или бодхисатва с цветком.

Люди в росписях Аджанты

Автор «Бодхисатвы Падмапани» один из самых талантливых. Бодхисатва в буддизме — существо, которое приняло решение стать буддой для блага всех существ. Поза, склонившего голову царевича Будды, выполнена очень благородно и пластично. Он одет в царскую одежду своего времени — ткань вокруг бёдер, золотая корона с сапфирами и алмазами и жемчужное ожерелье. Торс остается обнаженный. Юноша задумчив, исполнен грусти и душевной доброты. При этом угадывается готовность к подвигу и самопожертвованию.

буддийские пещерные храмы в аджанте

Художники Аджанты раскрывают душевный мир своих героев. В изображении «Танцовщица, склонившаяся перед раджей», четко видны повиновение и испуг бедной женщины.

буддийские пещерные храмы в аджанте

Среди персонажей в массовых сценах присутствуют представители разных каст. Например, на изображении «Нищий брахман», мы видим неприглядную внешность этого человека, но его знатное происхождение выдают оттянутые книзу мочки ушей.

буддийские пещерные храмы в аджанте

Шедевром древнеиндийской живописи можно назвать сцену из пещеры № 16 — «Умирающая принцесса». В нём хорошо передано внутреннее состояние каждого действующего лица. Все служит для выражения скорби и печали. Тело принцессы безжизненно поникло. Его поддерживают служанки. И отношение у них к происходящему различается. Одна стоит в нерешительности с опахалом, другая сочувственно наклонилась и поддерживает принцессу, а третья внимательно и тревожно смотрит на неё, обдумывая какое-то решение. Стремление художника придать персонажам психологическую характеристику делает это произведение совершенным и реалистическим. Особенно удался образ самой принцессы. Безупречный овал лица, обрамленный черными прядями, удлиненные глаза, гибкие руки, грациозный торс с высокой грудью и тонкой талией — вот идеал красоты, который выражает обобщенный тип индийской женщины, повторяющийся в искусстве Индии на протяжении многих веков, излюбленный и поныне.

буддийские пещерные храмы в аджанте

Живописные приёмы мастеров поражают своим совершенством. Художники умело расписывают большие поверхности стен.

Росписи пещерных храмов Аджанты стоят в ряду лучших памятников мирового искусства. Индийские художники обладали огромным талантом.

В древней Индии было принято расценивать одаренность архитектора в зависимости от его умения пользоваться декоративными и живописными средствами в архитектуре. В Аджанте зодчие проявили себя искусными мастерами, создавшими удивительно гармоничный, колоритный и праздничный по своему духу архитектурно-живописный ансамбль.

Гражданские постройки в росписях Аджанты

В стенных росписях пещерных залов №16 и 17, отделенных по времени создания на столетия от залов №1 и 2, встречаются изображения одних и тех же типов зданий и архитектурно-конструктивных форм. Можно с большим основанием предположить, что за прошедшее столетие не произошло каких-либо изменений в характере гражданского строительства, в котором установились традиционные формы тысячелетней давности.

Дворцовая сцена из пещеры №16

буддийские пещерные храмы в аджанте

На росписях в залах №1 и 16 изображена одинаковая терраса, опоясывающая снаружи первый этаж здания дворца. Терраса имеет сложные очертания в плане. Её высокий цоколь профилирован и ярко раскрашен, так же как декоративно оформленные лестничные спуски. На темном фоне стены цвета терракоты сильно выделяются круглые колонны, стволы которых выкрашены киноварью, а капители — в ярко-голубой цвет. Колонны деревянные, вставлены в каменные базы в форме кольца, а капители похожи на высокие вазы, из которых поднимается распустившийся цветок лотоса.

История великодушного царя Вессантара, пещера №17

буддийские пещерные храмы в аджанте

По росписям четырёх пещерных залов №1, 2, 16, 17 в Аджанте представляются грандиозные дворцовые комплексы, включающие в сложную и свободную по характеру композицию множество построек различного назначения, красочных и разнообразных по внешнему виду. Это высокие величественные многоэтажные здания, окруженные террасами, лоджиями и галереями с обширными и просторными внутренними помещениями многоколонных залов.

Будда в стадии аскетизма получает сладкий молочный рис от Суджаты, пещера №16

буддийские пещерные храмы в аджанте

На стенописях в зале №2 изображены трех, а возможно четырехэтажные многоколонные дворцовые залы. На росписях зала №1 имеются два фрагмента с изображениями большой архитектурной композиции дворцовых залов с длинными рядами монументальных каннелированных колонн.

буддийские пещерные храмы в аджанте

В Аджанте можно проследить на произведениях от II в до н.э. до VII в. процесс развития и усовершенствования форм и пропорций и переход от откровенной имитации в камне деревянных форм к освоению каменных.

Пещеры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Всеобщая история архитектуры» Том I

«Искусство Индии в древности и средние века» Галеркина О.И., Богданов Ф.Л.

«Архитектура Индии» Тюляев C.И.

«Архитектура Индии раннего Средневековья» Короцкая А.А

Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *