буддийский монастырь в бурятии

Иволгинский дацан «Хамбын Хурээ»

буддийский монастырь в бурятии

С 26 по 28 октября 2021 года во всех дацанах Буддийской традиционной Сангхи России пройдет трехдневный величественный Лхабаб Дуйсэн хурал. Этот.

буддийский монастырь в бурятии

В целях укрепления существующих давних культурных связей между Индией и Российской Федерацией, а также для установления сотрудничества с буддийскими организациями, образовательными.

буддийский монастырь в бурятии

Риха – звезда, восход которой придает особую силу воде. В переводе с санскрита Риха – «святая». В буддийской астрологии год подразделяется.

буддийский монастырь в бурятии

4 сентября Иволгинский дацан посетила официальная делегация Республики Казахстан во главе с вице-премьером Романом Скляром и послом Республики Казахстан в Российской.

буддийский монастырь в бурятии

10 сентября 2021 года в Иволгинском дацане пройдет Этигэлтэ Хамба Ламын Найр – Праздник Хамбо Ламы Этигэлова. Он посвящен 280-летию признания.

буддийский монастырь в бурятии

Майдари хурал, посвященный скорейшему нисхождению Будды грядущего, пройдет в Иволгинском дацане 13, 14 и 15 июля 2021 года. Майдари хурал («Круговращение Майтреи»).

буддийский монастырь в бурятии

23 июня 2021 года Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев принял в своей резиденции в Иволгинском дацане президента Общероссийской общественной организации малого.

буддийский монастырь в бурятии

буддийский монастырь в бурятии

В последний день священного для буддистов месяца Сага дава, когда польза от совершаемых благих деяний возрастает в 700 000 раз, Управляющая.

буддийский монастырь в бурятии

Российский университет дружбы народов совместно с Институтом Дальнего Востока Российской академии наук при поддержке Администрации Президента Российской Федерации и Министерства науки.

Источник

История

Иволгинский дацан «Гандан Геже Даши Чойнхорлин»

буддийский монастырь в бурятии

Эта фотография Иволгинский дацан «Хамбын Хурэ» (буддийский монастырь) является собственностью сайта TripAdvisor

Иволгинский дацан – самый известный дацан Бурятии и значимое место паломничества буддистов не только России, но и всего мира. В переводе с тибетского языка «Риво Гандан Геже Даши Чойнхорлин» – «Обитель Совершенного Колеса Учения, Горы, Приумножающей Добродетели Тушиты».

Иволгинский дацан является резиденцией главы буддистов России XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева и носит название «Хамбын Хурээ». Это крупнейший буддийский монастырский комплекс в России и духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России.

Дацан находится в Республике Бурятия, в 36 км от Улан-Удэ, он был основан в 1945 году. В 1945 году вышло Постановление Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР от 2 мая 1945 года за № 186-ж «Об открытии буддийского храма «Хамбинское Сумэ» в улусе Средняя Иволга». Вскоре был построен деревянный дом, которому придали вид дацана. 12 декабря 1945 года во главе с гэбши Галсаном Хайдубом был проведен первый открытый молебен «Сахюусан хурал». В феврале 1946 года новогодние молебны – «Сагаалганай хурал» – прошли с соблюдением всех религиозно-обрядовых канонов. В 1951 году власти официально выделили землю для монастырского комплекса. Было построено несколько жилых домов для лам.

Иволгинский дацан стал первым действующим буддийским храмом после многих лет запрета на проведение религиозных буддийских обрядов, сейчас он является также памятником истории и архитектуры, музеем культового зодчества.

После обретения в 2002 году Драгоценного Неиссякаемого Тела XII главы буддистов России Пандито Хамбо ламы Даши Доржи Этигэлова, в Иволгинском дацане возведен Дворец Хамбо Ламы Этигэлова, теперь дацан является резиденцией двух Хамбо лам.

В настоящее время в монастырский комплекс входят:

На территории монастырского комплекса также расположены здания резиденции действующего XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, резиденции Дид Хамбо ламы по Республике Бурятия Дагбы Очирова, учебные корпуса Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» им. Дамба Даржа Заяева, библиотека, музей, Художественная мастерская «Эрхим Дархан» («Искусный мастер») и Галерея искусств народов Азии, различные служебные помещения, дома лам, столовая и гостиница.

При дацане действует визитно-информационный центр.

Ширээтэ Ламы Иволгинского дацана

Шэрээтэ Лама (ཁྲི་པ་བླ་མ།)- это титул, которого удостаивается настоятель дацана (монастыря).

Значение слова Шэрээтэ Лама, исходит от понятия «лама, имеющий трон (Шэрээ ཁྲི)». В некоторых текстах, Шэрээтэ Лама трактуется, как лама, восседающий на троне в центре дугана (храма).

Потом идет Лама (བླ་མ།), под этим понятием подразумевается Ламхай-Шэрээтэ, его полномочия распространяются лишь на один дацан, далее идут Ловбон или Соржо (སློབ་དཔོན། ཆོས་རྗེ།), Гыбгы (Гэсхы) (དགེ་བསྐོས།), Унзад (དབུ་མཛད།),

Засаг (ཛ་སག) и т.д, их полномочия заключаются в одном дацане, и на определенное направление.

Трон Шэрээтэ Ламы называют «львиный трон» (སེང་གེའི་ཁྲི), или же «золотой трон» (གསེར་ཁྲི).

Этот трон имеет восемь украшений:

Львиный трон бывает не только у Шэрээтэ Ламы, но и у Хамбо Ламы, почему же понятие Шэрээ акцентируется с Шэрээтэ ламой? Шэрээтэ Лама взял на себя ответственность за дацан, также Хамбо Лама не может бывать во всех дацанах одновременно, и Шэрээтэ Лама сам восседает на троне в центре или же выше относительно других лам.

Трон Хамбо Ламы и Шэрээтэ Ламы отличаются габаритами и числом олбоков (тюфяк, подстилка под трон), у Хамбо Ламы трон выше и шире, на нем семь олбоков, а у Шэрээтэ Лаиы пять олбоков.
Ламхай на хурале (служении) возглавляет несколько текстов, такие как Этигэл (Прибежище སྐྱབས་འགྲོ), Шибдаг дорма (Подношения яства хозяевам сакральных мест གཞི་བདག་གཏོར་མ།), Өва юрөөл (Напутствие благопожелание, посвящая заслуги བསྔོ་བ་སྨོན་ལམ།), а остальные тексты возглавляет Унзад лама.

В тибетской системе понятие Шэрээтэ имеет несколько значений:

Список Шэрээтэ Лам Иволгинского дацана:

1. Габжа лама Янгажинского дацана Ринчин Жамьянов (1946- 1950 гг.)

буддийский монастырь в бурятии

2. Габжа лама Анинского дацана Бал-Самбу Раднаев (1951- 1954 гг.)

буддийский монастырь в бурятии

3. Габжа лама Чесанского дацана Бадма-Доржо Жамбалов (1955-1967 гг.)

буддийский монастырь в бурятии

4. Габжа лама Янгажинского дацана Цыден Цыбенов (1967- 1974 гг.)

буддийский монастырь в бурятии

5. Габжа лама Тамчинского дацана Цыренжап Бальжиров (1974- 1976 гг.)

буддийский монастырь в бурятии

6. Лама Кижингинского дацана Нима Жапов (1976-1980 гг.)

Источник

буддийский монастырь в бурятии

Главные ворота Иволгинского дацана

У подножия хребта Хамар-Дабан, на степных просторах, в тихом урочище, в 30 километрах от Улан-Удэ, находится духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России – Иволгинский дацан.

буддийский монастырь в бурятии

С 1937 года в Забайкалье не было официально действующих буддийских религиозных центров. С Иволгинского дацана начался сложный процесс возрождения буддизма в стране в середине XX века. В этот период Правительством СССР были приняты определенные решения по уменьшению давления на религии в стране. Благодаря усилиям вернувшихся из ссылок и лагерей старых лам, в декабре 1945 года было разрешено открыть «Хамбинское Сумэ» в селении Верхняя Иволга.

По инициативе верующих начался сбор денег и религиозной утвари. На собранные деньги в местности Ошор-Булаг был поставлен деревянный дом, которому придали вид дацана. Верующие стали принимать активное участие в строительных работах.

буддийский монастырь в бурятии

В 1945 году в неприметной бурятской деревушке Иволга появился странный дом: его деревянные стены возвели своими руками освобожденные из сталинских лагерей ламы – последователи священного пути самого Будды. И это событие стало знаковым для всей республики Бурятия, ведь уже в 1951 году на месте первых построек красовались изящные храмы, полные тайн и святынь.

буддийский монастырь в бурятии

РЕЛИКВИИ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ ЖЕЛАНИЯ

буддийский монастырь в бурятии

Для жителей Бурятии, долгое время поклонявшихся духам и просившим милости у шаманов, буддизм стал второй религией, в аспектах и положениях которой здесь не усомниться никто. Ведь храмы Иволги обладают старинными и весьма интересными реликвиями:

буддийский монастырь в бурятии

буддийский монастырь в бурятии

Даже вода на территории Ивогинского Дацана обладает особыми, целебными свойствами. Рекомендуется не упустить случай и испить три глотка из предложенного кувшина.

буддийский монастырь в бурятии

Но, несомненно, самым таинственным и притягательным артефактом, ради которого сотни европейцев ежегодно преодолевают долгий и сложный путь, является нетленное тело хамбо-ламы Доржо Итигэлова. Всего восемь дней в году Иволгинский дацан в Бурятии предоставляет возможность увидеть это чудо всем желающим, коих всегда оказывается немало. Ходит поверье, что прикосновение к нетленному ламе сулит сказочную удачу во всех делах, на которую и уповают те немногие, кому удалось умилостивить лам.

(«Возвращение Пророка». реж. Сергей Кудряшёв)

буддийский монастырь в бурятии

ХАМБО-ЛАМА ИТИГЭЛОВ: МИСТИФИКАЦИЯ ИЛИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЕССМЕРТИЯ?

Маги древности и алхимики Средневековья утверждали, что эликсир бессмертия существует, ученые всего мира давно бьются над попытками хотя бы немного замедлить процессы старения организма, а наиболее обеспеченные люди доверяют свои тела крионике, в надежде на то, что когда-нибудь они смогут продолжить свою жизнь. И лишь Хамбо-лама Итигэлов смог воочию показать чудо бессмертия всему населению Земли.

С самого детства Доржо Итигэлов отличался от сверстников упорством и спокойствием. Будучи еще подростком, сиротой, прислуживающим зажиточным боярам, он был уверен в том, что станет 12-ым верховным ламой всей Сибири. Ныне его послания хранятся в дацане Иволги с особым трепетом – каждое из пророчеств сбывается с максимальной точностью.

буддийский монастырь в бурятии

Нетленное тело ламы, погруженного в глубокую медитацию, вызвало целую бурю споров, негодований и отчаянной надежды людей на бессмертие. Ученые же так и не нашли разгадки феномена, но все факты указывают на особое состояние ламы – ту самую нирвану, при которой сознание путешествует вне бренной телесной оболочки. Возможно, спустя годы и столетия он выйдет из нирваны и явит миру еще одно чудо.

буддийский монастырь в бурятии

Программа обучения включает следующие предметы: Ламрим (изучение труда Богдо Цзонхавы), Согчен (заучивание литургических текстов), Дуйра (логика и гносеология), Дагриг (учение о логическом признаке и его свойствах), Лориг (учение о сознании и его составляющих), старобурятская письменность, история, английский язык, грамматика канонического тибетского языка и разговорный тибетский язык, история буддизма, особенности и практика перевода буддийских текстов, иконография, тибетская медицина, астрология монгольских народов и пр. По окончании Университета выпускник получает диплом о высшем образовании и звание ламы.

16 июня 1999 года получил лицензию высшего учебного заведения. Сейчас в Университете обучаются около 100 студентов из разных регионов России.

буддийский монастырь в бурятии
Жуд дуган (2001 г.). Тантрический храм.

буддийский монастырь в бурятии
Схема дацана. Со временем различных построек становится больше.

Алтари и интерьеры храмов комплекса украшают подлинные произведения искусства. Дацан охраняется государством как памятник культового зодчества. Его комплекс представлен главным храмом «Согчен», храмами «Чойрын дуган», «Сахюусан Сумэ», «Маанин дуган», «Майдарин Сумэ», «Дэваажин», «Жуд дуган», а также Дворцом Двенадцатого Пандито Хамбо ламы Даши Доржо Итигэлова. Кроме этого, на территории монастыря располагаются учебные корпуса Университета, священные ступы-субурганы, гостиница для гостей, музей памятников буддийского искусства, различные служебные помещения и дома лам.

Источник

Бурятское чудо. Как российский лама стал божеством для иностранцев

буддийский монастырь в бурятии

УЛАН-УДЭ, 10 мая — РИА Новости, Антон Скрипунов. В России немало буддийских святынь, но, пожалуй, главная — это Иволгинский дацан в Бурятии. Корреспондент РИА Новости побывал в центре российского буддизма и выяснил, какие чудеса надеются увидеть паломники и почему сами монахи не особо в них верят.

Лама нетленный

Центр традиционной сангхи России (крупнейшей в стране буддийской религиозной организации) в Бурятии знают и глубоко почитают все, вне зависимости от национальности и вероисповедания. Стоит неправильно произнести название, местные незамедлительно поправляют: «Иволгинский (ударение на третью гласную. — Прим. ред.)!» Здесь любой знает дорогу к святыне.

Солнце только что появилось из-за гор, а у входа в дацан уже припарковалось несколько автобусов с монгольскими номерами. Паломники разного пола и всех возрастов выстраиваются возле небольшой кабинки. Через минуту-другую они преображаются — все в расшитых золотом национальных костюмах. Вот человек на костылях догоняет своих, а жена в спешке накидывает на его плечи тэрлэк, легкий монгольский халат. «Мы всю ночь ехали из Улан-Батора, чтобы пораньше сюда попасть. Для каждого из нас это место особенное», — говорит она.

В дацане сообщают, что с 2015 года, когда ввели безвизовый режим с Монголией, из-за границы приезжают каждый день. О том, что монголы тут частые гости, свидетельствуют и стеклянные ящички для пожертвований, набитые рублями вперемешку с тугриками.

буддийский монастырь в бурятии

Главная святыня Иволгинского дацана — нетленное тело Пандито Хамбо-ламы (титул главы буддистов России) Даши-Доржо Итигэлова. Этот известный религиозный деятель, живший в начале XX века, очень много сделал для развития буддизма в России. В 1927 году он собрал своих учеников и завещал им проверять его могилу каждые 25 лет. Затем, как верят буддисты, сел в позу лотоса и медитировал до тех пор, пока не перестал подавать признаки жизни. В таком положении его и похоронили в специальном кедровом кубе. А в 2002 году тело обнаружили. «Оно было нетленным. На голове даже остались еще черные волосы», — рассказывает один из монахов. Тело Итигэлова поместили в построенный для него дуган (храм-дворец).

У входа в дацан паломников ждут торговки: «Смотрите, какие четки! А это портрет ламы Итигэлова — повесите его дома и обретете благополучие». Тут же можно купить подношения святому монаху — очень распространенный среди посетителей монастыря обычай.

«Приезжают из Европы, Америки, Австралии и очень много из Азии. Буддисты всего мира знают, что бурятский лама, наш современник, сохранился в таком феноменальном состоянии. А поскольку слово «феномен» мы часто ассоциируем со словом «чудо», люди обращаются с какими-то просьбами. Многие потом рассказывают, что Хамбо-лама их выполнил», — говорит пресс-секретарь Иволгинского дацана Алла Намсараева.

К ламе, подчеркивает она, приезжают буддисты совершенно разных направлений. А накануне чемпионата мира по футболу дацан даже посетили две съемочные группы крупнейших мексиканских телеканалов, «достаточно редкие для этих широт гости».

буддийский монастырь в бурятии

Колыбель российского буддизма

Итигэлов был двенадцатым Пандито Хамбо-ламой, то есть духовным лидером российских буддистов. Этот титул в 1764 году даровала ламе Дамба-Доржо Заяеву сама Екатерина Вторая.

«Но прежде его спросили, какой титул он сам хочет получить. Заяев сказал, что глава буддистов — это «хамбо-лама» и попросил добавить к этому еще и «пандито» — «ученый» на санскрите. Тем самым он дал понять, что буддизм в России напрямую связан не только с Тибетом, но и с Индией», — объясняет лама Иволгинского дацана Борис Балданов.

А началось с того, что императрица Елизавета Федоровна в 1741 году разрешила Заяеву проповедовать среди бурят.

До революции в Бурятии были сотни дацанов с тысячью лам. Но советская власть полностью запретила буддизм — монастыри разрушили, а их насельников либо расстреляли, либо отправили в лагеря. Лишь в 1945 году постановлением Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР в улусе Средняя Иволга было разрешено построить дугэн (храм). Монастырь же вновь открылся здесь шесть лет спустя, когда власти выделили землю под дома для лам. Сейчас здесь же находится резиденция двадцать четвертого Пандито Хамбо-ламы Дамбо Аюшеева «Хамбын Хурээ».

Буддизм — крупнейшая религия в регионе. Его исповедуют, как сообщили РИА Новости в информационно-аналитическом управлении правительства Республики Бурятия, 39 процентов населения.

буддийский монастырь в бурятии

Духовный промысел

Кроме лидера российских буддистов, в Иволгинском дацане проживают десятки лам. Внутри есть небольшие деревянные домики, в которых монахи принимают посетителей. На окнах висят объявления: «Астрология», «Лечение» и другие.

Марина стоит у входа в дом багши (учителя) Дымбрыла Дашибалданова. Она привела к нему сестру с племянником. На вопрос «Зачем?» отводит глаза, делая вид, что не слышит. Зато охотно рассказывает, к кому можно в случае чего обратиться: «В Бурятии многие приходят к ламам. По разным вопросам». Ламам обычно жертвуют столько, «сколько могут, они не просят определенную сумму».

По ее словам, ходят и к шаманам. Правда, среди них «много шарлатанов». «Моя знакомая побывала недавно у шамана. Так он сказал, что у ее мамы скоро будет онкология. Но пообещал помочь, за тридцать тысяч», — рассказывает Марина. Если не помог шаман, то обращаются еще к бабушкам. «Мы вообще тут избалованы — столько разных вариантов», — улыбается она.

Лама Дыбрыла Дашибалданов считает, что из-за этого у людей формируется потребительское отношение к вере: «Обычно как бывает: обращается к тебе человек, рассказывает о своей проблеме. И в ходе беседы проговаривается, что до этого побывал у бабки, у шамана, да еще и в православный храм забежал свечку поставить. У людей возникает путаница в голове».

Основная задача лам в этом случае — просвещать. «Лично я считаю, если человек обратился к ламе, то и должен впредь ходить к нему и слушать его советы — почитать мантры, например, и так далее. А не убегать к шаману. И наоборот — пошел однажды к шаману, то пусть только к нему и ходит. Мы не собираемся биться за паству, а просто хотим, чтобы у людей был порядок в голове и душе», — подчеркивает лама.

буддийский монастырь в бурятии

Аккредитация в нирвану

На Дашибалданова возложена большая ответственность, ведь он еще и ректор единственного в стране буддийского университета «Даши Чойнхорлин». В нем учатся около ста студентов из разных регионов страны. После окончания учебы они становятся ламами.

«Пока мы еще не прошли госаккредитацию, она ведь подразумевает, что мы должны будем преподавать тут предметы, базовые для светских вузов. Пока я не хочу сильно загружать ребят, они и так изучают философию, тибетский, старомонгольский, английский языки».

буддийский монастырь в бурятии

Университет существует исключительно на пожертвования. Помимо обучения студентов, университет, как и вся традиционная сангха России, вместе с властями региона занимается сохранением бурятской культуры, проводя среди школьников конкурсы на знание бурятского языка, а также соревнования по бухэ барилдаан — бурятской борьбе на кушаках (поясах).

«Бывает, например, приезжает к нам учиться парень из Перми, а его тут недружелюбно встречают: мол, зачем приехал. И это вдобавок к тому, что его и там, на родине, порицают за то, что подался в буддисты. Мы стараемся учить молодых людей терпимости. На конкурсах по бурятскому языку ребята из разных частей региона могут пообщаться друг с другом на своем диалекте, а не сидеть во дворах и бездельничать, говоря, что буряты здесь бесправное меньшинство. То же самое с борьбой — у людей, занимающихся спортом, просто нет времени на всякую ерунду», — объясняет лама.

Радна Ринчинов учится тут уже седьмой год. Говорит, когда решил стать ламой, вовсе не задумывался о таких сложных вещах, как «избавление от страданий», «выход из цикла перерождений», что считается целью как монахов, так и простых буддистов.

«Просто так случилось. У меня родители буддисты, хотя не сказал бы, что фанатики. Я случайно попал сюда — на стройку здания университета. Во время работы обдумывал поступление и решил один год здесь поучиться. Собирался после этого вернуться к мирской жизни, но прошел год, второй, а я до сих пор здесь», — рассказывает он.

«Ничего удивительного»

Радна идет по периметру дацана: каждый, кто вошел на территорию монастыря, должен совершить его троекратный обход по часовой стрелке. По пути встречаются многочисленные хурдэ — молитвенные барабаны, на которые нанесены мантры. Их нужно крутить тоже по часовой стрелке. Тем самым верующие сочетают физическую активность с молитвой, согласно учению Будды, тело и душа тесно взаимосвязаны друг с другом.

Источник

Иволгинский дацан — центр буддизма в России

Иволгинский дацан — самый известный буддистский храм не только в Бурятии, но и по всей России. Он расположен в 36 километрах от Улан-Удэ в Средней Иволге. Храмовый комплекс является одним из ключевых мест паломничества для буддистов со всего мира.

История дацана

При этом, строительство дацана началось относительно недавно. В 30-е годы прошлого века вся буддистская традиция в России была фактически полностью уничтожена силами Советов. Только к концу Великой Отечественной войны, когда в отношениях религий и государства наступила относительная оттепель, дацан разрешили построить. Данное событие задокументировано Постановлением Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР от 2 мая 1945 года за № 186-ж «Об открытии буддийского храма „Хамбинское Сумэ“ в улусе Средняя Иволга».

Буддистская община тут же начала сбор средств на строительство дацана. Верующие из закромов доставали священные артефакты и религиозную утварь, отправляя их в Среднюю Иволгу. На собранные средства удалось построить небольшой деревянный дом. Возводили его, в том числе, будущие прихожане храма.

Всего через полгода после разрешения на строительство, 12 декабря 1945 года, в деревянном дацане состоялась первая открытая служба “Сахюсан хурал”. А в феврале следующего, 1946 года, в Средней Иволге провели первые новогодние службы — с соблюдением всех религиозных обрядов и канонов.

В 1951 году для монастырского комплекса выделили землю. На полученной территории возвели жилые дома для лам, хозяйственные и служебные здания. Много позже, в 70-х, построили большинство храмов дацана.

В 1970 году построен второй восьмистенный Цогчен-дуган, с возведением в 1976 году третьего (современного) соборного храма, преобразованный в Деважин Сумэ. В в 1991 году на территории дацана был создан Буддийский университет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *