буддизм о спокойствии ума
Успокоение ума: гармония внутри нас
Все страхи, а также все беспредельные страдания берут начало в уме
Т ак писал в своём философском трактате буддийский монах Шантидэва, который славился своей мудростью и успехами в духовной практике. И с этим сложно поспорить. К примеру, откуда берётся гнев? Обратите внимание, что ваша реакция на то или иное событие может отличаться в зависимости от вашего настроения. Один и тот же поступок человека может вызвать совершенно противоположные реакции. И единственный, кто заставляет нас страдать, — это наш собственный ум, который попросту «научился» гневаться, завидовать, осуждать, бояться, обижаться и так далее.
Взять простой пример: человеку в общественном транспорте наступили на ногу. Что поделать, бывает в нашей жизни такое, не совсем приятное огорчение. В случае, если «жертвой» стал человек, практикующий йогу, медитацию и так далее, скорее всего, он отнесётся к этому спокойно, как к маленькому недоразумению. А теперь представим себе, к примеру, любителя компьютерных игр, который всю ночь «сражался» где-нибудь на фронтах Второй мировой, — мало того, что его нервная система взвинчена подобным времяпрепровождением, так он ещё и не выспался, а с утра простимулировал себя чашкой кофе. Скорее всего, такой человек «взорвётся» даже от малейшего раздражителя. А уж если ему наступили на ногу, это и вовсе будет рассматриваться как личное оскорбление.
И разница в этих двух случаях вовсе не в том, что первый человек хороший, а второй — плохой. Разница в том, что у них разное состояние ума. И каждый реагирует, исходя из своего состояния. И самое интересное в этой истории то, что раздражитель-то один и тот же, а реакция разная. И совершенно очевидно, что агрессивная реакция любителя игр ни к чему хорошему не приведёт. Будда сравнивал гнев с раскалённым углём, который, чтобы кинуть в другого, нужно сначала взять в руку и неизбежно обжечься самому.
Поэтому последуем наставлению Шантидэвы, который писал:
«Молю вас, сложив ладони у сердца: всеми силами сохраняйте памятование и бдительность».
Попробуем разобраться в том, что такое ум и как с ним работать, чтобы он был нашим слугой, а не господином.
Попробуем выяснить, как можно обрести контроль над умом, рассмотрим методы от наиболее простых до более сложных.
Что такое ум
Ум — это своего рода «программа», которая позволяет нам жить в этом мире. Душа имеет нематериальную природу и живёт по несколько другим законам, поэтому, воплощаясь в материальном мире, она нуждается в некоей «программе», которая позволит ей адаптироваться к материальному миру. Поэтому ум — это не хорошо и не плохо. Часто можно слышать, как ум объявляют едва ли не источником всего зла, но это не совсем верно. Тут можно привести сравнение с собакой. Если это бешеная собака, которая бегает по улице и кусает всех подряд (кстати, очень похоже на действие беспокойного ума), то, понятное дело, что ничего хорошего в этом нет. Но это же вовсе не значит, что теперь нужно истребить всех собак в городе. Проблема не в собаке, а в том, что она ведёт себя неадекватно.
То же самое и с нашим умом — он несёт в себе опасность лишь в том случае, если мы теряем над ним контроль. Можно привести пример с автомобилем: пока мы им управляем, он наш друг, средство передвижения и так далее. Но как только, к примеру, откажут тормоза, автомобиль становится опасным. С умом та же история — нужно просто научиться его контролировать.
Природа не терпит пустоты
Не думайте о розовом слоне. Думайте о чём угодно, только не о розовом слоне. О чём вы сейчас подумали? Именно о слоне и даже не о красном или синем — именно о розовом. По такому принципу работает наш ум. Если нас терзают негативные мысли, самое неразумное, что можно сделать, — это пытаться с ними бороться. Чем больше мы пытаемся не думать о розовом слоне, тем больше этот образ будет овладевать нашим сознанием.
Также вряд ли сработают попытки «не думать вообще». Природа не терпит пустоты. Как только в сознании образовывается пустота, она тут же заполняется либо той же мыслью, которую мы попытались «выкинуть», либо какой-нибудь другой. И всё, что мы можем сделать, — это заменять негативные мысли на позитивные, чтобы для деструктивного мышления просто не осталось места. Это могут быть планы на будущее или какие-нибудь философские рассуждения, самое главное, избегать гневных мыслей, осуждения окружающих, негативных «пророчеств» относительно будущего и так далее. Уже немало сказано о том, что мысли материальны. Можно в это верить, можно не верить. А лучше, проверить на личном опыте — попробуйте заменить свои мысли на более светлые, и, возможно, жизнь изменится к лучшему. Но чтобы это сделать, нужно научиться успокаивать ум.
Практика успокоения ума
Как мы уже выяснили, беспокойный ум — источник всех страданий. Как писал Шантидэва:
«Число враждебных существ неизмеримо, как пространство. Их всех одолеть невозможно, но, если победишь гнев — покоришь всех врагов».
То же самое говорил и царь Соломон: «Кроткий ответ отвращает гнев». И речь здесь идёт не только о внешнем спокойствии, а больше о внутреннем. Если в нас нет гнева, то и окружающие люди постепенно перестанут к нам его проявлять, ибо подобное притягивает подобное.
Многие, наверняка, слышали совет в стрессовых ситуациях «сосчитать до десяти». Это самый простой пример отвлечения внимания. Отвлекаясь на счёт, мы абстрагируемся от стрессовой ситуации и начинаем мыслить более рационально.
Одна из наиболее эффективных практик успокоения ума, которая сможет быстро помочь непосредственно в стрессовой ситуации, — это глубокое дыхание. Обратите внимание: ритм дыхания и процесс мышления связаны. Когда мы волнуемся — начинаем поверхностно и быстро дышать, и напротив, если мы дышим медленно и глубоко — мыслительный процесс замедляется и успокаивается. Эту особенность можно использовать для успокоения ума. Для этого в психотравмирующей ситуации, нужно начать глубоко и медленно дышать. Разумеется, если это применимо к конкретной ситуации. Когда на вас несётся машина, нужно убегать, а не пытаться успокоиться.
Но если речь идёт о том, когда какой-то человек или ситуация начинают вызывать у вас гнев или раздражение, то эта практика будет как нельзя кстати. То же самое можно посоветовать, когда вас охватывает волнение, например, во время экзамена — глубокое и медленное дыхание позволит вернуться в спокойное состояние.
Эта дыхательная практика — экстренный метод, который позволяет быстро успокоить ум и начать мыслить рационально. Но чтобы снизить общую склонность ума к беспокойству, следует к вопросу подходить комплексно.
Методы успокоения ума
Если вышеописанная практика может помочь в экстренных ситуациях, то далее мы рассмотрим методы, которые позволят в принципе стать более спокойным человеком.
Самое простое — это физическая активность. Во время занятий физкультурой человек невольно попадает в лёгкое медитативное состояние «здесь и сейчас». И это позволяет постепенно натренировать привычку быть в этом состоянии постоянно. Как бонус физическая активность оздоравливает тело и укрепляет нервную систему.
Гораздо большим эффектом обладает практика хатха-йоги. Когда в тех или иных асанах человек испытывает лёгкий дискомфорт (ключевое слово здесь — «лёгкий», ибо фанатизм приводит к травмам), это позволяет сделать наш ум более устойчивым к переживанию негативных впечатлений.
Также на общее снижение беспокойства и раздражительности влияет сон. Существует мнение, что большая часть важных, в том числе для нервной системы, гормонов вырабатывается во время сна примерно с 10-ти вечера до пяти утра. И если человек не спит по ночам или поздно ложится, это негативно скажется на состоянии нервной системы.
Что касается дыхательных практик — их можно использовать не только в стрессовой ситуации, но и в качестве повседневной тренировки. Это позволит научиться успокаивать ум более эффективно.
Также на беспокойство ума влияет питание. Энергия первична — материя вторична. К примеру, мясная пища содержит в себе энергетику страха, страданий, гнева, и, если человек погружает в себя эту, с позволения сказать, «еду», всё перечисленное будет присутствовать в его жизни. Также искусственная, рафинированная еда, фаст-фуд, возбуждающие нервную систему продукты, такие, как кофе, тоже расшатывают общее здоровье организма и нервную систему, в частности.
Также рекомендуется отказаться от компьютерных игр и фильмов, которые пробуждают в нас различные негативные состояния: страх, агрессию, беспокойство. То же самое можно сказать про просмотр новостей. Новостные выпуски специально акцентируют внимание людей на негативе, потому что запуганными людьми проще управлять. Так и хочется вспомнить профессора Преображенского с его бессмертной цитатой: «Не читайте газет».
Самая же главная тренировка ума — это, конечно же, медитация. Причём важно понимать, что медитация — это не просто посидеть полчаса в «лотосе», а затем бежать, суетиться и жить прежней жизнью. Есть хорошая поговорка о том, что «йога не должна ограничиваться ковриком». Медитация должна стать нашим повседневным состоянием. Медитировать просто ради самого процесса — это то же самое, что всю жизнь тренироваться в спортзале, но так ни разу и не решиться поехать на соревнования. И медитация — это и есть наша тренировка ума и качеств характера, а повседневная жизнь — это соревнования. И как говорила одна олимпийская чемпионка: «Моей главной соперницей всегда была я сама». Об этом же говорил и Будда.
«Победи себя и выиграешь тысячи битв»
Эти слова сказаны именно о контроле за своим умом. Ведь только наш ум заставляет нас сомневаться в своих силах в самый ответственный момент. Ни один соперник не сможет победить нас, пока мы сами не поверим в то, что можем проиграть. Ни один раздражитель не сможет вывести нас из себя, пока мы сами не позволим себе разгневаться.
Обуздать свой беспокойный ум — это великий духовный подвиг. И тот, кому это удалось, поистине святой человек, достигший высот контроля над собой. Как говорил Эйнштейн: «Подлинная ценность человека в первую очередь определяется мерой и смыслом, в каких он сумел освободиться от своего «я». И под словом «Я» в данном случае имеется ввиду наш беспокойный ум, с хаотичной деятельностью которого мы себя отождествляем. И тот, кто подчинил себе свой ум, обретает настоящую свободу. Ведь истинная свобода бывает только одна — это свобода от иллюзий, которые «строит» наш ум.
Буддийская притча о терпении и душевном спокойствии
«Разум — превосходный инструмент, если правильно его использовать. Когда же им пользуются неправильно, он становится весьма разрушительным. Если быть более точным, то дело даже не в том, что вы часто используете свой разум неправильно — чаще всего вы вовсе его не используете. Вместо этого он использует вас. В том-то и проблема. Вы верите в то, что ваш разум — это и есть вы, хотя на самом деле это не так. Ваш разум — всего лишь инструмент, взявший под контроль своего хозяина», —
Экхарт Толле.
У нас есть одна дурная привычка — если чего-то хотим, мы хотим получить это мгновенно и тотчас же. Мы скорее изменим решение, чем проявим терпение. Мы куда чаще отказываемся от задуманного, чем терпеливо и настойчиво работаем над его достижением. Именно поэтому стоит прочесть эту буддийскую притчу, которая учит важности терпения в достижении душевного равновесия.
Как правило, нам не очень-то нравится откладывать «на потом» удовлетворение желаний и необходимость чего-то дожидаться в целом. Более того, когда мы понимаем, что все-таки придется подождать желаемого, мозг буквально вскипает, бомбардируя нас нескончаемым потоком беспокойства и ожиданий. Главным образом он делает это для того, чтобы скоротать время, которое мы потратим на ожидание.
Именно поэтому мы и проживаем свои жизни в бешеном темпе, постоянно отвлекаясь то на внешние, то на внутренние раздражители. Мы бродим зигзагами, и у нас нет какого-то направления, кроме того, которое ведет к нашему сиюминутному удовольствию.
Ко всему этому стоит добавить еще и бормотание внутреннего голоса, потому что наши тревоги и беспокойства так или иначе присутствуют во всем, что мы делаем. Иногда даже кажется, что мы пристрастились к беспокойству, как к какому-то наркотику. Мы обожаем думать о несбывшемся, строить гипотезы, а также бродить по лабиринтам и порочным кругам наших убеждений.
Но чаще всего мы игнорируем то, что, пожалуй, важнее всего… Как, собственно, нам выбраться из этой ловушки, в которую мы сами себя и загнали? Возможно, притча, которую вы найдете чуть ниже, сможет дать вам ответ.
Буддийская история
Однажды Будда и его ученики решили отправиться в путешествие, во время которого их путь пролегал через множество самых разных городов. В один прекрасный день они увидели вдали прекрасное голубое озеро. Они решили остановиться у него на отдых, потому что им очень хотелось пить. Когда путешественники дошли до места и удобно устроились под сенью деревьев, Будда сказал своему самому юному и нетерпеливому ученику: «Я хочу пить. Не мог бы ты принести мне немного воды из озера?»
Ученик отправился в озеро, но, когда он подошел к нему, то увидел, что через него перебирается вброд телега, запряженная быками. С каждым их шагом чистая озерная вода становилась все более мутной и непрозрачной. Увидев это, ученик подумал: «Нет, я не могу принести учителю такую грязную воду». Он отправился назад и сказал Будде: «Вода в озере очень мутная — не думаю, что нам стоит ее пить».
Прошло немного времени, и Будда еще раз попросил своего ученика сходить к озеру и принести воды. Ученик послушно повиновался, но вода в озере оставалась мутной. Вернувшись, он сказал Будде: «Мы не можем пить эту воду. Если мы не хотим умереть от жажды, нам нужно отправиться в ближайший город и попросить воды там».
Будда ничего не ответил ученику, но и не стронулся с места. Он просто сидел под сенью деревьев и загадочно улыбался. И, когда прошло еще немного времени, он еще раз попросил ученика сходить к озеру и принести воды. Ученик не хотел спорить с великим учителем, и в третий раз отправился к озеру. Но внутри он буквально кипел от возмущения. Он не понимал, зачем Будда гоняет его туда-назад — неужели ему не понятно, что вода мутная и пить ее нельзя?
Но когда он подошел к озеру, то с удивлением увидел, что вода в озере чиста, словно стекло. Он набрал немного воды в сосуд и принес ее Будде. Тот взглянул на воду и спросил у ученика: «Знаешь, что ты сделал, чтобы ее очистить?». Ученик не понял вопроса и в замешательстве моргнул. Он никак не пытался очистить воду — для него это было более чем очевидно.
Будда объяснил: «Ты просто подождал, не трогая воду. Со временем поднятая со дна грязь вновь осела, и вода очистилась. Твой разум подобен этой воде! Когда он замутнен, его просто нужно оставить в покое. Дай ему немного времени. Не будь нетерпеливым — напротив, будь очень терпеливым. И со временем он сам восстановит баланс. Тебе не нужно прилагать лишних усилий для того, чтобы его успокоить. Все, что его тревожит, уйдет само, если ты не будешь пытаться его удержать».
Искусство терпения, успокаивающее разум
Терпеливое ожидание, позволяющее вещам идти своим чередом — лучшее успокоительное для вашего возбужденного разума. У буддистов даже есть отдельное название для состояния разума, когда он возбужденно перепрыгивает с одной мысли на другую, пока его хозяин совершенно не запутается и не утомится. Они называют такое состояние «разумом обезьяны».
Если вас влечет вперед нетерпеливость, гнев, стресс или раздражение, не идите у этих чувств на поводу, иначе можете принять поспешные решения, о которых после будете сожалеть. Вместо этого остановитесь на минутку и глубоко вдохните. Эмоционально отстранитесь от того, что происходит во внешнем мире и загляните в свою душу. Лишь тогда вы сможете достичь истинного душевного спокойствия — такого же, какое обрел ученик в финале буддийской притчи, которую вы только что прочли.
Порой для того, чтобы добиться успеха, не нужно торопиться. Другими словами, вы должны перестать мутить воды вашего разума и подождать — столько, сколько потребуется. Почему? Да потому, что, когда вы успокоите свой разум и, наконец, обретете душевное спокойствие, то поймете, что ваши эмоции вступили в гармонию с вашими мыслями, и благодаря этому вы начинаете смотреть на жизнь совершенно по-новому.
Новое видео:
Буддизм о спокойствии ума
Один из величайших духовных лидеров нашего времени, Его Святейшество Далай-лама прочел потрясающую лекцию на публичной встрече в Шотландии. В ней он говорил о спокойствии ума, о том, как можно управлять своими эмоциями и о том, как это влияет на обретение счастья. Мы публикуем отрывок из этой лекции, и, несмотря на то, что он получился довольно внушительным, убеждены — время, потраченное на его прочтение, никогда не будет потерянным зря.
Я всегда верил, что людям очень важно общаться друг с другом, ведь, по сути, вы и я одинаковы, между нами нет различий. Я всегда подчеркиваю, что наши эмоции, умы и тела устроены одинаково. И что важнее, каждый человек хочет прожить счастливую жизнь и избежать страданий, и каждый с самого рождения имеет на это полное право. Мы вправе преодолеть наши трудности и страдания. В этом отношении все семь миллиардов людей полностью похожи друг на друга.
Возникает вопрос, как же нам обрести счастье? Как, вопреки всем бедам, сохранять покой ума? Во мне нет ничего особенного, я обычный человек, но возможно, как человек пожилой, которому уже почти 77 лет, я могу дать вам совет. Мою жизнь нельзя назвать безоблачной, но я хочу подчеркнуть, что даже в сложных обстоятельствах можно сохранять покой ума.
Много лет назад, в Барселоне, я познакомился с католическим монахом. Мне рассказали, что этот монах провел пять лет в горах, в окрестностях монастыря, ведя жизнь отшельника. Он почти не готовил горячую пищу, питался в основном хлебом и чаем. Он пришел повидаться со мной. К тому времени организаторы встречи уже рассказали мне о его жизни. Во время нашей беседы я упомянул, что знаю о его пятилетнем отшельничестве в горах и поинтересовался, какие практики он выполнял. И монах ответил: «Я размышлял о любви». При этих словах какая-то удивительная доброта засветилась в его глазах. По моим глазам вы тоже до некоторой степени можете судить о состоянии моего ума.
В любом случае, я на личном опыте убедился, что несмотря на все трудности можно сохранять спокойный, мирный ум. И каждый человек наделен этой способностью. Всякий раз, когда мне выпадает случай побеседовать с другими людьми, я всегда делюсь знаниями о том, как поддерживать покой ума. Все очень просто. Если вы человек верующий, то следуйте своей вере; учения о сострадании, любви, терпимости, прощении есть во всех основных религиозных традициях. Все они несут это послание. Все религии обладают равным потенциалом, если вы практикуете искренне.
Когда я встречаюсь с людьми, для меня не имеет значения, верующий передо мной человек или нет, ведь в каждом из нас с самого рождения заложены одинаковые способности. Во-первых, мы относимся к общественным животным; во-вторых, когда мы появляемся на свет, материнская забота становится очень важным фактором, и не только у людей, но и у других животных. Щенки, пока они еще слепые, ползают и пытаются отыскать сосок матери. Как только они его отыскивают и начинают пить молоко, их охватывает чувство несравненного счастья. Вот так начинается наша жизнь. Мы тоже млекопитающие, и наше выживание полностью зависит от заботы других, в большинстве случаев, матери. Даже у птиц матери проявляют невероятную заботу о своих птенцах. Я несколько раз сам наблюдал, как мать, чтобы спасти, защитить своих птенцов, бесстрашно рисковала своей жизнью. Религия не имеет к этому никакого отношения, это заложено в их биологическом устройстве. Мы точно такие же, каждый из нас был рожден своей матерью. В Индии принято считать, что некоторые великие святые появились на свет из лотосов, и я иногда шучу, что эти удивительные святые, чудесно рожденные из лотоса, должно быть чувствуют больше сострадания к лотосам, чем к людям. С этой точки зрения нам повезло, мы появились на свет из чрева матери. В нас уже заложена способность проявлять любовь и нежность к таким же людям, как мы сами.
Мне кажется, если в раннем детстве мать, друзья, отец окружали нас безраздельной любовью, то теперь эти переживания буквально пронизывают каждую клеточку нашего тела. В результате тот, кто в детстве был окружен любовью, не только вырастает более счастливым, но также и более здоровым человеком. Человек же, быть может, богатый и влиятельный, но некогда обделенный любовью в родительском доме или в своей среде, легче становится подозрительным, завистливым, недоверчивым. Подобные эмоции не только разрушают покой ума, но также, в конечном итоге, пагубно сказываются и на физическом здоровье.
Чувства, которые мы пережили в раннем детстве − сразу после рождения и в первые несколько лет жизни, − оказывают огромное влияние на всю дальнейшую жизнь. Мне кажется, если исследовать те случаи, когда люди совершают страшные, разрушительные поступки и заглянуть в их детство, то скорее всего в большинстве своем обнаружится, что в ранние годы жизни они были обделены любовью близких. Поэтому в глубине души они испытывают разочарование, отчужденность; люди с таким состоянием ума легко начинают манипулировать другими.
В каждом из нас заложены равные возможности. Однако обычно мы воспринимаем их как нечто само собой разумеющееся и не уделяем им внимания. И я считаю своим долгом напоминать людям о бесценных сокровищах, которыми они уже обладают. Нужно просто обратить на них внимание, тогда наша жизнь станет счастливее. Наш ум может быть спокойным и мирным.
Как воспитать в себе спокойный ум?
Невозможно обрести покой ума из страха. Невозможно обрести покой ума, опираясь на сильный гнев или привязанность. Покой ума тесно связан с уверенностью в своих силах. Уверенность в себе бывает двух видов. Слепая самоуверенность, чрезмерная, далекая от реальности уверенность в себе – это весьма опасно. Но есть и обоснованная уверенность в собственных силах, она совершенно необходима для воспитания спокойного ума.
Как развить обоснованную уверенность в себе?
Как правило, предметом нашего страха служат другие. Гнева тоже. Конечно, иногда мы злимся на себя; бывает, мы забываем что-то важное, хлопаем себя по голове и восклицаем: как же я мог забыть?! Но обычно на себя мы злимся не очень сильно. Мощный же, настоящий гнев мы направляем на других, на окружающих. Мы не злимся на незнакомых людей, но только на тех, кого знаем. Поэтому, когда мы начинаем заботиться о благополучии других, мы устраняем саму основу для гнева. Если мы относимся к другим с искренней любовью, то пусть даже между нами возникают разногласия, появляются небольшие причины для раздражения, умом мы понимаем: да, он поступил плохо, или она со мной поступила плохо, но глубоко внутри не возникает сильных отрицательных эмоций. Мы чувствуем, что эти люди − часть общего целого, часть большого МЫ. Мое собственное будущее немыслимо без других людей. Мне следует больше беспокоиться об их благополучии. Такие рассуждения заметно снижают интенсивность гнева, привязанности. Вот так можно развивать уверенность в своих силах, которая лишает оснований страх и недоверие. Поскольку вы искренне уважаете других, считаете их частью своего Я, частью большого МЫ, вы можете вести себя с ними честно, открыто, правдиво. А это приносит уверенность в своих силах; устраняет подозрения и недоверие, что помогает обрести покой ума.
За последние почти 60 лет моей жизни я встречался с самыми разными людьми и стал свидетелем многих событий в мире. Я пришел к заключению, что современная жизнь вращается вокруг потребления и сильно смещена в сторону материальных ценностей. Наш образ жизни, наша культура весьма пронизаны духом материализма. Даже современная система образования сильно ориентирована на материальные ценности.
Я думаю, что мы должны всерьез переосмыслить подход к образованию. Причина очень простая. Наша цель – обрести столь желаемое для нас счастье, которое возможно на двух уровнях. Первый уровень − это удовлетворение, которое мы получаем с помощью органов чувств. Видим что-то красивое − получаем удовлетворение; слушаем приятную музыку, песни, красивые звуки − чувствуем себя счастливыми, удовлетворенными. Мы наслаждаемся приятными запахами, приятным вкусом, чем-то приятным на ощупь. Такое удовлетворение полностью зависит от чувственного восприятия, оно недолговечно. Пока музыка играет − нам хорошо; музыка кончилась, или прервалась − иногда мы можем даже разозлиться от досады. Если мы смотрим на что-то красивое, пока мы это видим, чувствуем себя удовлетворенными, счастливыми, но вот прекрасное исчезает из виду, и от нашего удовлетворения не остается и следа.
Переживания ментального характера намного важнее физических ощущений. Это очевидно. Человек может быть окружен полным физическим комфортом, однако этот комфорт не поможет уменьшить беспокойство и печаль, доставляющие боль уму. С другой стороны, если внутренне вы счастливы и удовлетворены, то это ослабит и смягчит физические неудобства.
Возьмите для примера двух пациентов с одним и тем же диагнозом, лежащих в одной и той же больнице, которых лечат одинаково. Но ум одного из них в полном смятении, которое накладывается на физическую боль; он страшно встревожен. А другой пациент страдает от той же болезни, испытывает точно такую же боль, но в его уме преобладают размышления о том, что болезнь, возможно, несет ему какое-то послание; у него другое к ней отношение, другой подход. Одна и та же болезнь, одинаковая боль, но ум второго пациента намного спокойнее. Мы можем на собственном опыте убедиться, что рождающиеся в нашем уме мысли и чувства влияют на нас куда больше, чем физические ощущения.
Возникает вопрос, как нам обрести, как развить удовлетворение второго вида, то есть рождающееся в уме? Могут ли его принести деньги? Нет. Власть? Нет. Это на физическом уровне, если у вас есть деньги, вы можете покупать все, что заблагорассудится − большой дом, красивые вещи, прекрасный сад. Здесь в Шотландии цветут чудесные цветы, я их очень люблю, люпины, чудесные дикие цветы. Наперстянки тоже, удивительные цветы. А еще здесь много кустов, которые ярко и пышно цветут. Богатый человек может украсить свой дом всеми этими цветами. Но с другой стороны, если ваше счастье зависит от цветов, то после их увядания, вы можете даже разозлиться. Таким образом, деньги помогают обеспечить материальные удобства, но на них не купить удовлетворенный и счастливый настрой ума.
Сегодня весьма известные ученые проводят научные исследования, показывающие, что покой ума, который достигается с помощью тренировок, выполнения практик сострадания, существенно улучшает наше физическое состояние. Я знаю, что в Америке в последние годы в нескольких университетах проводят такие эксперименты. В одном из таких экспериментов перед началом тренировки в сострадании у участников измеряли кровяное давление, уровень стресса и другие физические показатели. Потом следовали две или три недели практики, участников побуждали глубоко размышлять о сострадании, чтобы добиться понимания того, что представляет собой это качество. По завершении двух-трехнедельных тренировок снова снимали физические показатели. Оказалось, что давление у многих участников нормализовалось, снизился уровень стресса. Так что уже сегодня ученые, специалисты, занятые серьезными исследованиями, получают результаты, подтверждающие, что тренировки ума приносят значительную пользу.
До сегодняшнего дня мы полностью пренебрегали внутренними ценностями. Однако пришло время глубже задуматься о внутренних ценностях, о переживаниях ментального уровня. Для этого нам, прежде всего, необходимо больше сведений об уме и эмоциях. И религия здесь ни при чем. Как, заботясь а о физическом здоровье, мы получаем сведения об устройстве различных систем тела, подобным образом, чтобы привести в порядок свой ум, мы должны больше знать об устройстве ума и эмоций.
Мы обычно считаем, что ум ‒ это нечто целое и неразделимое, но это не так. Существует огромное разнообразие мыслей, эмоций и много уровней сознания. В нашем сознании есть более грубые уровни и более глубокие, тонкие. Например, в этот самый момент, наш ум функционирует с опорой на чувственное восприятие. Во сне восприятие посредством органов чувств отключается, но ментальное сознание продолжает активно работать. В глубоком сне уже и этот уровень ума не задействуется, но даже там присутствует определенный тонкий уровень сознания. В момент смерти прекращают функционировать виды сознания, связанные с органами чувств, а также ментальное сознание, связанное с физическим мозгом, который уже не действует, но определенные, более глубокие уровни сознания, или ума, продолжают функционировать. Свидетельством тому служит факт, что тела некоторых людей, не только буддистов, но и христиан, после смерти, бывает даже столетиями, остаются свежими, не разлагаются. Мне рассказывали о таких случаях. Пока для этого нет научных объяснений. Но ученые начинают исследовать подобные загадочные явления. Как бы там ни было, пришло время уделять больше внимания внутренним ценностям.
В любом случае, если мы чрезмерно сосредотачиваемся на материальных ценностях, на том, что воспринимаем органами чувств, то, по сути, перестаем отличаться от животных. Животные почти полностью находятся во власти чувственных переживаний и не наделены развитым интеллектом. Но ведь мы − обладатели чудесного разума, наша жизнь должна стать чем-то большим, нежели жизнь животного. У животных же нет способности преобразовывать свои эмоции. Люди обладают удивительным интеллектом, поэтому, добившись правильного понимания, задействуя умственные способности, мы можем менять эмоции по своему усмотрению.
Например, ГНЕВ − неотъемлемая часть нашей жизни, но если задуматься, то какая от него польза? Для физического здоровья, для душевного здоровья он бесполезен; даже при решении проблем гнев − плохой помощник. Лишь избавившись от гнева, мы в состоянии принять адекватные, эффективные меры. Поэтому полагайтесь на свои умственные способности, анализируйте истинную ценность эмоций, и вы убедитесь, что гнев бесполезен. Даже в самых сложных обстоятельствах намного эффективнее оказываются действия, предпринятые без гнева.
Затем, СОСТРАДАНИЕ. Сострадание, заложенное в нашей биологии, доступно и животным. Но мы, благодаря своему интеллекту, можем гораздо дальше продвинуться в развитии заботы о благополучии других. Животные способны заботиться только о непосредственном круге своего общения. Мы, люди, опираясь на человеческий разум, можем распространить сострадание на незнакомых людей, и в конечном итоге даже на врагов. Мы − люди, и только людям это под силу. Если нас интересуют только материальные блага, то интеллект не очень-то здесь задействован. Но если мы обращаем больше внимания на наш внутренний мир, то умственные способности оказываются весьма полезными и необходимыми.
Вот этими мыслями я и хотел с вами поделиться. Мы живем в начале 21-го века и вполне возможно, что если вы не пожалеете сил и дальновидно отнесетесь к будущему, то в конце 21-го века вы насладитесь плодами своих трудов.
P.S. В ноябре Его Святейшество Далай-лама XIV появится в Москве на Synergy Global Forum.
ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ
ИСТОЧНИК