часовня музей исаакиевский собор фото

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Храм Спас на крови. Санкт-Петербург. Окончание 2 части

часовня музей исаакиевский собор фото

Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери

Частью ансамбля Спаса на Крови является стоящая рядом часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, построенная также по проекту А. А. Парланда. Она была освящена 27 апреля 1908 года. В Иверской часовне-ризнице хранились иконы и предметы церковной утвари, поднесенные в память о кончине императора Александра II. Также тут находился крест с частицами от Живоносного Гроба, кусочками камней от Голгофы, Вифлеемской и Гефсиманской пещер [2]. Помимо этого, ризница была предназначена для экспонирования чертежей и эскизов. Здесь же были представлены образцы камней и прочих материалов, использованных в отделке храма [27]. Ризница была устроена как музей, доступный для всех желающих [42].

часовня музей исаакиевский собор фото

Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, Санкт-Петербург

Ризница построена по образцу симметричных павильонов, предусмотренных архитектором А. А. Парландом в нереализованном проекте под девизом «Старина» (1882). Одновременно она является копией угловых башен галереи из грандиозного проекта, созданного Парландом в 1883 году (официально — в соавторстве с архимандритом Игнатием). В окончательном варианте часовня была построена лишь одна, причем в виде отдельно стоящей постройки.

Ризница выстроена в «русском стиле», соединенном с мотивами византийской архитектуры. Она представляет собой прямоугольное в плане здание, облицованное, как и собор, зигерсдорфским декоративным кирпичом. Композиционная схема постройки — «восьмерик на четверике» (это значит, что восьмигранный купол поставлен на куб). Купол имеет сомкнутый свод и шестнадцатискатное ребристое покрытие [4].

часовня музей исаакиевский собор фото

Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, Санкт-Петербург

Фасад ризницы, обращенный к каналу Грибоедова, оформлен колонками из эстляндского мрамора. Главный вход выделен сдвоенными колонками, а над проемом помещен кокошник-фронтон, в центре которого находится мозаичная икона «Спас нерукотворный». По бокам фасада — массивные столбы, в углубления которых блестят глазурованные изразцы. Шпиль крыши завершается хризмой — монограммой Иисуса Христа в кольце [27].

часовня музей исаакиевский собор фото

Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, Санкт-Петербург

В советское время часовня использовалась под различные хозяйственные нужды. Были утрачены некоторые элементы убранства, а также навершие крыши. В 1996 году здание было отреставрировано, восстановлена мозаичная икона над входом, а в 2005 году по архивным фотографиям воссоздали венчающую купол хризму.

часовня музей исаакиевский собор фото

Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, Санкт-Петербург

В 2013 году в отреставрированной часовне-ризнице Иверской иконы Божией Матери открылся Музей камня. Первый раздел экспозиции посвящен поделочному камню, использовавшемуся в оформлении интерьеров Исаакиевского собора и Спаса на Крови. Здесь представлены образцы отечественного и итальянского мрамора, российских яшм и порфиров, серпентинита, малахита и других цветных поделочных камней, а также предметы декоративно-прикладного искусства из этих минералов.

часовня музей исаакиевский собор фото

Макет Исаакиевского собора из янтаря

Второй раздел посвящен драгоценным изделиям из янтаря. Здесь можно увидеть янтарную модель Исаакиевского собора работы современного мастера Александра Крылова и шесть янтарных мозаичных икон из его коллекции.

Об архитекторе А. А. Парланде

Альфред (Эдвард Альфред) Александрович Парланд (1842-1920) родился в Санкт-Петербурге. Его отец, чиновник VI класса, был сыном выходца из Шотландии, сделавшего в России блестящую карьеру. Мать будущего архитектора была родом из Штутгарта. Учился Альфред Парланд в 4-й гимназии на 6-й линии Васильевского острова в Петербурге, а затем в штутгартской Политехнической школе. В 1863 году он поступил на архитектурное отделение Академии художеств.

часовня музей исаакиевский собор фото

Архитектор А. А. Парланд

Вскоре по окончании Академии художеств (1871) Парланд создал свои первые сооружения: храм Воскресения Христова в Троице-Сергиевой пустыни (1872-1876) (не сохранился) и особняк Н. Г. Глушковой в Петербурге (1874) (перестроен в 1913-1914 гг.). Позднее Альфред Александрович преподавал в Академии художеств, на кафедре архитектурных ордеров, и в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, на кафедре акварельного рисунка.

В 1881 году Парланд вернулся из пенсионерской поездки за границу, где провел 5 лет (в основном в Италии), и получил звание академика архитектуры. С 1882 года — профессор Академии художеств, а с 1905 — ее действительный член [3].

Парланд вошел в историю как видный мастер «русского стиля» в архитектуре. Безусловно, главным произведением зодчего — и одним из ярчайших образцов «русского стиля» — стал храм Воскресения Христова (Спас на Крови), сооруженный в 1883-1907 годах на месте смертельного ранения Александра II на Екатерининском канале (нынешнем канале Грибоедова). Помимо Спаса на Крови и всего храмового ансамбля, включавшего часовню-ризницу, жилой флигель и художественную ограду Михайловского сада, Парланд создал и ряд других церковных построек, включая упомянутую церковь Воскресения Христова в Троице-Сергиевой пустыни. В 1880-1890-х годах он возвел Успенскую церковь в Опочке, храмы в Новгородской и Смоленской губерниях, перестроил Знаменскую церковь в Петергофе (1892-1896) (утрачена) [4]. В 1910 году архитектор занимался реставрацией Казанского собора, а в 1915 году создал надгробный памятник В. Н. Хитрово на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. С 1915 года А. А. Парланд был почетным членом Археологического общества.

часовня музей исаакиевский собор фото

А. Парланд, церковь Воскресения Христова в Троице-Сергиевой пустыни

Альфред Парланд был одним из первых петербургских зодчих, обратившихся к архитектурному наследию допетровской эпохи и «научному конструированию национального стиля» [2]. В своей работе он часто использовал декоративные мотивы и композиционные приемы древнерусской архитектурной школы.

Также Парланд является автором ряда трудов по истории архитектуры [3].

После революции у Парланда были отобраны все регалии [46]. Он умер от голода (истощения и воспаления легких) в возрасте 77 лет и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище. В 1924 году во время наводнения крест с могилы был смыт [46]. Только в 2012 году на Смоленском лютеранском кладбище при содействии музея «Исаакиевский собор» был установлен памятник на могиле архитектора Парланда [45].

часовня музей исаакиевский собор фото

Памятник на могиле архитектора А. А. Парланда

Архитектор Парланд не был женат, но имел талантливых родственников. Брат Парланда, Андрей, тоже был архитектором. Дети Андрея (племянники архитектора) тоже оставили свой след в истории искусств: Алиса Андреевна Парланд (1874-1938) была художницей, а Георгий Андреевич — писателем. Внучатый племянник архитектора — Генри Парланд (1908-1930) был известным финским писателем-модернистом, писавшим на шведском языке.

Использованные источники:

1. Нагорский Н. Спас на крови: Храм Воскресения Христова. СПб., 2013

2. Зуев Г. И. Вдоль канала Грибоедова. — М-СПб: Центрполиграф: МиМ-Дельта, 2006

6. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» – музей четырех соборов. Официальный сайт

7. Константин Маковский. Портрет Александра II (1881) и Портрет Александра II на смертном одре (1881)

8. Храм Спаса-на-Крови, статья в Википедии

9. Елена Ляшенко. Легенды Спаса-на-Крови

10. Собор в честь Воскресения Христова (Спас на Крови) в С.-Петербурге, Православная энциклопедия

11. Архитектор А. А. Парланд, статья в Википедии

12. Голомолзин Е.В. Петербург пешком. Самые интересные прогулки по Северной столице России / Евгений Голомолзин. — М. : Эксмо, 2014

14. Золотая коллекция лучших мест Санкт-Петербурга. – М. : Эксмо, 2012

16. Андрей Зайцев, Арсений Загуляев. Споры о храмовой архитектуре: «наше наследие», или «лучше бы снесли большевики» // Нескучный сад, 15.03.2013

17. Спас-на-Крови: исторические фотографии и описания в журнале suosaari82

18. Мемуары А. Н.Бенуа

19. Очерки / Авсеенко В. Г. – Москва: Директ-Медиа, 2012

20. Спас на Крови на архитектурном сайте Citywalls

21. Панорама Невского проспекта (В. С. Садовникова)

23. Виктор Кельнер. 1 марта 1881 года: Казнь императора Александра II / Сост., предисл. и коммент.- Л., 1991

24. Собор Воскресенский (Спас на Крови) в Петербурге

25. Максименко В.А. Реставрация памятников архитектуры второй трети 19 века. Храм Воскресения («Спас на крови»)

28. Людмила Леусская. Ограда Михайловского сада: Железные цветы не вянут, но ржавеют

29. Реставрация ворот и фонарей ограды Михайловского сада в Петербурге

30. Кружево Михайловского сада

31. Спас на Крови: подробное описание истории, архитектуры и интерьера на сайте Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»

32. Спас на Крови: большая подборка фотографий экстерьера и интерьера

33. Искусство мозаики. Спас на Крови

34. Харламов, Николай Николаевич, статья в Википедии

36. «Петербургский альбом». Спас на Крови

37. Троице-Сергиева пустынь на архитектурном сайте Citywalls

38. Архитектурно-градостроительный процесс: Регламентации и свобода / Отв. ред. И.А. Бондаренко. М., 2013

39. О русском художнике Михаиле Нестерове

42. Музей камня в ризнице Спаса на Крови

43. Парланды в Петербурге

44. Реставрация ограды Михайловского сада

45. Юбилей Альфреда Парланда и памятник на могиле

46. К вопросу о месте захоронения А.А.Парланда

47. Сергей Смирнов. Врата Спаса на Крови. // Наука и жизнь, 2011. т.№9.-С.61-64

часовня музей исаакиевский собор фото

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Источник

Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери при храме Спас-на-Крови. Музей камня

Фотографии

часовня музей исаакиевский собор фоточасовня музей исаакиевский собор фоточасовня музей исаакиевский собор фоточасовня музей исаакиевский собор фоточасовня музей исаакиевский собор фото часовня музей исаакиевский собор фото

К архитектурному ансамблю Спаса-на-Крови относится часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери.

Режим работы 2021

С 1 мая по 30 сентября

С 1 октября по 30 апреля

Посещение выставки

«Гимн солнечному камню. Янтарь. А. М. Крылов» в Часовне-музее «Спаса на Крови»:

Важно знать!

Стоимость билетов 2021

Цены и льготы в 2021 году остаются прежними:

Полная стоимость

Комплексный билет

Льготные билеты

Бесплатное посещение

Бесплатно посещать Часовню-ризницу Иверской иконы Божией Матери могут следующие посетители:

Адрес и как добраться?

Официальный сайт

Концепция возведения

На нужды возведения святого собора в память о гибели императора Александра Второго осуществлялись денежные поступления, вся Россия сюда слала святые образы и иные церковные реликвии. Для хранения ценных вещей потребовалось специальное сооружение.

Часовня была возведена в 1907-м году также выдающимся Парландом. Через год ее освятил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.

Архитектурное оформление

часовня музей исаакиевский собор фото

Ризницу отождествляют с “русским стилем” однако с примесью византийских мотивов. Здание — прямоугольное. Фасады отделывались зигерсдорфским кирпичом, как и храм. По схеме — это “восьмерик на четверике”. Купол имеет 16-тискатное ребристое покрытие.

Главный фасад смотрит на канал Грибоедова. Его колонки выполнены из эстляндского мрамора. Боковые стороны поддерживают столбы, в их углублениях видны глазурованные изразцы. Основной вход выделяют удвоенные колонны, над ним — кокошник-фронтон, по центру — икона из мозаики “Спас нерукотворный”. Наверху — окольцованная Христова монограмма.

История ризницы

часовня музей исаакиевский собор фото

Помимо икон здесь содержали каменные образцы от Голгофы, из пещер — Вифлеемской и Гефсиманской, в том числе, крест с частичками от Живоносного Гроба. Святое строение служило в качестве музейного здания, где можно было увидеть чертежи и эскизы, образцы камней и других материалов, которые использовали зодчие в отделке. Его посещали все желающие.

Поскольку в 30-е прошлого века ризница эксплуатировалась неподобным образом, интерьер и часть декора фасадов утратились. Навершием стал шпиль вместо христограммы. К счастью, во время реставрации здания в начале 70-х советской эпохи ее возродили там, где она и была изначально. Тогда Спас-на-Крови и ризницу официально объявили музеем державной значимости, который отдали в ведение Исаакиевского собора.

За 4 года до конца прошлого столетия и тысячелетия пост-советские специалисты восстановили икону, выполненную из мозаики и украшающую венец ризничного входа. В 5-ом году нашего века возродили по крупицам архивных материалов венчающую купол хризму.

Экспозиционное пространство

часовня музей исаакиевский собор фото

В 2013 году в часовне-ризнице открыли Музей камня, 1-ая и главная часть которого посвящена одноименному герою-материалу, определившему его название и принимавшему активнейшее участие в строительстве и обустройстве Спаса и Исаакия.

Для всеобщего обозрения выставлен мрамор отечественного и итальянского происхождения, имеются тут наши яшмы и порфиры, серпентинит и малахит, а также прочие цветные поделочные камни. Вызывают неподдельный восторг у гостей выставки декоративно-прикладные изделия, выполненные из этих ценнейших ископаемых.

Следующая часть — янтарная. Никого не оставляют равнодушным 6 янтарных икон, а особенно модель Исаакиевского собора, выполненная в масштабе 1:200 из янтаря, дело золотых рук современного большого мастера Александра Крылова. Немалую ценность представляют изделия из Исаакия — печати с резьбой, плакетки и пресс-папье техники флорентийской мозаики.

Центр занимает реставрационный материал. Ценный декор Царских врат был подвергнут разрушению в советские 20-е. Для восстановления художником-экспертом Ларисой Соломниковой была разработана уникальнейшая методика. На выставке представлены исторические фрагменты и фотоматериалы, сделанные во время проведения этих работ.

В экспозиции имеются творения мозаичиста Игоря Лаврененко. Он провел огромнейшую работу по возрождению на фланкирующих столбиках Царских врат — изображений афонских святых. Здесь можно также увидеть возрожденные интерьеры наружных дверных полотен. Восстановлением входа с юго-запада занимался реставратор высшей категории Сергей Смирнов.

В целом, музей самобытен, и интересен и взрослым, и детям. К тому же, тут можно почерпнуть много информации из славной истории Храма Воскресения Христова и родного города.

Источник

Альбом о часовне-музее

В Государственном музее-памятнике «Исаакиевский собор» издан новый альбом «Музей-памятник «Спас на Крови»: во имя Иверской иконы Божией Матери часовня-музей Ризница». Это первое издание, посвящённое зданию Ризницы, входящей в историко-художественный комплекс Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

Ризница, которую уже в начале XX века стали называть часовней-музеем, расположена рядом со Спасом на Крови. На строительство храма со всей России поступали вклады – иконы, церковная утварь, книги и облачения. Среди них встречались исключительные по художественным достоинствам предметы декоративно-прикладного искусства. Для этих подношений и материалов, посвящённых строительству, в 1906–1907 годах архитектор Альфред Александрович Парланд построил Ризницу – мемориальный музей с постоянной экспозицией, открытый для посещения всем желающим и выполнявший просветительскую функцию.

На страницах альбома подробно освещена история часовни-музея, дано описание архитектуры и интерьера здания, рассказано о проведённых реставрационных работах. Опубликован фрагмент издания 1907 года «Перечень пожертвованныхъ предметовъ» из отчёта Парланда «Храмъ Воскресенiя Христова. ». В альбоме читатель найдёт множество фотографий, гравюр и литографий XIX – начала XX веков, а также работы современных фотографов.

Особой частью издания является рассказ о прошедших в Ризнице современных выставках. Подробно описаны уникальные экспонаты выставки новых поступлений в фонды музея «Ищите и обрящете. » – живопись, предметы декоративно-прикладного искусства, церковная утварь, печатные издания.

Источник

часовня музей исаакиевский собор фото

Часовня Иверской иконы Божией Матери является зданием Ризницы храма Воскресения Христова (Спаса на Крови), который расположен через улицу от часовни.

Сегодня ризница является часовней-музеем.

Ризница была построена в 1906-1907 годах по проекту архитектора Альфреда Александровича Парланда.

Идея возведения отдельного здания ризницы, рядом с храмом Спас на Крови, возникла связи с тем, что на строительство храма в память об императоре Александре II, со всей России поступали разные пожертвования, в том числе живописные иконы и церковная утварь, которые хотели выставить на обозрение всем желающим, но в самом храме для этого не хватало места.

часовня музей исаакиевский собор фото

часовня музей исаакиевский собор фото

Здание часовни-музея было разделено на две зоны:

— сама часовня, освященная в 1908 году во имя Иверской иконы Божией Матери, где находился список (копия) иконы. Оригинал иконы хранится в Иверском монастыре на Святой Горе Афон в Греции;

— музей, который занимал всё остальное пространство здания и был отделен от часовни стеной. Особое место в музее занимала мемориальная часть, где находились императорская корона, колокола, кружка для сбора пожертвований и портрет императора Александра II в рамке из цветов.

С 1930-х годов здание часовни стало использоваться не по назначению. Был полностью утрачен интерьер и некоторые элементы декора фасадов, а вместо монограммы Иисуса Христа на куполе появился шпиль.

В начале 1970-х годов Спас на Крови совместно с часовней-музеем вошли в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

В настоящее время в часовне-музее проходят выставки.

Часовня-музей представляет собой прямоугольное здание, увенчанное большим куполом, в плане являющий собой восьмерик. Завершение купола напоминает шатёр, который венчает хризма, представляющая собой греческие буквы «хи», «ро», «альфу» и «омегу», вписанные в круг.

Часовню окружает ограда, выполненная аналогично той, которая отделяет Спас на Крови от Михайловского сада.

часовня музей исаакиевский собор фото

часовня музей исаакиевский собор фото

В стенах часовни находится постоянная экспозиция, и проводят выставки, предметы для которых берут из фондов Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

При входе в часовню-музей размещен список Иверской иконы Божией Матери.

часовня музей исаакиевский собор фото

В экспозиции музея представлены предметы, имеющие художественное и мемориальное значение: иконы, живопись, подносы, кресты, евангелие, элементы собора и т.д.

Среди экспонатов есть предметы не только исторические, но и современные: памятные медали, изготовленные по заказу музея к юбилейным датам; изделия из фарфора, на которых изображены Исаакиевский собор и Спас на Крови.

часовня музей исаакиевский собор фото

часовня музей исаакиевский собор фото

часовня музей исаакиевский собор фото

часовня музей исаакиевский собор фото

часовня музей исаакиевский собор фото

часовня музей исаакиевский собор фото

часовня музей исаакиевский собор фото

часовня музей исаакиевский собор фото

часовня музей исаакиевский собор фото

часовня музей исаакиевский собор фото

часовня музей исаакиевский собор фото

Особое место в часовне-музее занимает модель Исаакиевского собора, выполненная в 2009-2010 годах А.М. Крыловым и состоящая из янтаря, дерева, кости, бронзы золоченой и бархата.

часовня музей исаакиевский собор фото

часовня музей исаакиевский собор фото

часовня музей исаакиевский собор фото

Облицовка входных юго-западных дверей храма Воскресения Христова (Спаса на Крови), 1905-1907 годы.

часовня музей исаакиевский собор фото

Филенка для царских врат Спаса на Крови, рабочий образец, 2010 год.

часовня музей исаакиевский собор фото

часовня музей исаакиевский собор фото

Практическая информация

Часовня-музей и Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) являются мемориалом и музеями, входящими в государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».

Посещение часовни-музея и Спаса на Крови возможно за плату, в каждый из музеев билет оплачивается отдельно.

Часы работы часовни-музея, проводимые выставки и стоимость билетов рекомендуем уточнять перед посещением на сайте музея: cathedral.

Адрес часовни-музея: Набережная канала Грибоедова, 2а, литера Л.

Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и более удаленно от такового, можно посмотреть и забронировать здесь часовня музей исаакиевский собор фото

Отели и апартаменты ищем на Booking.com. Для сравнения цен и выбора оптимального варианта используем RoomGuru, который ищет скидки по множеству систем бронирования Отели со скидками →

Дешевые авиабилеты ищем на Aviasales. Поисковик сравнивает цены у десятков авиакомпаний и выдает билеты по самым выгодным ценам Дешевые авиабилеты →

Такси заказываем на Kiwitaxi. Заказ можно сделать заранее, через интернет, что удобно в «чужих» странах и городах. Приезжают вовремя, встречают в назначенном месте Такси/Трансфер →

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *