часовня музей исаакиевский собор фото
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Храм Спас на крови. Санкт-Петербург. Окончание 2 части
Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери
Частью ансамбля Спаса на Крови является стоящая рядом часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, построенная также по проекту А. А. Парланда. Она была освящена 27 апреля 1908 года. В Иверской часовне-ризнице хранились иконы и предметы церковной утвари, поднесенные в память о кончине императора Александра II. Также тут находился крест с частицами от Живоносного Гроба, кусочками камней от Голгофы, Вифлеемской и Гефсиманской пещер [2]. Помимо этого, ризница была предназначена для экспонирования чертежей и эскизов. Здесь же были представлены образцы камней и прочих материалов, использованных в отделке храма [27]. Ризница была устроена как музей, доступный для всех желающих [42].
Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, Санкт-Петербург
Ризница построена по образцу симметричных павильонов, предусмотренных архитектором А. А. Парландом в нереализованном проекте под девизом «Старина» (1882). Одновременно она является копией угловых башен галереи из грандиозного проекта, созданного Парландом в 1883 году (официально — в соавторстве с архимандритом Игнатием). В окончательном варианте часовня была построена лишь одна, причем в виде отдельно стоящей постройки.
Ризница выстроена в «русском стиле», соединенном с мотивами византийской архитектуры. Она представляет собой прямоугольное в плане здание, облицованное, как и собор, зигерсдорфским декоративным кирпичом. Композиционная схема постройки — «восьмерик на четверике» (это значит, что восьмигранный купол поставлен на куб). Купол имеет сомкнутый свод и шестнадцатискатное ребристое покрытие [4].
Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, Санкт-Петербург
Фасад ризницы, обращенный к каналу Грибоедова, оформлен колонками из эстляндского мрамора. Главный вход выделен сдвоенными колонками, а над проемом помещен кокошник-фронтон, в центре которого находится мозаичная икона «Спас нерукотворный». По бокам фасада — массивные столбы, в углубления которых блестят глазурованные изразцы. Шпиль крыши завершается хризмой — монограммой Иисуса Христа в кольце [27].
Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, Санкт-Петербург
В советское время часовня использовалась под различные хозяйственные нужды. Были утрачены некоторые элементы убранства, а также навершие крыши. В 1996 году здание было отреставрировано, восстановлена мозаичная икона над входом, а в 2005 году по архивным фотографиям воссоздали венчающую купол хризму.
Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, Санкт-Петербург
В 2013 году в отреставрированной часовне-ризнице Иверской иконы Божией Матери открылся Музей камня. Первый раздел экспозиции посвящен поделочному камню, использовавшемуся в оформлении интерьеров Исаакиевского собора и Спаса на Крови. Здесь представлены образцы отечественного и итальянского мрамора, российских яшм и порфиров, серпентинита, малахита и других цветных поделочных камней, а также предметы декоративно-прикладного искусства из этих минералов.
Макет Исаакиевского собора из янтаря
Второй раздел посвящен драгоценным изделиям из янтаря. Здесь можно увидеть янтарную модель Исаакиевского собора работы современного мастера Александра Крылова и шесть янтарных мозаичных икон из его коллекции.
Об архитекторе А. А. Парланде
Альфред (Эдвард Альфред) Александрович Парланд (1842-1920) родился в Санкт-Петербурге. Его отец, чиновник VI класса, был сыном выходца из Шотландии, сделавшего в России блестящую карьеру. Мать будущего архитектора была родом из Штутгарта. Учился Альфред Парланд в 4-й гимназии на 6-й линии Васильевского острова в Петербурге, а затем в штутгартской Политехнической школе. В 1863 году он поступил на архитектурное отделение Академии художеств.
Архитектор А. А. Парланд
Вскоре по окончании Академии художеств (1871) Парланд создал свои первые сооружения: храм Воскресения Христова в Троице-Сергиевой пустыни (1872-1876) (не сохранился) и особняк Н. Г. Глушковой в Петербурге (1874) (перестроен в 1913-1914 гг.). Позднее Альфред Александрович преподавал в Академии художеств, на кафедре архитектурных ордеров, и в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, на кафедре акварельного рисунка.
В 1881 году Парланд вернулся из пенсионерской поездки за границу, где провел 5 лет (в основном в Италии), и получил звание академика архитектуры. С 1882 года — профессор Академии художеств, а с 1905 — ее действительный член [3].
Парланд вошел в историю как видный мастер «русского стиля» в архитектуре. Безусловно, главным произведением зодчего — и одним из ярчайших образцов «русского стиля» — стал храм Воскресения Христова (Спас на Крови), сооруженный в 1883-1907 годах на месте смертельного ранения Александра II на Екатерининском канале (нынешнем канале Грибоедова). Помимо Спаса на Крови и всего храмового ансамбля, включавшего часовню-ризницу, жилой флигель и художественную ограду Михайловского сада, Парланд создал и ряд других церковных построек, включая упомянутую церковь Воскресения Христова в Троице-Сергиевой пустыни. В 1880-1890-х годах он возвел Успенскую церковь в Опочке, храмы в Новгородской и Смоленской губерниях, перестроил Знаменскую церковь в Петергофе (1892-1896) (утрачена) [4]. В 1910 году архитектор занимался реставрацией Казанского собора, а в 1915 году создал надгробный памятник В. Н. Хитрово на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. С 1915 года А. А. Парланд был почетным членом Археологического общества.
А. Парланд, церковь Воскресения Христова в Троице-Сергиевой пустыни
Альфред Парланд был одним из первых петербургских зодчих, обратившихся к архитектурному наследию допетровской эпохи и «научному конструированию национального стиля» [2]. В своей работе он часто использовал декоративные мотивы и композиционные приемы древнерусской архитектурной школы.
Также Парланд является автором ряда трудов по истории архитектуры [3].
После революции у Парланда были отобраны все регалии [46]. Он умер от голода (истощения и воспаления легких) в возрасте 77 лет и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище. В 1924 году во время наводнения крест с могилы был смыт [46]. Только в 2012 году на Смоленском лютеранском кладбище при содействии музея «Исаакиевский собор» был установлен памятник на могиле архитектора Парланда [45].
Памятник на могиле архитектора А. А. Парланда
Архитектор Парланд не был женат, но имел талантливых родственников. Брат Парланда, Андрей, тоже был архитектором. Дети Андрея (племянники архитектора) тоже оставили свой след в истории искусств: Алиса Андреевна Парланд (1874-1938) была художницей, а Георгий Андреевич — писателем. Внучатый племянник архитектора — Генри Парланд (1908-1930) был известным финским писателем-модернистом, писавшим на шведском языке.
Использованные источники:
1. Нагорский Н. Спас на крови: Храм Воскресения Христова. СПб., 2013
2. Зуев Г. И. Вдоль канала Грибоедова. — М-СПб: Центрполиграф: МиМ-Дельта, 2006
6. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» – музей четырех соборов. Официальный сайт
7. Константин Маковский. Портрет Александра II (1881) и Портрет Александра II на смертном одре (1881)
8. Храм Спаса-на-Крови, статья в Википедии
9. Елена Ляшенко. Легенды Спаса-на-Крови
10. Собор в честь Воскресения Христова (Спас на Крови) в С.-Петербурге, Православная энциклопедия
11. Архитектор А. А. Парланд, статья в Википедии
12. Голомолзин Е.В. Петербург пешком. Самые интересные прогулки по Северной столице России / Евгений Голомолзин. — М. : Эксмо, 2014
14. Золотая коллекция лучших мест Санкт-Петербурга. – М. : Эксмо, 2012
16. Андрей Зайцев, Арсений Загуляев. Споры о храмовой архитектуре: «наше наследие», или «лучше бы снесли большевики» // Нескучный сад, 15.03.2013
17. Спас-на-Крови: исторические фотографии и описания в журнале suosaari82
18. Мемуары А. Н.Бенуа
19. Очерки / Авсеенко В. Г. – Москва: Директ-Медиа, 2012
20. Спас на Крови на архитектурном сайте Citywalls
21. Панорама Невского проспекта (В. С. Садовникова)
23. Виктор Кельнер. 1 марта 1881 года: Казнь императора Александра II / Сост., предисл. и коммент.- Л., 1991
24. Собор Воскресенский (Спас на Крови) в Петербурге
25. Максименко В.А. Реставрация памятников архитектуры второй трети 19 века. Храм Воскресения («Спас на крови»)
28. Людмила Леусская. Ограда Михайловского сада: Железные цветы не вянут, но ржавеют
29. Реставрация ворот и фонарей ограды Михайловского сада в Петербурге
30. Кружево Михайловского сада
31. Спас на Крови: подробное описание истории, архитектуры и интерьера на сайте Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»
32. Спас на Крови: большая подборка фотографий экстерьера и интерьера
33. Искусство мозаики. Спас на Крови
34. Харламов, Николай Николаевич, статья в Википедии
36. «Петербургский альбом». Спас на Крови
37. Троице-Сергиева пустынь на архитектурном сайте Citywalls
38. Архитектурно-градостроительный процесс: Регламентации и свобода / Отв. ред. И.А. Бондаренко. М., 2013
39. О русском художнике Михаиле Нестерове
42. Музей камня в ризнице Спаса на Крови
43. Парланды в Петербурге
44. Реставрация ограды Михайловского сада
45. Юбилей Альфреда Парланда и памятник на могиле
46. К вопросу о месте захоронения А.А.Парланда
47. Сергей Смирнов. Врата Спаса на Крови. // Наука и жизнь, 2011. т.№9.-С.61-64
Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю
Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери при храме Спас-на-Крови. Музей камня
Фотографии
К архитектурному ансамблю Спаса-на-Крови относится часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери.
Режим работы 2021
С 1 мая по 30 сентября
С 1 октября по 30 апреля
Посещение выставки
«Гимн солнечному камню. Янтарь. А. М. Крылов» в Часовне-музее «Спаса на Крови»:
Важно знать!
Стоимость билетов 2021
Цены и льготы в 2021 году остаются прежними:
Полная стоимость
Комплексный билет
Льготные билеты
Бесплатное посещение
Бесплатно посещать Часовню-ризницу Иверской иконы Божией Матери могут следующие посетители:
Адрес и как добраться?
Официальный сайт
Концепция возведения
На нужды возведения святого собора в память о гибели императора Александра Второго осуществлялись денежные поступления, вся Россия сюда слала святые образы и иные церковные реликвии. Для хранения ценных вещей потребовалось специальное сооружение.
Часовня была возведена в 1907-м году также выдающимся Парландом. Через год ее освятил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
Архитектурное оформление
Ризницу отождествляют с “русским стилем” однако с примесью византийских мотивов. Здание — прямоугольное. Фасады отделывались зигерсдорфским кирпичом, как и храм. По схеме — это “восьмерик на четверике”. Купол имеет 16-тискатное ребристое покрытие.
Главный фасад смотрит на канал Грибоедова. Его колонки выполнены из эстляндского мрамора. Боковые стороны поддерживают столбы, в их углублениях видны глазурованные изразцы. Основной вход выделяют удвоенные колонны, над ним — кокошник-фронтон, по центру — икона из мозаики “Спас нерукотворный”. Наверху — окольцованная Христова монограмма.
История ризницы
Помимо икон здесь содержали каменные образцы от Голгофы, из пещер — Вифлеемской и Гефсиманской, в том числе, крест с частичками от Живоносного Гроба. Святое строение служило в качестве музейного здания, где можно было увидеть чертежи и эскизы, образцы камней и других материалов, которые использовали зодчие в отделке. Его посещали все желающие.
Поскольку в 30-е прошлого века ризница эксплуатировалась неподобным образом, интерьер и часть декора фасадов утратились. Навершием стал шпиль вместо христограммы. К счастью, во время реставрации здания в начале 70-х советской эпохи ее возродили там, где она и была изначально. Тогда Спас-на-Крови и ризницу официально объявили музеем державной значимости, который отдали в ведение Исаакиевского собора.
За 4 года до конца прошлого столетия и тысячелетия пост-советские специалисты восстановили икону, выполненную из мозаики и украшающую венец ризничного входа. В 5-ом году нашего века возродили по крупицам архивных материалов венчающую купол хризму.
Экспозиционное пространство
В 2013 году в часовне-ризнице открыли Музей камня, 1-ая и главная часть которого посвящена одноименному герою-материалу, определившему его название и принимавшему активнейшее участие в строительстве и обустройстве Спаса и Исаакия.
Для всеобщего обозрения выставлен мрамор отечественного и итальянского происхождения, имеются тут наши яшмы и порфиры, серпентинит и малахит, а также прочие цветные поделочные камни. Вызывают неподдельный восторг у гостей выставки декоративно-прикладные изделия, выполненные из этих ценнейших ископаемых.
Следующая часть — янтарная. Никого не оставляют равнодушным 6 янтарных икон, а особенно модель Исаакиевского собора, выполненная в масштабе 1:200 из янтаря, дело золотых рук современного большого мастера Александра Крылова. Немалую ценность представляют изделия из Исаакия — печати с резьбой, плакетки и пресс-папье техники флорентийской мозаики.
Центр занимает реставрационный материал. Ценный декор Царских врат был подвергнут разрушению в советские 20-е. Для восстановления художником-экспертом Ларисой Соломниковой была разработана уникальнейшая методика. На выставке представлены исторические фрагменты и фотоматериалы, сделанные во время проведения этих работ.
В экспозиции имеются творения мозаичиста Игоря Лаврененко. Он провел огромнейшую работу по возрождению на фланкирующих столбиках Царских врат — изображений афонских святых. Здесь можно также увидеть возрожденные интерьеры наружных дверных полотен. Восстановлением входа с юго-запада занимался реставратор высшей категории Сергей Смирнов.
В целом, музей самобытен, и интересен и взрослым, и детям. К тому же, тут можно почерпнуть много информации из славной истории Храма Воскресения Христова и родного города.
Альбом о часовне-музее
В Государственном музее-памятнике «Исаакиевский собор» издан новый альбом «Музей-памятник «Спас на Крови»: во имя Иверской иконы Божией Матери часовня-музей Ризница». Это первое издание, посвящённое зданию Ризницы, входящей в историко-художественный комплекс Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».
Ризница, которую уже в начале XX века стали называть часовней-музеем, расположена рядом со Спасом на Крови. На строительство храма со всей России поступали вклады – иконы, церковная утварь, книги и облачения. Среди них встречались исключительные по художественным достоинствам предметы декоративно-прикладного искусства. Для этих подношений и материалов, посвящённых строительству, в 1906–1907 годах архитектор Альфред Александрович Парланд построил Ризницу – мемориальный музей с постоянной экспозицией, открытый для посещения всем желающим и выполнявший просветительскую функцию.
На страницах альбома подробно освещена история часовни-музея, дано описание архитектуры и интерьера здания, рассказано о проведённых реставрационных работах. Опубликован фрагмент издания 1907 года «Перечень пожертвованныхъ предметовъ» из отчёта Парланда «Храмъ Воскресенiя Христова. ». В альбоме читатель найдёт множество фотографий, гравюр и литографий XIX – начала XX веков, а также работы современных фотографов.
Особой частью издания является рассказ о прошедших в Ризнице современных выставках. Подробно описаны уникальные экспонаты выставки новых поступлений в фонды музея «Ищите и обрящете. » – живопись, предметы декоративно-прикладного искусства, церковная утварь, печатные издания.
Часовня Иверской иконы Божией Матери является зданием Ризницы храма Воскресения Христова (Спаса на Крови), который расположен через улицу от часовни.
Сегодня ризница является часовней-музеем.
Ризница была построена в 1906-1907 годах по проекту архитектора Альфреда Александровича Парланда.
Идея возведения отдельного здания ризницы, рядом с храмом Спас на Крови, возникла связи с тем, что на строительство храма в память об императоре Александре II, со всей России поступали разные пожертвования, в том числе живописные иконы и церковная утварь, которые хотели выставить на обозрение всем желающим, но в самом храме для этого не хватало места.
Здание часовни-музея было разделено на две зоны:
— сама часовня, освященная в 1908 году во имя Иверской иконы Божией Матери, где находился список (копия) иконы. Оригинал иконы хранится в Иверском монастыре на Святой Горе Афон в Греции;
— музей, который занимал всё остальное пространство здания и был отделен от часовни стеной. Особое место в музее занимала мемориальная часть, где находились императорская корона, колокола, кружка для сбора пожертвований и портрет императора Александра II в рамке из цветов.
С 1930-х годов здание часовни стало использоваться не по назначению. Был полностью утрачен интерьер и некоторые элементы декора фасадов, а вместо монограммы Иисуса Христа на куполе появился шпиль.
В начале 1970-х годов Спас на Крови совместно с часовней-музеем вошли в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».
В настоящее время в часовне-музее проходят выставки.
Часовня-музей представляет собой прямоугольное здание, увенчанное большим куполом, в плане являющий собой восьмерик. Завершение купола напоминает шатёр, который венчает хризма, представляющая собой греческие буквы «хи», «ро», «альфу» и «омегу», вписанные в круг.
Часовню окружает ограда, выполненная аналогично той, которая отделяет Спас на Крови от Михайловского сада.
В стенах часовни находится постоянная экспозиция, и проводят выставки, предметы для которых берут из фондов Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».
При входе в часовню-музей размещен список Иверской иконы Божией Матери.
В экспозиции музея представлены предметы, имеющие художественное и мемориальное значение: иконы, живопись, подносы, кресты, евангелие, элементы собора и т.д.
Среди экспонатов есть предметы не только исторические, но и современные: памятные медали, изготовленные по заказу музея к юбилейным датам; изделия из фарфора, на которых изображены Исаакиевский собор и Спас на Крови.
Особое место в часовне-музее занимает модель Исаакиевского собора, выполненная в 2009-2010 годах А.М. Крыловым и состоящая из янтаря, дерева, кости, бронзы золоченой и бархата.
Облицовка входных юго-западных дверей храма Воскресения Христова (Спаса на Крови), 1905-1907 годы.
Филенка для царских врат Спаса на Крови, рабочий образец, 2010 год.
Практическая информация
Часовня-музей и Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) являются мемориалом и музеями, входящими в государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
Посещение часовни-музея и Спаса на Крови возможно за плату, в каждый из музеев билет оплачивается отдельно.
Часы работы часовни-музея, проводимые выставки и стоимость билетов рекомендуем уточнять перед посещением на сайте музея: cathedral.
Адрес часовни-музея: Набережная канала Грибоедова, 2а, литера Л.
Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и более удаленно от такового, можно посмотреть и забронировать здесь
Отели и апартаменты ищем на Booking.com. Для сравнения цен и выбора оптимального варианта используем RoomGuru, который ищет скидки по множеству систем бронирования Отели со скидками →
Дешевые авиабилеты ищем на Aviasales. Поисковик сравнивает цены у десятков авиакомпаний и выдает билеты по самым выгодным ценам Дешевые авиабилеты →
Такси заказываем на Kiwitaxi. Заказ можно сделать заранее, через интернет, что удобно в «чужих» странах и городах. Приезжают вовремя, встречают в назначенном месте Такси/Трансфер →