Чем убрать хром с пластика на машине в домашних условиях
Решетка радиатора! Или как быстро снять хром с пластика (антихром).
Когда покупал авто, бонусом досталась родная решетка радиатора. Прошлый владелец так любил свою тюнь решетку-гриль (кстати говоря, приобретённую аж за 30000₽ на eBay), что снимал её и ставил родную, когда ездил на дальняк, чтобы по трассе гриль не пострадала. Но рассказ пойдёт не о ней, а о родной стоковой решетке в ХРОМЕ!)
Когда купил машину, первым делом хотел поставить родную решетку и покрасил ее краской из баллончика, предварительно загрунтовав.
В итоге краска почти сразу стала облупляться, чему, как потом я узнал, поспособствовал хром, который видите-ли надо было сначала убрать какой-то супер химией))
Основным ингредиентом для снятия этого чуда зеркальной индустрии — хрома, является Хлорное железо. В последующем оказалось хлорное железно бывает нескольких видов: есть водное (например 6 водное), есть безводное, есть ещё всякое разное другое.
Нам нужно именно безводное хлорное железо, оно темно-серого цвета, гранулами чем то напоминающий молотый грифель карандаша. При приготовлении зелья нужно аккуратно засыпать хлорное железо в тёплую воду, тут же будет происходить реакция — вода шипит и практически закипает (осторожно, можно обжечься), при этом лучше не вдыхать едкие пары.
Ещё фишка заключается в том, что некоторые непутевые производители с биркой «безводное» кладут 6-водное, которое гораздо дольше разъедает хром. 6-водное по консистенции и цвету напоминает куски ржавчины — его лучше не использовать (устанете ждать пока растворится хром), да и реакции при смешивании с водой практически никакой нет.
Ещё не малой проблемой было найти тару, в которую бы вошла наша решетка радиатора. При этом тара должна быть исключительно из пластика (металл расплавится от реакции). Необходимую большую тару я конечно же не нашёл и начала замачивать в пакетах из под шин подперев конструкцию по бокам)) двое суток кисла наша решетка, но почти ничего не произошло.
Далее я нашёл большое ведро, решил сначала одну половину сделать, как следует, потом другую.
Прошла ещё неделя но ничего толком не происходило, потому что хлорное железо я использовал 6-водное))
Однажды, решетка была как бич с помойки, но я все исправил!))
Далее нашёл нужное — безводное хлорное железо и стал хитрее)) Вырыл ямку, чтобы погрузить всю решетку и в третий раз заварил зелье.
Дело пошло гораздо быстрее. Прошла ещё одна неделя, однако в труднодоступных местах решетки, хром был как влитой. Дальше пошли наждачки, напильники, щетки и даже дремель!)
Хром победил и поехал радостный подбирать краску для решетки. Цвет решил выбрать такой же как диски Rays от GT-R35.
Отдал маляру, он ее загрунтовал покрасил краской и глянцевым лаком.
Дополнительно, изнутри решетки, прикрепил чудо-москитную сетку.
И все, готово. Делов то!)))
Спасибо Жеке хакеру за многочисленные советы вышеописанной процедуры, мы все-таки сделали это!)
С родной решеткой, как то не привычно, и даже теперь не знаю, может старую поставить?!)
📌Как снять хром с пластика? Хлорное железо
Что такое хромированное покрытие?
На примере хромированной решетке радиатора автомобиля. На решетке радиатора, автохром появился в следствии процесса гальванического хромирования. Гальваника — электрохимический метод нанесения хромированных, и не только, покрытий на пластмассу. На пластик, покрытие наносится в три слоя, слоя эти металлические – медный слой, никелевый слой и завершающий слой, слой хрома. Далее хром вступает в реакцию и равномерно распределяется на поверхности пластика. Таким способом хром наносится на решетки радиатора, эмблемы, шильды и другие элементы автомобиля.
Как убрать или снять хром с пластиковой детали?
Один из вариантов, как можно избавится от хрома – это наждачная бумага и колоссальное количество времени и сил, в итоге все-равно работа будет не качественно выполнена, поскольку зачастую детали сложной формы, с мелкими изгибами, углами. Избавится от хрома в самых труднодоступных местах таких деталей- практически невозможно. Альтернативный вариант, как снять хром – использование химических веществ, самый доступный и простой способ. На своем примере, я использовал хлорное железо, другими словами- травил решетки радиатора в растворе хлорного железа.
Что такое хлорное железо, где купить хлорное железо?
Хлорное железо FeCl3 – это средняя соль трёхвалентного железа и соляной кислоты, применяется для травления печатных плат в электронной промышленности. На вид это кристаллическая масса ржаво-коричневого цвета. Купить хлорное железо можно в радиомагазинах и радиорынках, оно в свободном доступе.
Как правильно сделать раствор хлорного железа для травления хрома?
Раствор хлорного железа необходимо готовить из расчета 1:3 (одна часть хлорного железа, на три части воды) отталкиваясь от веса. Желательно использовать дистиллированную воду или кипяченую воду (в кипяченой воде 60-80 градусов, хлорное железо растворяется гораздо быстрее). Также следует готовить раствор хлорного железа в термостойкой пластиковой посуде, нельзя использовать металлическую посуду для приготовления раствора. Хлорное железо необходимо засыпать В ВОДУ небольшими порциями и размешивать, не наоборот! При растворении хлорного железа в воде, можно увидеть бурную реакцию – раствор может бурлить, кипеть и выделять пар, вдыхать пары ни в коем случае нельзя. ВАЖНО: лучше всего делать травление на открытом воздухе в маске или респираторе, также работать нужно в перчатках, есть большая вероятность получить ожог при попадании на тело. На растворение хлорного железа в воде у меня ушло порядка 15 минут, раствор хлорного железа растворился весь, без осадков на дне посуды. От себя добавлю – спешка ни к чему, все нужно делать размеренно и аккуратно. Для Вас подготовил видео процесса травления хрома решетки радиатора:
После полного растворения, я дал время отстояться раствору. Ориентировочно, через 30 минут я увидел ржавчину на дне посуды, это- оседание гидроксида железа, который всегда содержится в составе хлорного железа и который мешает травлению. Желательно дать раствору отстояться часов 8-10, чтобы на дно емкости осел мусор, который есть в хлорном железе. После того, как раствор отстоялся его нужно отфильтровать в чистую емкость, в этой емкости раствор и будет храниться. Раствор можно использовать неоднократно, и хранится он долго.
После полного растворения, я получил бурый, прозрачный раствор хлорного железа.
Перед использованием раствора хлорного железа, его необходимо подогреть до 60-80 градусов, в общем до такой же температуры, как и при приготовлении. Подогрев раствора ускорит процесс травления, приблизительно в два раза быстрее выйдет удалить хром с пластиковой поверхности детали.
Далее необходимо положить решетки радиатора в раствор:
Так выглядели решетки радиатора BMW до начала травления в растворе:
Промежуточно, через четыре часа травления я достал решетки с раствора, проверить как ведет себя хром:
На поверхности раствора видны частицы хрома, отставшие от решетки радиатора:
Далее я оставил решетки радиатора еще на 10 часов:
Так выглядят решётки после травления:
Как и при помощи чего возможно восстановить раствор?
Каждый раз после использования, готовый раствор хлорного железа будет терять свою силу и следующее травление будет длиться дольше. Можно подогреть и помешать раствор – это ускорит процесс травления хрома.
Еще один из вариантов придать силы и восстановить раствор — можно добавить в него соляной кислоты и часть гидроксида вновь восстановится до хлорида железа. Самый банальный и простой способ это- бросить в раствор несколько ржавых (или обычных) гвоздей, на них из раствора осядет медь и раствор вновь приобретет силу.
Один из признаков деградации раствора, это- изменение цвета с бурого на зеленый.
В целом доволен результатом, хром снялся с поверхности абсолютно весь и я получил идеально ровную пластиковую поверхность желтовато-белого цвета. Поверхность сразу готова к нанесению грунта, краски и лака. Прежде, конечно, нужно обезжирить… Но это совсем другая история, о покраске этих решеток я расскажу в следующем посте.
В заключении, хочу еще раз поднять вопрос безопасности- будьте предельно осторожны с хлорным железом!Работать необходимо в маске и перчатках, не допускать попадания раствора на кожу, тем-более на слизистую.
Хлорное железо очень въедается в руки и плохо смывается мылом, попав на кожу оно может вызвать раздражение и зуд, также могут быть ожоги на коже. В случае попадания раствора в глаза – нужно промыть их большим количеством воды и незамедлительно обратится к врачу.
Всем удачи в начинаниях, будьте аккуратны в работе с хлорным железом!
Статья о покраске и установке этих решеток будет в моем 👉🏿 Бортовом Журнале
Способы удаления хрома с различных поверхностей на автомобиле
Современный автомобиль представлен в виде металлического несущего кузова с установленными на него элементами обшивки, салона и пр. При этом внутри и снаружи машины может применяться целый ряд компонентов, имеющих хромированное покрытие.
Хромирование считается востребованным и эффективным способом сделать внешний вид авто более дорогим, презентабельным и оригинальным. Некоторые детали подвергаются хромированию с завода. Другие покрываются хромом самими автомобилистами в гаражных условиях или с помощью тюнинг-ателье.
Но со временем этот слой может изнашиваться, стираться, отслаиваться из-за начавшихся окислительных и коррозийных процессов, либо по причине банального ДТП. Как результат, возникает необходимость обновить покрытие. А для этого сначала нужно удалить старый слой хрома.
Хромирование применяется в отношении пластиковых и металлических поверхностей. Существуют различные способы их удаления.
Что такое хромирование и как оно выполняется
Чтобы придать поверхностям зеркальный металлический блеск, используется метод хромирования.
Это нанесение специального гальванического слоя на автомобиль. Процесс называется гальванизацией или просто хромированием.
Это достаточно сложный электрохимический процесс. При гальванизации на пластике или металле оседают частицы хрома (металла). Обычно используется 3 последовательно наносимых слоя:
Хром вступает во взаимодействие с никелем, что позволяет создать идеально ровную поверхность после обработки.
Этот метод актуален при декорировании различных пластиковых и металлических элементов машины:
Тем самым автопроизводитель либо сам автовладелец хочет улучшить внешний вид машины, сделать её более яркой, заметной и красивой.
Действительно, хромированные детали визуально повышают статус автомобиля. Но и злоупотреблять хромом не стоит. Тогда машина выглядит, словно новогодняя ёлка. Везде нужно знать меру.
Способы удаления хрома
Практика наглядно показывает, что существует достаточно большое количество вариантов, как можно снять старый хром с пластика и металла. В отношении этих материалов применяются идентичные методы очистки.
Некоторые способы позволяют легко снять старый изношенный хром самостоятельно. Другие же требуют исключительно профессионального вмешательства и использования специализированного оборудования.
Большую роль играет то, какой вариант хромирования использовался. Это может быть полноценная гальванизация, либо имитация хрома путём окрашивания.
Все применяемые методы можно разделить на несколько категорий:
Выполнить удаление качественного, но уже изношенного покрытия подручными средствами вряд ли получится. Но и не всегда нужно обращаться за помощью к специальному оборудованию.
Прежде чем снять хром с пластика или металла, следует ознакомиться с каждым вариантом. В зависимости от того, как и чем обработан бампер или какая-нибудь хромированная эмблема, можно воспользоваться соответствующим подходящим средством.
Специализированное оборудование
Оно обычно используется, когда требуется снять изношенный хром непосредственно с металла кузова, крупных его частей, тех же колёсных литых дисков и пр. Но самостоятельно далеко не всегда удаётся снять старый хром из-за недоступности установок или их высокой стоимости. Для разового применения покупать такие системы нецелесообразно.
Оборудование, подходящее для выполнения поставленных задач, делится на 2 типа:
Абразивными установками называют специальное оборудование, для которого применяют особые порошки. Они подаются под высоким давлением воздуха, что позволяет постепенно удалить ранее наносимый гальваническим методом слой металла. Происходит поэтапное стирание, сохраняя металл в целостности.
Повышенное давление и высокая степень абразивности может не подойти для обработки деликатного и хрупкого пластика. Он может повредиться и оказаться непригодным для дальнейшего использования.
В основном абразивными установками очищают металлические детали от хромированного слоя. Такое оборудование продаётся в специализированных строительных магазинах, его используют некоторые автомастерские для восстановления колёсных дисков и пр.
В зависимости от того, какой толщины слой предусмотрен на детали, выбирается порошок соответствующей зернистости.
При работе с такими установками в обязательном порядке используют средства индивидуальной защиты. Иначе есть риск, что частицы хрома и самого песка проникнут в дыхательные пути, попадут на слизистую и пр. Это опасно для здоровья.
Ультразвуковые системы очистки
Этот метод подходит для того, чтобы снять старый изношенный хром с металла и пластика. При этом на пластмассу ультразвук воздействует не так губительно, как абразив под высоким давлением.
Принцип ультразвуковой очистки основан на воздействии ультразвуковых волн на хромированное покрытие.
Элемент кузова или салона погружают в специальную ёмкость (ванну), внутри которого находится жидкость. Это может быть обычная вода или специальный растворитель. Последний повышает эффективность ультразвука и ускоряет процесс удаления покрытия.
Покупать такую установку для личного пользования нецелесообразно. Как и пытаться собрать оборудование своими руками. Зато можно обратиться в компании, предлагающие услуги по очистке в подобных ультразвуковых ваннах. Цена сравнительно небольшая, а работа выполняется в кротчайшие сроки.
Химические средства
В домашних условиях намного проще, выгоднее и быстрее для удаления хрома использовать химические средства. Они могут быть крайне эффективными и мощными. Поэтому с их помощью активно удаляют даже толстые слои хрома с металла и пластика.
При работе с любым химическим средством нужно строго придерживаться техники безопасности, защищать кожу, слизистые и дыхательные пути. При случайном попадании веществ на кожу или слизистую следует промыть чистой водой и обратиться к врачу.
К наиболее эффективным и востребованным химическим составам для очистки хрома можно отнести:
Стоит отдельно рассмотреть каждый вариант.
Соляная и серная кислота
Если ваша решётка радиатора заметно износилась, и радиатор прикрывается уже неприглядной конструкцией либо хромированный слой износился на других небольших элементах, их можно очистить соляной кислотой. А затем перекрасить или снова подвергнуть гальваническому напылению.
Для приготовления средства на основе соляной кислоты нужно приготовить 40% раствор.
Ни в коем случае не используйте соляную кислоту в чистом виде. Это губительно для пластика и металла, а также очень опасно для человека.
Приготовление раствора достаточно простое. Смешивается кислота и чистая дистиллированная вода в соотношении 1 к 3 (воды больше).
Но можно обойтись и без химических экспериментов. В продаже есть готовая жидкость, являющаяся уже полноценным раствором. Ярким примером выступает средство Крот для канализации и очистки сантехники.
Чтобы удалить хромированное напыление, нужно подготовить нейтральную ёмкость типа пластикового ведра, алюминиевой миски или контейнера, залить туда необходимое количество средства, погрузить полностью снятую деталь, и дождаться полного отслоения покрытия.
Когда хром растворится, аккуратно, используя перчатки и инструменты, извлекайте деталь, промывайте под проточной водой, дополнительно очищая элемент мыльным раствором. Затем высушите деталь.
Серная кислота используется аналогично соляной. Поэтому отдельная инструкция для неё не требуется.
Гидроксид натрия
Не стоит пугаться столь сложного названия. В действительности это обычная каустическая сода. Нет более популярной и распространённой щёлочи в мире.
Гидроксид натрия также называют едкой щёлочью. Это обусловлено тем, что она способна разъедать кожу и органические вещества. Контакт приведёт к сильнейшим ожогам.
В среднем для приготовления раствора нужно от 250 до 350 граммов каустической соды, которую перемешивают с 4 литрами воды. Чем больше толщина покрытия, тем больше гидроксида следует добавлять.
Перемешав компоненты, поместите туда хромированные детали. На отслаивание требуется достаточно много времени. Лучше оставить на ночь, и с утра посмотреть на результат.
По завершению процесса деталь следует тщательно промыть под водой, используя мыло, а затем высушить.
Важным отличием гидроксида натрия от двух кислот является то, что при использовании каустической соды нельзя использовать ёмкости из алюминия. Это спровоцирует активную химическую реакцию. Используйте тару из пластика.
Хлорное железо
Также снятие хрома с металла и пластика выполняется с помощью хлорного железа. Пользоваться хлорным железом следует аккуратно, соблюдая технику безопасности.
Здесь есть свои нюансы, как и в случае с предыдущими средствами.
Использовать хлористое железо, чтобы самостоятельно снять хром с пластика, нужно согласно инструкции. Зато хлорным железом достигается хороший результат. Здесь требуется:
Кстати, если при погружении раствор будет иметь температуру около 60 градусов Цельсия, это существенно повысить скорость и эффективность снятия хлора.
Подручные средства
Если слой хрома очень тонкий либо когда речь идёт про так называемый поддельный хром в виде специальной краски. Для настоящего хромирования эти методы малоэффективные.
Учитывая слабую эффективность подручных средств и дороговизну специального оборудования, оптимальным решением станут именно химические средства.
Как снять хром с пластика?
Весь хром на наших детальках появляется вследствие гальванического хромирования.
Хромирование гальваническое — представляет собой электрохимический метод нанесения металлических покрытий на пластмассу. Суть – наносят три слоя металла: медь + никель + хром. Хром вступает в реакцию и равномерно оседает на поверхности изделия. Данный тип хромирования применяется для эмблем автомобиля, радиаторных решеток, сувенирной продукции и т.д. и т.п.
Как избавитьлся от этого хрома?
Есть вариант активно поработать наждачкой, но очень часто детали ни разу не ровные, с множеством мельких элементов. Шкурить такое — руки отсохнут. Именно поэтому нам поможет химия, котрую мы любии прогуливать в школе!
Самый простой способ – это положить на некоторое время нашу пластиковую деталь в раствор хлорного железа и протравить, как печатную плату.
Что такое хлорное железо?
Хлорное железо FeCl3 — средняя соль трёхвалентного железа и соляной кислоты. На вид это химическое сырье представляет собой мягкую кристаллическую массу ржаво-коричневато-черного цвета. Применяется для травления печатных плат в электронной промышленности и приборостроении.
Раствор хлорного железа принято готовить исходя из пропорции 1 к 3 (1часть железа на 3части воды) по весу.
Раствор следует готовить в термостойкой неметаллической емкости, в которую наливается вода с температурой около 60-80 градусов. Желательно конечно использовать кипяченую воду, но прекрасно справляется с этой задачей и обычная вода из под крана. По науке нужно использовать дистиллированную воду, но на практике никто этим не заморачивается – у нас же не химическая лаборатория!
Хлорное железо необходимо всыпать в воду (!не в коем случае не наоборот!) малыми порциями, непрерывно помешивая раствор. При растворении вода будет нагреваться и будет видна достаточно бурная реакция (бурление, шипение, выделение пара, который крайне не рекомендуется вдыхать). На растворение придется затратить минут 20(тут все зависит от объемов) зато железо растворится полностью и не осядет на дно емкости как и не произойдет вскипания раствора, расплавления тары. Совет один – торопиться не надо!
После растворения необходимо дать отстояться раствору. Через 20 минут можно будет наблюдать оседание гидроксида железа (ржавчина) на дне, который всегда содержится в порошке хлорного железа и который препятствует травлению. Лучше дать раствору
отстояться часов 10-12, чтобы на дно емкости осел всякий мусор, который в хлорном железе часто присутствует. После того, как раствор отстоялся его нужно отфильтровать в чистую емкость, в которой он собственно и будет храниться. Раствор можно
запросто использовать неоднократно, и хранится он сколь угодно долго.
В итоге мы получили чистый, прозрачный, бурый раствор хлорного железа.
Перед использованием раствор желательно подогреть до 60-80 градусов (как и при приготовлении) – это существенно ускорит процесс травления (раза в 2), а при применении какого-нибудь «бульбулятора» в сочетании с подогревом можно еще больше ускорить процесс.
Кладем нашу деталь в раствор и на некоторое время забываем. Достаем из раствора уже чистый пластик, без следов хрома или медного напыления.
Ноздри BMW до обработки:
Каждый раз после использования раствор будет терять свою силу и последующее травление будет длиться дольше. Ускорить процесс травления опять же поможет подогрев и помешивание раствора.
Раствор можно восстановить, добавив в него соляной кислоты – часть гидроксида вновь
восстановится до хлорида железа. Но самый простой способ до ужаса банален – кидаем в раствор несколько обыкновенных гвоздей, на них из раствора осядет медь и раствор вновь наберет силу. Но злоупотреблять этим не стоит, особенно когда раствор новый — раствор может деградировать и постепенно сменит цвет с бурого на зеленый.
Есть еще несколько способов восстановления, но при условии того, что раствор нам нужен не в промышленных масштабах, то описывать их не буду.
В заключении хочу предупредить: будьте очень осторожны с хлорным железом!
Все работы рекомендую проводить в перчатках – хлорное железо хорошо въедается в руки и плохо смывается мылом, попав на кожу оно может вызвать зуд и раздражение, в плоть до ожогов у людей с чувствительной кожей. При попадании в глаза промойте их большим количеством проточной воды и конечно обратитесь к врачу.
PS Фото найдены в инете (белорусский BMW клуб, google, yandex)