Черная маруся машина в ссср
Черная Маруся
Вороно́к (также ворон, чёрный ворон, чёрный воронок, черная Маруся) — жаргонное слово (выражение), имеет несколько значений:
Воронка́ми в СССР называли служебные автомобили НКВД ГАЗ-М1 («Эмка»), с 1938 его модификацию ГАЗ-М1-V8, выполненную специально для нужд НКВД, а с 1940 модификацию ГАЗ-11-73. Все эти модификации выпускались только чёрного цвета.
…живой к техническим веяниям, Архипелаг не опоздал перенять черного ворона, а ласковей — воронка. На еще булыжные мостовые наших улиц первые воронки вышли с первыми же грузовиками. Они были плохо подрессорены, в них сильно трясло — но и арестанты становились не хрустальные. Зато укупорка уже тогда, в 1927 году, была хороша: ни единой щелки, ни электрической лампочки внутри, уже нельзя было ни дохнуть, ни глянуть. И уже тогда набивали коробки воронков стоя до отказу. Это не так, чтобы было нарочито задумано, а — колёс не хватало.
Много лет они были серые стальные, откровенно тюремные. Но после войны в столицах спохватились — стали красить их снаружи в радостные тона и писать сверху «Хлеб» (арестанты и были хлебом строительств), «Мясо» (верней бы написать — «кости»), а то и «Пейте советское шампанское!»
Внутри воронок может быть просто бронированным кузовом — пустым загоном. Может иметь скамейки вкруговую вдоль стен. Это — вовсе не удобство, это хуже: втолкают столько же людей, сколько помещается стоймя, но уже друг на друга как багаж, как тюк на тюк. Могут воронки иметь в задке бокс — узкий стальной шкаф на одного. И могут целиком быть боксированы: по правому и левому борту одиночные шкафики, они запираются как камеры, а коридор для вертухая.
А. Солженицын — Архипелаг ГУЛаг (Часть вторая. Вечное движение. Глава 1. Корабли Архипелага)
Этимология
Слово «воронок» произошло от вороной масти (коня). Вероятно, это также было распространённое имя вороного коня. С появлением автомобилей привычка давать личные имена не пропала. А поскольку первые автомобили были чёрного цвета, имя Воронок им подходило.
На чем увозили в лагеря? Машина-легенда «Черный воронок»
Этот символ красного террора уже много лет ассоциируется у обывателей с мрачными застенками Лубянки. При виде ГАЗ М1 или «Черного воронка» в 30-е годы прохожие лишь задавались вопросом: «За кем приехали на этот раз?».
Неприятный скрежет шин и рокочущий звук мотора во дворе – настоящий кошмар каждого советского человека, заставшего сталинскую эпоху. Как всадники апокалипсиса чекисты въезжали на черных машинах во дворы спящих граждан. Стремительно задергивались шторы, выключались лампы и светильники, во всем доме гасли окна — можно было лишь разглядеть бледные лица, выглядывающие из-за занавесок. Приезд «воронка» означал только одно – очередной арест, очередная поломанная судьба и безвозвратно искалеченная жизнь.
Нам, в 2019 году, подобная история кажется чем-то далеким или, может, абсурдным, а вот советским гражданам было не смеха: при виде «черного воронка» у людей кровь стыла в жилах. Что же это за «воронок» такой и почему его все боялись? Давайте разбираться.
В знаменитом «Реквиеме» Анны Ахматовой, пережившей расстрел первого мужа, арест сына и второго мужа, есть строки:
Звезды, смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Интересно, что не все «воронки» были черными. Хотя и было принято красить служебные автомобили в черный цвет, редко чекисты могли приехать и на бежевом предвестнике неприятностей.
Спросите, почему сотрудники НКВД так полюбили «Эмку»? Двигатель V8, два возможных варианта объема – 3,6 и 3,9 литров, 95 лошадиных сил – очень и очень хорошие характеристики для того времени. В то время количество автомобилей в России составляло примерно 1 на 1000 человек, так что для многих жертв репрессий поездка с чекистами была первым и последним опытом поездок на машине. Интересно, что такие автомобили использовались и в качестве настоящих такси: до войны по Москве, развозя пассажиров, колесили почти 2800 Марусь.
На смену «черному воронку» пришла новая модель «Эмки» — ГАЗ 11 с 6-ти цилиндровым рядным двигателем и сотней лошадиных сил под капотом. По утверждениям экспертов, прототипом автомобиля послужил Dodge D5 Export. Внешне он отличался от предшественника за счет выпуклой решетки радиатора. Но во время войны их производство значительно сократилось, так как все мощности были направлены на борьбу с державами Оси, а в 1942 году выпуск «Эмок» и вовсе прекратился. Сегодня «воронок» выставляется в музеях и ценится коллекционерами, до сих пор являясь одним из символов кровавых расправ 30-х годов.
Секретный автопарк: 10 легендарных машин спецслужб СССР
История отечественных спецслужб насчитывает уже более 100 лет. ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ — на протяжении всего этого времени название ведомства менялось регулярно. Разумеется, деятельность спецслужб была невозможна без современных и мощных автомобилей. Речь идет не только о печально известном «черном воронке» — в автопарке спецслужб числилась порой очень интересные экземпляры, которые в те времена считались секретными.
Первыми автомобилями спецслужбы обзавелись еще во времена Российской империи. Наряду с остальными ведомствами небольшое количество машин получило и Министерство внутренних дел. Порой автопарк сыщиков пополнялся весьма экзотичными моделями, такими как переделанный английский автомобиль Humber, копия французского Dion-Bouton или итальянский Diatto-Clе’ment.
По одной из версий, московским силовикам достался четырехдверный фаэтон Mercedes 28/95. Автомобиль оснащался атмосферным шестицилиндровым бензиновым двигателем, который работал совместно с шестиступенчатой коробкой передач. Впрочем, особой нужды у силовиков того времени в таком транспорте не было — сыщики и жандармы со своими поручениями могли справиться, передвигаясь пешком или наняв повозку.
Служебный автомобиль НКВД ГАЗ-M1 и был тем самым пресловутым «черным воронком», на котором перевозили арестованных советских граждан. Впрочем, сами чекисты предпочитали именовать свою служебную машину более ласково — «Маруся». Гражданский ГАЗ-М1 мог комплектоваться двигателями объемом 3,6 (65 л. с.) и 3,9 л (95 лошадиных сил). Однако специально для НКВД была подготовлена «заряженная» версия автомобиля с мотором Ford V8. После начала войны некоторые «Маруси» лишились этого импортного агрегата, который после начала боевых действий начали переставлять на танки Т-60.
Кстати, ведомственный автомобиль не всегда красился в черный цвет — иногда сотрудники НКВД ездили и на «воронках» с бежевым кузовом. Кроме того, въезжающий во двор ГАЗ-M1 мог и не являться предвестником очередного ареста. До войны такой автомобиль в Москве также использовался и в качестве такси. Отличить машину извозчика от «черного воронка» можно было по другой окраске кузова и специальному фонарю над рамкой лобового стекла. Помимо этого, не стоит забывать, что ГАЗ-М1 стал настоящим героем войны, побывав на всех фронтах Второй мировой.
На смену «Марусе» силовые структуры СССР получили в свое распоряжение автомобиль ГАЗ-11-73. Как и «эмка», новый седан, помимо службы в НКВД и милиции, успел побывать на полях сражений Великой Отечественной войны и активно использовался после нее. Автомобиль оснащался шестицилиндровым мотором с отдачей 76 л. с. и мог разгоняться до 120 км в час. Причем мотор был спроектирован по чертежам американского Dodge D. По слухам, НКВД заплатил за эти документы около 25 тыс. долларов. При этом двигатель ГАЗ-11-73 точной копией Dodge не стал — советские конструкторы внесли в моторы ряд своих изменений. Седан выпускался в СССР вплоть до 1948 года, а его силовой агрегат стал самым массовым двигателем Горьковского завода.
Нередко сотрудники НКВД и милиции использовали и мотоциклы. Особой популярностью у работников силовых структур пользовались BMW R11, которые закупались в 1920-е и 1930-е годы. Мотоцикл комплектовался четырехтактным двухцилиндровым оппозитным двигателем M56 мощностью 18 лошадиных сил. BMW R11 с прессованной стальной рамой весил 162 кг и мог разогнаться до 100 км в час. Также немецкий мотоцикл при желании оснащался боковым прицепом. В Германии R11 с коляской активно закупались армией и использовались для поставок продовольствия и оперативного перемещения солдат. В СССР конкуренцию баварцу в те времена мог составить ПМЗ-А-750, выпускавшийся в период с 1935 по 1939 год на Подольском механическом заводе в Подмосковье. Этот мотоцикл также поставлялся в силовые ведомства, однако такой популярностью, как BMW, у сотрудников не пользовался.
ГАЗ-4 по праву можно считать настоящим первым советским пикапом. Небольшой грузовичок оснащался 3,28-литровым мотором мощностью 40 л. с. и четырехступенчатой коробкой передач (три скорости вперед и одна — назад). Изначально автомобиль использовался для работы на машинно-тракторных станциях по обслуживанию техники в полях, для перевозки небольших бригад к месту работы в колхозах, а также в качестве штабных машин в армии. Однако вскоре на пикап обратили внимание и силовые структуры в разных городах Страны Советов. Например, машины быстро приспособили для выезда оперативно-следственной группы на место совершения преступления. Также пикап вполне подходил для транспортировки задержанных. Наконец, партию ГАЗ-4 получили пограничные войска НКВД СССР для патрулирования границы.
После войны автопарки силовых структур массово пополнили трофейные автомобили, а также американские машины, поставленные в СССР по лендлизу. Поэтому КГБ получил свой первый отечественный спецавтомобиль лишь в 1956 году. Это был особый ГАЗ-М20Г, который внешне ничем не отличался от стандартной «Победы». Однако спецмодификация для чекистов оснащалась шестицилиндровым двигателем ГАЗ-12 ЗИМ объемом 3,5 л и мощностью 90 л. с. вместо обычного 50-сильного. Такая «Победа» могла набрать сотню всего за 30 с и разгонялась до 132 км в час. Также в распоряжении силовиков того времени были средства радиосвязи и специальное звуковое оборудование. Еще одна особенность ведомственного ГАЗ-М20Г — открывающийся изнутри багажник. По легенде, его можно было использовать в качестве бойницы для обстрела преследователей.
Все машины для КГБ собирались вручную после специального запроса из ведомства. Если машины по разным причинам покидали гараж ведомства, все спецоборудование демонтировалось. Историки считают, что всего было выпущено около 100 специальных «Побед», а до наших времен сохранилось всего несколько экземпляров таких автомобилей.
Более массовой моделью в КГБ стала легендарная «Волга» ГАЗ-23. Спецверсия для силовиков оснащалась 5,5-литровым двигателем V8 c отдачей 195 лошадиных сил. С таким агрегатом седан разгонялся до «сотни» за 16 с, а максимальная скорость составила 170 км в час. Неудивительно, что в народе эта машина получила прозвище «догонялка».
Внешне от обычной «Волги» такой автомобиль ничем не отличался. Понять, что перед ним машина чекистов, опытный шпион мог лишь по звуку двигателя. Кроме того, автомобиль мог окрашиваться в любой цвет. По утверждениям некоторых любителей раритетных машин, которые имели дело с реставрацией ГАЗ-23, кузова этих седанов имели несколько слоев краски и, вероятно, не раз перекрашивались для служебных заданий.
До провинциальных городов, разумеется, всевозможные спецверсии и «догонялки» чаще всего не доходили, но и там в автопарке силовиков иногда числились интересные машины. Например, в Мурманской области для перевозки сотрудников НКВД в условиях бездорожья использовался грузовой ГАЗ-63 с колесной формулой 4х4. Для этого кузов машины заменяли фургоном. Такой проходимый автомобиль с двумя топливными баками общей вместимостью 195 л также достался местной милиции, а некоторые экземпляры и вовсе переделали в мобильные криминалистические лаборатории. По свидетельству очевидцев, сверхпроходимые фургоны использовались в различных ведомствах вплоть до начала 70-х годов.
Tatra 613 начала собираться в 70-х годах в чехословацком городе Пршибор, хотя дизайн этой машины создавался итальянской дизайнерской компанией Carrozzeria Alfredo Vignale. В СССР первая партия этих автомобилей отправилась в 1980 году и оказалась в распоряжении КГБ. Чекисты положительно оценили машину с 3,5-литровым мотором мощностью 168 л. с., который позволял Tatra 613 разгоняться до внушительных по тем временам 190 км в час. Иномарка также оснащалась независимой передней подвеской, электростеклоподъемниками, кондиционером и обогревом заднего стекла. Для тех времен это был очень комфортный и надежный автомобиль.
От своих коллег решили не отставать и сотрудники МВД, которые чуть позже также заказали небольшую партию Tatra 613. Считается, что в большинстве случаев в СССР эта машина использовалась силовиками для перевозки высокого руководства. Кроме того, чешские автомобили обеспечивали безопасность в столице во время проведения летних Олимпийских игр.
Проектная работа «Образ «Чёрной Маруси» (автомобиль) в произведениях русских писателей и поэтов»
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«КРАЕВОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
« Образ «Чёрной Маруси» (автомобиль) в произведениях русских писателей и поэтов «
Кобзарь Артёма Вячеславовича
Преподаватель: Карлышева Наталья Валерьевна
Дата выставления оценки
Глава 1 «Чёрная Маруся» («воронок», «чёрный ворон») (ГАЗ-М1 («Эмка»)).5
История создания автомобиля ГАЗ М1……………………………………..5
Технические характеристики ГАЗ М1………………………. 11
Глава 2 Образ «Чёрной Маруси» (автомобиль) в произведениях русских писателей и поэтов…………………………………………………. 12
2.1 Общая характеристика литературного процесса 20-30-х годов XX века.12
2.2 «Чёрная Маруся» в стихотворении А.А.Ахматовой «Реквием»……….13
2.3 «Чёрная Маруся» («воронок», «чёрный ворон») в романе А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»……………………………………..15
2.4 «Чёрная Маруся» в романе «Мастер и Маргарита»………………..…18
Список использованных источников…………………………. ………………21
А ну-ка, парень, подыми повыше ворот,
Подыми повыше ворот и держись.
Ой, «черный ворон», «черный ворон», «черный ворон»
Переехал мою маленькую жизнь.
Наибольший страх вызывали автомобили — об этом много написано в воспоминаниях о сталинской эпохе, — принадлежавшие НКВД. Такую машину называли то «черная Маруся», то «черный воронок».
Именно это и является актуальностью данного проекта.
Цель проекта: изучение автомобиля «Чёрная Маруся» («черный ворон», «воронок») произведениях русских писателей и поэтов
Для достижения этой цели поставлены задачи:
1. Выяснить, какие автомобили назывались «Чёрная Маруся» («черный ворон», «воронок») и почему
2. Проанализировать технические характеристики данных автомобилей
3. Привести примеры из произведений русских писателей и поэтов, описывающие данные автомобили
4. Создать буклет по теме «Образ «Чёрной Маруси» (автомобиль) в произведениях русских писателей и поэтов»
Методы исследования : анализ, синтез, наблюдение, обобщение
Практическая значимость: материал можно использовать на уроках литературы, а также при освоении спецдисциплин по устройству автомобилей
Глава 1 «Чёрная Маруся» («воронок», «чёрный ворон») (ГАЗ-М1 («Эмка»))
Для перевозки арестованных использовались служебные автомобили НКВД ГАЗ-М1 («Эмка»), в СССР их называли «чёрный ворон», «воронки».
Когда же и в чьем гнезде появилась на свет эта жуткая птица? Француз Жак Росси, автор двухтомного «Справочника по ГУЛАГу», утверждал, что «черные вороны появились в Москве, в 1927 г. Это были полуторатонки, выпущенные первым советским заводом АМО. Во время ежовщины появились огромные, 5-тонные черные вороны, окрашенные в темный цвет и ездившие только ночью».
Если между «вороном» и «вороненком» разница была в размерах, то «ворон» и «воронок» подразумевали одну и ту же машину. Автозак (еще одно миленькое определение – «автомобиль для перевозки заключенных!») могли назвать и «черным вороном», и просто «вороном», и «воронком» – от перемены названий содержание не менялось…
Эпитет «черный» не всегда указывал на цвет – хотя вначале машины действительно окрашивались в мрачно-темные тона. Однако в конце 30-х «воронки» стали маскировать под машины для перевозки продовольствия. Их красили в веселенькие светлые цвета, на бортах красовались надписи «ХЛЕБ» или «МЯСО» (причем, на русском, английском, немецком и французском языках). Надписи могли варьироваться – в зависимости от фантазии чекистов. В связи с этим «сидельцы» сначала пытались отличать мрачные автозаки от веселых «хлебных» фургончиков.
История создания автомобиля ГАЗ М1
Воронка́ми в СССР называли служебные автомобили НКВД ГАЗ-М1 («Эмка»), выполненные специально для нужд НКВД, выпускались они только чёрного цвета, отсюда и название.
В начале 1932 года с конвейера Горьковского автозавода сошли первые грузовики. Это были копии заокеанских моделей, что оправдывалось необходимостью срочного создания автопромышленности — почти с нуля.
Новая машина «ГАЗ-М1», была спроектирована в грузовом варианте, оснащена усиленным двигателем, мощной рамой, продольными рессорами вместо поперечных, штампованными дисками колес вместо проволочных спиц, шинами низкого давления. Грузовую «эмку» начали производить в январе 1932 года.
Осенью 1933 года в экспериментальном отделе ГАЗа начали работу над будущим автомобилем. Первые три опытных образца М1, что расшифровывается как «Молотовец первый». Внешне они отличались от серийных машин иной облицовкой радиатора, лючками на боковинах капота, колесами с проволочными спицами.
Гениальный старик Генри Форд был консерватором и не любил изменять однажды найденным удачным решениям. Потому выпуск в 1932 году модели 40 с V-образным восьмицилиндровым двигателем казался несколько неожиданным. Впервые удалось отлить цельный блок мотора V8. Однако конструкция шасси Ford-40 во многом была заимствована у предыдущих моделей фирмы — А и Т — и не соответствовала «революционному» двигателю.
Базовой машиной для ГАЗа стала версия с закрытым цельнометаллическим четырехместным кузовом, несомненно более комфортабельным, чем открытый у ГАЗ-А. Серьезные изменения были внесены в конструкцию шасси. Переднюю и заднюю поперечные рессоры заменили четырьмя продольными, что позволило отказаться от конструкции трубы, в которую был спрятан кардан, передававшей толкающий момент от заднего моста непосредственно на раму. Появились гидравлические амортизаторы одностороннего действия, иное рулевое управление. Колеса обрели штампованные диски взамен спицованных.
Главным новшеством стал кузов – четырехдверного типа, закрытый цельнометаллический. Деревянной оставалась лишь одна деталь – боковой брус крыши. Кузов был установлен на раму, выштампованную из стали толщиной 3 мм. Детали рамы соединялись двумя способами: электродуговой сваркой и заклепками. Такая схема обеспечивала прочность и жесткость конструкции на изгиб, что способствовало меньшей усталости металла. Элементы кузова тоже штамповались, но соединялись уже точечной сваркой, поскольку нагрузки там в отличие от рамы были значительно меньше. Крыша была брезентовой, с теплоизолирующей прокладкой. Двери имели удобные ручки, мягкую обивку и открывались назад.
Система зажигания — батарейного типа, с центробежным регулятором опережения угла установки. Подача горючего осуществлялась диафрагменным топливным насосом. За счет изменения геометрии каналов в головке блока удалось улучшить наполнение цилиндров. При таком же рабочем объеме, как у ГАЗ-А, новый двигатель, получивший обозначение ГАЗ-М, стал мощнее (50 л.с. против прежних 40 л.с.) благодаря измененным фазам газораспределения и повышенной с 4,2 до 4,6 степени сжатия. Эта степень сжатия соответствовала тогда наиболее распространенному в СССР сорту автомобильного бензина с октановым числом 59-65. Двигатель ГАЗ-М с 1938 года стал монтироваться и на модернизированных грузовиках ГАЗ-АА, получивших индекс ГАЗ-ММ.
Завод обновил и коробку передач – ввел шестерни постоянного зацепления на второй ступени и скользящую зубчатую муфту включения второй и третьей передач. Толкающщие усилия от заднего моста на раму у ГАЗ-М1 передавала не труба карданного вала, как у ГАЗ-А, а рессоры. Поэтому труба стала легче, получила скользящее телескопическое сочленение и воспринимала только реактивный момент заднего моста.
Значительное увеличение жесткости рамы было достигнуто не только у величением сечений лонжеронов и траверс, но и введением Х-образной поперечины. Более мягкие, чем у ГАЗ-А, рессоры сочетались с гидравлическими рычажными амортизаторами одностороннего действия. Изменения коснулись и рулевого механизма, а также тормозов. Они получили механический привод — от педали или рычага поворачивался специальный вал, усилие от которого через систему тяг и тросов передавалось на тормозные колодки всех колес.
Новые передние крылья сильно изменили облик автомобиля. Водитель мог отрегулировать сиденье под длину своих ног, механический указатель уровня бензина заменили электрическим, на всех дверях имелись форточки, были в наличии прикуриватель и пепельница. Переключатель света фар находился под ногой. 16 марта 1936 года с конвейера сошла первая «эмка», а на следующий день еще два автомобиля отправлены в Москву для показа руководству страны. Сталину, Молотову, Ворошилову и Орджоникидзе новый автомобиль понравился.
За годы выпуска у ГАЗ-М1 видоизменялись капот, облицовка радиатора, бамперы. Самая же серьезная модернизация произошла в 1938 году. В середине 30-х годов стало ясно, что резервы дальнейшего совершенствования двигателя ГАЗ-М исчерпаны. Директор ГАЗа С.С. Дъяконов в докладной записке на имя заместителя наркома тяжелой промышленности указал на необходимость скорейшего развертывания производства нового двигателя ГАЗ-11. Он был шестицилиндровым (3485 см3, 76 л.с. при 3400 об/мин) нижнеклапанным и предназначался для нового поколения автомобилей ГАЗ, легковых и грузовых. Опытные образцы легковых моделей были готовы в середине 1938 года, и в 1941 году завод намечал их серийный выпуск. В их число входили ГАЗ-11-73 с кузовом типа седан, представлявший собой модернизированный ГАЗ-М1 с двигателем ГАЗ-11, а также ГАЗ-11-40 (модификация ГАЗ-11-73 с кузовом фаэтон), пикап ГАЗ-11-41 и легковые автомобили повышенной проходимости ГАЗ-61. Мотор прожил долгую и счастливую жизнь — его устанавливали (с небольшими переделками) на ГАЗ-12 (ЗиМ), ГАЗ-51, ГАЗ-63, другие автомобили, дрезины, автобусы и погрузчики. Выпуск этого двигателя завершился совсем недавно — с уходом на пенсию грузовика ГАЗ-52.
Автозак (фургон «Чёрная маруся», душегубка, его также именуют и «черный ворон») пришел на службу тюремной системе еще в 20-е годы. До этого заключенных переправляли пешим этапом. Людными городскими улицами шла колонна, сопровождаемая усиленным конвоем. Это было зрелище. Организованная толпа зеков под лай собак и окрики перекрывала проезд, надолго загораживала тротуары, вызывала массу зевак. В середине 20- х автозаки, впрочем, как и обычные грузовики, для России еще были редкостью. Горьковский автозавод не мог угнаться за аппетитом ГУИТУ СССР (Главного управления исправительно-трудовых учреждений). Поначалу спецавтомобиль был пустым стальным загоном, в который зеков набивали, словно селедку в банки. Это имело свой резон. Когда ноги и руки зажаты соседними телами, и ты стоишь, помимо воли вытянувшись в струну или же скорчившись у стенки, возникает лишь мысль доехать в добром здравии. Зек, решив бежать, физически не сможет продвинуться к двери или попытаться раздолбить днище. Положение рук и ног изменялось лишь на дорожных ухабах.
Чуть позже появились скамейки вкруговую у стен. Конвой не имел права сопровождать подследственных (подсудимых или уже осужденных) внутри салона: их просто вталкивали внутрь и закрывали стальную (иногда бронированную) дверь. «Воронок» имел зловещий серый цвет и строгую внешнюю конфигурацию. После войны, когда страна вновь бодро зашагала под барабаны и трубы, его стали окрашивать в обыденные тона. На стальных стенах появлялись надписи «Мясо», «Хлеб», «Аварийная служба газа», «Пейте советское шампанское!» и тому подобное.
С конца 30-х по нынешний день «черный ворон» уже практически не изменялся (разве что окошек прибавилось). Но, возможно, это – лишь свидетельство его совершенства?
Технические характеристики ГАЗ М1
Кузов автомобиля мог вместить 5 человек. Силовой агрегат был 4-цилидровым объемом в 3,2 л. Мощность его составляла 50 лошадиных сил, а коробка переключения передач имела 3 скорости. Максимальная скорость составляла 105 км/ч, а до 80 километров в час автомобиль мог разогнаться за 24 секунд. Расход топлива составлял 14,5 литров на 100 километров пути. Длина составляла 4625 миллиметров, ширина – 1770 миллиметров, высота – 1780 мм. Масса автомобиля – 1370 килограммов.