чтение апостола в храме

Библейские чтения на церковном богослужении

Слово Божие пусть сеется у вас обильно

свя­щен­ник Алек­сий Хотеев

Чтение Свя­щен­ного Писа­ния явля­ется необ­хо­ди­мой частью пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния. «Слово Хри­стово да все­ля­ется в вас обильно, со всякою пре­муд­ро­стью», – гово­рит св. апо­стол Павел ( Кол. 3:16 ). Библия состоит из книг Вет­хого и Нового Завета. В тече­ние цер­ков­ного года в храме про­чи­ты­ва­ются все книги Нового Завета, кроме Апо­ка­лип­сиса, а также пол­но­стью или отча­сти многие книги Вет­хого Завета. Как во вре­мена апо­столь­ские, когда, по сви­де­тель­ству книги Деяний, слово хри­сти­ан­ской про­по­веди нередко соче­та­лось с еже­днев­ным чте­нием Свя­щен­ного Писа­ния ( Деян. 17:11 ), так и теперь слово Божие звучит на цер­ков­ном бого­слу­же­нии еже­дневно.

Биб­лей­ский текст чита­ется в храме не по главам, а по особым тема­ти­че­ским отрыв­кам – «зача­лам». Одно зачало может вклю­чать в себя целую главу или только ее часть, напри­мер, рас­сказ о каком-либо чуде, про­ро­че­ство, притчу. Свя­щен­ное Писа­ние читают на службе разные лица. Одни зачала читает свя­щен­ник, другие диакон, третьи чтец. Для удоб­ства чтения при­выч­ная нам и доста­точно объ­ем­ная Библия раз­де­лена в церкви на несколько частей, каждая из кото­рых пред­став­ляет особую книгу.

«Еван­ге­лие» – самая глав­ная часть Свя­щен­ного Писа­ния Нового Завета, в кото­рой изло­жены слова и деяния Гос­пода Христа, содер­жит в себе повест­во­ва­ния четы­рех еван­ге­ли­стов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Еван­ге­лие обычно укра­шено кра­си­вым окла­дом, на лице­вой части кото­рого нахо­дится изоб­ра­же­ние Христа, вос­крес­шего из мерт­вых, и лики четы­рех еван­ге­ли­стов. Слово «Еван­ге­лие» в пере­воде с греч. озна­чает «Благая весть» – это про­по­ведь о боже­ствен­ном досто­ин­стве Иисуса Христа, кото­рое явно откры­лось в Его три­днев­ном вос­кре­се­нии. Еван­ге­лие нахо­дится в глав­ной части храма – алтаре, на пре­столе, и сим­во­ли­зи­рует при­сут­ствие в храме Христа, Сына Божия, Кото­рый в Свя­щен­ном Писа­нии име­ну­ется также Словом Божиим ( Ин. 1:1 ).

«Апо­стол» – эта книга содер­жит другую часть Нового Завета, где поме­щен рас­сказ об апо­столь­ской про­по­веди (Деяния) и посла­ния святых апо­сто­лов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и 14 посла­ний апо­стола Павла. На пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии не чита­ется послед­няя книга Нового Завета Апо­ка­лип­сис или Откро­ве­ние апо­стола Иоанна. В этой книге, напол­нен­ной таин­ствен­ного содер­жа­ния, запе­чат­лены виде­ния апо­стола Иоанна о Втором При­ше­ствии Гос­пода Христа и конеч­ных судь­бах нашего зем­ного мира. Поскольку эта книга не совсем вос­при­ни­ма­ется на слух и нуж­да­ется в тол­ко­ва­нии, то ее чтение за бого­слу­же­нием исклю­чено. Доста­точно руко­вод­ство­ваться уче­нием о Втором При­ше­ствии и конце мира, кото­рое нахо­дится в Еван­ге­лии и апо­столь­ских посла­ниях. Впро­чем раз­лич­ные слова и образы из Апо­ка­лип­сиса вошли в бого­слу­жеб­ную поэзию и сим­во­лику.

«Псал­тирь» – это един­ствен­ная бого­слу­жеб­ная книга Вет­хого Завета, пол­но­стью вошед­шая в бого­слу­же­ние Ново­за­вет­ной, Хри­сти­ан­ской, Церкви. «Псал­ти­рью» на гре­че­ском языке назы­вали струн­ный музы­каль­ный инстру­мент, под акком­па­не­мент кото­рого испол­ня­лись пес­но­пе­ния. В этой книге содер­жатся гимны, в кото­рых про­слав­ля­ется попе­че­ние Божие о мире и чело­веке. Псал­тирь, по сути, – это древ­ней­ший молит­во­слов, причем по глу­бине и поэ­тич­но­сти опи­сы­ва­е­мых чувств, пожа­луй, самый лучший из молит­во­сло­вов. Неда­ром с давних времен хри­сти­ан­ские подвиж­ники гово­рили: «Скорее солнце пре­кра­тит свое шествие по небу, чем оста­но­вится чтение Псал­тири».

Из других книг Вет­хого Завета прак­ти­че­ски пол­но­стью про­чи­ты­ва­ются Бытие, Притчи Соло­мо­новы и книга про­рока Исаии. Их чтение пред­ла­га­ется в тече­ние Вели­кого поста перед Пасхой с нрав­ствен­ной целью: про­бу­дить в душе чело­века жела­ние пока­яться. На бого­слу­же­нии вели­ких празд­ни­ков также чита­ются отрывки из разных книг Вет­хого Завета. Эти отрывки назы­ва­ются «паре­мии», что в пере­воде с греч. озна­чает «притчи». Поскольку многие собы­тия Нового Завета при­кро­венно или явно пред­ска­заны в Ветхом в форме про­об­ра­зов или про­ро­честв, то есте­ственно слы­шать на празд­нич­ной службе пред­ска­за­ние и радо­ваться его испол­не­нию. Напри­мер, в наве­че­рие Рож­де­ства Хри­стова (Рож­де­ствен­ский сочель­ник) чита­ется про­ро­че­ство Исаии о рож­де­нии от Девы Емма­ну­ила, т.е. Бого­че­ло­века Иисуса ( Ис. 7:10-15; 8:1-4, 9-10 ), про­ро­че­ство Михея о рож­де­нии Христа в Виф­ле­еме ( Мих. 4:6-7; 5,2-4 ). На празд­ники Бого­ро­дицы чита­ется из книги Бытие виде­ние Иако­вом чудес­ной лествицы, про­об­ра­зо­вав­шей Божию Матерь, Кото­рая рож­де­нием Боже­ствен­ного Сына соеди­нила небо и землю ( Быт. 28:10-17 ).

В цер­ков­ном кален­даре на каждый год ука­зы­ва­ются еже­днев­ные чтения из Свя­щен­ного Писа­ния. Каждый хри­сти­а­нин может под­го­то­виться к слы­ша­нию того или иного биб­лей­ского отрывка, про­чи­тав его в своей домаш­ней Библии. Сейчас име­ются раз­лич­ные тол­ко­ва­ния и руко­вод­ства к изу­че­нию слова Божия, кото­рые помо­гают понять смысл бого­дух­но­вен­ного текста. «Потому-то, – гово­рит свт. Иоанн Зла­то­уст, – цер­ков­ный чтец, взойдя для поло­жен­ных чтений (паре­мий, Апо­стола, Еван­ге­лия), напе­ред воз­гла­шает, чья книга, какого именно про­рока или апо­стола, или еван­ге­ли­ста, а потом читает напи­сан­ное ими, чтобы вы лучше заме­тили их и знали не только содер­жа­ние, но и при­чину напи­сан­ного, и того, кто сказал это».

Цер­ков­ным уста­вом опре­де­ля­ется поря­док чтения книг Свя­щен­ного Писа­ния за бого­слу­же­нием. Один поря­док для чтения «Еван­ге­лия», другой для «Апо­стола», третий для «Псал­тири», чет­вер­тый для других книг Вет­хого Завета (паре­мий). Время и место чтения той или иной книги на службе соот­вет­ствует важ­но­сти ее содер­жа­ния. Напри­мер, «Еван­ге­лие», заклю­ча­ю­щее в себе слово Хри­стово, чита­ется в тор­же­ствен­ной обста­новке. Ему всегда пред­ше­ствуют воз­гласы : «И о спо­до­би­тися нам слы­ша­нию Свя­таго Еван­ге­лия Гос­пода Бога молим», «Пре­муд­рость, прости, услы­шим Свя­таго Еван­ге­лия – Мир всем».

Биб­лей­ские чтения в тече­ние цер­ков­ного года рас­пре­де­лены таким обра­зом, чтобы зву­чать каждый день. К этим чте­ниям, кото­рые носят назва­ние «рядо­вых», добав­ля­ются чтения уста­нов­лен­ные на тот или иной вели­кий празд­ник. Осо­бен­ным вре­ме­нем цер­ков­ного года явля­ется Вели­кий пост перед Пасхой, кото­рый имеет свой поря­док чтения Свя­щен­ного Писа­ния.

Как пра­вило, на вечер­них служ­бах чита­ются отрывки из книг Вет­хого Завета, а утром, на литур­гии, – из Нового Завета. Таким обра­зом вече­ром мы слу­шаем Псал­тирь и паре­мии, а на утрен­нем бого­слу­же­нии Апо­стол и Еван­ге­лие.

На Боже­ствен­ной литур­гии апо­столь­ские и еван­гель­ские зачала чита­ются в паре: сна­чала отры­вок из Апо­стола, затем отры­вок из Еван­ге­лия. Эти пары нередко сходны по смыслу. Напри­мер, по суб­бо­там можно услы­шать из Апо­стола учение ап. Павла о соот­но­ше­нии вет­хо­за­вет­ного обря­до­вого закона и ново­за­вет­ного закона бла­го­дати, а из Еван­ге­лия сви­де­тель­ства о чудес­ных исце­ле­ниях, совер­шен­ных Хри­стом именно в день суб­бот­ний, в день стро­гого покоя по иудей­скому обычаю. Точно также и празд­нич­ные зачала. Напри­мер, на Рож­де­ство Хри­стово из Еван­ге­лия чита­ется рас­сказ о рож­де­нии Иисуса и покло­не­нии волх­вов ( Мф. 2:1-12 ), а из Апо­стола – о вопло­ще­нии Сына Божия и усы­нов­ле­нии Богу всех людей ( Гал. 4:4-7 ). Когда на один день при­хо­дится несколько цер­ков­ных празд­ни­ков, тогда может читаться от двух до трех соот­вет­ству­ю­щих пар. Напри­мер, вос­кре­се­нье – это всегда празд­нич­ный день, «малая Пасха». В этот день уста­вом назна­чены опре­де­лен­ные зачала апо­столь­ское и еван­гель­ское. Если в вос­кре­се­нье при­хо­дится память какого-либо вели­кого свя­того (св. Иоанна Пред­течи, свт. Нико­лая Чудо­творца или других), кото­рый также имеет свою особую пару чтений, тогда чита­ется первым из Апо­стола зачало вос­крес­ное, затем свя­того, также и из Еван­ге­лия, чтение вос­крес­ное и свя­тому.

Празд­ник Хри­стова Вос­кре­се­ния явля­ется нача­лом годич­ного круга ново­за­вет­ных чтений. От одной Пасхи до другой бывает разное коли­че­ство дней, поскольку этот празд­ник подвиж­ный, что при­дает порядку чтения Апо­стола и Еван­ге­лия в тече­ние года свои осо­бен­но­сти. Само Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие чита­ется в такой после­до­ва­тель­но­сти. Еван­ге­лие от Иоанна начи­на­ется в день Пасхи и закан­чи­ва­ется на день Пяти­де­сят­ницы, всего 67 зачал. После Пяти­де­сят­ницы 17 недель чита­ется Еван­ге­лие от Матфея, 116 зачал. Затем в тече­ние 18 недель сле­дует чтение Еван­ге­лия от Луки, 114 зачал. Еван­ге­лие от Марка чита­ется в будние дни в тече­ние послед­них 6 недель чтения Матфея и также в послед­ние 6 недель чтения Луки до начала Вели­кого поста. От начала Вели­кого поста до Пасхи суще­ствует особый поря­док еван­гель­ских зачал. Здесь пре­об­ла­дает еван­ге­лист Марк, 71 зачало. Апо­стол начи­нает читаться с книги Деяний (от Пасхи до Пяти­де­сят­ницы), затем сле­дуют 14 посла­ний св. ап. Павла и 7 т.н. «Собор­ных» посла­ний (Иакова, Петра, Иоанна и Иуды). Всего книга «Апо­стол» раз­де­лена на 335 зачал.

Паре­мии или чтения из Вет­хого Завета в насто­я­щее время чита­ются только вече­ром, нака­нуне вели­ких цер­ков­ных празд­ни­ков. Каждый раз их пола­га­ется числом 3, и по содер­жа­нию они под­би­ра­ются к каж­дому празд­нику свои.

Псал­тирь, наи­бо­лее чита­е­мая книга Вет­хого Завета, пол­но­стью про­чи­ты­ва­ется каждую неделю один раз, а в тече­ние Вели­кого поста – два раза. Она раз­де­лена на 20 кафизм. «Кафизма» от греч. «кафизо», что значит «сижу», во время чтения Псал­тири можно молиться сидя. Каждая кафизма, в свою оче­редь, раз­де­лена на три «Славы», т.е. раз­де­лена сла­во­сло­вием Лиц Святой Троицы – Отца, Сына и Свя­того Духа.

Так на бого­слу­же­нии в тече­ние года чита­ется Свя­щен­ное Писа­ние. Этот поря­док был состав­лен, когда еще мало кто имел воз­мож­ность читать свою, домаш­нюю, Библию. Тогда книги пере­пи­сы­ва­лись вруч­ную и стоили очень дорого. Знание же слова Божия необ­хо­димо всегда. И это знание у святых было уди­ви­тельно глу­бо­ким и целост­ным. При­учить себя к цер­ков­ному бого­слу­же­нию – значит хорошо узнать Свя­щен­ное Писа­ние. Как гово­рит в одной из своих бесед свт. Иоанн Зла­то­уст: «Кто регу­лярно ходит в цер­ковь, тому доста­точно года для при­об­ре­те­ния бога­того позна­ния, ибо мы читаем Писа­ние непре­рывно».

Источник

Схема чтения прокимена, Апостола и аллилуария

Во время пения Трисвятого (или песнопения, заменяющего Трисвятое) чтец получает благословение от священника на чтение Апостола, после чего выходит северной дверью из алтаря на солею, спускается по ступеням амвона, держа при этом Апостол в обеих руках немного впереди себя над головой. Спустившись, он становится перед амвоном (между амвоном и аналоем с иконой праздника), лицом к царским вратам. Затем чтец открывает книгу и дожидается окончания пения Трисвятого.

Обычная схема чтения одного Апостола (вместе с одним прокименом и аллилуарием) за литургией такова:

Диакон: «Вонмем».

Священник: «Мир всем».

Чтец: «И духови твоему».

Диакон: «Премудрость».

Чтец:«Прокимен, глас…[109](называет глас и говорит текст прокимена)».

Чтец говорит стих прокимена.

Чтец говорит 1-ю половину прокимена.

Хор допевает 2-ю половину прокимена.

Диакон: «Премудрость».

Чтец произносит надписание апостольского чтения в зависимости от того, из какой книги берется зачало:

«Деяний святых Апостол чтение».

«Соборнаго послания Иаковля чтение».

«Соборнаго послания Петрова чтение».

«Соборнаго послания Иоаннова чтение».

«Соборнаго послания Иудина чтение».

«К Римляном послания святаго апостола Павла чтение».

«К Коринфяном послания святаго апостола Павла чтение».

«К Галатом послания святаго апостола Павла чтение».

«Ко Ефесеем послания святаго апостола Павла чтение».

«К Филипписием послания святаго апостола Павла чтение».

«К Колоссаем послания святаго апостола Павла чтение».

«К Солуняном послания святаго апостола Павла чтение».

«К Тимофею послания святаго апостола Павла чтение».

«К Титу послания святаго апостола Павла чтение».

«К Филимону послания святаго апостола Павла чтение».

«Ко Евреем послания святаго апостола Павла чтение».

Диакон: «Вонмем».

Чтец читает текст апостольского зачала.

Священник (по окончании чтения): «Мир ти».

Чтец: «И духови твоему».

Диакон: «Премудрость».

Чтец:«Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа»[110].

Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Чтец говорит 1-й стих аллилуария.

Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Чтец говорит 2-й стих аллилуария.

Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Если читается два (или три) Апостола и поется два прокимена, то схема будет следующей:

Диакон: «Вонмем».

Священник: «Мир всем».

Чтец: «И духови твоему».

Диакон: «Премудрость».

Чтец: «Прокимен, глас…(называет глас и говорит текст 1-го прокимена)».

Хор поет 1-й прокимен.

Чтец говорит стих 1-го прокимена.

Хор поет 1-й прокимен.

Чтец «Прокимен, глас…[111](называет глас и говорит текст 2-го прокимена)».

Хор поет полностью 2-й прокимен.

Диакон: «Премудрость».

Чтец произносит надписание 1-го апостольского чтения в зависимости от того, из какой книги берется первое зачало:

Диакон: «Вонмем».

Чтец читает текст сначала первого, затем второго апостольского зачала, в обоих случаях начиная с вводных фраз. Если читается три зачала, то чтение, которое полагается по Уставу «под зачало», не имеет вводной фразы и присоединяется к одному из двух других чтений; полученное составное чтение выглядит как зачало с преступкой.

Священник (по окончании чтения): «Мир ти».

Чтец: «И духови твоему».

Диакон: «Премудрость».

Чтец: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа» и сразу говорит 1-й стих 1-го аллилуария.

Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Чтец говорит 2-й стих 1-го аллилуария.

Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Чтец говорит 1-й стих 2-го аллилуария.

Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Также необходимо сказать, что в некоторых храмах на практике в случае чтения трех стихов на «Аллилуиа» имеют место отступления от приведенной нами схемы, когда вместо двух стихов первого аллилуария и одного стиха второго читают только по одному стиху от каждого аллилуария. Иногда такие нарушения объясняются элементарным незнанием, иногда же практической трудностью, связанной с тем, что неудобно сразу после окончания чтения Апостола открыть аллилуарий, тогда как хор, не дожидаясь чтеца, начинает петь «Аллилуиа». Такая практика ничем не может быть оправдана, так как противоречит явным указаниям Устава, зафиксированным в тех службах, когда в один день случается два праздника и приводятся два стиха первого аллилуария и один стих второго (см. Типикон, 1 сентября, 1 и 26 октября, 27 ноября, 1 августа). Можно посоветовать в таких случаях чтецу постараться запомнить первый стих первого аллилуария, а хору проявить терпение.

Устав чтения Апостола

В начале каждого зачала помещается звездочка (если на одной странице два зачала, то в начале второго стоят две звездочки), которая играет роль ссылки и соотносится с подстрочником. Внизу страницы в подстрочном аппарате указывается день чтения данного зачала, и здесь же приводится вводная фраза, которой следует начинать чтение зачала. Чаще всего используются следующие вводные фразы: в книге Деяний — «Во дни оны», в соборных посланиях — «Возлюбленнии», в посланиях апостола Павла — «Братие» (в пастырских — «Чадо Тимофее» и «Чадо Тите»).

Таким образом, при чтении Апостола за богослужением следует, во-первых, в приложениях найти прокимен и аллилуарий, также с помощью приложений определить номер зачала, которое назначается для чтения в этот день. Затем, открыв нужное зачало, следует сразу убедиться на основании подстрочника в том, что оно действительно предназначено для чтения в данный день. Далее необходимо полностью взять вводную фразу из подстрочника и затем читать с тех самых слов, которые стоят после звездочки (то есть слова, стоящие перед звездочкой в основном тексте Апостола, в этом случае опускаются). Заканчивается же чтение не там, где начинается следующее зачало, а только в том месте, которое обозначено словами «конец…» (например, «конец великомучеником» или «конец недели»). Если же в середине чтения одного зачала встречается начало другого чтения, то в этом случае необходимо следовать основному тексту, не обращая внимания на подстрочник.

Некоторые апостольские чтения, как и евангельские, имеют разрыв в тексте, или преступку, когда определенный отрывок в середине данного зачала опускается. В этом случае необходимо, дойдя до отметки «преступи…», пропустить следующий отрывок, найти заметку «чти…» и сразу продолжить чтение с этого места. В качестве иллюстрации приведем апостольское чтение с «преступкой», которое полагается на праздник Богоявления — к Титу зачало 302-е (Тит. 2, 11–14; 3, 4–7):

Чадо Тите, явися благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно, и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Иже дал eсть Себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония и очистит Себе люди избранны, ревнитeли добрым делом.

Преступи Крещению.

[Последующие стихи 2, 15 – 3, 3 опускаются, сразу читается 3, 4]

Чти Крещению:

Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по Своей Eго милости, спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго, Eгоже излия на нас oбильно Иисус Христом, Спасителем нашим, да оправдившеся благодатию Eго, наследницы будем по упованию жизни вечныя.

Источник

Чтецу Богослужебной книги Апостол

Данная бро­шюра пред­на­зна­чена для тех хри­стиан, кото­рые хотят само­сто­я­тельно разо­браться с поряд­ком чтения книги Апо­стол за бого­слу­же­нием в церкви, а также для всех жела­ю­щих рас­ши­рить свой кру­го­зор.

Во время службы в церкви чита­ются бого­слу­жеб­ные книги «АПО­СТОЛ» и «ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ». Чтение этих книг Нового Завета — вели­кий момент бого­слу­же­ния. Сна­чала веща­ется слово апо­сто­лов. Нужно собрать все духов­ные силы, чтобы не на камень пало слово Божие, чтобы не засо­рила и не заглу­шила его сорная трава.

Поря­док чтения «АПО­СТОЛА» и «ЕВАН­ГЕ­ЛИЯ» — сле­ду­ю­щий:

Во время пения «Три­свя­таго», или стихов поемых вместо него, чтец бла­го­слов­ля­ется у иерея1, и исхо­дит с книгою «АПО­СТОЛ» на сре­дину церкви, в среду народа, как бы к наро­дам всего мира, сеять Слово Христа в сердца людей.

Иерей воз­гла­шает: «Вонмем, мир всем»2.

Чтец, стоя лицом к востоку, от лица всех моля­щихся, отве­чает: «И духови твоему» (чтец и весь народ кла­ня­ются в пояс без крест­ного зна­ме­ния) — ответ­ное поже­ла­ние свя­щен­но­слу­жи­телю, пре­по­да­ю­щему бла­го­дат­ный мир, того же мира от Гос­пода.

Иерей: «Пре­муд­рость, вонмем3».

Чтец: «Про­ки­мен4, псалом Дави­дов5…», и ска­зы­вает про­ки­мен и стих его. И паки повто­ряет самый про­ки­мен.

Лик6 между тем трижды отпе­вает про­ки­мен тот. Но кроме вели­ких празд­ни­ков, в сед­мич­ные и в вос­крес­ные дни, почти всегда читают по два, а иногда и по три зачала, поэтому тогда поются два про­кимна, но три про­кимна не бывают нико­гда, хотя бы и три зачала было.

Два же про­кимна поются так: первый про­ки­мен берётся от пер­вого зачала апо­стола. Прежде чита­ется про­ки­мен дню, потом стих его, потом про­ки­мен свя­тому. Напри­мер, в вос­крес­ный день прежде чита­ется вос­крес­ный, потом стих его, потом про­ки­мен свя­тому. Если святой в свят­цах в этот день не указан, тогда свя­тому не читаем, чтем Бого­ро­дице, аще насто­я­тель изво­лит. Паче же если храм Бого­ро­дицы, тогда чтем неот­ложно, если свя­таго нет. По про­чте­нии про­кимна чтецом, лик поёт его. По про­чте­нии стиха про­кимна чтецом, лик поёт первый про­ки­мен. По про­чте­нии вто­рого про­кимна чтецом, лик поёт второй про­ки­мен. Стих же вто­рого про­кимна, а если будет три зачала, то и третий про­ки­мен с его стихом, остав­ля­ются. Но из трёх остав­ля­ется про­ки­мен от того апо­стола, кото­рый чита­ется в сере­дине, под главу пер­вого (как чита­ется второе зачало под главу пер­ваго опи­сано ниже).

По про­ким­нах иерей воз­гла­шает: «Пре­муд­рость».

Чтец ска­зы­вает над­пи­са­ние посла­ния апо­стола, напри­мер: «К Корин­фя­ном посла­ния свя­таго апо­стола Павла чтение» или «Деяний святых апо­стол чтение» и т.п.

Посём иерей: «Вонмем7».

Чтец же чтёт посла­ние апо­стола, те зачала, кото­рые пред­пи­саны в этот день. Если два зачала, то окан­чи­вая первый, чтец воз­вы­шает голос с неболь­шим нако­нец пони­же­нием. Первый и второй зачал начи­нает со слов над­пи­са­ния наверху или внизу стра­ницы, напри­мер: «Братие, святии вси иже верою…» и про­дол­жает читать текст зачала после звёз­дочки. Закан­чи­ва­ется чтение вто­рого зачала воз­вы­ше­нием голоса без пони­же­ния.

Перед нача­лом чтения пер­вого зачала, чтец и весь народ в церкви ограж­дает себя крест­ным зна­ме­нием. Перед нача­лом чтения вто­рого зачала ограж­дать себя крест­ным зна­ме­нием устав не пове­ле­вает.

Когда же будет три зачала, тогда пер­вому не дела­ется в голосе окон­ча­ния, и второй начи­на­ется не с началь­ного слова над­пи­са­ния «Братие…», но прямо с точки под главу пер­вого, то есть чита­ется как единое целое с первым зача­лом.

По окон­ча­нии чтения Апо­стола, иерей воз­гла­шает: «Вонмем, мир ти».

Чтец: «И духови твоему» (чтец кла­ня­ется в пояс).

Иерей: «Пре­муд­рость, вонмем».

Чтец: «Псалом Дави­дов, алли­луйя».

Тогда иерей от цар­ских врат кадит на чтеца и на оба лика и всю цер­ковь8. Лик же по стихам чтеца поёт алли­луйя пяти­кратно. Первый раз по воз­гласу чтеца «Псалом Дави­дов, алли­луйя», второй и третий раз по про­чте­нию чтецом стихов алли­луй­ных пер­вого апо­стола, чет­вёр­тый по про­чте­нию алли­луй­ного стиха вто­рого апо­стола, пятый по воз­гла­ше­нии чтецом «Алли­луйя».

Но когда бывает два стиха по алли­луйя вто­рого апо­стола, то и второй стих его ска­зы­ва­ется (два стиха соеди­ня­ются и про­из­но­сятся без при­оста­новки в голосе). Если бывают алли­луйя не на Литур­гии, а на часах (напри­мер, когда совер­ша­ется служба без свя­щен­ника или со свя­щен­ни­ком, но когда нет воз­мож­но­сти слу­жить Литур­гию), тогда вместе с послед­нею алли­луйя ска­зы­ва­ются при­част­ные стихи обоих апо­сто­лов (напи­саны там же, после послед­него стиха и обо­зна­чены словом «При­ча­стен»).

Если бывает один апо­стол на Литур­гии и стихов для пяти­крат­ного про­чте­ния не хва­тает, то к чет­вёр­той алли­луйя чтец повто­ряет тот стих, кото­рый гово­рил по про­кимне или по первой алли­луйя, а в пятый раз воз­гла­шает едину алли­луйя.

После этого чтец подаёт книгу Апо­стол на клирос, и положа три поклона, про­ща­ется, покло­ня­ясь (в землю) прежде во алтарь ко иерею, потом (в пояс) на оба лика, и нако­нец на всю цер­ковь.

Поря­док чтения Апо­стола и Еван­ге­лия

В конце книги «Апо­стол» име­ются ука­за­тели чтений: «СКА­ЗА­НИЕ ИЗВЕСТНО ИЖЕ ПО ВСЯ ДНИ», «НАЧАЛО СВЯТЫЯ ЧЕТ­ВЕ­РО­ДЕ­СЯТ­НИЦЫ», «СОБОР­НИК, 12 МЕСЯ­ЦЕМ», «ПРО­КИМНИ И АПО­СТОЛИ И АЛЛИ­ЛУ­А­РИИ НА ВСЯКУ ПОТРЕБУ РАЗ­ЛИЧ­НИИ», «ПРО­КИМНИ И АЛЛИ­ЛУ­А­РИИ ВОС­КРЕСНЫ ОСМИ ГЛАСОВ», «ПРО­КИМНИ И АЛЛИ­ЛУ­А­РИИ ДНЕВ­НИИ».

В этом раз­деле име­ется:

Весь текст книг АПО­СТОЛ и ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ для удоб­ней­шего чтения в церкви раз­де­лён на зачала. Зачало — это про­ну­ме­ро­ван­ные фраг­менты тек­стов Еван­ге­лия и Апо­стола, на кото­рые они раз­де­лены для поль­зо­ва­ния при совер­ше­нии бого­слу­же­ний. Зачало — это не глава, это несколько стихов, но рас­по­ло­жены они в опре­де­лен­ной после­до­ва­тель­но­сти. Исполь­зуя бого­слу­жеб­ный круг чтения Апо­стола и Еван­ге­лия в тече­ние всего года, вы про­чтете весь Апо­стол и все Еван­ге­лия. Книга Апо­стол содер­жит:

а) Деяния святых апо­сто­лов;

б) семь Собор­ных посла­ний;

в) четыр­на­дцать Посла­ний св. апо­стола Павла.

Итак, рядо­вых зачал в Дея­ниях без двух ока­зы­ва­ется фак­ти­че­ски не 51, а 49, и поэтому сле­ду­ю­щие рядо­вые зачала в Посла­нии св. Иакова обо­зна­чены циф­рами 50 и 51.

Неко­то­рые мно­го­опыт­ные устав­щики по — иному объ­яс­няют факт нали­чия двух 50‑х и двух 51‑х зачал. При­ве­дём такое объ­яс­не­ние. «Для начала сле­дует уяс­нить, что стро­гого деле­ния на главы/зачала в древ­них руко­пи­сях нет. Посла­ние Иако­вле в одних книгах начи­на­ется 50‑м зача­лом, а в других 51‑м. Напри­мер в Чудов­ской руко­писи Нового Завета писан­ной, по пре­да­нию, Алек­сием, мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским, чудо­твор­цем (ум. в 1378 г.) в Посла­нии Иаковли пять 51‑х зачал и два 52‑х.!

Второй нема­ло­важ­ный момент выяс­не­ния от чего такая несты­ковка в нуме­ра­ции — это уяс­нить себе, какие были книги в упо­треб­ле­нии Цер­ко­вью. Пер­во­на­чально были пере­ве­дены с гре­че­ского Еван­ге­лие-апра­кос9 и Апо­стол-апра­кос10. В апра­косе текст рас­по­ло­жен так, как он чита­ется на цер­ков­ных служ­бах, начи­ная от Пасхи. Напри­мер в извест­ном Остро­ми­ро­вом Еван­ге­лии (1057г.) еже­днев­ные чтения даны на период от Пасхи до Пяти­де­сят­ницы. А на весь остав­шийся год только чтения суб­бот­ние и вос­крес­ные. В Апо­сто­лах-апра­ко­сах после Деяний св. Апо­сто­лов всегда шли Посла­ния св. апо­стола Павла. А Собор­ные Посла­ния нахо­ди­лись в конце книги, также и сейчас они поло­жены в конце годо­вых чтений после Посла­ния к евреям. Напри­мер, такое рас­по­ло­же­ние книг в Новом Завете (Деяния, Посла­ния апо­стола Павла, Собор­ные Посла­ния) при­нято на Западе у като­ли­ков и про­те­стан­тов. На Востоке же при состав­ле­нии четьего Апо­стола — Собор­ные Посла­ния стали раз­ме­щать после Деяний Апо­столь­ских. Вот тут, как я пола­гаю, и про­изо­шла несты­ковка в номе­рах зачал. Деяния делятся на 51 зачало, а Посла­ние Иако­вле начи­на­ется с 50-го зачала. Деле­ние на такое число, видимо не слу­чайно, как сим­во­лика Пяти­де­сят­ницы и соше­ствия Свя­таго Духа. Напри­мер, диакон Аммо­ний в 4 веке Деяния раз­де­лил на 40 глав. Тоже сим­во­ли­че­ское число!».

В Апо­столе встре­ча­ются зачала, обо­зна­чен­ные словом «от полу», т.е. от поло­вины. Само зачало в этом случае, имеет на полях два над­пи­са­ния. Напри­мер, зачал 280‑й (к Тимо­фею посла­ние свя­таго апо­стола Павла) имеет такое деле­ние. Первая поло­вина чита­ется 2‑го октября, а вторая в неделю 31‑ю.

Текст в бого­слу­жеб­ных книгах печа­та­ется черным шриф­том, а все ука­за­ния и объ­яс­не­ния крас­ным шриф­том (кино­ва­рью). При каждом зачале стоит звез­дочка, а внизу ука­зано, когда это зачало чита­ется и какими сло­вами надо начи­нать чтение этого зачала. Счет зачал начи­на­ется с Пасхи, откры­ва­ю­щей «новый год» подвиж­ного годо­вого цикла.

Зна­ко­миться с тек­стом, кото­рый будет читаться на службе, необ­хо­димо зара­нее. Сле­дует пом­нить, что текст чита­е­мый чтецом, пони­ма­ю­щим смысл слов, могут понять и слу­ша­ю­щие люди. Если же чтец сам не пони­мает смысла чита­е­мого, то и люди слу­ша­ю­щие не имеют шансов понять его, разве что кто-то зара­нее будет знаком с чита­е­мым зача­лом. Поэтому чтецу необ­хо­димо нака­нуне службы, озна­ко­миться с про­ким­нами и их сти­хами, с зача­лами и алли­луй­ными сти­хами на пред­сто­я­щий день.

А поря­док чтения Апо­стола и Еван­ге­лия сле­ду­ю­щий:

В ВОС­КРЕ­СЕ­НЬЕ: Всегда прежде чита­ется недель­ное, потом если есть, то свя­тому, а если два святых, то и обоим, мень­шего под главу недель­ного. А если нет свя­тому, то к недель­ному при­ла­га­ется второе Бого­ро­дице, но во время Триоди11, исклю­чая недели мытаря, блуд­наго, второй недели Вели­кого Поста, Бого­ро­дице не при­ла­га­ется, разве только когда будет ей наро­чи­тое празд­нен­ство, тогда в Три­од­ный период 10 Бого­ро­дице не отла­га­ется.

В СЕД­МИЧ­НЫЕ ДНИ: Прежде дню, а потом свя­тому, а если два святых, то обоим, мень­шему под главу днев­ного.

В СУБ­БОТУ: Во время Триоди поря­док тот же, как и в сед­мич­ные дни, но кроме Триоди, днев­ной уже не пред­ше­ствует свя­тому, но после­дует оному, про­из­во­ля­ю­щие же читают и третие зачало за упокой, но по уставу за упокой Апо­стол и Еван­ге­лие чита­ются только, когда нет свя­тому. Таким же обра­зом заупо­кой­ные зачала Апо­стола и Еван­ге­лия читают не только в суб­боту, но и равно во все сед­мич­ные дни.

Иногда бывает недо­ста­ток зачал Апо­стола и Еван­ге­лий до недели мытаря и фари­сея. В этом случае необ­хо­димо отсту­пить вспять и снова начать читать уже про­чи­тан­ные зачала, по коли­че­ству недо­ста­ю­щих седмиц, сколько их не хва­тает до недели мытаря и фари­сея. Такое дей­ствие назы­ва­ется отступ­кой.

ПЕНИЕ АНТИ­ФО­НОВ12. В вели­кие празд­ники бывает пение особых празд­нич­ных анти­фо­нов13 в виде стихов из псал­мов, содер­жа­щих про­ро­че­ства или пре­ду­ка­за­ния на данный празд­ник. В книге Апо­стол есть ука­за­ние на пение таких анти­фо­нов в сле­ду­ю­щие празд­ники:

При этом к пер­вому анти­фону бывает припев:

«Молит­вами Бого­ро­дицы, Спасе, спаси нас», ко 2‑ому — «Спаси ны, Сыне Божии, рож­де­ися от Девы…» или: «Пре­об­ра­зи­вы­ися на горе…» и т. д. «Поющих ти: Алли­луиа, (трижды)». Тре­тьим анти­фо­ном явля­ются стихи из псал­мов, чере­ду­ю­щи­еся с пением тро­паря празд­ника.

При­ве­дём кон­крет­ный пример дей­ствий чтеца при пении особых празд­нич­ных анти­фо­нов на празд­ник Бого­яв­ле­ние Гос­пода Бога и Спаса нашего Исуса Христа. Текст анти­фо­нов этого празд­ника при­ве­дён в книге Апо­стол в раз­деле «СОБОР­НИК, 12 МЕСЯ­ЦЕМ», месяца января в шестой день.

Во время чтения екте­нии, чтец берёт книгу Апо­стол и ста­но­вится перед иконой Спа­си­теля (справа от Цар­ских Врат). Бла­го­слов­ляться перед этим не нужно. По окон­ча­нии чтения екте­нии, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к веду­щему кли­росу, (назо­вём его — первый лик) кла­ня­ется в пояс и читает текст: «Во исходе Изра­и­леве от Египта дому Ияковля из людий варвар. Молит­вами Бого­ро­дицы Спасе спаси нас». Чтец кла­ня­ется пер­вому лику в пояс и пово­ра­чи­ва­ется лицом к иконе Спа­си­теля. Первый лик тем вре­ме­нем отпе­вает этот стих. По окон­ча­нии пения этого стиха, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к дру­гому лику, кла­ня­ется в пояс и читает второй стих: «Бысть Иудея свя­тыни Его, Изра­иль область Его. Молит­вами Бого­ро­дицы Спасе спаси нас». Чтец кла­ня­ется вто­рому лику в пояс и пово­ра­чи­ва­ется лицом к иконе Спа­си­теля, второй лик тем вре­ме­нем отпе­вает этот стих. По окон­ча­нии пения этого стиха, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к пер­вому лику, кла­ня­ется в пояс и читает третий стих также как преды­ду­щие стихи. По окон­ча­нии пения этого стиха, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к дру­гому лику, кла­ня­ется в пояс и читает чет­вёр­тый стих тем же поряд­ком. По окон­ча­нии пения этого стиха, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к пер­вому лику, кла­ня­ется в пояс и читает: «Слава Отцу и Сыну и Свя­тому Духу. Молит­вами Бого­ро­дицы Спасе спаси нас». Чтец кла­ня­ется пер­вому лику в пояс и пово­ра­чи­ва­ется лицом к иконе Спа­си­теля. Первый лик тем вре­ме­нем отпе­вает этот стих. По окон­ча­нии пения этого стиха, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом ко вто­рому лику, кла­ня­ется в пояс и читает: «И ныне, и присно, и во веки веком, аминь. Молит­вами Бого­ро­дицы Спасе спаси нас». Второй лик тем вре­ме­нем отпе­вает этот стих.

Потом свя­щен­ни­ком чита­ется екте­ния малая, по окон­ча­нии кото­рой чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом ко вто­рому лику, кла­ня­ется в пояс и читает стихи вто­рого анти­фона, тем же поряд­ком, что и первый анти­фон. Дойдя до слов «Слава, и ныне», про­из­но­сит: «Слава Отцу и Сыну и Свя­тому Духу» и оста­нав­ли­ва­ется. Лик поёт «Слава…, и ныне…» и тор­же­ствен­ный гимн «Еди­но­род­ный Сын Слово Божие…».

Потом свя­щен­ни­ком чита­ется екте­ния малая, по окон­ча­нии кото­рой чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к пер­вому лику, кла­ня­ется в пояс и читает стихи тре­тьего анти­фона, тем же поряд­ком.

Чтец: «Испо­ве­дай­теся Гос­по­деви, яко благ яко в век милость Его. Во Иор­дане кре­ща­ю­щуся Тебе Гос­поди».

Лик же отпе­вает тро­парь пол­но­стью: «Во Иор­дане кре­ща­ю­щуся Тебе, Гос­поди, Тро­и­че­ское явися покло­не­ние: Роди­те­лев бо глас сви­де­тель­ство­ваше Тебе, воз­люб­лен­наго Тя Сына именуя, и Дух в виде голу­бине извест­во­ваше сло­весе утвер­же­ние. Явлейся Христе Боже, и мир про­све­щей, слава Тебе».

По про­чте­нии всех стихов тре­тьего анти­фона до слов «Вход», все кли­ро­шане (первый и второй лик) выхо­дят на центр храма и там поют послед­ний стих. Чтец стоит лицом к иконе Спа­си­теля, а по воз­вра­ще­нии кли­ро­шан на свои места кладёт книгу Апо­стол.

При воз­гла­ше­нии стихов анти­фона, сле­дует обра­щать вни­ма­ние на встре­ча­ю­щи­еся иногда вместо стихов над­писи: «Той же и другая страна», или «Другая страна той же стих», или «Стих 1, дважды». В этом случае чтец повто­ряет ранее про­чи­тан­ный стих.

Выше­ука­зан­ный поря­док чтения анти­фо­нов при­ме­ня­ется в том случае, если чтец не обла­чён в свя­щен­ные одежды. При чтении анти­фо­нов лицами в свя­щен­ном обла­че­нии, напри­мер све­ще­нос­цами, обла­чён­ными в сти­харь, чтец не стоит на одном месте перед иконой Спа­си­теля, а пере­хо­дит через крас­ную дорожку (на кото­рую могут насту­пать только свя­щен­ные лица) от одного кли­роса к дру­гому. Во всем осталь­ном поря­док дей­ствий сохра­ня­ется тем же.

При­ме­ча­ния:

1 Обычно после того как «Святый Боже…» будет про­пето в третий раз.

2 Так Гос­подь после Своего слав­ного Вос­кре­се­ния при­вет­ство­вал Своих уче­ни­ков. С этим Боже­ствен­ным при­вет­ствием Он послал их на все­мир­ную про­по­ведь Еван­ге­лия. Этим воз­гла­сом пред­ла­га­ется людям внять сле­ду­ю­щему: мир всем — озна­чает соеди­не­ние, ибо Хри­стос разо­рил вражду между Богом и чело­ве­ком, чтобы мир Божий пре­вос­хо­дя­щий всякий ум, соблю­дал сердца наши и разу­ме­ния о Христе Иисусе.

Если служба совер­ша­ется без свя­щен­ника, этот воз­глас не про­из­но­сят и ничем не заме­няют.

3 Воз­глас «Пре­муд­рость, вонмем» — обра­щает вни­ма­ние людей на зна­че­ние про­кимна от псалма Дави­дова.

Если служба совер­ша­ется без свя­щен­ника, этот воз­глас не про­из­но­сят и ничем не заме­няют.

4 Про­ки­мен это крат­кий стих из псал­мов, кото­рый пред­ше­ствует чтению Свя­щен­ного Писа­ния (про­ро­че­ского, апо­столь­ского и еван­гель­ского) или пению других стихов, и выра­жает или силу и содер­жа­ние сле­ду­ю­щего за ним чтения, или зна­че­ние насто­я­щего дня. Стих избран­ный в про­ки­мен из псал­мов Давида, один нико­гда не бывает, но за ним всегда сле­дуют другие стихи, кото­рые объ­яс­няют и под­твер­ждают содер­жа­ние и силу заклю­ча­ю­щу­юся в нём. Его поют перед всяким стихом, сколько бы их не было, и сам он ещё раз после повто­ря­ется.

5 Слова «Про­ки­мен, псалом Дави­дов …» не про­из­но­сятся если первым чита­ется зачал Бого­ро­дице или святым отцам. Тогда чтец сразу воз­гла­шает: «Песнь Бого­ро­дице…» или «Песнь отцем…».

7 Воз­гласы «Пре­муд­рость» и «Вонмем», к началу чтения, упо­треб­ля­ются только в смысле вни­ма­тель­ного слу­ша­ния чита­е­мого.

Если служба совер­ша­ется без свя­щен­ника, этот воз­глас не про­из­но­сят и ничем не заме­няют.

8 Это каж­де­ние уста­нов­лено в знак бла­го­го­ве­ния перед насту­па­ю­щим чте­нием Еван­ге­лия и ука­зы­вает на то, что через про­по­ведь еван­гель­скую бла­го­дать Свя­таго Духа, раз­лив­шись во все концы мира, обла­го­ухала сердца людей и обра­тила их к Жизни Вечной.

9 Апра­кос значит недель­ный. Этим назва­нием опре­де­ляли Еван­ге­лие и Апо­стол, рас­по­ло­жен­ные по порядку днев­ных цер­ков­ных чтений при бого­слу­же­нии, начи­ная с недели Пасхи.

10 Апра­кос значит недель­ный. Этим назва­нием опре­де­ляли Еван­ге­лие и Апо­стол, рас­по­ло­жен­ные по порядку днев­ных цер­ков­ных чтений при бого­слу­же­нии, начи­ная с недели Пасхи.

11 ТРИОДЬ ПОСТ­НАЯ, ТРИОДЬ ЦВЕТ­НАЯ — службы пред­пас­халь­ного и после­пас­халь­ного пери­ода. Пост­ная Триодь содер­жит молит­во­сло­вия на дни Вели­кого Поста и на недели, при­го­то­ви­тель­ные к нему, начи­ная с Недели о мытаре и фари­сее и до Вели­кой Суб­боты вклю­чи­тельно. Цвет­ная Триодь заклю­чает в себе пес­но­пе­ния от Недели Пасхи до Недели Всех святых (девя­тая неделя по Пасхе или первая по Пять­де­сят­нице).

12 Анти­фон — озна­чает попе­ре­мен­ное пение цер­ков­ных пес­но­пе­ний, кото­рое испол­ня­ется на обоих кли­ро­сах, обоими ликами.

13 Анти­фон — озна­чает попе­ре­мен­ное пение цер­ков­ных пес­но­пе­ний, кото­рое испол­ня­ется на обоих кли­ро­сах, обоими ликами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *