что думают учителя о дистанционном обучении в школе
Учителя о переходе школ на дистанционное образование
Ольга, учитель русского языка и литературы в Москве, стаж 25 лет:
Российская система образования к дистанционному обучению готова слабо, скоро мы в этом убедимся, думаю, уже в следующий понедельник. Банально, но все интернет-ресурсы, которыми мы пользуемся в работе, начнут зависать из-за очень высокой нагрузки. Мы будем вынуждены работать через «Электронный журнал», потому что он прикреплен к системе «Московская электронная школа», где хранятся уроки и другие полезные материалы, а она виснет даже в обычные дни.
Могут возникнуть сложности во взаимодействии с учениками. Пока нам предложили общаться с ними, например, через сервис конференц-связи Zoom и электронную почту. Я попросила детей написать мне письмо, чтобы собрать их контакты, а мне начали приходить письма от пользователей «Футя», «Флоки» и «Соленый сахар». Понятно, что это их «ники», но как во всем этом разобраться, понять, кто это? Смешно, конечно, но это действительно проблема.
Учителя в панике, потому что, во-первых, не все хорошо разбираются в интернет-сервисах, а во-вторых, сомневаются, что можно удержать внимание детей и научить их чему-нибудь через веб-камеру. Мы же не знаем, кто будет выполнять задания: ребенок или, условно, его старший брат-студент. Кроме того, при таком преподавании предмета возможно отставание от программы.
Марина, учитель английского языка в младших классах в Хабаровске, стаж 3 года:
На этой неделе мы работаем как обычно, дети приходят на уроки. С понедельника у них начнутся каникулы. После мы начнем вести занятия по интернету.
Вчера нам прислали приказ Минобразования о переходе на дистанционное обучение, но ничего о конкретных онлайн-сервисах в нем не говорилось. Директор с нами тоже это не обсуждала. Мы с учителями в ватсап-чате решили использовать «Электронный дневник». Сейчас мы в нем заполняем журналы, но там есть и другой функционал — можно добавлять общее задание для класса, прикреплять к нему файлы и ссылки. Не уверена, что это хорошее решение. Во-первых, я этими опциями еще не пользовалась. Во-вторых, система работает нестабильно. Например, может выкинуть на главную страницу, если «истекает длительность сеанса» в один час. Сложно прогнозировать, как она себя поведет, когда нагрузка вырастет.
Сейчас даже к «Электронному дневнику» доступ есть не у всех детей и родителей. Если придется их всех подключать, это может стать проблемой. Зная наших учителей, многие из которых пожилые, легко могу представить, как они приходят в школу, садятся в ряд за компьютеры в кабинете информатики и вместе довольно долго разбираются с системой.
Я очень переживаю, что дети пропустят часть программы и им придется наверстывать упущенное. Чтобы не терять с ними личный контакт, можно организовать обучение в скайпе, но не представляю этот процесс с участием 15 детей из младших классов. К тому же, судя по всему, учителей все равно обяжут ходить в школу. Коллеги говорят, что наш интернет не потянет большое количество скайп-конференций. Придется давать детям письменные задания, как мы и решили в чате, — конечно, качество уроков от этого пострадает.
Елена, преподаватель истории и обществознания в Санкт-Петербурге, стаж 8 лет:
С 16 марта в школе, где я работаю, ввели свободное посещение. Для того, чтобы ребенку разрешили не ходить на занятия, родители должны были написать заявление или предупредить классного руководителя смс-сообщением. Этого было достаточно. Многие дети все-таки ходили на занятия, и хотя с каждым днем их становилось все меньше, даже сегодня, в последний учебный день перед каникулами, в классах было в среднем по пять человек.
В следующий понедельник у нас обычный рабочий день: на учителей каникулы не распространяются. Как обычно, будем заниматься бумажной работой. Официально каникулы продлятся с 23 по 29 марта. Говорят, что некоторые школы города уже объявили о переходе после каникул на дистанционное обучение, по крайней мере, на первые две недели. Нам ничего не сказали. Мы ушли в никуда.
Министерство образования рекомендовало платформы для дистанционного обучения: «Фоксфорд», «Яндекс.учебник», портал «Петербургское образование». Прекрасно, только я не знаю, как мы будем все это использовать: у нас в школе проводной интернет работает всего в нескольких кабинетах. Я хожу на работу со своим модемом, но что делать учителям, у которых такой возможности нет?
Суровые будни дистанта. Ответы учителя на вопросы родителей
Дистанционное обучение школьников: проблемы и можно ли их решить.
1. Планируется ли возвращение детей в школы до конца учебного года, если ограничения будут сняты 30 апреля?
— Вчера состоялся разговор с директором нашей школы именно на эту тему. Но, судя по всему, ограничительные меры продлевают и на май и, соответственно, дистанционное обучение тоже.
— Отвечу сначала на первую часть вопроса о частичной учёбе по параллелям. Это невозможно по многим причинам. Во-первых в школе 11 параллелей и за неделю ни одна из них не сможет освоить месячную учебную программу, даже если будут учиться с утра до вечера. Во-вторых, по правилам введённого ныне социального дистанцирования, обучать детей нельзя. В классах по 25-30 человек и разместить их на 1,5 метра друг от друга не получится. Ну, и запретить детям близко приближаться друг к другу тоже не получится. Учитель не сможет это контролировать должным образом. Так что ни один директор на это не пойдёт.
Что касается второй части вопроса, о том, что учителя всё переложили на родителей. Это не совсем так. Если раньше ребёнок находился в школе, то контроль за учебным процессом целиком и полностью был на педагоге. Он по звонку начинал и заканчивал урок, следил за дисциплиной и за выполнением заданий. Вот эта функция сейчас и легла на плечи родителей, потому что педагог не может телепортироваться в каждую семью и усадить ребёнка за учебник. Он проводит онлайн урок – родители должны обеспечить присутствие ребёнка перед экраном, как раньше обеспечивали его присутствие в реальной школе. Если присылает видеоуроки или ссылки на них, то родителю нужно помочь показать это ребёнку, если он ещё плохо разбирается в тонкостях работы на компьютере.
Поймите, что никто из учителей не просит вас стать педагогами. Вас просто просят помочь, быть связующим звеном между педагогом и ребёнком.
3. Как можно аттестовать ребенка уже сейчас, чтобы забрать его из школы на каникулы. Второй класс, сели в 8 утра, встали в 7 вечера. У ребенка кровь из носа уже каждый день идет. Кому жаловаться? Куда написать, чтобы это закончилось?
— Во-первых, давайте разберёмся почему второклассник столько времени проводит за уроками. В чём причина? Если это объём заданий, не соответствующий нормам для 2 класса – это одно. Здесь необходимо созвониться с учителем и выяснить, почему за один день ребёнок должен решить 3 номера примеров, 5 задач, 4 упражнения по русскому языку, сделать доклад по окружающему миру и презентацию по физкультуре. У каждого учителя есть календарно-тематическое планирование и поурочные разработки, где прописаны все задания по конкретной теме.
Но если ребёнок не умеет планировать учебное время, то это совсем другая история. Можно сесть за уроки в 8, закончить их в 7 вечера и при этом успеть посмотреть кино, поиграть на компьютере, погулять с собакой и т.д и т.п. Периодически возвращаясь к урокам и доказывать маме, что сидит целый день.
4. Если я отказываюсь от дистанционного обучения по причине безобразной его организации, мы не отправляем домашние задания, я написала заявление об отказе от дистанта, то каким образом школа будет выставлять оценки за 4 четверть и годовые оценки?
— Полагаю, что вас просто не аттестуют за эту четверть, будут вызывать в школу и просить объяснить причину отказа от обучения. Факт безобразной организации вам придётся доказать. А причина, что вам не проводят онлайн уроки, а только дают номера страниц, увы, не сработает. Так как учитель вправе сам выбирать формы и методы обучения.
Отметки
5. Если предмет без отметок (религия, ритмика), то можно по ним не делать ДЗ?
— Я думаю, что вам такие задания дают просто в рекомендательной, а не обязательной форме. Домашнее задание должно быть прописано в Сетевом городе обязательно. При его отсутствии администрация школы делает вывод, что педагог не ведёт никаких уроков, просто отдыхает и с него снимают оплату.
6. Законно ли требование делать домашнее задание по физкультуре, технологии, изо и т.п.? Ребенок и так имеет проблемы со зрением, но делает за компьютером физкультурные доклады. Как сделать, чтобы учитель изменил задания?
— Отвечаю на первую часть вопроса. Требование выполнять домашнее задание по физкультуре – законно. Тем более, что по данным предметам это не домашнее задание, а то, что дети должны делать на уроке в школе. Ну, вот теперь удалённо, но должны.
Что касается именно докладов, то тут надо просто проговорить ситуацию с педагогом и объяснить, что ребёнок лучше сделает гимнастические упражнения, но не будет писать доклад. Я думаю, что учителю физкультуры это понравится гораздо больше, чем скачанный из Интернета реферат.
7. Законно ли требовать выполнение ДЗ день в день к определенному времени?
— Если учителю принципиальна оценка в этот день, то требование придётся исполнить. Например, контрольный тест. Это здесь и сейчас и ограничено по времени.
И ставить 2, если не вовремя прислали?
— С «2» сейчас очень скользкая ситуация. Учителям приходится балансировать между доверием и принципами. Не секрет, что многие дети попросту «забили» на учёбу. Что им должен ставить учитель за не сданный в срок тест? 5-4-3? А теперь представьте ситуацию: Маша реально сделала тест с ошибками и получила заслуженную «3», а её сосед Петя не делал ничего, но у него тоже оценка «3». Справедливо? В любом случае такие вопросы надо решать с учителем, т.к ситуации бывают разные.
Или снижать оценку на балл, а то и на два за верное, но не вовремя высланное задание?
— Здесь я бы тоже послушала педагога, который выбрал для своей работы именно этот «кнут».
8. Имеют ли право сейчас, в таких непривычных стрессовых для всех условиях, ставить двойки и единицы?
— Единица, как оценка, в балльной системе школы отсутствует. Если подобную «красавицу» вы видите в электронном дневнике, то это означает, что работа не сдана. Правила выставления оценок в Сетевом городе вам должны были объяснить классные руководители.
9. Должен ли учитель отправлять ребенку проверенную работу с указанием ошибок? А то поставили 4, значит, есть ошибка, а какая? Значит, ребенок ее повторит снова.
— Обратная связь обязательна! Комментарий может быть любым – письменно пояснить ученику, где ошибка. Сфотографировать исправленный в программе вариант и выслать обратно, записать аудио сообщение. Да, это очень затратный по времени процесс для педагога, но мы ведь всегда проверяли тетради и раньше по несколько часов, сейчас проверка просто в другой форме, но с обратной связью обязательно.
10. Хотелось бы, чтобы предметы изо, технология, физкультуры, музыка были досрочно аттестованы! Второй ин. язык тоже. Нагрузка на детей и родителей сократится. Ну и остальным педагогам немного умерить пыл, а то такого рвения, с таким объемом заданий не наблюдалось не то, что за год, за все года обучения.
— Ещё раз. Если «свернуть» эти предметы сейчас, то учителя останутся без работы и без оплаты. Покажите мне директора, который так легко будет обнулять свои кадры.
Организация обучения на дистанте
11. Объем занятий и домашнего задания кто регламентирует? Каждый учитель сам? Или всё «спускается свыше»? Можно ли этот объем привести к нормам Санпина?
— Давайте исходить из примерной нормы освоения учебного материала в реальной школе. К примеру, 2 класс, урок русского языка. За 40 минут дети успеют выполнить в тетради 2-3 упражнения + обязательная устная работа. При таком объёме на уроке, на дом учитель имеет право задать одно упражнение. Вот и считайте – весь этот объём, т.е. 3-4 упражнения ребёнок выполняет на дистанте дома. И ещё раз – это не домашнее задание, как таковое. Это полная учебная работа ребёнка.
12. Почему на сайте школы не прописывают способы взаимодействия учитель-ребенок-родитель? Требования у всех разные. Кому в вотсап, кому в эл.почту, кому на Гугл диск, кому ВКонтакте, кому ещё куда. Как получить обратную связь от учителя?
14. Видеоуроков нет и не планируются, 4 класс. Фактически получилось самообразование с выполнением домашнего задания. Но это никак не дистанционное обучение, детей не учат! Вопрос: обязаны ли учителя проводить онлайн-уроки? И вообще – как-то объяснять новый материал, а не давать его на изучение самостоятельно?
— Учитель обязан объяснить новый материал детям. Это его функция, а не родителей. А вот каким путём он это сделает, насколько это будет эффективно целиком и полностью зависит от его компетенции. Если педагог всегда качественно и интересно вёл уроки, использовал всевозможные ИКТ технологии, то и на дистанционном обучении он будет делать то же самое. Инертный или далёкий от технологий педагог не станет в одно мгновение гуру дистанта. Он работает так, как умеет. Но объяснить детям новый материал он должен – хотя бы на листочке нарисовать и выслать всем это объяснение.
15. Учитель выбрал платформу РЭШ. Зайти невозможно! Из всего класса за неделю смогли пробиться к заданию 6 человек, но! Никто не собирается менять условие игры! Однако, оценки за это задание идут в журнал! Как влиять на учителя? Альтернативы она не дает.
— Альтернативы есть всегда. Другое дело, что её кому-то лень искать.
16. Задания повышенной сложности делают в основном родители! Давали бы хоть какой-то минимум, понятный детям и на основании тех знаний, которые положены этими учителями в основу, а то дети изложение еле пишут, а им анализ стихотворений и сочинения задают в один день, плюс по русскому несколько упражнений по новой теме, которую учитель дал на самостоятельное изучение, помимо этого учителя ещё, как минимум, три учителя в тот же день со своими заданиями и у каждого свои требования, часто творческий подход. При этом никаких материалов не дают, но сроки требуют соблюдать! Как это можно изменить?
Оценка работы учителей
17. У нас замечательный учитель, все процессы выстроены грамотно. Но это заслуга именно нашего учителя. Как-то будут мотивированы дополнительно и поощрены такие учителя?
— Если вы хотите поблагодарить своего учителя, не стесняйтесь и лично ему об этом писать и говорить. Это очень поддержит и вдохновит педагога! А если вы хотите, чтобы и администрация знала в лицо своих героев, то можно написать на электронную почту школы благодарность педагогу. Можно даже красиво это оформить. Директор потом распечатает эту благодарность и торжественно вручит учителю на педсовете.
18. Как и куда писать благодарности за организацию процесса? Чтобы отметили и педагогов и директора?
— Сайт школы, Управление образования, Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области.
19. По какому принципу начисляются зарплаты педагогам в дистанционной период. Какими документами регламентированы изменения и на основании чего?
— Оплата педагогов соответствует тарификации, которая проходит в сентябре и распространяется на весь учебный год. С педагогом заключается дополнительное соглашение, где прописываются все суммы. Все изменения только с согласия педагога и составление нового допсоглашения.
Финансовые вопросы
20. Будет ли дотация на питание по потере кормильца ребенку, и какая? Школа не знает.
— Этот вопрос не в компетенции образовательного учреждения.
21. Компенсация питания. Почему только малообеспеченным положена?
— Этот вопрос нужно задавать в Комитет по социальной политике Свердловской области, но не директору.
22. В новостях рапортуют про выданные планшеты, никого не знаю, кому выдали. А вот детей, занимающихся с маленьких телефончиков или с одним компом на всю семью, включая работающих удаленно родителей, много. Как получить планшет?
— Всё зависит от финансовых возможностей и технического оснащения школы. Есть такое в наличии – выдадут, если нет, то и средств на покупку у школы тоже нет.
Итоги работы на дистанте
23. Министерство образования от родителей будет собирать реальную обратную связь о том, как был организован процесс, какие достигнуты результаты и пр. С точки зрения родителей: сколько усилий и времени на это потрачено. Какими конкретно способами и методами? Или отчитаются сами за всех без привлечения обратной связи?
— Я, как учитель, не питаю иллюзий, что статистические данные по итогам дистанционного обучения будут отражать действительность. Вскрылись огромные проблемы – никто не готов к дистанту, ни один участник образовательного процесса. Нет единой системы, нет обученных учителей, нет технического обеспечения этого процесса. Но на бумаге всё будет красиво – мы попробовали и, о чудо! у нас что-то получилось. Какой ценой, никто спрашивать не будет.
24. Будет ли собираться статистика успеваемости по школам на время дистанта? И если большинство школьников скатятся на тройки, это будет как-то учтено? Кто-то ответит за это?
— Ой, вот тут я вас успокою! Уже сейчас все «двоечники» мгновенно стали «отличниками». Дети с ОВЗ, которые учились по адаптированным программам еле-еле, вдруг чудесным образом блестяще освоили традиционную программу. Чудеса дистанта? Нет, это магия ГДЗ и волшебство родителей.
25. Что думают по этому поводу психологи?
— Психологи после дистанта ждут наплыва желающих решить вскрывшиеся проблемы. Работы у них будет очень много!
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Лучше дистанционное образование, чем учеба в нашей школе!
Крик отчаяния обычного учителя о том, в каком состоянии находится сейчас школьное образование. Попробуем разобраться, что тревожит неравнодушных учителей в современном образовании и не лучше ли, действительно, переходить на дистанционное образование?
Вырастет «счастливое поколение свободных людей»!
Эту цитату из отзыва учителя мы вынесли в заголовок статьи, как основную мысль преподавательницы, отдавшей школе многие годы, которой небезразлично, что будет с нашим образованием. Взята эта цитата из отзыва на нашу предыдущую статью «1 сентября 2020 г. в школах начнется глобальный эксперимент по цифровизации образования».
Из большого количества отзывов мы выбрали именно этот, потому что, на наш взгляд, он очень точно отражает мнение тех, кто поддерживает необходимость решительных реформ в нашем образовании.
Мы уже писали о некоторых преимуществах дистанционного образования, но решили поделиться с нашими читателями взглядом «с другой стороны» – со стороны учителя, работающего в школе.
А вот и сама цитата:
Я сама учитель начальных классов. Скажу кратко и прямо: наконец-то не будет возможности истеричным учителям кричать, унижать детей. Умнейшие мужи правят миром.
В 19 лет я пришла в школу учителем и увидела истинное лицо «педагогов», думаю, что объяснять не надо. Меня считают идеальным учителем, но правильнее будет если даже лучшие учителя будут просто консультантами, а не няньками и не будет администрации, директоров, получающих огромные зарплаты, не будет «лагерей», где дети как стадо, друг друга бьют, матерят.
Условия для воспитания не идеальные, а значит, и личности растут лицемерами, приспособленцами, зависящими от настроения «педа»-«гогов». НАКОНЕЦ-ТО, боги услышали прогрессивных мужей и лучшего президента. Долой старую «школу»! Счастливое поколение свободных людей вырастет!
Сразу скажем, что данный отзыв – один из немногих, поддерживающих инициативу внедрения цифровой образовательной среды (ЦОС). Остальные сотни отзывов выражали, мягко скажем, «крайнюю степень раздражения».
Однако для того, чтобы разобраться в грядущей цифровой революции образования нужно знать все мнения.
Основные доводы за решительное реформирование современной школы:
● Низкое качество учительско- преподавательского состава.
К сожалению, многие с этим согласятся.
Надо отметить, что в нашей стране много преданных своему делу настоящих профессионалов, для которых профессия учителя – это призвание, смысл их жизни. Они отдают своим ученикам не только свои знания, но и частичку своей души. Для них ученики – это их дети, которых они за руку выводят во взрослую жизнь. Попасть к такому учителю – мечта каждого родителя, отдающего своего ребенка в школу.
Такие учителя не только страдают сами от необходимости выполнять тягостную для них работу, но и срываются на своих учениках, вырабатывая у них негативную реакцию на посещение школы.
Кто виноват и что делать?
Вся наша система образования построена таким образом, что она не способствует работе педагогов с полной самоотдачей. Сюда надо отнести маленькие зарплаты, различные отчеты по всевозможным поводам, отнимающие уйму времени и сил, работу на пределе из-за нехватки учителей и постоянный прессинг со стороны администрации. И это только часть всех проблем.
Некоторые считают, что если они отдали своего ребенка в школу, то все остальное их не касается.
Такой взгляд противоречит отношению к профессии учителя как к уважаемой и почитаемой в обществе. Для многих это неприемлемо.
К тому же, большая часть учителей – это люди старшего возраста, которые уже подошли к своей пенсионной черте или даже перешагнули ее. Работать в современной школе им трудно, но если они уйдут, то в школах вообще некому будет учить детей, потому что молодые специалисты не идут сюда из-за маленьких зарплат и тяжелых условий труда.
● Прессинг со стороны администрации школы.
Это еще один важный фактор, который влияет на общую атмосферу. Школьные директора – это особая каста «неприкасаемых», которые поставлены сверху для «надзора и управления».
Если кто не знает, поясним, что директора школ, которые были во времена СССР, сильно отличается от тех, кто есть сегодня. Сйечас это надзорная должность.
Как и любые другие руководители в нашей стране, они получают зарплату гораздо большую, чем их коллеги – обычные учителя. Разница в зарплатах зависит от т.н. «коэффициента» надбавки за «директорство», который может быть 2, 3, 4 и более раз. Плюс к этому директору выплачивается процент выручки от школьных платных кружков. В 2018 году он составлял от 3% до 3,75% в месяц и выдается эта сумма в виде премий.
Во всех регионах з/п директора разная и зависит как от рейтинга школы, так и от благосклонности местного департамента образования, которые и определяют пресловутый коэффициент.
Для понимания разницы в зарплатах рядового учителя и директора школы – умножьте з/п учителя в 4 раза и добавьте 3% выручки от платных кружков.
Высокие оклады директоров школ – инструмент контроля лояльности вышестоящему руководству.
Одним словом, современная школа состоит из «рабочих пчелок» – учителей – и надзирающей за ними администрацией в виде директора. Но мы знаем, что когда что-то поставлено в жесткие условия рамок о творческой и высокоэффективной работе можно забыть. Отношения «барина и холопа» не способствуют продуктивной работе, тем более в сфере образования.
● Современная школа воспитывает не личность, а лицемеров и приспособленцев.
«. дети растут лицемерами, приспособленцами, зависящими от настроения «педа»-«гогов».»
К сожалению, в этом тоже есть большая доля истины. Вся наша система образования построена не на желании вырастить из ребенка личность, а, наоборот, на ее подавлении и подчинении.
В итоге после нескольких лет пребывания в школе дети теряют основные признаки личности, – такие как индивидуальность, способность к самостоятельным поступкам, – и приобретают новые навыки угодничества и приспособленчества. Такая прививаемая школой психология ломает личность и делает из нее заведомо подчиненного по жизни человека.
В заключение:
Многие негативно относятся к цифровому (дистанционному) образованию, но если учесть вышеизложенные факты, не лучше ли действительно максимально отдалить своих детей от такой очной школы?
В Государственной Думе состоится обсуждение нового закона «о дистанционном образовании», принятие которого перевернет наши представления о классическом общем образовании и отразится на будущем большой части населения нашей страны — школьниках, педагогах, родителях и всей системе образования. Что представляет собой этот закон и чем он так важен?