Что идет перед панчлайном

Что идет перед панчлайном

Что идет перед панчлайном

Что идет перед панчлайном

Основные термины современной стендап-комедии:

Сетап — подготовка к смешному, начало шутки. В сетапе создаётся ожидание, то есть зритель должен хоть что-то представить у себя в голове от того, что сказал комик.

Панчлайн (панч) — само смешное, шутка. В панчлайне разрушается ожидание, созданное в сетапе.

Акт-аут (отыгрыш) — всё то, что показывает или делает комик, что не относится к повествованию от его лица. Сценка, показывающая одну или несколько точек зрения, которые относятся к биту или выступлению. Через акт-аут имитируют звуки, показывают, к примеру, пародии на людей, животных или неодушевленные предметы и так далее.

Отсылка — шутка, которая отсылается к ранее сказанной шутке. Также, это это приём, где в шутке есть отсылка к чему-либо. Важно понимать, что просто отсылка — это не шутка. Это должна быть шутка с отсылкой.

Бит (блок) — шутка или набор шуток на одну тему от начала до конца, вне зависимости от формы и длины комедии. Короткие шутки на одну тему — бит. История про что-то одно — бит. Метапост-ироничный абсурдный номер от начала до конца — бит.

Сет (выступление) — выступление с определенным набором битов. Сеты комиков могут длиться от минуты до нескольких часов.

Материал — набор шуток, который есть у комика.

Проверенный (обкатанный, готовый, работающий) материал — набор работающих и проверенных шуток.

Вода — всё лишнее, без чего шутка всё равно может работать.

Провис (яма) — неудачный момент в выступлении комика или неудачное выступление одного комика в шоу с несколькими комиками.

Плотный материал — материал, забитый шутками, без провисов и воды.

Выступить в тишину (слив, лажа, тяжёлый/мёртвый зал, не зашло) — неудачное выступление.

Бомба (выступление-бомба, шутка-бомба, бомбическое выступление и др. вариации) — удачное выступление или шутка. Кстати, в англоязычном стендапе «to bomb» наоборот означает неудачно выступить.

Разъёб, разрыв — очень удачное выступление или шутка.

Бест — лучшие шутки комика, обычно по его же мнению.

Внутряк (внутренняя шутка) — шутка, понятная узкому кругу людей или какие-либо вещи, известная только внутри стендап-сообщества. Зрителям эти шутки могут быть непонятны — отсюда выходит главный недостаток внутряков.

Переход (связка) — связывание одного бита с другим через различные приёмы, чтобы выступление казалось более однородным и плавным. Многие комики, к слову, переходами не пользуются. Да, можно просто рассказывать свои биты и не связывать их. Здесь нет никаких правил.

Работа с залом (общение с залом, импровизация с залом) — полу-импровизационное общение комика со зрителями с целью получить комедию или для разогрева.

Разгон — полу-импровизационное создание комедии с добавлением новых шуток или тегов. Обычно происходит в компании комиков, когда они общаются на разные темы, развивают и обшучивают их. Довольно популярными становятся шоу, где комедия создается подобным образом. Самое известное комедийное шоу внутри российской стендап-сцены с «разгонами» — «Порараз Бирацца».

Открытый микрофон (опен-майк, опен или микрофон) — мероприятие, на котором любой желающий может показать своё творчество на сцене. На комедийных открытых микрофонах это, соответственно, шутки. Открытые микрофоны невероятно важны — благодаря им происходит бесконечный, независимый и децентрализованный вход новых лиц в стендап-комедию.

Сетлист — «список битов для сета», который комик пишет на листке или у себя на руке для собственного напоминания. В 2013 году вышло шоу Пола Провензы «Set List: Stand-Up Without a Net», где комики выходили на сцену и начинали разгонять странные и нелепые темы или фразы, которые появлялись на экране. Формат шоу стал популярным и ныне проводится во всех комедийных клубах мира.

Роаст-баттл — комедийное соревнование между комиками, в котором они подкалывают и высмеивают друг друга. Формат стал особенно популярным после одноименного шоу Джеффа Росса на Камеди Централ.

Переводные комики — переведённые на русский язык зарубежные комики. Самые известные в сообществе — самые первые переведённые комики: Джордж Карлин, Джимми Карр, Крис Рок, Дара Обриен, Эдди Иззард, Эдди Мёрфи, Дилан Моран, Даг Стенхоуп, Луи Си Кей, Билл Бёрр.

Хеклер (крикун) — человек из зрительного зала, мешающий выступающему. Комик на сцене не является актёром, у нет сценического образа и выкрик всегда выглядит как атака на самого человека, поэтому комик обычно сразу вступает в перепалку с хеклером.

Комик на разогреве (разогревающий комик) — комик, который выступает вначале шоу и собственно разогревает зал перед последующими комиками или перед хедлайнером, если он есть.

Хедлайнер — «главное имя на афише», обычно самый известный комик комедийного шоу.

Комик-ведущий — комик, который ведёт стендап-шоу. Разогревает зрителей вначале и рассказывает свой материал между выступлениями комиков.

Медийный комик — узнаваемый по ТВ-эфирам комик.

Выезд — гастроли комика или группы комиков в другой город.

Дедпан — стиль безэмоционального рассказа материала. Вопреки странному предубеждению, дедпан не является популярным стилем в стендапе — комиков с дедпаном не так и много.

Ванлайн — короткая шутка из одного-двух предложений. Комиков с короткими шутками также не так много.

Монолог — «авторское слово», речь, обычно обращённая к зрителям. Одна из самых сложных и длинных форм комедии в стендапе. Чисто монолог в стендапе используется редко, обычно это юмористический комментарий-проповедь-рант, который завершает бит. Через монолог комики часто высказывают серьёзное мнение.

Топикал-комедия (актуал, актуальная комедия, новостные шутки) — комедия на актуальные темы или события.

Источник

Как работают панчлайны

Сетап и Панч

Давайте начнем с того, что знает большинство людей. По обыкновению, любая шутка делится на две части:

К примеру, возьмем шутку Уитни Брауна:

«Виделся с бабулей недавно. возможно в последний раз. Ох, нет, она не больна, просто она ужасно скучная».

Разместим вышесказанное на схеме, чтобы вы смогли чётко определить сетап и панч:

Что идет перед панчлайном

Сетап и панч обычно определяют так:

Примечание: Панч сейчас часто называют модным словом «панч-лайн». Однако оно уместно в более крупных формах, например, в стендапе.

Что идет перед панчлайном

Что идет перед панчлайном

Ожидание и удивление

Сетап и панч непосредственно связаны с ожиданием и удивлением. Возьмем шутку Стива Мартина. Обратите внимание, что вы ожидаете после сетапа:

И посмотрите, как панч удивляет вас:

«. которую можно купить за деньги».

После этого вы, возможно, подумаете: «И это все? Ожидание и удивление? И что в этом сложного?»

Что ж, сложное здесь следующее: чтобы это работало, шутка должна вас удивлять. Хитрость состоит в том, что вас нельзя удивить, если вы не ожидаете чего-то другого.

Вот наше новое определение:

Сетап создает ожидание.

Панч создает удивление.

Что идет перед панчлайном

Что идет перед панчлайном

Первая история и вторая история

Теперь вы знаете, что сетап и панч создают ожидание и удивление. Но как они это делают?

Сетап шутки создает первую историю в нашей голове, и мы начинаем чего-то ожидать, затем панч удивляет нас второй историей, которая совместима с первой, но совсем не так, как мы этого ожидали.

Например, представьте себе мужчину-комика, который кажется очень расстроенным, рассказывая эту шутку:

(Грустно) «Моя жена сбежала с моим лучшим другом. Ох, как я по нему скучаю».

Сетап создает первую историю: Мужчина несчастлив, потому он скучает по своей жене. Мы ждем окончание истории, так что нас удивляет панч второй истории: Мужчина несчастлив, потому он скучает по своему другу.

Что идет перед панчлайном

Если в шутке нет двух сюжетных линий – это не шутка. Если панч не раскрывает вторую историю, то это получается просто одна история, но не шутка.

К примеру, вот другая версия:

(Грустно) «Моя жена сбежала с моим лучшим другом. Ох, как я по ней скучаю».

Не смешно. Речь идет о мужчине, от которого сбежала жена, и эта история заканчивается вполне ожидаемо. Здесь нет второй истории и нет удивления. И раз здесь нет удивления, то это не шутка.

Что идет перед панчлайном

Что идет перед панчлайном

Сетап и первая история

А в чем разница между первой историей и сетапом? Это два элемента, выполняющие самые разные функции в структуре шутки. Как первая часть шутки, сетап – это слова и/или действия, которые подготавливают зрителя к чему-либо. И ничего больше. В то время как первая история, основанная на сетапе, является подробной сценой в воображении зрителя, которую они представляют за правду.

Давайте я это покажу на примере старой стандартной шутки:

«Сорок лет я был женат и влюблен в одну женщину. Если жена узнает, то убьет меня».

Первая история: Этот мужчина говорит о том, что очень любит свою жену. За сорок лет у них была богатая и полноценная жизнь, они смогли разобраться со своими проблемами и остались счастливы. Он никогда не изменял ей и хочет быть с ней до конца своей жизни.

Это, примерно та первая история, которую люди мысленно создадут. Как видите, у первой истории определенно больше подробностей, чем у сетапа. Так откуда берутся эти подробности?

Эта большая история была создана предположением из информации, которая была в сетапе. Предположения позволяют нам придавать смысл чему-либо, когда у нас мало информации. Основываясь на нашем жизненном опыте, мы постоянно совершаем подобные мыслительные прыжки. Собственно, поэтому первая история содержит намного больше информации, чем сетап.

Что идет перед панчлайном

Что идет перед панчлайном

Что идет перед панчлайном

Панч и вторая история

Связь между панчем и второй историей такая же, как и между сетапом и первой историей. Как и вторая часть шутки, панч – это просто слова и/или действия, которые удивляют публику. Ничего больше. После панча зрители представляют подробности второй истории, которая в сравнении с сетапом удивляет. Возьмем тот же панч шутки: «Если жена узнает, то убьет меня», и вот моя версия второй истории.

Вторая история: Несмотря на ужасный брак с монстром, этот мужчина не расторгал брак. Чтобы найти хоть немного счастья, мужчина завел любовницу, и она осталась с ним на сорок лет, хотя он был женат. Он жил в постоянном страхе, что жена узнает о его давнем романе и сделает его жизнь еще более несчастной, чем она есть сейчас.

Опять же, во второй истории намного больше подробностей, чем в панче. Вы можете представлять немного другую сцену, но всё же саму суть будут улавливать все.

Что я хочу подчеркнуть, так это как много в шутке находится информации, не озвученной в сетапе и панче – мы ее сами дополняем своими предположениями.

Что идет перед панчлайном

Что идет перед панчлайном

Шутки с сетапом

Как раньше мы уже рассмотрели, когда мы видим или слышим сетап, мы создаем первую историю с помощью большого количества предположений. Одним из этих предположений будет главное предположение.

Главное предположение – это предположение, из которого строится первая история.

Из всех предположений, из которых вы представляете историю, одно главное предположение дает первой истории конкретное значение. Иными словами, если не будет этого главного предположения, то вы представите другую историю, совсем не ту, которая потребуется, чтобы шутка сработала.

Возьмем, к примеру, старую шутку:

«Однажды я сделал косметическую маску, и три дня мое лицо выглядело лучше. Потом маска отпала».

Сетап будет эффективен, если слушатель представит, что комик намазал лицо косметической маской и стал лучше выглядть после этого. Затем панч удивляет всех, показывая совсем другую, вторую историю, в которой комик ходил три дня с маской на лице, которая и правда улучшила его внешний вид. Схема показывает, где находится главное предположение в шутке:

Что идет перед панчлайном

Или вот ещё один пример второй истории.

Одним предложением поменялся смысл всего предыдущего текста. Вместо той истории, которую представил зритель, он неожиданно получил совсем другую.

Что идет перед панчлайном

Что идет перед панчлайном

Что идет перед панчлайном

Шутки без сетапа

Вы, возможно, спросите: «А как насчет всех тех смешных штук, над которыми я смеюсь и в которых нет сетапа?» Так и есть, существует целая группа шуток, в которых формально нет сетапа. Но, как ни странно, у них все же есть главное предположение, но они не нуждаются в сетапе, потому что главное предположение и так уже есть в голове у зрителя.

Например, это происходит, когда вы смеётесь над чей-нибудь неудачей, как бы жестоко это не звучало. На ютубе человек собрался сделать сальто назад, а попал головой в мусорку – это тоже разновидность шутки (непреднамеренная шутка). Или когда вы слышите какой-то абсурд там, где его совсем не ожидали.

Что идет перед панчлайном

Шутки с панчем

Мы уже знаем, что сетап рождает ожидание, когда аудитория создает первую историю с помощью предположений. Панч затем разбивает ключевое предположение (главное предположение) и раскрывается вторая история. Панч это делает, показывая неожиданную интерпретацию того, что было в сетапе. Эта неожиданная интерпретация называется реинтерпретацией.

Как главное предположение создает первую историю, так и реинтерпретация создает вторую историю. Возьмем, к примеру, эту шутку:

«Мой дедушка умер спокойно во сне. Но дети в его автобусе кричали».

Реинтерпретация здесь в том, что он заснул за рулем автобуса, которая является основой для второй истории – дедушка погиб в автоаварии, после того как заснул за рулем, из-за этого дети и кричали. Это, в свою очередь, и сообщает панч – «Но дети в его автобусе кричали».

Схема показывает, где находится реинтерпретация в шутке:

Что идет перед панчлайном

Шутки без панча

Теперь вы, возможно, подумаете: «Ну, раз в панче должна быть реинтерпретация, то как насчет шуток, у которых нет панч фраз?» Возможно, прозвучит странно, но есть некоторые шутки, в которых нет необходимости договаривать панч. Возьмем эту бородатую шутку, где сетап неизбежно приводит к панчу:

Решили как то 3 подружки Аня, Лена и Маша поиграть в римскую империю:

Аня: не, я не буду играть.

Здесь панч кроется в «римской» версии имени Ани. Причём нам необязательно произносить его, так как ваш зритель и сам уже догадался. Это тот случай, когда панча нет, но его несложно додумать самому. В этом примере, интерпретация шутки максимально подталкивает зрителя к реинтепретации.

Ещё несколько хороших панчев для сетапа:

Что идет перед панчлайном

Что идет перед панчлайном

Что идет перед панчлайном

Что идет перед панчлайном

Подведём итоги

Хорошая шутка должна удивлять. Никому не смешны очевидные вещи. Даже если вы шутите про что-то повседневное и очевидное, вы должны подметить в нём нечто удивляющее, выходящее за рамки обычного взгляда. Поэтому панч является обязательным продолжением сетапа.

Отсюда следует, что из сетапа должно вытекать минимум два предположения (первая и вторая история), где хотя бы одно должно быть ожидаемым и одно неожиданным и смешным. В самых смешных шутках панч не только удивляет, но и оказывается лежащим на поверхности. Об этом феномене вы можете почитать в книгах по психологии юмора.

Шутки не столько пишут, сколько ищут. Теперь, используя знание приёмов из прошлого поста и знание структуры шутки из этого, вы можете писать свои шутки и искать среди них смешные, ведь как мы выяснили не все они бывают смешными.

И напоследок вот вам доказательство, что для юмора достаточно неожиданности.

Источник

Сетап и панчлайн: как отжигать с юмором

Что идет перед панчлайном

Помните известную детскую сказку про Золушку? Так вот, есть новости! Карета таки превратилась в полночь в тыкву! Золушке, правда, было уже все равно, потому что она к этому моменту вовсю веселилась с Принцем, а вот водитель эвакуатора удивился конкретно…

Если такое продолжение сказки для вас тоже удивительно, значит, вам стоит прочитать эту статью до конца. А еще пройти наши курсы по «Сторителлингу» и «Современной риторике», где вы научитесь сочинять и рассказывать с выражением стендапы, шуточные миниатюры и просто анекдоты.

Считаете, что этому нельзя научиться? На самом деле можно, как и многим другим вещам в этой жизни. Кое-какие усилия для этого, естественно, потребуются, а начать стоит с понимания основы и структуры любой шутки. Вот для этого нам и нужно разобраться, что такое сетап и панчлайн.

Сетап: что это такое

Слово «сетап» заимствовано из английского, где set up означает «устанавливать» либо «настраивать». Таким образом, сетап – это как бы настройки системы. Слово имеет множество оттенков значений применительно к разным сферам – компьютерная техника, электроника, IT-технологии. Но, коль скоро мы заговорили про юмор, ограничимся пониманием термина применительно к данной сфере.

В двух словах, сетап – это начало шутки или предпосылка к ней. В приведенном выше примере с шуткой про Золушку сетап – это сжатое напоминание читателям сюжета сказки. Без него собственно шутка про эвакуатор будет непонятна.

Панчлайн: что это такое

Слово «панчлайн» тоже английского происхождения. В английском есть слово pun, что означает каламбур, слово punch, употребляемое в значениях «ударять», «пробивать», «удар кулаком», и слово line, чаще всего переводимое как «линия» или «строка».

Таким образом, punchline следует понимать как ударную строчку или собственно шутку, ради которой задумывался сетап. Еще можно встретить такой перевод слова punchline как «изюминка», что тоже правильно. Именно в панчлайне и кроется изюминка шутки.

Итак, панчлайн – это вторая часть конструкции, из которой складывается юмор как таковой. Панчлайн дополняет сетап и придает ему неожиданный смысл, заставляющий смеяться еще секунду назад не подозревавших о возможности такого поворота событий зрителей и слушателей. В шутке про Золушку роль панчлайна выполнил эвакуатор.

Где используется сетап и панчлайн?

Сетап и панчлайн – основа шутки, даже если мы пошутили, не задумываясь. Если мы смешно ответили на комментарий коллеги, значит, в качестве сетапа вступил комментарий коллеги, а в качестве панчлайна – наш ответ. Если вы смешно прокомментировали очередной безумный приказ директора, тут сетапом выступил приказ директора, а панчлайном – ваш комментарий.

Применительно к юмористическим шоу и программам соответствующей направленности – КВН, «Вечерний Ургант», Comedy Club – авторство сетапа и панчлайна обычно едино, а над градусом веселья, ожидаемого от шутки, работает целая команда авторов и сценаристов.

Бывает, что автор пишет для себя сам и сам же выступает в формате стендапа. Например, как Павел Воля из Comedy Club или Валерий Жидков, он же «Тамбовский Волк» из 95-го квартала.

Точно так привлекают авторов к написанию сценариев юмористических фильмов и театральных спектаклей. И если в телевизионном юмористическом шоу вполне возможна импровизация, а в КВН даже есть специальный конкурс «Разминка», построенный исключительно на импровизации, то в кино и театре все шутки прописываются заранее. И строятся они по одной и той же формуле:

Сетап + Панчлайн = Шутка

Получается, если освоить эту формулу, можно стать профессиональным юмористом? И да, и нет. Важно, насколько хорошо вы освоили эту формулу. В конце концов, математику и формулы из физики в школе тоже изучают все, а великими математиками или хотя бы кандидатами физико-математических наук становятся единицы.

Однако попробовать себя в роли писателя и изобретателя шуток может каждый. А мы попробуем объяснить, как сформировать сетап и панчлайн шутки. Начнем с сетапа.

Наука как источник для сетапа

Сетап, произнесенный вне специализированного юмористического шоу, зачастую вовсе не предвещает ничего смешного. Более того, это распространенный прием: взять серьезную научную рекомендацию и придумать для нее смешную концовку. Приведем, чтобы понять, как формируется «научный» сетап, примеры. Самая благодатная почва – это примеры из психологии.

Пример 1:

Если вы злитесь или раздражены, психологи советуют занять себя физическим трудом. Допустим, начать мыть окна. И неважно, что об этом подумают остальные пассажиры автобуса.

Думается, сейчас вы уже и сами поняли, что в качестве сетапа тут выступила рекомендация психологов, а в качестве панчлайна – обман традиционного восприятия и банального продолжения мысли, что окна нужно мыть исключительно дома.

Пример 2:

На приеме у психолога:

– Представьте, что счастье – это когда 3D-принтер…

– В смысле я должен создать его сам?

– В смысле у большинства людей его нет, и никогда не будет.

Тут тоже обыгрывается традиционное ожидание банальности и вариаций на тему «человек сам кузнец своего счастья» и т.д. Тем более что большинство психологов именно на этом и строят свои рекомендации, щедро разбавляя их примерами из науки и практики. Обман ожидания как раз и делает изначально ничего не обещающий диалог смешным.

Пример 3:

Собака может выучить около 250 жестов и слов и научиться считать до 5, что соответствует уровню развития 2-летнего ребенка. Кот реагирует исключительно на звуки открываемого холодильника и сухого корма, насыпаемого в миску, что соответствует интеллекту 45-летнего госслужащего.

Сопоставимость уровня развития собаки и 2-летнего ребенка – научно доказанный факт [Наука 21 век, 2009]. Коты, возможно, тоже могли бы освоить все вышеперечисленное, но не хотят, поэтому со стороны их поведение выглядит так, как описано в панчлайне. Будем надеяться, котов не обидит сравнение с 45-летними госслужащими.

Сказки и притчи как источник для сетапа

Мы начали эту статью с того, что вспомнили сказку про Золушку. Однако это не единственный пример, когда сказка, притча или устное народное творчество становится основой для сетапа.

Пример 1:

Все помнят притчу про двух лягушек, упавших в кувшин с молоком, когда одна утонула, а вторая взбила молоко в масло и выбралась наружу. И мало кто ожидает концовку в виде «спасибо, я лучше в другой магазин молочных продуктов пойду».

Действительно, степень уместности той или иной притчи сильно варьируется в зависимости от контекста и места события. И выводы, которые можно сделать из ситуации, тоже. Здесь сетап – притча про лягушек, панчлайн – ответ покупателя.

Пример 2:

Все помнят сказку про Ивана Царевича и его авторский метод знакомства с девушками – выпущенная в пространство стрела. И нужно обладать хорошей смекалкой, чтобы провести аналогии с обращением в техподдержку большинства телекоммуникационных компаний: «Здравствуйте, Иван Царевич! Мы получили вашу стрелу. К сожалению, в данный момент все лягушки заняты, но ваша стрела очень важна для нас, оставайтесь на линии».

Тут пример чуть сложнее. Сетап не озвучивается полностью, как в предыдущих примерах, а как бы подразумевается. После слов «Здравствуйте, Иван Царевич» всем и так ясно, кто главный герой сюжета. Панчлайн в данном случае – это развитие аналогии со службой техподдержки.

Пример 3:

А, хотя, давай, ложись…

Что я лезу в твою жизнь?

Эта русская народная колыбельная известна всем от мала до велика. Однако и ее можно осовременить, обыграв извечное стремление детей вырваться из-под опеки и гиперприверженность некоторых людей к различным новомодным методам в психологии.

Новости как источник для сетапа

Выпуски новостей – поистине неисчерпаемый источник вдохновения для юмора и шуток. Наша реальность такова, что обыграть можно практически любую новость.

Пример 1:

– Первыми отечественную вакцину от коронавируса получат учителя.

– Вот будут знать, как натягивать хорошие оценки за деньги ученикам. А те потом пойдут работать в лаборатории и разработают вакцину.

Пример 2:

– Чубайса хотят назначить руководителем проектов по Арктике.

– И правильно! Зачем нам эта Арктика.

Пример 3:

– Новые автомобили отечественного производства полностью экологичны.

– Да! Они полностью сгнивают за 3 года.

Пример 4:

На встрече с главой ВТБ Костиным Президент сказал, что «у нас сейчас тяжелые времена». Костин вообще не понял, почему у него сейчас тяжелые времена, однако из вежливости решил согласиться.

Пример 5:

– В магазинах скупили всю гречку. Почему люди скупают именно гречку?

– Ну, потому что рис из Китая (родина ковида), а макароны из Италии (самая мощная вспышка ковида).

Пример 6:

– В период карантина будут запрещены все спортивные соревнования.

– А вот фехтование могли бы и не запрещать! Маски есть, перчатки есть, а если кто нарушит социальную дистанцию, можно проткнуть шпагой.

Пример 7:

– Участвовавший в шоу «Холостяк» султан Брунея не смог определиться с выбором.

Насчет последней мы не уверены, что это была новость, однако что вам мешает самим придумывать новости, похожие на правду, и делать из них шутку?

Исторические факты как источник для сетапа

Точно так за основу шутки можно взять какой-либо исторический факт, придумав к нему неожиданное продолжение.

Пример 1:

5 апреля 1242 года состоялось знаменитое Ледовое побоище. Сразу по окончании Александр Невский отправил своих подопечных наловить рыбу на обед, тем более что лед Чудского озера был уже в лунках.

– Не клюет! С утра покормили слишком сильно, – пожаловались полководцу вернувшиеся без улова воины.

Возможно, кому-то такой юмор покажется черным, однако тут даже не требуется слишком большой фантазии, чтобы сообразить, как можно воспользоваться лунками зимой.

Пример 2:

27 августа 1760 года Императрица Елизавета издала Указ, согласно которому госслужащим было запрещено брать взятки. В 2020 году был юбилей Указа, и очень хочется узнать, когда же он вступит в силу.

Думается, так можно обыграть многие Указы из прошлых столетий, так что поле для сетапов вообще непаханое. В любом случае сетапом будет выступать исторический факт, а вам остается придумать смешное продолжение, т.е. панчлайн.

Как придумать панчлайн?

Мы подошли к самому сложному – панчлайну, т.е. тому, что делает шутку шуткой. При всем многообразии юмора базовых методов, как шутить смешно, не так уж и много.

Основные методы создания шуток:

Конечно же, можно встретить массу других способов, как создать шутку, однако большинство развернутых вариантов, так или иначе, пересекается с вышеназванными способами генерировать юмор. Рассмотрим некоторые варианты подробнее.

Ситуация абсурда как основа панчлайна

Абсурд – это уже само по себе смешно, поэтому потребуется минимум усилий, чтобы оформить абсурдную ситуацию в законченную шутку.

Пример 1:

На этом примере мы видим, что не суть важно, реальна ситуация абсурда или выдумана. Смешным может быть и то, и другое.

Пример 2:

– В самолете есть фитотерапевт?

– Тут гомеопату плохо.

Степень доверия людей к фитотерапевтам и гомеопатам примерно одинаково невысокая. Поэтому ситуацию легко довести до абсурда, представив, что фитотерапевты готовы доверять только гомеопатам. Можно и наоборот, в данном случае это не принципиально.

Пример 3:

– Посоветуйте, пожалуйста, какой телефон брать: Samsung S20 или iPhone 12? Только скорее, а то сигнализация сработала.

Ясно, что грабитель не будет на месте преступления советоваться, что именно ему брать. А для сетапа можно взять обычную бытовую ситуацию, когда люди советуются относительно предстоящей покупки.

Обмен характеристиками как основа панчлайна

Обмен характеристиками в панчлайне – это что-то вроде обмана ожиданий в сетапе. Мы все имеем предустановленные представления, что такое хорошо и что такое плохо. Перевернув эти понятия, можно насмешить многих.

Пример 1:

– Я пришел изгнать демона, который вселился в вас.

– Но я вас не вызывал!

Таким образом, носителем зла оказывается не демон, как мы привыкли считать, а человек, с которым оказалось некомфортно даже демону.

Пример 2:

Многие хозяйки терпеть не могут гостей. Нет, ну действительно, мусор, грязища, куча немытой посуды. И это они еще не пришли!

Тут происходит виртуальный обмен характеристиками. Если все привыкли считать, что куча грязной посуды бывает только после гостей, то мы легко развеем эти заблуждения, показав, что развести грязищу могут и сами хозяева без помощи извне.

Подмена понятий или использование неоднозначности высказывания как основа панчлайна

Подмену понятий можно сделать искусственно, а можно воспользоваться, например, чьим-либо неумением внятно формулировать мысли. Результат будет смешным в обоих случаях.

Пример 1:

– Ребенок не хочет есть мясо. Чем его можно заменить?

– Собакой! Собака всегда хочет есть мясо!

Тут обыгрывается неопределенность отнесения слова «его» к ребенку или к мясу. Разумеется, обычно такие диалоги полны заботы о детях. Однако если дети надоели своими «хочу – не хочу», можно рассмотреть и другие варианты.

Пример 2:

Самое правильное название для топленого молока – «Муму».

Тут используется многозначность и вариативность слова «топленое». Если его понимать не как технологию тепловой обработки, а как производное от слова «утопленный», все становится на свои места, потому что про утопленную Герасимом собачку «Муму» читали все.

Пример 3:

На могилу Альцгеймера нужно возлагать исключительно незабудки.

Это не только подмена понятий, но и игра слов. Болезнь Альцгеймера предполагает проблемы с памятью, а цветы незабудки несут в своем названии месседж «не забудь».

Пример 4:

Она была настолько горячей, что нагрела его на 10 тысяч долларов.

У слова «горячий» множество значений: от температурных характеристик до темперамента. У слова «нагрела» тоже несколько значений: от подогрева пищи до обмана и мошенничества. Если соединить два многозначных слова, тоже может получиться смешно.

Пример 5:

Пожилой сотрудник отпрашивается у молодого начальника пораньше с работы, т.к. собирается пойти на электрофорез. Начальник отвечает, что, «конечно, идите, но, вообще-то, их последний альбом так себе».

Это что-то наподобие конфликта поколений. Для пожилых электрофорез – это медицинская процедура, для молодых – синти-поп-группа (послушать можно здесь).

Как вариант, можно поискать созвучные слова и получить новую шутку. Например, карантинную народную сказку «Сестрица Удаленушка и братец Диванушка».

Использование банального и очевидного как основа панчлайна

Использование банального и очевидного с подтверждением банальности и очевидности может быть ничуть не менее смешно, нежели подмена понятий. Подтвердить банальность и самоочевидность, когда все настроились услышать что-то необычное – это тоже искусство.

Пример 1:

– Почему вы стали врачом?

– Ну, у меня особого выбора не было, я закончил медицинский университет.

Пример 2:

– Папа, а наш ежик от старости помер?

– Конечно, был бы молодой, тогда точно бы от КАМАЗа убежал.

Таких банальностей при желании можно набрать целый вагон, поэтому долго останавливаться не будем. Поехали дальше!

Обыгрывание ассоциаций как основа панчлайна

Обыгрывание любого сходства, реального или мнимого, ассоциаций, реальных или вызванных нездоровой фантазией, тоже является неисчерпаемым источником шуток.

Пример 1:

– Простите, а фильм «Омерзительная восьмерка» – это про АвтоВАЗ или про пиво «Балтика»?

Тут обыгрываются массовые ассоциации слова «восьмерка» с разными предметами и явлениями. Поэтому, даже предложив выбор из двух вариантов, можно найти третий, еще более смешной. К слову, фильм «Омерзительная восьмерка», реально существует, и вышел на экраны в 2015 году. Посмотреть можно здесь.

Пример 2:

– У него вся жизнь такая: химия-лагерь, химия-лагерь.

– Нет, он учитель химии! А летом ездит вожатым в детский лагерь.

Тут, возможно, многим понадобится уточнение. «Химией» долгие годы называлась колония-поселение для преступников, совершивших неумышленные правонарушения (например, автомобильная авария) или получивших положительные характеристики в период отбытия основного наказания.

Пример 3:

В завещании таксист просил не хлопать крышкой.

Это пример панчлайна без сетапа. Точнее, сетап уже как бы «вмонтирован» в панчлайн. То, что таксисты не любят, когда хлопают крышкой багажника, знают все, кто хоть раз ездил на такси в аэропорт. Учитывая размеры страны, таких людей немало. Поскольку гроб тоже закрывается крышкой, то осталось лишь предположить, что таксист не захочет слышать хлопок даже сквозь вечный сон.

И теперь самый главный вопрос: как научиться шутить смешно? Как сделать так, чтобы качественный сетап и панчлайн стали неразлучны, как Бивис и Баттхед из одноименного юмористического мультсериала 90-х годов прошлого века? Юмор, конечно, на любителя, однако тоже имеет право на жизнь. 1-й эпизод 1-го сезона здесь. Еще один знаменитый образец американского юмора из 90-х – детективный сериал Sledge Hammer («Слэдж Хаммер»). 1-й сезон, 1-я серия тут.

Способы развития чувства юмора

Как развить чувство юмора:

Разумеется, авторов, у которых можно было бы поучиться остроумию, намного больше. Мы выбрали лишь тех, чье творчество практически полностью основано на юморе: Чехов, Довлатов, Губерман. Для лучшего понимания, как придумать что-нибудь смешное, стоит прочитать работу «Формы, средства и приемы создания комического в литературе», где как раз и разбираются нужные вам приемы и методы [Е. Сафонова, 2013].

Кроме того, есть специальные материалы, посвященные развитию чувства юмора и способам, как это сделать. Работа так и называется: «Как смешно шутить?» [Д. Шекебаев, 2016].

А для того чтобы придуманные вами шутки всегда были ко времени, к месту и звучали убедительно, вам стоит освоить стендап как жанр сценического выступления. Это стоит сделать, даже если вы не собираетесь на большую сцену. Зачем среднестатистическому человеку осваивать навыки стендап-выступления? Тому есть несколько причин.

Зачем нужны навыки стендап-выступления:

В общем, если вас интересует, как развить чувство юмора, научиться импровизировать, отработать навыки публичного выступления и чувствовать себя уверенно в любой ситуации, вам стоит научиться шутить и освоить стендап.

Стендап: как научиться

Начать осваивать стендап как жанр можно параллельно с работой над чувством юмора. Если своих шуток пока нет, можете отрабатывать чужие. Как учиться стендапу? Это вполне можно делать самостоятельно!

Как учиться стендапу:

Кстати, поработать над интонированием вы можете, изучив специальный урок «Интонация» в рамках курса «Развитие голоса и речи». Если же вы предпочитаете карьеру сценариста и хотели бы предложить свои услуги ведущим ТВ-шоу страны, вам стоит знать, по каким принципам строятся юмористические шоу.

Как писать юмористический сценарий

Ввиду того, что наше отечественное телевидение во многом заимствует традиции западных ТВ-шоу, есть резон сразу обратиться к первоисточнику и посмотреть, как же готовят юмористические сценарии на Западе. Источники для сетапа во всех странах мира сходны, поэтому мы сосредоточимся на панчлайне, ведь именно он и является «изюминкой» сценария.

Разновидности сценариев в западной терминологии:

Такую классификацию приемов шоу предлагает TV Tropes – проект по образу и подобию «Википедии», который знакомит с изнанкой телевидения [TV Tropes, 2015].

Надеемся, теперь вы получили общее представление о том, как шутить смешно, и поняли, что это вполне достижимо. Особенно, если пройти наши курсы по «Сторителлингу» и «Современной риторике», где вы научитесь сочинять веселые истории и воодушевлять аудиторию своим выступлением. Мы желаем вам всегда хорошего настроения и умения классно шутить!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *