Что исследователями определяется как характеристика учебных достижений в которой интегрируются

Формирующее оценивание как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся

В настоящее время в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания.

Теперь оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. И речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки. Как же организовать процедуру оценивания, соответствующую этим требованиям?

Оценка – определение ценности или значимости чего-нибудь. (Большой толковый психологический словарь)

Оценивание – это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой.

Оценивание представляет собой комплексный процесс:

Основные задачи оценивания:

Функции оценивания:

ФГОС предъявляют к процессу оценивания следующие требования:

Базовыми принципами оценивания в стандартах нового поколения являются следующиепринципы:

Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет так называемое формирующее оценивание (formative assessment).

Этот термин «относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения» (Black, P. and Wiliam, D. 1998).

Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.

Ключевыми характеристиками формирующего оценивания являются следующие:

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Описать суть формирующего (внутреннего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».

Какими способами можно вводить формирующее оценивание на уроке? Прежде всего, учитель должен следовать алгоритму создания системы формирующего оценивания:

Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

Цель формирующей оценки – способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика.

Формирующая оценка – оценка способствующая обучению:

Формирующее оценивание позволяет учителю:

Пять принципов формирующего оценивания

Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах.

Система критериального оценивания должна давать возможность:

Этапы технологии формирующего оценивания

Шаг 1. Планирование достижения образовательных результатов обучающихся по темам.

Шаг 2. Формулировка цели урока как условия достижения образовательных результатов деятельности обучающихся.

Шаг 3. Формулировка задач урока как последовательности шагов деятельности учащихся.

Шаг 4. Определение конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся на уроке.

Шаг 5. Оценивание деятельности обучающихся в соответствии с критериями.

Шаг 6. Осуществление обратной связи (от учителя к ученику, от ученика к ученику, от ученика к ученику).

Шаг 7. Сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений.

Шаг 8. Определение места обучающегося на пути достижения поставленной цели.

Шаг 9. Корректировка образовательного маршрута обучающегося.

Источник

Статья «Оценка учебных достижений школьника»

Оценка – это правильное
кровообращение,
без нее неизбежны застой и
болезненные явления.
Н. Островский

Любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому оценивание является одним из важнейших компонентов практически любой модели обучения, главная цель которой – это ученик способный к самореализации, саморазвитию, самоорганизации, самоконтролю и самосовершенствованию.

Учебные достижения обучающихся – это УУД, сформированные в процессе учебной и внеурочной деятельности, отражающие достигнутый уровень развития личности.

Особенностями технологии оцен ивания учебных достижений являются:

— комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов образования);

— оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

— оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

— сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

— уровневый подход к разработке инструментария оценивания;

— использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

— использование наряду со стандартными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

— включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

— использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе субъективные и объективные методы оценивания;

— различие оценки (словесной характеристики любых действий) и отметки (знака за решение учебной задачи).

адресное информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о целях, содержании, формах и методах оценки

П ринципы оценивания:

1. Комплексность. Оценка содержит комплекс параметров, отражающих учебные достижения обучающихся. Данные параметры вырабатываются совместно с обучающимися. Оценка отражает не только содержательную, но и процессуальную сторону учебной деятельности.

2. Содержательность и позитивность. Оценка не фиксирует количество ошибок в работе, а характеризует ее достоинства, раскрывая содержание и результаты деятельности ученика. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

3. Определенность и критериальность. Оценка характеризует конкретные качества работы обучающегося, опираясь на те критерии, которые обозначены и согласованы с ним перед её выполнением.

4. Открытость. Оценка доступна ученику в качестве инструмента самооценки. Ученик на основе критериев оценивания может контролировать действия учителя по оцениванию результатов обучения и самостоятельно прогнозировать свою итоговую оценку.

5. Объективность. Оценка объективна в том смысле, что не вызывает разногласий и столкновений ученика и учителя, так как не может быть истолкована многозначно вследствие её открытости и определенности.

6. Диагностичность. Оценка несет информацию о достижениях обучающихся и проблемах, которые ему предстоит решить; она позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую образовательную деятельность.

7. Технологичность. Оценка предполагает соблюдение определенной последовательности действий учителем и обучающимися, она связана с планированием учебной деятельности, процессом выполнения учебного задания и этапом анализа её результатов.

8. Систематичность. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.

9. Психологическая безопасность. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса.

Основными функциями оценки являются:

— мотивационная – поощряет образовательную деятельность ученика и

стимулирует ее продолжение;

— диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика;

— воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника;

— информационная – свидетельствует о степени успешности ученика в достижении образовательных стандартов, овладении умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях.

Основным показателем развития обучающихся является уровень сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов. Контроль и оценка учебных достижений осуществляется во внеурочной и урочной деятельности.

Правила технологии оценивания

1-е правило. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний

2-е правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).

3-е правило. За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.

4-е правило. Отметки выставляются в таблицу требований, рабочий журнал учителя, в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи

5-е правило. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.

— Стартовая диагностика проводиться в начале года, вначале изучения темы, в начале выполнения нового вида деятельности

— Текущее оценивание (промежуточное) осуществляется согласно плану: проверочные работы, диагностические обследования психологом, наблюдения

— Итоговое оценивание сбор информации по средствам сводных таблиц индивидуальных достижений по предметам. Итоговых диагностических методик и портфолио ученика.

Оценка образовательных достижений ученика тесно связана с его самооценкой, она является его частью технологии оценивания как один из видов личностных УУД. Таким образом, рассматриваемые виды оценивания учебных достижений тесно связаны с видами самооценки.

В 1 классе обучение безотметочное. Для оценивания используется знаково-символическая система.

Волшебная линеечка. На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше

Светофор. Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный– я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный – нужна помощь.

Фиксация результатов осуществляется сразу, видна и понятна и ребенку и учителю.

Балловая рейтинговая система оценивания свойственна в основном для средней и старшей школы, где дети уже стоят на пороге выбора профильных предметов. Однако эта система встречается и в начальной школе. Шкала оценивания может быть 10 бальной, 100 бальной. Оценка знаний в баллах не вызывает стресса, не оскорбляет, а дает возможность детально проанализировать причины неудач и выбрать максимально эффективный маршрут дальнейшей деятельности. Существуют разработанные критерии такой оценки и способы ее фиксирования в специальной документации.

– самый высокий уровень – 85 – 100%;

– высокий уровень – 70 – 84%;

– средний уровень – 50 – 69%;

– ниже среднего – 30 – 49%;

– низкий уровень – менее 30%.

Результаты фиксируются в специальных таблицах с указанием уровня по каждому заданию или этапу деятельности.

Еще один подход к уровневому оцениванию на определенных этапах изучения темы или отдельного урока.

1 уровеньфактологический (начальный)

Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:

Выдели, выпиши. Дай определение.

2 уровеньописательный

Ребёнок начинает анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии объектов и явлений

Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:

Приведи свои примеры.

3 уровеньдоказательный (формируется на базе двух предыдущих)

Ребёнок выделяет существенные и несущественные признаки;

Устанавливает причинно-следственные связи;

Прогнозирует изменение процесса при изменении условий;

Пытается дать своё определение, т.е. назвать существенные признаки объекта.

Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:

Что произойдёт, если …?

Дай своё определение.

4 уровеньтворческий

Для его формирования необходимо создать соответствующие условия, освободить ребёнка от жестких рамок правильности.

ребёнок изображает процесс или объект так, как он понимает, не по образцу, а по своему собственному мнению.

Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:

Объясни, как ты понимаешь?

Фиксация результатов так же осуществляется в виде таблицы.

Следующий вид оценивание по критериям предполагает фиксацию результатов в листах индивидуальных достижений, технологических картах, оценочных листах.

Таблицы достижений заводятся отдельно по предметам и ведутся в течение 4 лет

обучения в начальной школе. Они включают в себя перечень умений, соответствующих

планируемым результатам освоения ООП, которыми обучающиеся должны овладеть,

освоив программу определённого класса.

Кроме этого предусмотрены оценочные листы в рамках отдельных блоков или тем

образовательных областей. Это позволяет учителю видеть продвижение каждого

обучающегося, его успехи и неудачи, планировать индивидуальную коррекционную

Возникает вопрос, где взять диагностические материалы для оценки учебных достижений школьников? Создатели многих УМК сейчас выпускают печатные тетради по классам «Диагностика метапредметных, личностных УУД», нередко методические объединения образовательных учреждений разрабатывают диагностические технологические карты, подключая к этой работе психолога.

Конечно, мы никуда не денемся от принятой отметки, которая фиксируется в журнале. Данная технология предлагает выставлять ее, основываясь не только на субъективных суждениях учителя, но и путем процентного соотношения выполненной работы к идеальному выполнению, либо при накопительной системе баллов, отметка выставляется путем вычисления среднего арифметического.

Перевод в четырёхбальную шкалу осуществляется по соответствующей схеме.

Один из видов итоговой накопительной оценки учебных достижений школьников в

определенный период обучения является

Портфолио папка индивидуальных достижений.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.)

Портфель достижений позволяет оптимальным способом организовать накопительную

систему оценки обучающегося. Цель формирования такого портфеля –

продемонстрировать динамику образовательных достижений обучающегося. С его

помощью можно оценить сформированность УУД по следующим разделам, которые вы

можете увидеть на слайде.

-Знакомьтесь это я (личностные, коммуникативные УУД)

-Моя школа (личностные УУД)

-Мой класс (личностные, коммуникативные УУД)

-Мои учебные достижения (личностные, познавательные, коммуникативные УУД)

-Участие в проектах (все виды УУД)

-Пожелания и отзывы (личностные, регулятивные, коммуникативные УУД)

Портфель достижений ученика начальных классов включает в себя следующие материалы:

Выборка детских работ (стартовая предметная диагностика; итоговые контрольные

работы за каждый класс с указанием УУД; комплексные проверочные работы);

Систематизированные материалы наблюдений, мониторингов, психологических

Материалы, характеризующие достижения обучающегося во внеучебной деятельности

(грамоты, дипломы, сертификаты).

Источник

Педагогический контроль.

Что исследователями определяется как характеристика учебных достижений в которой интегрируются Что исследователями определяется как характеристика учебных достижений в которой интегрируются Что исследователями определяется как характеристика учебных достижений в которой интегрируются Что исследователями определяется как характеристика учебных достижений в которой интегрируются

Что исследователями определяется как характеристика учебных достижений в которой интегрируются

Что исследователями определяется как характеристика учебных достижений в которой интегрируются

Основные понятия

Педагогическая система и педагогическая технология; концепция образования; концепция ТQМ; парадигма образования; методика предметного преподавания, педагогическая техника; содержательные и процессуальные компоненты образовательной системы; модель обучения, модель управления качеством образования; модернизация образования; гуманизация, гуманитаризация и информатизация образования; методологический подход, вид педагогической деятельности, тип управления учебно-воспитательным процессом; категория педагогических объектов; критерии технологичности; система ключевых компетентностей, компетентностный подход к обучению, контрольно-измерительные материалы, деятельностный подход к обучению, интенсификация обучения, научно-методический анализ учебного материала, основы рейтингового контролирования учебного процесса; аутентичное оценивание; батарея тестов; валидизация; валидность теста; ведущая идея педагогического теста, гетерогенный тест; гомогенный тест; дискриминативность; игтегративный тест; интервал; контролирующие задания; корреляция; логическая форма высказывания; надежность теста; обучающие задания; параллельные тесты; ответ на задание; педагогический тест; портфолио; правильная форма заданий; правильность расположения элементов задания; спецификация; стандартизация теста; субтест; тематические задания; тестология; технологическая матрица; трудность задания; факторный и результативный признаки; эквивалентные тесты; единый государственный экзамен.

Глоссарий

Педагогический контроль.

Отметка— численный аналог оценочного суждения.

Оценка – это процесс деятельности (или действия) оценивания, осуществляемый человеком в форме суждения, где дается краткая характеристика (в качественном плане) успехов и недостатков в учебной деятельности школьника, а также путей ее совершенствования. Формы оценки: словесные характеристики и балльные отметки.

Отметка – оценочное суждение, выраженное в баллах, цифрах; условно-формальное выражение оценки.

Самооценка – внутренняя контрольно-оценочная деятельность личности.

Учебные достижения – достижения ученика, возникающие в процессе образовательной деятельности.

Достижение– решенная личностно-значимая проблема.

Источник

О понятии «учебные достижения студентов» в условиях компетентностного подхода

Концептуальное введение в педагогическое измерение учебных достижений

Салидин Калдыбаев,

директор института развития образования и инноваций Международного университета Ататурк-Алатоо (Кыргызстан)

Жанара Байтуголова,

ст. преподаватель Нарынского государственного университета им. С.Нааматова (Кыргызстан)

Опубликовано в ж. «Педагогические Измерения», №4 2014 г.

В статье рассматриваются вопросы определения содержания и структуры понятия «учебные достижения студентов» в контексте компетентностного подхода к обучению. Анализируется связь с понятиями «компетенция», «результат обучения».

Ключевые слова: компетенция, государственный образовательный стандарт, результат обучения, учебные достижения, знания, умения и навыки.

Введение

В последние годы в системе образования Кыргызстана наметился сдвиг целевого акцента от знаниевой парадигмы к компетентностной. В связи с трансформацией высшего образования Кыргызской Республики к Болонскому процессу и в связи с необходимостью ориентировать образовательный процесс на конечный результат появились новые трудности в системе оценивания уровня подготовленности студентов. После принятия в Кыргызстане стратегии и концепции развития образования, нормативных документов о переходе к двухуровневой системе обучения появилась возможность пересмотра содержания некоторых понятий, касающихся оцениванию результатов учебной деятельности студентов.

Компетентностный подход к обучению.

Данные обстоятельства позволяют рассмотреть вопросы об изученности понятий «результат обучения» и «учебные достижения студентов» с точки зрения компетентностного подхода.

В 2011 году Правительством Кыргызской Республики принято Постановление «Об установлении двухуровневой структуры высшего профессионального образования в Кыргызской Республике»[1]. Постановлением утверждены макеты государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки для бакалавров и магистров, по специальностям, а также перечни направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. На основании данного документа с 2012 – 2013 учебного года в системе высшего образования Кыргызской Республики введена двухуровневая структура высшего профессионального образования. Данным документом положено начало обновления содержания высшего образования в Кыргызской Республике, причем в качестве одного из оснований обновления высшего образования значится компетентностный подход.

Компетентностный подход в исследованиях определяется как подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Данное понятие получило распространение в системе высшего образования Кыргызстана сравнительно недавно, в связи с разработкой государственного образовательного стандарта нового поколения и дискуссиями о проблемах и путях реформирования высшего образования Кыргызстана. Как известно, компетентностный подход в образовании позволяет обеспечить возможность обучающемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки, использовать разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

Следовательно, задача высшего образования состоит в развитии у студентов способности самостоятельно решать проблемы, возникшие в различных видах деятельности. Содержанием образования в этом случае становится дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем. Образовательный процесс строится путем создания условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем.

С точки зрения компетентностного подхода цели должны предшествовать отбору его содержания. Сначала надо выяснить, для чего нужен данный учебный предмет, а затем уже отбирать содержание, освоение которого позволит получить желаемые результаты.

Государственный образовательный стандарт по направлению «педагогическое образование»[2], основанная на компетентностном подходе предполагает внедрения новых форм, методов и средств обучения и оценивания. В первую очередь потребуется изменения в нормативной базе деятельности вузов, в документах об итоговой аттестации выпускников, аттестации и аккредитации вузов. Естественно, что необходимым условием компетентностного подхода становится разработка нового поколения образовательных программ и учебных планов. Создание этих условий потребует множества усилий, но, не используя компетентностный подход, невозможно достигнуть нового качества образования.

Результат обучения

В связи с анализом работ, посвященных компетентностному подходу, нельзя обойти фундаментальное понятие о результатах обучения. Данному вопросу стали уделить внимание лишь в последнее время. В последние годы в европейском образовательном пространстве особое место занимают многочисленные дискуссии о сущности результатов обучения. С 2003 года эти дискуссии начинают выступать в качестве важнейшего структурного элемента прозрачности системы высшего образования и квалификаций в Европе.

Об этом свидетельствуют многочисленные национальные и международные конференции и семинары, последовавшие в разных странах Европы. Эта прозаичная тема приобретает такое значение, которое никак не прогнозировалось в начале Болонского процесса. Результаты обучения признаются одним из основных компонентов реформы европейского высшего образования.

Бергенское коммюнике (2005) принимает результаты обучения как основа для общих «Дублинских дескрипторов» для трех циклов Европейского высшего образования. В Лондонском коммюнике (2007) расширена значимость результатов обучения. Отмечается, что результат обучения значим для определения ECTS, для развития реформы учебного плана и инноваций, для выражения целей модулей и учебных программ, а также как метод, содействующий развитию студенто-центрированного обучения[3].

На Болонском семинаре «Высшее образование на базе результатов обучения – Шотландский опыт» (г. Эдинбург, 2008 г.) именно результаты образования были названы основными «строительными блоками» болонских образовательных реформ и именно этот методологический подход определен в качестве «сердцевины», ядра парадигмы, перехода к обучению центрированный студенту[4].

В коммюнике 2012 года (г. Бухарест, Румыния) понятию «результаты обучения» отведена центральная системообразующая роль в формировании механизмов прозрачности, оценки и признания образования: «Для консолидации высшего образования в рамках Европейского образовательного пространства необходимо более значительное внедрение результатов обучения»[5].

Результаты обучения и компетенции

Документы Болонского процесса требуют ориентироваться на результат обучения, сформулировать его предварительно для каждого учебного курса. В методической литературе результат обучения отмечается, как конкретные знания, умения и навыки, которые демонстрируют учащиеся в итоге изучения того или иного вопроса[6]. В документах болонского процесса результаты обучения определяются как «заявления о том, что обучающийся будет знать, понимать или будет способен делать после завершения процесса обучения, которые определяются в терминах знаний, умений и компетенций»[7].

В работе кыргызстанских исследователей результат обучения определяется как «усвоенные учеником знания, умения и навыки, сформированные на их основе интеллектуальные и творческие способности, социально значимые свойства (качества, компетентность, познавательная самостоятельность), эмоционально-ценностные отношения с окружающей действительностью, которые выражаются посредством уровней усвоения»[8].

Документы Болонского соглашения предлагают различать понятия «результат обучения» и «компетенция», чтобы отличить разные роли наиболее активных участников – профессорско-преподавательского состава и студентов. Желаемые, планируемые результаты формулируются преподавателями. Во время обучения студенты обладают компетенциями и тем самым развивают их. Другими словами, результаты обучения являются формулировкой того, что обучающийся должен знать, понимать и демонстрировать после завершения процесса обучения. Более того, по мнению специалистов, результаты обучения формулируются в виде требования кредитов, дисциплин, в виде квалификационной рамки выпускников. Сформулированные компетенции в государственном образовательном стандарте, как требования к выпускникам, также является результатом обучения. Таким образом, понятие результат обучения приобретает более обобщенный смысл, как отчужденное, наперед заданное требование для подготовки специалистов.

Кроме этого, результат обучения формулируется и как знания и навыки, способности, которых студентам следует усвоить посредством изучения определенного предмета. Результаты обучения – расшифровка компетенций, применительно к образовательному процессу. Именно в раскрытии этого вопроса результаты обучения соотносятся с учебными достижениями студентов. Именно в области изучения определенного предмета, в характеристике экзаменационной сессии может идти речь об учебных достижениях студентов. Через действия студента во время сдачи зачетно-экзаменационной сессии раскрывается суть их достижений. Поэтому появляется необходимость обратить особое внимание на учебные достижения студентов в рамках образовательного процесса.

Учебные достижения студентов

Это один из главных показателей высшего образования. Данное понятие ещё не исследовано в педагогике в должной степени. Особенность использования данного термина заключается в том, что, с одной стороны, по требованию государственного образовательного стандарта студент должен отслеживаться при завершении обучения, по показателям своих достижений. С другой стороны, это достижения отдельного человека как результат личной активности, стремления удовлетворить свои потребности в познании, самообразовании и самосовершенствовании.

Если обратиться к происхождению данного термина, то можно полагать, что он появился в начале ХХ века с появлением педагогического тестирования. В это время были созданы тесты учебных достижений, характеризующиеся как совокупность заданий, предназначенных для проверки усвоенных знаний, умений и навыков обучающихся по завершению обучения. И примерно в те годы начали употреблять термин «учебные достижения». Из определения тестов можно было понять, что учебные достижения характеризуется как усвоенные знания, умения и навыки.

В словаре понятие «достижение» характеризуется как «успех, положительный результат работы»[9]. С этой точки зрения исследователи обозначили смысл учебных достижений как успех обучаемого, достигнутого в результате овладения знанием, умением и навыком по тем или иным учебным предметам. Согласно этому, в некоторых случаях тесты учебных достижений назывались тестами успешности. Успех также характеризуется как субъектное переживание личностью радости в ситуации совпадения ожидаемого и достигнутого. В словаре С.И. Ожегова слово «успех» раскрывается в двух значениях: во-первых, это положительный результат какой-либо деятельности; во-вторых, это общественное признание, одобрение достижений со стороны окружающих или коллектива[10].

Понятие «достижение» широко исследовано в психологии. Анализ зарубежной литературы показал, что проблема достижений характеризуется как составная часть проблем самоактуализации и самосовершенствования личности. Как отмечает Н.Л.Сабурова, достижения – природная, потенциально заложенная в личности потребность, которая включает в себя стремление человека к положительным эмоциям в учебной деятельности. Стремление личности к достижениям заложено в ней от природы и развивается под влиянием общества[11].

В педагогической и методической литературе учебные достижения характеризуются как результат обучения. По мнению ученых, результат является подтверждением прошлых достижений личности, проявлением стремления личности к самосовершенствованию и свидетельствует о её продвижении в учебной деятельности.

А.А.Малыгин под учебными достижениями понимает доступные наблюдению и оцениванию методами теории педагогических измерений индивидуальные результаты обучения студентов (знания, умения, навыки и компетенции), их личностные новообразования и способы учебной деятельности, выраженные количественными и качественными показателями [12]. По мнению В.Е.Мусиной учебные достижения школьников понимаются как процесс и результат развития учащихся через освоение ими социального опыта в учебном процессе и становление их готовности к самостоятельной организации своей деятельности [13].

Результат обучения и учебные достижения студентов

Как показывает анализ исследований, оперирование понятиями «результат обучения» содержит трудности. Результат может быть охарактеризован как предварительно планируемые, наперёд заданные требования. Во всяком случае, определения авторов склоняются к такому смыслу. Понятия «результат обучения» и «учебные достижения» сходятся на стадии подведения итога учебной деятельности студентов по изучению определенной дисциплины. Когда достигнута поставленная цель, когда реализован планируемый результат, когда произошли изменения в самой личности в результате осуществления учебной деятельности.

Кроме этого, данные понятия идентифицируются в пределах образовательной программы учебных модулей. Поэтому в рамках этих деятельностей мы будем в дальнейшем оперировать понятием «учебные достижения студентов». Следовательно, учебные достижения студентов можно определить как реализованный результат обучения.

По мнению исследователей, при построении учебной программы и модулей, очень важно использование компетенций. Учебная программа должна содержать знания и навыки, которые студенты должны усвоить. Компетенции основываются на требованиях общества, для того, чтобы студенты могли быть востребованы на рынке труда. В данном случае результаты обучения – это те знания и навыки, способности, сформулированные в учебной программе, входящие в состав компетенции. В образовательном процессе, в итоге освоения данной дисциплины результаты обучения превращаются в учебные достижения. Поэтому цели и задачи изучения предметов должны быть составлены с точки зрения деятельности студентов, чтобы на стадии оценивания студент мог продемонстрировать свои достижения.

Этот подход становится основой перехода от содержания модуля и курса (чему преподаватели должны учить) к учебным достижениям (что студент должен уметь делать после успешного окончания модуля). Если результат обучения показывает, что от студентов ожидается, с тем, чтобы они знали, что делать им для успешного освоения модуля, то учебные достижения студентов показывают успешность усвоения модуля или курса. Поэтому полнота и глубина учебных достижений зависит от формулировки результатов обучения. Однако здесь следует учитывать методы обучения и оценивания для достижения поставленной цели. Поэтому важно, чтобы результаты обучения были сформулированы четко и основательно.

Учебные достижения студентов как система

Анализ показывает, что формированию нового содержания понятия «учебные достижения» послужат понятия «результат обучения», «компетентностный подход в образовании», «компетенция и компетентность» и «студентоцентрированное обучение». Поэтому, учебные достижения понимается нами как система, нацеленная на целостность, имеющая взаимосвязанные элементы. Свыше было отмечено, что учебные достижения студентов это сформированные знания-умения, способности, компетенции, которые выражаются в готовности обучаемых использовать их в социально-практических и жизненных ситуациях.

Работа Блума может дать направление для формулировки учебных достижений студентов. Но его иерархию мышления не следует рассматривать как единственный источник для разработки учебных достижений. Они являются плодом размышлений о реалистичной и достижимой комбинации знаний и пониманий, практических навыков (в том числе применение знания и понимания), познавательных и интеллектуальных умений.

Например, в учебной программе дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения»[14], приведены компетенции с указанием деятельностей, осуществляемых на данный момент. Приведем пример:

ПК – 3: способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.

Данная профессиональная компетенция далее расшифровывается в виде элементов учебных достижений студентов:

Как видно из приведенного примера, элементы учебных достижений студентов в свою очередь становятся показателями оценивания. Поэтому исследователями предлагаются использовать показатели универсального характера, пригодные для большинства учебных дисциплин. Причем показатели знаний описываются через владение их элементами, выражающимися в выполнении учащимися интеллектуальных операций, поддающихся оцениванию.

Кроме ЗУН, в качестве учебных достижений студентов можно выделить виды операций мыслительной деятельности студентов как компоненты интеллектуальных умений:

Учебные достижения студентов не ограничиваются этими составляющими. В качестве важных компонентов могут служить:

Заключение

Есть много причин для оценивания учебных достижений студентов с позиции компетентностного подхода. Среди них – желание добиться большей точности и прозрачности квалификаций и квалификационных структур, обеспечить четкую информацию для студентов, лучше адаптировать образование к индивидуальным потребностям, установить и развить связи с рынком труда и занятости, облегчить признание, обеспечить непрерывную связь между профессионально-техническим и высшим образованием, реформировать учебные программы.

Таким образом, можно заключить, учебные достижения студентов определяются в терминах набора знаний, навыков, способностей, позиций и понимания, приобретаемых студентами, как результат получения им некоторого опыта в процессе профессиональной подготовки. Они представляют собой нечто большее, чем пример методологического подхода к выражению и описанию учебных программ и модулей, дескрипторов уровней, циклов и квалификаций, связанных с квалификационными структурами нового стиля. И измерение учебных достижений с их новыми составляющими предполагает уже другие, инновационные методы, в числе которых значится всемерно признанная технология педагогического тестирования.

[1] Постановление Правительства Кыргызской Республики «Об установлении двухуровневой структуры высшего профессионального образования в Кыргызской Республике» от 23 августа 2011 г., август 2011 года.

[2] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению Педагогическое образование (бакалавр). – Б.: 2013. – 176 с

[4] БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: Результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 536 с

[6] Планирование обязательных результатов обучения математике /Л.О.Денищева, Л.В.Кузнецова, И.А.Лурье и др.; Сост. В.В.Фирсов. –М.: Просвещение, 1989. – 237 с

[7] The European qualifications framework for lifelong learning (EQF), European Communities 2008.

[8] Калдыбаев С.К., Ажыбаев Д.М., Бекежанов М.М. Компьютерная диагностика результатов обучения в общеобразовательной школе: практико-ориентированная монография – Бишкек, 2007. –С.37

[10] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с

[12] Малыгин А. А. Адаптивное тестирование учебных достижений студентов в дистанционном обучении. Дисс. к.п.н. – М., 2011. – 183 с

[13] Мусина В.Е. Педагогический мониторинг учебных достижений школьников в деятельности учителя. Автореф. …к.п.н. – Белгород, 2009. – 19с.

[14] Рабочая учебная программа по дисциплине «Современные средства оценивания результатов обучения» для ПрОП «050100.62 – Педагогическое образование» Профиль: Математическое образование по профессиональному циклу Б3.В.00 «Курсы по выбору студента». – Екатеринбург, 2011. – 23 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *